Как получить целевое направление на обучение в любой ВУЗ (инструкция). Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Обучение в университетах на платной основе сегодня стало нормой, но проблема заключается в том, что многие действительно талантливые и способные молодые люди не могут себе позволить получить высшее образование. Бюджетных мест очень мало, поэтому учиться бесплатно могут лишь единицы. Но есть еще один способ, как получить диплом о высшем образовании и при этом не заплатить ни копейки с собственного кармана - это целевое направление.

Что такое и как его получить? Целевое направление - это направление от конкретной организации, которая обязуется оплатить обучение конкретного студента. Взамен предприятие требует от студента обязательной отработки после окончания университета сроком 3 года. Если по каким-либо обстоятельствам целевик не сможет возвратиться на отработку, он обязуется возвратить все деньги, потраченные на его обучение.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки. Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания университета не нужно искать работу, уже есть организация, которая приготовила для вчерашнего студента рабочее место. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения преддипломной практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Само собой разумеется, необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков.

Известно, что на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов.

В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя подсуетившиеся и собравшие необходимые документы.

В принципе, не так уж и сложно стать целевиком - было бы желание. Необходимо заранее разузнать о предприятиях, проводящих соответствующие конкурсы, определить с какими вузами они сотрудничают. Если все подходит, тогда нужно быстро собирать документы и участвовать в конкурсных отборах.

Российские ВУЗы принимают абитуриентов на бюджетные и платные отделения. Пройти по конкурсу в выбранное учебное заведение удается не всем претендентам. В таком случае целевое направление – это отличный шанс получить бесплатное высшее образование.

Что такое целевое направление?

Целевое направление – это официальное письмо юридического лица, адресованное руководству высшего учебного заведения. Документ содержит просьбу о зачислении конкретного абитуриента на определенную специальность .

Существует две разновидности целевого обучения. Набор – соглашение, которое заключают государственные (муниципальные) органы. Контрактная подготовка – учеба по направлению от отраслевых предприятий.

Механизм приема и обучения регламентируется (ст. 56).

Выделяют следующие характерные особенности целевого приема :

  • абитуриенты проходят по отдельному конкурсу;
  • обучение целевика оплачивает будущий работодатель;
  • по окончании ВУЗа специалист обязан отработать на предприятии в течение определенного времени.

Направление на учебу может получить любой российский выпускник. Документ представляет собой договор, заключаемый между студентом, работодателем и учебным заведением.

Предприятие принимает на себя все расходы на обучение, включая выплату стипендии. Размер стипендии при этом превышает сумму обычного государственного пособия и может быть равен среднему заработку по месту работы.

Порядок получения «путевки»

Направление на учебу можно получить в местной администрации или в организации, заинтересованной в молодых специалистах. Многие ВУЗы предлагают абитуриентам целевые места на предприятиях, с которыми у них заключен договор о сотрудничестве.

Кроме того, руководство организации поддерживает молодых людей со средним специальным образованием в их стремлении продолжить их учебу.

Для получения целевого направления абитуриент должен подготовить следующие документы :

  1. Выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса (для школьников).
  2. Аттестат о среднем образовании.
  3. Документ об окончании техникума или колледжа.
  4. Характеристика с места учебы или работы.
  5. Дипломы, грамоты, подтверждающие участие и достижения в олимпиадах и конкурсах.
  6. Копию паспорта и .

Характеристику выдает руководство школы или предприятия. В ней отражаются все положительные качества кандидата. Пакет документов представляется в учреждение, с которым планируется заключить договор. Претендента могут пригласить на личное собеседование.

В выдаче направления могут отказать , в частности, по причинам:

  • низкой успеваемости;
  • представления ложных сведений;
  • пропуска срока приема.

Поиск работодателя, готового оплатить учебу в ВУЗе, следует начинать примерно за полгода до окончания школы. При этом закон запрещает учебным заведениям заключать договор с компаниями, которые находятся в частной собственности, и с индивидуальными предпринимателями. Такому работодателю предоставлено право оформления ученического соглашения (ст. 198 Трудовой кодекс РФ).

Выдача направления на учебу в конкретный институт, не означает то, что выпускник автоматически зачисляется на первый курс. Приемная комиссия оценивает результаты ЕГЭ и выбирает наиболее сильных претендентов.

Плюсы и минусы целевого обучения

Перед тем, как отправляться за целевым направлением в ВУЗ, абитуриент должен знать все достоинства и недостатки выбранного пути получения высшего образования.

