Особенности педагогического сопровождения. Педагогическая поддержка и сопровождение. Проведение психолого-педагогического консилиума

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ

Соколова Е.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»,

г. Оренбург
Сравнительно новые для отечественной системы образования понятие педагогиче­ского сопровождения и педагогической под­держки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы . Чаще всего их при­меняют в контексте воспитательной работы, а также в связи с профориентацией и профессио­нальным самоопределением старших подрост­ков. На наш взгляд, педагогическое сопровожде­ние и педагогическая поддержка должны зани­мать важное место и в методике образования.

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рас­сматривают как стратегию и тактику образова­ния XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддерж­ки» - одной из современных педагогических парадигм.

Отметим следующие важные особенности.

Во-первых, само понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педа­гогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста.

Во-вторых, как в педагогической науке, так и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия «педагогическая под­держка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпири­ческом уровне.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимо­связь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом: дано ее опре­деление, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен пред­мет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка - особое направ­ление педагогической деятельности, последова­тельно реализующее принципы личностно ориен­тированного образования. Оно не только провоз­глашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Педагогика поддержки в современном педа­гогическом сообществе рассматривается как одна из педагогических парадигм (напомним, что под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагоги­ческим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в каче­стве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний, регулятивов).

Г.Б.Корнетов предлагает типологию базовых моделей образовательного процесса, учитываю­щую источник и способ постановки педагогиче­ских целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый резуль­тат. При этом все многообразие систем, техноло­гий и методик может быть сведено к трем базо­вым моделям, которые представлены парадигма­ми педагогики авторитарной, манипулятивной, педагогики поддержки.

В манипулятивной модели образования учащийся оказывается и объектом воздействия, ибо цель и механизм его развития проектируются преподавателем и субъектом, поскольку субъек­тивно он действует самостоятельно. Пример - школа М. Монтессори, где дети включены в дея­тельность с помощью специальных дидактиче­ских материалов. Девиз системы - «помоги себе сам». Манипулятивная педагогика по сравнению с авторитарной создает более благоприятные условия для развития самостоятельности, но не обеспечивает превращения обучающегося в пол­ноправного партнера обучающего.

Возникает вопрос: а можно ли вообще таким образом организовать процесс образования, чтобы оба его участника превратились в полно­правных сотворцов воспитания и обучения? Поставленная проблема решается в рамках пара­дигмы педагогики поддержки. Педагогика под­держки предполагает принципиально отличный от авторитарного способ постановки целей обра­зования. Первая задача - установить контакт, наладить продуктивную коммуникацию на осно­ве уважения и доверия. Вторая связана с необхо­димостью понять учащегося. Преподаватель должен разо­браться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Только затем можно сделать следующий шаг- помочь понять само­го себя, осознать свой потенциал, определить и вербализовать цель собственного развития. Таким образом, в рамках педагогики поддержки цель образования оказывается результатом совместных усилий воспитателя и воспитанни­ка, обучающего и обучающегося.

Самое главное - в рамках парадигмы педаго­гики поддержки воспитатель и воспитанник ста­новятся равноправными субъектами, сотворцами образовательного процесса, а отношения между ними приобретают подлинно субъект-субъектный характер.

В реальной жизни элементы авторитарной, манипулятивной и поддерживающей моделей образования, как правило, сочетаются в рамках конкретных систем, технологий, методик, и гово­рить можно лишь об их преимущественной направленности. Все три парадигмы не исключа­ют, а дополняют друг друга, являясь необходи­мыми для полноценного развития индивида. Однако общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации актуализиру­ет именно педагогику поддержки.

Особенность педагогики в том, что в ее тезау­рус часто привносятся слова из других областей знания и из разговорного языка, которые неред­ко становятся «сорными», используются к месту и не к месту. Нечто подобное происходит и с понятиями «педагогическая поддержка», «педа­гогическое сопровождение». Большинство педа­гогов, в том числе и высшей школы, не осознают, что педагогическая поддержка - это не просто помощь (а именно так это понятие и трактуют чаще всего), а деятельностная позиция педагога по отношению к обучающемуся.

Идеи педагогики поддержки разрабатываются в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к сере­дине 90-х гг. О.С.Газманом и группой его коллег (Н.Н.Михайловой, С.М.Юсфиным, Т.В.Анохиной и др.). Эта концепция имела своей задачей обо­снование подходов, позволяющих преодолеть сориентированность традиций советской педа­гогики, заострить внимание педагогов на про­блеме создания условий, необходимых для само­реализации индивидуальности каждого ребенка. Авторы концепции опирались на достижения теории и практики западной гуманистической педагогики (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

Под поддержкой понимается комплекс «помо­гающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это - действия, не даю­щие, согласно «Словарю русского языка» (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По О.С.Газману, «семантический и педагоги­ческий смысл понятия поддержки заключается в том , что поддержать можно лишь то, что помо­гает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности челове­ка. Под педагогической поддержкой мы пони­маем деятельность профессионалов - предста­вителей образовательного учреждения, направ­ленную на оказание превентивной и оператив­ной помощи детям в решении их индивидуаль­ных проблем, связанных с физическим и психи­ческим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличност­ной коммуникацией, жизненным самоопреде­лением».

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педаго­гическое сопровождение», обратимся к учебно­му пособию под редакцией В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение - разные формы педагогиче­ской деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассни­кам. Они считают, что педагогическая поддерж­ка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и предлагают такие определения:

Педагогическая поддержка - процесс созда­ния условий (совместно с ребенком) для созна­тельного самостоятельного разрешения им ситу­ации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с под­держкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение подразуме­вает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном про­движении в учении. Педагогическое сопрово­ждение рассматривается как одна из форм педа­гогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее осо­бенности работы педагога с проблемами, связан­ными с образованием детей. Появились сопут­ствующие понятия - социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддерж­ка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадап­тацией;

трудности в обучении (стойкая неуспевае­мость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профес­сиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия реше­ния об избираемой профессиональной деятель­ности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки поня­тия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровожде­ние рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение. А.В.Мудрик трактует сопровождение как осо­бую сферу деятельности педагога, направлен­ную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необхо­димым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педа­гогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающе­гося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение пред­полагает непрерывную (заранее спланирован­ную) деятельность, направленную на предотвра­щение трудностей.

