Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с ДЦП (начальная школа). Коррекционные занятия с детьми с дцп Коррекционные занятия с ребенком дцп

Жёсткий мех

Кожа - твёрдая,синтапон - мягкий
Деревянная ребристая поверхность,гофрированный картон

Кожа
Ленточки

Ракушки

Чертёж кубика 4 см




По началу у ребёнка ничего не получалось доставать из коробки т.к. ладони были сильно сжаты в кулачки, поэтому я сама раскрывала ему ладошку и помогала доставать предметы из коробки.Сначала занималась с правой рукой ((левая в этот момент держится за коробку с моей помощью)),затем тоже самое с левой рукой.Со временем сына начал сам выгребать содержимое коробки кулачками,а спустя некоторое время ладошками.Правая рука справлялась лучше левой и хоть специалисты рекомендовали развивать только правую руку, я делала упор на обе руки.Спустя 1,5 года с начала первых занятий обе ладошки хорошо раскрываются и получается удерживать предметы,даже крупные одновременно двумя руками.Один день мы всё вынимали из коробки, другой день всё складывали.При складывании заостряла внимание на крае коробки,чтобы не промахивался.Как делала - открытой ладошкой проводила по краю коробки и говорила, что это край. Ещё в эту коробку я ложила шуршащие кульки









Поезд для закрепления понятий о цвете и учимся откручивать и закручивать пробки.Для изготовления взяла коробку от компьютерной клавиатуры,8 пластиковых бутылок.Отрезала горлышки бутылок по ширине коробки, отступив 1 см со стороны отрезанного края разогретой над огнём иглой сделала по 4 отверстия. Наклеила на коробку поезд,вырезанный из картона и рельсы. В местах где будут колёса вырезала отверстия по объёму горлышка.Вставила горлышки от бутылок и пришила очень толстой нитью с низу коробки.
Башня из картонных кубиков.Размеры от 2,5 см + 1,5 см на каждый кубик.
Открываем коробки






Когда ребёнок всё это научится делать с помощью мамы/папы/,тогда начинаем делать сортировку предметов. На поднос выкладываем шишки 4шт. и одинакового цвета мячики 4шт.Перемешать.Говорить: ,Дай только мячики, или,Дай только шишки, Если подает не то, говорить,Не хочу, и мотать головой. Если не получается,тогда помочь: ,Вот мячик, взяв его рукой мячик. Каждый раз я меняла предметы, чтобы не приедалось.Это самое сложное из выбора игрушек.Со временем выбирать и давать кукле или другой игрушке.Это называется работа через третий персонаж.


Катаем по столу каталочку.Складываем и выкладываем содержимое.Показываем,что мячики круглые катятся,а из кубиков можно построить башню.Каталочку сделали сами.Основа от набора деревянного конструктора, а колёса от игрушечного грузовика.
.



Обеспечить общение с детьми для нас живущих в селе проблематично.Поэтому лучшими друзьями сына стали две куклы и плюшевый медведь.Они его успокаивают,когда плохое настроение,с ними сына занимается и играет,заботится о них.На куклах рассматривали лица и части тела,а потом искали тоже самое у сына. Вынимали из коробки предметы.Мишке - животных,кукле - предметы.Всё озвучиваю и веду диалог от имени куклы и мишки.

Настоящий электронный синтезатор.Улучшает мелкую моторику пальцев рук.


Папина электрогитара.Сына с удовольствием на ней брынчит.

Самодельные маракасы.В одну пластиковую бутылку насыпала бисер в другую бусы.

Молоточек-пищалка и дудочка.

Вынимаем ведёрки



Сенсорное восприятие. Смотрим в темноте на зажжённую свечу,а потом вместе дуем.
Операцию по исправлению косоглазия сыну делать нельзя,потому что могут сделать расходящееся косоглазие, как только удастся уменьшить нашу неврологию - косоглазие может стать минимальным.Окулист порекомендовал бороться за сохранение зрения на обоих глазах путём не продолжительной акклюзии /не более 1 часа на один глаз один раз в день/ попеременно на каждом глазике и при этом подавать предметы справа, если закрыт левый глаз и слева если закрыт правый глаз. И ещё щадящую стимуляцию зрительного нерва.Для этого я взяла простой маленький светильник с маломощной лампочкой маленького размера, из картонной коробки сделала подставку/чтобы выглядывала только лампочка и 4 стаканчика основных цветов из пирамидки вкладыша /красный, синий, зелёный, жёлтый/. Заклеиваю один глаз,ставлю стаканчик,ребёнка усаживаю перед светильником и включаю его на 10 секунд, выключаю тоже на 10 секунд. Так проделываю с каждым цветом. По 1 минуте на каждый цвет. Повторяю 2 раза, но если ребёнок не хочет не заставляю. Процедуру проводим в течении 10 дней на одном глазике,потом месяц перерыва и повторяем на другом глазике. Улучшение видно не вооружённым взглядом. Беря предметы редко промахивается, хорошо отводит глазки в разные стороны /правый вообще не двигался/,начал замечать мелкие предметы.




