Пояснительная записка развитие речи (старшая группа) Перспективный план составлен на основе задач комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» - Пояснительная записка. Рабочая программа по развитию речи Пояснительная записка занятию развит

Пояснительная записка

Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 год.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цели и задачи:

1. Расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

2. Обогатить словарный запас учащихся.

3. Активизация речевой деятельности.

4. Развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление.

(68 часов; 2 часа в неделю)

Сезонные изменения в природе (17 часов). Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молнии, гром). Летние работы в деревне. Название летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Название осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрепит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улице и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.

Семена цветковых растений (1час). Сбор и хранение семян. Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек,

Одежда (5 часа). Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего шита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь (3 часа). Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Город, село, деревня (4 часа). Главная улица города, села, учреждение города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.)

Дорожное движение (1 час). Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды (1 часа). Определение и различение.

Орехи (2 часа). Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Птицы перелетные и зимующие (4 часа). Время прилета и отлета разных птиц.

Домашние животные (3 часа). Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза приносимая людям.

Дикие животные (3 час). Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Дикие птицы(1 час). Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Домашние птицы (1час). Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Квартира, комната (2 часа). Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель(2 часа). Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда (3часа). Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Комнатные растения (4 часа). Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья (4 часа). Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

Полевые растения (1 час). Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Грибы(1час). Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

Насекомые вредные и полезные (2 часа). Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы (1 час). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, Чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья (2 часа). Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (8 экскурсий в год). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян (11 практических работ).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь :

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

Активно участвовать в беседе;

Связно выказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

Соблюдать правила личной гигиены;

Соблюдать правила дорожного движения;

Учащиеся должны знать :

Название и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Список учебно-методической литературы

1.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развитие речи в 4классе СКОУ VIII вида.- М.:АРКТИ, 2003.

2. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: Академия развития, 1997.

3.Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах в\ш. - М.: Просвещение, 1978.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. - М.: Руссико, 1994.

6. Костина Е.П., Морозова С.А. Развитие речи учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие - Краснодар: Краснодарский учебник -2001.

7. Под ред. Петровой В.Г. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей - М., 1986.

8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе (практическое пособие для подготовки детей). - М.: Аквариум, 1997.

9. Под ред. Воронковой В.В. Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение

Психологическая игра для
старших дошкольников и младших школьников

О дной из наиболее важных особенностей детей пяти–семи лет является возрастание значимости роли сверстников. Как отмечает В.С. Мухина, у ребенка «потребность в признании появляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Следствием этого становится появление чувства зависти в форме специфических символических действий (например, высказывания: «Не попадешь! Мимо!» - как сопровождение игры другого), злорадство, пренебрежение, хвастовство. Это негативно сказывается на атмосфере группы, требует серьезной воспитательной работы по формированию групповой сплоченности.
Наиболее эффективным способом работы в данном направлении является игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и первоклассников. Нами была выбрана и модифицирована для дошкольников игра «Все вместе» (авторы М.А. Ступницкая и В.А. Родионов). Игру можно проводить как в подготовительной группе детского сада в качестве завершения годичного цикла психологических занятий, так и в первом классе на начальном этапе обучения. При этом надо быть уверенными, что дети обладают следующими навыками: умение читать, знание букв и цифр, умение различать и отображать в рисунке основные эмоции (радость, злость, удивление, страх).

Цель игры : формирование групповой сплоченности.
Условия проведения: игру лучше всего проводить в физкультурном зале.
Оборудование: 2 мольберта, мелки, 12 метров веревки или тесьмы, булавки, колокольчик, свеча в подсвечнике, спички, обруч или веревка со связанными концами, карта маршрута на листе ватмана, маленькие листы с изображением этапов, подарки, бланки «Свидетельство об окончании Школы волшебников» - по количеству участников.
Время проведения: 1 час.
Советы ведущим: для проведения игры самым важным является создание «волшебной» атмосферы, ведущие одеваются как волшебники (плащи, шляпы и т.д.), им присваиваются «магические» имена (например, Милениус и Асториус), в зале расставляются «волшебные» атрибуты, соответствующие этапам игры.

