Почему недостаток мышечной активности вреден для здоровья. Влияние на организм недостаточной двигательной активности. Продолжительный стресс и болезнь Аддисона

Вы регулярно посещаете тренажерный зал и тренируетесь очень усердно, но по каким-то причинам не делаете успехов. Столько труда и стараний, а похвалиться нечем!
Если это прозвучало знакомо, есть вероятность, что вы совершаете как минимум одну из описанных в этой статье ошибок. Но есть и хорошая новость – с помощью нескольких простых приемов вы сможете снова встать на путь развития и роста. Итак, поехали!

Ошибка №1: Вы не меняете диапазон повторений

Оптимальное количество повторений для гипертрофического тренинга остается темой непрекращающихся споров в мире фитнеса. И хотя исследования не дают однозначных результатов, практика показывает, что средний диапазон повторений (6 – 12 повторений в подходе ), как правило, оптимален для мышечного роста.

Этот метод иногда называют "тренингом в стиле бодибилдинга", так как он обеспечивает идеальное сочетание механического напряжения, разрушения мышечной ткани и метаболического стресса – трех важнейших факторов гипертрофического прогресса. К сожалению, большинство спортсменов считают, что такая схема повторений должна строго соблюдаться в каждом занятии, и потому они исправно следуют одним и тем же тренировочным шаблонам. И это совершенно неверное предположение.

Необходимо понимать, что развитие мышц строится на фундаменте силы. А потому необходимо включать в занятие подходы с малым количеством повторений (1 – 5 повторений в подходе ).

Более сильные мышцы позволяют использовать больший вес, а это вызывает в средних диапазонах повторений более сильное мышечное напряжение, которое стимулирует гипертрофию. Усиливая мышечное напряжение, и не жертвуя при этом метаболическим стрессом, вы создаете условия для активного роста.

Подходы с большим количеством повторений – в диапазоне от 15 до 25 – тоже играют свою роль в гипертрофическом тренинге. При условии, что тренинг проводится с нормальным рабочим весом, подходы с меньшей интенсивностью помогают повысить ваш лактатный порог – границу, за которой в рабочей мышце начинает быстро накапливаться молочная кислота.

При достижении определенной концентрации молочная кислота мешает сокращению мышцы, тем самым снижая количество выполненных повторений.

Но есть здесь и хорошая новость: упражнения с большим числом повторений укрепляют стенки капилляров и улучшают способность мышц перерабатывать молочную кислоту, что помогает задержать процесс ее накопления в тканях. В результате вырабатывается способность дольше поддерживать непрерывное напряжение в мышце. Кроме того развивается переносимость более высоких объемов нагрузки, а это очень важный фактор для гипертрофии.

Обобщая сказанное, отметим, что максимальный мышечный рост достигается периодическим изменением диапазона повторений. Легче всего осуществить это правило в структурированной периодичной программе. Оно применимо и в линейных и в волновых моделях периодизации, в зависимости от ваших целей. Однако какую бы схему вы ни использовали, обязательно включайте полный спектр диапазонов нагрузки.

Бесспорно, гипертрофический эффект лучше всего достигается выполнением среднего числа повторений в подходе, но для оптимального мышечного развития высокая и низкая интенсивность не менее важны.

Ошибка №2: Вы получаете недостаточный объем нагрузки

В далекие 1970-е Артур Джонс популяризировал метод так называемого высокоинтенсивного тренинга для наращивания мышц (ВИТ). Метод основан на предположении, что для стимуляции мышечного роста достаточно одного подхода к упражнению, при условии, что вы выполняете его до полного отказа мышц в концентрической фазе движения.

Согласно принципу ВИТ, выполнение дополнительных подходов является излишним, а возможно даже контрпродуктивным для мышечного роста. Другие видные лидеры силовой "индустрии", такие как Майк Ментзер и Эллингтон Дарден, позже последовали примеру Джонса и применяли ВИТ на практике, что привело к его популяризации. Метод имеет много приверженцев вплоть до сегодняшнего дня.

Итак, прежде чем вы обвините меня в ВИТ-ненавистничестве, я охотно признаю, что это вполне пригодная тренировочная стратегия. Нельзя отрицать, что она неплохо помогает наращивать мускулатуру. И если вы ограничены во времени, ВИТ обеспечит вам продуктивную и эффективную тренировку. И все же, если вы стремитесь к максимальной гипертрофии, ВИТ не принесет желаемых результатов. Для этого вам нужен более высокий объем нагрузки. Гораздо более высокий.