К преимуществам такой учебы относится :

  • высокая вероятность поступления (конкурс намного ниже, по сравнению с общими условиями);
  • бесплатное обучение;
  • первоочередное зачисление (в случае неудачи можно участвовать в основном конкурсе по другой специальности или в другом институте);
  • получение стипендии от предприятия;
  • организация прохождения обязательной практики;
  • помощь при написании диплома (предоставление необходимых материалов);
  • гарантированное рабочее место по окончании ВУЗа.

Кроме неоспоримых достоинств целевое обучение обладает рядом существенных недостатков :

  • обязанность учиться без академической задолженности;
  • невозможность изменить профиль специальности (за исключением взаимосвязанных профессий);
  • возможное трудоустройство на место с низкой заработной платой;
  • необходимость отработать определенный срок в организации, заключившей договор.

Если выпускник за время учебы передумает возвращаться на предприятие, он обязан возместить средства, затраченные на его подготовку. В сумму возмещения входят :

  1. Оплата обучения.
  2. Социальные выплаты (например, ).
  3. Штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.

Законодатель предусмотрел отдельные случаи, когда специалист может освободиться от обязательной отработки . Основанием для этого выступает призыв выпускника в армию, отпуск по уходу за ребенком, тяжелое заболевание студента и иные уважительные причины.

Обязательства работодателя

Предприятие или государственный орган, выдавший направление в ВУЗ, принимают на себя обязательства по обеспечению качественной подготовки специалиста. Общие обязанности включают:

  1. Своевременное перечисление денежных средств на счет ВУЗа.
  2. Ежемесячные стипендиальные выплаты.
  3. Предоставление места работы, соответствующее квалификации выпускника.

Нарушение работодателем условий договора освобождает молодого специалиста от необходимости отработать в организации определенное время.

При подписании договора на целевое обучение абитуриент и его родители должны тщательно изучить все пункты документа. Особое внимание следует уделить разделам о правах и ответственности сторон.

За время учебы возможно появление непредвиденных обстоятельств. В интересах студента необходимо заранее оговорить такие вопросы, как академический отпуск или серьезное заболевание.

Большинство целевых направлений в высшие учебные заведения выдается государством: правоохранительными органами, организациями здравоохранения и образовательными учреждениями.

Как получить направление в мединститут или ординатуру?

Огромной популярностью целевое обучение пользуется у будущих медиков . Это объясняется высоким конкурсом на бюджетные места.

Ежегодно Правительство РФ формирует перечень категорий специалистов, в которых нуждается государство. Далее Министерство образования РФ определяет количество мест для целевиков для каждого российского ВУЗа.

Школьникам необходимо обращаться в местное Управление здравоохранения. Все заявки формируются в единый список. После объявления результатов ЕГЭ выпускники с лучшими оценками получают путевку в институт. Возможно также получение рекомендации для поступления в ординатуру. Абитуриенты, имеющие среднее медицинское образование, могут самостоятельно заключать договор с медицинским учреждением.

Как поступить в один из ВУЗов МВД?

Путевки в высшие учебные заведения системы МВД распределяет региональное Управление внутренних дел. Преимущество при получении направления имеют выпускники профильных классов и молодые люди, прошедшие срочную службу в армии.

Кроме стандартных документов об успеваемости кандидаты представляют медицинскую справку о годности к прохождению обучения и службы .

Работа в органах внутренних дел предполагает наличие определенных качеств, например, устойчивость к стрессовым ситуациям. Поэтому претенденты проходят дополнительное психологическое тестирование.

Поступление на педагогические специальности

Целевое направление выпускникам, которые решили связать свою дальнейшую жизнь с преподаванием и воспитанием детей, выдает Управление образования местной администрации.

Абитуриенту следует уточнить в университете (институте), с какими средними учебными заведениями сотрудничает ВУЗ. После этого нужно побеседовать с директором выбранной школы. По результатам собеседования образовательное учреждение направит ходатайство в отдел образование о выдаче направления на целевое место.

За помощью в подборе школы можно обратиться в приемную комиссию педагогического ВУЗа. Чаще всего выпускникам предлагают подписать договор с учебными заведениями, расположенными в сельской местности.

Условия поступления, квоты

Направление на целевое обучение выдается на определенную специальность в конкретное высшее учебное заведение. Ходатайство нельзя передать другому человеку. Если абитуриент подает документы в другой институт, то он будет участвовать в конкурсе на общих основаниях.

