Загадки о деревьях. Проект кратковременный исследовательско-творческий Следы осени (средний возраст) II. Подготовка к введению темы урока

Светлана Демьяненко
«Ветка рябины». Конспект НОД по ИЗО для средней группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Художественно-эстетическое» (рисование,

Цель:

Учить рисовать в нетрадиционной деятельности (пальчиками)

Задачи:

Образовательные: Учить детей изображать гроздь рябины, рисовать ягоды пальцами

Учить распологать композицию на листе бумаги

Развивающие: Развивать аккуратность в процессе рисования

Развивать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности,

Прививать чувство любви к природе

Предварительная работа: Наблюдение за ветками рябины на прогулке, чтение стихов, отгадывание загадок. Рассматривание картинок. Беседы о деревьях.

Материалы и оборудование: гроздь рябины, гуашь красного и зеленого цветов, салфетка на каждого ребенка, альбомные листы (половинка, кисти, вода

1. Организационный момент.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным белым грибом.

Воспитатель: Кто угадает, о каком времени года здесь идет речь?

Дети: об осени.

Воспитатель: Как вы догадались? Что происходит осенью?

Дети: листья на деревьях пожелтели, листья опадают с деревьев, птицы улетают, в лесу появляются грибы.

Воспитатель: Верно! Осень очень красивое время года! Оно дарит нам замечательные и разнообразные листочки. Я по дороге в детский сад собрала несколько разных, давайте их внимательно рассмотри и вспомним как они называются, с каких деревьев их унес ветерок?

Чтоб вам помочь, я загадаю вам загадки про деревья и тогда, вы сможете догадаться, откуда же наши листочки! Слушайте внимательно!

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

Воспитатель: Дети, про какое дерево загадка

Дети –Дуб

Воспитатель: Да, верно! Значит листочек с этого дерева упал какой?.

Дети: дубовый.

В. Молодцы! Слушайте следующую

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился.

Дети Клен.

Воспитатель: Значит лист.

Дети Кленовый

Воспитатель. Опять угадали, молодцы!

Воспитатель: Да, вы все угадали верно!. Теперь давайте поиграем с вами! Превратимся в листочки! Выходите на ковер

Дети становятся свободно на ковре.

Лист сорвался и летит

Тихо в воздухе кружит Качаются вправо-влево, руки в стороны, машут

Он все ниже ниже ниже

И к земле все ближе ближе Опускают руки вниз, присаживаются на корточки

Только дунет ветерок,

Лист поднимется с дорог Встают, поднимают руки, кружатся на месте

Воспитатель:

Какие у нас красивые листочки.

А ну ка, отгадайте последнюю загадку?

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Дети. Рябина

Воспитатель. Верно!Осенью в лесу поспевают на рябине ягоды. Любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках. Ягодки бывают красного или оранжевого цвета.

Я для вас из леса рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у неё ягодки, можно подойти потрогать.

Скажите, а какого цвета ягоды? (красного, а формы (круглой)

Ребята, а ведь если подует в лесу сильный ветер, то все листочки и ягодки с дерева упадут и птичкам есть зимой будет нечего!

Как вы думаете, как мы можем помочь им?

Дети: нарисовать ягоды.

3. Рисование

Тогда садитесь на стульчики.

Сегодня мы с вами будем помощниками, кисточкой рисовать будем и пальчиками.

Показывание техники рисования.

Можно приступить к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо (чтобы ягоды были сочные). Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой.

(Помогаю в процессе работы.)

Когда заканчиваете, вытирайте пальчики салфеткой.

Ой, какие красивые ягоды на рябине у вас и сколько их много. А чего ещё не хватает у наших ягод (листьев). Рисуем листья, используя кисточки. Опускаем кисточку в зелёную краску и рисует на том месте, где должны располагаться листья.

Молодцы ребята, очень красивые получились у вас веточки и ягодки! Всем птичкам хватит!

Публикации по теме:

Осень – прекрасная пора для проведения наблюдений с детьми на прогулке. Сейчас, когда почти половина осени позади, у нас на Кубани листья.

Рябина - исключительно декоративное круглый год. Красивы перистые зеленые листья рябин, которые ни с чем не спутаешь. Душистые цветы появляются.

Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, музыкальное, двигательное. Цель: Учить складывать из аппликативных.

Конспект занятия по ИЗО-деятельности и нетрадиционной техники рисования в 1 младшей группе «Ветка рябины». Конспект занятия по изо-деятельности и нетрадиционной техники рисования в 1 младшей группе «Ветка рябины». Цель: создание коллективных.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Ветка рябины» Программное содержание: учить детей рисовать веточку рябины пальчиками. Закреплять умение красиво располагать ветки. Воспитывать стремление.

Конспект занятия по рисованию: "Ветка рябины" Цель: Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего.

«Лист бумажный» - В бумажной пластике часто применяют цветную бумагу. Скручивание из бумаги. А если взять вместо обычной бумаги гофрированный картон, то легко сделать всяких зверушек. Итак, во что превратится обычный лист бумаги, зависит только от умелых рук мастера. Бумагу, сделанную руками мастера, называют «васи» - японская бумага.

«Видоизменение листьев» - Пузырчатка. Мышиный горошек. а) Колючки. Мамиллярия. С какой целью видоизменяются органы? Венерина мухоловка является насекомоядным растением. Усик. Росянка круглолистная. Барбарис. Видоизменения листа: Трихоцерус. Колючки. Видоизменения листьев. Горох. ? Каковы функции листа? ? в) Насекомоядные листья.

«Сочинение о листьях» - Гроздья рябины. Липа Тополь Рябина Клён Сирень Дуб. Какие цвета у листьев. Красный. О чём шепчут листья? В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая. За что я люблю осень? Движение листьев. И. Тургенев. Шум Шёпот дождя Порхание Курлыканье улетающих птиц Шуршание листьев. Кумачовый Бордовый Гранатовый Румяный Рубиновый.

«Осенние листья» - Вопросы к стихотворению А. Толстого «Осень. Михаил Иваненко. Словарь образов: золотая листва; листья словно бабочек легкая стая. Осенние листья в хохломской росписи. Зражевский Аркадий Осенние листья и хохлома. Осенние мотивы. Домашнее задание: Вопросы к стихотворению В. Брюсова «Сухие листья»: Клод Моне - Осенняя река.

«Внешнее строение листа» - Какое жилкование свойственно двудольным растениям? Какое жилкование свойственно однодольным растениям? Назовите основные части листа. Жилкование листьев. У однодольных растений корневая система _______, жилкование листьев ___________, ____________. Вопросы для повторения. Внешнее строение листа. Видоизмененные листья.

