Консультации для воспитателей по умк. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями по обучению детей государственным языкам рт с использованием умк. Консультация для воспитателей и родителей по внедрению новых УМК

Развитие коммуникативной речи в рамках УМК.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы должны сначала сами понять, что такое билингвальный детский сад и для чего он нужен? Билингвализм – это общение, заметьте ОБЩЕНИЕ, на двух государственных языках. Поэтому мы должны направить все силы, на то, чтобы решить те задачи, которые поставило перед ними государство.

А ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем нужно знать второй язык. Цель взрослых ему не понятна. Мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребенок не задается отдаленными целями. Он запоминает только то, что ему интересно.

Поэтому процесс обучения татарскому языку русскоязычных детей должен стать доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребенок легко смог бы пользоваться им и быть хорошим партнером в игровой ситуации.

Коммуникативную речь (это диалог) необходимо начинать совершенствовать со средней группы. В программе “Татарча сөйләшәбез” (стр 16-19) даны образцы по всем темам.

Дети в старшей группе в конце года уверенно, без подсказки воспитателя, должны уметь вести диалог между собой, задавая и отвечая на вопросы «Хәлләр ничек? Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк?», организовать сюжетную игру Магазин», на любую тему (овощи, мебель, одежда, игрушки), игру «Командир».

В подготовительной группе дети должны уметь задавать и отвечать на вопросы «Хәлләр ничек? Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк? Син кем? Бу кем? Бу нәрсә? Ничщ яшь? Нишли? Нишлисең? Кая барасың??» самостоятельно организовать сюжетные игры “Магазин”, “Командир”, “Угостим друзей”, так же покупать билеты, знакомится, разговаривать по телефону.

Воспитатель по обучению татарскому языку в НОД использует такие методы и приемы, которые вызывают у ребенка потребность общаться и употреблять знакомые слова в игре, в естественных ситуациях, то есть в практике, а воспитатели в группах. создавая условия, закрепляют и совершенствуют умения детей вести диалоги, т.е создают единое речевое пространство (где детям комфортно было бы общаться на татарском языке).

Партнерами самого ребенка могут быть не только дети и воспитатель по обучению татарскому языку, но и все педагоги и родители, так как УМК предусматривает совместную работу с детьми педагогов ДОУ, родителей.

Задачи: Для успешной реализации УМК педагогам необходимо закреплять в режимных моментах в течение дня:

Помочь детям запоминать лексический материал;

Учить слушать и слышать речь на татарском языке:

Совершенствовать навыков общения, создавая оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: разные игровые ситуации, чтобы дети выражали свои просьбы, желания, необходимость чего-либо, проводить игры-драматизации, инсценировки, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры.

Воспитывать желание изучить татарский язык;

Вести постоянную работу в тетрадях.

Чтобы заинтересовать родителей, воспитателям необходимо вести систематическую работу, разнообразив ее формы:

Рабочие тетради отдать домой для совместной работы ребенка и родителей;

Предложить домашние задания. Например, короткие диалоги и т.д.

Пригласить в НОД;

Организовать развлечения, используя материалов УМК. Например, кукольные театры и т. д.

Вы сами знаете, что в настоящее время у детей повысился интерес к изучению татарскому языку, увеличилась продуктивность запоминания, а мультимедийность и игровая форма подачи информации снизила эмоциональную напряженность и вселила в детей уверенность в успехе в обучении.

Мы не ставим целью перевести общение русскоязычных детей на татарский язык, но хотелось бы надеяться, что вскоре все наши дети будут свободно общаться (в доступных ситуациях) на двух государственных языках.

В Республике Татарстан татарский язык и русский язык являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного рассматривает татарский язык как средство общения, а также как способ духовно-нравственного развития, развития коммуникативной культуры обучающихся.

В обучении русскоязычных детей татарскому языку добиться успеха позволяет, с одной стороны, использование личностного подхода к ребенку, где можно провести индивидуальную работу, применить систему поощрений, привлечь детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды.

Цели, которые мы ставим перед ребенком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребенка.

Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду.

Все методические приемы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.

Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребенка, вызывает интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, так как ребенок находится с ней в постоянном контакте. Ребенок знает, что он может подайте, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер.

Роль и труд воспитателя по обучению татарскому языку будет более эффективной если этот труд будет проходить совместно с родителями, воспитателями и коллегами работающие в ДОУ.