Квота приема ежегодно рассчитывается учредителями ВУЗов (например, Министерством здравоохранения или образования). Количество целевых мест в учебных заведения технического профиля определяется предварительными заявками работодателей.

Университет (институт) вправе увеличить набор по согласованию с заказчиками. Если желающих поступить на договорное место нет, квота обнуляется.

Существенные условия целевого поступления и обучения закреплены в федеральных нормативных актах. Обязательства ВУЗа, работодателя и молодого специалиста, определенные законом, служат гарантией обеспечения их прав.

Как обратиться за направлением, можно узнать из следующего сюжета.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня хотелось бы напомнить или рассказать абитуриентам про целевое направление, его плюсы и минусы. Итак, что же хорошего и плохого есть в поступление по целевому направлению? На самом деле тема достаточно обширная, поэтому я освещу основные пункты, если будут вопросы, спрашивайте в комментариях, постараюсь ответить.

Что такое целевое направление, как получить и какие есть плюсы?

Целевое направление – это возможность бесплатно обучаться в ВУЗе, получить специальность и, что самое интересное, место работы. Целевое направление на обучение как получить? Будем откровенны, зачастую целевое направление получают, что называется «по блату», но официально варианты где взять целевое направление следующие:

Но не нужно думать, что наличие целевого направления автоматически делает Вас студентом, это не совсем так. Конкурс при поступлении всё же будет, но не среди всех абитуриентов, а только среди «целевиков», то есть абитуриентов, имеющих целевое направление. Этот конкурс проходит проще, поскольку конкуренция значительно ниже, да и проходные баллы ЕГЭ несколько ниже.

Ещё один момент, связанный с обучением по целевому направлению заключается в том, что сейчас все ВУЗы переходят на так называемую Болонскую систему образования. Проще говоря, сейчас вместо обучения специалистов есть обучение бакалавров и магистров. Назревает логичный вопрос, а кем можно стать после обучения по целевому направлению — бакалавром или магистром? На уровне закона это не прописано (или я не нашел), но нашел, что бакалавром или магистром Вы станете зависит от заключенного с предприятием договора и его готовности оплачивать Ваше образование. Если предприятию нужны магистры и оно готово оплатить образование в магистратуре, то быть Вам магистром, в противном случае — бакалавром

Теперь соберем в кучу все преимущества от поступления по целевому направлению:

  • Легче поступить, конкурентов меньше, проходной бал ЕГЭ ниже.
  • Бесплатное обучение, поскольку всё за Вас оплатит предприятие, которое выдало целевое направление.
  • Наличие места работы после окончания ВУЗа. Более того, после поступления будет составлен договор между институтом, предприятием и Вами, где будет прописано, что Вы обязаны отработать несколько лет на данном предприятии или возместить предприятию все деньги, потраченные на оплату Вашего обучения.

Поступление по целевому направлению, минусы.

Как и всегда, в любом хорошем деле найдется ложка дёгтя. Возможно для Вас это всё будет мелочами, но знать о них не будет лишним:

  • Вы можете разочароваться в выборе специальности. Вдруг поймете, что Вы хотите быть не, скажем, медиком, а, например, архитектором. Но после окончания обучения придется несколько лет (минимум 3 года) отработать медиком.
  • Вы не будете получать стипендию от института и про тоже можно забыть. Возможно, будет стипендия от предприятия, но не факт.
  • Вы не сможете переехать в другой город, пока не отработаете указанный в договоре срок.
  • Возможно каждое лето Вы будете проходить практику на предприятии, которое выдало Вам целевое направление.
  • Вам может не понравиться институт, в который Вы поступили, но это уже совсем мелочи, как мне кажется.

Взвесьте все «за» и «против» и сделайте вывод о том, нужно ли Вам целевое направление или нет. Но я бы посоветовал, по возможности, брать целевое направление и обучаться, зная, что для Вас уже есть место работы!

При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».



Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

Кто в списках?

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в "целевики" обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Трудоустройство

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

Новая инициатива Министерства Образования гласит – студент должен найти работодателя еще до поступления в ВУЗ, если хочет во время учебы получать повышенную стипендию.

Инициатива Николая Булаева

Выплаты будут зависеть не от успеваемости, а от будущего трудоустройства студентов. Подробности узнаем у автора инициативы, члена комитета совета федерации по науке, образованию и культуре Николая Ивановича Булаева. Чиновник предложил льготу – увеличенную стипендию для студентов, поступивших по целевому набору.