Большинство исследований регулярно подтверждают, что единичные подходы уступают по эффективности множественным подходам. Опубликованный недавно в издании The Journal of Strength and Conditioning Research мета-анализ демонстрирует, что выполнение нескольких подходов упражнения дает на 46 % больший прирост силы и на 40% больший прирост массы в сравнении с одиночными подходами.

Остается неясным, чем обусловлена высокая эффективность множественных подходов – более длительным напряжением мышцы, разрушением мышечной ткани, метаболическим стрессом или сочетанием нескольких этих факторов. Но очевидно, что множественные подходы необходимы для полного раскрытия мышечного потенциала. Проблема, однако, в том, что даже если вы выполняете упражнения в несколько подходов, это не гарантирует вам достаточного объема тренировочной нагрузки.

Оптимальное количество подходов – это субъективная величина, и зависит она от ряда индивидуальных факторов, таких как наследственность, восстановительная способность организма, тренировочный опыт, рацион и режим питания.

Но индивидуальные особенности – это только часть уравнения. Размер конкретной мышцы также имеет значение. Крупные мышечные группы (спина и бедра) нуждаются в большем объеме нагрузки, чем малые группы – руки и икры, которые, кстати, также получают косвенную нагрузку при выполнении многосуставных упражнений.

Еще один важный фактор – это структура вашей тренировочной программы. При прочих равных условиях, сплит-программы обеспечивают больший объем нагрузки на каждую мышечную группу, в сравнении с программами для всего тела.

И если вы уже следуете сплит-программе, ее состав также имеет значение. То есть, трехдневный сплит даст больший объем нагрузки каждой мышечной группе, нежели двухдневный. Соответственно, будет правильнее подсчитывать тренировочный объем в недельном цикле, а не в каждом занятии.

К какому бы недельному объему вы ни стремились, наилучшие результаты достигаются в циклическом режиме, когда количество подходов стратегически распределяется в тренировочном цикле. Нужно понимать, что часто повторяющиеся занятия с высоким объемом нагрузки неминуемо приведут к перетренированности.

Практика показывает, что перетренированность в большей степени обусловливается объемом нагрузки, чем интенсивностью. Только грамотная периодизация занятий позволит с пользой получать большой объем нагрузки, избегая при этом ужасного состояния перетренированности.

Предлагаем вам пример периодизации, которая является весьма эффективной. Предположим, вы установили для себя максимальный недельный объем нагрузки, равный 18–20 подходам на каждую мышечную группу. Возьмите за полный цикл трехмесячный период, в котором вы будете выполнять 8–10 подходов в неделю в первом месяце, 14–16 подходов в неделю во втором месяце, и в последний "ударный" месяц – по 18–20 подходов в неделю. После этого пусть последует короткий период отдыха или активного восстановления. При том, что полный процесс суперкомпенсации после "ударного" цикла обычно занимает одну – две недели, за это время ваши мышцы могут неплохо подрасти.

Ошибка №3: Вы не придерживаетесь принципа специфичности

Большинство бодибилдеров хотят не только нарастить мускулатуру, но и избавиться от жировых отложений, чтобы проявить ее рельеф. На начальных стадиях занятий эта задача вполне осуществима. Новички без особых проблем могут быстро наращивать мышечную массу и одновременно сжигать лишний жир.

Это достижение доступно также тем, у кого имеется много лишнего веса – более 10 килограммов, и спортсменам, имевшим долгий перерыв в занятиях. Нужно признать, что фармакология тоже поможет вам стать большим и рельефным в короткий срок.

Но если вы тренируетесь уже около года, у вас нет лишних жировых отложений, и вы не принимаете анаболики, наращивать мышцы и сжигать при этом жир становится чрезвычайно трудно. В определенной точке вам придется сделать категорический выбор.

Если вы хотите наращивать массу, тогда вам нужно сосредоточиться именно на этом, иначе вы не добьетесь высоких результатов. И здесь вам придется пересмотреть количество аэробных упражнений в вашей программе.

