Вариативные формы организации дошкольного образования. «Вариативные формы предоставления дошкольного образования Что такое развитие различных форм дошкольного образования

1

Модернизация системы дошкольного образования, внедрение ФГОС данного уровня образования в качестве приоритетной задачи определяют обеспечение его качества и доступности. В связи с этим в статье обозначены и раскрываются новые тенденции развития региональной системы дошкольного образования Белгородской области, опирающейся на принципы вариативности, открытости, культуросообразности. Авторы выделяют ключевые ее проблемы, связанные прежде всего с удовлетворением потребности в дошкольных учреждениях региона, качеством предоставляемых ими образовательных услуг. Также предлагаются основные направления возможного решения обозначенных проблем, одним из которых является развитие альтернативных форм дошкольного образования, как государственных, так и негосударственных. В статье кратко описывается опыт Белгородской области по решению проблемы развития вариативных форм дошкольного образования, а также предлагается модель организации взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, кафедры дошкольного и начального образования БелИРО по обеспечению научно-методического сопровождения развития вариативных форм дошкольного образования региона.

дошкольное образование

региональная система дошкольного образования

вариативные формы дошкольного образования

качество

доступность

образовательные услуги

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством дошкольного образования в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. URL http://base.consultant.ru/cons. (Дата обращения 17.02.2014)

3. Поташник М.М., Соложнин А.В. Управление образованием на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 480 с.

4. Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 3. – С. 4–5.

5. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 176 с.

Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания образования дошкольников нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования, где на первый план выдвигается цель обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста включено в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года .

Качество дошкольного образования определяется, с одной стороны, предоставлением возможности выбора для индивидуального «образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми ; обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.

С другой стороны, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ, проявляющуюся в гарантии им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным стандартам.

Соответствие качества дошкольного образования определяется по следующим показателям:

  • возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ;
  • выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение самоценности дошкольного детства;
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
  • рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ.

Однако надо признать, что в настоящий период нет единого подхода к параметрам, критериям, показателям, по которым можно было бы определить качество дошкольного образования, его результаты.

Сегодня достаточно острой для Белгородской области является проблема удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ, т.е. доступности качественного дошкольного образования.

В Белгородской области на 01.03.2014 г. функционируют 652 дошкольные организации:

  • 519 муниципальных дошкольных образовательных организаций;
  • 115 образовательных организаций, имеющих в структуре группы для детей дошкольного возраста;
  • 8 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • 9 негосударственных (частных) детских садов;
  • 1 частная школа с дошкольной группой.

Также в муниципальных образовательных организациях функционируют 226 групп кратковременного пребывания.

Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, присмотра и ухода, составляет 67762 ребенка, из них 65412 детей получают услуги в режиме полного дня, 2350 - кратковременного. Охват детей от общей численности детского населения области в возрасте от 1 до 7 лет составляет 68 %. В 2013 году охват детей на этот период от общей численности детского населения области в возрасте от 1 до 7 лет составил 65,9 %. Таким образом, охват детей повысился на 2,1 %.

Решение проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования в регионе ведется по двум основным направлениям:

  • строительство новых и возврат ранее отданных зданий детских садов, перепрофилирование под них различных учреждений, открытие дошкольных групп в школах;
  • развитие вариативных, в том числе негосударственных форм дошкольного образования.

Негосударственный сектор дошкольного образования Белгородчины представлен 9 негосударственными (частными) детскими садами, 1 частной школой с дошкольной группой, имеющими лицензию на образовательную деятельность, 45 индивидуальными предпринимателями и организациями (в 2013 году их было 37), оказывающими услуги по развитию, присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в режиме полного дня. По состоянию на 01.03.2014 года численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, составляет 1375 детей, что на 148 детей больше, чем в 2013 году (по состоянию на 01.05.2013 года численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, составляла 1227 детей).

Следует отметить востребованность альтернативных форм, являющихся структурными единицами муниципальных образовательных учреждений. Например, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки, консультативных пунктов психолого-педагогического сопровождения ребенка и др.

Большим стимулом для развития частно-государственного партнерства и вывода «из тени» частного бизнеса в сфере дошкольного образования стало принятие постановлений правительства области: от 11.04.2011 года № 128-пп «О поддержке развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования», от 23.05.2011 года № 194-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 11.04.2011 года № 128-пп», которые позволили не только создать равные условия для участия негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в предоставлении услуг дошкольного образования, но и обеспечить финансирование части затрат родителей на получение услуг негосударственных поставщиков в размере среднего норматива расходов на одного ребенка, сложившегося в конкретном муниципалитете для муниципального дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день субсидия на получение дошкольного образования в частном детском саду, имеющем образовательную лицензию, составляет в среднем 5220 рублей в месяц, субсидия на получение услуги по присмотру и уходу за ребенком без образовательной деятельности от индивидуального предпринимателя, организации в среднем составляет 2475 рублей.

Кроме того, в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы» 14 предпринимателей, оказывающих услуги для детей дошкольного возраста, получили гранты на создание собственного дела в размере 300 тыс. рублей на безвозмездной и безвозвратной основе.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях роста уровня рождаемости полностью преодолеть дефицит мест пока не удалось. Мониторинг обеспеченности жителей области услугами дошкольного образования показал, что численность детей, не обеспеченных местом в ДОУ в 2013 году, составляет 6932 человека. Из них 70 % - это дети в возрасте от 1 до 3 лет. Охват детей в возрасте от 5 до 7 лет предшкольным образованием составляет 95 %. Очередь в 2012 году составляла 8205 человек. Из них 64,4 % - это дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Следует отметить, что сложившаяся система вариативного дошкольного образования еще не в полной мере удовлетворяет и такие общественные потребности, как:

  • сохранение психического и физического здоровья ребенка;
  • получение качественного образования детьми из неблагополучных семей, малообеспеченных слоев населения;
  • снижения возрастной границы приема ребенка в ДОУ;
  • расширение возрастной границы перехода ребенка в школу (6,6-8 лет);
  • обеспечение гибкого графика работы дошкольных организаций.

