Целью использования диалоговой технологии в обучении является. Диалоговая педагогическая технология. Другие формы диалогового взаимодействия

Технология диалогового обучения

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.

Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование , что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Характеристика диалоговой технологии

Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения».

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей :

· наличие единой для всех проблемы;

· наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

· наличие цели организации диалога;

· наличие обратной связи;

· наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог :

    отсутствие внимания учителя к ребёнку;

    закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

    неумение учителя быть хорошим слушателем.

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у школьников не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

Учителю необходимо развивать на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. Если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Все эти идеи нашли отражение в модели, которая призвана формировать коммуникативную компетенцию учащихся (см. Схема 1).

Таким образом, диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).

Среди диалоговых технологий выделяют :

    проблемно-поисковые диалоги

    дидактические игры

    учебные дискуссии

    эвристические беседы

    анализ конкретных ситуаций.

Диалоговое обучение на уроках истории.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории ». Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащиеся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Все выше изложенное нашло отражение в таблице, приведенной ниже.

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы урок

Критерии

Традиционный урок

Урок – диалог

Роль учителя

Доминирующая/ руководящая

Сопровождающая /

направляющая

Роль ученика

Не всегда основная

Основная/ доминирующая

Демократический («Союз»)

Методы обучения

Рассказ // объяснение учителя.

Монологу отведено главное место

Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Диалог является основой существования урока

Эффективность урока

Не всегда высокая

Отношения учитель/ученик

Официальные

Доверительные/партнерские

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Диалоговый урок лучше начать с постановки учебной проблемы .

В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

Современная дидактика выделяет следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1. Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения .

Например, при изучении темы «Установление империи и захватнические войны Франции» девятиклассникам можно предложить следующие проблемные задания: 1) Наполеон – это символ новой монархической власти или личность, необходимая истощенной войнами Франции? 2) Наполеоновская империя- это дела и слова личности или воплощение стремлений всего народа? Учащиеся должны сами найти способ разрешения поставленной проблемы.

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос . Рассматривая в 9-м классе тему «Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны» предлагаем учащимся проанализировать две различные точки зрения на вопрос о подписании пакта Молотова-Риббентропа:

1) Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2) Подписание пакта стало большой ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Учащиеся должны определиться, какую из этих точек зрения они поддерживают и почему.

3. Предложение обучаемым рассмотреть то или иное историческое событие с различных позиций . Так, говоря о петровских преобразованиях, ставим учащимся следующие задания: 1) Представьте себе, что Вы крестьянин, живете в России в начале 18 века. Как бы вы отнеслись к реформам Петра Первого? Приняли бы вы участие в строительстве Петербурга? Объясните, почему. 2) Как бы вы отнеслись к Северной войне, если бы были купцом?

4. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию и классификацию, логику рассуждения.

    Начало объединительных процессов в русских землях в XIV-XV вв. и создание единого государства сопровождались борьбой за лидерство между княжествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. Н. М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество». Объясните, какие причины обусловили возвышение Москвы.

    Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города.

    Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории

5. Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью постановки вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, а так же на преодоление психологической инерции ученика . Это задача такого типа: Прочтите текст: «И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди - бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

Какому событию посвящен этот документ? Имя какого выдающегося человека связано с ним? Дайте собственную оценку этому событию.

6. Ситуация-противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом .

Таковы основные приемы создания проблемных ситуаций на уроках истории. Какой из них использовать, чтобы достичь наиболее эффективного результата, учитель решает в зависимости от конкретной ситуации, темы урока, подготовленности учащихся.

Приемы, способствующие развитию диалога и полилога

    «Мозговой штурм » - это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Перед учениками ставится проблема. Ори должны обсудить эту проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15».

    «Кубик Блума ». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

    «Дебаты». «Опричнина породила Смутное время». «России был необходим Брестский мир». Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

Выполняется это задание по следующей схеме:

    Я согласен с этой точкой зрения, так как –

    • Аргумент 1-

      Аргумент 2-

Те, кто не участвует в команде, составляют оценку аргументов:

    Аргументы, которые совпали с моими собственными,

    Новые аргументы, с которыми согласен,

    Новые аргументы, с которыми не согласен,

    Непонятные аргументы.

