Какие ууд формируются на уроках физкультуры. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры. на уроках физкультуры


Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


Противоречия Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК.




Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС Рассмотреть УУД на ступени начального образования Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе


Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету. Гипотеза


Научно – методическое обоснование проекта Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.


Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы проекта: формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации; освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли. Проблема


Ожидаемые результаты: В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь Обучающемуся получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; повысить интерес к предмету; повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках; повысить эффективность самостоятельной работы Педагогу реализовать принципиально новые формы и методы обучения; сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; повысить эстетическую привлекательность урока; привлечь учащихся к использованию ИКТ


Характеристика проекта Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебный год Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы Предмет проекта: развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей




Технологический Этапы реализации: Механизм реализации проекта 1. Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры 2. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры. 3. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры. 4. Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.




Учебные универсальные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Организационно-подготовительный этап




Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом




Познавательные универсальные учебные действия Логические учебные действия - анализ, синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; - подведение под понятие; - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепочки рассуждения; - доказательство, выдвижение гипотез Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; - поиск и выделение информации; - структурирование знаний и др. Знаково-символические действия - преобразование моделей




Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций 1 ПОЗИЦИЯ Методика формирования УУД на уроках фк направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно- коммуникационные технологий 2 ПОЗИЦИЯ Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы. Исходя из этого, содержание УУД, формируемых на уроках физической культуры, будет следующим Технологический этап






Проектирование учебного процесса со следующих позиций 3 ПОЗИЦИЯ учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом Виды УУД Легкаяатлетика Гимнастика Спортивныеигры Лыжнаяподготовка Личностные++ Регулятивные++++ Познавательные+++ Коммуникативные+ Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры. Технологический этап


4 ПОЗИЦИЯ Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком- либо действии с учебным материалом по ФК. проектирование учебного процесса со следующих позиций 5 ПОЗИЦИЯ Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД. Этап начального разучивания Этап углубленного изучения Этап совершенствования Технологический этап


Самоконтроль (рефлексия) и контроль Разработаны: Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ; Комплексы утренней зарядки для начальной школы; Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»; Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»; Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности» для обучающихся 1 – 4 классов
Внеурочная деятельность по предмету Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения. Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.
Оценка эффективности проекта Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД (методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика). В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД. Полученные результаты доказывают Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс. Заключительный этап


Вывод Гипотеза подтвердилась В результате реализации проекта В результате реализации проекта отмечается: положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету. Заключительный этап


Дальнейшее развитие проекта Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Ссылка на мой сайт: Мой сайт учителя физической культуры на nsportal.ru


Информационные источники ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, Педсовет- форум Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, – 159 с. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, социальная сеть работников образования

Пичугова Ольга
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Актуальность

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Действительно , в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : как обучать в новых условиях?

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы, но для меня это не только моё рабочее место, а поле моей профессиональной деятельности, на которое необходимо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам.

Кто же они – игроки моей профессиональной команды?

На переднюю линию я вывожу двух игроков – Новые образовательные стандарты и Планируемые результаты.

Приоритетной целью школьного образование, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться .

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Личностных

Познавательных

Регулятивных

Коммуникативных

Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.

Как я на своих уроках , в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий ?

Целью моей работы считаю :

Обучение учащихся поведению в группе (команде, общению с окружающими людьми

Для реализации цели ставлю следующие задачи :

Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.

Не секрет, что уроки физкультуры нравятся детям , но для меня принципиально важно :

Чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди) .

Чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.

Чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации , помог ему при решении жизненных проблем.

Конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми.

Ещё один игрок моей команды, без которого в современных условиях нельзя начинать урок – это новые инновационные технологии, главной из которых я считаю технологию сотрудничества.

Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей , - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры. Наряду с ними используются этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой (1990) и направленные на развитие выразительных движений.

Овладение выразительными движениями помогает детям преодолеть барьеры в общении, способствует развитию умений понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Особенно нравится ребятам выполнение движений под музыку. Здесь использую лидерские качества, способности в танцах.

Так, в 7 классе на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самостраховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. После прохождения станции отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд) и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.

Все упражнения, входящие в урок , необходимы для сдачи норм ГТО.

1. При сдаче зачётов по нормам ГТО подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу эмоционально, правильно занять исходное положение, исправить ошибку.