«Деревья и листья» - Мы встречаем деревья повсюду. Деревья бывают хвойные и лиственные. Дуб. Самые распространённые лиственные деревья. Деревья и листья. Липа. Берёза. Тополь.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней коррекционной группы
Разработала: воспитатель Парменова М.Н.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Используемые технологии: Сюжетно-дидактическая игра, элементы ТРИЗа, развивающие игры.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Задачи:
Познавательно-речевое направление:
Расширять и уточнять представление детей о характерных признаках осени.
Продолжать учить различать лиственные деревья (клен, дуб, береза).
Расширять представление детей о лесных ягодах и грибах, знакомить их с особенностями внешнего вида и местами произрастания.
Активизировать речь детей, обогащать за счет использования в речи определений (какое дерево? Какая листва?), образных выражений («темной он покрыт корой, лист красивый, вырезной», «хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят», «русская красавица»).
Познакомить с возможностью находить и решать противоречия, заключенные в одном предмете, используя элементы ТРИЗ (д/игра «хорошо-плохо»).
Учить отгадывать загадки.
Социальное направление:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Развивать умение общаться со сверстниками, активно участвовать в деятельности.
Художественно-эстетическое направление:
Закреплять умение лепить грибы, используя приемы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивания ладонями, лепку пальцами для уточнения формы.
Коррекционные задачи:
Обогащать зрительный сенсорный опыт дошкольников.
Развивать зрительное внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.
Материал:
Цветные силуэтные изображения ягод малины, земляники, черники, листьев березы, дуба, клена, корзинка, картинки с изображениями деревьев, ягод, модели для игры «Собери букет», муляжи грибов, фонограмма – вальс, пластилин.
Содержание:
Ребята, ночью дул сильный ветер, и к нам в окно залетел листик.
Показываю лист клена.
От какого дерева листик? Правильно, это кленовый листик. Он приглашает нас в путешествие по осеннему лесу. Я возьму с собой корзинку. Все, что увидим интересного, будем в нее складывать.
На чем можно добраться до леса? Давайте прокатимся на поезде. Вы все будете вагончики, а я – паровоз. Поехали!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики,
Так-тики, так-тики, так-тики.
Дети идут друг за другом, имитируя движение «поезда».
Приехали. Выходите из вагонов.
Раз, два, три, листик клена, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень желтою косой.
На полу разложены листья разных деревьев.
Как тихо в лесу, только листья шуршат под ногами.
Посмотрите, как их много. Какие вы узнали?
Найдите березовый лист. От какого он дерева? Березу все любят. Это дерево называют русской красавицей.
Воспитатель показывает картинку с изображением березы, предлагает стать всем «березками»
Физкультминутка.
Под мелодию вальса дети выполняют танцевальные движения по тексту:
Золотые листики с дерева летят,

Это, это, это листопад!
Мы идем по листикам, а они шуршат,
Кружит ветер листики – это листопад.
Это, это, это листопад!
Положите березовые листики в корзинку.
Воспитатель показывает картинку с изображением дуба.
А это что за дерево?
Темный он, покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Найдите листья дуба. Как они называются?
Скажите листику приятные слова. Какой листик? (резной, темный, легкий…).
Воспитатель держит листик вертикально, спрашивает:
На что похож лист? (елочка, шишка…)
Воспитатель держит листик горизонтально:
А так на что похож лист? (тучка, облачко, лужа…)
Действительно, дубовые листики красивые, вырезные.
Воспитатель кладет листик дуба в корзинку.
Найдите листья клена. Осенью самые красивые листья у клена. Почему?
Показывает картинку с изображением клена.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
Давайте составим букеты из листьев.
Проводится игра «Соберем букет». Воспитатель предлагает вокруг моделей собрать листья, группируя их тремя способами:
1 вариант – собрать все березовые и все кленовые листья.
2 вариант – собрать все дубовые и все зеленые листья.
3 вариант – воспитатель показывает зеленый березовый лист. Дети вместе определяют, в какой букет поставить листик.
Красивые осенние букеты у нас получились.
Положу я осенний листочек в корзинку.
Пойдемте еще гулять по лесу.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной полянке вышли.
Воспитатель подводит детей к ковролину, на нем – цветные картинки с изображениями ягод и силуэтное изображение ягод.
А на солнечной полянке любят расти ягодки.
Отгадайте загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
О какой ягоде загадка? Почему вы так решили?
Да, малина растет на кустах. Поспевает летом.
Пальчиковая гимнастика «ягодка».
С ветки ягодки снимаю (поглаживаем каждый пальчик, как будто
снимаем с него ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки сложить перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко,
Я попробую немножко (одну ладошку, сложенную лодочкой,
накрыть другой).
Найдите силуэтное изображение ягодки малины. Положите ягодку в корзинку.
Отгадайте еще загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый стебелек
Держит красный огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (земляника)
Какие ягоды похожи на огоньки? Найдите среди картинок землянику. Эти ягоды растут на солнечных полянках, тени не любят. Ягоды на солнце краснеют, поспевают летом.
Найдите силуэтное изображение ягодки земляники. Положим ягодку в корзинку.
Кто знает, как называется вот эта маленькая ягодка? (черника).
Почему она так называется?
Растет она в тени, солнце не любит. Поэтому искать ее надо в лесу, под елками.
Давайте сделаем «лес».
Воспитатель предлагает детям наборы фигур к игре «танграм». Дети на столах выкладывают из геометрических фигур «елочку». Воспитатель составляет «елочку» на ковролине.
Молодцы! Много черники вырастет в вашем лесу.
Возьмем черничку в корзинку.
Послушайте загадку:
Под деревьями, под елкой
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
Пойдемте за грибами.
Представьте, что у вас в руках корзинки. Кем вы стали? Вы – грибники. Внимательно смотрите под ноги, поднимайте нижние ветки елок, срезайте грибы ножом.
А вот возле березы стоит грибок. (подберезовик)
Как он называется? Как вы догадались? Да, подберезовик растет под березой.
Я родился в день дождливый
Под березой молодой
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой.

А вот еще один гриб. (белый)
Наверно, тоже подберезовик?
Сравниваем белый гриб и подберезовик.
Кто знает, почему белый гриб так назвали, ведь шляпка-то коричневая. Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.
Воспитатель кладет гриб в корзинку.
Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат. Люди их назвали лисичками. Как вы думаете, почему?
Проводится игра «Четвертый лишний». Дети рассматривают карточку, рассказывают, что на ней изображено, какой предмет лишний и почему.
Первая карточка: белый гриб, подберезовик, лисичка, листик
Вторая карточка: елочка, корзинка, гриб, многоэтажный дом.
Вот еще стоит красавец! (мухомор).
Вы знаете этот гриб? Он ядовит, но топтать его нельзя. Гриб нужен зверям. Лось и белка им лечатся. В природе нет ничего ненужного. Этот гриб мы не будем брать в корзинку.
Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем.
Воспитатель проводит развивающую игру «хорошо-плохо».
Ребята, давайте вместе подумаем, чем хороши грибы.
Хорошо:
Грибы красивые, они, как цветы, рассыпаны по всему лесу. У них есть шляпка и ножка, шляпки могут быть разноцветные.
Под грибом могут спрятаться насекомые.
Некоторые животные лечатся грибами.
Грибы сушат на зиму, солят, из них варят суп.
Дети приводят свои примеры.
А теперь подумайте, если ли в грибах что-то плохое, или расскажите, что может произойти из-за грибов.
Плохо:
Грибы бывают ядовитые. В этом случае их надо обходить стороной, не топтать. Старые грибы червивые. Название грибов может быть обманчивое (сыроежки). Если грибы не срезать ножом, а срывать, на том месте может больше не вырасти грибов.
Дети приводят свои примеры.
Молодцы: Как много вы знаете о грибах.
Я предлагаю вам вылепить грибы, какие хотите.
Дети подходят к столам, выбирают пластилин. Обсуждаем, как слепить ножку гриба, какими движениями раскатать пластилин в шар. В процессе лепки воспитатель интересуется у детей, какие грибы они лепят.
Были с вами мы в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный. Золотой
Осень желтою косой.
Кленовый листочек зовет нас в обратный путь. Давайте возвращаться в детский сад. Садитесь в вагончики, поехали.
Дети идут друг за другом, имитируя движение поезда.

Человек безмерно богат. Он владеет целой планетой. Приходя в мир, человек получает в наследство бесценные дары: землю и воду, богатство недр, реки, горы и бескрайние равнины, леса, цветы, щедрые плоды земли, кормящие нас… Все это принадлежит нам, людям. Все это наш с вами дом. О том, как жить в этом доме, не нарушая его гармонии, как быть рачительным хозяином, а не разрушителем, рассказывают беседы из цикла «За нашу землю мы одни в ответе».
Цель этого цикла, рассчитанного на младших школьников, пробудить интерес к природе. Ведь именно интерес является стимулом развития бережного отношения ко всему живому, а разбуженная любознательность заставляет проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Формирование начал экологической культуры нужно закладывать с детства и библиотека здесь - незаменимый помощник. Задача цикла - помочь растить отзывчивых, добрых, милосердных ребят, учить их экологически-грамотному отношению к природе.