Проблема параллельного тренинга, при котором силовые упражнения сочетаются с аэробными, в том, что он может препятствовать процессам, стимулирующим анаболизм. Это явление объясняется гипотезой, которая утверждает, что упражнения на выносливость и на силу активируют и подавляют различные каталитические соединения и сигнальные процессы, и эти реакции конфликтуют между собой.

Конкретнее, аэробные упражнения активируют АМФК (АМФ-активируемую протеинкиназу ), которая участвует в процессах углеводного и жирового метаболизма. И это, конечно, способствует сжиганию жира. Однако АМФК также подавляет активацию протеинкиазы-В и сигнальных комплексов mTOR – компонентов анаболического процесса, критически важного для синтеза протеина и, как следствие, мышечного роста.

Это не означает, что от аэробных упражнений нужно полностью отказаться. Хотя гипотеза о взаимном подавлении обменных процессов при силовых и аэробных нагрузках выглядит убедительно, недавнее исследование показало, что она чрезмерно упрощена. Вместо подавлений с течением времени развиваются адаптации между упражнениями на выносливость и силовым тренингом, таким образом, между обменными процессами имеют место перекрестные взаимодействия.
Следовательно, тогда как частые и продолжительные аэробные тренировки препятствуют росту мышц, умеренный кардио-тренинг, вероятно, не произведет такого эффекта. К тому же, кардио-тренинг как ничто другое полезен для здоровья и хорошего самочувствия.

Так как же определить подходящий объем аэробной нагрузки? Точно сказать нельзя. Как и с прочими аспектами спортивных упражнений, индивидуальная реакция зависит от множества факторов наследственности и образа жизни. Нельзя забывать и о том, что у каждого есть свой тренировочный предел, за которым начинается перетренированность.

Добавляя в программу аэробные упражнения, вы увеличиваете общий объем тренировочного стресса. В некоторой точке этот стресс превысит восстановительную способность организма и приведет к перетренированности. В качестве общей рекомендации посоветуем посвящать аэробному тренингу по 20 – 30 минут в день три дня в неделю, но эти цифры будут колебаться ввиду индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Следите за своим прогрессом, отмечайте малейшие признаки перетренированности и редактируйте свою программу по мере надобности.

Ошибка №4: Вы потребляете недостаточно калорий

Этот пункт тесно связан с третьей ошибкой. Нередко спортсмены ограничивают потребление калорий в попытках придать мышцам рельеф, но при этом хотят наращивать мышечную массу и продолжают усердно тренироваться.

Как уже упоминалось ранее, одновременное наращивание мускулатуры и сжигание жира – почти невозможная задача для хорошо тренированных "натуральных" бодибилдеров. Если вы относитесь к этой категории, вам необходимо получать много калорий, чтобы поддерживать рост мышечной массы.

Это правило согласуется с первым законом термодинамики, который гласит, что энергия не производится и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. Проще говоря, если вы употребляете больше калорий, чем расходуете, то избыток энергии будет накапливаться в виде массы тела.

Слишком фанатичные бодибилдеры могут посчитать это советом поедать все, что попадает на глаза. Такой подход был популярен среди спортсменов старой школы, которые чередовали циклы "набора" и "сброса" массы, то поедая невероятные количества пищи, чтобы побольше прибавить в весе, то пускаясь в экстремальные диеты, вплоть до полного голодания.

Проблема метода в том, что 75% набранного веса откладывается в форме жировой ткани. Конечно, мышечная масса также нарастает, но значительное ее количество подвергается катаболизму в последующих "постных" периодах.

И если спортсмену удается сохранить половину набранной мышечной массы, можно считать, что ему повезло. Что хуже, повторяющиеся циклы наращивания и сжигания массы могут сдвинуть точку биологического равновесия, что приведет к набору еще большего количества жира в следующих циклах. Очевидно, что это неразумная стратегия питания.

Так сколько калорий нужно потреблять, чтобы наращивать мышцы и не уподобляться при этом борцу сумо? В качестве общего правила можно принять число, равное 35–40 калориям на 1 кг веса тела . Если вы весите 90 кг, вам нужно употреблять 3200–3600 калорий в день для набора массы.

Придерживаясь рекомендованного количества калорий, следите за результатами и регулируйте режим питания в соответствии с реакциями организма. Если вы стремитесь к набору мышечной массы, нормальным приростом будет 0,5–1 кг массы тела в месяц . Больший прирост будет означать, что вы набираете лишний жир.