Кроме этого, хорошо использовать следующие формы обучения:

Сюжетно – ролевые игры - способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей – то жизни.

    Уроки развития творческих способностей учащихся – «исторические бои», «исторические гостиные», «умники и умницы.

    Создание ученических проектов и их самопрезентация.

    Организация уроков индивидуально-ориентированных маршрутов, основывающихся на решении учениками ситуаций интеллектуального затруднения, исходя из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта.

    Урок – исторический портрет. Школьникизнакомятся с памяткой для оценки исторического деятеля. Восприятие истории происходит у них непосредственно через конкретные исторические образы, например: Елизаветы Английской, Вильгельма Оранского, Карла I, а из российских деятелей – это образы Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Емельяна Пугачева и др. Можно предложить такие формулировки названий по данному виду урока: «Две Елизаветы – две правительницы», «Золотой век» Елизаветы Английской и «золотой век» Екатерины Великой, «Петр I: традиционалист или великий реформатор? ».

    Уроки лекции отличаются тем, что не являются односторонним процессом выступления одного учителя. На таких уроках роль педагога примеряет на себя сам ученик, расширяющий сферу применения своих способностей.

    Уроки-семинары, которые способствуют дальнейшему развитию процесса диалога.

    Весьма актуальными формами обучения, в последнее время, стали конференции, на которых школьники могут активно демонстрировать свои умения в диалоговом общении.

    Интересная для учащихся работа ведется и с источниками знаний, в частности с Конституцией РФ, что приводит к значительному обогащению их субъектного опыта.

    В современных условиях информационного общества нормой для учащихся стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет.

Планируемый результат педагогического проекта.

    Положительная динамика следующих составляющих:

    сформирование коммуникативной компетентность у учащихся

    повышение качества учебно-познавательной деятельности;

    удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;

    повышение уровня познавательного интереса к истории у учащихся.

    Повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов, ИКТ.

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогическое построение уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогический строй уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.

Доклад на РМО «Диалоговые технолигии»

(Выполнила учитель русского языка и литературы Чехлотенко Ольга Анатольевна)

« Постепенно в людях возникало уважение к человеку,

который обо всём говорил просто и смело. »

М. Горький

В свете современных задач, стоящих перед народным образованием и обусловленных социально-политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, а также коренными изменениями в сфере науки, техники и производства, принципиально важное значение приобрела проблема развития личности ученика, повышение его интеллектуального и творческого потенциала.

В настоящее время все больше учителей привлекают инновационные технологии. Среди них особое место занимают диалоговые технологии , наиболее полно реализующие идею гуманизации и самореализации личности учащихся.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в понимании личностного подхода к образованию. Меняется и сущность общения между учителем и учеником, которые приобретает характер диалога. Сегодня вопрос о диалоге заявлен как один из важнейших для концепции личностно-ориентированного образования.

В основе диалоговой технологии

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский.

проблемность, общение и сотрудничество . На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Так что же это такое – учебный диалог? Это урок .

Эпиграфом к такому уроку как нельзя лучше подойдут слова М. Булгакова:

Они спорили о чем-то очень сложном и важном ,
причем ни один из них
не мог победить другого .
Они ни в чем не сходились друг с другом,
и от этого их спор был
особенно интересен и нескончаем .

Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями.

Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.

Вот несколько правил ведения диалога:

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том,

чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием

неоспоримых аргументов и фактов.

Для успешного установления отношений доброжелательного контакта учителя с учащимися важно соблюдать непременное условие – равенство психологических позиций учителя и ученика. Это означает признание и принятие учителем ученика таким, какой он есть, как равноправного активного субъекта познания, а не пассивного объекта воспитательных воздействий.

Главное здесь – направить усилия обучающихся на развитие сотрудничества, сотворчества , совместного поиска решение, а также на принципиальное исправление ошибочных ходов и просчетов как учителя, так и учащихся.

Равенство позиций и взаимность воздействий предполагают взаимное уважение, право ученика активно сотрудничать с учителем и активно воздействовать на него, что, в свою очередь, позволяют участникам дискуссии включиться в процессе активного познания друг друга.

