Туризм и устойчивое развитие территорий. Туризм и устойчивое развитие. Должны быть приняты ограничения и правовые акты, чтобы предотвращать и минимизировать ущерб, который туризм наносит биологическому разнообразию

Понятие «устойчивое развитие туризма » и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. Whole — целый) следует учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительное время развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются:

1) устойчивое развитие туризма — это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благосостояния сложившихся обществ в бессрочном периоде (Всемирная федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости , позволяет эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно «Порядку дня на XXI век» принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценного и здорового образа жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательную защиту окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма «в том числе касающихся их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999г. В нем провозглашена обязательства всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, должны поддерживать наиболее благоприятные для среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, привлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к типовой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма вместо заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий должны также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.

Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения как население рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, может приносить экономическую выгоду, а потому и потребность охраны и бережного отношения к рекреационным ресурсам. Понимание местным населения того, что хищническое применения ресурсов приведет к тому обстоятельства, которые территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального использования ресурсов. Относительно туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов нужны: согласие уступить определенной долей своего комфорта; предпочтение продукции, производимой в регионе; интерес и уважение к местным привычкам, традициям и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм по активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий от рекреационной деятельности, увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используются и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в частности по туризму;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

В разделе излагаются основные понятия и концепция перехода российской федерации к устойчивому развитию, даны определение, принципы, организационно и нормативно правовая основа устойчивого развития туризма, рассмотрены понятия и содержание «качество» и «безопасность» в сфере туризма, как необходимые условия ее устойчивого развития, дана оценка тенденций развития туризма в мире и России и проанализированы современные технологии и индикаторы обеспечения устойчивого развития. Рассматривается социальный туризм в качестве существенного фактора оздоровления населения России, экономического механизма устойчивого развития туристских дестинаций в соответствии с принципами Глобального этического кодекса туризма и критериями устойчивого развития туристских дестинаций.

Понятие устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Во второй половине 20-го века становившийся реальностью экологический кризис послужил причиной роста озабоченности всего человечества и международных организаций проблемами окружающей среды и признания необходимости кардинальных изменений в мировом сообществе. Взгляды на развитие цивилизации были коренным образом пересмотрены. Парадигма развития изменялась от бесспорности идеи покорения природы, бесконечности природных ресурсов и возможности количественного роста, до осознания существования пределов роста, невосполнимости многих теряемых природных благ и необходимости разработки программ перехода на устойчивое развитие человеческой цивилизации.

В 1968 году итальянский предприниматель и общественный деятель Аурелио Печчеи основал неправительственную международную организацию, получившую название «Римский клуб», объединившую ученых, представителей политических и деловых кругов из разных стран мира. Направлением деятельности клуба стала попытка ответить на вопросы о том, сможет ли человечество достичь зрелого общества, которое бы мудро управляло и разумно распоряжалось своей земной средой, сможет ли это новое общество создать действительно глобальную, стабильную цивилизацию .

В конце 60-х годов XX века «Римским клубом» была поставлена цель исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Публикации и доклады ученых «Римскому клубу» имели ошеломляющий характер - они впервые показали, что человечество достигло пределов, за которыми его ожидает катастрофа, если оно сохранит существующие тенденции развития научно-технического прогресса.

В 1972 году в Стокгольме была проведена первая Всемирная конференция но окружающей среде, где была создана специальная организация ООН но окружающей среде (ЮНЕП).

В 1983 году Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1987 году эта комиссия публикует отчет «Наше общее будущее», где впервые прозвучал термин «устойчивое развитие».

В философском плане иод «устойчивым развитием» подразумевалось такое развитие человечества, которое удовлетворяло бы нужды нынешнего поколения людей и в то же время не подвергало бы риску способность будущих людских поколений удовлетворять свои потребности.

За непродолжительное время это понятие стало самым употребимым в контексте обсуждений будущего цивилизации. Существует великое множество интерпретаций определения устойчивого развития. Традиционно, вслед за Комиссией Брунтдланд, его определяют как развитие, при котором жизненные потребности настоящих поколений удовлетворяются без лишения такой возможности поколений будущих.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН но окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Результатом конференции в Рио стали 5 документов.