Влияние на организм недостаточной двигательной активности. Движение является для живого организма такой же физиологической потребностью как потребность в безопасности или половом партнере.

Неудовлетворение этой потребности в течение длительного времени приводит к развитию серьезных отклонений в состоянии здоровья, преждевременному старению и смерти. Жизненная необходимость движений доказана в экспериментах на животных. Так, если крыс (одно из самых жизнеспособных животных) содержать в условиях полной неподвижности в течение 1 месяца, то 40 % животных погибает. В условиях минимальных физических движений погибает 20 % животных. Цыплята, выращенные в условиях обездвиживания в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибают после малейшей пробежки по двору.

Существует две разновидности недостаточной двигательной активности: гипокинезия - недостаток мышечных движений, гиподинамия - недостаток физического напряжения. Обычно, гиподинамия и гипокинезия сопровождают друг друга и действуют совместно, поэтому заменяются одним словом (как известно, наиболее часто употребляется понятие «гиподинамия»). Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели. Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах.

Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений.

Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая "аварийными" последствиями для его жизнедеятельности.

Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.

Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба. По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), на 1999 год число активно и регулярно занимающихся физическими упражнениями в развитых странах (таких как США, Франция, Германия, Швеция, Канада) составляет порядка 60 %, в Финляндии - 70 %, в России - только 6 % (!). Некоторые последствия, к которым приводит длительное уменьшение физической активности: В мышечных клетках развиваются дегенеративно-дистрофические изменения (процессы вырождения вследствие нарушения обмена веществ), уменьшается мышечная масса.

При этом между мышечными волокнами могут проявляться прослойки жировой ткани.

Снижается тонус мышц, что ведет к нарушению осанки. Нарушение осанки, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Внешне снижение мышечного тонуса проявляется в виде дряблости мышц. Уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что приводит к снижению массы сердечной мышцы и нарушению протекания процессов обмена веществ в клетках сердца. Уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечной мышцы, ухудшается состояние сосудов сердца.

Эти изменения повышают риск развития сердечных патологий, в том числе инфарктов со смертельным исходом. Снижается сила дыхательных мышц и функционального состояния аппарата дыхания. В легких развиваются застойные явления, являющиеся предпосылкой для развития воспалительных заболеваний. В тяжелых случаях может развиться легочная недостаточность, при этом даже незначительные мышечные усилия вызывают приступы сильной одышки. Развиваются застойные явления в органах брюшной полости, в том числе в органах желудочно-кишечного тракта, что приводит к задержке пищи в желудке, к нарушению работы кишечника, усилению процессов гниения.

Указанные изменения сопровождаются интоксикацией (отравлением) ядами гниения, запорами. Слабость мышц брюшного пресса (мышц живота, боковых поверхностей туловища, спины) ведет к снижению внутрибрюшного давления. Возрастает риск опущения органов брюшной полости (например, почек). Ухудшается состояние кровеносных сосудов вследствие отсутствия для них достаточных нагрузок.

Спавшиеся в состоянии покоя мелкие сосуды у малоподвижного человека находятся закрытыми почти все время, что ведет к уменьшению их числа. Уменьшение числа резервных сосудов снижает общие резервы организма. Плохое состояние сосудистых стенок способствует развитию варикозного расширения вен, атеросклерозов, гипертонической болезни и других патологий. Наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в том числе уменьшается выброс адреналина - гормона, помогающего успешно преодолевать стрессовые состояния.

У малоподвижного человека повышается потребность в стимуляции синтеза адреналина искусственными способами с помощью курения табака, приема алкоголя и проч. Уменьшение нагрузки на костный аппарат и ухудшение их питания приводит к выходу из костей кальция, что нарушает их прочность. В итоге кости становятся подверженными деформации под влиянием нагрузок, например, при переносе тяжестей. Развиваются застойные явления в органах малого таза с нарушением их функции и, как следствие, снижается репродуктивная способность (способность производить здоровые половые клетки), уменьшается половое влечение и потенция.

Для малоподвижных и ослабленных женщин характерна тяжелая переносимость беременности вследствие снижения общего функционального состояния организма, большая длительность родов и высокий риск родовой смертности, а также слабое состояние здоровья родившегося ребенка. Значительно снижаются энерготраты организма и, как следствие, снижается скорость обмена веществ, и увеличивается масса тела за счет жирового компонента.