Такое построение равных позиций в общении позволяет признать право ученика на собственные суждения и оценки, на свой оригинальный взгляд на мир, который можно отстаивать в спорах и дискуссиях прямо на уроке.

И задача учителя – не бояться этих споров, уметь организовать их, направить в продуктивное русло.

В основе учебного диалога лежит организация целенаправленного общения между учениками или между учениками и учителем. Особенностью диалогового обучения является то, что в его рамки хорошо вписываются элементы проблемно-поисковой деятельности, поскольку сам диалог всегда связан с решением определенных учебных проблем.

Активное использование диалоговых технологий обучения требует серьезной методической подготовки учителя и обучения учащихся приемам ведения дискуссий и диспутов, умение сдерживать свои эмоции, уважительно относится к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

Основной педагогический эффект диалогового обучения заключен в том, что он оказывает интенсивное развитие на личность обучаемых, способствует сознательному усвоению предмета в действительности, в творческом переносе и использовании знаний, умений в других сферах.

Активное обучение учащихся в диалоге повышает их коммуникативность, учит отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, обмениваться мнениями, идеями в условиях комфорта и творческой атмосферы на уроке.

    заранее подготовить вопросы;

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В диалоге формируется критическое мышление.

    Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. Её можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы;

- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров.

В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

    Разновидностью « экспресс-дискуссии » могут быть « мини-дебаты » - они не требуют много времени, чаще всего проводятся « один на один » ( участвуют два ученика).

Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

Применение технологии « Дебаты » в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации и учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, повышению гражданского самосознания, выработке активной жизненной позиции.

Дебаты развивают:

    Логическое и критическое мышление;

    Навык в организации своих мыслей;

    Навыки в устной речи;

    Терпимость к различным взглядам;

    Уверенность в себе;

    Способность работать в команде;

    Концентрироваться на сути проблемы.

Необходимо отметить, что неизменная доброжелательность учителя, его готовность к контакту, умение расположить к себе учащихся вызывают их ответную готовность к сотрудничеству, желание идти навстречу.

И наоборот, приказной тон способствует формированию сопротивления учителю, нежелание участвовать в дискуссии.

Методы, позволяющие подготовить ребят к успешному ведению диалога.

Формирование диалогового мышления, можно начинать с простого.

    Например, с уроков в форме вопросов – ответов. На этих уроках учащиеся получали разные задания:

    ответьте на предложенные вопросы;

    продолжите фразу;

    составьте вопросы. (Иногда проверялись только составленные вопросы, ответы не интересовали, то есть вопрос задавался ради вопроса.)

    О звучивание подготовленной заранее интерпретации текста, где требуется выражение только твоей, нигде не подсмотренной, точки зрения, высвечивается только твоё восприятие.

    Это эвристические беседы , когда тебе необходимо услышать озвученную проблему, сформулировать гипотезу и выстроить своё мышление, чтобы отстоять свою позицию, и потом сформировавшиеся мысли обозначить речью .

Как разбудить диалоговую активность ребят.

как основа диалога .

Он должен иметь вариативный характер трактовки . Только обеспечив это условие, учитель получит возможность вызвать у учащихся встречную диалогическую активность .

А отсюда вытекает следующее условие: учитель должен начинать урок и выступать как дразнящий собеседник , то есть активно задавать провокационные вопросы.

В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции учащихся-участников диалога.

Учитель выступает на уроке равноправным участником диалога. Но важно помнить, что учитель является носителем социокультурных образцов , так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального), поэтому непозволительно учителю играть в незнание, непонимание.

Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:
диалогичность обеспечивает совместный поиск истины, а значит, эта форма обучения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Ученик экспериментирует в пространстве, созданном им самим, сталкивая свои гипотезы с возражениями, дополняя их новыми аргументами. Таким образом формируется исследовательский тип мышления ученика, во время всего диалога удерживается его мыслительная активность.

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше.

За счет обмена участников диалога не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого.

Диалогизация обучения русскому языку способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной самостоятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, способности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее.

Именно интерактивные виды деятельности – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Памятка по теме выступления « Диалоговые технологии ».

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются – проблемность, общение и сотрудничество .

Учебный диалог-это урок особого типа, на котором учитель и учащиеся демонстрируют различные типы мышления и логики .