В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим набором функций. Деятельность тьютора основана именно на идеях педагогики поддержки. Деятельность тьютора является психологоемкой. В частности, он должен создавать усло­вия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланирован­ных результатов, способов и средств их дости­жения. В работе тьютора используются разноо­бразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тьюторской помощи имеют не жесткий, диагностико-рекомендательный характер и могут использо­ваться ребенком по желанию. Все формы тьюторской деятельности должны обеспечить эмо­циональную вовлеченность учащихся, их субъектность.
Список литературы


  1. Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы/ Е.А.Александрова: Монография. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 200 с.

  2. Громыко, Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования / Ю.В. Громыко //
2

1 ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»

2 Рязанский филиал ФГКОУ ВПО « Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя »

В статье проведен анализ имеющихся характеристик педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических парадигм, подходов; актуализирована его экзистенциальная, смысложизненноориентационная специфика. На основе сравнительного анализа доказывается, что полноценное педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется исключительно в контексте гуманистической педагогической парадигмы, ее рационально-этико-экзистенциального аспекта. В то время как авторитарный и либеральный педагогические подходы игнорируют эмоциональный фактор в процессе взаимодействия учителя, воспитателя, преподавателя с подопечными, пренебрегая их индивидуальным своеобразием, переживаниями. Авторы представили классификацию уровней педагогического сопровождения, это: фундаментальный, идеологический, направленческий, процессуальный, методический. Показано, что «педагогическое сопровождение» - явление системное, охватывающее сферы психологии, медицины, социальной работы. Сопоставление достижений отечественной и зарубежной педагогики, связанных с вопросом педагогического сопровождения, раскрыло то специфичное и общее, что реализуют в своей практике специалисты различных стран на разных уровнях образования. Доказано, что российская педагогика осуществила значительный вклад в науку в области педагогического сопровождения, в связи с чем ей следует активно интегрироваться в мировое научное пространство, преодолевая подражательство.

педагогика смысложизненных ориентаций.

педагогический подход

педагогическая помощь

педагогическое сопровождение

1.Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М., 2010. – 336 с.

2. Атван С. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании:автореф. дис. ... кандидата педагогических наук 13.00.01. - СПб., 2005. – 16 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2001. – 298 с.

4. Богуславский М.В. О педагогических парадигмах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр i: Независимый психолог. - 1992. – №5. – С. 15-21.

5. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе // Эйдос: интернет-журнал. – 2001. - 19 мая [Электронный ресурс]. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm.

6. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. – № 6. – 4 с.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. – 699 с.

8. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей. - М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 248 с.

9. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села:автореф. дис. … доктора педагогических наук 13.00.01. – Тула, 2011. – 48 с.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. – 960 с.

11. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

12. Саламатина И.И. Ресоциализацияделинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования:автореф. дис. … доктора пед. наук. – М., 2007. – 39 с.

13. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников. Специальность 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»:автореф.дис. … доктора педагогических наук. - Ярославль, 2010. – 46 с.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика:учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М. :Академия, 2002. – 576 с.

15. Стайл Ш. Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными / пер. с англ. М. Чомахидзе-Доронина; научн. ред. Т. Базаров. - М.:Претекст, 2013. – 281 с.

16. Торопов Д.А. Инновации в профессиональном образовании Германии//Педагогика. – 2012. – 37. – С. 113-120.

17. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников:монография. - М. :РосНОУ, 2015. - 416 с.

18. Фуряева Т.В., Яценко И.А. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 23 октября 2007. - URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php? archive=1196815207&id=1193140333&start_from=&subaction=showfull&ucat=

19. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 239-247.

20. Черникова Т.В. Психологическая поддержка «помогающих» профессий: антропологический подход // Вестник ОГУ. - 2004. - №9. – С.53-61.

21. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001. – 224 с.

22. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.:ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

23. Peterson, Christopher; Seligman, Martin E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. – Oxford University Press, 2004. – 800 p.

Несмотря на то что понятие «педагогическое сопровождение» в отечественной науке, теории и практике стало функционировать сравнительно недавно, с середины 90-х гг. прошлого века (в рамках концепции педагогической поддержки и заботы, созданной О.С. Газманом в содружестве с Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным и др., заострившими внимание педагогов на проблеме создания условий, необходимых для самореализации индивидуальности каждого человека), его, без преувеличения, можно определить одним из центральных в педагогике, системе образования. От толкования его сущности apriori зависят направленность педагогической деятельности, ее стилистика, особенности организации педагогического процесса и устанавливаемые в нем связи между педагогом и обучающимся, самими обучающимися. Предварительно уточним, как именно нами интерпретируется сама педагогика, ибо ее понимание в современном научном знании весьма разнообразно. Вслед за В.А.Сластениным мы говорим о педагогике как науке, изучающей сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования, т.е. воспитания и обучения) как фактора и развития человека <в период детства - авт.> (у В.А. Сластенина - «на протяжении всей его жизни», что вступает в противоречие с семантикой самого понятия: термин «педагогика» образован от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - дитя, «гогос» - веду). Детство понимается нами (здесь) в широком смысле как период жизни подрастающего поколения и как период несамостоятельности человека, его личностного развития, становления и формирования при активном содействии взрослых, охватывающий как минимум возраст от 1 года до 18 (22-23 лет в случае обучения в вузе), включая преддошкольное, дошкольное детства, младший, средний и старший школьный, студенческий возрасты.

В словаре С.И. Ожегова содержание понятия «сопровождение» раскрывается посредством гла-гола «сопровождать»: т.е. следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь . В.И. Даль в«Толковом словаре живого великорусского языка» значение глагола «сопровождать» раскрывает следующим образом: провожать, сопут-ствовать, идти вместе с кем-то для проводов, быть провожатым, следовать . Что, кстати, в немецком языке соответствует нескольким глаголам: begleiten, folgen, eskortieren, как и в английском: accompany, escort, companion, convoy. Несмотря на то что центральной идеей «сопровождения» является общий путь в пространстве и времени как минимум двух субъектов, вопрос о степени их активности и взаимовлиянии остается открытым. Насколько динамичны их отношения? Сами отношения ближе к паритетным или в них отчетливо проявляются позиции ведущего и ведомого, сопровождающего и сопровождаемого? Каково значение мировоззрения, идеологии в существующем взаимодействии? В связи с данными вопросами, положениями возникает понимание того, что педагогическое сопровождение - явление иерархичное, в котором выявляется несколько уровней:

1) фундаментальный (надпарадигмальный) уровень, изначально присутствующий в педагогическом процессе как признак педагогического взаимодействия, где функционируют педагог и воспитанник, учитель и ученик, наставник и подопечный и проч.;

2) идеологический (парадигмальный) уровень, где раскрываются специфика целей, ценностей, отношений, содержания воспитания и обучения;

3) направленческий (функциональный) уровень, где раскрывается специфика деятельности субъектов с учетом различных параметров;

4) процессуальный (технологический)уровень, обеспечивающий реализацию задачной структуры педагогической деятельности;

5) методический (сущностный) уровень, где конкретизируются методы, формы педагогической деятельности, связанной с конкретной педагогической ситуацией.

