Что такое обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон "об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Кратко об основных новациях ФЗ «Об образовании»

В 79 статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечисляются категории обучающихся с . К ним относятся глухие, оглохшие, слабослышащие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, и другие.

Наряду с привычными категориями в законе встречаются такие, которые требуют более детального рассмотрения. Одной из таких категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с расстройствами аутистического спектра. Это новая, не очень хорошо проработанная в нормативных документах категория, хотя существуют отработанные методики и практики для работы с такими детьми. Включение этой категории в закон говорит о том, что работа с ними будет совершенствоваться дальше.

Дети со сложными дефектами – тоже новая категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая на самом деле всегда существовала, только не озвучивалась как отдельная. Дети, которые в нее включены рассматривались как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по тому или иному ведущему дефекту. Здесь речь может идти, в первую очередь, о детях с умственной отсталостью: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школах создаются отдельные классы, которые раньше назывались вспомогательными, а теперь – специальными.

Однако появились другие категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети со сложными дефектами, в понимании которых пока нет однозначности. Проблема требует решения, ведь с разными категориями детей нужно применять различную методику.

Новый закон об образовании вводит еще одно понятие, которое облегчает образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие «организации, осуществляющие обучение» и оно больше актуально для не образовательных учреждений. Ее введение открывает широкие возможности обучать детей в учреждениях социального обслуживания, например, где они проводят длительный промежуток времени. Раньше у таких учреждений были проблемы с узакониванием образовательной деятельности. Однако сейчас детские дома-интернаты могут получать лицензию на ведение образовательной деятельности, при необходимости, аккредитацию, а также выдавать документы, аналогичные тем, которые выдают коррекционные учреждения восьмого вида (для умственно отсталых).

Основные права обучающихся с ОВЗ

Основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки закреплены в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, там указано, что обучающимся должны быть предоставлены академические права, в том числе, на предоставление условий для обучения, учитывая особенности их психофизического развития, а также состояния здоровья. При необходимости дети могут получить социальную, педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогической коррекцию.

Это достаточно важное право обучающихся детей с ОВЗ , которое, с одной стороны, законодательно устанавливает обязательства государства бесплатно оказывать психолого-медико-педагогическую коррекцию, а с другой стороны, закрепляет право обучающегося на получение психолого-медико-педагогической коррекции бесплатно.

Здесь возникает вопрос об объеме психолого-медико-педагогической коррекции. Он частично должен быть разрешен при разработке специального федерального государственного образовательного стандарта. Ведь образовательный стандарт включает в себя три требования:

  • к структуре программы,
  • к условиям ее реализации,
  • к результатам ее освоения.

Здесь стоит помнить, что в рамках реализации прав обучающихся с ОВЗ в структуре образовательной программы обязательно должны предусматриваться специальные предметы, часы или занятия, отданные психолого-медико-педагогической коррекции, без которой ребенок не освоит общеобразовательную программу.

Какие льготы могут получать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья? В первую очередь, это государственная социальная стипендия, которая была и раньше. Она назначается студентам учреждений профессионального образования, которые являются детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Новым здесь будет включение студентов, которые являются инвалидами с детства. Ранее возникал ряд вопросов, например, слабослышащий ребенок до 18 лет имел статус ребенка-инвалида, а в 18 лет ему давали III группу инвалидности по причине «инвалид с детства». Он сразу же лишался целого комплекса льгот. Теперь закон говорит, что если такие дети поступают в учреждения профессионального образования, то им в обязательном порядке назначается государственная социальная стипендия.

Также к правам обучающихся с ОВЗ можно отнести то, что этим категориям в первоочередном порядке предоставляется жилье в образовательной организации. Это в большей степени касается профессиональных образовательных организаций и в меньшей – образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

Как видно, в новый закон «Об образовании в Российской Федерации» включены понятия и нормы, которые расширяют возможности в работе с различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепляют их права и определяют меры социальной поддержки.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья

при оказании государственной услуги

«Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям»

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них более 2 млн.– дети (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме того, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого ребенка.

В Конституции Российской Федерации, а также в международных договорах Российской Федерации гражданам нашего государства гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подтверждается, что дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Сегодня получение детьми доступного, качественного общего и профессионального образования является одним из основных условий успешной социализации, обеспечения равноправного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми права и возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Приоритетным направлением реализации прав детей с ОВЗ на образование является максимально раннее выявление отклонений в развитии, своевременная организация коррекционной работы с детьми, нуждающимися в помощи, тесное взаимодействие педагогов образовательных учреждений со специалистами и родителями (законными представителями).