Снижается скорость синтеза веществ, соответствено уменьшается скорость и интенсивность самообновления клеток организма. Процессы распада веществ могут превосходить процессы их синтеза - наблюдается преждевременный процесс старения. Уменьшение импульсации, поступающей в центральную нервную систему от работающих мышц, снижает ее тонус и функциональное состояние. Как следствие, уменьшается работоспособность головного мозга, в том числе снижаются высшие функции мозга (мышление, память, внимание и др.). Ухудшение функционального состояния центральной нервной системы снижает качество выполнения ею трофической функции - функции контроля за процессами обмена веществ во всех клетках организма.

Ухудшение контроля за протеканием обмена веществ в клетках организма приводит к снижению функционального состояния всех органов и систем. Снижение функционального состояния центральной нервной системы сопровождается резким повышением эмоциональной возбудимости, что, в свою очередь, способствует развитию эмоциональных стрессов, а в дальнейшем - психосоматических заболеваний. Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора, а также вестибулярного аппарата.

Снижается координация, ухудшается мышечная чувствительность (способность оценивать положение тела и отдельных его частей в пространстве, определять величину напряжения мышцы). Человек существенно хуже может управлять своими движениями.

Снижение контроля нервной системы за процессами обмена веществ клеток и ухудшение кровоснабжения органов ослабляют иммунитет организма. В результате снижается устойчивость организма к развитию любого рода заболеваний. В частности, низкий уровень иммунного контроля за процессами деления клеток увеличивает риск развития злокачественных образований. Однообразное малоподвижное состояние организма постепенно приводит к сглаживаю биологических ритмов (менее выраженными становятся суточные изменения пульса, температуры и других функций). В итоге сон становится некрепким, а в период бодрствования наблюдается низкая работоспособность, вялость, высокая утомляемость, плохое самочувствие и настроение, постоянное желание отдохнуть.

Снижается работоспособность всего организма, увеличивается «физиологическая стоимость нагрузки», то есть одна и та же нагрузка человеком с длительной низкой физической активностью будет вызывать большее напряжение в функционировании органов, ее обеспечивающих (сердца, дыхательной системы и др.). Кроме того, у длительно физически мало активных людей физиологические изменения во время нагрузки носят нерациональный характер.

Нерациональные физиологические изменения во время нагрузки приводят к высокой утомляемости даже при низких величинах физического напряжения. Снижается уровень жизнедеятельности организма как биологической системы. То есть организм переходит на новый, более низкий уровень функционирования.

К примеру, основной обмен малоподвижного организма уменьшается на 10-20 % (основной обмен - это энергетические траты организма на протекание минимально необходимых жизненных функций: 1) обмена веществ в клетках, 2) деятельности постоянно работающих органов - дыхательных мышц, сердца, почек, мозга, 3) поддержания минимального уровня мышечного тонуса). Такое явление получило название “гипокинетической болезни” “гипокинезии”. При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости.

Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов.

При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. Особое внимание двигательной активности необходимо уделять школьникам. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.

Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях.

Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной.

При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застойкрови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга:снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно –сосудистой системы.

Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма.

Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном инапряжённом умственном труде это ативный отдых от школы и организованая физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается восновнос из утренней физзарядки, подвижных игр на школьныхпеременах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, октивного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органови систем организме человека.

В этом главным образом и заключается полажительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели уюных физкульнурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см масса тела – на8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

В литературе описаны следующие наблюдения: у школьниковне занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; уподростков того же возраста, занимавшихся физической культурой на13 кг а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров.

На этом же участке после усиленной физ. работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы.

При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физ упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате– так ему легче работать, думать.

Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда. Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе.

Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода). Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна. Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости.

Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению. Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма. Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов.

Из сказанного ясно следует, что длительно малоподвижный человек - это больной человек, или человек, который неизбежно станет больным. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика. Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы.

Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток.

Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. Что же такое утомление? Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания.

Ухудшается кислородно-транспортная функция крови. Таким образом утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма. Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга.

К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д. О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения. Представители умственного труда объединены в отдельные группы.