Выделение фундаментального (надпарадигмального) уровня позволяет преодолеть привычный стереотип «привязывания» дефиниции «педагогическое сопровождение» к гуманистической педагогической парадигме. Отнюдь. Педагогическое сопровождение реализуется в любого типа отношениях педагога и воспитанника, ученика, от авторитарного до либерального, независимо от профессионально-личностной, мировоззренческой позиций специалиста. Данному уровню соответствует метафора: «Формальное присутствие взрослого-профессионала, отвечающего за реализацию образовательного процесса, во взаимодействии с обучающимся».

На идеологическом (парадигмальном) уровне, где раскрывается специфика целей, ценностей, отношений, содержания воспитания и обучения, разворачивается весь стилистический арсенал взаимодействия педагога с подопечными. Обратившись к отношению как базовой классификационной характеристике педагогической парадигмы, представим посредством него традиционно выделяемые в современной отечественной педагогике парадигмы: автократическую (авторитарную) и гуманистическую (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов) . Автократическая педагогическая парадигма в системе образования развитых стран сегодня отличается нацеленностью на высокие учебные результаты обучающихся, на их дисциплинированность, учебно-профессиональную самореализацию, когнитивную сферу личности, отказ в удовлетворении потребностей ребенка в любви, рефлексии. Наглядное подтверждение тому - применение до недавнего времени в образовательных заведениях ряда развитых стран физического наказания: в Канаде оно было отменено лишь в 1972 г., в государственных школах Англии - в 1984 г., в Шотландии - в 2000 г., в Северной Ирландии - в 2003 г. Для сравнения: в нашей стране запрет на физические наказания школьников был наложен в 1864 году на основе «Указа об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений» (!). В связи с этим педагогическое сопровождение в данной парадигме предстает как формально ответственное, ограниченное процессом обучения без заботы о развитии гуманно ориентированной личности, не связанное с возможностью оказания обучающимся помощи в трудных жизненных ситуациях. В данном случае реализуется метафора: «Педагог следует за подопечным, ведет его, направляет, контролирует, оценивает, одобряет или наказывает, помогает или нет (в зависимости от собственного желания или внешних обстоятельств), заботится об уровне его обученности и реализации формально одобряемого поведения, но не сопереживает, не сочувствует».

Гуманистическая (феноменологическая) педагогическая парадигма ориентирована на отношение к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования, обеспечивает личностно развивающее содержание образования, демократической контекст учебно-воспитательного процесса, однаконе является столь однозначной, как предыдущая. В рамках светского образования она представлена как минимум двумя направлениями: либеральным и рационально-этико-экзистенциальным.

Либеральная ветвь связана с невозможностью или нежеланием педагога вникать вглубь проблем развития ребенка и игнорированием абсолютно всех его потребностей. В этом, как ни парадоксально, либеральная парадигма примыкает к автократической своим безразличным отношением к экзистенциальной стороне личности подопечного, пренебрежением к его эмоциям, чувствам, переживаниям, к его прошлому, настоящему и будущему. Педагогическое сопровождение характеризуется как тотально безответственное. Реализуемая педагогическая метафора: «Пусть ребенок делает, что хочет и как хочет, лишь бы я не устал(а) и/или не был(а) наказан».

И только в рационально-этико-экзистенциальном направлении гуманистической педагогической парадигмы педагог нацелен на удовлетворение всех базовых потребностей личности, воспринимает ее в совокупности когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-прикладной, морально-нравственной, отношенческо-коммуникативной, экзистенциально-бытийной сфер, обеспечивает оптимальные условия для рефлексивной, творческой деятельности. Педагогическое сопровождение в этом случае связано с необходимой своевременной и целесообразной помощью подопечному, а также с его поддержкой в прохождении и построении им гуманно ориентированного жизненного пути.

Именно в рационально-этико-экзистенциальном направлении гуманистической парадигмы проявляется связь педагогики с психологией, психотерапией, социальной работой, коррекционной педагогикой, валеологией и проч. Так, не следует игнорировать факт того, что само явление «сопровождение личности, группы» по своей природе - психологическое, толкуется в широком смысле как помощь человеку в индивидуальном развитии, социализации в момент сложной жизненной ситуации. В данном случае «педагогическое сопровождение» синонимично фасилитации (от англ. facilitate - помогать, облегчать, способствовать), лежащей в основе клиент-центрированной психотерапии, открытой К. Роджерсом. В ней используются эмпатия, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту . Столь же близки рассматриваемой нами проблематике идеи позитивной психологии (А. Маслоу, М. Селигман и др.), которая сосредоточена не на болезнях и патологиях, но на позитивных аспектах жизни человека: положительных эмоциях и субъективном ощущении счастья (наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе и т.п.), позитивных чертах характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д.), социальных структурах, способствующих счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества) . В свою очередь, экзистенциальная психология (Л. Бинсвангер, Р. Мэй и др.) ориентирует человека на собственные силы, на необходимость осознавать себя, быть ответственным, преодолевая страх, тревогу, чему в значительной мере способен помочь консультант (И. Ялом и др.). В логотерапевтическом направлении (В. Франкл) о сопровождении психотерапевтом личности говорится как о содействии человеку в выборе актуальных ценностей, конкретизации творческих устремлений, в самореализации на уровне любви, труда, что позволяет преодолевать экзистенциальный вакуум, раскрывая новые смыслы жизни .

В представленном контексте к понятию «педагогическое сопровождение» примыкает термин «педагогическая поддержка». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка - помощь, содействие»; происходит от глагола "поддержать", имеющего несколько значений:

Придержав, не дать упасть;

Оказать помощь, содействие;

Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь».