Одним из органов, от которого во многом зависит реализация детьми названной категории права на образование, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

В своей деятельности ПМПК руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. Статья 7 Конвенции «О правах инвалидов» устанавливает, что "государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка".

Она играет важную роль в выявлении у детей недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, в выяснении причин неуспеваемости и трудностей в усвоении программного материала.

Комиссия проводит комплексное обследование детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет и готовит рекомендации, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания. ПМПК помогает родителям аномального ребенка, его педагогам в правильном выборе образовательного маршрута, а также принимает непосредственное участие в формировании контингента воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Через ПМПК формируются и службы ранней помощи детям.

Содержание и порядок предоставления государственной услуги «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям» осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и закреплены в Административном регламенте, утвержденном приказом Департамента образования Ивановской области от 05.03.2012 (№ 311-о «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям»).

В октябре 2013 года появилось новое Положение о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").

Кардинальных изменений в сравнении с Положением о ПМПК 2009 года в новом документе нет. Однако есть целый ряд новых значимых моментов, связанных с охраной прав несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), которые необходимо знать руководителям учреждений образования, занимающихся вопросами организации обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

Важное значение при проведении обследования ребенка имеет правовой аспект.

Согласно пункту 14 части II Положения о ПМПК обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) обязаны предъявить в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют документы.

Поскольку комиссия не имеет возможности детально отслеживать процесс обучения и развития ребенка, весьма важную роль для принятия объективного решения специалистами ПМПК играет предоставление комиссии различных документов, характеризующих результаты его интеллектуальной деятельности: копии заключений психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, характеристики и заключения специалистов, работающих с ребенком, как в рамках системы образования, так и в других учреждениях, например реабилитационных центрах и общественных организациях, службах социальной адаптации и т.п., которые оказывают ему педагогическую помощь, или характеристики частнопрактикующих специалистов, проводивших занятия с ребенком. Кроме того, в качестве документов, подтверждающих уровень развития ребенка на момент обследования, могут быть представлены письменные работы ребенка по основным школьным предметам, его рисунки, а также видеоматериалы учебной и игровой деятельности. Если родители (законные представители) возражают против того или иного аспекта обмена информацией о ребенке, специалисты ПМПК не могут осуществлять такой обмен (направление, запрос информации).

Важно закрепление в данном документе правового статуса родителей.

Пункт 17 части II Положения о ПМПК гласит, что информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

В соответствии с пунктом 25 части II Положения о ПМПК родители (законные представители) детей имеют право в их интересах:

Присутствовать при обследовании детей,

Присутствовать при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения,

Получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей,

В случае несогласия с заключение территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь и также дает им информацию об их правах.

И дети, и взрослые должны информироваться о том, что в любой момент они имеют полное право отказаться от дальнейшего обследования.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной (пункт 8 части 1 нового Положения о ПМПК). Гарантия конфиденциальности сведений о ребенке, полученных в процессе беседы с родителями (законными представителями), а также - в процессе обследования ребенка подтверждается подписями специалистов, участвовавших в обследовании ребенка, в «Журнале учета детей, прошедших обследование на ПМПК».

Кроме учетных записей в журналах в день обследования оформляются карта ребенка, протокол и бланк заключения комиссии с особыми мнениями (если таковые имеются), выводами и рекомендациями специалистов. Причем родителям (законным представителям) ребенка выдается (под роспись) лишь копия данного заключения. Протокол обследования ребенка остается в ПМПК.

В связи с возникающими вопросами поясню, что в связи с принятием Закона о персональных данных ни шифр нарушения развития ребенка, ни клинический диагноз в заключении не указывается. Заключение может содержать только рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Администрация образовательного учреждения, в которое родители (законные представители) ребенка передают данный документ, предупреждается о действии статьи 61 «Врачебная тайна» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, подтверждающая ответственность за конфиденциальность передаваемых сведений.

Родители (законные представители) имеют право получить информацию о результатах обследования ребенка в доступной для их понимания форме.

Поскольку ПМПК обычно актуализирует информацию об отклонениях в развитии ребенка, подводит родителей к осознанию проблемы ребенка, сообщение о результатах обследования может отвергаться родителями. В таких случаях исключено давление на родителей, допустимы лишь тонкие профессиональные методы подведения родителей к принятию и использованию информации в интересах ребенка. Одним из критериев адекватного информирования о результатах обследования является возникновение у родителей ощущения психологической безопасности и доверия к специалистам.