ХОД ИГРЫ

Игра начинается с того, что директор Школы волшебников (педагог или психолог) приглашает детей на игру.
Директор. Дорогие ребята! Только сегодня у нас работает Школа волшебников. Я ее директор. Я приглашаю вас пройти обучение в нашей школе и узнать, сможете ли вы стать волшебниками.
Дети в сопровождении взрослого идут в физкультурный зал. Там их встречают два учителя-«мага».
Директор. Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, мы рады приветствовать вас в нашей школе. Это наш волшебный колокольчик, его звон будет обозначать окончание одного урока и начало другого. Разрешите представить вам двух моих помощников - учителей Милениуса и Асториуса. Они будут вести занятия.
Милениус (первый ведущий). Давайте начнем наше занятие с приветствия. Настоящие волшебники умеют понимать друг друга без помощи слов, сейчас мы с вами потренируемся в этом. Каждый из нас, по очереди, будет здороваться только жестами. Мы все становимся его зеркалами. Наша задача - как можно точнее повторить его приветственное движение. Давайте я начну...
Ведущий показывает замысловатое движение приветствия, группа повторяет. Далее участники выполняют задание по кругу.
Асториус (второй ведущий). Кто из вас хотел бы стать волшебником, поднимите руки. Хорошо. А теперь поднимите руки те, кто уже общался с волшебниками. Отлично. Сейчас поднимите руки те из вас, кто уже делал в своей жизни что-нибудь волшебное. Молодцы!
Милениус. А еще отличительным свойством настоящих волшебников является умение видеть с закрытыми глазами. Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Чур, не подглядывать! А теперь найдите себе пару. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза... Давайте посмотрим, что у нас получилось.
А теперь снова закрываем глаза и строимся по три человека. Я считаю до трех: один, два, три. Открываем глаза. У всех получилось? А теперь закрываем глаза и строимся по...
(называется цифра, соответствующая числу половины детей группы). У нас получились две команды. Подумайте, как вы назовете свою команду, и выберите капитана. У вас есть одна минута.
Дети с помощью ведущих придумывают названия команд. У нас были такие названия: «Термонсы», «Динамо Шерон», «Лэгги», «Магия разоблачения», «Сим-сим», «Волшебник Богомол».
Асториус. А теперь подойдите и посмотрите на нашу карту. Вы видите, какой путь нам предстоит пройти. Где пройдут наши уроки?
Дети читают названия этапов, мест, где пройдут уроки («Пещера», «Мост», «Болото», «Замок»).
Асториус. Найдите, с какого места начнется наш путь.
Дети находят картинку этапа в физкультурном зале (она приклеена к стене или стоит на подставке).
Асториус. Правильно, это пещера. Итак, 1-й урок начинается. (Звонит колокольчик.) А теперь встаньте по командам так, чтобы получилось два паровозика. Скажите мне, пожалуйста, светло ли в пещере? Правильно, там темно и узкие проходы. Нам с вами нужно передать волшебное заклинание, и тогда мы сможем выбраться из пещеры и попасть на второй урок. Я напишу это заклинание на спине у того, кто стоит последним. Он должен понять, что я пишу, и таким же образом передать дальше. Тот, кто стоит первым, назовет заклинание вслух. Если оно окажется правильным, стены пещеры раздвинутся и мы сможем выбраться. А сигналом будет звонок колокольчика.
В качестве заклинаний могут выступать буквы или цифры. Если дети путают и искажают начальное «заклинание», им дается еще одна попытка. Может случиться, что дети не отгадают «заклинание», тогда ведущий объявляет, что им дается еще один шанс. В пещере на секунду становится светлее, и у участников команды появляется возможность увидеть «заклинание». Ведущий рисует заклинание в воздухе перед всеми детьми. Их задача - догадаться, что это, и произнести вслух. После того как дети прошли первый этап, директор звонит в колокольчик, подзывающий к карте.
Милениус. Итак, мы вышли из пещеры. Что же теперь перед нами? Правильно, мост. Но мост не простой, а волшебный. Злая колдунья Гургулина произнесла страшное заклятье, и мост разделился на две половины. Чтобы пройти на другую сторону, вам нужно справиться со следующим заданием.
Капитаны, подойдите ко мне и возьмите карточку для своей команды
(на карточках - названия эмоций). После того как вы прочитаете карточку, нарисуйте на мольберте волшебный портрет человека, который испытывает написанную на вашей карточке эмоцию. При создании портрета каждый участник команды должен нарисовать какую-нибудь деталь. Портрет должен быть достаточно большим, чтобы участники другой команды смогли увидеть и догадаться, что вы нарисовали.
Если обе команды правильно поймут и назовут зашифрованные эмоции, половинки моста соединятся и вы сможете пройти дальше.