Открываем и закрываем коробку





Чуть надутые шарики, также с разным содержимым. Есть среди шариков и пустой.



Учимся буцать одну машинку об другую
Недавно купили маленький набор для игры в доктора.Игра получилась долгая и даже мне интересная.Начали с того, что любимая кукла отказалась кушать. Я приложила руку сына на голову кукле и говорю, наверное ляля заболела, давай будем её лечить. Померяли температуру, проверили горло, ушки, помяли животик, фонендоскопом послушали дыхание и как кашляет. Ох у ляли всё болит.Закапали ей глаза, носик, дали микстуру от кашля,напоили водой, сделали укол и уложили спать. Через несколько часов говорю сыну давай разбудим лялю и проверим выздоровела она или нет. Разбудили, переодели, померяли температуру. Ляля здорова! Сына получил от игры удовольствие и теперь каждый день требует продолжения.

Чтобы как то разнообразить жизнь ребёнка я привлекаю его ко всему что делаю сама.Сам он не может передвигаться,поэтому большую часть времени проводит на моих руках.Перед сном мы помогаем папе расстилать постель.Взбиваем подушки,расстилая простынь и одеяло машем руками. Раздвигаем,задвигаем шторы. Когда мы занимаемся домашними делами: сына открывает и закрывает кастрюли,крышки на банках,помогает руками месить тесто,выгребает из миски муку,открывает двери в холодильнике и шкафчиках. Стучит ложкой по мискам.Даю попробовать соль и сахар. Вместе включаем стиральную машину,а потом развешиваем бельё.Даю пропылесосить, подержаться за включённый миксер,закрыть микроволновку.Вытираем пыль с мебели и крошки со стола.Когда чищу овощи - даю выгребать очистки из миски.Набираю в 3 чашки холодную,теплую и горячую воду.К каждой чашке даю дотронуться.Показываю полную и пустую чашку.Когда только начала ко всему привлекать - рассказывала о предмете и последова-тельность действий с ним.Помогает при создании развивающего материала:подаёт ножницы, ручку, бумагу, кладёт мусор в ведро. Чтобы убрать страх и протест перед всем новым садила на разные поверхности,часто меняла покрывала, шторы и свою одежду.Результат - больше не сжимается от страха и не вздрагивает. Как и каждому ребёнку моему сыну тоже быстро всё надоедает,поэтому приходится чередовать занятия и игры и иметь при этом их очень много и постоянно придумывать новые.Ежедневно психует,что не может сам что-то сделать.Тогда я ему объясняю что сможет когда немного подрастёт и что все были маленькими и тоже не умели. Раньше сына молчал,как рыба, Чтобы найти контакт с ребёнком и понять что он хочет начала вводить жесты головой,Да,Нет, Вначале начала вводить по отношению к еде.Спрашивала: ,Вкусно, за него отвечала,Да, и кивала своей головой. Как только сына начал отвечать жестами, перенесла их на другой вид деятельности:,Ты будешь играть?,Ты хочешь спать?, Потом вела диалог,Кто будет кушать?, показывала рукой сына на него самого и отвечала за него,Я Максим буду кушать, и кивала головой.Результат не заставил себя ждать. Когда гуляем на улице рассматриваем траву, деревья, кусты, нюхаем цветы.До всего даю дотронуться.Зимой обращала внимание на снег и дождь.Летом на шелест травы,дуновение ветра,на пение птиц,солнечно или пасмурно.Почти каждый день над нами пролетает вертолёт - тоже обращаю внимание и прошу посмотреть в верх.Обращаю внимание на разные звуки.Учимся играть в песочнике и играем с собакой в футбол.Учим понятие близко - далеко. Играем в пальчиковые игры,слушаем классическую музыку, музыку из мультфильмов, аудиосказки, смотрим на компьютере слайды. Показываю самого себя в зеркало,даю расчесаться и расчесать меня.Показываю как кривляться в своё отражение.В положении лёжа научила кидать носки,мячики. После таких занятий уменьшилась спастика в руках и научился делать размах руки. Надуваем воздушные шарики,мыльные пузыри.Дуем на одуванчики и пустые кульки.Когда чистим зубы показываю как плевать.Сидя на диване кидаем предметы на пол, а потом вместе собираем. Вкладываю в руку ручку и рисую рукой сына фигуры,а потом прошу их спрятать / зарисовать /. Помогаю раскрашивать раскраску. На горшок приучала с 1,1 годика.Получилось не сразу.Осознал,что штаны мокрые только ближе к 3 годам.Но сам на горшок садиться до сих пор не хочет.Удерживаю и сына и горшок на весу. Переодевая, полность не снимаю кофточку, а оставляю на голове и прошу самостоятельно снять. То же проделываю с рукавицами,носками и шапкой. По прошествии 2-х лет активных занятий по умственному развитию я пришла к выводу, что заниматься нужно в полной тишине, с выключенным телевизором и при отсутствии папы и бабушки. Ребёнок хорошо занимается до тех пор пока они не зашли в комнату. Их появление начинает отвлекать сына, он балуется, а потом капризничает и в итоге занятие пропало. Ни в коем случае я не потокаю ребёнку в его желаниях. Если он начал капризничать, а потом перешёл на дикий рёв, все знают подбегать и жалеть я не разрешаю. Я сажусь рядом с сыном и тихонько занимаюсь своими делами. Немного поплакав он успокаивается и просит поиграть с ним. Занятие с мягкой пирамидкой. Теперь когда я уже знаю, что мой сын полностью понимает обращённую к нему речь, усложняю диалог. Для того, чтобы ребёнок занимался с удовольствием должна быть мотивация с какой целью он будет делать то или иное действие. Привожу пример на мягкой пирамидке. Усаживаю сына в стул со столиком. Сажу на стол куклу / на случай слёз она его успокоит /. Ставлю цель для ребёнка разобрать пирамидку. , Смотри, Максим, какая у нас есть красивая пирамидка, она мягкая, Даю потрогать её. Снимаем верхнюю подушечку. ,Посмотри это маленькая подушечка, Снимаем следующую: ,А эта немного больше,А эта ещё больше,И эта ещё больше,А эта самая большая,Молодец, Максим, разобрал всю пирамидку. А теперь давай сложим пирамидку,Это большая подушечка, А эта немного меньше, И эта меньше,Эта подушечка ещё меньше,А вот эта самая маленькая, Молодец, Максим, сложил всю пирамидку, Во время этого занятия на цвет подушечек не обращаем внимания. Раньше давая ребёнку задание я использовала простые предложения: Возьми мячик. Положи мячик на стол. Покатай мячик. Теперь я усложнила предложения: Возьми мячик, положи на стол и покатай. Сделала это с целью, чтобы ребёнок начал запоминать полностью данное ему задание, а не только то что услышал последнее. Таким образом развиваю память. Занятие с кубиками: ,Посмотри,Максим, какие красивые кубики. Давай ты их достанешь из коробки и положишь на стол, Кубики лежат в коробке с небольшими бортиками и с небольшим расстоянием друг от друга. Достал правой рукой и положил с левой стороны. ,Молодец! Давай ещё возьмёшь кубик и положишь на стол, Продолжаем до тех пор пока ребёнок не достанет все кубики. , Молодец, Максим! Посмотри коробка пустая. А теперь давай ты сложишь все кубики назад в коробку, Сложил. Похвалили. ,Закрой коробку,