  • 1. Декларация но окружающей среде и развитию, определяющая права и обязанности стран в обеспечении развития и благосостояния людей.
  • 2. Повестка дня на XXI век - программа перехода на устойчивое с социальной, экономической и экологической точки зрения развитие.
  • 3. Заявление о принципах, касающееся менеджмента, охраны и устойчивого использования всех видов лесов, играющих неоценимую роль в поддержании экологического баланса планеты.
  • 4. Конвенция о биоразнообразии.
  • 5. Рамочная конвенция об изменении климата, исполнение которых требует перестройки социально-экономических отношений и технологий.

В результате предпринятых действий была впервые создана теоретическая база перехода общества на путь устойчивого развития.

Основой концепции устойчивого развития является необходимость гармонизации функционирования суперсистемы природа-общество. Это предполагает изменение хода процессов и свойств компонентов социально-экономической подсистемы таким образом, чтобы они не нарушали функционирование природной подсистемы и не приводили к необратимым изменениям ее компонентов. Сохранение структуры природной подсистемы важно с точки зрения поддержания комфортности среды обитания человека и возможности удовлетворения жизненных материальных и духовных потребностей. Здесь интересы не только выживания и развития цивилизации совпадают с интересами охраны окружающей среды. Предпринимаемые шаги в этом направлении должны соответствовать интересам развития обеих подсистем. Поскольку ведущим условием перехода на устойчивое развитие является корректировка общественного уклада, особую важность приобретают исследования и учет общественных процессов в контексте проблем окружающей среды.

В Декларации, принятой на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро не раз подчеркивается, что центром устойчивого развития является человек, а главная его задача - улучшение качества жизни, которое включает повышение благосостояния, культурное развитие и обеспечение высокого качества окружающей среды. Довольно распространено образное определение устойчивого развития как развития, осуществляемого за счет% имеющегося капитала, а не за счет траты самого капитала. Это положение чаще применимо к природному капиталу, к которому относятся различные природные ресурсы и условия, а также способность к их возобновлению и сохранению качества среды, которая теряется с изменением природной подсистемы. Помимо природного выделяют так называемый искусственный или произведенный капитал - финансы, основные фонды, предметы потребления и т.п. В традиционной экономике учитывается практически исключительно этот вид капитала как меры развития общества (ВВП). Человеческий капитал включает уровень образования, здоровья, питания; социальный - организационные общественные структуры, культурные накопления и т.д. Устойчивое развитие подразумевает стабильное количество капитала всех видов на душу населения. Помимо этого, большое значение имеет проблема взаимозаменяемости капиталов и их количественная оценка. Эти направления пока недостаточно изучены.

Подводя итоги десятилетия Конференции в Рио-де-Жанейро, в Йоханнесбурге с 26 августа но 4 сентября 2002 года прошел Всемирный саммит по проблемам устойчивого развития. Основным итогом работы Саммита стало принятие двух документов. «Политической декларации» и «Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию». Эти документы не несут такой фундаментальной нагрузки, как «Повестка дня на XXI век», принятая в Рио, но являются основой для реализации провозглашенных в ней принципов. Саммит в Йоханнесбурге вновь подтвердил, что устойчивое развитие остается центральным элементом международной повестки дня, и придал новый импульс глобальным действиям, направленным на борьбу с бедностью и охрану окружающей среды. В результате Саммита было расширено и усилено понимание устойчивого развития, особенно значение взаимосвязи бедности, окружающей среды и использования природных ресурсов.

В 2012 году состоялась международная конференция иод эгидой ООН «РИО+20». В начале XXI века человечество оказалось на историческом разломе - в период смены мировых цивилизаций. 200-летняя индустриальная цивилизация переживает фазу заката, что ознаменовалось кластером глобальных кризисов - энергоэкологического и продовольственного, демографического и миграционного, технологического и экономического, геополитического и социокультурного. Саммиты 1992, 2000 и 2002 годов приняли стратегию устойчивого развития. Но все более очевидно, что за 20 лет, особенно в начале 21 века, мировое развитие стало более неустойчивым, хаотичным, турбулентным, принося страдания сотням миллионам семей. Значительная часть молодого поколения оказалась без будущего. Эти опасные тенденции были призваны оценить и выработать стратегию их преодоления мировые лидеры на Конференции «РИО+20». Несмотря на большую работу по подготовке и проведению Конференции по устойчивому развитию «РИО+20», эти надежды не оправдались. В обширном итоговом документе «РИО+20» (283 пункта) не просматриваются и научно обоснованная долгосрочная стратегия, ни базисные инновации, отвечающие вызовам XXI века .