Каждая из бесед цикла сочетает в себе познавательную и развлекательную части (викторины, конкурсы), а так же снабжена списком литературы.

НАШ ОБЩИЙ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды.

Все - от тополя у забора,
До большого темного бора
И от озера до пруда -
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька небось?
Даже муха - вот это да! -
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отраженья крыш.
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда -
Окружающая среда!

Л. Фадеева

Загадка: «Никого не родила, а все ее матушкой зовут». Конечно, это наша матушка - Земля, наш большой общий дом, дом для всех живых существ.
Если взглянуть на Землю из космоса, то она покажется маленьким голубым шариком. Все космонавты говорят в один голос о главном своем впечатлении: «Земля маленькая и хрупкая!» Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.
Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое - деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой ковер из тесно переплетенных нитей.
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна,
Не торопитесь люди,
Все вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков. М. Дудин
В природе все устроено очень разумно. Один из ее основных законов - равновесие. Наука, изучающая связи живых организмов со средой обитания, называется экология (от греч. «эко» - жилище, местопребывание, «логос» - наука). Есть множество примеров того, как экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам.
Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться, потому что животные начали болеть и заражать друг друга. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем. Волков пришлось завозить из других районов.
Какую роль играют волки в природе? (Они - санитары леса, убивают больных и ослабленных животных).
Есть и другие примеры. Одно время в Китае решили избавиться от воробьев, потому что они вредили посевам риса и пшеницы. Воробьев-то истребили, но появилось невиданное количество других вредителей - насекомых, гусениц, которые все равно уничтожили посевы.
Жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу люди поняли: откуда же взялась эта напасть? Оказалось, что виноваты сами люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся в земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.
Эти примеры говорят о том, что человек, не зная законов природы, не должен «поправлять» ее по своему разумению.
За много лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой системой сложных взаимоотношений. Есть, например, в природе такое явление как симбиоз - взаимовыгодный союз живых существ, позволяющий им выжить: маленькие рыбки - губаны-чистильщики - очищают кожные покровы, жабры и ротовую поверхность больших рыб-хищников; рак-отшельник нуждается в маскировке и защите и поэтому носит на своей раковине малоподвижную, но вооруженную ядовитыми стрекательными клетками актинию; зоркие зебры и страусы образуют смешанные стада с обладающими великолепным обонянием антилопами гну; крупный рогатый скот, дикие буйволы, слоны и носороги благосклонно относятся к восседающим на их спинах египетским цаплям, поскольку те склевывают с их шкур кровососущих насекомых, а, кроме того, предупреждают о приближении хищников и т. д. И если исчезнут несколько видов животных или растений, то невозможно предсказать, какую цепочку изменений они за собой повлекут. У американского писателя Р. Брэдбери есть рассказ, герой которого, путешествуя в прошлом, нечаянно раздавил бабочку, а когда вернулся в свое время, не узнал окружающий мир.
Могущество человека, увы, может оказаться для него роковым. Он разрушает мир природы, частью которого сам и является.

Примеры экологического вреда, наносимого человеком природе:
− Беднеют земные недра. Промышленность развивается, а запасы руды не восполняются.
− Машин все больше, а нефти все меньше.
− Истощаются почвы.
− Загрязняются реки и моря.
− Отравляется воздух.
− Вырубаются леса, а с ними погибают и населяющие их животные.

Зачем нужны леса?
Леса - это дом для животных; древесина для строительства; это грибы, ягоды, шишки, лекарственные растения. Но лес - это еще и чистый воздух, который дают нам деревья. Тропические леса Амазонии, Африки, Юго-Восточной Азии называют легкими планеты, именно они восполняют запас кислорода на планете. 1 га леса поглощает столько углекислого газа, сколько выделяют 200 человек. И именно эти леса наиболее беспощадно вырубаются. Их уничтожение оценивается приблизительно в 15,7 млн. га в год, то есть 30 га в минуту. В таком темпе зеленый пояс планеты к середине этого века может превратиться лишь в воспоминание. Уничтожение лесов способствует ухудшению климата и потере миллионов видов растительного и животного мира.

Знакомо ли вам выражение - «озоновые дыры»? Оказывается, что от испепеляющих ультрафиолетовых лучей Солнца нас защищает тонкая оболочка в атмосфере - озоновый слой. Он как щит над Землей принимает на себя главный удар вредного жесткого излучения. Не будь озонового слоя, все мы - и растения, и животные, и люди - изжарились бы. Но в результате промышленной деятельности людей - применения аэрозолей и хладогенных установок - озоновый слой становится все тоньше, а то и совсем исчезает. Образуются дыры. В настоящее время они находятся над Антарктидой и Северным полюсом.
Еще одно печальное явление нашей жизни - это кислотные дожди. В начале 1970-х годов ученые стали замечать, что леса начали чахнуть без каких-либо видимых причин. От цветущих деревьев оставались лишь скелетообразные ветки. Оказалось, что виной всему кислотные дожди. Каждый год мировая промышленность выбрасывает в атмосферу 200 млн. тонн окиси серы и 69 млн. тонн окиси азота, а при соединении с водой эти компоненты превращаются в серную и азотную кислоты. Поэтому дождевая вода становится ненормально кислой. Вода, которая должна быть полезной, становится вредной - листья и хвоя деревьев от нее желтеют, затем гниют корни, и погибает ствол.
Чистая пресная вода - это вообще огромная ценность на Земле. Запасы питьевых ресурсов ограничены, а очистка - дорогая. Мы, городские жители, привыкли, что, открыв кран, получим воду в необходимом количестве, поэтому льем не жалея, забываем закрыть кран. Возмущаемся если нет воды… А ведь как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода - у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство в этом мире». Беречь воду по силам каждому из нас.
Другой важной экологической проблемой является проблема мусора.
Одна семья из трёх человек в год производит мусора: 50 кг бумаги; 400 бутылок; 20-70 батареек (батарейки нельзя выбрасывать в общий мусор. Вытекая одна батарейка отравляет 1 м земли); 200 кг битого стекла; 70 кг банок.
Давайте посчитаем, сколько мусора оставляет каждый из нас ежедневно. Мы съели конфету - остался фантик, съели мороженку - осталась упаковка, выпили газировку - опустела бутылка. Мама готовит обед: почистила картофель, открыла банку тушенки, томатной пасты - остался мусор. Каждый из нас производит мусор. Чем лучше мы живем, чем больше потребляем - тем больше мусора оставляем. Каждое предприятие, фабрика, завод помимо основной продукции оставляет еще и промышленные отходы. Ежегодно на территории только нашего города образуется 800 тыс. кубических метров твердых бытовых отходов. Если сложить весь этот мусор на квадрат 100 на 100 м, то получится небоскреб высотой 80 м. Ежедневно отходов образуется столько, что для их вывоза понадобится 5 железнодорожных вагонов. Что же делать с таким количеством мусора? Закопать? Нельзя, это отравляет почву. Сжечь? Тоже нельзя, все вредные вещества окажутся в воздухе. Единственный выход - переработать, для этого строятся специальные заводы по переработке мусора, но для того, чтобы они работали эффективно, мусор предварительно нужно рассортировать. За рубежом давно уже принято складывать мусор в бачки разных цветов: отдельный контейнер для стекла, для бумаги, для органических отходов, для металлических баночек, для пластика и т.д. Затем эти отходы перерабатывают. Только так из отходов можно получить доходы.

О проблемах окружающей среды можно говорить долго, потому что их много - это и проблема транспорта, и рост народонаселения, и загрязнение морских глубин и превращение их в сточную канаву и т.д.
Ученые чисто теоретически смоделировали виды растений и животных, которые имели бы в условиях загрязнения среды обитания максимальные шансы на выживание. Это оказались: из растений - чертополох и одуванчик, из животных - крыса, из насекомых - таракан. Вы хотели бы жить в мире с такой бедной и скудной окружающей средой? Где за окном заводские трубы с разноцветными дымами, где люди не могут выйти на улицу без респираторов, где в речках бежит отравленная вода, где на редких чахлых деревцах желтые листья и нет никакой зелени, где не поют птицы? Я думаю, что нет.
Переселиться человеку некуда. Выход один: надо беречь, что имеем - тонкую, хрупкую, уязвимую «корочку» жизни на нашем земном шаре.