Кубики на вертеле, для развития тактильных ощущений

Основу сделал мой муж, а остальное я. Это точная копия американского оборудования для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, логического мышления и изучение цвета .Для изготовления вертела были сделаны из дерева кубики 4х4 см 6 штук (можно использовать готовые покупные). По центру кубиков просверлены отверстия для палки-основания(у нас нашлась металлическая труба с маленьким диаметром). Основа отполированная доска.Клеем момент наклеила попарно тактильные поверхности.
Как играем: сына находит одинаковые поверхности, гладит их пальчиками, потом делает всё вразнобой и опять находит. Интересной для сына оказалась коробка с пакетиками чая. Сами пакетики немного шуршат(а он это любит) и пахнут. Может 20 минут вынимать пакетики из коробки, при этом каждый нюхает, и складывать назад. Сейчас сезон заготовок и сына мне помогает, ему интересно и заодно разрабатывает мелкую моторику. Я высушиваю сухофрукты в электросушке.Для этого нарезаю яблоки на дольки, а Максим их кладёт на поддоны (всего 5 поддонов). Готовую сушку помогает складывать в 3-х литровую банку. (балуется и вынимает её назад, а я делаю вид что ругаюсь) Этим занятием он может заниматься очень долго.

Продолжаю изготавливать пособия для развития пальчиковой моторики.
Терапевтический эффект- состоит в продевании и протаскивании предмета в узкие отверстия пальчиками рук. Идею взяла с пособия изготовленного в США. В оригинале берётся игрушка неправильной формы, но для Максима это пока сложно, поэтому я взяла пуговицу на ножке.Для изготовления пособия нам понадобится:

1.Основа из плотной ткани размером 42см х 32 см


2.Кусок фанеры 40 см х30 см,на которую наклеивается пособие после изготовления и клей,Момент,
3.Кусочки цветной плотной ткани, края которой не сатаются, для изготовления ленточек.
4 .Игрушка круглая или неправильной формы и толстая нитка белого цвета, на которую одевается игрушка.
Маленьких ленточек 20 штук по 10 на каждый цвет, размер 2х3 см и 4 больших ленточки размер 2х13,14,15,16 см Пришивала детали на швейной машинке.
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей
  • 1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
  • 2. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики
  • 3. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  • 5. Познавательное развитие.
  • 6. Развитие речи.
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей
  • 2. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития
  • 3. Изучение причин возникновения задержки психического развития у детей
  • 4. Классификации задержки психического развития
  • 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний
  • 6. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 7. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития
  • 8. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
  • 9. Организация работы с родителями
  • 10. Интегрированное воспитание и обучение
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • 1. Характеристика детей с нарушениями слуха
  • 2. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом
  • 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
  • 4. Характеристика методов обследования слуха детей
  • 5. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха
  • 6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 1. Характеристика нарушений зрения у детей
  • 2. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения
  • 3. Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
  • 4. Основные принципы коррекционнои работы в детском саду для детей с нарушением зрения
  • 6. Содержание специальных коррекционнных занятий
  • 7. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения
  • 8. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • 1. Научно-методические аспекты логопедии
  • 2. Причины речевых нарушений
  • 3. Классификация нарушений речи
  • 4. Система логопедической помощи
  • 5. Зддачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
  • 2. Двигательные нарушения при дцп
  • 3. Нарушения психики при дцп
  • 4. Речевые нарушения при дцп
  • 5. Классификация детского церебрального паралича
  • 6. Коррекционная работа при дцп
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального
  • 1. Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом
  • 2. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в аффективном развитии
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности
  • 1. Социальная дезориентация
  • 2. Негативное самопредъявление
  • 3. Семейная изоляция
  • 4. Хроническая неуспешность
  • 5. Уход от деятельности
  • 6. Вербализм
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями
  • 1. Этиология сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 2. О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 3. Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье
  • 4. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями
  • Глава 1. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики.......................6
  • Глава 2. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными
  • 6. Коррекционная работа при дцп

    Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

    Эффективность учебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

    В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

    Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

    1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

    2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

    В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

    3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в зна­чительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности:

    младенческий возраст (от рождения до 1 года). Ведущий вид деятельности - эмоциональное общение со взрослым;

    ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Ведущий вид деятельности - предметная; дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущий вид деятельности - игровая.

    4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося пси­хоречевого развития.

    5. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

    6. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре­бенка.

    В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка в условиях патологии, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого необходимо активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу «гиперопеки» приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество.

    Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются:

    Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

    Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений управления типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции.

    Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни - до 3 мес), подавление оральных автоматизмов (после 3 месяцев).

    Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

    Формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции - неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

    Формирование подготовительных этапов понимания речи.

    Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

    Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

    Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации - мимики, жеста и интонации).

    Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова).

    Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия). Тренировка всех форм узнавания предметов.

    Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).

    Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: Развитие игровой деятельности.

    Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем. Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

    Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

    Формирование математических представлений. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

    Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель - развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

    Задачи логопедической работы: а) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. (В более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии; б) развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; в) нормализация просодической стороны речи; г) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Коррекция нарушений звукопроизношения; д) развитие функций кистей и пальцев рук; е) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алали-ческой патологией речи, или при задержке речевого развития).

    Традиционно используются следующие методы логопедического воздействия: 1) дифференцированный логопедический массаж. В зависимости от состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии) с целью активизации мышечного тонуса; 2) точечный массаж; 3) зондовый и пальцевой массаж языка; 4) пассивная артикуляционная гимнастика (логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции); 5) активная артикуляционная гимнастика; 6) дыхательные и голосовые упражнения.

    Для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее выявление среди новорожденных - еще в родильном доме или детской поликлинике - всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психо-неврологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.

    Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психо-неврологичёских больницах) или санатории.

    В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, в которых осуществляется коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

    Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного] аппарата.

    Социально-бытовая реабилитация

    Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в] системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости! от окружающих. Технические средства реабилитации существенно I облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

    Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп:

    1. Средства передвижения - различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут] проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.

    2. Средства, облегчающие передвижение - ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.

    3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей: специальные предметы обихода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для! одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами - телевизором, приемником, магнитофоном).

    4. Двигательные тренажеры.

    5. Лечебно-нагрузочные костюмы («Алели-92»). Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и J схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс - стопы». Благодаря амортизаторам несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация с мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкинезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.

    6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различных модальностей (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

    Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия проводятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи.

    Мотив работы в сенсорной комнате зависит от ведущего вида деятельности ребенка. Для дошкольников - это игровая деятельность. Занятия в сенсорной комнате можно превратить в игру, сказку. Все занятие может проходить по единому игровому сценарию («полет на луну», «путешествие по морским глубинам» и т.д.).

    Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

    1) релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц); б) снятие психического и эмоционального напряжения;

    2) активизация различных функций центральной нервной сис­темы: а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слу­хового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния); б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий). Возбуждение интереса и исследовательской деятельности у ребенка; в) создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы; г) развитие речи, и коррекция речевых нарушений; д) коррекция нарушенных выеших корковых функций; е) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

    7. Мягкие игровые комнаты.

    Применение различных технических средств реабилитации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции. Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техническое средство, необходимо оценить степень нарушения функции с тем, чтобы предложить именно то средство, которое дало бы возможность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой - позволило использовать возможность восстановления нарушенной функции. Реабилитационное оборудование для детей! выпускается главным образом зарубежными фирмами, однако в последние годы разрабатывается и изготавливается широкий ассортимент отечественных детских технических средств реабилитации.

    Вопросы и практические задания

    1. Назовите основные виды патологии опорно-двигательного аппарата", у детей.

    2. Дайте общую характеристику детского церебрального паралича.

    3. Каковы этиологические и патогенетические факторы возникновения ДЦП?

    4. Охарактеризуйте особенности двигательных нарушений у детей с| церебральным параличом.

    5. Назовите особенности нарушений психики при ДЦП. Чем они обусловлены?

    6. Назовите основные формы речевой патологии у детей с церебральным параличом.

    7. Охарактеризуйте особенности двигательных, психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП.

    8. Раскройте основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

    9. Охарактеризуйте типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом.

    10. Обоснуйте необходимость целенаправленной работы с родителями в процессе психолого-педагогической коррекции.

    Литература

    1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара-" личом (доречевой период). - М., 1989. 2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

    3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М., 1977.

    4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.

    5. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - М.; СПб., 1998.

    6. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с це­ребральными параличами: Психологические исследования в практике нрачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.

    7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным па­раличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М., 1991.

    8. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с цереб­ральным параличом. - М., 1985.

    9. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сборник научных трудов. - М., 1991.

    10. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детей с церебральным параличом. - М., 1972.

    11. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и соци-;шьная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

    12. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996.

    "

    Контрольная работа по основам педагогики и психологии

    Тема: Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

    1. Медицинская коррекция.

    2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

    3. Принципы психокоррекции ребенка.

    4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

    5. Коррекция нарушений речи.

    6. Специальные коррекционные учреждения.

    7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении.

    Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

    1. Медицинская коррекция.

    Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

    Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

    Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

    Снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;

    Улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;

    Улучшение координации движений и равновесия;

    Стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

    Расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;

    Обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

    Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

    Упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;

    Пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;

    Упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

    Принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

    Упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;

    Игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

    В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

    2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

    Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

    Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов:

    · Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

    · Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

    · Развитие скорости восприятия объектов.

    С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

    Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

    Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

    1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

    2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

    3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

    Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

    Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

    Наименование и содержание блока
    Психокоррекционные задачи и приемы
    Формы ДЦП
    Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познавательных мотивов:
    - создание проблемных учебных ситуаций;
    - стимулирование активности ребенка на занятии;
    - анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка).
    Приемы:
    - создание игровых учебных ситуаций;
    - дидактические и развивающие игры
    Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социальнопедагогическойзапущенностью
    Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
    Предварительная организация ориентировки в задании.
    Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
    Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса
    Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы Обучение контролю по результатам деятельности.
    Обучение контролю по способу деятельности.
    Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
    Приемы:
    - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
    - обучение конструированию и рисованию по моделям
    Задержанное развитие у детей с ДЦП

    Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом работа с родителям.

    3. Принципы психокоррекции ребенка.

    Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

    Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).

    Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве - игра, в младшем школьном детстве - учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и др.).

    Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори).

    Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

    Второй принцип психологической коррекции - это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».

    Воспитание ребенка — процесс сам по себе достаточно трудоемкий, а уж когда речь заходит о детях с явными отклонениями психофизического характера, нужно приготовиться к тому, что будет нелегко. Однако если вы старательно подойдете к этой проблеме, то сможете преодолеть все трудности и промахи природы.

    На сегодняшний день практикуется много способов исправить помехи в развитии, включая логопедические и физические занятия.

    Детский церебральный паралич – это нарушение моторных функций и развития организма в целом, которые без соответствующих исправлений оказывают деструктивное влияние на психо-неврологические функции ребенка.

    • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
    • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
    • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
    • Здоровья Вам и Вашим близким!

    Повреждение моторно-двигательной системы может иметь разный характер. В особо тяжелых случаях ребенок лишается возможности свободно передвигаться. В случае нерезкого нарушения мышечного тонуса дети с трудом осваивают навыки самостоятельных действий.

    Это связано, в первую очередь, с плохо развитым осязанием, слабого ощущения перемещения и взаимодействия с предметами вокруг. Поэтому занятия с такими детьми должны быть комплексными.

