Получение среднего общего образования и профессиональной подготовки. Закон о среднем профессиональном образовании. Закон среднем профессиональном образовании рф

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Статья 69. Высшее образование

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

1. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

3. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, устанавливается образовательной организацией высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

4. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена, устанавливаемое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, не может быть ниже количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями.

6. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.

7. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные организации вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Образовательным организациям высшего образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым таким организациям предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, формируется на основании предложений таких образовательных организаций высшего образования. Порядок, критерии отбора, перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

9. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

10. Перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя.

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

1. При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 500-ФЗ)

1) прием без вступительных испытаний;

2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;

4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

5) иные особые права, установленные настоящей статьей.

2. Перечень граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, а также порядок и основания предоставления особых прав устанавливаются настоящей статьей, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Другие категории граждан, которым могут предоставляться предусмотренные пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи особые права при приеме на обучение по военным профессиональным образовательным программам и (или) образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

3. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, предоставленными им и указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования. Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 27.06.2018 № 162-ФЗ)

4. Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:

1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

5. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

6. Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

7. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 № 93-ФЗ)

3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;

4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

7) дети сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, Следственного комитета Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 № 458-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;

9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах";

12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральных государственных органов, военнослужащие и сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

13) военнослужащие, сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанные военнослужащие, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

8. На подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования принимаются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, лица, указанные в части 7 настоящей статьи и имеющие среднее общее образование, а лица, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, в том числе в период освоения ими образовательных программ среднего общего образования. Обучение таких лиц осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае, если они обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые. Порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с настоящей частью, и предусматриваемый в соответствии с этим порядком перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Имеющим среднее общее образование обучающимся на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 № 497-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

9. Преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется лицам, указанным в части 7 настоящей статьи.

10. Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях также предоставляется выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

11. Преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более.

12. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования:
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона.

Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

3) государственными корпорациями;

4) государственными компаниями;

5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

2. Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах, в том числе в форме:

1) проведения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

2) привлечения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности;

3) осуществления образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, и научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий;

4) создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

5) создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Документ утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012О порядке приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования с 30 декабря… Закончу технический коллелж. и какое будет образование. средне специальное, техническое,профессиональное?? какое В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище) .В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) :7.

Действующий. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования.В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации … Обязан ли работодатель отпустить сотрудника в учебный отпуск Насколько я знаю (сам получаю вышку заочно и работаю) ,работодатель не имеет права вас не отпустить в учебный оплачиваемый отпуск (если первая вышка) Ну а так да, конечно им выгодно людей в уч.

отпуска отправлять за счет ежегодных отпусков. .

Конечно нужна официальная справка-вызов из института, на основании чего и оформляется учебный отпуск.. ФГБОУ ДПО ИРДПО Закон Об образовании в РФ Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования 1-6.СПО среднее профессиональное образование.

Статья 68. среднее профессиональное образование

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов.

Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. 2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
3.

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

Данный закон о среднем профессиональном образовании позволяет урегулировать ряд вопросов, которые не рассмотрены в основном законе об образовании. В данном законе большое внимание уделено социальной поддержке обучающихся, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Внимание

Отдельно прописаны формы социального партнерства образовательных учреждений с работодателями, органами службы занятости, органами государственной власти Москвы и предприятиями. Это сделано с целью привлечение работодателей к совместной разработке учебных программ и последующей подготовки более качественных и востребованных специалистов.


Этот опыт можно было бы реализовать и включить в качестве одних из основ в Закон о среднем профессиональном образовании как отдельном правовом акте, но пока это не рассматривается Правительством. Однако в декабре 2006 г.