Ведь небо без птиц - не небо,
И море без рыб - не море,
И Земля без людей - не Земля…

Экологическая викторина.

1. Какую пользу вы, ребята, можете принести природе?
Сбор мусора, не вредить животным и растениям, строить скворечники, кормушки для птиц, не разорять птичьих гнезд и т.д.
2. В весеннем лесу вы увидели красиво цветущие желтые цветы - купавки. Что вы будете делать?
− соберете большой букет; − сорвете несколько цветов; + полюбуетесь, и не будете трогать (купавки относятся к охраняемым растениям).
3. В кустах вы нашли гнездо, в котором лежит несколько яиц. Ваши действия?
− возьму одно на память; + оставлю все как есть, не трогая руками; − пожарю яичницу.
4. В какой книге записаны редкие и исчезающие растения и животные?
+ в Красной; − в Черной; − в Зеленой.
5. Животные, которых осталось мало, находятся на специально охраняемых территориях. Как они называются?
национальные парки; − зоопарки; + заповедники.
6. У какого писателя можно найти эти строки: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок планету»?
+ А. Сент-Экзюпери; − Р. Роллан; − Л. Толстой.
7. Чем лучше защищать сад от вредителей?
− пестицидами, различными отравляющими веществами; − собирать их руками, отряхивать ветви и пр.; + повесить поблизости от посадок скворечник, привлечь птиц.
8. Вы - туристы. После обеда на привале в лесу остались жестяные банки, бутылки, различные упаковки. Что вы будете делать с мусором?
− оставите все как есть; + сожжете в костре; − закопаете под кустиком; + заберете с собой.
9. Что из мусора наиболее опасно для природы?
+ стекло (разлагается в течении 1000 лет); − целлофановые пакеты (5-8 лет); − органические остатки (разлагаются 1 сезон).
10. Какую воду можно пить без опаски?
− дома из под крана; + из родника; − из лесного ручья.
11. В лесу вы нашли маленького зайчонка, ваши действия:
− заберете домой; + оставите на месте; − будете громко кричать, созывая полюбоваться всю группу.
12. Как называется международная организация по защите природы:
− Гринфильд; + Гринпис; − Гринкарта.
13. Какой город мира считается рекордсменом по загрязнению воздуха?
+ Мехико; − Москва; − Лондон.

Литература:
1. Буканова М. С. Живая планета / М. С. Буканова // Читаем, учимся, играем. - 2004. - Вып. 8. - С. 37-41.
2. Гапоник В. М. «Завещано беречь нам этот мир» / В. М. Гапоник // Читаем, учимся, играем. - 2006. - Вып. 2. - С. 108-110.
3. Джакашева Г. Б. Там, где лотос цветет / Г. Джакашева // Читаем, учимся, играем. - 2006. - Вып. 4. - С. 90-92.
4. Зайцева И. «Берегите Землю! Берегите…» / И. Зайцева // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 77-80.
5. Комакин О. «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа» / О. Камакин // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 79-80.
6. Травина И. Совмещение жизней / И. Травина // Вокруг света. - 2004. - № 10. - С. 10-18.

ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Что такое леса?
Что такое леса?
Это нашей земли
Вековая краса.
В них не только клесты,
И не только грибы -
В них и наши мечты,
И частица судьбы.
Много песен пропето
О лесной красоте.
Лес доверию учит,
А еще доброте.
Вечно дарит нам что-то,
Лес нельзя не любить.
Это наша забота -
Край лесной сохранить.

Сказочный лес… Загадочный лес… Сколько тайн хранит в своих недрах этот самый удивительный из представителей растительного царства Земли. Сколько книг о нем написано, сколько стихов сложено, сколько песен спето. Лес всегда встречает нас приветливо: укроет от дождя, защитит от палящего зноя, угостит своими дарами, поможет набраться сил и здоровья. Замечали ли вы, как легко дышится в лесу? Даже 1 часовая прогулка повышает иммунитет - фитонциды, содержащиеся в лесном воздухе, убивают микробов.
А что такое лес? На этот, казалось бы, такой простой вопрос разные люди ответят по-разному. В представлении исландца - рощица низкорослых берез - это уже лес. Горожанин, выезжающий изредка загород, скажет, что лес - это то место, где растут грибы и ягоды. Коммерсант увидит лишь пригодные или непригодные для переработки деревья. Для африканского пигмея лес - все, что за стенами хижины…

Лес - это непросто большое количество деревьев. Это целый, единый организм, состоящий из бактерий, грибов, мхов, растений, кустарников, насекомых, животных. Все они связаны друг с другом и средой обитания тесными нитями - попробуйте пересадить гриб не под «свое» дерево, он там расти не будет, так же как клеста не переселишь на дуб, а бурого медведя на Северный полюс. У природы свои законы.
Лес можно представить в виде многоэтажного дома. Верхний его ярус занимают деревья, которые больше всех нуждаются в солнце. Под пологом первого яруса растут теневыносливые и низкорослые деревья. Они образуют второй ярус или подлесок. В третьем ярусе размещаются низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения. Еще ниже - низкорослые травы, далее мхи и лишайники.

Можно сказать, что все мы люди, вышли из леса. Ведь что нужно было в первую очередь человеку: еда, вода, защита от нападавших, шкуры для одежды, жилье - все это мог предоставить им лес. До недавнего прошлого леса занимали почти всю территорию Европы (они были даже в Антарктиде), сейчас - 1/3 часть и продолжают исчезать. Каждые 10 лет исчезает не менее пяти процентов тропических лесов, а ведь леса - это легкие планеты. Уничтожая их, мы рубим сук, на котором сидим.
На нашей планете встречается много видов лесов. Распределение лесов зависит от климата, температуры воздуха, количества выпадающих осадков и многих других факторов. Главным образом леса подразделяются на хвойные, лиственные и смешанные. По месту произрастания - на тропические, субтропические, леса средней полосы, тайга, лесотундра. Но кроме этого ученые выделяют листопадный, полулистопадный, жестколистопадный (лавровый), сомкнутый, светлый, саванный, лесостепь, дождевой, заболоченный, сырой, торфяной, галерейный, мангровый, горный, субальпийский леса.

Знаете ли вы, какие леса чаще всего встречаются в вашем краю? (хвойные, смешанные, сосняки, ельники т.д.)
Отправляясь в лесное путешествие, необходимо вспомнить правила лесной вежливости:
▪ Ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву, от этого гибнут многие растения и насекомые.
▪ Не ломать ветки деревьев, не повреждать кору.
▪ Не сбивать ногами несъедобные грибы - они нужны лесу.
▪ Не разорять муравейники.
▪ Не шуметь в лесу.
▪ Не разорять птичьих гнезд.
▪ Не ловить диких животных и не уносить их домой.
▪ Не убивать «противных» лягушек, жаб, змей - они полезны.
▪ Не ловить красивых насекомых.
▪ Не рвать паутину и не уничтожать пауков.
▪ Не оставлять после себя мусор.
Помните: самый главный враг леса - это… (огонь).

Кто ходит в лес за ягодами, кто за грибами, а я вам предлагаю пойти в лес за загадками.
Остановка первая: Что в лесу растет?

Стоят дома высокие,
Этажи несчетные.
Шпили колючие
Под тучами летучими.
(Ель)
Зеленая пахучая красавица ель издавна считается особым деревом. Она служит украшением леса и невольно вызывает уважение к себе. Недаром древние германцы считали, что в ели живет добрый дух леса, охраняющий все растения, оберегающий зверей и птиц. В старину жрецы приносили ему дары, произносили разные заклинания, развешивали на ветках различные украшения - дары лесному духу. Этот обряд вам ничего не напоминает? А ведь от него родился обычай ставить под Новый год наряженную елку.
Но ель служит не только украшением новогоднего праздника. В хозяйственной практике ель - чуть ли не самое «ходовое» дерево. Она дает много ценного и полезного. Ценна не только ее древесина, из которой делают бумагу, целлюлозу, вискозу. Кора ели идет на приготовление дубителей для кожи. Еловая смола служит сырьем для химической промышленности.

Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Сосна)
Лес, состоящий из сосен называется… (сосновый бор). Он весь пронизан солнцем и светом. Сосна любит свет. Высокие стройные стволы, словно свечи, тянутся высоко в небо. Нижние ветви, на которые свет не попадает, постепенно засыхают и отваливаются. И только на самой вершине, которую называют кроной, остаются широкие шапки ветвей. Сосны достигают 30-35 м высоты. Раньше из них делали мачты для морских кораблей, поэтому высокие прямые сосны до сих пор называют «мачтовыми» или «корабельными».
Во всем мире насчитывается около 100 видов сосен. В Екатеринбургском краеведческом музее хранится срез сосны диаметром 87 см. Этот великан прожил 401 год!
Если повредить кору сосны - начинает вытекать смола-живица, сырье для получения скипидара, эфирных масел, красок, лаков, канифоли. Смола содержит витамин С. Ее перемалывают в муку и используют на корм скоту. Семена шишек охотно поедают белка, дятел, тетерев, клест, глухарь.

Стоит красавица -
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя могучее.
(Береза)
Чудо-дерево берёза. У него единственного - белая кора. Береза - символ нации. Русская береза легко переносит суровые зимы и знойное лето. Одной из первых переселяется она на сосново-еловых вырубках, за что и называют ее «пионером». Сосенки и елочки растут - подрастают под ее пологом, а она их как будто нянчит. Береза - одна из первых пробуждается в лесу. Везде еще лежит снег, а около берез - проталины. Белеть березонька начинает с четырех- пятилетнего возраста. Отличные лыжи, фанера изготавливается из березы. Особенно ценится карельская береза с извилистым строением древесины, напоминающим мрамор. Из нее делают мебель.

Хоть неплохо я одета
Бьет озноб меня всегда!
И весной, и жарким летом,
Вся дрожу, как в холода.
(Осина)
Лесоводы называют осину сорным деревом и вырубают ее в первую очередь. Но ведь без нее наши леса не были бы такими красивыми, особенно осенью, когда ее листья становятся багрово-красными. Есть у нее одна особенность: листья осины шевелятся, кажется, без всякого ветра. Это от того, что ее листочки прикреплены к веткам длинными стебельками, отчего они качаются от малейшего дуновения ветра.
Растет осина быстро и размножается не только с помощью семян, но и побегами. Вот почему там, где поселилась осина, разрастается такая густая чаща, что долго никакое другое дерево не может вырасти.
Осина считается деревом третьего сорта, но и она находит применение. Из нее делают деревянные лопаты, корыта, ковши, ложки. Осина при сгорании не дает копоти, поэтому из нее делают спички.

Загадки о деревьях:

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много - много желудей. (Дуб)

Есть сережки, но не девочка.
Есть шишки, но не сосна.
И живет в низинке,
Около лощинки. (Ольха)

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшенье,
И дроздам угощенье. (Рябина)

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер - дождевик.
У него зелены листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен)

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается.
А цветок-то медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)

Белые душистые цветы
Дают черные вязкие плоды. (Черемуха)

Викторина о деревьях.

1. Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов. Для чего?
- для красоты; - для птиц; + для очищения воздуха; - для дров
2. Какое дерево дольше живет?
- береза; - осина; + дуб; - ель
3. Хвойные деревья называют еще вечнозелеными. А правда ли, что они никогда не сбрасывают листья? (Нет. Просто иголки у хвойных деревьев держатся дольше, у ели, например, от 6 до 9 лет, и меняется она не вся сразу, а постепенно).
4. Назовите единственное из хвойных деревьев, которое не является вечнозеленым, оно сбрасывает хвою каждую осень.
Лиственница.
5. Какое дерево тонет в воде?
Лиственница, т. к. ее древесина настолько пропитана смолистыми веществами, что становится очень тяжелой и крепкой. Поэтому из нее делают сваи плотин и мостов - в воде лиственница не гниет.
6. Как отличить кедр от сосны?
У сосны хвоинки на ветках сидят попарно, а у кедра пучками по 5 штук; шишки у сосны округлые, а у кедра вытянутые и больше по размеру.
7. Чем отличается ель от пихты?
У ели хвоя короткая и колючая, кора жесткая, чешуйчатая, шишки свешиваются с веток вниз. У пихты хвоя мягкая, кора гладкая, шишки сидят на ветках как свечи.
8. Почему березу называют «пионером» леса?
Она первая поселяется на сосново-еловых вырубках, пожарищах.
9. Бор - это…
Участок соснового леса.
10. Какое дерево идет на изготовление карандашей? (Кедр).
11. Из какого дерева изготавливал скрипки знаменитый мастер А. Страдивари?
− дуб; + ель; − береза.
12. А из какого дерева делают флейты и кларнеты?
− ольха; − осина; + клен.
14. Из веток какого дерева изготавливают всем известные дворницкие метлы?
+ береза; − липа; - осина.
15. С какого дерева драли лыко для изготовления лаптей?
− лиственница; − береза; + липа.
16. Из какого дерева делают спички?
− сосна; − кедр; + осина.
17. Гибкие ветви какого дерева используют для плетения корзин, мебели и даже посуды?
+ ива; − тополь; − дуб.
18. Какое дерево давало древним новгородцам главный писчий материал?
− рябина; − осина; + береза.
19. У какого дерева даже в самой жаркий день кора остается прохладной?
+ береза; − тополь; − яблоня.

Но не одни деревья в лесу растут, есть и другие растения.
1. Какую лесную траву можно добавлять в салат? (щавель).
2. Название какого ядовитого лесного растения связано с названием птицы? (вороний глаз).
3. В перелесках меж полей
Растет корень - чародей.
Он целебен, ароматен,
Сердцу каждому приятен.
Вы его не рвите рьяно
Это же…
(валериана).
4. Какую траву даже слепой узнает? (крапива).
5. Не сучок, не листок, а на дереве растет? (мох).
6. Какое растение используют в металлургии?
+ плаун; − ромашка; − одуванчик.
(Спорами плауна посыпали форму, в которую потом выливали расплавленный металл. Соприкасаясь с металлом, споры мгновенно сгорали, образуя тонкую оболочку. Металл не прилипал к форме, а отливка получалась очень гладкой).
7. Какое растение обладает сильным бактерицидным действием, уничтожает микробов?
− клевер; − черемуха; + чеснок.
8. Какое травянистое растение называют барометром?
+ ковыль; − календула; − овсюг.
(Ось ковыля как часовая пружина, при изменении влажности воздуха, то скручивается, то раскручивается).
9. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, нижняя теплая, бархатистая (мать-и-мачеха).

Остановка вторая: Кто в лесу живет?

Здравствуй лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же знаешь, мы - свои.

С. Погореловский

Лес - это не просто зеленый наряд нашей планеты. Лес - это еще и дом для зверей и птиц. Давайте вспомним лесных обитателей.

Загадки о животных.
1.
Это животное за ловкость и проворство А. Брем назвал «северной обезьяной». О нем же загадка:
Припрятала орешки
И сушит сыроежки -
Зимой в ее дупле,
Что хочешь на столе.
(Белка)

2. На овчарку не похож
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

3. Посмотрите-ка какая -
Вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)

4. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза спрятав нос.
(Медведь)

5. Словно вихрь летит спасаясь
От врагов, пугливый…
(Заяц)

6. В дупло березы, как в сундук,
Орехи прячет…
(Бурундук)

7. Вместо шерсти - иглы сплошь.
Враг мышей - колючий…
(Ёж)

8. Если даже буду хворым -
Мне не нужно докторов:
Съем десяток мухоморов,
Буду крепок и здоров.
(Лось)

9. С папашей рядышком ползет
Серьезный ребятенок:
Папаша - рыть подземный ход,
Малыш - копать ходенок.
(Крот)

10. У реки растет камыш,
В камыше живет малыш.
Он с зеленой кожицей
И зеленой рожицей.
(Лягушонок)

11. Противно извивается
И гадко называется.
(Гадюка)

12. Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть имеет много ножек
Бегать все равно не может.
(Гусеница)

Это была разминка. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы потрудней.