Особые требования предъявляются к технологии принятия решения по результатам обследования ребенка при возникновении противоречивых мнений по поводу диагностики и рекомендаций. В таких случаях принимаются компромиссные решения в пользу ребенка. Речь идет о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально-правового сопровождения, динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. На этом этапе ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую зону ближайшего развития соответственно одному (более легкому и перспективному) из дифференцируемых диагнозов.

Предоставление заключения ПМПК без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение комиссии носит рекомендательный характер. Но оно, как подчеркивается в пункте 23 части II Положения о ПМПК, является и основанием для создания государственными и муниципальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное или муниципальное управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.

Как правило, считается, что родители в состоянии позаботиться об интересах детей лучше, чем сами дети. В действительности это не всегда так, и специалисты ПМПК знают, что встречаются «неразумные» родители, имеющие выраженные собственные проблемы психического здоровья и социальной адаптации. Такие случаи, как правило, особенно сложны для реализации рекомендаций ПМПК.

Используя свое право на самостоятельное решение вопроса о выборе образовательного учреждения для своего ребенка с отклонениями в развитии родители (законные представители) не обращаются за консультацией к специалистам ПМПК либо просто игнорируют их.

В результате в массовую школу или детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями без педагогических, а часто и без медицинских рекомендаций. Ситуация, когда не специалисты на основании научных знаний, методик и критериев решают, может тот или иной ребенок учиться по программе массовой школы или нет, а родители, не имеющие таких знаний. По сути дела, это является нарушением законодательно установленных прав ребенка на получение образования.

С сожалением следует констатировать, что дети с дисгармоническим развитием нередко попадают в учреждения правоохранительной системы на стадии «кристаллизации» отклонений в развитии, когда образовательный процесс резко затрудняется: воспитывать и обучать таких детей на стадии оформления дисгармонии развития малоэффективно.

В подростковом возрасте некоторым учащимся, обычно с дисгармонической или искаженной структурой психического дизонтогенеза, может быть предложена форма экстерната или вечернего обучения.

Реализация прав детей с ОВЗ на современном этапе состоит, на наш взгляд, не только в предоставлении права выбора родителям (законным представителям) образовательного учреждения, в котором будет воспитываться и обучаться ребенок с отклонениями в развитии и (или) поведении, образовательной программы и формы обучения, но и разъяснение объективных проблем и преимуществ в плане готовности системы образования принять аномального ребенка и наличия условий для получения ими качественного образования в соответствии с его возможностями.

Необходимо вести кропотливую работу с родителями, убеждать их в целесообразности своевременного проведения обследования в ПМПК с целью решения вопроса о содержании образовательной программы, сроках ее освоения и форме обучения ребенка.

В связи с этим возрастает роль психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения. В состав ПМПк рекомендуется включать педагога-психолога, учителя-дефектолога и/или учителя-логопеда, врача-педиатра (невропатолога, психиатра).

По заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей) происходит изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении). При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию ПМПК).

В интересах детей из неблагополучных семей специалисты ПМПК могут рекомендовать социальному педагогу ПМП-консилиума образовательного учреждения, в котором находится ребенок, или родственникам, представляющим интересы ребенка, обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местных органах исполнительной власти. КДН может на уровне общественного воздействия рекомендовать родителям выполнить определенные условия в интересах ребенка. При невыполнении этих условий КДН может ставить вопрос о правовых мерах воздействия на родителей, в том числе о лишении родителей (или одного из них) родительских прав и определении оптимальных условий для развития ребенка и защиты его прав. В любом случае интересы ребенка защищает кто-то из законных представителей (в частности, опекуны).

Одним из основных направлений работы ПМПК является работа с детьми-инвалидами.

В соответствии с ст.18 ФЗ N181 "О социальной защите инвалидов в РФ", "образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Важнейшим аспектом деятельности ПМПК является содействие в формировании органами медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

При тонкой и достоверной диагностике специальных образовательных потребностей ребенка, обследованного на ПМПК, обязательно решается вопрос о формах и условиях, при которых эти потребности могут быть удовлетворены. Однако вопрос о форме обучения перед специалистами ПМПК встает гораздо реже, чем вопрос об условиях получения образования. Традиционно большинство детей, как с отклонениями в развитии, так и без них, получают образование в условиях классов, при так называемом фронтальном обучении. В то же время дети с отклонениями в развитии, дети-инвалиды нередко нуждаются в переводе на индивидуальное обучение.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите детей-инвалидов в Российской Федерации», детям-инвалидам по состоянию здоровья, временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) дается рекомендация получения образования по полной или индивидуальной программе на дому.