2. Использую приём проговаривания упражнений (например, на вводных уроках обучающийся проговаривает само упражнение, и только потом приступает к выполнению). При этом ученик контролирует свои действия , реже допускает ошибки.

3. Эффективнее организовывать работу учащихся в группе, в парах.

На уроках , для большей плотности двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов ) .

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры , которые я применяю, является следующий : метод упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание : выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе проверяет (в парах) . Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки, совершённые их партнёрами (если были ошибки, если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит, сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также провожу урок по инструкции , представленной в письменной форме . Даю неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов) . Даю домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнёра, для группы.

После такой работы наблюдаю уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции, что показано на диаграмме (до инструкции и после инструкции) .

На внеклассных мероприятиях и во внеурочное время, большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат : мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества , ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами . Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Сейчас большое внимание уделяется формированию важнейшей группы результатов, а именно метапредметных результатов (применение полученных знаний на практике) . Я, совместно с учащимися, ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, изучение акробатических элементов кувырок вперед-назад. Мои учащиеся знают, что эти упражнения используются гимнастами, при выполнении сложных элементов. Ну и, конечно же, довожу информацию мальчикам , что данные упражнения – пригодятся для службы в армии. Здесь есть поле для проектной деятельности.

И снова вижу необходимость в свою профессиональную команду ввести еще одного важного игрока – информационно коммуникативные технологии – видеофрагменты с разминки и показом упражнений, фото-рефераты, схемы игр. Для пропаганды спорта оформляю стенды победителей , информационный стенд , турнирные таблицы. Использую возможности социальных сетей для информирования обучающихся . В группе школа №7 размещаю фотоматериалы победителей соревнований.

Для работы моей команды нужен инструментарий. На занятиях, во внеурочное время, применяю нестандартное оборудование, что увеличивает работоспособность ребят, вызывает интерес к различным упражнениям. Многие идеи разработки я выполняю своими руками и успешно применяю на различных этапах урока . Четвероклассницы увлеклись изготовлением лент и костюмов для спортивного танца, старшеклассники с удовольствием упражняются в меткости на изготовленном мною тренажере, для упражнений в равновесии в ход пошли старые автомобильные шины, от моего автомобиля. Для развития ловкости и быстроты предлагаю детям встать на самодельные лыжи, ведь у нас на юге снег это редкость. Усложняем эстафеты бросками искусственных снежков.

Для того чтобы игра моей команды была грамотно спланирована и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы и выстраивать необходимую тактику, а следовательно нужно иметь четкое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют важные игроки - Диагностические инструментарии и Мониторинги. В течение урока , для контроля нагрузки важны результаты ЧСС. Ежегодный мониторинг среди отрядов «Самый здоровый класс» позволяет отслеживать активность участия в спортивной жизни школы. При организации внеурочной деятельности учитываю мнения ребят по их спортивным предпочтениям. Анкетирование родителей детей, которые учатся в школе, показало, что большинство родителей отводят приоритетную роль в формировании коммуникативной компетенции именно школе.

Вывод :

В любой деятельности важен результат, в спорте нужна Победа.

Всякий раз я радуюсь вместе с ребятами их победам. Мы участники Спартакиады школьников и соревнований, организованных комитетом по делам молодежи и спорта. Я делюсь с коллегами результатами своего труда :

Делюсь опытом работы на методических семинарах различных уровней, показываю открытые уроки для коллег района и школы.

Имею дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма за подготовку спортивных команд районных и республиканских соревнований.

Профессионализм учителя не стоит на месте, я ищу новых игроков для своей команды и вижу дальнейшие перспективы её развития :

Продолжать сплочение классных коллективов;

Активизировать интерес к укреплению своего здоровья;

Повышать результативность сдачи ГТО;

И … новых побед!