На этом этапе целесообразно поставить мольберты на некотором расстоянии, чтобы участники команд не мешали друг другу. Дети рисуют портреты, показывают и угадывают «зашифрованные» эмоции. Здесь ведущие могут помочь детям в точном обозначении эмоциональных состояний. После того как этап пройден, раздается звон колокольчика, детей подзывают к карте.
Асториус. Посмотрите, мы прошли с вами пещеру и мост, что ждет нас впереди? Правильно, это болото.
Ведущий и дети подходят к этапу «Болото». Оно представляет собой расчерченный на полу (или проложенный веревкой/тесьмой и закрепленный булавками на ковре) квадрат (см. рис.).

Асториус. Наша задача - перебраться на другую сторону болота. Это трудно. Здесь есть кочки, на которые можно наступать, но если наступить мимо, можно утонуть. Посмотрите, в нашем болоте кочки не видны. Нам придется путем проб и ошибок находить кочки и устанавливать безопасный маршрут. Начнем по очереди движение с нижнего левого квадрата .
Если на этом месте есть кочка, то мы с Милениусом будем молчать, а если кочки нет, то мы скажем: «Буль!» Это значит, что этот ученик не может продолжать движение. Он уступает свое место следующему, а сам встает последним. Переходить можно только в соседний квадрат. Все должны внимательно следить и запоминать, где располагаются спасительные кочки, чтобы можно было и самому пройти, и друзьям помочь. Итак, начали...
Ведущие помогают детям соблюдать очередность, напоминают правила, поощряют запоминать спасительные кочки, не наступая повторно на опасные «топкие» места. Если кто-то из игроков с трудом запоминает маршрут, других детей просят помогать, подсказывать своим друзьям, куда наступать.
Когда переправа через «болото» завершается, звенит колокольчик, снова приглашая всех подойти к карте.
Милениус. Посмотрите на карту. Куда теперь мы должны попасть?.. (Дети отвечают). Найдите место нашего последнего урока. (Все подходят к «Замку».) Здесь вас ждет огненное испытание. У меня в руках волшебный обруч (если детей много, можно использовать закольцованную веревку). Чтобы стать настоящими волшебниками, вам нужно всем дружно встать в обруч, когда я положу его на пол. В этот момент вокруг вспыхнет магический огонь. Он будет гореть 1 минуту. Все это время вам надо стоять внутри обруча, не выходя из него. Вначале потренируемся. Давайте будем внимательны друг к другу. Не толкайтесь, поддерживайте стоящих рядом, иначе вы не сможете устоять в этом испытании.
Дети под руководством обоих ведущих пытаются поместиться внутри обруча.
Обруч или веревка должны быть такого размера, чтобы все дети группы с некоторым трудом смогли поместиться внутри.
Милениус. Молодцы! Тренировка прошла успешно. Теперь по моему сигналу, когда я начну считать: один, два, три», - заходим в обруч.
Ведущие проверяют точность выполнения инструкции, а также следят, чтобы дети проявляли заботу друг о друге. Если не удается справиться с первой попытки, стоит предоставить вторую. Когда все дети окажутся внутри обруча, ведущие начинают изображать быстро разгорающийся огонь, бегая вокруг, подражая шуму полыхающего огня и размахивая краями плащей. Примерно через минуту ведущие показывают, что пламя утихает. Дети могут выходить из круга. Раздается звон колокольчика, означающий, что испытание пройдено.
Асториус. Ну что же, вам удалось справиться со всеми испытаниями. Как вы думаете, какие качества помогали вам в этом? (Дети отвечают. Чаще всего они говорят о взаимной поддержке, помощи, о том, что они были дружными.)
А теперь давайте попробуем себя в волшебстве. Какими бы вы хотели стать волшебниками: добрыми или злыми? (Дети отвечают, в нашем случае все вместе, что хотели бы стать добрыми.) А знаете, чем отличаются добрые волшебники от злых? Да, добрые волшебники делают людям только добро. Сейчас мы с вами будем осуществлять доброе волшебство.
(Ведущий зажигает свечу. Для соблюдения правил безопасности на этом этапе игры ведущий должен переходить по кругу от участника к участнику, контролируя передачу свечи.) По кругу я буду передавать свечу заклинаний, а каждый из вас будет желать что-нибудь нашей группе, детям нашего детского сада или всем людям. И если заклинание будет доброе и от чистого сердца, оно обязательно сбудется. Об этом вам сообщит звон нашего волшебного колокольчика. Только передавайте свечу осторожно и бережно, чтобы не загасить ее волшебный огонь.
