Семья и здоровье ребенка. Тренинг с родителями "Школа, семья и психическое здоровье ребёнка". Физическое здоровье детей

Здоровье бесценно – все мы знаем эту истину, но далеко не всегда ей следуем. И передаем свои привычки, полезные и не очень, а также культуру заботы о себе собственным детям. В очереди к врачу куда чаще можно увидеть маму и ребенка, обожающих ходить в кино с попкорном и кафе быстрого питания, нежели семью, которая по выходным уезжает на сплавы, на дачу к бабушкам и дедушкам или гуляет в городских парках, устраивая забавные фотосессии и экопикники.

Каковы же они, слагаемые семейного здоровья? В обзоре сайт вас ждут рекомендации по правильному питанию, активному образу жизни, преодолению вредных привычек, соблюдению правил гигиены и режима труда и отдыха.

Себя и других взрослых членов семьи мотивировать на «здоровые» перемены можно преображением фигуры и внешности, повышением тонуса, а детей – игрой и возможностью освоить разнообразные полезные навыки: от владения фото- и видеокамерой до умения разводить костер и ставить палатку.

Заботьтесь о своих близких и их самочувствии – пусть у вас будет как можно меньше поводов для беспокойства и как можно больше поводов для радости!

Основы семейного здоровья: правильное питание

Основное слагаемое здоровья – рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и полезными веществами, поддерживающими жизнедеятельность организма. Правильный рацион должен быть сбалансированным, полноценным, иметь оптимальный режим (идеальная формула дробного питания: 3 основных приема пищи + 2 полезных перекуса в течение дня).

В здоровый ежедневный рацион семьи должны входить зерновые продукты (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны), разнообразные овощи, фрукты и свежая зелень, молочные и кисломолочные продукты (сыр, молоко, кефир, сметана, творог, натуральный йогурт, желательно без сахара), источники белка – нежирные мясо и птица, жирная рыба, яйца, бобовые, орехи, семечки, растительное (подсолнечное, оливковое) масло.

Ограничивайте потребление сахара, соли и кондитерских изделий, старайтесь избегать полуфабрикатов, фастфуда, сладких газированных вод и соков из магазина.

Равно вредны для здоровья детей и взрослых как избыточное, так и недостаточное питание. При чрезмерном питании значительно увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании отмечается резкая потеря веса, ухудшение самочувствия, общая слабость, снижение иммунитета.

Соблюдайте условия и сроки хранения пищевых продуктов и готовых блюд, следуйте технологии приготовления блюд – это поможет избежать пищевых отравлений.

Важно соблюдать и ежедневный питьевой режим: для взрослых и подростков он составляет 2-2,5 л жидкости, для детей дошкольного возраста – 800 мл в день, для младших школьников – 1 л. По данным Исследовательского института детского питания РАМН, ориентировочная потребность ребенка в жидкости составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Основы семейного здоровья: активный образ жизни

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Как известно, движение – жизнь, и оно же – эликсир молодости. К семейным традициям, укрепляющим дух и тело, можно отнести совместные занятия спортом и трудовой деятельностью (пусть это будет работа на грядках, мытье посуды, уборка и прочие полезные дела, в которые можно вовлечь и подрастающего ребенка), прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, путешествия, общие хобби и творчество.

Регулярная физическая и интеллектуальная нагрузка позволят всем членам вашей семьи развить силу, выносливость и смекалку, укрепят здоровье и предупредят неблагоприятные изменения в самочувствии, спасут от гиподинамии – малоподвижного образа жизни и его последствий.

Специалисты рекомендуют: чтобы обеспечить себе и близким хорошую физическую форму на долгие годы, стоит приучить себя и домочадцев реже пользоваться лифтом, личным и общественным транспортом (если путь недалек), завести собаку, которую нужно ежедневно выгуливать.

Быстрая ходьба, танцы, бег трусцой, плавание или занятия в фитнес-клубе длительностью от 30 минут до одного часа пять раз в неделю – то, что доктор прописал, чтобы во многих случаях можно было забыть о таблетках!

Основы семейного здоровья: соблюдение правил гигиены

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Она включает в себя уход за телом, поддержание чистоты одежды и обуви, регулярную чистку и своевременную замену расчесок, зубных щеток, бритв, мочалок и других индивидуальных предметов гигиены.

Пренебрежение простыми правилами зачастую оборачивается проблемами со здоровьем, среди которых следует особенно выделить так называемые «болезни грязных рук», пик которых приходится на летний сезон.

Избежать различных расстройств желудочно-кишечного тракта и приучить домочадцев с удовольствием заботиться о чистоте рук вам помогут средства гигиены Dettol® . Более 70 лет бренд является экспертом в области гигиены и уделяет особое внимание профилактике инфекций, передающихся через руки, – его продукция гипоаллергенна, подходит для ежедневного применения детьми и взрослыми и рекомендована Европейской педиатрической ассоциацией.

Когда вода и мыло недоступны, вас выручат гель для рук и влажные антибактериальные салфетки Dettol® . Их удобно взять с собой на работу, прогулку, в детский сад, поликлинику или магазин и, конечно, на пикник и прочие вылазки на природу, в дорогу и путешествие. Любое место с большим скоплением людей – повышенный источник заражения различными инфекциями.