Закон среднем профессиональном образовании рф

ВО самостоятельно: 1) по любым общеобразовательным предметам: а) дети-инвалиды, инвалиды; б) иностранные граждане; в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ; 2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

«об образованиии в российской федерации»

Вы здесь Главная » Статья 68

  • 09.04.2015 — Часто задаваемые вопросы — Прием, перевод, отчисление, Среднее профобразование Рожков Артемий Игоревич Вопрос — ответ Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится аттестация, документы, индивидуальное обучение, прием, программа, профобразование, финансирование Подробнее…
  • 08.04.2015 — Прием, перевод, отчисление, Среднее профобразование Рожков Артемий Игоревич Вопрос — ответ Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах… документы, индивидуальное обучение, локальные акты, прием, программа, профобразование, ФГОС Подробнее…

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Путин быстренько реформы отозвал. А учителя — видимо, не такие сплоченные люди, как врачи. Ладно, рано пока хоронить нас. Еще повоюем. Власти пытаются при помощи церкви навязать свои авторитет населению.
Терпеть не могу церковь и вижу плюсы для себя и своих близких в ведении нового предмета. Таких детей, кому нравилось что-либо, что им было навязано в школе очень мало.
У нашей страны в последние годы не любовь к таким предметам как литература, обж, история и т дНа своем примере расскажу — история — я так и не знаю по памяти точные даты всего, что и когда происходило — мне для этого надо залезть в инет, благо я вращаюсь в нужном русле и постоянно за этим обращаюсь, другие же писали записки, спали, заполняли дневники, рисовали на партах и т д.Я плохо представляю себе чему учат обжшники, поскольку наш препод из года в год давал литературу по лекарственным травам, перевязкам и т д.

Закон об образовании рф последняя редакция 2015

Если эти «граждане» русские — то шансы близки к нулю.По второму вопросу. Гражданство — нематериально, поэтому оно не «изготовляется».


Гражданство Российской Федерации не изготовляется как пирожок и самый ГЛАВНЫЙ для вас образец для приобретения вами гражданства Российской Федерации — это «Закон о гражданстве Российской Федерации» . Внимательно и с пристрастием для себя его прочитайте и изучите.
Сначала в паспорт ставят штамп-разрешение на временное проживание По упрощённой форме: после получения вида на жительство, через сколько времени можно подавать на гражданство? Можно ли получить гражданство рф в упрощенном порядке если:…

Закон о среднем профессиональном образовании

Важно

Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5.

Закон о начальном и среднем профессиональном образовании

Закон Об образовании в РФ 273-ФЗ, Новый! 2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего… Нет. Вы должны соответствовать профессиональным требованиям.

Обратитесь в бесплатную юридическую консультацию вот на этом сайте urid-consult.ru/ Просто заполни форму и Вам перезвонят и проконсультируют. Не принимают документы в ВУЗ. Законно ли? Потому что средне и среднее-профессиональное образование по своей сути разные вещи.

Можно получить профессиональное образование но при этом не иметь общего среднего образования, необходимого для поступления В ВУЗ. Кроме диплома в вашем случае необходимо иметь аттестат о среднем образовании.
У вас его как я понял нет и не могло быть, потому что колледж в период вашего обучения давал только профессиональное (без общего среднего) образование.
Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности. Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

В целях методического сопровождения деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров направляет для использования в работе наиболее часто задаваемые , касающиеся осуществления и организации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), и ответы на них, а также нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, принятых в целях реализации Федерального закона.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как "29 декабря 2012 г."

Вопросы-ответы

Вопрос. Какой документ об образовании получит обучающийся, если он был принят на обучение по программе начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), а закончит обучение после вступления его в силу?

Ответ. В соответствии со статьей 108 Федерального закона начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования в части наименований признаются тождественными программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Исходя из положений части 3 статьи 108 Федерального закона обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона обучающимся должны быть выданы дипломы о среднем профессиональном образовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).

Вопрос. Начальное профессиональное образование приравнено новым Законом к среднему профессиональному образованию. В связи с этим сохраняется ли право у лиц, получивших ранее начальное профессиональное образование, на получение бесплатного среднего профессионального образования?

Ответ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательный уровень (образовательный ценз) начального профессионального образования, установленный до вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Таким образом, лица, имеющие дипломы о начальном профессиональном образовании считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом для среднего профессионального образования установлена специальная норма. Согласно части 5 статьи 68 Федерального закона получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Таким образом, лица, имеющие начальное профессиональное образование или приравненное к нему среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), имеют право получить бесплатно среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена.