По О.С. Газману, «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие "самости", самостоятельности человека» .

Опираясь на точку зрения С.Л. Рубинштейна на отношения как ведущую форму связи человека с миром, в антропологическом подходе - В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др. - дается указание на то, что ведущий способ взаимодействия людей, в том числе в образовательном процессе, - это передача отношения к другому человеку как ценности. Основное средство отношений - доказали М.М. Бахтин и др. - диалог. В связи с этим Т.В. Черникова говорит о психологической поддержке как построении взаимоотношений «между субъектами образовательного процесса с учетом поддержания позитивно ориентированных жизненных смыслов, ценностей и форм поведения», как факте оказания необходимой человеку помощи. Единицей осуществления психологической поддержки определяется разрешение задачи по восстановлению базового доверия человека к миру на основе укрепления им эмоционально-волевого равновесия, информированности, адекватного социального поведения . Причем психологическую поддержку важно рассматривать как элемент со-бытия, со-проживания - «диадической общности совместного бытия, являющегося пространством духовного развития и совместного проживания общих человеческих смыслов». Структура со-бытия трехкомпонентна: со-знание, со-переживание (со-чувствие, со-участие), со-действие .

Сравнительный анализ научных источников показывает, что в системе образования можно выделить четыре самобытных направления педагогического сопровождения, в которых превалируют аспекты:

1) психологический;

2) медико-психологический;

3) социально-педагогический;

4) собственно педагогический.

Так, в зарубежной литературе (Западной Европы, США) «педагогическое сопровождение» - феномен прежде всего психологический, толкуется в широком смысле как помощь в индивидуальном развитии человека, в его сложной жизненной ситуации (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др.) .

Гуманистический подход в западноевропейском образовании сохраняет ярко выраженные психологические основы. В США педагогическая поддержка идентична школьному консультированию, психолого-педагогической деятельности консультативной службы в системе образования; в Англии - это разнообразные виды деятельности в различных сферах: тьюторство, помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования. В Австралии акцент ставится на коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях; в Голландии - системе психолого-педагогической помощи и поддержке ребенка в образовательном процессе, в выборе профессионального пути. Несмотря на разнообразие обозначенных видов деятельности, в целом выявляется акцент на вспомогательной сущности работы психологов, на содействии личности прежде всего в трудной жизненной ситуации.

В отечественной системе школьного образования сформировалась и успешно развивалась в конце XX-начале XXI вв. социально-психологическая служба школ, которая реализовывала (частично реализует и в настоящее время) концепцию психологического сопровождения личности ученика при взаимодействии школьного педагога-психолога и социального педагога, работников конкретной образовательной организации в содружестве с родителями.

М.Р. Битянова, опираясь на результаты научных изысканий И.В. Дубровиной, Ф.Е. Василюка и др., разработала теоретическую модель, названную «парадигмой сопровождения», подчеркнув ее деятельностную направленность, ориентацию не на объект, а на работу психолога с объектом, в частности с учеником. В этом случае «ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его собственной воли, собственного желания; психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Кроме того, цель работы - не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений» . И далее: «Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» . М.Р. Битянова обосновала три ведущих принципа эффективного сопровождения:

1) следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза (опора на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, находящиеся в логике его развития, а не искусственно задаваемые ему цели и задачи извне, принятие безусловной ценности внутреннего мира каждого школьника);

2) создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов;

3) вторичность психологического сопровождения по отношению к социальной и "учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка .

Несмотря на кажущуюся противоречивость предпоследнего и последнего положений между собой, - убеждает автор, - в действительности они отражают диалектику личностного развития человека, его отношений с социумом, когда внешнее и внутреннее неразрывно взаимосвязано, а психология сосредоточена и на состоянии личности, и на специфике влияний на нее окружающего мира.

Говоря о сопровождении как процессе, как целостной деятельности практического школьного психолога, М.Р. Битянова выделила в ней три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения посредством педагогической и психологической диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения с опорой на индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, гибкие схемы, способные изменяться и трансформироваться в зависимости от потребностей.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

С 50-х гг. XX в. в развитых странах (Германии, Канаде, Норвегии, США, Японии и др.) интенсивно развивается комплексное психологическое сопровождение детей и их семей с различными медицинскими диагнозами: аутизмом, синдромом Дауна, слабослышащих и др. (К. Гильберг, Э. Ритво, T. Сигияма и др.), в которых актуализированы обучающе-развивающие, терапевтические технологии. Социально-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется с опорой на принцип интеграции, благодаря чему у ребенка с ограниченными возможностями имеется возможность выбора общеобразовательных и специализированных школ, классов, групп. «При этом преимущество отдается обучению ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении» .

В России до недавнего времени интенсивно развивалась вариативная дифференцированная система социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, обеспечивающая их образование на всех ступенях его взросления (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицына и др.). В последние годы осуществляется поиск путей интеграции ребенка с ограниченными возможностями не в коррекционные, а в общеобразовательные учреждения с учетом развития специального направления - инклюзивного образования. Наиболее успешны в этом дошкольные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, в то время как школы пока не отличаются полноценным ресурсным обеспечением.

Работа с детьми с особыми потребностям в Германии происходит в русле социально-феноменологического, интерактивного, экологического, эколого-феноменологического подходов (К.Ф. Грауманн, Э.В. Клебер и др.), которые, обладая спецификой, объединены общим взглядом на сущность педагогического сопровождения - оно интерпретируется как педагогическое содействие ребенку, помощь в становлении человека. Сам ребенок оценивается не как пассивное, покорное существо, а как личность, положительно относящаяся к своим особенностям, способная интегрироваться в социальную среду. «Педагогическое сопровождение ориентировано не на препятствия, проблемы особых детей, а в первую очередь на их потенциальные возможности и индивидуальные жизненные потребности. В качестве основных принципов организации педагогической деятельности рассматриваются направленность на социальную интеграцию детей, аксиологический плюрализм, целостное понимание личности особого ребенка как саморегулируемой, автономной системы» . В целом в работе с «особенными» детьми можно выделить два направления профессионального сопровождения ребенка и его семьи: психолого-медико-социально-педагогическое (западноевропейский вариант) и собственно педагогическое с медицинским и социально-психологическим сопровождением (российский вариант). В каждом из них закономерно выделяются сильные и слабые стороны.