Викторина о животных.

1. Когда раки линяют?
- Когда захотят; + Когда им становится тесно в старом панцире; - Вообще не линяют.
2. Почему говорят: «Волка ноги кормят»?
Волк не сидит в засаде, а догоняет свою добычу)
3. Замечено, что волки, пообедав, иногда валяются в остатках своей добычи. Чем можно объяснить их поведение?
- Зарядка; - Способ поразвлечься после обеда; + Способ маскировки от собственного запаха.
4. Зачем зайцу большие уши?
+ Чтобы не перегреться; - Чтобы лучше слышать; - Для торможения на поворотах.
5. Назовите млекопитающее, которое способно летать по воздуху?
Летучая мышь.
6. Чем дышат пиявки?
- Легкими; + Кожей; - Жабрами.
7. Какую птицу называют лесным доктором?
Дятел.
8. Сколько ударов в минуту совершает дятел, раздалбливая шишку?
- 90; + 130; - 210.
9. Может ли кукушка куковать с открытым клювом?
- Сколько угодно; - Может, но плохо; + Нет, только с закрытым.
10. Что зимой ест барсук?
Ничего, зимой он спит.
11. Какая птица в случае опасности вытягивает шею и шипит как змея?
+ Вертишейка; - Лебедь; - Гусь.
12. Зачем змее язык?
- Чтобы ловить мошек; - Чтобы душить добычу; + Чтобы чувствовать запахи.
13. Сколько весит новорожденный бельчонок?
+ 7-8 г; - 27-28 г; - 127-128 г.
14. Какого маленького зверя не ест ни лиса, ни хорь?
- Мышь; + Землеройка (т.к. она издает резкий отталкивающий запах); - Крот.
15. Какой зверёк всю зиму спит вниз головой?
- ёж; - барсук; + летучая мышь.

Литература:
1. Бударина В. А. Деревья - украшение земли / В. А. Бударина // Читаем, учимся, играем. - 2004. - Вып. 6. - С. 87-96.
2. Букштынов А. Д., Грошев Б. И., Крылов Г. В. Леса / А. Д. Букштынов, Б. И. Грошев, Г. В. Крылов. - М.: Мысль, 1981. - 312 с.
3. Генералова В. Д. Друзья леса / В. Д. Генералова // Читаем, учимся, играем. - 2003. - Вып. 3. - С. 77-79.
4. Каркачева Н. А. Там, на неведомых дорожках / Н. А. Каркачева // Читаем, учимся, играем. - 2005. - Вып. 7. - С. 95-98.
5. Стрельцова Е. Н. Природы храм / Е. Н. Стрельцова // Читаем, учимся, играем. - 2005. - Вып. 5. - С. 100-105.

ВСЕМ ЗНАКОМЫЕ - НАСЕКОМЫЕ.

Сегодня мы поговорим о самых многообразных и многочисленных обитателях нашей планеты. О насекомых.
Насекомое… Что вы представляете, когда говорят это слово? Что-то мелкое, ползающее, жужжащее, вызывающее презрение своим ничтожеством. Обычно мы и вспоминаем-то о них только тогда, когда они нам чем-нибудь досаждают. Каждому они известны с детства.

Каких насекомых вы знаете?
Ученые насчитывают от 1 до 2 млн. видов. Назойливые мухи, пищащие комары, клопы, досаждающие ночью, длинноусые вездесущие тараканы, блохи, - в общем-то, неприятные создания. Впрочем, далеко не все. Если бы вдруг исчезли все насекомые, не только растительный покров планеты приобрел бы совсем другой облик, но и само развитие человечества подверглось бы изменениям. Поблекли бы краски садов, лугов, и лесов, потому что вымерли бы все цветковые растения. Не стало бы семян и плодов, а значит и тех, кто ими питается - птиц, насекомоядных млекопитающих, рыб, ящериц. Резко упало бы плодородие почв - ведь бесчисленные насекомые разрыхляли, перемешивали и удобряли почву. Леса, степи, поля оказались бы погребенными под ворохом листвы и отмерших растений - некому было бы их перерабатывать. Мир стал бы другим.

Насекомые появились на Земле за сотни миллионов лет до человека. Когда человек только начинал делать первые робкие шаги, насекомые уже давно чувствовали себя хозяевами на планете.
Поначалу насекомые и люди жили обособленно, независимо друг от друга. Места хватало всем, еды - тоже. Насекомые, конечно, досаждали людям: вши, блохи, различные кровососы постоянно преследовали их, разносили болезни. Но нередко шестиногие выручали людей. Растительной пищи у человека тогда было достаточно, а вот жиров не хватало: ведь охотиться нашему далекому предку было нелегко, удача не всегда сопутствовала ему. И тогда человек отыскивал насекомых, личинок и гусениц и поедал их, получая необходимые жиры.

Прошли тысячелетия, человечество повзрослело и уже вовсю орудовало на Земле. И чем больше развивалось сельское хозяйство, тем явственнее шестиногие соседи заявляли о себе, все чаще вступая в конфликты с человеком.
Первым и самым сильным врагом оказалась саранча, которая пожирала всю зелень на своем пути. Перед ней расстилался цветущий сад, позади - дикая пустыня. Саранчи было столько, что тучи ее затмевали солнце. Скольких людей саранча обрекла на голодную смерть!
Чем больше развивалось земледелие, тем больше появлялось у людей шестиногих врагов. Ведь культурные растения человек стал выводить из диких, тех, что уже существовали в природе и, значит, уже давно были освоены насекомыми. Человек упорно трудился, преобразовывая и облагораживая дикие растения. А насекомые как будто этого и ждали. И едва появлялся одомашненный (и, естественно, улучшенный) родич какого-нибудь дикого злака, как шестиногие немедленно переселялись на него. И вскоре многие виды насекомых полностью переходили на иждивение человека.

Бабочка-капустница, например, откладывает яички не только на капусте и ее сородичах - редьке, брюкве, репе, сурепке - растениях семейства крестоцветных. Она откладывает личинки и на некоторых других растениях. Но бабочку все-таки назвали капустницей, потому что больше всего она предпочитает капусту - в ней больше всего питательных веществ, необходимых для развития потомства. Чем лучше пища - тем больше потомства. В дикой природе по каким-то причинам растение может просто не вырасти. С культурными - иначе: человек принимает все меры, чтобы спасти урожай и тем самым обеспечивает невольно и насекомых постоянным источником питания.
Так человечество «взрослея» и богатея, буквально собственными руками создавало своих собственных врагов.
Вот один из примеров «созидания» насекомого- вредителя. До конца XIX века никто кроме специалистов-энтомологов не знал о колорадском жуке. Впрочем, он так тогда и не назывался. Назывался он десятилинейным листоедом - по числу полосок - жил в отдаленных, безлюдных районах Северной Америки, питался дикими растениями семейства пасленовых и никому беспокойства не причинял. А затем на Дальний Запад - место исконного обитания жука - пришли люди. Они начали сажать картофель, который тоже относится к семейству пасленовых, но он оказался гораздо вкуснее диких сородичей, к тому же его было больше. Жук это быстро «понял». Люди - значительно позже. А когда поняли и забили тревогу, жук уже нанес колоссальный вред сельскому хозяйству. Заметьте - стал. А не был. Стать вредителем и размножиться в таком количестве ему помогли люди. Они же и развезли его по всему миру: с современной техникой это оказалось совсем не трудно.