    Когда начинать

    Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком – тем лучше. Начинать лучше с младенчества, буквально с самых первых дней жизни. Во время купания давайте ему самостоятельно полежать в воде, подвигать ножками и ручками. В возрасте примерно от двух-трех месяцев, делайте следующее: младенца положите на животик, привлекайте его внимание игрушкой так, чтобы он поворачивал голову вслед за ней.

    В возрасте от пяти месяцев подтягивайте ребенка за ручки, тем самым стимулируя его ползать на животике. Развлекайте младенца игрушками, например, давайте ему в руки погремушку или соску, чтоб развивался хватательный рефлекс и моторику пальцев.

    В разговоре с ним желательно часто менять свое местоположение, ребенок должен следить за вами, совершая повороты головой. К семи месяцам малыши уже обычно пытаются садиться самостоятельно, пытаются сами учиться стоять.

    Врачи не рекомендуют заставлять своего ребенка совершать эти действия преждевременно, все должно произойти достаточно естественно. Однако нужно способствовать желанию малыша сидеть, стоять с помощью упражнений все-таки нужно обязательно.

    В период, когда малышу уже исполнился год, здоровые детки уже могут сами стоять и ходить с помощью взрослых, пытаются удерживать себя в пространстве, опираясь на предметы мебели. В это время нужно совершать всякого рода ритмические упражнения с ребенком, тем более что детям это очень нравится.

    Раз в день играйте с ребенком. Включайте веселую музыку и прыгайте с ним под песенку, давайте ему маршировать под стишок, песни, так, чтобы он притоптывал и похлопывал в ритм.

    Можно организовать некое занятие спортом, используя простые средства, например, мячик или воздушный шарик. Эти занятия станут первой ступенькой к дальнейшим физическим нагрузкам малыша.

    Задача родителей – до школы привить ребенку навыки ловкости, а также элементарные действия в виде ходьбы, лазанья, прыжков. В этом могут помочь игры с имитацией поз различных животных, которые детям очень приходятся по духу.

    Важно следить, чтобы ребенок не сутулился, привить ему красивую, правильную осанку, легкую походку. Если ребенок охотно развивается, можно попробовать научить его стоять на лыжах.

    В процессе игры ребенка с взрослыми формируется его предметное мышление, мышление в действии. Физическая активность малыша, работа мелкой моторики рук развивают не только утонченные движения кистей и пальцев рук, но и стимулирует функцию речи у ребенка, оказывает влияние на развитие сенсорики.

    Давно было подмечено, что двигательная активность рук положительно воздействует на развитие речи, так как она способствуют созреванию ЦНС, чем ускоряют развитие малыша.

    Если ребенок в дошкольном возрасте получит все эти простые навыки, то к тому моменту, когда он начнет обучение, у него уже будет способность к нагрузкам физического характера, дисциплине в школе, сосредоточенной работе.

    Спорт

    Как известно, движение – это жизнь. На сегодняшний день ситуация такова, что естественное движение находит все меньше стимула. Поэтому обязательно нужно приучать ребенка к постоянной физической активности. Однако детям с ДЦП подходят далеко не все виды спорта.

    Физическая нагрузка должна быть направлена на релаксацию мышц и понижению их тонуса. Такие виды спорта как футбол, занятия на тренажерах категорически не подходят людям с подобной проблемой, так как такие упражнения приводят мышцы в тонус, вызывают скованность и нарушение координации, а также требуют огромного физического и психического напряжения.

    В общем и целом, ДЦП и спорт вполне совместимы, и даже создают неплохой дуэт.

    При ДЦП хорошо подойдут:

    Гидрокинезотерапия (плаванье) Вода успокаивающе действует на мышцы, при этом поддерживая их в рабочем состоянии.
    • Хорошая методика, которая помогает независимо от того, насколько сложна клиническая картина ребенка. Лошадь, которая идет спокойным ходом, передает телу наездника более сотни разнообразных колебаний и движений, тем самым, тренируя его и помогая устранить патологический стереотип движения ребенка.
    • Ритмические колебательные движения – волнообразные, сжимающие — не надоедают всаднику.
    • С помощью лошади наездник пытается самостоятельно удерживать равновесие, координировать работу рук и ног. Мышцы конечностей, которые в будничной жизни могут недополучать адекватной нагрузки, теперь начинают работать. Кроме того, это хороший массаж и разогрев мышц ребенка.
    • Очень хорошо разрабатывается психологическая составляющая. Наблюдение за лошадью успокаивает, а взаимодействие с ней приносит доверие к окружающему миру. Кроме того, в иппотерапии можно сочетать как езду верхом, так и обычные упражнения с мячом.

    Или лучше физкультура?

    Для начала нужно понять, в чем отличие спорта от физкультуры как такового. Физическая культура – это ежедневная культура, которая помогает сформировать здоровый повседневный образ жизни. С помощью определенных знаний и навыков она формирует здоровое физическое состояние организма.