Педагогическое сопровождение дезадаптированных в социуме детей, транслирующих девиантное, делинквентное типы поведения, нуждающихся в социализации, ресоциализации, в зарубежной практике организуется посредством социальной работы, в отечественной системе образования - благодаря социальной педагогике в союзе с социальной работой. Фундаментальные предпосылки для «понимающей» или «культурно-аналитической» методологии обозначены в исследованиях П.Бергера, Ч.Х.Кули, А.Шюца и др. Эффективная система социально-педагогических условий превенции групповой делинквентности несовершеннолетних в США и Великобритании, - подчеркивает И.И. Саламатина, - строится на основе комплексного подхода к противодействию вовлечения подростков и юношей в деятельность криминальных сообществ. Социально-педагогическое сопровождение включает в себя: 1) мобилизацию сообщества через вовлечение в противодействие и превенцию делинквентности местных жителей, в том числе бывших участников молодежных группировок, общественных групп и местных агентств (социальных служб, образовательных учреждений, полиции и т.д.), а также координацию различных программ и профессиональных функций между и внутри агентств; 2) обеспечение возможностей: создание набора образовательных, обучающих и тренинговых программ, в том числе профессионально направленных; 3) социальное вмешательство: вовлечение молодежных агентств, школ, общественных ассоциаций и групп местных жителей, религиозных организаций, полиции и других организаций, связанных с ювенальной юстицией, в работу по установлению контакта с участниками криминальных группировок несовершеннолетних и развитию их связей с конвенциональным социумом и необходимыми социальными институтами; 4) подавление: формальные и неформальные процедуры социального контроля, включающие постоянный надзор и наблюдение за участниками группировок посредством возможностей органов уголовной и/или ювенальной юстиции, а также других местных агентств, школы и групп местных жителей; 5) организационные изменения: разработка и реализация местной политики и процедур, позволяющих в полной мере использовать доступные и потенциальные ресурсы организаций, участвующих в работе с несовершеннолетними .

Культурологический подход к реализации педагогического сопровождения детей с социальными нарушениями актуализирует значимость культуры как механизма аккумуляции и передачи социально-исторического опыта и, рассматривая философско-культурологические предпосылки формирования личности - В.С. Библер, Л.П.Буева, Б.Т. Лихачев, М.К. Мамардашвили, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др., - содействует осознанной переориентации личности на социально одобряемые нормы общества - В.Г. Бочарова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.

Все вышеперечисленные - своего рода вспомогательные, дополнительные, но одновременно весьма важные ракурсы педагогического сопровождения личности в образовательном процессе.

Обращаясь к системе высшего образования, Д.А. Торопов проанализировал особенности конструктивистского подхода в профессиональном образовании, реализуемого в настоящее время в Германии. Его сущность заключается в том, что за счет создания уникальных учебных полей у студента появляется возможность создавать, конструировать свое собственное понимание окружающего, собственную учебную среду. В ней преподаватель не лектор, но консультант, эффективно организующий образовательную среду, широко использующий мультимедийные технологии . Выявляя специфику субъект-субъектных отношений в системе «педагог-обучающийся» в конструктивистском подходе, однозначно фиксируем их формальный характер, где педагогическое сопровождение приобретает тенденции «технологического обслуживания»: девальвируется роль личностного диалога, рефлексии; нивелируется значение аффективной стороны обучения, вопросов жизнетворчества. Аналогичные характеристики педагогического сопровождения проявляются и компетентностном подходе, культивируемом в современной российской системе высшего образования - И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.

Собственно педагогический ракурс, обусловливающий педагогическое сопровождение обучающихся, раскрывается в системе «педагогическая парадигма - педагогическая (воспитательная) система». В гуманистической (рационально-этико-экзистенциальной) педагогической парадигме конца XX-начала XXI в. настойчиво заявляют о себе тенденции интегративности, системности, открытости, аксиологичности, личностно развивающего начала. В отечественной педагогике они транслируются посредством таких педагогических систем, как адаптивная (Е.А. Ямбург, Т.И. Шамова и др.), саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), самоопределения (А.Н. Тубельский) и др. Некоторые педагогические системы, обладая собственными закономерностями, принципами, обретают статус частного педагогического направления. Среди них -педагогика ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситарови др.), педагогика понимания (Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская), экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков), педагогика смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова) и др. Так, концептуальной основой экзистенциальной педагогики является положение о том, что воспитание и обучение должны быть персонифицированы, при этом поиск педагогических средств должен все более и более уходить от унификации к вариативности, предоставляя возможность сделать каждому человеку свой выбор, стимулируя саморазвитие ребенка на основе рефлексивной оценки происходящих жизненных событий, что является одним из положений адаптивной педагогики, интегрированной, в свою очередь, в личностно развивающее образование и проч. Все перечисленное расширяет задачи педагогического сопровождения. В педагогике смысложизненных ориентаций, сублимирующей онтологическое, здоровьесберегающее, гендерно-психологическое, этико-эстетическое, профориентационное, профилактическое направления, педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по немуна основе самовоспитания, самообучения, саморазвития .

В целом в рамках гуманистической (рационально-этико-экзистенциальной) педагогической парадигмы педагогическое сопровождение личности представляет собой не только оказание ей целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, но и стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие.

Говоря о воспитывающе-обучающей, социализирующей сторонах педагогического сопровождения, отечественные специалисты трактуют его на уровне: педагогической системы, педагогической концепции, педагогической деятельности, педагогической работы, педагогического процесса, педагогической технологии. Интерпретаций каждого из уровней в последние годы становится все больше (статьи, диссертации), их характеристики - все более углубленными, что ждет в перспективе не только анализа, но и систематизации, классификации и проч.

В частности, Т.Н. Сапожниковауказывает: педагогическое сопровождение - это особая педагогическая система, имеющая целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты (системный подход). Например, говоря об общих принципах педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, Т.Н. Сапожникова предлагает следующие принципы: конвенциальности, эмпатийного взаимодействия, оптимистической стратегии воспитания, социального закаливания, актуализации ситуации, создания условий для нравственного саморегулирования. К специальным отнесены принципы индивидуализации педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, развивающей социальной интеракции, стимулирования саморазвития школьника, «социального зеркала», дилеммности, формирования антиципации, формирования мотивационной перспективы .