Литература :

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Управление начальной школой» -2009.-№2

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ москва 2013

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под редакцией кандидата медицинских наук М. И. Буянова Москва "Просвещение" 1990

Важнейшее задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией 5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Личностные 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (в начальной школе). 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя и самостоятельно. 4. Использовать в своей деятельности приборы: линейку, треугольник, литературу, инструменты. Познавательные Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять план Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 5.Уважать свой народ, свою Родину. 6. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 7. Проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов. 8. выбрать дальнейший образовательный маршрут. 5.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 6. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 7.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, в словарях, в других источниках. 6. Наблюдать и делать самостоятельно выводы. 7.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 8. Составлять сложный план текста. 9. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 6.Читать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 7. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 8. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Традиционное обучение Оздоровительная Тренирующая Развивающее обучение Оздоровительная Тренирующая Общеобразовательная Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: - принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. - четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени; - целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.). Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1.Самоопределение 2.Смыслообразование 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификаци 9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -степень владения русским языком; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся. Задания должны соответствовать возрасту детей. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха Помогать ребёнку учиться легко Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Не скупиться на поощрения и похвалу Требования к уроку Объявление темы урока Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Урок современного типа (соответствующий ФГОС) Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает Формулируют сами учащиеся, учащимся, чему должны научиться определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую Планирование учащимися способов работу они должны выполнить, чтобы достижения намеченной цели достичь цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за Учащиеся осуществляют контроль выполнением учащимися (применяются формы самоконтроля, практической работы взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по Учащиеся формулируют затруднения и итогам выполненной работы осуществляют коррекцию учащимися осуществляет коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание Учащиеся дают оценку деятельности по учащихся за работу на уроке её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Домашнее задание Учитель выясняет у учащихся, что они Проводится рефлексия запомнили Учитель объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание из (чаще – задание одно для всех) предложенных учителем с учётом № уро ка Тема урока час ы Виды деятельности Планируемые результаты Контроль Дата проведения факт Коррект ировка (коммент арии) 9 10 план 1 ТРИМЕСТР - ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА - 11 ЧАСОВ ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ (2 ЧАСА) 1 1/1 2 Легкая атлетика Ходьба и бег 3 часа Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Правила безопасности и гигиенические требования 3 1 4 5 Правила Уметь правильно безопасности и выполнять движения в гигиенические беге; бегать с требования Инструктаж по ТБ максимальной Олимпийские игры скоростью до 40 м. древности. Применять беговые Возрождение упражнения для Олимпийских игр и развития физических олимпийского движения. качеств. Техника Выполнять и безопасности на показывать высокий уроках легкой старт атлетике. Называть основные Возрождение цели Олимпийских игр. Олимпийских игр Раскрывать их древности, их герои. гуманистическую Разновидности направленность ходьбы, бега. Ходьба Характеризовать по разметкам. Олимпийские игры Ходьба с древности как явление преодолением культуры Различать препятствий. упражнения по Высокий старт и воздействию на ускорение до 40 развитие основных метров физических качеств 6 Текущий 8 3.09 № Этапы урока Деятельность учителя под гот ови тел ьна я час ть 12 ми нут Построение, приветствие, прием рапорта, сообщение задач урока. Частная задача этапа Дозировка Организационнометодичсекие указания Деятельность учащихся Воспринимают задачи и активизируют учебную деятельность по поиску способов её решения. строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом; - ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, в полуприседе, приседе с различными положениями рук; - бег; бег правым (левым) боком, приставными шагами; бег спиной вперёд; - прыжковые упражнения: прыжки вверх – дотронуться до баскетбольного щита, сетки; - по сигналу остановка прыжком – имитация броска мяча; - по сигналу остановка прыжком – выполнение поворотов на месте; - ходьба с восстановлением дыхания; - проведение ОРУ в движении Мотивация деятельности учащихся. Профилактика осанки и плоскостопия. Развитие прыгучести. 1 минута 11 минут Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу. Построение в колонну по одному. Форма организации деятельности – фронтальная, способ выполнения – одновременный. Учитель располагается в центре зала. № Осн овн ая час ть уро ка 30 мин ут Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Развитие двигательных способностей. совершенствование техники ведения мяча левой, правой рукой в низкой, средней, высокой стойке баскетболиста (ведение мяча по залу: 3 круга левой, правой рукой, и с переводом с левой руки на правую); ведение мяча с различной высотой отскока и сопротивлением партнёра; выполнение штрафного броска; совершенствование техники ведения и броска в кольцо с двух шагов; совершенствование техники нападения быстрым прорывом 20 минут Форма организации фронтальная, способ выполнения поточный. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Воспитание способности управлять своими эмоциями. Совершенствование технических и тактических действий в защите и нападении. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в 10 минут Двусторонняя игра проводится по всем правилам игры в баскетбол. Совершенствовать технику перемещения в сочетании с техникой передачи, ловли и ведения мяча в движении Восприятие и осознание учебных заданий, проектирование собственных действий, внесение корректив в собственную деятельность. ОМУ Совершенствование индивидуальных технических и тактических действий. Повышение надежности навыка и качества ведения мяча с различной высотой отскока. Работа с максимальной скоростью. 4. Двусторонняя игра в баскетбол. Проводит жеребьёвку, дает установку на игру. Осуществляет судейство. Бег в медленном темпе. Восстановление дыхания. Частная задача этапа Дозиров ка № Заклю читель ная часть 3 мин Деятельность учителя Деятельность учащихся 5. Подведение итогов урока. Частная задача этапа Дозировка 1 минута Построение в одну шеренгу. Форма организации – фронтальная. 2 минуты Построение в шеренгу, поворот направо, выход из зала. Сообщает о выставленных отметках. 6. Организованное завершение урока. Благодарность учащимся за Выполнение команд. совместную деятельность на уроке. ОМУ 1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.2-е изд. – М.:Просвещение,2011; 2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. 3. Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение, 2012; http://nsportal.ru http://www.valeo.akipkro.ru http://school-russia.prosv.ru Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цель: систематизировать материал по разделу «Лёгкая атлетика».