В целях преодоления названных проблем и осуществления системного подхода, организационной и научно-методической поддержки развития вариативных, в том числе негосударственных, форм дошкольного образования в целевые региональные и муниципальные программы внесены соответствующие мероприятия - разработана примерная нормативная правовая база и методические рекомендации. Во многих муниципальных образованиях созданы консультативные пункты для частных предпринимателей, юридических лиц, желающих оказывать услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Такая работа может быть организована на основе сетевой системы распространения нормативно-правовой, методической информации через интернет, в дистанционной форме через сайт или портал муниципальной методической службы .

С 2010 года на базе Белгородского института развития образования организован региональный эксперимент, а с 2013 года - региональная инновационная площадка, деятельность которой осуществляется по нескольким направлениям: обеспечение качества дошкольного образования в условиях автономного дошкольного образовательного учреждения; структурно-содержательные основы деятельности Центра раннего развития детей (от 1 года до 3 лет) в условиях ДОУ; апробация системно-динамической модели деятельности Центра консультирования будущих мам; апробация модели организации гувернерских услуг в системе дошкольного образования; управление деятельностью Центра предшкольного образования в условиях реализации вариативных форм дошкольного образования; обеспечение качества дошкольного образования в условиях частного дошкольного образовательного учреждения.

В процессе реализации эксперимента разработаны, апробированы и внедрены оптимальные для условий Белгородской области вариативные формы дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне; приведена в соответствие с российским и областным законодательством нормативно-правовая база, необходимая для создания и функционирования вариативных форм дошкольного образования на уровне образовательного учреждения и муниципального образования; разработана программа мониторинга по изучению эффективности деятельности автономных, частных дошкольных образовательных учреждений, центров развития, включая вопросы изучения общественного мнения; осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая, психологическая, медицинская, юридическая помощь детям и их родителям с использованием информационных технологий. Созданы сайты во всех образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте.

Заметим, что в современных условиях значительно возросла наукоемкость педагогического труда в дошкольном образовании. Педагогические коллективы частных дошкольных учреждений осуществляют самостоятельное проектирование основной образовательной программы, создают собственные модели организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей, авторские программы. Все это вызвало необходимость повышения квалификации руководителей частных дошкольных организаций. Программа курсов «Управление частной дошкольной организацией» была разработана и реализована кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ «БелГУ». Программа включает шесть модулей: «Анатомо-физиологические и психологические особенности детей от 1 года до 5 лет»; «Государственная политика в области дошкольного образования»; «Организация и содержание образовательного процесса в частной дошкольной организации»; «Имидж дошкольной организации»; «Управление персоналом дошкольной организации». Практический модуль предполагает изучение и анализ опыта работы негосударственных дошкольных учреждений.

К проведению лекционных и практических занятий были привлечены преподаватели кафедры, специалисты Департамента образования Белгородской области, Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Белгородской области.

Для воспитателей частных дошкольных учреждений были организованы курсы на базе Белгородского института развития образования. Педагоги частных детских садов и организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, познакомились с современным нормативно-правовым обеспечением деятельности педагогических работников. Совместно с психологом педагоги обсудили анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста. Особое внимание было уделено психологической характеристике детей от 1 года до 4 лет, т.к. дети именно такого возраста в основном посещают частные сады.

Еще одна особенность негосударственных образовательных учреждений - разновозрастные группы. В форме мастер-классов и практических тренингов воспитатели совершенствовали свою компетенцию в организации детских видов деятельности в разновозрастных группах; проведении режимных моментов; использовании современных технологий (здоровьесберегающих, проектных, художественно-эстетического развития и других) .

В ходе обучения руководители негосударственных дошкольных организаций и педагоги имели возможность получить индивидуальные консультации, обсудить проблемы и перспективы развития частной дошкольной организации за «круглым столом». Все слушатели отметили полезность проведенного обучения, положительно оценили его организацию и содержание.

Таким образом, сущность новых тенденций развития регионального дошкольного образования основывается на принципах его вариативности, открытости, культуросообразности, что в конечном итоге способствует достижению целей равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Организация взаимодействия органов управления образованием, образовательных организаций, кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ, кафедры дошкольного и начального образования БелИРО обеспечивает научно-методическое сопровождение развития вариативных форм дошкольного образования региона.

Рецензенты:

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород;

Волошина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород.

Работа поступила в редакцию 26.03.2014.

Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Шинкарева Л.В. РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-5. – С. 1099-1102;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34053 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Департамент образования

Отдел защиты детства

г. Владимир

В методических рекомендациях представлено нормативное и организационное обеспечение вариативных форм дошкольного образования в образовательных учреждениях Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. Предлагается перечень наиболее распространенных вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, семейные детские сады (группы), консультативные пункты, Центры игровой поддержки ребенка, модель сопровождения семьи и ребенка, Служба ранней помощи, Лекотека), а также примерные образцы документов , регламентирующие их создание и функционирование.

Пособие предназначено для руководителей органов местного самоуправления (управлений образованием), заведующих и директоров образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, семей, имеющих детей дошкольного возраста, а также для граждан (организаций), желающих организовать негосударственные (частные) детские сады.

1.Введение.

2.Организация создания вариативных форм дошкольного образования и их разновидности (модели).

3. Банк данных государственных (муниципальных) и негосударственных организаций и других структур во Владимирской области, оказывающих услуги семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

4. Перечень документов, принятых в муниципальных образованиях Владимирской области, по внедрению вариативных форм дошкольного образования.