В.П. Бондарев говорит о личностноориентированной технологии педагогического сопровождения обучающихся, предполагающей разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика .

Г.Е. Котькова компонентами педагогического сопровождения определила структурные и функциональные составные части комплексной системы, в том числе элементы информации, обеспечивающие содержательно-технологическое единство деятельности, подчиненные целям воспитания и поливариантного личностного развития ребенка .

Концепция педагогического сопровождения поливариантного личностного развития ребенка опирается на совокупность методологических подходов и включает в себя анализ и характеристику процесса организации его педагогического сопровождения, описание моделей взаимодействия компонентов социокультурного пространства, в частности села, на основе выделенных групп факторов; понятийный аппарат; механизмы взаимодействия субъектов и критерии результативности. Исследователь говорит, что «теоретической основой системы педагогического сопровождения выступает положение о "сопутствии" как осознанной педагогом/специалистом необходимости следовать рядом с ребенком в период его личностного развития, обеспечивая гарантию безопасного разрешения трудных жизненных ситуаций. Это подчеркивает двойную соотнесенность педагогического сопровождения: оно функционирует и как процесс, и как особая технология. Система педагогического сопровождения личностного развития ребенка характеризуется комплексностью, многопрофильностью, непрерывностью, имеет долговременную направленность на формирование эффективного межсубъектного взаимодействия».

В данном исследовании «сопровождение» как педагогический процесс в историческом контексте развития опирается на «помогающее воспитание», психолого-педагогическую помощь и поддержку и методы социальной педагогики. Педагогическое сопровождение определяется системой-комплексом, в которой личностное развитие ребенка происходит благодаря осознанию педагогом возможности различных специалистов следовать рядом с субъектами образовательного процесса, применяя тактику «сопутствия» .

Е.А. Чекунова, сообщая о формировании, в частности, здоровьесберегающей среды школы, указывает на необходимость комплексного организационно-педагогического сопровождения данного процесса, а само сопровождение характеризует как «совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию деятельности, распределение полномочий и ответственности всех педагогов и медицинских работников школы (организационная оставляющая), а также определение содержания, форм и методов, направлений, программно-методического и информационного обеспечения, адекватных целям, принципам и закономерностям организации проектируемого комплексного сопровождения (педагогическая составляющая)». Этапы подобного сопровождения: аналитико-диагностический, поисковый, консультативно-проектировочный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, коррекционно-прогностический .

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что телеологический взгляд на сущность педагогического сопровождения в современных образовательных условиях раскрывает его комплексный характер, совокупность содержательных, структурных, процессуальных, деятельностных характеристик, разнообразие форм (институциональной, временной, пространственной). В контексте гуманистической парадигмы (рационально-этико-экзистенциальном направлении) педагогическое сопровождение приобретает статус центрального процесса во взаимоотношениях педагога и обучающихся, который концентрируется на позитивных сторонах личности, укрепляя ее веру в собственные силы, возможность преодоления трудных ситуаций, жизненные перспективы. Понятно, что педагогическое сопровождение обучающихся в школе и образовательной организации высшего образования обладает специфичными признаками, однако характеристик, объединяющих их, как показал сравнительный анализ, значительно больше. В период культивирования идеи непрерывного образования это положение приобретает особую значимость.

Рецензенты:

Байкова Л.А.,д.п.н., директор Института психологии, г.Рязань;

Мартишина Н.В.,д.п.н., зав.кафедрой педагогики и менеджмента в образовании Рязанского государственного университета им. Есенина, г.Рязань.

Библиографическая ссылка

Ульянова И.В., Свинарева О. В. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20857 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогиче­ского сопровождения и педагогической под­держки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их при­меняют в контексте воспитательной работы , а также в связи с профориентацией и профессио­нальным самоопределением старших подрост­ков. На наш взгляд, педагогическое сопровожде­ние и педагогическая поддержка должны зани­мать важное место и в методике технологическо­го образования, особенно в организации проект­ной деятельности.

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рас­сматривают как стратегию и тактику образова­ния XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддерж­ки» - одной из современных педагогических парадигм.

Отметим следующие важные особенности.

Во-первых, само понятие «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педа­гогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста.

Во-вторых, как в педагогической науке, гак и в практике, очень многие, если не большинство, рассматривают понятия «педагогическая под­держка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпири­ческом уровне.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимо­связь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны: дано ее опре­деление, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен пред­мет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка - особое направ­ление педагогической деятельности, последова­тельно реализующее принципы личностно ориен­тированного образования. Оно не только провоз­глашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Педагогика поддержки в современном педа­гогическом сообществе рассматривается как одна из педагогических парадигм (напомним, что под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагоги­ческим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в каче­стве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний, регулятивов).

предлагает типологию базовых моделей образовательного процесса, учитываю­щую источник и способ постановки педагогиче­ских целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый резуль­тат. При этом все многообразие систем, техноло­гий и методик может быть сведено к трем базо­вым моделям, которые представлены парадигма­ми педагогики авторитарной, манипулятивной, педагогики поддержки.

В манипулятивной модели образования уче­ник оказывается и объектом воздействия, ибо цель и механизм его развития проектируются воспитателем и субъектом, поскольку субъек­тивно он действует самостоятельно. Пример - школа М. Монтессори, где дети включены в дея­тельность с помощью специальных дидактиче­ских материалов. Девиз системы - «помоги себе сам». Манипулятивная педагогика по сравнению с авторитарной создает более благоприятные условия для развития самостоятельности, но не обеспечивает превращения обучающегося в пол­ноправного партнера обучающего.

DIV_ADBLOCK39">


В реальной жизни элементы авторитарной, манипулятивной и поддерживающей моделей образования, как правило, сочетаются в рамках конкретных систем, технологий, методик, и гово­рить можно лишь об их преимущественной направленности. Все три парадигмы не исключа­ют, а дополняют друг друга, являясь необходи­мыми для полноценного развития индивида. Однако общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации актуализиру­ет именно педагогику поддержки.

Особенность педагогики в том, что в ее тезау­рус часто привносятся слова из других областей знания и из разговорного языка, которые неред­ко становятся «сорными», используются к месту и не к месту. Нечто подобное происходит и с понятиями «педагогическая поддержка», «педа­гогическое сопровождение». Большинство педа­гогов, в том числе и высшей школы , не осознают, что педагогическая поддержка - это не просто помощь (а именно так это понятие и трактуют чаще всего), а деятельностная позиция педагога по отношению к обучающемуся.