На сегодняшний день в российских вузах обучается много целевиков. Причем поступали они вне конкурса, на бюджетные места. Договора, которые с ними заключены, не имеют почти никаких правовых последствий. На взгляд Николая Булаева, это неправильно. Он предлагает ввести еще одну выплату, которая мотивировала бы молодого человека на то, чтобы он потратил какое-то время после завершения учебы в интересах муниципальных органов, региональных, государства в целом. И, возможно, студенты целевого набора 2019 года уже смогут заранее выбирать будущего работодателя в целях получения повышенных пособий.

С кем должен быть заключен договор у учащегося?

С организацией, с региональной, муниципальной или федеральной властью. Некоторые предлагают ввести обязательное распределение. По мнению Булаева, это невозможно реализовать. Государство фактически предлагает молодому человеку сделать выбор – или вы хотите учиться и не иметь никаких последствий в виде обязательств перед государством или вы хотите помочь государству – а оно предоставит вам, в свою очередь, льготу в виде повышенного пособия.

А неважно, на какие оценки будет учиться этот человек?

В договоре это все будет предусмотрено. Причем предлагается ввести стипендию на конкурсной основе, в том числе и для внебюджетников, которые оплачивают свою учебу. Они должны будут поехать работать туда, куда нужно государству. С ними заключается аналогичный договор, выплачивается пособие, которое позволяет в принципе компенсировать траты на обучение.

«Я не думаю, что сегодня есть аспиранты, которые не знают о целевом приеме или целевой подготовке. Подозреваю, что целевой прием без правовых последствий часто используется как форма «блатного» поступления для «своих». Эта программа поможет сократить число «блатных» поступлений, потому что возникают реальные штрафные санкции. После вуза выпускнику предстоит или заплатить штраф, или отправиться на место предусмотренного в договоре трудоустройства», - отмечает чиновник.

Вы хотите учиться без последствий для себя в виде направления на конкретное место работы – или вы хотите учиться, получать повышенную стипендию, и еще мало того, у вас будет предложение по работе, что очень актуально в нынешней кризисной ситуации в стране?

Что касается повышения стипендий – Николай Булаев убежден, что увеличивать выплаты студентам конечно можно и нужно. Но сегодня говорить, что завтра стипендия будет равна прожиточному минимуму, это «безумие». Таких денег у государства нет. И чиновник полагает, что никогда не будет.

О размерах стипендий

Правительство России предложило повысить размер студенческих стипендий на 4,3% в 2019 году. Инициатива сформирована в рамках проекта федерального бюджета на 2019–2021 годы. «В проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предлагается увеличение бюджетных ассигнований в связи с индексацией с 1 сентября стипендиального фонда для студентов», - говорится в пояснительных материалах к проекту.

В 2019 году кабмин предлагает проиндексировать стипендии - на 4,3%, в 2020 году - на 3,8% и в 2021 году - на 4,0%. В 2018 году объем стипендиального фонда был проиндексирован на 4%. На начало 2019 г средний размер стипендии студента на первом курсе - 1484 рубля. Выплаты назначаются учащимся очной формы, обучающимся на бюджетной форме и окончившим последний семестр на «хорошо» и «отлично». Повышенная стипендия за успехи в обучении и общественной деятельности составляет 8755 рублей.

Существует государственная социальная выплата, которую имеют право получать инвалиды 1 и 2 групп и боевых действий, сироты, оставшиеся без родительского попечения, а также учащиеся, семейный доход которых на одного человека ниже регионального прожиточного минимума. Размер социального пособия составляет 2000 рублей для вузов и 730 рублей – для учреждений среднего профессионального образования.

Именные стипендии

Не стоит забывать также о возможности получения следующих видов дополнительных выплат:

  • Президентская (1400-2200 руб, для аспирантов 3600-4500)
  • Солженицынская (1500 руб)
  • Потанинская
  • Тумановская (2000 руб)
  • Стипендия Вознесенского – для студентов, проходящих обучение по специальностям журналистика и литература (1500 руб)
  • Стипендия для студентов, проходящих обучение по специальностям экономика и модернизация (5000-7000 руб, для аспирантов – 11-14 тыс)

Как видим, государство предоставляет студентам достаточно возможностей для получения приличных ежемесячных выплат и активно поощряет тех, кто демонстрирует неподдельный интерес к учебе, хорошую успеваемость и серьезное отношение к будущему. Новая инициатива правительства РФ – очередное тому подтверждение.

Похожие статьи