Огромной помощью являются учебно-методические комплекты. Они включают в себя не разрывную систему, состоящую из методического пособия воспитателей, аудио-видео материалов, наглядно-демонстрационного материала, тетрадей для индивидуальной работы.(слайд уголки)

В нашем детском саду активная работа по обучению детей проходит не только с детьми но и с родителями. На собраниях, в консультациях воспитатели помогали родителям лояльно воспринимать обучение татарскому языку как второму языку общения. Родители были очень заинтересованы Онлайн уроками по обучению татарского языка «с нуля» на сайте http ://anatele /ef .com ; родители были ознакомлены учебно-методическими комплектами по обучению детей двум государственным языкам. Родители с удовольствием просматривают совместно с детьми телепередачу «Экият илендэ», где происходит закрепление пройденного материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК.

Использование УМК в режимных моментах.

(консультация для воспитателей)

Обучение детей татарскому языку в детском саду- одна из самых сложных методических задач.

Поддерживать интерес во время НОД помогает ярко и красочно оформленный наглядно демонстрационный и раздаточный материал, аудио- видео записи. Использование аудиозаписей развивает речь и воображение ребёнка.

Сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании доминировала теория, то сейчас идёт обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя.

В целях эффективного использования УМК ведётся контроль по следующим направлениям: создание условий в кабинете татарского языка, усвоения программного материала в группах, работа с родителями, создание языковой среды и закрепление пройденного материала в режимных моментах, владение русскоязычных педагогов татарским языком, проведения развлечений, праздников, утренней гимнастики, прогулок.

Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей в процесс развития своего ребёнка.Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.

Использование УМК в режимных моментах помогает закрепить пройднный материал.

Воспитатель группы во время прёма детей говорит:

Исенмесез! Хеллер ничек?

Во время еды повторяется и закрепляется названия продуктов.

Маша, кил монда.Утыр.

Ме, ипи(аш, ботка) аша.

Рехмет, ипи(аш, ботка) темле.

Ме, сет(чей) эч.

Рехмет,сет темле.

Ме, кишер(суган,кебесте,алма, кыяр,…) аша.

Во время игр закрепляется лексический материал темы «Игрушки», ответы на вопросы: Что? Какой? Что делаешь?

Данил, бу нерсе?(туп,куян, аю,..)

Туп нинди?(чиста,матур, зур,..).

Син нишлисен?(Мин уйныйм)

Во время умывания воспитатель говорит:

Саша, кул(бит) ю!

Саша, син нишлисен?(Мин кул(бит) юам.

Син нинди?(Мин чиста, матур).

Перед сном(после сна) закрепляются слова и выражения по теме «Одежда».

Кулмек, чалбар, футболка сал(а после сна- ки)!

Мин кулмек салам.

Маша, караватка ят(ятыгыз),йокла(йоклагыз).

Син нишлисен(нишлисез)?

Мин йоклыйм (йоклыйбыз).

Вечером, провожая ребёнка домой, воспитатель говорит такие слова:

Вика, кил монда, эни(эби, эти, бабай) килде.

Сау бул! Сау булыгыз!

В целом методика обучения татарскому языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазия, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.

Таким образом тематика двуязычия является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания.

Я благодарна воспитателям, которые отнеслись к изучению татарского языка ответственно и с пониманием.

Консультация для воспитателей

Тема: « Обновление содержания воспитательно - образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС».

Формирование человека в условиях новой языковой ситуации в нашей республике происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. Учитывая возрастные особенности детей, руководствуясь Госстандартом, в детских садах проводятся занятия по изучению татарского языка.

В соответствии со Стратегией развития образования в республике Татарстан на 2010-2015 годы « Килечек- Будущее» творческой группой созданной МО и Н РТ, разработан учебно-методический комплект УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики Татарстан н а основе современных эффективных образовательных технологий. Суть нового подхода заключается в практико- ориентированном методе обучению по принципу: язык как средство общения. Формирование языковой среды с использованием мультимедийных ресурсов нового поколения .

На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельного подхода в организации педагогической работы. Творческая группа под руководством З.М. Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей «Минем өем » для средней группы; «Уйный-уйный үсәбез” для старшей группы; “Мәктәпкә илтә юллар” для подготовительной группы.