Иногда обнаруживается приоритетность лечения ребенка при поддерживающем его развитие обучении и воспитании. Это возможно в оздоровительных учреждениях, где осуществляется и образовательный процесс.

Очень важным является вопрос об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовые дошкольные образовательные учреждения и школы. В некоторых случаях возможно обучение детей с отклонениями в развитии и в общеобразовательных или иных (не в специальных - коррекционных) типах образовательных учреждений, в так называемых интегрированных условиях, но при обязательной реализации индивидуального подхода. Специалисты ПМПК могут рекомендовать педагогам образовательных учреждений разрабатывать или использовать готовые (чаще авторские) индивидуализированные или дифференцированные программы обучения. По отношению к детям с отклонениями в развитии такие программы нередко требуют сочетания элементов программ разных уровней: дошкольного и начального общего, основного общего и начального профессионального и других. Кроме того, в них привносятся элементы специальной помощи, например логопедической, психологической.

По результатам обследования ребенка может быть рекомендована и такая форма получения образования, предусмотренная «Законом об образовании в Российской Федерации», как семейное образование. Так, дети с хроническими соматическими заболеваниями, повышенной утомляемостью, возникающими на ее фоне нарушениями внимания, памяти, других психических процессов при отсутствии первичных нарушений мышления могут осваивать ту или иную образовательную программу в условиях семьи, если семья готова взять на себя такую ответственность.

Возможность реализовать право ребенка-инвалида на получение образования значительно расширилась с внедрением дистанционных образовательных технологий. Однако специалисты ПМПК не рассматривают дистанционное обучение как единственную форму проведения учебных занятий с данной категорией детей. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением рекомендованы занятия в помещениях школы (индивидуально или в малых группах). Особенности организации образовательного процесса для каждого ребенка-инвалида (объем учебной нагрузки, методы и формы работы) определяются индивидуально, на основании коллегиального заключения специалистов ПМПК. Продолжительность индивидуального обучения определяется специалистами ПМПК в зависимости от конкретных показаний именно к такой форме обучения.

Итак, диагностическая функция ПМПК многозначна и сложна. Это - центральная функция ПМПК. Результатом выполнения этой функции является коллегиальное заключение с рекомендациями по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи ребенку в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей как в системе образования, так и вне ее.

Наряду с центральной функционирующей ПМПК необходимо построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в каждом образовательном учреждении, что позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

Сегодня, в сложных социально-экономических условиях, необходима консолидация усилий муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, органов здравоохранения, медико-психолого-педагогической службы и социальной помощи населению для реализации права на получение образования всеми детьми с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с ч. 1 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно ч. 2 общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по . В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

С учетом этого для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях для таких детей должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами).

Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ следует разрабатывать с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ.

Образовательная организация должна создать специальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая, что в соответствии с ч. 11 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Организация образовательной деятельности для детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082.

Обучающийся может иметь особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении, однако не иметь статуса «инвалид» и даже не иметь достаточных медицинских оснований для получения данного статуса. Однако в образовательных целях обучающемуся могут требоваться особая психолого-медико-педагогическая помощь и особая организация обучения и воспитания, необходимость которых устанавливается в результате проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Такое обследование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же готовит соответствующие рекомендации для образовательной организации.

Для обучающихся с инвалидностью, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся определяются, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм").

Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Часть 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Толкование этих статей позволяет заключить следующее:

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.

Самостоятельная работа №1 по теме

«Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ»

Задание:

Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие право детей с ОВЗ на получение образования и заполнить таблицу

Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Статья 43

Основные понятия:

- Право на образование

- Основное общее образование

Каждый имеет право на образование.
Право на образование гарантируется каждому без какой бы то ни было дискриминации. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Статья 2

Основные понятия:

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

- индивидуальный учебный план

- отношения в сфере образования

- участники образовательных отношений

- инклюзивное образование

- адаптированная образовательная программа

Статья 5

- условия для получения образования лицами с ОВЗ

Статья 16

- Дистанционные образовательные технологии

Статья 34

- Основные права обучающихся

Статья 41

- Охрана здоровья обучающихся

Статья 42

- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы . На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Отношения в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Законодательством регулируются отношения, деятельность, поведение субъектов.

Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Обучающимся предоставляются академические права на:

Принцип 5

Принцип 7

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ( ).

2. Ввести в действие указанные с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Статья 7

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и в Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

а ) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;

возрасту, в реализации этого права.

Статья 26

Абилитация и реабилитация

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

Критерии оценки самостоятельной работы:

Примечание:

Похожие статьи