Гель и салфетки превосходно очищают руки и убивают 99,9% бактерий*, при этом не сушат кожу, оставляя ее упругой и свежей. Гель имеет нежный аромат и содержит ингредиенты, которые уменьшают липкость средства и обеспечивают коже эффект лифтинга.

Для дома и дачи вашим семейным секретом чистых рук станет антибактериальное жидкое мыло Dettol® с удобным дозатором. Оно также убивает 99,9% бактерий*, в том числе кишечную палочку и золотистый стафилококк. Средство не сушит и бережно очищает кожу, обеспечивая ей мягкий уход, увлажнение и питание.

Увлечь культом чистоты домочадцев любого возраста вам поможет инновационная сенсорная система No Touch , предназначенная для автоматического дозирования антибактериального жидкого мыла для рук Dettol®. Она практична, портативна и экономична, проста в использовании. Вакуумное дозирование препятствует появлению капель мыла на раковине после использования продукта, а прозрачное окно позволяет отследить оставшееся количество мыла и вовремя поставить запасной блок.

Никакого прикосновения к упаковке – поднесите руки к сенсорному устройству, и нужное количество мыла окажется у вас в ладонях. Эта процедура особенно увлечет младших членов семейства, которых обычно так трудно уговорить вымыть лицо и ладошки.

Все перечисленные средства гигиены безопасны для вас и ваших детей и эффективны для защиты семейного здоровья.

Основы семейного здоровья: режим труда и отдыха

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Чтобы хорошо поработать, нужно хорошо отдохнуть, – это правило справедливо и для взрослых, и для детей, особенно школьников. Поэтому всем членам семьи нужен выверенный, гармоничный распорядок дня с чередованием труда и отдыха (активного и пассивного), регулярным питанием, временем на полноценный сон.

Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

При соблюдении дневного режима вырабатывается согласованный ритм функционирования организма. Правильный распорядок дня не только укрепляет здоровье, но и улучшает самочувствие и настроение, дарит бодрость, энергию, оптимизм, повышает производительность труда. Как следствие, вы делаете успехи в работе, дети – в учебе.

Основы семейного здоровья: отказ от вредных привычек

Вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, зависимость от наркотиков, – разрушают жизнь человека и его близких и несовместимы с понятием здорового образа жизни. Стремитесь к полному отказу от всего, что наносит непоправимый ущерб организму, ведь дети с большой долей вероятности переймут ваше отношение к сигарете, рюмке и наркотику.

О том, как пагубно сказываются «злачные» пристрастия родителей на внутриутробном развитии ребенка, его здоровье, интеллекте, психике и социальной адаптации, не стоит и напоминать: с печальными примерами мы сталкиваемся ежедневно.

Так, согласно недавним исследованиям канадских ученых, дети могут начать курить не только из-за подражания своим родителям, но и из-за того, что их легкие уже «приобщены» к табаку по причине пассивного курения. Доказано влияние наследственности на детей пьющих родителей: мальчики из неблагополучной в этом плане семьи становятся алкоголиками чаще, нежели их ровесники, воспитанные родителями, предпочитающими трезвый образ жизни.

И еще тревожные цифры: по статистике, 20% общего числа наркоманов в России – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в нашей стране составляет 15-17 лет, резко увеличивается количество детей 9-13 лет, садящихся на иглу. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к пагубной зависимости их приобщают родители-наркоманы.

Берегите себя и близких – и будьте здоровы!

* По результатам теста EN12054 в отношении Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, Enterococcus hirae при контакте в течение 30 сек, по данным лаборатории Biolab S.p.A., Вимодроне, Италия, 2010 г.

Яценкова Татьяна Владиславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

«Росинка», г. Саратова

Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

здоровому

человеку

больному

здоровье».

Определение

здоровья,

Всемирной

организацией

здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

допускает возможность управлять им.

Основываясь

определении

выделить

следующие

компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

здоровье.

Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

гармония

физиологических

процессов

максимальная

адаптация к различным факторам внешней среды.

Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

социальную

активность;

благополучные

отношения

окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

других людей).

Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

поведения

человека

обществе,

этические

поведения,

духовность,

связанная

общечеловеческими

истинами

милосердия, красоты.

И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

душевного

благополучия,

характеризующееся

отсутствием

болезненных

психических

проявлений

обеспечивающее

адекватную

условиям

окружающей

действительности

регуляцию

поведения».

Овчарова

предлагает

использовать

психического

здоровья

следующие

критерии:

осознание

непрерывности,

постоянства

идентичности

своего физического и психического «Я»;

адекватность

психических

средовых

воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность

самоуправлению

поведением

соответствии

социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

своей деятельности, ее результатам;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

эти планы.

Известный

российский

психолог

Дубровина

«психологическое

здоровье».

«психологическое

здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

составляющих

психологического

здоровья

«стремление

человека

развитию

потенциала

самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

утрачивает

традиционные

становясь

институтом

эмоционального

контакта,

своеобразным

«психологическим

убежищем».