Идеи педагогики поддержки разрабатывают-

ся в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к сере­дине 90-х гг. и группой его коллег (, и др.). Эта концепция имела своей задачей обо­снование подходов, позволяющих преодолеть сориентированность традиций советской педа­гогики, заострить внимание педагогов на про­блеме создания условий, необходимых для само­реализации индивидуальности каждого ребенка. Авторы концепции опирались на достижения теории и практики западной гуманистической педагогики (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Под поддержкой понимается комплекс «помо­гающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это - действия, не даю­щие, согласно «Словарю русского языка » (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По, «семантический и педагоги­ческий смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помо­гает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности челове­ка. Под педагогической поддержкой мы пони­маем деятельность профессионалов - предста­вителей образовательного учреждения, направ­ленную на оказание превентивной и оператив­ной помощи детям в решении их индивидуаль­ных проблем, связанных с физическим и психи­ческим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличност­ной коммуникацией, жизненным самоопреде­лением». I

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педаго­гическое сопровождение», обратимся к учебно­му пособию под редакцией, .

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение - разные формы педагогиче­ской деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассни­кам. Они считают, что педагогическая поддерж­ка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и пред-! лагают такие определения:

Педагогическая поддержка - процесс созда­ния условий (совместно с ребенком) для созна­тельного самостоятельного разрешения им ситу­ации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

0 " style="margin-left:2.0pt;border-collapse:collapse">

Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее осо­бенности работы педагога с проблемами, связан­ными с образованием детей. Появились сопут­ствующие понятия - социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддерж­ка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадап­тацией;

трудности в обучении (стойкая неуспевае­мость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профес­сиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия реше­ния об избираемой профессиональной деятель­ности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки поня­тия «педагогическое сопровождение».

Сопровожде­ние рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение {см. рубрику «Наш педагогический словарь» на с. 57). трактует сопровождение как осо­бую сферу деятельности педагога, направлен­ную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необхо­димым для самореализации и саморазвития.

считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педа­гогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающе­гося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение пред­полагает непрерывную (заранее спланирован­ную) деятельность, направленную на предотвра­щение трудностей.

Учащемуся, осваивающемутехнологию, могут потребоваться как педагогическое сопровожде­ние, так и педагогическая поддержка.

В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим набором функций. Деятельность тьютора основана именно на идеях педагогики поддержки. Учитель технологии, руководящий проектной деятельностью школь­ников, также, по сути, выполняет функции тью­тора. Деятельность тьютора является психолого-

емкой. В частности, он должен создавать усло­вия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланирован­ных результатов, способов и средств их дости­жения. В работе тьютора используются разноо­бразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тью-торской помощи имеютнежесткий. диагностико-рекомендательный характер и могут использо­ваться ребенком по желанию. Все формы тью-торской деятельности должны обеспечить эмо­циональную вовлеченность учащихся, их субъ-ектность. При этом тьюторская помощь носит адресный индивидуальный характер. К числу нравственно-этических принципов работы тью­тора относятся нравственная приоритетность и неманипулятивность оказания содействия {определение тьютора см. в рубрике «Наш педа­гогический словарь» в №4, с. 43, 2008 г.).

Всеми этими принципами и следует руковод­ствоваться учителю технологии при руководстве проектной деятельностью. Особенно актуаль­ным это стало в связи с широким распростране­нием социально ориентированных проектов, предполагающих активную деятельность уча­щихся вне школы. В интересной форме оказыва­ют педагогическую поддержку своим ученикам педагоги СОШ № 43 г. Челябинска, где работает детское общественное объединение «Белошвей­ка», выполняющее социальные заказы на изго­товление швейных изделий от детских домов , больниц, домов престарелых и инвалидов. ДОО функционирует на принципах ученического самоуправления. Высший орган ДОО - Общее собрание трудового коллектива - собирается один раз в год. Руководство между собраниями осуществляет Совет ДОО, куда входят председа­тель, его заместитель и ревизор, а также «Союз помощников», состоящий из взрослых членов ДОО - учителей технологии и директора школы. Его задача - педагогическая поддержка принятия детьми самостоятельных решений, оптимизация работы, разрешение возникающих противоре­чий, оказание помощи каждому ученику в его личностном росте (Школа и производство.- 2009. - № 5. - С. 56 - 57). Важно это и для сель­ской школы, где на учителя технологии (сельско­хозяйственного труда) будут возложены функ­ции консультирования учащихся при выполне-

нии индивидуальных сельскохозяйственных проектов, организации социальных практик.

Об организации педагогической поддержки обучающихся при выполнении коллективных творческих проектов рассказано в статье ­фимова, (Школа и производство. - 2009. - № 7. - С. 14-18).

Литература

Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - №3. - С. 58-65.

Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личност­ных изменений ребенка и взрослого // Класс, рук. - 2000. - № 3. (Стратегия поддержки: ее основные направления и блоки). - С. 92- 103.

Парадигмы базовых моделей орга­низации образовательного процесса // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 43-49.

, Психолого-педагоги­ческие барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема. - Школа и производство, 2007. - № 7. - С. 309.

Не учитель, не психолог, не классный руководи­тель. Тыоторство как одно из направлений преодоле­ния формальной педагогики // Первое сентября. - № 66. -2004.

Педагогическая поддержка ребенка в образова­нии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [, и др.]: Под ред. , : [науч. ред. ]. - М: Академия, 2006.

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учи­теля и социального педагога. - М.: Новая школа, 2004.

Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения уча­щихся / // Ученик в обновляющейся школе / Под ред. , . - М: ИОСО РАО, 2002. - 408 с, с. 94.

д-р пед. наук,

зав. лабораторией методики

технологического образования

Института содержания и методов обучен

Педагогическая поддержка - процесс созда­ния условий (совместно с ребенком) для созна­тельного самостоятельного разрешения им ситу­ации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с под­держкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение подразуме­вает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном про­движении в учении. Педагогическое сопрово­ждение рассматривается как одна из форм педа­гогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее осо­бенности работы педагога с проблемами, связан­ными с образованием детей. Появились сопут­ствующие понятия - социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддерж­ка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадап­тацией;

трудности в обучении (стойкая неуспевае­мость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профес­сиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия реше­ния об избираемой профессиональной деятель­ности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки поня­тия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровожде­ние рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение. А.В.Мудрик трактует сопровождение как осо­бую сферу деятельности педагога, направлен­ную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необхо­димым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педа­гогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающе­гося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение пред­полагает непрерывную (заранее спланирован­ную) деятельность, направленную на предотвра­щение трудностей.