5. Нормативно – правовые основы организации вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов.

6. Материалы из опыта работы муниципальных образований Владимирской области и других субъектов Российской Федерации по внедрению вариативных форм дошкольного образования

1.ВВЕДЕНИЕ

Во Владимирской области проблема обеспечения общедоступного качественного дошкольного образования является актуальной. Несмотря на достаточно высокие показатели обеспеченности детей дошкольного возраста дошкольными образовательными услугами (охват детей: обл. - 74,4%; РФ-59,1%; ЦФО-65,8%; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования обл. - 87,7%, РФ-81%), в области сохраняется очередность на устройство детей в ДОУ (более 6 тыс. чел.).

Проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях наиболее актуальной является для городских поселений . В сельской местности на 100 мест в сельских детских садах приходится 85 детей, в городской местности на 100 мест - 105 детей. В ряде городов (о. Муром, г. Гусь-Хрустальный, г. Радужный) проблема общедоступности дошкольных образовательных услуг уже решена. Ликвидирована очередность в 6 муниципальных районах сельской местности (Гороховецкий, Кольчугинский, Меленковский, Селивановский, Муромский, Юрьев-Польский районы).

Основным механизмом решения проблемы являются муниципальные программные документы по развитию сети дошкольных образовательных учреждений. В результате их реализации в 2011г. в образовательных учреждениях для дошкольников дополнительно создано 2,6 тыс. мест. Программный подход к организации дошкольного образования в области позволил обеспечить 63,6 тыс. детей дошкольным образованием (2011г.- 59,7 тыс. чел., рост 7%).

Наибольшее число образовательных учреждений, оказывающих услуги в области дошкольного образования, составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляет 90 % и насчитывает 546 единиц. В учреждениях воспитывается 62,8 тыс. чел. (98,7% чел. от числа детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения).

Количество негосударственных дошкольных образовательных учреждений в сравнении с 2010г. сократилось с 4 ед. до 3, из которых 2 НДОУ - в Александровском районе и 1 – в Суздальском районе. В 2011г. негосударственный детский сад ст. Вековка Гусь-Хрустального района передан в муниципальную собственность .

Образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования, в учебном году.

Образовательные учреждения

Муници-пальные ДОУ/детей

Негосударственные

ДОУ/детей

Ведомствен

ные детские сады/детей

Школы с дошколь-ными группами/в селе, в них групп/ детей

ОУ для детей дошк. и мл. шк. возраста/ детей

Всего образова-тельных учреждений/

Количество учреждений/

(80 гр.) /1142

В большинстве муниципальных образованиях области имеются другие государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги семьям, имеющим детей дошкольного возраста (учреждения культуры, образования, социальной защиты и др.).

Учитывая, что в области более 30 тыс. детей дошкольного возраста воспитываются в домашних условиях, в помощь семьям предоставляются услуги консультативных пунктов, созданных на базе 165 дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, в ДОУ организованы «Школы молодых родителей», «Семейные клубы» и др. Каждое пятое учреждение является опорным детским садом по организации работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому.

Услуги по уходу, присмотру и развитию детей оказывают индивидуальные предприниматели и другие структуры. Опыт работы в этом направлении имеется в г. г. Владимире, Коврове, Собинском, Вязниковском районах и др. (таблица 2).

Для наиболее полного решения задачи доступности дошкольного образования органам местного самоуправления рекомендовано оказывать всемерную поддержку организациям и физическим лицам, изъявившим желание организовать семейные воспитательные группы или другие вариативные формы дошкольного образования, в т. ч. не связанные с оказанием образовательных услуг.

В целях обеспечения помощи муниципалитетам в расширении возможностей предоставления населению услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста и использования современных моделей дошкольного образования в муниципальные образования области направлены инструктивно-методические письма , а также опыт работы Пермского края по формированию муниципального заказа на услуги дошкольного образования и Белгородской области по развитию частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.

Вместе с тем в муниципальных образованиях области недостаточно эффективно развивается негосударственный сектор услуг в области дошкольного образования. Основной причиной является отсутствие принятых документов, регламентирующих деятельность вариативных форм дошкольного образования, а также недостаток необходимых площадей (зданий) для создания негосударственных (частных) детских садов, отвечающих санитарным требованиям и нормам, предусмотренных СанПин 2.4.1.2660-10.

В этой связи возникла необходимость в расширении вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями способны оказывать помощь семье в воспитании ребёнка-дошкольника.

2.Организация создания вариативных форм дошкольного образования и их разновидности (модели)

Вариативные формы дошкольного образования, как правило, создаются на базе образовательных учреждений с целью увеличения охвата детей услугами дошкольного образования и предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

§ группа кратковременного пребывания;

§ центр игровой поддержки ребенка;

§ консультативный пункт;

§ служба ранней помощи;

§ лекотека;

§ семейный детский сад (группа);

§ «гувернерство» и др.

1. Группа кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). ГКП создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности .

Группы кратковременного пребывания могут размещаться на базе дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования и иных приспособленных помещениях. Помещения, в которых размещаются группы кратковременного пребывания, должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10.

В настоящее время наиболее распространенными и востребованными ГКП являются:

§ «Адаптационная группа» - для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;

§ «Группа развития» - для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

§ группа «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

§ «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

§ «Группа вечернего пребывания» - для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

§ «Группа для детей с отклонениями в развитии» - для детей от 2 до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в здоровье, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей.

2. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР ) является организационной формой предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на основе современных методов организации игровой деятельности.

Основными задачами ЦИПР являются:

· -оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

· -разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка;

· -ознакомление родителей (законных представителей) со способами применения различных видов игровых средств обучения, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

· -консультирование родителей (законных представителей) по выбору оптимальных методов и средств по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.

3. Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Основные задачи:

    оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; оказание консультативной и методической помощи семьям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; проведение профилактики различных отклонений в
    физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

4. Служба сопровождения семьи ребёнка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основной целью организации модели сопровождения является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

Задачами сопровождения являются:

    определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста; максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка; мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленной психолого-педагогической помощи; консультирование родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста и др.

5. Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи:

Основные задачи «гувернерской службы»

    Оказать помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (на возмездной основе). Реализовать новые подходы во взаимодействии: детский сад-ребенок-семья, развить новые формы дошкольного образования. Организовать диагностическую, консультативную и медицинскую помощь родителям детей, не посещающих дошкольные учреждения. Обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.

3. Банк данных государственных (муниципальных) и негосударственных организаций и других структур, оказывающих услуги семьям, имеющим детей дошкольного возраста в 2012 году

Государственные и муниципальные организации и др. структуры, оказывающие услуги семьям, имеющим детей дошкольного возраста

Негосударственные организации, оказывающие услуги в сфере дошкольного образования

Владимир

ДОУ № 8 - Группа кратковременного пребывания: включение неорганизованных детей-инвалидов в состав функционирующих групп / 2 чел.

ДОУ №№ 70,101 - Группа кратковременного пребывания: Ухода и присмотра (вечерняя) / 22 чел.

ДОУ № 77 - Группа кратковременного пребывания: Адаптационная группа для детей раннего дошкольного возраста / 15 чел.

Группа кратковременного пребывания: Ухода и присмотра (вечерняя)

ДОУ № 000 - Семейная группа / 3 чел.

СШ № 34, 37, 47 - Предшкольная группа 3/ 82

Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимира - Школа раннего развития «Солнышко» / 48 чел

«Детский оздоровительно-образовательный центр г. Владимира» - консультативный пункт / 30 чел

АБВГД-ЙКА, РЕПЕТИТОРСКИЙ ЦЕНТР, тел:

АЗБУКА ДЕТСТВА, ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ВЕСТА, ЦЕНТР ДОСУГА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ГАРМОНИЯ, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР,

ГОРОД ДЕТСТВА, ДЕТСКИЙ ЦЕНТР, ул. Мира, 4А

ЗНАЙ-КА, ДЕТСКИЙ ЦЕНТР, А А, тел:

ЗОЛОТОЙ ключик, СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР

ул. Горького, 69; тел., А; тел.-47- 74

г. Радужный, 1 квартал, 58

МАЛЫШОК, -; тел.

МОЗАИКА, ДЕТСКИЙ ЦЕНТР, ул. Горького, 56А, оф. 804, тел.

оф. 612; тел. (доб. 114); тел.

МОЯ НЯНЯ, ул. Северная, 4-61;

СЮРПРИЗ, ЦЕНТР РАННЕГО РАЗВИТИЯ

УМНИЦА, ЦЕНТР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, пр-т Ленина, 73 ул. Егорова, 10-Б,

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕВОЙ ТАТЬЯНЫ, оф. 302, те.

ЭЛИТ, ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ул. Гоголя , 2, тел.

Гусь – Хрустальный

УДО детский центр «Исток» (кружки для дошкольников худ. гимнастика, изодеятельность)

ДДК «Дектяревец», «Родничок», реабилитационный центр для детей-инвалидов

ИП «Волшебник», ул. Моховая,чел.), ИП «Непоседа», чел.)

Детский оздоровительно - образовательный центр - оказание коррекционной помощи дошкольникам, в УДО - 2 группы для детей дошкольного возраста «Филиппок»;

На базе ДОУ работает 18 адаптационных групп и 2 Центра игровой поддержки

Радужный

УДО «Лад» (организована кружковая работа для детей дошкольного возраста); ДЮСШ «Кристалл» (занятия с детьми по интересам);

ДОУ – 2 ГКП для детей до 3-х лет

Александров-

Вязниковский

Социально-реабилитационный центр «Росинка», УДОД «Центр дополнительного образования для детей», «Дворец спорта для детей и юношества» (80 чел.). В ДОУ №23, г. Вязники работает Центр игровой поддержки (27 чел.)

И. П Смирнова центр «Апельсин» (предшкольная подготовка и психологическая помощь)

Гороховецкий

На базе УДО ЦДТ «Росинка» работает 1 группа социально-психологической поддержки детей 5-6 лет (9 чел.) и 1 группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста (10 чел.), на базе ГУСО Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Семья» получают помощь 10 чел.

В ДОУ №4, г. Гороховец работает ГКП (10 чел.)

Гусь – Хрустальный

ОГУСО «Гусь-Хрустальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

Центр социально-психологической помощи семье и детям (при районной администрации).

Камешковский

Учреждение социальной защиты «Центр социальной помощи семье и детям» (организованы с неорганизованными детьми игровые часы физической и изобразит. направленности); УДО ЦВР (занятия с детьми дошкольного возраста по раннему изучению иностр. языков, изодеятельность)

Киржачский

На базе УДО ЦДТ работают 2 группы по подготовке детей 5-6 лет к школе (24 чел.)

Ковровский

МОУ ДОД «Музыкальная детская школа искусств» - подготовительный класс по обучению детей дошкольного возраста игре на баяне – 12 детей;

*МОУ ДОД «Дом детского творчества»:

1. Группа раннего эстетического развития (пение, танцы, изодеятельность) – 12 детей;

2. Группа раннего развития (интеллектуального направления) – 35 детей.

На базе ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Ковровского района оказывается помощь детям дошкольного возраста из семей группы риска: социально-педагогический патронаж, профилактика детской беспризорности и безнадзорности.