Отечественные

психологи

подчеркивают

возрастание

эмоциональных

факторов

функционировании

Психологический

климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

устойчивый

эмоциональный

является

следствием семейной коммуникации.

Психологический

определяет

устойчиво сть

внутрисемейных

отношений,

оказывает

развитие

взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

благоприятным или неблагоприятным.

благоприятного

психологического

характерны

следующие

признаки:

сплоченность

возможность

всестороннего

развития

личности

доброжелательная

требовательность

защищенности

эмоциональной

удовлетворенности,

гордость

принадлежность

ответственность.

показателями

благоприятного

психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

возникающих

конфликтов,

стрессовых

состояний,

повышению

собственной

социальной

значимости

реализации

личностного

потенциала каждого члена семьи.

Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

тревожность,

эмоциональный

дискомфорт,

напряженность,

отчуждение,

правомерно

говорить

неблагоприятном

психологическом

климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

психотерапевтической,

усталости,

также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

положение

существование

становится

проблематичным.

Характер

внутрисемейных

отношений,

нравственно-психологический

климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

Усваивая

поведения

отношений

родителей,

начинают

соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

учителей.

единства

воспитании

нарушаются

педагогические

принципы

уважения

требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

характера

человека.

Эксперты

результатов

многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

потребность

безопасности,

познании

взрослых

окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

окружающими людьми, личностные особенности.

Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

чувствовать

безопасности в этом мире.

Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

выбор, их решение;

Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

неприятности

переживаются

атмосфера.

реагируют

по-разному,

некоторые

закономерности:

девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

раздражительность;

мальчиков

характерны

очевидные

нарушения

поведения,

носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

служат одной цели - привлечь внимание.

Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

снижением

успеваемости.

Традиционно

поведение

обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

крик о помощи.

мальчики

нарушением

психологического

здоровья

неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

скудность

духовной

приводит

повышению

тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами

воспитания

являются

внимание

поощрение,

строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

лишенный

недвусмысленных

доказательств

родительской

самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

устойчивый

положительный

Изучение

взрослых,

страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

невротическими

расстройствами,

трудностями

умственной

деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

Недоброжелательность

невнимание

родителей

вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

проявляться

отношению

родителям,

Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

жизненно

значение.

непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

улице, связавшись с негативными компаниями.

благополучные

внутренне

оказываются

негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

преднамеренные

воспитательные

воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

подобные модели поведения.

В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

личностью

контролировать

поведение,

управлять

любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

ничего на смену не пришло.

единственный

единственная

возможность

личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Литература

1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

ТЦ «Сфера», 2000.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003.

Руководство

практического

психолога:

психическое

здоровье

подростков

контексте

психологической

Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

Конфликты между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых . Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека

Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.

Гипоопека

Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать и . У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.


Двигательные нарушения

Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.

Кожные реакции

Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ

Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции

При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.

Нарушения речи

У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем

Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья детей

Любовь в семье – счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» - так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность - в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но...если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

  • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
  • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
  • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Итак.... Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» .

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Библиографический список

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во "Алетейя", 2012. 272 с.
  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.

    Цель: акцентировать внимание родителей на проблеме формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, раскрыть возможные пути формирования данных привычек, дать родителям практические советы.

    На сегодняшний день забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, ведь с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка.

    «Здоровье» - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья» - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

    Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными до глубокой старости:

    1. Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей.
    2. Правильное питание.
    3. Двигательный режим
    4. Закаливание.
    5. Соблюдение личной гигиены.
    6. Положительные эмоции и благоприятный психологический климат в семье.
    7. Отказ от вредных привычек в семье.

    Теперь рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов, а так же способы их реализации в семье.

    В первую очередь хочется отметить положительные эмоции и благоприятный климат в семье . Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение, ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка, а перебранки в его присутствии способствуют возникновению неврозов.

    Соблюдение режима дня . Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку. В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить. Сон - это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Дневной сон - это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

    Правильное питание . Питание дошкольника должно быть сбалансированным и должно отличаться от нашего ежедневного рациона На самом деле питание дошкольников должно значительно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь его пищеварительная система еще только формируется. Его рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания: Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов. Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов. - Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Очень важно соблюдать определенные интервалы между приемами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребенок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребенка куда более серьезно, чем это может показаться.

    Оптимальный двигательный режим в семье. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность- биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Основные правила: Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности. Развитие воображения при выполнении двигательных действий. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

    Закаливание . Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце. Виды закаливания: Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру. Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению. Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, лыжи, ролики. Полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ.

    При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

    Соблюдение личной гигиены. Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять. Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

    Отказ от вредных привычек в семье. Прежде всего, необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

    Однако, самым лучшим способом воздействия на ребенка, самой простой и действенной возможностью воспитания здорового ребенка в семье является родительский пример.

    Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

    Рассказывайте ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку - и он с радостью будет повторять все за вами. Гуляйте с ним - и ребенок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша - и у него не будет проблем со здоровьем и лишним весом.

    Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. В заключении хотелось бы вам порекомендовать: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе некуда его будет вести».

Похожие статьи