Со времени Конференции Рио - 92 и Саммита в Йоханнесбурге в России наблюдается резкий рост научных исследований и публикаций по проблематике устойчивого развития, которые в значительной мере восходят к идеям ноосферного развития В. И. Вернадского.

Первым государственным документом по устойчивому развитию, принятым в России, стал изданный в 1994 году Указ Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Затем, 1 апреля 1996 года была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция была разработана во исполнение программных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992 г.).

Концепция включала в себя следующие разделы.

  • 1. Устойчивое развитие - объективное требование времени.
  • 2. Россия на пороге XXI века.
  • 3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
  • 4. Региональный аспект устойчивого развития.
  • 5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
  • 6. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
  • 7. Этаны перехода России к устойчивому развитию.

В соответствии с Указом Президента Правительству поручалось учитывать положения Концепции при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии решений.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества, непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны. Будущее нашей страны связано с формированием постиндустриального общества - магистральным путем, по которому идет все человечество в том числе и Россия. По существу это означает, что наша страна должна переориентировать стратегию своего развития в соответствии с потребностями постиндустриальной модернизации, что предполагает:

  • ? изменение структуры экономики, переориентацию хозяйства на современные наукоемкие отрасли, а также на сферы производства, связанные с удовлетворением потребностей людей;
  • ? создание рыночного, то есть конкурентного, антимонопольного хозяйственного механизма, который побуждал бы предприятие внедрять в производство новинки научно-технической мысли, получать прибыль за счет снижения издержек, а не монопольного взвинчивания цен или раскручивания инфляции;
  • ? формирование личной и общественной модели ресурсосберегающего потребления, способствующей развитию современного человека;
  • ? поворот всего общества и государственной политики в сторону культуры, развитие образования, переобучение людей новым профессиям, создание в обществе такой атмосферы, при которой у большинства людей возникала бы собственная потребность учиться, осваивая новые специальности;
  • ? развитие личной и коллективной инициативы, становление нового типа работника, способного к самоорганизации и самодисциплине, изменение типа мышления у наиболее активных людей, способных стать субъектами постиндустриальной модернизации, для чего необходимо развитие демократии, в том числе и экономической.

Россия обладает неплохими стартовыми условиями для продвижения в постиндустриальном направлении. На ее территории сосредоточено 58% мировых запасов угля, 58% запасов нефти, 41% - железной руды, 25% леса и т.д. За последние 100 лет страна достигла высокой степени освоения индустриального способа производства. И сейчас, после выезда из страны около 200 тысяч ученых, России располагает 12% ученых мира, из которых треть в возрасте до 40 лет.

Общечеловеческие ориентиры устойчивого развития едины, но каждый народ, каждая страна идет к ним своей дорогой, все больше подчиняя свою жизнь согласованным нормам и формам мирового сожительства людей. Таков и путь России в ее ноосферное будущее, такова и ее дорога к постиндустриальному обществу.

  • Яковец Ю. Перспективы развития современной цивилизации (к итогам конференции «Рио+20») электронное научное издание «устойчивое инновационное развитие:проектирование и управление» www.rypravlenie.ru том 8 № 3 (16), 2012, ст. 2.

9.5. Принципы устойчивого развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

Оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
- оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
- обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
- содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
- разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

Таблица 9.1.

Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Факторы сравнения Устойчивый туризм Массовый (традиционный) туризм
Привлечение туристов Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономиче- скими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности Туристская деятельность ориентирована на постоянное увеличение туристских потоков. Объемы предоставления туристских услуг ограничиваются только емкостью материально-технической базы
Поведение туристов Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе­ния в соответствии с культурой посещае­мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе­ния Посетители приносят свой образ жизни и поведения на территорию отдыха
Отношение к природе Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность Доминирует потребительское отношение посетителей к природным объектам. Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека
Отношения посетителей и местного населения Дружелюбные, уважительные отношения, целью которых является познание новой культуры Формальные отношения. Посетители считают себя хозяевами, которых должны обслуживать

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР).

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономического развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональном использовании природного потенциала и историко-культурного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), созданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. человек из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект "Развитие устойчивого туризма в странах - членах МСЭС". В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился "Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления особо охраняемыми природными территориями", посвященный сохранению биоресурсов .

В Калининградской области принята Хартия по развитию устойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилотных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе крестьянского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция "Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма". Участники обсудили вопросы о роли государства в создании эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохранении объектов всемирного культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетрадиционные виды туризма - экологический, сельский, экстремальный, приключенческий, социально ответственный.

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолидироваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туризмом приведена на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Схема управления социально ответственным туризмом

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за собственную территорию.

Концептуальные основы устойчивого развития основал наш соотечественник В.И. Вернадский, который рассматривал теорию устойчивого развития как учения о ноосфере - "стадию эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнется гармоничное развитие человека и как личности, и объединенного общества, и соответственно измененного человеком окружающей среды". Важную роль в разработке и реализации концепции устойчивого развития сыграли Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992), на которой приняли "Повестка дня па XXI века", и Йоганнссбурзький саммит состоялся в 2002 г. в ПАР. Ратифицированные на международном уровне документы определили устойчивое развитие (Sustainable Development - англ.) как соціоеколого-экономическое развитие современного поколения, который не угрожает деятельности будущих поколений. К сожалению, ответ на вопрос "как можно сделать процессы постоянными и чтобы они постоянно продолжались?" не является очевидной и однозначной, в чем и заключается одно из главных ограничений устойчивого (или устойчивого или сбалансированного) развития. В общем виде процесс перехода к устойчивому развитию можно рассматривать как движение от определенного состояния нестабильности к некоторому идеальному, что называется "устойчивым развитием" (рис. 3.1). Невозможность привести в соответствие развитие человечества и представление о том, каким он должен быть, обусловлено тем, что: 1) идеальные величины - абстракция, которую используют во всех науках как один из методических подходов для исследования, но не наблюдают в повседневной жизни; 2) пока что не имеет четких параметров измерения "идеального устойчивого развития", следовательно, существующую "щель" нестабильности нельзя определить или рассчитать; 8) развитие человечества непременно приведет к изменениям технологий, уровня, условий жизни и других составляющих развития, что изменит представление об устойчивом развитии; 4) развитие человечества будет продолжать влиять на окружающую природную среду; 5) многие из этих изменений необратимы и их нельзя предсказать, что также предопределяет возникновение щели между реальным развитием и его желаемым состоянием.

Рис. 3.1. в

Рассматривая возможности имплементации постулатов устойчивого развития, говорят о параметрах достижения устойчивости, однако иногда проще выделить и определить показатели "нестабильности" ситуації1. Если допустить, что процессы считаются неустоявшиеся, когда они уменьшают экологические, социальные и производственные ресурсы, от которых напрямую зависят процессы на выбранном уровне, то это будет первичная непостоянство; если от них зависят процессы на других уровнях - вторичная непостоянство (рис. 3.2).

Рис. 3.2. в

Понятие "устойчивое развитие туризма" и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. whole - целый) стоит учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительный период развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются следующие:

1) устойчивое развитие туризма - это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благополучия сформированных обществ в бессрочном периоде (Мировая федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости, дает возможность эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов; учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно "Повесткой дня на XXI век" принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценной и здоровой жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательная защита окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма" в том числе тех, что касаются их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение наиболее эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999 г. В нем провозглашено обязательство всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, которые должны поддерживать наиболее благоприятные для окружающей среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, вовлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к групповой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма взамен заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий имеют также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.

Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения населения рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, что может приносить экономическую выгоду, а потому И необходимость охраны и бережного отношения к рекреационных ресурсов. Понимание местным население того, что хищническое применение ресурсов приведет к той обстоятельства, что их территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального пользования ресурсами. Что касается туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов требуются: согласие поступиться некоторой долей своего комфорта; предоставление преимущества продукции, производимой в данном регионе; интерес и уважение к местным привычек, традиций и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм в отношении активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий рекреационной деятельности; увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используют и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Украина хотя и ратифицировала международные документы по вопросам экологической безопасности, однако не имеет значительных достижений в области практического применения принципов устойчивого развития. По нашему мнению, прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в том числе туризма;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов для Украины;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

Глобализация и увеличение доходов населения создали благоприятные условия для быстрого роста сектора туризма. В свете новой Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. важное внимание придается развитию туризма, способствующего реализации всех трех составляющих устойчивого развития.

Начиная со Всемирной конференции по устойчивому туризму в Лансароте в 1995 г. понятия «устойчивое развитие туризма» и «устойчивый туризм» непрерывно появлялись на политической повестке дня ООН и Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), приводя в результате к существенным декларациям, руководящим документам и инициативам и становясь, по существу, приоритетным направлением деятельности ЮНВТО. При этом в документах ЮНВТО упомянутые понятия зачастую стали использоваться как синонимы.

В целом рекомендации по развитию устойчивого туризма и практика управления устойчивым развитием применимы ко всем формам туризма во всех типах туристских дестинаций, включая различные сегменты туризма, в том числе массовый. Принципы устойчивости относятся к экологическим, экономическим и социокультурным аспектам развития туризма, и для гарантии долгосрочной устойчивости необходимо установить баланс между этими тремя измерениями.

Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечивать оптимальное использование природных ресурсов, которые являются основным элементом развития туризма, поддерживая существенные экологические процессы и помогая сохранить природные ресурсы и биоразнообразие;

2) уважать социокультурные особенности принимающих сообществ, сохранять их культурное наследие и традиционные ценности и способствовать межкультурному пониманию и терпимости;

3) гарантировать жизнеспособные, долгосрочные экономические операции, предоставляя и справедливо распределяя социально-экономические преимущества для всех участников – устойчивую занятость и возможности получения дохода, социальное обеспечение в принимающих сообществах, способствуя тем самым снижению уровня бедности.

Развитие устойчивого туризма требует как информированного участия всех соответствующих заинтересованных лиц, так и сильного политического руководства для расширения круга участников и достижения согласия. Обеспечение устойчивого развития

туризма является непрерывным процессом и требует постоянного контроля над его воздействиями для принятия профилактических и/или корректирующих мер всякий раз, когда это необходимо.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворенности туристов и гарантировать приобретение ими значительного опыта, повышая понимание проблем устойчивости и продвигая методы устойчивого туризма.

Двенадцать целей устойчивого туризма (ЮНВТО)

ЮНВТО сформулировала следующие приоритетные цели устойчивого развития туризма.

1. Экономическая жизнеспособность – гарантировать жизнеспособность и конкурентоспособность туристских дестинаций и предприятий так, чтобы они были в состоянии продолжать свое процветание и обеспечивать свою выгоду в долгосрочной перспективе.

2. Местное процветание – максимизировать вклад туризма в процветание дестинаций, включая сохранение пропорций туристской нагрузки на регион.

3. Качество занятости – увеличивать количество и качество местных рабочих мест, созданных и поддерживаемых туризмом, включая уровень оплаты труда, условия обслуживания и доступности всем без дискриминации по половым, расовым признакам, по инвалидности или другим причинам.

4. Социальная справедливость – добиваться широкого распространения принципа распределения экономических и социальных выгод от туризма всюду в принимающем сообществе, включая улучшающиеся возможности, доход и услуги, доступные бедным.

5. Доступный туризм – обеспечивать безопасный и комфортный туризм для всех посетителей независимо от пола, расы, физических возможностей и т.д.

6. Местный контроль – привлекать местные сообщества к планированию и уполномочивать их принимать решения об управлении и будущем развитии туризма в области (после консультаций с другими заинтересованными лицами).