Для того чтобы учебный материал на уроке выступал как основа диалога , он должен быть представлен как удивительное, парадоксальное, загадочное, стимулирующее творчество при его осмыслении .

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя - терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Несколько правил ведения диалога:

    Критиковать идеи, а не человека;

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Побуждать каждого участвовать в обсуждении;

    Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен;

    Пытаться разобраться в том, что непонятно;

    Стремиться понять разные взгляды на проблему;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы дискуссия не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:

    заранее подготовить вопросы;

    не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

    не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учеником;

    обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества ребят, а лучше - всех;

    не оставлять без внимания ни одного неверного суждения;

    не торопиться самому отвечать на вопросы;

    следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

    сравнивать разные точки зрения.

Среди диалоговых технологий выделяются : проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В учебной деятельности используются : классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

Важно помнить, что дебаты проводятся не ради дебатов, а чтобы научить ребят:

    Быть честным, используя ту или иную информацию;

    Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения;

    Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства;

    Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на новый уровень знаний, умений .


В настоящее время используются разнообразные фор­мы дискуссии . Представим некоторые из них.

«Круглый стол». В рамках этой формы участники (5-7 человек) располагаются по кругу в центре аудито­рии и высказывают суждения по рассматриваемой проб­леме. За пределами круга могут находиться слушатели, задающие вопросы и способные повлиять на ход рас­смотрения вопросов.

Заседание экспертной группы. Данная форма предусмат­ривает работу в одной аудитории нескольких групп экс­пертов с заранее назначенным председателем. Проблема обсуждается в группе, а далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией.

Форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы» наличием групп экспертов и председателя. В ходе форума группа экспертов вступает в обмен мнениями с некой определенной аудиторией по поводу выделенной проблемы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Симпозиум. Участники выступают с заранее подготов­ленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории.

Ток-шоу – дискуссия, совмещенная с жанром телевизионных шоу-программ. Руководящую роль играет ведущий, имеющий сценарный план диалога и задающий линию обсуждения той или иной проблемы с помощью приготовленных заранее вопросов. Информация как правило лишь актуализируется, реализуя в большей степени развлекательные задачи, нежели задачи информационно-аналитические.

Судебное заседание. Имитируется судебное разбиратель­ство. Участники распределяют обязанности членов судеб­ного слушания и, выполняя ролевые предписания, рассмат­ривают предложенную проблему.

«Аквариум». Предполагается ведение дискуссии в микрогруппах. Имеется строгий регламент работы, участники могут получить определенные роли, повышающие эффективность командной работы.

Дебаты. Форма обсуждения заявленной проблемы, пре­дусматривающая точно фиксированные во времени вы­ступления утверждающей и оппонирующей сторон, череду­ющиеся с вопросами и комментариями поочередно от каж­дой группы.

Все формы дискуссии обладают уникальным педагоги­ческим инструментарием и в связи с этим способны стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями; развивать рефлексивное мышление; побуждать к поиску адекватной аргументации и раз­личных способов выражения мысли; повышать восприимчивость и толерантность к но­вым идеям; учить видеть явление объемно и многопланово; предлагать способы углубленной работы с содержанием проблемы и так далее.

Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.

М. М. Бахтин

Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом - это личностный уровень.

На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) - это межличностный уровень.

Третий уровень диалога - мультидиалог - множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в другого.

Однако при организации диалогового обучения некоторые учителя ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т. п.), превращая его, как полагает Е. В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.

Хотим заметить, что организация занятий с использованием диалога - это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога.

2. Типы учебных дискуссий.

Технология организации учебных дискуссий

Понятие «групповая дискуссия». Зачем использовать дискуссии в учебном процессе.

Как начать и как закончить дискуссию?

Приемы упорядочивания свободной дискуссии.

Оценивание участников дискуссии.

Советы ведущему дискуссии

Дискуссия является самой распространенной формой диалогового обучения.

Определение дискуссии очень простое — это упорядоченный обмен мнениями . Часто учителя помнят о второй части этого определения («обмен мнениями»), но забывают о первой («упорядоченный»). Но именно в ней кроется успех проведения дискуссии.

Зачем нужны дискуссии?