Это один из наиболее драматичных моментов игры. Чаще всего дети высказывают самые заветные желания, дарят свою мечту всем. В нашем случае были такие пожелания: «Чтобы все папы стали добрыми», «Чтобы все родители любили друг друга и не ругались», «Чтобы у всех сбылась заветная мечта» и т.д.
После того как круг пожеланий закончен, директор звонит в колокольчик, дети строятся в линию.
Директор. Дорогие ребята! Поздравляю вас, вы успешно прошли обучение в нашей Школе волшебников. Теперь каждый из вас - немножко волшебник. Всей вашей группе наша школа дает вот такое свидетельство о том, что вы окончили Школу волшебников. А еще каждый из вас получает маленький подарок ученика Школы волшебников.
Далее один из ведущих по очереди называет имя каждого ученика, они выходят и получают подарки, все остальные хлопают. Подарки желательно связать с тематикой игры. Это могут быть, например, блокноты и карандаши для записи «волшебных заклинаний», ручки- корректоры (одна сторона пишет, другая стирает) и т.п.
Милениус. А теперь встаньте еще раз в круг. Учеба в нашей школе подошла к концу. Давайте попрощаемся по-волшебному. Для этого возьмемся за руки и все вместе дружно скажем: «До свидания!»
Все громко говорят.
Милениус и Асториус. На этом наша школа закрывается. Счастливо!

Елена ЛАНГУЕВА,
Анна ФОМИНА,
психологи ДОУ № 1599, г. Москва
ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2002.
2. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9 классов. - Ярославль, 2002.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой , детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие речи.

(от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями .

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах , о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора .

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» СТАРШАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развитие речи.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края , Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с - з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал - выбежал - перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени ; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Елена Вельгорецкая
Развитие речи. Пояснительная записка

Развитие речи .

Пояснительная записка .

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками : здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого

предложения или высказывания из 2-3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно

пользоваться речевым дыханием.

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений : по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут, учитывать их при общении : пожалеть, развеселить , использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения : приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, меня зовут., давай играть) ; различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте -здравствуй) ; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Освоение умений диалогической речи : отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.) .

Освоение умений монологической речи : по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе : кошка -котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря Использование в речи : названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названий некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы : растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов : игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха Развитие умений : правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]) ; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук . Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой детской литературой Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю» Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит: «. ребенок обладает установкой.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Занятие для детей средней группы по художественно-эстетическому направлению,.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи

(старшая группа)

Перспективный план составлен на основе задач комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва Мозайка-Синтез 2010г.

Рассчитан на 36 занятий в год.

ЗАДАЧИ:

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Формирование словаря

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал - выбежал - перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, продумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети могут:

Участвовать в беседе.

Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Используемая литература: 1.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» в старшей группе,Мозайка-синтез.Москва-2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная литература

(старшая группа)

Перспективный план составлен на основе задач комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой,В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой,Мозайка-Синтез,М.-2010г..Рассчитан на 36 занятий в год.

ЗАДАЧИ:

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Никоденька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи...»;«Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный.

«Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М.Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ГвидонеСалтановичел о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус.нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,..»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. РСефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

К концу года дети могут:

Знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называть жанр произведения.

Называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Используемая литература: 1.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи»в старшей группе, Мозайка-синтез,М.-2010г.

Развитие речи. Художественная литература старшая группа

Номер занятия

Тема

Программное содержание

страница

Мы воспитанники –старшей группы

Дать детям испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем они занимаются на занятиях по развитию речи.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми название русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой « Начинаются наши сказки…»

Пересказ сказки «Заяц- хвастун».

Помочь детям создать план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

з- с .

Упражнять детей в отчетливом произношением звуком з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Рассматривание сюжетной картины « Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Веселые рассказы Н.Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С, Маршака «Пудель».

Активизировать в речи существительные и прилагательные: познакомить с произведениями – перевертышами.

Учимся вежливости.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с- ц

Закреплять правильное произношение звуков с- ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщить детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в соответствии сложноподчиненных предложений.

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы- матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н.Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш .

Упражнять в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокрашении.

Завершение работы над сказкой «Айога».

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Чтение рассказа Б.Житкова Как я ловил человечков».

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков».

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Чтение стихотворений о зиме.

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщить их к высокой поэзии.

Дидактическое упражнения: «Хоккей», « Кафе»

Упражнять детей в умении различать и выполнять здания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

Пересказ эскимосской сказки « Как лисичка бычка обидела».

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В.Глоцера и Г.Снегирева), учить пересказывать ее.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш .

с – ш , на определение позиции звука в слове.

Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце».

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…».

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Беседа на тему: «Я мечтал…».

Дидактическая игра «Подбери рифму».

Учить детей участвовать в разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Чтение рассказа С. Георгиева « Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Обучение рассказыванию по картине « Зимние развлечения»

Учить детей целесообразному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Чтение сказки Б. Шергина « Римфы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Римфы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж .

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков з-ж .

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова « Детство».

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова « Детство» (в сокращении).

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение « Что это?».

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

Беседа на тему « О друзьях и дружбе».

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Рассказывание по теме « Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов.

Чтение русской народной сказки « Царевна- лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова).

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Пересказ сказки А.Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».

Продолжать учить детей рассказыванию о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок». .(повторение)

Закрепить умение пересказывать текст (целиком и по ролям)

Беседа на тему « О друзьях и дружбе». .(повторение)

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ .(повторение)

Закрепить умение детей различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…».

Помогать детям составлять рассказы по картинам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Беседа на тему « Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Составление рассказа по картинкам «Купи щенка».

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…».

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Пересказ рассказов из книг Г. Снегирева «Про пингвинов».

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева « Про пингвинов» (по своему выбору).

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч . Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба- бах»

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба- бах» (перевод М. Боровицкой).

Чтение сказки «Сивка – Бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка» (обработка М. Булатова).

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л- р .

Упражнять детей в различении звуков л- р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово».

Продолжать приобщать к поэзии; учит задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова « Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова « Ты скажи мне, реченька лесная...».

Пересказ « загадочных историй» (по Н. Сладкову).

Продолжать учить детей пересказывать

Чтение рассказа К. Паустовского « Кот – ворюга».

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского « Кот – ворюга».

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».

Познакомить детей со сказкой В. Катаева « Цветик – семицветик».

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Чтение рассказа В. Драгунского « Сверху вниз, наискосок». Лексическое упражнение.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Чтение русской народной сказки « Финист – Ясный сокол».

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист- Ясный сокол».

Звуковая культура речи (повторение).

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Похожие статьи