Вопрос. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) лица, которое уже имеет среднее профессиональное образование, полученное за плату? Вправе ли образовательная организация принять его на бесплатное обучение по новому Закону?

Ответ. Согласно пункту 3 части 1 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование, полученное до дня вступления в силу Федерального закона, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена по новому Федеральному закону. Таким образом, указанное лицо уже имеет среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно было быть получено непременно за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем определении от 5 октября 2001 г. № 187-О Конституционный Суд РФ указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.

Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее среднее профессиональное образование вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.

Вопрос. Каким образом отчислять несовершеннолетних студентов образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, если студент обучается на базе основного общего образования? Надо ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?

Ответ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе:

1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

2) в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.

За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания, как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 9 статьи 43 Федерального закона согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется.

Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Частью 11 статьи 58 Федерального закона установлено, что обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

При этом следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал среднее профессиональное образование с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Вопрос. По новому Федеральному закону при реализации образовательных программ среднего профессионального образования должна быть шестидневка или допустима пятидневка при выполнении норматива 36 часов в неделю?

Ответ. Объем нагрузки студента, обучающегося по основным образовательным программам среднего профессионального образования, регламентируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "14 июня 2013 года"

В соответствии с пунктом 27 Порядка максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

При этом объем обязательных аудиторных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

Продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией.

Вопрос. Что делать с гарантиями обучающимся по старым программам начального профессионального образования? У нас такие обучающиеся имели дополнительные гарантии, которых у студентов по программам среднего профессионального образования не было. Они их теряют?

Ответ. Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, при этом начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Частью 2 данной статьи основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования приравнены к программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) как программам среднего профессионального образования. Согласно части 3 статьи 108 обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом, до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом в соответствии с частью 2 статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом.

Таким образом, лица, обучавшиеся ранее по программам начального профессионального образования, приобретают статус студентов, получающих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Однако если в субъекте Российской Федерации были приняты дополнительные меры социальной поддержки обучающихся по программам начального профессионального образования, то автоматически они действовать в отношении студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не могут, так как само понятие «обучающийся по программе начального профессионального образования» перестает существовать. Вместе с тем очевидно, что региональная нормативная база должна быть изменена, с тем чтобы указанные гарантии были сохранены для студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Федеральный закон был принят 29 декабря 2012 г., и у органов государственной власти субъектов РФ было достаточно времени, чтобы привести региональную нормативную базу в соответствие с новым Федеральным законом.

Кроме того, письмом от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, были направлены рекомендации по подготовке к реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. «Об образовании в Российской Федерации» (прилагается) .

Вопрос. Если по программе среднего профессионального образования нормативный срок обучения составляет 3 года и 10 месяцев, а защита дипломной работы происходит 28-30 июня, то на какой срок можно предоставить выпускнику каникулы?

Ответ. В соответствии с частью 17 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Таким образом, если срок освоения данной образовательной программы среднего профессионального образования составляет 3 года и 10 месяцев, то каникулы могут быть предоставлены на период до 30 июня.

Необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 11 Федерального закона сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Вопрос. Согласно статье 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг будет ли данная норма выполнена, если указывается стоимость за одно занятие, а не за всю программу?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и(или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Вопрос. Возможен ли перевод на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования из 10-го класса общеобразовательной организации, если образовалось вакантное бюджетное место в связи с отчислением студента сразу после начала обучения?

Ответ. Следует отметить, что согласно пункту 15 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перевод в другую образовательную организацию возможен при условии, что обучающийся продолжит реализацию образовательной программы соответствующего уровня. Таким образом, перевод с образовательной программы среднего общего образования на образовательную программу среднего профессионального образования невозможен. Возможно только отчисление из общеобразовательной организации по инициативе обучающегося, а затем прием в образовательную организацию на обучение по образовательной программе среднего профессионального образования.