  • Формирование логического блока универсальных учебных действий.
  • Совершенствование навыков бега, прыжков и метания.
  • Развитие скоростных, силовых способностей.
  • Укрепление мышц рук, ног, брюшного пресса.

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Инвентарь: фотоаппарат, набивные мячи, малые мячи, обручи, эстафетные палочки, скакалки, мультимедийное оборудование.

Ход урока

Подготовительная часть:

1. Организационный момент, построение, сообщение задач.

2. Перестроение в 3 шеренги, размыкание на вытянутые руки.

3. Игра на внимание (формирование логических умений классифицировать материал ). 1-я шеренга – повторяет за учителем движения, выполняемые стоя, остальные выполняют бег на месте; 2-я шеренга – только упражнения, выполняемые в беге, остальные бегут на месте; 3-я шеренга повторяет прыжковые упражнения, остальные бегут на месте. Если учитель показывает упражнения на силу – повторяет весь класс. Каждое упражнения выполняется по 20 повторений.

4. Бег по площадке 2 мин.

Основная часть:

5. Бег с ускорением 3 х 30м.

6. В разомкнутой шеренге ребята садятся на низкий старт по команде учителя, вспоминают способы принятия положения низкого старта и выбирают оптимальный способ. 1 человек (освобожденный) фотографирует основные положения низкого старта (для дальнейшего просмотра на компьютере и анализа ошибок). По команде «Марш!» занимающиеся выбегают со старта и делают по 5 шагов. Дозировка: 3 раза.

7. В этом же строю выполняются прыжки в длину с места (5 раз). Основные положения прыжка фотографируются.

8. Работа по отделениям (разделение может осуществляться произвольно):

1-е отделение: выполняет все виды метания: малого мяча на дальность, в цель (целью является обруч или нарисованная цель), броски набивного мяча двумя руками от груди;

2-е отделение: выполняет бег с преодолением препятствия в виде скакалки, натянутой товарищами (по 3-4 человека). Все упражнения фотографируются учеником(ами). Работа отделений заканчивается по свистку (7-10 мин), (см. рисунки).

9. Упражнения на гимнастической стенке: девочки – поднимание прямых ног в висе, мальчики – подтягивания. Дозировка: «до упора» (кто сколько сможет).

10. Эстафета с передачей эстафетной палочки по 15м. Упражнения 9 и 10 тоже фотографируются.

Заключительная часть

11. Ходьба 1-1,5 мин.

12. Построение, подведение итогов. Сообщение задач на следующий урок.

К следующему уроку ребята печатают фотографии или приносят заранее учителю в электронном виде, и учитель печатает сам. В начале следующего урока (при наличии оборудования) просматриваются фотографии. Делается анализ выполненных легкоатлетических упражнений (формирование УУД: анализ, оценка) .