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК. Творческая тетрадь поможет ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетраде даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества и цвета.

Для обучения в детских садах в УМК вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Разработано 5мультфтльмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые транслируется на канале ТНВ по выходным и размещается на сайте министерства. Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из трех дисков с музыкальными сказками и песнями. Важнейшими элементами программы интерактивные развивающие задания, которые вовлекают в тематические игры детей у телеэкранов, что способствует развитию речи, словарного запаса, а главное- интереса к изучению татарского языка.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возра ста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

Конференция: Современный детский сад

Организация: МАДОУ № 401

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, все его духовное богатство. Для каждого народа родной язык –самое дорогое и святое богатство. Сохранить и передать это богатство своим детям –долг каждого.

Создание языковой развивающей среды. Роль воспитателя и его коллег,

выступает в качестве основного средства создания языковой среды).

Воспитатель является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей и взрослых.

Одна из важнейших форм обучения - игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению своей речи. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков, связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику

Для повышения эффективности образовательного процесса используются информационно- коммуникативные технологии, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Например, при помощи компьютера, даются детям информации (слайды, закрепление пройденого материала при помощи различных дидактических игр. Например, «Кого нет», «Отгадай и назови», «Кто лишний? », «Посчитай», «Угости зайцев», «Сделай салат» и многие другие.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка, так и воспитателя. Компьютер также помогает организовать просмотр мультфильмов.

Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку. Когда воспитатель ставит вопрос, ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом,

мы упражняем ребенка в овладении языком. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичности речи.

Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

Для того, чтобы формирование речевых умений и навыков происходило быстрее и эффективнее, необходимо правильно организовывать обучающую среду. Именно в этих условиях речевые навыки и умения становятся более прочными и гибкими.

Исходя из целей обучения детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.

Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес.Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер. Хорошо иметь настольные игры, лото, домино, тематические таблицы, алгоритмы, игрушки, игрушки-герои татарских литературных произведений, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей Казани и других городов Татарстана.

Игрушка, и, чаще всего, кукла становится активным участником общения на татарском языке на наших занятиях, в режимных моментах, а воспитатель общается с детьми при помощи куклы (персонажа), которая позволяет управлять общением, языковой средой. Кукла или персонаж позволяют проводить введение, отработку лексических единиц, обеспечить объём языкового материала.

Применение куклы обеспечивает сильную мотивацию использования татарского языка, также создаёт особую доброжелательную атмосферу на занятии. При этом необходимо соблюдать условие, что присутствующий на занятии персонаж должен быть постоянным, обладающим своим характером, привычками и т. д. Например, приходящая к нам на занятия кукла Алсу очень добрая, дружелюбная, весёлая, любит петь песни и играть в подвижные игры.

Роль воспитателя выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей. Для того, чтобы повышать обучающее воздействие речи, нужно соблюдать некоторые условия:

1. доступность речи

2. избегание сложных предложений

3. использование повторов, перефразирование речи

* использование наглядных пособий;

* описание ситуации;

* применение языка жестов.

Эти методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на татарском языке и создавать языковую среду для детей.

Литература: Зарипова З.М.. Кидрячева Р.Г., «Говорим по- татарски»

Закирова К.В. «На поляне детсва»…….

Похожие статьи

  • Сражение на реке шахэ Definition - сражение на реке шахе

    110 лет назад, 5 октября 1904 года, началось сражение на реке Шахэ. Битва продолжалась до 17 октября. Ни наступление русской армии под командованием А. Н. Куропаткина, ни предпринятое позже контрнаступление японской армии Ивао Оямы не...

  • Эдуард шеварднадзе и его роль в судьбе советской страны

    Эдуард Шеварднадзе ედუარდ შევარდნაძე Эдуард Шеварднадзе Президент Грузии 26 ноября 1995 - 22 ноября 2003 Предшественник: должность восстановлена; (1991-1993: Звиад Константинович Гамсахурдия Преемник: Нино Анзоровна Бурджанадзе (и.о.) Миха

  • История покушений на Александра II: На императора охотились, словно он - дикий зверь

    3 апреля 1881 года в Петербурге на Семеновском плацу были казнены пятеро членов организации "Народная воля", объявленные государственными преступниками за участие в подготовке покушения на императора Александра II. Это поистине трагическое...

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...