* МАУ «ФОК Дворец спорта»:

3. Секция хоккея – 10 детей.

Кольчугинский

На базе УДО ЦВР работает 2 группы для неорганизованных дошкольников (24 чел) по подготовке к школе

На базе ДОУ №11 г. Кольчугино работает ГКП.

В ДОУ №15 г. Кольчугино функционирует для детей до 3-х лет Центр игровой поддержки «Растишка» (15 чел.).

Меленковский

На базе УДО ЦВР г. Меленки работает 2 кружка интеллектуального и театрального направлений для детей дошкольного возраста (24 чел)

Муромский

На базе социально-реабилитационного центра, г. Муром оказывается помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

На базе дошкольных групп МБОУ «Ковардицкая СОШ» реализуется модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста.

На базе 7 образовательных учреждений функционируют ГКП, которые посещают 49 детей,

Консультативный пункт для детей дошкольного возраста (филиал МБОУ Борис-Глебская СОШ);

Группа для будущих первоклассников (МБДОУ №4 с. Чаадаево).

Петушинский

На базе УДО, г. Покров работают 5 групп по подготовке детей 5-6 лет к школе (54 чел)

Селивановский

На базе Селивановского социально-реабилитационного центра для несовершенл. оказывается помощь детям дошкольн. возраста, в т. ч. детям - инвалидам (39/7 чел.), центр «Здоровая семья» при отделе ЗАГС

Собинский

НОУ «Исток»-центр образовательных услуг (игровые занятия с детьми дошкольного возраста);

ЦИПР на базе МДОУ №1 г. Собинка.

На базе ДОУ №5, г. Лакинск и ДОУ №4 п. Ставрово работают 2 группы КПД (28 чел.)

Детский досуговый центр «Почемучка» (дети от 8 мес. до 5 лет) (ИП)

Судогодский

На базе Судогодского социально-реабилитационного центра для несовершенл. оказывается помощь детям дошкольн. возраста с огран возм. здоровья (2 реб-инв.)

Суздальский

Комплексный центр социального обслуживания населения Суздальского района;

Муниципальное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс» Суздальского района

с. Павловское;

МОУ ДОД «Детская школа искусств» п. Садовый, с. Ново-Александрово;

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы г. Суздаля и Суздальского района».

ГКП в ДОУ с. Клементьево» (3 часа без оплаты, 12 человек до 3-х лет)

Юрьев – Польский

На базе УДО ЦВР работает 6 гр. по подготовке детей к школе «Свирелька» (82 чел.)

На базе МДОУ №6 г. Юрьев-Польский создан Центр игровой поддержки (12 чел., режим работы 3 часа)

«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»

I. Актуальность развития вариативных форм дошкольного образования.

Услуга дошкольного образования, независимо от вариативности форм ее предоставления, должна:

Соответствовать Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», другим нормативным документам, действующим в сфере дошкольного образования;

Обеспечивать охрану и сохранение здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;

Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе;

Создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей;

Быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка;

Быть преемственной с основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Направление работы в вариативных формах дошкольного образования зависит от возраста и социальных характеристик детей.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. » (распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 г. № 1662 р) в качестве одних из первоочередных проблем отечественной системы образования определены следующие:

Внедрение инновационных технологий в образовании, применение проектных методов;

Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании;

Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы;

Обновление организационно-экономических механизмов системы образования;

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования;

Предшкольная подготовка детей, поступающих в первый класс;

Полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» ставится задача по принятию мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ст. 23) ;

организация, осуществляющая образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2) .

Условно услугу дошкольного образования можно разделить на две составляющие:

1. реализация основной образовательной программы дошкольного образования,

2. присмотр и уход за детьми.

При этом услуга дошкольного образования может дифференцироваться:

По возрастным группам – с 2 мес. до 1, 5 лет, с 1, 5 до 3 лет, с 3 до 7 лет;

По длительности предоставления услуги - 12 час – полный день, 8-10, 5 час. – сокращенный день, 13-14 час. – продленный день, 3-5 час. - кратковременное пребывание, 24 час. – круглосуточное пребывание, группы организованные в выходные и праздничные дни;

По направленности: общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная.

В настоящее время в системе дошкольного образования Нижегородской области реализуются следующие вариативные формы организации дошкольного образования:

Муниципальные ДОО;

Семейный детский сад;

Частное образовательное учреждение;

Гувернерские службы в семье;

Группы кратковременного пребывания детей;

Группы конфессиональной направленности (духовно-нравственное воспитание детей на традициях отечественной культуры и др.) .

Возможными организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть:

Детский сад для детей раннего возраста;

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок - родитель», «центр игровой поддержки ребенка», «адаптационная группа», организованные на базе детских садов, учреждений дополнительного образования;

Группы надомного образования («гувернерские группы», «детский сад на дому») .

На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста. Возможными организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть:

Детский сад для детей предшкольного возраста;

Группы общего развития, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

Группы кратковременного пребывания в детском саду;

Группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

Дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования;

Видовое разнообразие вариативных форм дошкольного образования

«Адаптационная группа».

«Будущие первоклассники».

«Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня».

«Группы для детей с отклонениями в развитии».

«Группы кратковременного пребывания».

«Группы кратковременного пребывания для детей, у которыъ русский язык не является родным».

Группы «Особый ребенок».

«Группы развития».

«Консультативный пункт» (КП) .

«Лекотека».

«Семейный детский сад».

«Служба ранней помощи» (СРП) .

«Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР) .

Группы «Учусь плавать».

ДОО с мультикультурным компонентом.

Малокомплектный детский сад.

Существуют также и другие вариативные формы дошкольного образования.

II. Принципы построения вариативных форм дошкольного образования

1. Доступность дошкольного образования

Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей.