7. Благосостояние общества – поддерживать и повышать качество жизни в местных сообществах, включая социальные структуры и доступ к ресурсам, удобствам и системам поддержания жизни, избегая любой формы социальной деградации или эксплуатации.

8. Культурное богатство – уважать и приумножать историческое наследие, подлинную культуру, традиции и особенности принимающих сообществ.

9. Физическая целостность – сохранять и улучшать как городские, так и природные ландшафты, не допускать их визуального или физического разрушения.

10. Биологическое разнообразие – поддерживать сохранение природных территорий, сред обитания и дикой природы и минимизировать ущерб, наносимый им.

11. Эффективность ресурса – минимизировать использование недостаточных и невозобновляемых ресурсов в развитии туризма и туристской деятельности.

12. Экологическая чистота – минимизировать производство отходов и загрязнение воздуха, воды и земли туристскими предприятиями и посетителями.

Эти цели позволяют сформулировать проблему и предмет исследования и разработок, принять необходимые меры для устойчивого развития туризма. Они также позволяют сохранять высокий уровень удовлетворенности туристов и их информированности о проблемах устойчивости. Цели являются подтверждением того, что основной задачей устойчивого туризма является достижение баланса между принимающей стороной, туристом и окружающей средой. Однако нахождение баланса с целью защиты и сохранения ресурсов с учетом потребностей всех участников (нынешних и будущих) является комплексной задачей.

Экономическая важность туризма

В отличие от немногих других секторов, туризм испытал непрерывное расширение и диверсификацию за прошлые шесть десятилетий, превращаясь в один из самых больших и наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире. На протяжении последних семи лет сектор туризма растет в среднем на 4%. Международные туристские прибытия увеличиваются из года в год: в 2016 г. их прирост составил около 46 млн, что на 4% больше по сравнению с показателем 2015 года. Если в 2012 г. число международных туристских прибытий составляло 1,035 млрд, то в 2016 этот показатель достиг 1,235 млрд. Согласно прогнозам ЮНВТО, 1,8 млрд международных туристских прибытий ожидается к 2030 году. По состоянию на 2015 г. наибольшей популярностью у международных путешественников пользуются Франция (84,5 млн туристов), США (77,5 млн), Испания (68,5 млн), Китай (56,9 млн) и Италия (50,7 млн). После Европы наиболее посещаемым регионом является Азиатско-Тихоокеанский регион, который в прошлом году принял 303 млн международных туристов. К 2030 г. их число, по прогнозам ЮНВТО, возрастет до 535 миллионов.

В период 2010–2030 гг. прибытия во вновь появляющиеся туристские дестинации (рост плюс 4,4% в год), как ожидается, увеличатся вдвое относительно темпа роста в развитой экономике (плюс 2,2% в год). К 2030 г. Северо-Восточная Азия будет наиболее посещаемым регионом в мире. В соответствии с существенным ростом прибытий международные доходы от туризма за прошлые десятилетия устойчиво увеличивались, превратив его в четвертый самый важный экспортный сектор во всем мире (после топлива, химикатов и автомобильных продуктов) с покупательной силой в 1 трлн долл. США в год. Таким образом, туризм составляет 30% мирового экспорта коммерческих услуг, или 7% экспорта в целом. Принимая во внимание все прямые, косвенные и вызванные эффекты, экономика туризма представляет 10% глобального ВВП. Это способствует достижению 8,7% полной занятости (261 млн сотрудников). Считается, что одно рабочее место в основном туристском секторе создает приблизительно полтора дополнительных или косвенных рабочих места в связанной с туризмом экономике.

Рост туризма имеет огромное экономическое значение для наименее развитых стран. Приблизительно в половине таких стран туризм составляет более 40% ВВП и является самым важным источником иностранной валюты. Кроме источника иностранной валюты для дестинаций и создания рабочих мест, у туристского сектора есть и другие положительные прямые и косвенные воздействия на мировую экономику, такие как обеспечение стимула к торговле небольших, средних и микропредприятий, рост доходов и предпринимательства (особенно в секторе обслуживания). Эта деятельность также вызывает создание новой общественной инфраструктуры, сохраняет и финансирует сохранение природного и культурного наследия. Практические ведущие проекты во всем мире демонстрируют положительные изменения, которые могут быть достигнуты через устойчивые методы туризма, делая туризм образцовым сектором для «зеленой» экономики. Экологизация туристского сектора укрепляет его потенциал занятости с увеличением найма местного персонала и расширением возможностей в туризме, ориентируемом на местную культуру и природную окружающую среду.