Д. Ондрошек: «Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни…

Часто перед учителем возникают такие опасения: не будет ли эта дискуссия бесконтрольна? Не получится ли, что дети будут друг друга перекрикивать, не давать говорить? Кто и как при безоценочных дискуссиях сумеет сказать, достигнуты ли цели, и как такая вольная дискуссия поможет при изучении темы?

Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности...»

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

Ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;

Поощрение разных подходов к одному явлению;

Сосуществование различных, даже противоположных мнений;

Вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;

Побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

Кроме того, ребята думают над тем:

Как убедительно изложить информацию;

Как обосновать и аргументировать свою точку зрения;

Как рассмотреть все подходы к проблеме;

Как попробовать решить ее.

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?

Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками — учитель задает вопросы, ученики отвечают.

Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся — дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят — несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.

Дискуссия перестает быть упорядоченной — ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.

Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей, в результате не может объективно оценить их работу.

Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы.

В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности.

Организация пространства

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.

Поэтому, если на это хватает сил и времени, перед дискуссией желательно немного переставить столы. То, как их расставить, зависит от предполагаемой формы обсуждения. Например, если детей в классе не очень много и планируется «разговор по кругу», столы можно поставить кругом или подковой. В этом случае ученики могут сесть в один ряд (лучше, но не всегда возможно) или в два ряда вокруг столов.

Если перед общей дискуссией будет обсуждение в группах, столы можно сдвинуть попарно и попросить группы расположиться вокруг них. Для «колеса» можно сдвинуть парты среднего ряда и попросить ребят образовать круги в проходах между рядами со сдвинутыми столами в центре. В «ток-шоу» можно заранее подготовить место для экспертов у доски.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения «хаоса» во время дискуссии — это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения

организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Или же, если не очень жалко времени и не страшно, что в классе поднимется страшный крик, можно провести такое небольшое упражнение. Класс делится на две группы. Выбирается какой-нибудь простой вопрос, например, что вкуснее — персики или мороженное? Одна группа назначается сторонниками первого ответа, вторая — второго (или группы формируются по ответам, но это займет больше времени). «А теперь, — говорит учитель, — у вас есть две минуты, чтобы убедить сторонников другого мнения, что вы правы. Вы можете делать что угодно». Обычно все начинают одновременно что-то говорить, в классе поднимается шум, и понять ничего невозможно. Через две минуты учитель просит всех остановиться спрашивает: «Ну как, вы убедили других в своей правоте?» Вероятно, нет. «Хорошо, тогда давайте поступим иначе — кто будет кричать свои аргументы громче, тот и будет прав». Начинается крик. Через минуту его можно остановить и спросить об ощущениях и о результатах. Они неутешительны. «Справедливо ли, что тот, кто громче крикнет, тот и прав?» Конечно, нет. Но чтобы все получили возможность нормально высказываться и слушать других, нужны определенные правила и уважение друг к другу.

Учитель может предложить школьникам самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила. Каждое из правил совместно рассматривается, для того чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. (Например, в одной из школ шестиклассники приняли правило: «Уважать всех, и в первую очередь говорящего». Формулировка достаточно абстрактная. Учитель спросил ребят: «Как это “уважать”»? И, подумав, ребята определили: «Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать».) Затем правило принимается.

Вот примерный список таких правил, предложенных американским педагогом Ф. Тибитс:

Слушать того, кто говорит;

Говорит только один человек;

Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

Нельзя прерывать того, кто говорит;

Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;

Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);

Надо вовлекать в обсуждение всех.

Не страшно, если список, созданный учениками вашего класса, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать дополнять, дорабатывать список.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать. Так или иначе очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.

Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст (психологи советуют ограничить его 500 словами), добровольцы могут разыграть небольшую сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Также интересна методика «Градусник» , которая позволяет всем ученикам обозначить свое мнение по предложенной теме перед началом обсуждения. Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений. Например, обсуждая спор Пьера Безухова и Андрея Болконского на пароме, можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции: «полностью согласен с Пьером» и «полностью согласен с Андреем». Затем, объединив детей в три группы (третья — ставшие посередине, занявшие «нейтральную» позицию), можно начинать саму дискуссию.

Не забудем, что практически все активные методики ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью. Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, т.е. задать какие-то рамки обсуждения.