Таких групп семь: Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение; Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения. Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты.

Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения. Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения. Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение. Медицинские работники.

Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно- эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи. В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще - ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение. 3. Значение физической культуры для профилактики гиподинамии Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды.

Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде.

В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими. Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем» писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии.

Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска.

Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.

Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической - тренировки - урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.

С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.

Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.

В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.

Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и меж позвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

В жизненных условиях школы повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности -выпускника школы с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности. Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в школее дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды.

Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов. Сочетание физической растренерованности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной усталости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек, усталость - это явление, общее для всего живого мира. Усталость у здорового и нормального человека - это понижение функциональной способности органов и систем организма, вызванное чрезмерной работой и сопровождаемое характерным ощущением недомогания, приводящее к различным заболеваниям и даже ранней потере трудоспособности. Установлена прямая зависимость между успеваемостью школьников и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, она существует.

Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). В инерционных весах обучение и занятие физическими упражнениями и спортом важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияние.

Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях по физическому воспитанию и спортом накапливаются многолетние запасы волевых качеств, устойчивости к стрессам, умственной работоспособности.

Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в вузе. Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе.

В работах многих зарубежных и отечественных ученых показано, что физически более развитые выполняли теоретические и практические задания по изучаемым дисциплинам быстрее и лучше, делали меньше ошибок, быстрее восстанавливались после напряженного умственного труда. «Выдающийся отечественный физиолог Н. Е. Введенский писал, что каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе запас сил и задатков.

Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и используется в дальнейшей жизни, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как по возможности наиболее полно использовать тот богатый запас сил, который заложен в нашем организме» . Врачи рекомендуют начинать выполнять физические упражнения с детьми грудного возраст. Для этого могут быть использованы безусловные рефлексы. Полезны и пассивные движения, массаж – они благоприятствуют физическому развитию ребенка. Следует отметить, что физическое и умственное развитие детей раннего возраста идет параллельно. Овладение движениями, ощупывание предметов руками стимулируют развитие центров речи. Важное значение в двигательной активности имеет формирование произвольных движений ребенка.

Новорожденный имеет комплекс условных и безусловных рефлексов, который обеспечивает ему выживание в первые недели жизни. С развитием и созреванием нервной системы на базе этого комплекса формируются целевые, произвольные движения.

Ребенок начинает следить за перемещением яркой игрушки, обучается дотрагиваться до нее и отталкивать, а потом и захватывать. В этом нетрудно увидеть проявление ориентировочных рефлексов, которые имеются и у животных. Основной целью физической культуры в дошкольном возрасте – развивать и совершенствовать ходьбу, бег, лазанье. Зарядка, подвижные игры включают в работу большое количество мышц, улучшают координацию движений.

Упражнения же, связанные с упором, висом, рассчитанные на развитие силы и выносливости, не рекомендуются. Хорошо развивает глазомер игра в мяч. Дошкольникам полезны игры, где надо перекатывать мяч к партнеру, дошкольникам среднего возраста – игры, в которых надо бросать мяч, старшим дошкольникам полезно метать мяч с определенного расстояния. Малышей 4 – 6 лет можно обучать плаванию, катанию на лыжах, коньках, велосипеде. В играх, которые рекомендуются младшим школьникам.

У них совершенствуются двигательные навыки за счет усложнения тех упражнений, которые выполнялись ранее. При этом большое внимание нужно уделять правильной осанке и профилактике плоскостопия. Большое значение в начальной физической подготовке имеют упражнения, позволяющие совершенствовать мышечное чувство. Тренированный человек, в отличие от нетренированного, способен чувствовать работу мышечных групп, выполняющих вспомогательные движения. Нетренированные люди к этому не способны.

Обычно хорошо осознаются целевые движения и плохо – вспомогательные. Младшим школьникам полезны игры, где надо дозировать усилия – отрабатывать темп движения, размах, степень расслабления и сокращения мышц. Тогда постепенно нарастают скорость движений и их сложность. При играх с ребятами 4 – 7 классов полезно освоить правильную технику движения в усложненных условиях. Они могут использовать и спортивный инвентарь, но силовые нагрузки полезно ограничивать. Ребята этого возраста могут неплохо выжигать.