Влияние туризма

Помимо положительных аспектов роста туризма имеются и существенные риски с точки зрения ухудшения социокультурных, экономических и экологических активов дестинаций во всем мире. Развитие туризма и туристская деятельность способствовали истощению природных ресурсов в ряде регионов, приведя к нехватке воды, потере биоразнообразия, деградации и загрязнению земли наряду с другими воздействиями. Вклад туризма в глобальное потепление оценен в 5% от общей мировой эмиссии углекислого газа.

Кроме того, некоторые принимающие страны пострадали от столкновения культур, сверхэксплуатации, преступлений или нарушений прав человека, связанных с туристским сектором. В экономической сфере туризм может также быть ответственным за повышение цен, экономическую неустойчивость или зависимость, может приводить к чрезмерным утечкам от принимающих экономических систем.

Тенденции и прогнозы указывают на то, что с длительным расширением сектора такие возможные отрицательные эффекты в ближайшие годы будут только увеличиваться. Формирующиеся дестинации могут также быть затронуты прямыми и косвенными воздействиями на окружающую среду.

При обычном ведении бизнеса (без сокращения выбросов) к 2050 г. рост туризма будет подразумевать увеличение потребления энергии (154%), выбросы парниковых газов (131%), потребление воды (152%) и утилизацию твердых отходов (251%). Изменения в практике и политике туризма могут, однако, снизить эти негативные воздействия и привести к выгоде, стимулируя изменение к большей устойчивости в пределах системы поставок туризма и в других секторах. С другой стороны, согласно докладу «К зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению нищеты », туризм – один из самых многообещающих двигателей роста для мировой экономики.

С соответствующими инвестициями он может продолжить устойчиво расти в ближайшие десятилетия, способствуя необходимому экономическому росту, занятости и развитию.

Программа устойчивого туризма 10YFP

На Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20» в июне 2012 г. главы государств признали, что «тщательно спланированная и регулируемая деятельность в сфере туризма может вносить значительный вклад в рамках всех трех компонентов устойчивого развития (экономического, социального и экологического), тесно связана с другими секторами и может обеспечивать создание достойных рабочих мест и открывать возможности в области торговли».

В ходе этой Конференции страны-члены ООН приняли «10-летнюю Рамочную программу по устойчивому потреблению и производству » (10 Year Framework Programme – 10YFP). 10YFP – это глобальная структура программ деятельности для усиления международного сотрудничества по ускорению изменений к лучшим образцам устойчивого потребления и производства (УПП) как в развитых, так и в развивающихся странах.

Из-за увеличивающейся экономической важности туризма для развивающихся и развитых стран устойчивый туризм (включая экологический туризм) был признан мировыми лидерами ключевым средством для устойчивого развития и идентифицирован ЮНВТО и Программой ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme – UNEP) в качестве одной из пяти начальных программ в структуре 10YFP. Как отмечалось выше, помимо положительных экономических эффектов, туризм также может играть важную роль в усилении и финансировании сохранения естественного и культурного наследия, так же как в содействии социально-экономическому развитию туристских дестинаций. Однако, несмотря на его положительный потенциал, рост сектора часто может оказать отрицательные воздействия на естественную, социокультурную и экономическую обстановку дестинаций. Существенная зависимость туризма от неповрежденной социальной, культурной и окружающей среды вызвала сильный стратегический интерес к продвижению устойчивого развития целостным способом.

За прошедшие 20 лет значительно увеличились общий интерес и обязательства ключевых групп игроков в политике и методах устойчивого туризма. Теперь имеется большое количество исследований, методов, инструментов, рекомендаций для устойчивого туризма. Главный центр 10YFP Программы устойчивого туризма призван использовать высокий потенциал туризма для того, чтобы способствовать устойчивому развитию, ускоряя внедрение надежных образцов потребления и производства в пределах сектора. Основная задача – достичь изменений, увеличивая чистую прибыль с сектора на глобальном, региональном и национальном уровнях в течение 10 лет и уменьшая социальные последствия и воздействия на окружающую среду.