О том, как насекомые «используют» технику, говорит такой случай. В 1919 году в Бразилии вспыхнула эпидемия тяжелой формы малярии: переболели сотни тысяч людей, 12 тысяч умерло. Причиной эпидемии оказались несколько африканских комаров, прибывших в Бразилию из Дакара… на французском самолете.
Вред, приносимый насекомыми, трудно учесть. Но люди пытаются это сделать. Сейчас известно, что мировые потери зерна составляют примерно 1/5 всего урожая. Это значит, что 1/5 человечества, занятая в сельском хозяйстве, работает только на насекомых и грызунов.
Почему? Да потому, что их очень много, они очень быстро размножаются. Бабочка лугового мотылька - маленькая, незаметная. Весит она всего 0,025 г. Сколько нужно такой крошке? Пустяк! Но к концу лета потомство только одной бабочки весит 225 кг - в тысячу раз больше. И за время развития эта семейка съедает 9 тонн зеленой массы. Одна семья!

Знаменитый шведский натуралист Карл Линней как-то сказал, что три мясные мухи могут съесть труп лошади так же быстро, как лев. Это, невероятное на первый взгляд утверждение, станет понятным, если мы узнаем какое количество потомков может дать одна муха. Самка мухи откладывает до 120 яичек. За лето она может это проделать 5-6 раз. Через несколько месяцев количество потомков одной мухи достигнет 100 миллиардов. А если учесть, что личинки мухи съедают за сутки в 200 раз больше, чем весят сами…
Но что мы все о вредных насекомых, да о вредных… Ведь есть и другие.

Каких полезных насекомых вы знаете?
(пчела, муравей, божья коровка).
Людям потребовались долгие годы, чтобы понять, что насекомые не просто перелетают с цветка на цветок, они, собирая пыльцу, помогают растениям опыляться, а значит продолжить свой род. И на первом месте по полезности оказался старый знакомец - пчела. Она уже несколько тысячелетий верно служит человеку.
Какая польза от пчелы?

(Мед, воск, лечебные препараты - прополис, перга). Но польза, которую пчела приносит, опыляя растения, если ее пересчитать на деньги, в 50 раз больше, чем доход от воска и меда.
Или другое полезное насекомое - муравей. Муравьев называют санитарами леса. Они уничтожают гусениц, которые поедают листья, цветы, траву. Обладатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,2 га леса, уничтожая за 1 день 18 000 вредных насекомых. За 200 дней годовой активности они уничтожают почти 15 тыс. тонн вредителей. Они настолько интересны, что в энтомологии (наука о насекомых) появилась целая отрасль - формикология, изучающая муравьиные тайны.

Кажется невероятным, но некоторые виды муравьев так «исковыривают» почву своими ходами и столько затаскивают в эти ходы различных насекомых, частичек растений, что в ряде мест чуть ли не заново создают плодородный слой земли. Они сами выращивают и пасут своих коровок - тлю.
Муравьи - настоящие строители. На первый взгляд, что может быть проще: муравьев сотни тысяч, каждый притащит по маленькой палочке, веточке, хвоинке - и куча готова! Но это далеко не так. Сооружение муравьев - это не просто куча, это даже не дом, а настоящий город с улицами и переулками, переходами и тупиками, апартаментами царицы и галереями, камерами для яичек и яслями для личинок. Он как-будто построен по точному плану. И в нем идеально налажены все «коммунально-бытовые службы». У муравьев нет ни обогревательных приборов, ни компрессорных установок, тем не менее, в их городах легко дышится, всегда достаточно тепло и постоянная влажность. Да еще в разных частях города, даже в разных помещениях, свой микроклимат.
В муравейнике нет регулировщиков, тем не менее, на его улицах, где очень оживленное движение, нет пробок и заторов. Это - внутри. Снаружи тоже все не так просто, как кажется на первый взгляд. Куча - не хаотичное нагромождение хвоинок. Она очень плотная и совершенно непромокаемая. И сделана на совесть, но палочки, веточки, хвоинки надо перебирать постоянно, иначе заведется плесень. Население муравейника постоянно увеличивается, значит надо постоянно расширять подземные границы города. Летом строители работают от зари до зари, а весной все начинается сначала: под снегом муравейник осел, осыпались многие тоннели, разрушились водоотводные сооружения… Да мало ли еще разной работы! Понятно теперь, почему не надо разрушать лесные муравейники?
Родственники муравьев - термиты, живущие в более теплом и влажном климате - способны построить еще более грандиозные сооружения - термитники. Они тоже общественные насекомые, живут большими семьями, питаются древесиной (и тем самым наносят огромный вред человеку!) Жилища термитов строятся из прочной цементообразной массы, которая получается из древесины, переработанной в кишечнике насекомых. Этот материал позволяет сохранить внутри термитника влажный воздух. В высоту термитники могут достигать 9 м, в ширину - 15 м.
Примером строительства жилищ на основе одного лишь инстинкта могут служить так же гнезда ос, пчел. Глядя на них, трудно представить, что у построивших их насекомых нет разума. Почему у пчёл 6-гранные ячейки? Они наиболее экономичны.

Итак, мы поговорили о насекомых вредных и полезных, но в природе нет такого четкого, утилитарного деления. Есть такие насекомые, которые в разные периоды своей жизни бывают то вредными, то полезными. Вот, например, некоторые бабочки. Сама бабочка - хороший опылитель растений, а ее гусеница, питаясь листьями, наносит существенный вред. Как подсчитать, чего больше - вреда или пользы она приносит?
Сейчас установлено, что лесу, например, очень нужны гусеницы, объедающие листву на деревьях. Подсчитано даже, сколько их должно быть: 200-300 кг на гектар. Больше - плохо, но и меньше - скверно, т.к. гусеницы выделяют особые вещества, удобряющие лес. Да, от них страдает листва, но, оказывается, деревья приспособились и нашествию гусениц и формируют специально для них гораздо больше листьев, чем это требуется для фотосинтеза.
Такая уж она многообразная и многоликая, не поддающаяся прямому измерению и примитивному учету, наша матушка-природа. «В лесу стихийном или девственном нет ни полезных, ни вредных животных - там все полезны для леса», - писал замечательный русский лесовод Г. Ф. Морозов.

Загадки о насекомых.

Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран
Дома не любят
И на базаре не купят.
У кого усы длиннее ног?
(Таракан)

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Кто над нами вверх ногами?
(Муха)

Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Летит Мамыра -
Ни лица, ни рыла.
Кто убьет,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)

Летит по-птичьи,
Ревет по-бычьи.
(Овод)

Где хочу,
Там и скачу.
Ни на кого не погляжу,
Царя - и того разбужу.
(Блоха)

Не солнце,
Не огонь,
А светит.
(Светлячок)

Мальчик большой,
А ног нет.
Без рук, без ног,
На брюхе ползет.
(Червяк)

Не птичка,
А с крылышками.
(Бабочка)

Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравейник)

Идет воин,
Землю роет,
На ногах -
Без копыт.
Есть рога,
Да не бык.
(Жук)

На своих шести ногах
Мчусь по водной глади,
Словно по льду на коньках.
Не рекордов ради
Я гоняюсь за добычей.
У меня такой обычай.

(Водомерка)

Живая пружинка,
Окраской- травинка.
Прыг да скок по мураве,
Не сыскать её в траве.
(Кузнечик)

Сеть - силок ловец нитей
Без станка и ниток
И в засаде жертву ждёт.
Он удал и прыток.
Мошка, мушка попадут -
Ткач-охотник ту как тут.
Не упустит, хоть без рук
Их сноровистый …
(Паук)

Викторина.