Образовательные организации самостоятельно устанавливают правила приема граждан на обучение в части, не урегулированной законодательством об образовании. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Вступительные испытания проводятся только при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств.

В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании. При этом прием на основе результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования не является конкурсным отбором.

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год утвержден приказом Минобрнауки России от 28 января 2013 г. № 50. Согласно пунктам 21 и 48 данного Порядка прием заявлений в образовательные организации на очную форму получения образования при наличии свободных мест продлевается до 25 декабря текущего года, а зачисление может осуществляться до 31 декабря текущего года.

Таким образом, по заявлению обучающегося возможен его прием в образовательную организацию среднего профессионального образования в случае, если прием проводился на основании результатов освоения образовательной программы основного общего образования (без вступительных испытаний и не по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и(или) психологических качеств). Предварительно такой обучающийся должен быть отчислен из общеобразовательной организации.

Вопрос. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх КЦП платно?

Ответ. Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Лица, оказавшиеся за пределами установленных контрольных цифр приема, по итогам учета результатов освоения образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании, могут либо выбирать иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки, либо поступить на обучение за счет средств физических и(или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.

Договор об оказании платных образовательных услуг за счет средств физического и(или) юридического лица заключается с учетом положений статей 53, 54 Федерального закона.

Вопрос. Каким образом в учебном плане по программе среднего профессионального образования распределить общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения? Самостоятельно?

Ответ. Учебные планы в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона являются составной частью образовательной программы образовательной организации.

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, согласно статье 28 Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Таким образом, разрабатывать учебный план, в том числе и распределять общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения, образовательная организация должна самостоятельно.

Вопрос. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531 не установлена форма диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Что выдавать выпускникам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования на отлично?

Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпунктом 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, к полномочиям Минобрнауки России отнесено утверждение образцов документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, а также описаний указанных документов и приложений.

Необходимость изготовления бланков дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием определяется образовательной организацией самостоятельно. В случае необходимости на бланке титула диплома, а также на бланке приложения к диплому указывается надпись «с отличием».

Кроме того, согласно пункту 7 Приложения 3 к приказу Минобрнауки России № 531 образовательная организация вправе установить особый цветовой фон бланка титула, выдаваемого лицам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования с отличием.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона приобретение и изготовление бланков документов об образовании и(или) о квалификации отнесено к компетенции образовательной организации.

Вопрос. Какие документы выдаются в результате освоения образовательных программ профессионального обучения?

Ответ. Лицам, прошедшим профессиональное обучение и успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваиваются разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Вопрос. В Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513), сроки обучения по рабочим профессиям не регламентируются. Как определить минимальный срок обучения при разработке образовательных программ профессионального обучения по конкретной профессии?

Ответ. Согласно части 8 статьи 73 Федерального закона продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем при разработке образовательной программы профессионального обучения необходимо учитывать, что срок обучения зависит от времени, необходимого для приобретения знаний, навыков по определенной профессии и, кроме того, должен быть определен с учетом специфики профессии, необходимого уровня квалификации, сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и иных особенностей, связанных с осваиваемой профессией.

Вопрос. Возможно ли проведение квалификационного экзамена по образовательным программам профессионального обучения в форме проверки теоретических знаний?

Ответ. В соответствии со статьей 74 Федерального закона профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Следует отметить, что квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Частью 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и(или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. При этом к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

_____________________________

* При данной публикации не приводится. См.: Администратор образования. 2013. № 11. С. 8-41.

Перечень
нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, принятых в целях реализации Федерального закона, в сфере среднего профессионального образования

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в целях лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по указанным специальностям, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования».

2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

5. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2013 г. № 240 «Об утверждении образцов студенческого билета студента и зачетной книжки студента (курсанта), осваивающего образовательные программы среднего профессионального образования».

6. Приказ Минобрнауки России от 28 января 2013 г. № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/2014 учебный год».

7. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об установлении порядка и оснований предоставления академического отпуска лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название приказа следует читать как "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся"

8. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "№ 513"

9. Приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное».

10. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».

11. Приказ Минобрнауки России от 4 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему».

12. Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов».

13. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования» (находится на регистрации в Минюсте России).

14. Приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

15. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

16. 295 приказов Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям.

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. действует новый Закон об образовании. Рассмотрены наиболее частые вопросы, касающиеся деятельности по программам среднего профобразования и основным программам профобучения.

В частности, отмечается, что после вступления в силу нового закона обучающимся должны выдаваться дипломы о среднем профобразовании с указанием квалификации по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).

Профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение лицо, уже имеющее среднее профобразование.

Продолжительность учебной недели (пяти- или шестидневная с двумя или одним выходным) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Также она разрабатывает учебный план, в т. ч. распределяет общеобразовательные предметы (количество часов) на первом и втором курсах обучения.

Лица, обучавшиеся ранее по программам начального профобразования, приобретают статус студентов, получающих среднее профобразование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Приведен перечень нормативных правовых актов Минобрнауки России, принятых в целях реализации нового закона, в сфере среднего профобразования.

Вопрос - ответ

Согласно п.4 ст. 68 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным.

Закон не устанавливает обязанности отчисленного студента возмещать средства, затраченные на обучение, если речь не идет о специализированных учебных заведениях. Например, в случае военной подготовки в соответствии с п.7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отчисленные за неуспеваемость студенты должны возместить затраченные на обучение средства.

В вашем случае, действия учебного заведения могут включать в себя признаки состава ст. 156 УК РФ «вымогательство» и вы можете обратиться в прокуратуру для выяснения данного вопроса и защиты своих прав.

  • 12.02.2019 - Часто задаваемые вопросы - Общие положения , Профобразование

    Профессиональное обучение на платной основе

    Вопрос - ответ

    Статья 68 федерального закона. N 273-ФЗ "Об " разъясняет порядок получения Среднего профессионального образования на базе основного общего образования. СПО осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

    В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    Прием на обучение по рассматриваемым образовательным программам производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, зачисление происходит на платной основе.

    При этом бесплатное обучение предусмотрено ровно по той программе, для освоения которой обучающийся поступил в образовательную организацию. В случае, если какой-то объем обучения в эту программу включен, обучение в рамках данного объема за плату будет невозможно. Однако любая другая образовательная деятельность, которая не вошла в содержание той программы, реализация которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета, может быть реализована лишь в формате отдельной образовательной программы, в том числе на условиях платной образовательной услуги.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • 11.02.2019 - Часто задаваемые вопросы - Общие положения

    Может ли профессиональная образовательная организацию, к примеру, колледж, выдавать студентам, окончившим 1 курс, аттестат о среднем общем образовании, как в школе после 11 класса.

    Вопрос - ответ

    Согласно пункту 6 статьи 68 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно. Таким образом,получение среднего профессионального образования на базе основного общего осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Однако необходимо пройти итоговую аттестацию.

    Порядок прохождения аттестации можно посмотреть в Приказе Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205)

    Таким образом, для возможности выдачи студентам средней профессиональной общеобразовательной организации после окончания ими 1 курса аттестата о среднем общем образовании такая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательных программ не только профессионального обучения, но также и среднего общего образования.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

  • 09.04.2015 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    В нашем колледже осуществляется прием на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования со сроком получения образования 3 года 10 месяцев. В приемную комиссию поступило заявление от лица, имеющего средне

    Вопрос - ответ

    Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится

  • 08.04.2015 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    Возможно ли принять выпускника 11 класса школы, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образован

    Вопрос - ответ

    Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах...

  • 17.12.2014 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) по заочной форме?

    Вопрос - ответ

    В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образовани...

  • 17.12.2014 -

    Обязана ли профессиональная образовательная организация выдавать выпускникам по образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего образования, с одновременным получением среднего общего образования, вм

    Вопрос - ответ

    В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется...

  • 17.12.2014 -
  • Похожие статьи