Далее на столе выкладывается ватман с клеем, ножницами и фотографиями. Класс делится на 4 отделения. После разминки задания для трех отделений даются в зависимости от задач урока и изучаемого нового материала. А последнее отделение идет к столу с ватманом и фотографиями. Его задача – отобрать фотографии с изображением только одного из трех видов легкой атлетики или ОФП (бег, прыжки или метания) – формирование умения классифицировать и систематизировать материал .

Отобранные фотографии клеятся на ватман, подписывается состав группы и вверху – название вида легкой атлетики. Отделение работает 6-7 мин, после чего происходит смена отделений по свистку. Следующая группа делает уже другую колонку на ватмане, отбирает фото с изображением другого вида легкой атлетики.

Готовый продукт урока – плакат с классификацией легкоатлетических упражнений, который хранится в классе.

Список литературы

  1. Лукьяненко В.П.
Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.
  • Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.
  • Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59с.
  • Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

    Подготовила

    учитель физической культуры

    Дергаченко Е.А.

    Актуальность

    Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

    Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Универсальные учебных действий

    Это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Функции УУД

    • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний,
    • формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    личностные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    Личностные универсальные учебные действия

    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

    нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

    смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

    коррекция

    контроль

    планирование

    целеполагание

    прогнозирование

    Регулятивные УУД

    саморегуляция

    Познавательные универсальные учебные действия

    Логические учебные действия

    Анализ, синтез;

    Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;

    Подведение под понятие;

    Установление причинно-следственных связей;

    Построение логической цепочки рассуждения;

    Доказательство, выдвижение гипотиз

    Постановка и решение проблемы

    Формулирование проблемы;

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

    Общеучебные

    Самостоятельное выделение, формулирование цели;

    Поиск и выделение информации;

    Структурирование знаний и др.

    Знаково-символические действия

    Преобразование моделей

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    разрешение конфликтов

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    управление поведением партнёра

    постановка вопросов - инициативное сотрудничество

    Перечень УУД на уроках физкультуры Современные задачи

    • Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
    • Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
    Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
    • Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
    • Задания должны соответствовать возрасту детей.
    • Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.

    Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

    Состояние здоровья детей;

    Успеваемость по основным предметам;

    Уровень развития речи;

    Степень владения русским языком;

    Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    Стремление принимать и решать учебную задачу;

    Навыки общения со сверстниками;

    Умение контролировать свои действия на уроке.

    Ожидаемые результаты:

    Обучающемуся

    получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

    обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

    повысить интерес к предмету;

    повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;

    повысить эффективность самостоятельной работы

    Педагогу

    реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

    повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

    повысить эстетическую привлекательность урока;

    привлечь учащихся к использованию ИКТ

    Похожие статьи

    • К чему снится искать — толкование сна по сонникам

      искать во сне к чему этоСнится, что Вы в поисках работы - не теряйте бдительности, так как выпадет шанс улучшить материальное положение. Ищете человека во сне - значит хотите решить какую-то проблему в реальной жизни. Если неоднократно...

    • К чему снится машина — толкование по сонникам

      Автомобиль, как символ сновидений, может иметь различные толкования. Все зависит от мельчайших подробностей сна. Если приснился новый и чистый автомобиль светлого окраса, то это благоприятный знак. Он предвещает сновидцу успех в решении...

    • К чему снится победа в конкурсе

      Победа - Победа во сне - победа наяву. Быть победителем - вас ждет громкий успех и признание вашей победы. Знать, что победил - победа будет незаметна для других, но вам принесет удовлетворение и ожидаемые плоды. Вас победили - победа над...

    • К чему снится победа над врагом

      Если во сне вы видите соревнование – к большим сомнениям и грусти.Видеть себя участником соревнований – к неблагополучию.Видеть, что вы выиграли соревнование, – к успеху в делах.Проиграть соревнования – к неприятностям.Торговец видит, что...

    • Предродовое залеживание животных

      Послеродовой парез у коров, представляет собой достаточно опасное и сложное заболевание. Оно так же известно как – родильный парез или кома молочных коров, которое может привести к полному или частичному параличу, а впоследствии к наиболее...

    • Чем опасен послеродовой парез у коров

      Каждое животное растет, взрослеет и приносит потомство. Любое из изменений несет риски для жизни и здоровья питомца. Опасный период в жизни крупного рогатого скота – это вынашивание и рождение потомства. Оно сопряжено с рисками и...