Чтобы ученикам было легче придерживаться темы дискуссии, чтобы дискуссия не уходила в сторону, ее тему в форме вопроса или спорного утверждения нужно написать на доске. Здесь же можно заранее или в процессе дискуссии отмечать наиболее важные подтемы и тезисы. Если разговор перескочил на какую-то другую тему или слишком много внимания уделяется какому-то незначительному аспекту, учитель может попросить школьников остановиться и перечитать написанное.

Структурирование и регулирование дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. Но обычно в свободной дискуссии очень быстро выделяются несколько активных учеников, которые много говорят, хотят говорить, перебивают остальных, стремятся отвечать на все вопросы, и большая группа пассивных учеников, которые в лучшем случае сидят молча, а в худшем начинают отвлекаться. Можно пустить дело на самотек, а можно использовать целый арсенал приемов, которые помогут молчаливым стать более активными, а говорливым — дать высказаться другим. Эти приемы можно разделить на две большие группы:

Приемы упорядочивания свободной дискуссии, которые призваны помочь «выровнять» дискуссию по активности ее участников (о них мы поговорим сейчас)

Приемы структурирования дискуссий, которые так организуют работу учеников, что практически каждый вынужден работать.

Задача ведущего дискуссии — постараться уменьшить значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель — организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь в то же время главным судьей или «истиной в последней инстанции».

Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе. Никогда не повредит еще раз напомнить о правилах цивилизованной дискуссии.

Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенную тему или вопрос.

Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.

Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями.

Обращайте внимание на каждый ответ, не игнорируйте никого.

Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь удержать рассуждения детей в одном русле, чтобы они не уходили в сторону.

Задавайте ребятам уточняющие вопросы (например: «Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь о …», «Как ты пришел к этим выводам?»).

Время от времени делайте краткие обобщающие комментарии, чтобы показать, где мы сейчас находимся («Итак, к этому моменту были высказаны такие точки зрения… Вася активно отстаивает мнение, что…, а Лиза утверждает, что…»). Важные тезисы необходимо записывать на доске.

Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений.

Завершение дискуссии

Д. Ондрошек: «В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку».

Помимо этого, учитель должен поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат «положительную обратную связь», которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрить сознательное отношение ребят к участию в дискуссии и следованию установленным правилам, можно предложить им оценить проведенное обсуждение по следующим параметрам:

1. Довольны ли вы дискуссией?

2. Что было в ней удачно?

3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

5. Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки — краткое обсуждение по каждому пункту, самостоятельный ответ на вопросы с последующим подведением итогов, обсуждение отдельных параметров оценки и т.д. Вопросы для оценки можно написать на большом плакате и повесить на стену в классе.

Дискуссии и оценивание

Можно ли как-то оценить учеников, участвовавших в дискуссии? Это непростой вопрос. На него есть несколько ответов:

1. Никак не оценивать непосредственное участие в дискуссии, а давать задания на оценку сразу после дискуссии или на следующем уроке. Делая задание, ученик должен показать, как он запомнил и осмыслил обсуждавшиеся тезисы.

2. Оценивать работу учеников по письменным материалам, которые создавались во время дискуссии («дискуссия по переписке», «молчаливая дискуссия», «аквариум»). Такие оценки могут быть и индивидуальными, и коллективными (всей группе сразу).

3. Ставить хорошие оценки отдельным ученикам за яркие, глубокие выступления по делу.

4. Давать отдельным ученикам-наблюдателям письменные задания в процессе дискуссии.

5. Ставить оценки ученикам (разумеется, заранее предупредив их об этом) за проявленные коммуникативные навыки.

6. Если это свободная дискуссия, где не используются никакие средства регулирования и структурирования, поощрять хорошими оценками активных учеников. Но тогда возникает опасность монополизации ими дискуссии.

Технология организации учебных дискуссий

Структурированные дискуссии: разговоры «по кругу» («цепочка», «полилог», «дискуссия по переписке»), дискуссии с предварительной работой в парах («рабочий гул», «колесо», «социологи»), дискуссии с предварительной работой в группах («аквариум», «молчаливая дискуссия», «диспут», «бинарная дискуссия», «иерархическая дискуссия», «мозговой штурм», «ток-шоу»)

Литература

1. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р. И. Альбеткова М., Просвещение, 1991.