    Физкультура – это не только упражнения, сюда также входят и закаливание, гигиена, двигательная активность на протяжении дня, утренняя зарядка. В спорте присутствует элемент состязания, чего нет в физкультуре.

    У детей, регулярно занимающихся физкультурой, отмечают более волевой характер и уверенность в достижении целей.

    Для школьников

    Главное в занятиях физкультурой – разумно организованные движения, которые следует выполнять регулярно и, желательно, в одно и то же время дня. Упражнения не должны быть однообразными.

    Прыжки каждый день или наклоны, если они выполняются одинаковым способом продолжительное время, не дадут никакого результата и пользы ребенку.

    Школьникам на первой смене обучения самое комфортное время для упражнений – вторая половина дня. Однако происходить это должно как минимум за 2-3 часа до приема пищи.

    Для учащихся на второй смене принцип тот же, с той лишь разницей, что заниматься стоит за несколько часов до обеда, а не ужина.

    Игры

    Одна из самых главных составляющих для ребенка с ДЦП – это звуки
    • В дальнейшем малыш будет пытаться им подражать в силу своих возможностей.
    • Необходимо постоянно разговаривать, можно также пытаться повторять звуки, произносимые ребенком так, чтобы он потом повторял их за вами.
    Детям очень нравится заниматься на мяче-фитболе
    • Уложите его на мяч животом вниз, и совершайте покатывающие движения.
    • Затем опустите на пол нижние конечности малыша, дайте ему их задействовать, напрячь.
    • Легко подталкивайте мяч, стимулируя таким образом их работу.
    • Можно придумать массу упражнений для игр на фитболе самостоятельно, а если своей фантазии не хватит, то их может подсказать специалист в реабилитационном центре.
    Простые игры вроде «ладушки-ладушки», «сорока-белобока» Оказывают хорошее влияние на развитие чувствительности пальцев рук, поэтому забывать о них тоже не стоит.
    Чтобы развить слуховой и речевой аппарат, можно с ребенком поиграть в игру «Кто это сказал?»
    • Для этого нужно поставить перед ребенком фигурки животных, объяснив ему при этом, какая зверушка издает какой звук.
    • Затем спросить его, кто говорит, например, «мяу» и предложить ребенку показать.

    Логопедические занятия с детьми с ДЦП

    Прежде всего, нужно выяснить, в чем на самом деле причина нарушения речи у болеющего малыша. Одно дело, когда виной поражение мозговых структур, которые несут ответственность за правильное функционирование речевого аппарата или нарушение слуховых органов, и совсем другое, когда причиной нарушения речи становится проблема социализации, недостаток общения.

    Чем ранее будет найдена основная причина, тем скорее врач-логопед сможет приступить к корректировке. Большое значение в такой коррекции имеет связь родителей и ребенка-инвалида.

    Ошибки воспитания могут еще более усугубить положение вещей, заставив ребенка закрыться от мира. Причиной этому могут быть гиперопека, отрицательный психоэмоциональный фон в семье.

    Логопедические занятия с детьми с ДЦП включают в себя не только постановку правильного произношения слов и звукосочетаний, но и учат ребенка правильно дышать, развивать мелкую моторику пальцев, уметь обнаруживать звуковой источник и реагировать на него.

    Чаще берите детей на руки, помогайте делать ему под музыку движения ногами и руками в определенном ритме.

    Дети в первую очередь реагируют на интонацию голоса, высоту тембра. Для развития правильного чувства ритма можно использовать специальные игрушки, которые могут издавать звуки и петь песенки, либо же просто постукивать «звучащими» предметами по ладошке.

    Развитие мелкой моторики

    Мелкая моторика – это работа мышц кистей рук. При этом важно не забывать о связи движения рук со зрением, ведь вся их работа координируется при помощи зрительного контакта.

    Очень важно развивать ребенку мелкую моторику пальцев, так как вся дальнейшая повседневная жизнь ребенка будет непрерывно с ней связана в самых элементарных действиях, например, при письме, одевании, приемах пищи и так далее.

    Существует разная последовательность формирования моторики в зависимости от возраста:

    До 2 лет
    • В этом возрасте дети только начинают исследовать мир вокруг себя.
    • Малыш учится сидеть, стоять, брать в ручки разные предметы. Например, в этот период дети часто рисуют каракули, перекладывают игрушки из коробки на пол.
    От 2 до 4 лет
    • Ребенок совершенствует ранее приобретенные навыки. Например, если ранее предмет захватывался в основном при помощи ладони, то отныне в этом процессе все активнее участвуют пальчики.
    • В это время дети учатся рисовать более ровные линии, округлости.
    От 4 до 8 лет
    • На данном этапе дети уже вовсю используют приобретенные ранее навыки мелкой моторики в повседневной жизни.
    • Они кушают, складывают игрушки, одеваются.
    • Наступает период обучения особым навыкам и действиям, которые требуют более четкой координации кистей рук, пальцев, суставов.
    • В этот возрастной период дети учатся активно крутить запястьями и работать с большими пальцами, они уже вполне уверенно открывают крышки, перекладывают вещи, пишут, рисуют.