1. Сколько ног у насекомых?
− 4 + 6 − 8
2. Каких насекомых муравьи охраняют и доят?
Тлю.
3. Муравей переносит груз, который тяжелее его в
− 30 раз − 130 раз + 300 раз
4. Как муравьи спасаются от пожара?
+ Спасают в первую очередь яйца; − Стремительно разбегаются; − Тушат огонь; − Набирают «01».
5. Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем?
− Мотылька; + Комара; − Бабочек.
6. Есть предположение, что виновниками чуть ли не половины человеческих смертей, начиная с каменного века, являются опасные насекомые. Что это за разносчики болезней?
+ Комар; − Таракан; − Стрекоза.
7. Какое насекомое находясь, например, в Подмосковье способно почувствовать землетрясение в Японии?
− Саранча; − Майский жук; + Кузнечик.
8. У кого из насекомых «уши» на ногах?
У кузнечика.
9. Паук - это насекомое?
Нет, они относятся к типу членистоногих.
10. Это удивительное существо «разговаривает» крыльями, «слушает» передними ногами, легко «отдает» врагу заднюю ногу, если нужно спастись, и распевает летом от зари до зари.
− Комар; − Водомерка; + Кузнечик.
11. Почему-то природа отпустила насекомым очень короткий срок жизни по сравнению с другими живыми существами. Чаще всего они живут один сезон, но есть насекомое-долгожитель, оно способно прожить до 17 лет! Кто это?
+ Цикада; − Муха; − Богомол.
12. А кто из насекомых живет меньше всех?
− Жужелица; − Бабочка; + Поденка (она рождается, находит себе пару, откладывает яйца и умирает. И все за несколько часов).
13. Могут ли растения питаться насекомыми?
Да, есть хищные растения: непентес на о. Борнео; росянка, дионея или по другому Венерина мухоловка.
14. Почему мухи потирают лапкой о лапку?
− Радуются, что нашли пищу; + Она их чистит, стряхивая мусор; − Подает сигнал сородичам.
15. Многие птицы периодически прилетают на муравейники, разгребают лапами верхушку, ерошат свои перья и явно блаженствуют. Зачем прилетают птицы?
− Поесть муравьиных яиц; − Просто отдохнуть, подышать воздухом; + Для принятия оздоровительных ванн (муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под перьями, попутно дезинфицируя тело птицы муравьиной кислотой).
16. Тараканы появились около 300 млн. лет назад, когда на планете не было еще даже динозавров, и живут до сих пор, а что гарантированно уничтожит тараканов?
− Жара 40 0 С; − Мороз в - 5 0 С; + Хлорофос.

Конкурс: «Узнай насекомое по «портрету».

1. «Жучка этого люди приметили, видимо, давно. Уже у древних славян он олицетворял богиню Солнца, а племена, жившие на территории теперешней Германии, считали жучков детьми Солнца, дождя и плодородия. Чехи верили: найденный жучок принесет удачу, а французы были убеждены, что жучок может охранять детей от несчастья. Жучок этот небольшой, округлой формы, с выпуклыми красными надкрыльями с семью точками на них. Еще их легко узнать по капелькам жидкости, которые появляются на сгибах ножек у испуганных или почувствовавших опасность жучков. В народе эту жидкость называют «молочком», поэтому и прозвали жучков «коровками». (Божьи коровки)

2. Этот жук единственный из всех насекомых, живущих в нашей стране, умеет «стрелять». Разные способы защиты есть у насекомых, но стреляет только этот жук. На вид этот знаменитый «стрелок» неказист: он небольшой, примерно в 1 см длиной, у него обычно синие (или черные, бурые, зеленые) надкрылья, на некоторых видны светлые пятнышки… (Жук-бомбардир)

3. Эти насекомые умеют двигаться по поверхности воды, легко, толчками движутся они по водной глади, будто измеряют площадь лужи, пруда или заливчика реки. Одни - на одной стороне, другие - на другой. Но вот на воду упал комарик или мушка. Куда девалось спокойствие насекомых! Изо всех сил мчатся они к упавшему. Скользят, будто катятся по льду на коньках. Иногда сталкиваются на полной скорости и тогда кажется, что они вот-вот пойдут ко дну. Но этого не происходит, потому что на теле у них густые волоски всегда окружены пузырьками воздуха… (Водомерка)

4. Кто увидит хоть один раз это насекомое, уже не спутает его ни с каким другим. Карл Линней не случайно дал ему научное имя «пророк божественный». В странах Азии и Африки они очень почитались: ведь вся его поза, весь вид свидетельствует, что оно, воздев передние ноги и застыв неподвижно, молится. Считалось, что это «святое насекомое» может указать дорогу заблудившемуся путнику: куда направлены его поднятые ноги, туда и следует двигаться. (Богомол)

5. Эти насекомые быстрые летуны. Они охотятся за летающими насекомыми. У них 2 пары длинных прозрачных крыльев, длинное туловище и огромные глаза. Известно, что у большинства насекомых не один, и не десяток, а несколько сотен глазков, слепленных вместе. У этого насекомого - по 30 тыс. глазков с каждой стороны, они видят одновременно, что творится и вверху, и внизу, и справа, и слева, и даже в цвете. А вот личинка живет в воде, она ленивая и медлительная, что впрочем не мешает ей охотиться… О каком насекомом идет речь?... (Стрекоза)

6. Это насекомое в Древнем Египте считали священным, вырезали его изображение на стенах храмов, делали золотые и серебряные украшения в виде него. Египтяне считали священным потому, что он катал большие, по сравнению с ним самим шары, его сила (сам жук весит 2-3 г, а шар - до 40!), его упорство и трудолюбие восхищали людей. Считали, что из грязи и отбросов это насекомое создает новую жизнь. В действительности же шар из навоза нужен жуку для того, чтобы обеспечить личинку едой. Закатив шар в норку, жук изменяет его форму - превращает в грушу - и в узкую часть откладывает яички… (Скарабей)

Литературный конкурс.

1. Давайте вспомним литературные произведения о насекомых…
Крылов. «Пчела и муха», «Муравей», «Паук и Пчела».
Бианки. «Приключения Муравьишки»;
Маяковский. «Клоп»;
Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
Лесков. «Левша»;
Мамин-Сибиряк. «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Комара Комаровича»;
Бонзельс В. «Пчела Майя и ее приключения».
2. Герой какого произведения обязательно должен был попасть домой до захода солнца?
Муравьишка из «Приключений муравьишки» В. Бианки.
3. Кому адресована эта фраза:
«Ты все пела? - это дело;
Так поди же, попляши!»
(Стрекозе. Крылов. «Стрекоза и муравей»).
4. Кто унес Дюймовочку с зеленого листка, когда она сбежала от жаб?
Майский жук.
5. В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, чтобы он смог слетать к отцу?
В комара, муху, шмеля.
6. В каком произведении герои, превратившись в малышей, ростом меньше насекомых, пережили настоящие приключения?
Лари Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
7. В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин, герои произведения «Баранкин, будь человеком!» ?
В муравьев и в бабочек.
8. Кого смог подковать мастер Левша?
Блоху.

Литература:
1. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Насекомые / Ю. Дмитриев. - М.: Художественная литература, 1977. - 256 с., ил.
2. Козлов М. «Небоскреб» на одну семью / М. Козлов // Чудеса и приключения. - 2005. - №11. - С. 30-31.
3. Фарб П. Насекомые / П. Фарб. - М.: Мир, 1976. - 189 с.
4. Фройде М. Животные строят / М. Фройде. - М.: Мир, 1986. - 213 с.

  • формировать представления о сетях питания и об экологической пирамиде;
  • выделять основные группы животных по способу их питания;
  • воспитывать любовь к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование :

  • презентация урока;
  • индивидуальные карточки;
  • карточки для работы в парах (цепь питания; экологическая пирамида);
  • ответы на загадки в виде пирамиды.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс
Интересно здесь у нас.

У. Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

Приложение № 1. Слайд № 1

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Прочитайте тему нашего урока.

Д. Невидимая сеть и невидимая пирамида.

У. Что вы знаете об этом?

Д. Ответы.

У. Отметьте на своих ступеньках знания по этой теме.

V. Изучение нового материала.

Приложение № 1. Слайд № 4

  1. В дубовом лесу.
  2. Сообщение о дубе/

Похожие статьи