2. Вариативность дошкольного образования и единство требований

Необходимыми требованиями к системе дошкольного образования в настоящее время становятся вариативность (способность соответствовать различным образовательным потребностям) и единство (системность как способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников).

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами:

Многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;

Развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.

В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами.

3. Ориентация системы дошкольного образования на гражданский заказ

Гражданский заказ в сфере дошкольного образования формируется как интеграция различных позиций заинтересованных взрослых: родителей, медиков, педагогов, логопедов, психологов.

Построение гражданского заказа относительно образования предполагает поэтапное решение нескольких задач.

* Первая задача – информирование граждан о возможностях образования, о целях модернизации системы образования, о нововведениях. Дошкольное образование обладает большей мобильностью и большими возможностями в реагировании на запросы граждан относительно общего образования. Но для того, чтобы со стороны граждан эти запросы начали поступать (в перспективе такие запросы и оформление ожиданий – это гражданский заказ на дошкольное образование, первоначально необходимо открыть возможности для граждан высказывать свои ожидания и запросы (то есть предоставить «место», пространство для открытого обсуждения своих ожиданий от образования в переговорах с представителями образования, открыть спектр возможностей самой системы дошкольного образования, спектр услуг по обеспечению дошкольного образования (то есть предъявить те возможности дошкольного образования, вернее, образовательных программ, предъявить, ясно показать результаты). Обратная связь начинает выстраиваться с инициацией со стороны системы образования.

* Вторая задача, которую необходимо решать, – задача исследования ожиданий граждан от системы дошкольного образования, изучение удовлетворенности качеством оказываемых услуг в области дошкольного образования. На основании проведенных информационных кампаний, исследований ожиданий граждан появляется возможность для выстраивания диалога между представителями системы образования и институтами гражданского сообщества.

* Построение диалога (в формате переговорных площадок, например) – третья, самая сложная, задача в области оформления гражданского заказа в отношении дошкольного образования.

4. Ориентация системы дошкольного образования на оценку качества образования

На уровне муниципалитетов разрабатываются критерии оценки качества. Основным ориентиром при этом выступают способности детей (познавательные, коммуникативные и творческие). Для оценки качества дошкольного образования используются разные способы. Наиболее предпочтительные - опосредованные показателями качества дошкольного образования (не требуют непосредственного контроля и диагностик способностей дошкольников). В качестве таких показателей выступают образовательные условия, показатели динамики развития способностей и здоровья детей, опосредованные показатели развития способностей (например, успешность адаптации детей к школе). Индикаторами показателя высокого качества образовательных условий являются материальная и кадровая обеспеченность образовательного учреждения (в том числе уровень квалификации педагогов, в частности, их включенность в инновационную деятельность, а также образовательная программа, реализуемая в конкретном образовательном учреждении (лицензирование образовательных программ или наличие статуса инновационных) .

www.maam.ru

Вариативные формы дошкольного образования

Дошкольное образование включает помимо групп полного дня еще и другие формы пребывания ребенка в детском саду. В ряде дошкольных учреждений функционируют группы кратковременного пребывания (ГКП) , которые порой оказываются более «полезными» и «щадящими» для детей.

Вне зависимости от направленности группы, между родителем и дошкольным учреждением заключается договор, в котором прописываются все обязанности сторон. Кроме этого, ежемесячно родители вносят плату. Единственное исключение - это группа «Особый ребенок».

Дошкольное образование в ГКП больше подходит детям из семей, где есть возможность сидеть с ребенком дома - малыши в группах занимаются от 2 до 5 раз в неделю. Занятия в детском саду длятся несколько часов, в зависимости от потребностей ребенка. Поспать малышам в группе не придется, так как занятия организуются либо в первой половине дня, либо вечером.

Записаться в эти группы можно так же, как и в группы полного дня - через комиссии или интернет.

Адаптационная группа

Адаптационная группа предназначается для детей от 2 месяцев до 3 лет. Занятия проводятся вместе с мамами и направлены на то, чтобы малыши заранее привыкли к обстановке детского сада и к общению в коллективе.

Кроме этого, такие занятия полезны для мам - на дошкольных «уроках» они знакомятся с развивающими методиками, придерживаться которых можно в домашнем обучении. Такая группа, как показывает практика, очень востребована родителями.

Занятия построены на частой смене деятельности. Каждый блок занятий объединен одним сказочным сюжетом с использованием сказочных персонажей и игрушек.

Первая часть занятия заключается в приветствии - все садятся в круг и поют детскую песню. Сказочный персонаж здоровается по очереди с каждым малышом.

Далее педагог рассказывает сказку и приглашает малышей к творческой деятельности: лепка, рисование, аппликация. Проводятся подвижные и музыкально-ритмические игры. Обязательно часть времени отводится на свободную игровую деятельность.

В конце занятия дети прощаются со сказочным персонажем и говорят «До новых встреч».

Группа развития

Группа развития - это следующая ступень в дошкольном образовании малыша. Группа предназначается для детишек от 3 до 7 лет. Занятия проводятся без мам и являются продолжением занятий в адаптационной группе.

Основная цель - социализация малышей в коллективе.

Группа БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

В группе занимаются дети старшего дошкольного возраста. Основная цель - подготовка детей к школьному обучению.

Занятия в этой группе обязательно включают в себя физкультуру, математику, уроки грамоты, основы экологической грамоты, музыкальные упражнения, развитие речи и моторику. В обязательную программу входит и игровая деятельность со взрослым, ведь детство никто не отменял.

Группа ИГРАЯ, ОБУЧАЮСЬ

Группа организуется для детей от 1,5 до 7 лет. Основная цель - адаптация детей к дошкольному учреждению.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, физкультминутки, оздоровительный бег, двигательная активность на прогулке. Дважды в в год организуются спортивные праздники.