В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим набором функций. Деятельность тьютора основана именно на идеях педагогики поддержки. Деятельность тьютора является психологоемкой. В частности, он должен создавать усло­вия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланирован­ных результатов, способов и средств их дости­жения. В работе тьютора используются разноо­бразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тьюторской помощи имеют не жесткий, диагностико-рекомендательный характер и могут использо­ваться ребенком по желанию. Все формы тьюторской деятельности должны обеспечить эмо­циональную вовлеченность учащихся, их субъектность.

1. Сущность сопровождения. Основные подходы к определению сущности педагогического сопровождения.

2. Технологии педагогического сопровождения:

l технология педагогической поддержки;

l технология педагогической помощи;

l технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

l технология тьюторского сопровождения.

Литература:

1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

2. Александрова Е.А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? / Е.А.Александрова // Завуч. - 2007. - № 4. - С. 57-59.

3. Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка, ж-л Классный руководитель, №3, 2000, с. 6-34.

4. Глевицкая В.С. www.superinf.ru

5. Дубрвина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В., М., Просвещение, 1991.

6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое российское общество, 2001.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2000, с.155-160.

8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М., 2006.

9. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М., 2005.

1. Согласно толковому словарю русского языка, сопровождение обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению, следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя рядом. Этимологически термин происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия. Интересно, что при употреблении данного глагола с возвратной частицей «ся» в содержательной характеристике смещается акцент на курируемого. Таким образом, приобретается следующий смысл - влечь за собой как непосредственное продолжение или следствие, быть снабженным, дополненным чем-либо.

Теоретической основой системы педагогического сопровождения выступает положение о «сопутствии» как осознанной педагогом/специалистом необходимости следовать рядом с ребенком в период его личностного развития, обеспечивая гарантию безопасного разрешения трудных жизненных ситуаций.

Некоторые исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Педагогичекая поддержка наиболее полно раскрывается в идеях О.С.Газмана и его последователей. Сопровождение - это специальный вид деятельности, направленный на поддержку деятельности субъекта, то есть предупреждение и преодоление проблем в его становлении посредством составления и реализации совместной с ребенком программы деятельности.


В отличие от коррекции сопровождение предполагает не исправление недостатков и переделку, а поиск скрытых ресурсов субъекта и личности, опору на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Т.Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий . Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода субъекта к «самопомощи». Е.А. Козырева понимает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

В работах Ю.В. Слюсарева – основоположника данной теории в психологическом аспекте, «сопровождение» употребляется для обозначения недирективной формы оказания психологической помощи , направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи , запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Сопровождение является многомерным понятием, определяющим в первую очередь позицию педагога по отношению к обучающему, воспитаннику, характеризующую принятие последнего как субъекта его жизнедеятельности и развития. Сопровождение понимается как деятельность, направленная на создание условий, способствующих успешному обучению, развитию ребенка в конкретной среде (М.Р.Битянова).

Сопровождение строится на некоторых ценностных принципах:

1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.

2. Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития самого ребенка.

3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и с самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы. Взрослый должен научить ребенка принимать решения, касающиеся самого себя и нести всю полноту ответственности за них.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. В основе данной концепции лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Таким образом, сопровождение рассматривается как сопутствие, поддержка, помощь, создание оптимальных условий, поиск и актуализация ресурсов человека, как обучение способам деятельности.

Все исследователи рассматривают сопровождение в рамках гуманистического и личностно-ориентированного подходов, ориентируясь на запуск механизмов саморазвития, самосовершенствования на основе индивидуальных ресурсов, потенциалов самой личности.

Сопровождение рассматривается как двусторонний процесс (педагог - воспитанник), который зависит от личностных качеств сопровождающего, от его мастерства (профессионализма), но результат его тем выше, чем активнее «сопровождаемый», чем больше внимания и фактического времени при реализации уделяется содержанию и способам действий «сопровождаемого». Особенностью концепций педагогического сопровождения является проектирование процесса сопровождения «от сопровождаемого».

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

а) Профилактика.

б) Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

в) Консультирование (индивидуальное и групповое).

г) Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

д) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

е) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

ж) Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения

1. Индивидуальное

2. Групповое

3. На уровне класса

Похожие статьи

  • Предлоги в немецком языке (перевод немецких предлогов)

    October 26th, 2017 , 11:42 pm Давно хотела написать о различии временных предлогов VOR-SEIT-AB. Их часто путают или вообще не ориентируются, где и как их употреблять. Недоучили, недообъяснили и так и пошло дальше. Хотя на самом деле эти...

  • Как рассказать по-немецки о хобби и увлечениях Meine freizeit топик по немецкому

    Люди по-разному планируют свой досуг. Все зависит от того, чем увлекается человек, какой у него характер и чего хочет он и его семья. Что касается меня, то я провожу свое свободное время очень разнообразно. Я очень активный человек и не...

  • Изменение штатного расписания — что нужно знать

    Необходимость корректировки названия должности влечет за собой внесение правок в штатное расписание. Переименование должности на предприятиях с государственной долей или тарифной системой оплаты проводится в четком соответствии с...

  • Различные типы графиков на английском

    IELTS Academic Writing - сегодня мы будем учиться описывать диаграммы, графики и таблицы на английском языке. Я расскажу о том, как оценивается IELTS essay и возможна ли самостоятельная подготовка к ielts. Мы также разберем примеры writing...

  • Нужно ли у Бога что-то вымаливать?

    Личная жизнь у меня не складывалась с 29 лет. Соседка по даче посоветовала покреститься, а вдруг Бог даст. Но, к сожалению, мне уже 46 лет, и я все еще одна. Чесно говоря, я покрестилась, чтобы выйти замуж, но потом поняла, что это...

  • Домовой в квартире — признаки присутствия и недовольства

    Издавна считается, что домовой обитает лишь в тех домах, где присутствует чистота, покой, хорошие отношения между жильцами. Он охраняет свое жилище и на его территорию. Как узнать, есть ли в доме домовой, и стоит ли с ним...