Выпиливать, вязать, шить, бегать на короткие дистанции, участвовать в лыжных забегах, но силовую гимнастику лучше начинать в более позднем возрасте. Школьники 8 – 10 классов могут заниматься практически всеми видами спорта. В этот период у подростков интенсивно развивается скелет, нарастает мышечная масса, довольно легко формируются спортивные и трудовые навыки. Тем, кто прошел необходимую подготовку разрешается работать на сельскохозяйственном производстве. Но надо иметь в виду, что выносливость, как правило, отстает от силы, поэтому возможно быстрое утомление, особенно при непривычной работе.

Каждая профессия требует усвоения не только определенной суммы знаний, но и производственных навыков. В подростков периоде они приобретаются значительно легче, чем после 20 лет. Поэтому наборы В ПТУ, где от учащихся требуется овладение приемами рационального труда на станках, приборах и т. п. целесообразны уже после 8 класса. При выборе видов физической культуры, спортивной и профессиональной специализации следует учитывать индивидуальные особенности людей и их пол. Мальчики обычно легче справляются с интенсивной силовой нагрузкой, поскольку они обладают большей амплитудой движений и силой, но они уступают девочкам в гибкости, выносливости, устойчивости внимания в условиях однообразного руда. Упражнения на развитие выносливости и быстроты, точности координации и движений могут выполнять и юноши и девушки, силовая гимнастика рекомендуется юношам, а упражнения на развитие гибкости – девушкам. Физическая культура позволяет избежать таких заболеваний, как искривление позвоночника и плоскостопие.

Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища.

Физиологические изгибы позвоночника формируются к 6 – 7 летнему возрасту. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты и слегка опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут.

Изгибы позвоночника нормальны. Чаще всего нарушение осанки возникает вследствие неправильного сидения: слишком низко наклоняются над столом, изгибают туловище в сторону. Но бывает и так, что плохая осанка вырабатывается сознательно. Так, некоторым кажется, что напряженное положение тела есть признак мужества. Вот и стоят, широко расставив ноги, наклонившись вперед. Из-за напряженности мышц теряется свобода движений, непринужденность, сочетание подтянутости и гибкости. К нарушениям осанки могут привести даже неудачно подобранные упражнения.

Если в работу вовлекаются не все мышцы туловища, рук, спины, то нарушается симметрия движений, а это может отразится на позвоночнике и плечевом поясе. Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой уплощаются ее своды. При поперечном плоскостопии нога опирается на все плюсневые косточки, а не на первую и пятую, как должно быть в норме. При продольном плоскостопии уплощается продольный свод стопы. Причиной заболевания могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, заболевание ног с нарушением кровообращения. При плоскостопии страдает мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает.

Пятки разворачиваются в сторону, большие пальцы поворачиваются в сторону мизинца и деформируют остальные. Проявляется болезнь ноющими болями в стопе, мышцах голени, пояснице, бедре. Нарушается походка. Ходьба босиком, правильно подобранная обувь, специальные упражнения способствуют профилактике плоскостопия.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения. Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”. Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок: Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут. Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вред гиподинамии и польза двигательной активности

В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних.. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом -.. Для выполнения функции опоры и передвижения в организме человека с первых дней формируются опорно-двигательный аппарат..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Синдром мышечной слабости носит название миастении – это патологический процесс аутоиммунного характера, который снижает сократительную способность мышц. Это заболевание может развиваться в результате поражения анатомических компонентов конечностей (сосудов, костей, суставных поверхностей, нервов). Слабость мышц может развиваться как в руках, так и в ногах. В данном разделе мы рассмотрим основные причины мышечной слабости в ногах и руках а также их лечение.

Основные симптомы миастении:

  • 1. Снижение силы мышц. Измерение может быть произведено как при помощи специального инструмента – динамометра, так и рук обследующего врача. Для оценки мышечной силы без инструмента, врач одновременно жмет две руки пациенту, при этом оценивая симметричность напряжения мышц.
  • 2. Затруднение выполнения рутинных дел (ходьба, подъем по лестнице, удерживание кружки в руках, письмо ручкой, перенос пакетов средней тяжести);
  • 3. Помимо снижения силы в конкретной конечности может наблюдаться блефароптоз (опущение века), нарушение глотания, речи или жевания.