Группа ЮНЫЙ ОЛИМПИЕЦ

В группу входят дети от 4 до 7 лет. Основная цель - физическое развитие и приобщение детей к спорту. В группе проводятся не только спортивные мероприятия, но и другие занятия.

Например, в лыжной секции малыши, помимо освоения этого вида спорта, посещают творческие уроки.

Для наглядности приведем планирование деятельности в лыжной секции:

  • игровая - различные игры-эстафеты;
  • коммуникативная - прочтение сказок на тему, разучивание стихов;
  • трудовая - уборка участка с контролем дыхания;
  • познавательно-исследовательская - изучение видов шага;
  • музыкально-художественная - рисование на тему «Здоровый образ жизни», рассказ «Если бы я стал лыжником»;
  • выставка детско-родительского творчества;
  • развитие общей моторики, координации движений, гимнастика;
  • самомассаж и массаж.

Такие секции частно можно встретить в дошкольных учреждениях с приоритетным осуществлением физического развития.

Группа УЧУСЬ ПЛАВАТЬ

Группу «Учусь плавать» можно посещать с двухлетнего возраста. Это идеальный вариант для тех, кто хочет легко приучить ребенка к воде.

Обучение детей плаванию в группах осуществляется в комплексе с многообразными формами:

  • физкультурно-оздоровительными (физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры, занятия ЛФК, занятия ритмопластикой и прочее) ;
  • воспитательно-образовательными (музыкальные занятия, изобразительная деятельность, познавательные занятия и др.) .

Как правило, первый час отводится на занятия в бассейне, второй час посвящен музыкальным и ИЗО- занятиям.

Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в закаливании организма и укреплении здоровья.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Новые формы дошкольного образования

В настоящее время становится актуальным и востребованным создание вариативных форм дошкольного образования. Например, семейный детский сад, группы кратковременного пребывания, адаптационные группы и т.д.

Семейный детский сад может являться как подразделением (филиалом) образовательного учреждения любой организационно-правовой формы, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и частным.

Семейный детский садорганизуется в жилых домах или квартирах по меступроживания семьи, и должен соответствовать«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (с изменениями от 20.12.2010 № 164) .

Семейный детский сад как подразделение дошкольного образовательного учреждения открывается по распоряжению учредителя и руководителя учреждения.

Основаниями для открытия семейного детского сада являются:

Письменное заявление потенциального воспитателя семейного детского сада;

Акт обследования специалистами органа управления образования, службы Роспотребнадзора социально-бытовых условий жизни и психологического климата в семье потенциального воспитателя семейного детского сада;

Заявления не менее 3 родителей и заключение с ними договора о помещении ребенка в семейный детский сад;

Заключение трудового договора администрации учреждения с кандидатом в работники семейного детского сада о принятии его на работу с испытательным сроком на 3 месяца.

Работник семейного детского сада зачисляется в штат учреждения с установленной оплатой труда по договору с учреждением. С момента принятия на работу воспитателю семейного детского сада засчитывается педагогический стаж.

Финансирование семейного детского сада производится в соответствии с порядком, установленным учредителем.

Ребёнок в семейном детском саду является воспитанником учреждения и принимается в соответствии с порядком, установленным уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.

Питание детей в семейном детском саду организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведённом для этого месте. Допускается организация питания нескольких видов: с доставкой в специальной таре из учреждения или с приготовлением пищи по утвержденному меню, при наличии необходимых условий, из сырьевого набора продуктов, предоставленных учреждением. При отсутствии возможностей обеспечить детей горячим питанием работа семейного детского сада строится в режиме кратковременного пребывания детей.

Режим работы семейного детского сада и длительность пребывания в нёмдетей определяются уставом дошкольного образовательного учреждения,договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

Группа кратковременного пребывания при образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в течении определённого времени.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) .

Группы могут от-крываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает гибкое содержание и педа-гогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированноё развитие ребенка.

Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видовдеятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательныхуслуг за рамками основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительностипребывания детей) .

Группа вечернего пребывания при образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, направленная на оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, а также присмотра и ухода за детьми.

Группа выходного дня для детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели - форма организации детей дошкольного возраста в выходные дни года, направленная на присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели. Подобная форма предоставления услуг дошкольного образования может быть организована на базе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Задачами групп выходного дня могут являться:

  • помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;
  • усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;
  • социально-нравственное воспитание детей.

Подробней на сайте edu.tatar.ru

Определен порядок обучения дошкольников

До вступления в силу закона об образовании в РФ деятельность ДОУ регламентировалась Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Теперь оно утратило силу, и деятельность дошкольных образовательных организаций определяется«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (далее - Порядок) , утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный N 30038) .

Задача руководителя образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, ознакомить с этим документом всех участников образовательных отношений, организовать образовательную деятельность в соответствии с ним, по согласованию с учредителем внести необходимые изменения и дополнения в локальные акты образовательной организации.

На кого распространяется документ

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы дошкольного образования (ДОУ, общеобразовательные организации и др.) , включая индивидуальных предпринимателей.

Где может быть получено дошкольное образование

Порядком установлено, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования.

Формы дошкольного образования и обучения

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Может использоваться также сетевая форма реализации образовательной программы на основании договора между организациями.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСС ДОО) , если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно введенному порядку освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Возраст и сроки обучения

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДОО.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДОО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования .

Языки обучения

Порядком установлено, что образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик в соответствии с их законодательством, но не в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность .

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В них осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Могут быть организованы без реализации образовательной программы :

  • группы детей раннего возраста , обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы) .

Режим работы

Режим работы - по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом .

Группы могут функционировать в режиме:

  • полного дня (12-часового пребывания) ;
  • сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания) ;
  • продленного дня (13-14-часового пребывания) ;
  • кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания;
  • группы выходного дня - по запросам родителей (законных представителей) в выходные и праздничные дни.

Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Настоящим Порядком определена также организация дошкольного образованияи для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Установлено, что дошкольное образование их может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях .

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек .

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия , включающие:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего детям необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания образовательных организаций;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При этом воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно :

  • специальные учебники и учебные пособия;
  • иная учебная литература;
  • услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях .

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников в этом случае определяются нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

О семейном образовании

Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы , в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры . Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примечание. Полный текст приказа на сайте «Гарант».

Курсив, жирный и цветной шрифт наш.

Подробней на сайте eduinspector.ru

Инновационные формы дошкольного образования - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Следующая >

Инновационные формы дошкольного образования

В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства, обновляется нормативно-правовая база, определяются приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Перед дошкольными учреждениями ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Указанные процессы нашли отражение в системных изменениях дошкольного образования в разных регионах России, в том числе в Москве, где предпринят ряд мер по развитию новых форм дошкольного образования.

Приказ Департамента образования города Москвы от 10 марта 2006 года № 116 о реализации постановления Правительства Москвы от 14.02.2006 № 104-ПП "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" стал первым документом, в котором отражена специфика организации деятельности дошкольных учреждений в новых условиях. Одна из основных предпосылок появления данного документа – дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Ожидаемый результат реализации постановления – организация новых форм дошкольного образования в соответствии с потребностями населения, увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

В Городской целевой программе развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 гг. были отмечены основные направления развития дошкольного образования, среди которых обеспечение его шаговой доступности и создание условий выбора родителями наиболее удобной формы воспитания и обучения. Этому способствует развитие новых форм дошкольного образования. Выделяются следующие новые формы дошкольного образования для детей с 2 мес. до 7 лет:

группы кратковременного пребывания (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения) ;

центры игровой поддержки ребенка (для детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения) ;

консультативные пункты (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи) ;

службы ранней помощи (для детей от 2 мес. до 3 лет, не имеющих возможности по состоянию здоровья или развития посещать дошкольные учреждения) ;

лекотеки (для детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, существенно затрудняющими их функционирование, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида) ;

семейный детский сад (предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей от 1 года до 7 лет) .

Видовое разнообразие и кадровое обеспечение новых форм дошкольного образования представим в виде табл. 34-36.

Особое внимание развитию новых форм дошкольного образования уделено в основных направлениях "Программны развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 гг.", где отмечается, что целью образовательной политики Москвы в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Для обоснования актуальности настоящего исследования важно отметить, что реализация поставленной цели предполагает решение задач в рамках следующих приоритетных направлений:

– доступность дошкольного образования: развитие его новых форм в соответствии с запросами населения;

– развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение сто доступности и определение образовательных маршрутов для детей с различными нарушениями развития и здоровья;

– обеспечение качества дошкольного образования: достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

Таблица 34

Материал studme.org

Тема: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

  1. доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
  2. развитие инклюзивного, интегративного испециального дошкольного образования: обеспечение доступности образования иопределение образовательных маршрутов для детей.
  3. психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей всемье.

27 октября в нашем детском саду: прошёл информационно-практический семинар, основную проблематику которого обусловили вопросы реализации вариативных форм дошкольного образования.

«Надеюсь, что новые подходы в модернизации дошкольного образования, найденные в нашем детском саду, станут для кого-то ориентиром в собственной деятельности, для других – поводом для сравнения с эффектами модернизации, которые имеют место в их детских садах. Главное, что мы совместными усилиями решаем проблему доступности дошкольного образования для детей, соблюдая все требования «Закона об образовании» и Конвенции о правах ребёнка», -.

В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, другие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования.

Дошкольное образование является предметом депутатских слушаний и профессионально-общественных дискуссий. Это не случайно, так как потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена, очередность при всех предпринимаемых шагах не снижается (в очереди на получение места в ДОУ нуждаются 1,9 млн. детей) . Другими словами, система не успевает за ростом рождаемости и желанию, возможностям родителей отдать ребенк в дошкольное учреждение.

О том, какие меры по обеспечению доступности дошкольного образования принимаются в российских регионах. Введена новая форма материальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста – компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, в т.ч. негосударственных, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества

К новым организационным формам дошкольного образования относятся: так называемые «семейные детские сады», или встроенные детские сады, надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты – как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль. Что же необходимо для внедрения современных моделей дошкольного образования?

Прежде всего, нормативные механизмы - Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях»; новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2011 год (помимо групп четырех разных направленностей – общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей, комбинированной, как организационные формы вводятся группы семейного воспитания и группы присмотра и ухода за детьми в качестве структурных подразделений государственных и муниципальных ДОУ. Далее - разработка рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

«Значимость дошкольного образования обусловлена множеством причин: это социализация в среде ровесников, сохранение здоровья детей, работа специалистов с семьёй, доступность качественного образования для всех нуждающихся в нём. Одна из главных проблем – несоответствие количества детей, нуждающихся в дошкольном образовании, организационно-техническим возможностям ДОУ в удовлетворении этих потребностей.

В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 23 функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания.

  1. достичь полноценного взаимодействия с родителями детей, организовать информационно-консультативную помощь родителям в подготовке детей к посещению детского сада и повысить уровень педагогической образованности родителей.
  2. формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья, развитие познавательных способностей, постепенно включая его в систему дошкольного воспитания.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка) .

В работу адаптационной группы включены следующие мероприятия:

Занятия познавательно-речевого цикла;

Похожие статьи