Вклад туризма в достижение Целей устойчивого развития

Одним из наиболее важных глобальных событий 2015 г. стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и утверждение 17 Целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач для их выполнения. Развитие туризма указывается в трех ЦУР: содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех (ЦУР №8); обеспечение рациональных моделей потребления и производства (ЦУР №12); сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития (ЦУР №14). Однако вклад туризма не ограничивается этими тремя целями, поскольку он может напрямую или опосредованно способствовать достижению и всех других ЦУР.

При этом следует учитывать, что вклад туризма в экономическое развитие стран, создание рабочих мест и укрепление институционального потенциала не является автоматическим, а зависит от множества факторов, в том числе:

Степени интеграции туристического сектора в национальную экономику посредством прямой и обратной связи с другими отраслями промышленности, а также в региональные и глобальные цепочки создания стоимости;

Степени использования доходов от туризма для финансирования инфраструктурного развития, поддержки местных компаний, в особенности малых и средних предприятий, а также для развития навыков и институтов, необходимых для создания динамичной местной экономики;

Политики и стратегий, принятых правительствами стран, и от того, насколько они поощряют привлечение внутренних и иностранных инвестиций в сферу туризма, передачу технологий и ноу-хау, содействуют трудоемкой деятельности и поддерживают те регионы, где живет и работает бедное население;

Национальных усилий, обеспечивающих развитие устойчивого туризма.

Правительствам необходимо учитывать эти взаимосвязи с тем, чтобы максимально использовать потенциал сектора туризма для обеспечения экономического роста и сокращения масштабов нищеты. Особое внимание следует уделить, в частности, созданию новых рабочих мест, в том числе в сельской местности и области торговли услугами, строительству дорог, портовых и аэропортных сооружений.

Представленный по материалам ЮНВТО и ЮНКТАД обзор целей, задач и перспектив устойчивого развития туризма в современных условиях наглядно демонстрирует важность этого приоритетного направления. Сектор туризма может способствовать достижению Целей устойчивого развития и должен эффективно использоваться для обеспечения экономического роста и сокращения масштабов нищеты. При этом необходимо минимизировать неблагоприятное воздействие туризма, в том числе на окружающую среду и культурное наследие.

Алексей Сесёлкин – доктор педагогических наук, профессор Российского государственного социального университета

Похожие статьи

  • Чем вылечить стоматит во рту у взрослых

    В данной публикации вы можете ознакомиться с тем, как лечить стоматит у взрослых во рту. Мы с помощью фото поясним какие могут быть признаки (симптомы) и причины возникновения болезни на языке, а также как происходит лечение у взрослых в...

  • Причины появления и лечение стоматита у взрослых

    Лечение стоматита у взрослых во многом зависит от разновидности данного заболевания, а также сопутствующих болезней, спровоцировавших появление язв и воспалений во рту. Самое интересное, что диагностика стоматита до сих пор проводится...

  • Что нужно сделать, чтобы начавшиеся месячные быстрее закончились или стали менее обильными?

    Наличие менструации является показателем репродуктивного здоровья. Длительность периода выделений считается нормальной, если он не превышает 5 суток. Женщины, желающие знать, как сделать, чтобы месячные быстрее закончились, должны...

  • "Победитель" шизофрении: о методе В

    Источник: Рабочий край (Иваново)|||В середине 70-х годов возникла секта-коммуна. С помощью красивой фразеологии и своего умения убеждать и подчинять людей новоявленный мессия сумел притянуть к себе группу людей, которая затем расширялась....

  • Гармонизация любовных отношений

    Здравствуйте, у меня вопрос - возможно ли совместное будущее с данной девушкой. Люблю её очень сильно, как она относится ко мне - не понимаю. Спасибо за ответы. Здоровья вам всем, и всех благ. К списку всех вопросов » Бесплатные вопросы...

  • Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно

    Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...