2. Белова С. В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.

3. Загрекова Л. В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004.

4. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5.

5. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. - Москва, «Педагогический поиск», 2002.

6. Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н. В. - Калинин, 1980.

7. Ничкова Т. А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка. Презентация ,2012.nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/aktivnye_formy_priemy_metody.pptx

1.3 Правила организации диалогового обучения на уроках

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика».

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

– контролирует ход работы в группах;

– отвечает на вопросы;

– регулирует споры, порядок работы;

– в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе .

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

– развитие личностной рефлексии;

– осознание включенности в общую работу;

– становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

– развитие навыков общения;

– принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

– повышение познавательной активности.

– формирование класса как групповой общности;

– повышение познавательного интереса;

– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

– формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях .

14 Технологии диалогового обучения

Технологии интерактивного обучения.

– Работа в парах.

– Ротационные (сменные) тройки.

– Карусель.

– Работа в малых группах.

– Аквариум.

– Незаконченное предложение.

– Мозговой штурм.

– Броуновское движение.

– Дерево решений.

– Суд от своего имени.

– Гражданские слушания.

– Ролевая (деловая) игра.

– Метод пресс.

– Займи позицию.

– Дискуссия.

– Дебаты.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится учащимся такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики которые сидят и слушают, через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника .

Броуновское движение предполагает движение учащихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как Займи позицию. Зачитывается какое-нибудь утверждение и учащиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Нужно, чтобы они учились объяснять свою позицию.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «большой круг». Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - «аквариум».

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

– как они общаются,

– как реагируют на чужую мысль,

– как улаживают назревающий конфликт,

– как аргументируют свою мысль и т. д.

Гендерное воспитание в подростковом возрасте

Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию...

Дидактические средства реализации практико-ориентированного обучения физике

Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях»...

Изучение иностранного языка в дошкольных образовательных организациях

Основным условием организации образовательного процесса по иностранному языку в дошкольной образовательной организации является наличие нормативно-методической базы, то есть образовательной программы...

Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся

Методы диалогового обучения на уроке информатики

Методы диалогового обучения на уроке информатики

Образовательный процесс в высшем учебном заведении МГУ им. Г.И. Невельского

Основной объективной оценки образовательной деятельности Университета являются государственные стандарты. Университет в соответствии с лицензией, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке...

Организация дифференцированного обучения на уроках физики

Организация дифференцированного обучения на уроках физики

Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журнал...

Особенности преподавания физкультуры парням и девушкам

Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка - основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости...

Особенности развивающего обучения на уроках труда

Развивающее обучение предполагает развитие личности по способностям в различных видах деятельности. Как отмечалось выше, одна из задач развивающего обучения состоит в том...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

Реализация принципа интерактивности на уроках иностранного языка

Педагогам, которые решили работать в интерактивной технологии, необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики)...

Похожие статьи

  • Любовный гороскоп женщины-Козерога, или «сто раз отмерь – один отрежь»

    Личная жизнь женщин-Козерогов является большой тайной. Вопрос в том, что она стремится ограничиться одним партнером. На первом месте у такой женщины всегда работа и только на втором – личная жизнь. Женщина Козерог в любви – это настоящий...

  • К чему снится красное платье: подробные значения

    Очень интересный символ, имеющий несколько толкований. Красное платье во сне может быть знаком радости, так и рокового стечения обстоятельств и даже беды. Смотря какое впечатление произвёл красный цвет во сне и какую роль он играл. Если...

  • Феномен миграции бабочек монарха Бабочки монархи во время миграции

    Бабочка Монархимеет гордое звание королевы среди всех насекомых. Данаида -монарх – это полное наименование насекомого, которое имеет царское происхождение. По одной из версий такое необычное имя она приобрела в честь египетского сына...

  • Что будет, если найти ключ

    Ключ – достаточно небольшая вещица, которую очень легко потерять, а вот найти весьма проблематично. Люди, которые потеряли ключ, вынуждены использовать запасные варианты либо делать дубликаты. А вот что делать человеку, который нашел...

  • Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии

    Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...

  • Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке

    Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...