Причины мышечной слабости в ногах

Данный синдром в ногах чаще всего развивается из-за следующих причин:

  • 1. атеросклероз сосудов нижних конечности;
  • 2. ущемление иннервирующего нерва;
  • 3. варикозная болезнь сосудов нижних конечностей;
  • 4. ношение неудобной обуви или же плоскостопие;
  • 5. поражение сосудов или мышц инфекционными агентами;
  • 6. нарушения обмена веществ (поражение щитовидной железы);
  • 7. недостаточность кальция в организме.

Причины слабости в руках

Синдром в руках развивается гораздо реже, нежели на ногах. Основные ее причины:

  • 1. атеросклероз сосудов верхних конечностей;
  • 2. ущемление, травма, переохлаждение одного из нервов;
  • 3. резкие перепады артериального давления;
  • 4. инсульт;
  • 5. инфекционное поражение сосудов и мышц верхних конечностей;
  • 6. нарушение обмена веществ;
  • 7. недостаток кальция в организме.

Лечение мышечной слабости

Сильная вялость в ногах и руках доставляет дискомфорт пациенту. На вопрос "Как лечить мышечную слабости?" специалисты отвечают, что существуют несколько методов: консервативный(медикаментозный) способ, хирургическое вмешательство и физиотерапия. Если причина слабости кроется в инфекции, то применяют антибактериальные, противовоспалительные, противовирусные препараты. Дополнительно назначают физиотерапевтические процедуры, которые улучшают кровоток в области необходимых мышц.

Лечение зависит от причины, которые ее вызывают (травмы, инфекции, генетические, аутоиммунные процессы, последствия инсульта и т.д.). При возникновение бессилия в мышцах необходимо сразу обращаться к специалисту по нервно-мышечной патологии.

Как это ни странно, но главным врагом нашего здоровья являемся мы сами. Для жителей больших городов проблемой номер один является недостаток двигательной активности. Но если мы хотим поддерживать все жизненные системы своего организма на требуемом уровне, то двигаться следует значительно больше.

Малая двигательная активность приводит к различным проблемам. Среди них - многочисленные нарушения энергетического обмена в организме, ослабление переработки жиров, особенно, животного происхождения. В крови возрастает содержание холестерина и липопротеинов, развивается атеросклероз сосудов сердца, мозга и других органов.

Что происходит при малой двигательной активности

При нарушается обмен веществ во всех системах организма. В результате того, что скелетные мышцы уменьшают свою потребность в кислороде, сокращается также и снабжение их кровью. Из-за того, что мышцы сердца становятся детренированными, их объем постепенно сокращается. А сокращение двигательной активности сердца уже приводит к тому, что появляются многочисленные кардиологические заболевания, такие как:

  • инфаркт;
  • кардиосклероз;
  • стенокардия.

Определенные изменения из-за недостатка движения испытывают и кости. Они теряют в своей прочности из-за того, что кальций переходит в кровь из костной ткани. На фоне этого развивается остеопороз. Дефицит кальция в зубах приводит к развитию . Нарушенный кальциевый обмен приводит к образованию тромбов в кровеносных сосудах, камней в почках, а также повышает свертываемость крови.

Недостаток движения ведет к снижению иммунитета и сопротивляемости организма к хроническим заболеваниям и инфекциям. В результате у человека появляются утомляемость, раздражительность, нарушается сон и ухудшается память.

Что делать для того, чтобы двигательная активность находилась в норме

Из первой части статьи можно понять, что для того чтобы жизнь была полноценной и долгой, человеку необходимы постоянные тренировки. Какие на эту тему можно дать рекомендации?

В первую очередь, следует выбрать именно тот режим двигательной активности, который будет оставаться оптимальным с учетом возраста и рода деятельности. Повысить тонус мышц можно и с помощью элементарной , но если у вас более серьезные проблемы, связанные с недостатком двигательной активности, то следует уделить физической нагрузке особое внимание.

По возможности отказывайтесь от лифта, больше ходите пешком. Минимальный показатель дистанции, которая требуется для поддержания двигательной активности здорового человека в норме, - это десять тысяч шагов.

Двигательная активность - залог здоровья на долгие годы. Не пренебрегайте ходьбой в среднем темпе, легким бегом и упражнениями на растяжку. Только не переусердствуйте. Лучше попросите опытного тренера составить для вас программу тренировок.

Похожие статьи