    Формируем захват и движения пальцев рук

    Последовательность образования захвата:

    Чтобы сформировать правильный захват, нужно координировать большой, указательный и средний пальцы для манипуляции предметом, а мизинец и безымянный – для его поддержания.

    Возраст при формировании движений рук имеет только ориентировочное значение. Гораздо важнее, какие именно навыки ребенок уже успел приобрести.

    Запястье

    Запястья, прежде всего, регулируют положения рук в пространстве. Маленьким детям повороты запястий даются с большим трудом, поэтому они обычно используют для этого всю руку целиком. Для того чтобы овладеть правильной техникой поворота запястья, нужно делать специальные развивающие упражнения.

    Важность мелкой моторики рук неоценима. Детям с детским церебральным параличом приходится постоянно использовать руки для подстраховки, в частности, они подтягиваются, когда встают с кресла или держат с помощью них себя в равновесии, когда сидят.

    Для развития запястий рекомендуется с ребенком играть в ладушки, давать ему держать в ладонях сыпучие или жидкие предметы (например, крупы, шампунь и т.д.). Отлично развивает движение запястий и пальцев лепка из глины и пластилина, рисование мелками или карандашами разных фигур (предпочтение нужно отдавать округлым), повороты рук и ладоней при открывании двери с помощью дверной ручки.

    После трех лет уже можно делать с малышом различные аппликации с использованием ножниц. Отличная идея для развития запястья – сделать тактильную книгу. Используйте для этого различные ткани и фактуры.

    Посадите ребенка у себя межу ног и попросите переворачивать страницы этой книги, попутно объясняя, что он чувствует под пальчиками в данный момент. Таким образом, тренируется не только запястье, но и сенсорные ощущения.

    Используйте неваляшки. Сначала сами раскачивайте ее рукой ребенка, потом попросите повторить уже самостоятельно. Давайте ему кидать монеты в копилку и собирать их обратно. Для дополнительного воздействия на запястье, дайте ребенку бутылку с крышкой и попросите его откручивать ее и закручивать.

    И не забывать играть с ребенком в «пальчиковые» игры, примеров которых в сети – масса.

    Какие можно сделать выводы?

    • Начинать занятия с детьми с ДЦП лучше как можно раньше, с первых недель жизни.
    • Коррекционная работа строится на внимательном изучении функций организма ребенка, которые были поражены или сохранились.
    • Занятия нужно организовывать в рамках окружающего быта, используя для этого предметы, которыми ребенок пользуется или будет использовать в повседневной жизни.
    • Одно из самых важных условий: работа должна быть комплексной и ежедневной!

    Именно такой подход, при котором используется эмоциональная составляющая, стимулирует у детей развитие речи и двигательной активности, приносит результаты, помогает ребенку заговорить и раскрыться психологически.

    Похожие статьи

    • Готовим желе с желатином и замороженными ягодами

      Необходимые ингредиенты для простого желе из замороженных ягод: 300 грамм любых замороженных ягод; 20 грамм желатина; 100 миллилитров простой воды; Столовая ложка сахарного песка (для сладкоежек можно добавить больше); Лимонная кислота....

    • Приготовление домашней окрошки по вкусным рецептам

      Квас для окрошки можно конечно купить в магазине. Но если честно, то я не встречала такого магазинного кваса, с которым окрошка показалась бы мне вкусной. Поэтому квас для окрошки я готовлю сама (рецепт смотрите после статьи)....

    • Желе из красной смородины — рецепт

      Насыщенное и ароматное ягодное желе – это очень простой и вкусный десерт, несущий в себе частичку богатого дарами солнечного лета. Желе из натуральных фруктов и ягод – это не только очень вкусно, но и очень полезно. Есть несколько способов...

    • Кекс из ржаной муки с семечками

      В нашей семье нет праздника без перника. Даже , я не всегда пекла на рождественские праздники, а вот эта классическая польская пряная выпечка, у нас дома обязательно должна быть. Даже больше, с обязательно начинается этот самый вкусный...

    • Шашлык из свинины барбекю

      Описание Когда Вы соберётесь на пикник, предлагаю приготовить над костром барбекю на решётке. Тонкие кусочки мяса с ароматным румяным лучком - отличная альтернатива традиционным шашлыкам . Как замариновать стейк свинины для барбекю? Есть...

    • Значение карт ленорман в любовных раскладах

      Любовь и личные отношения - это то, что волнует каждого из нас. Кто-то влюбляется, но не знает, испытывает ли интересующий его человек ответные чувства, у кого-то есть постоянный партнёр, но во взаимоотношениях не всё так гладко. И все они...