Менеджмент - профессиональная деятельность. Менеджмент. Основы менеджмента Что такое профессиональный менеджмент

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.


  • История развития менеджмента. Национальные особенности.

  • Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации.

  • Внешняя среда организации.

  • Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента.

  • Планирование. Виды планов. Формы, этапы, принципы планирования.

  • Стратегическое и тактическое планирование,

  • Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Правила работы с группой.

  • Сущность делегирования. Полномочия и ответственность. Правила и принципы делегирования.

  • Понятие контроля. Этапы и правила контроля.

  • Понятие методов управления. Классификация методов. Характер воздействия.

  • Типы управленческих решений и требования предъявляемые к ним. Методы и этапы принятия решений.

  • Конфликты в коллективе. Их сущность и классификация. Причины возникновения
    конфликтов. Методы управления. Последствия конфликтов.

  • Понятия руководства и власти. Управление человеком и группой. Искусство строить отношения с сотрудниками.

  • Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Вилы и совместимость стилей.
  • Тема 1. Понятие менеджмент. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
    При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином « управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.

    Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В переводе с английского это слово (менеджмент) звучит как «управление», «организация», «деятельность».

    В упрощённом понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей,

    Менеджмент - наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обогащения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности, социальная психология, инженерная социология, психофизиология и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы - получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги, использующих многообразные ресурсы.

    Основоположником этой науки является американец Фредерик У. Тейлор, а лидером современного менеджмента Соединенные Штаты Америки.

    Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческий действий функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: это значит предвидеть, планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать.

    Наиболее часто используется комплексный подход к понятию менеджмент, он определяется как:


    • вид практической деятельности;

    • процесс;

    • категория людей;

    • аппарат управления;

    • наука;

    • искусство.
    Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Для решения данной задачи необходимо выполнять задачи:

    1. Проводить рыночные исследования, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей, хорошо знать своих конкурентов. Эта сложная работа называется маркетингом.

    2. Обеспечивать предприятие инновационными технологиями. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону .
    3. Уделять особое внимание уменьшению загрязнению окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Вопросы экологии должны вызывать беспокойство.

    4. Определить важнейшим элементом производственного процесса на предприятии - человека. Необходимо организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих.

    Основная задача менеджмента - сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

    Менеджмент присущ рыночной экономической системе. Он является способом экономического управления. Менеджмент представляет собой управление, основывающееся на учёте объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном производстве. Система управления возможна при наличии высококвалифицированных менеджеров, их активной, творческой работы, предприимчивости, гибкости мышления, способности к решению стратегических задач, умения работать непосредственно с людьми. Для современного менеджмента характерны качества:

    1. направленность деятельности менеджерского корпуса на получение продукции высшего качества, удовлетворяющей запросы потребителя;

    Тема 2. История развития менеджмента. Национальные особенности.
    Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

    Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект и субъект управления.

    До XX века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже XIX - XX веков. С этого же времени управление признается самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний.

    Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определённый период времени. Авторы менеджмента предлагают различные подходы к истории развития менеджмента, например подход с позиций различных научных школ:

    Школа научного управления (1885-1920г.)


    1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

    2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

    3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

    4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

    5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

    Классическая (административная) школа управления. (1920-1950 г)


    1. Развитие принципов управления.

    2. Описание функций управления.

    3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

    Школа человеческих отношений и школа поведенческий наук. (1920-1950 г по настоящие время)


    1. Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности.

    2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
    Школа науки управления. (1950 г по настоящие время)

    1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

    2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
    Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями.

    В каждой стране менеджмент имеет своё «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

    Модели национального менеджмента - японского, североамериканского, западноевропейского, латиноамериканского - в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления.

    Можно провести сравнение японской и американской моделей менеджмента по основным критериям, прибегнув к таблице1.


    Таблица 1 «Модели менеджмента»

    Японская модель

    Американская модель

    1. Философия фирмы

    Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».

    Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников.

    2. Цели фирмы.

    Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

    Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

    3. Организационная структура управления.

    Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах.

    Корпорация состоит из автономных отделений .

    4. Наем и кадровая политика.

    Широко используется труд выпускников вузов и школ.

    Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса

    Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства

    Продвижение по службе с учётом выслуги лет

    При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников.

    Плата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирмы (так называемая уравнительная зарплата).

    Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

    5. Организация производства и труда

    Основное внимание уделяется цеху - низовому звену производства

    Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.

    Используется система «точно вовремя» без

    создания запасов и межоперационных заделов.



    Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций

    6. Стимулирование работников

    При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада).

    Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

    Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионный фонд, доставка на работу транспортом фирмы, организация коллективного отдыха и др.

    7. Внутрифирменное планирование

    Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет.

    Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года

    Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показываются объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

    По каждому новому виду продукции используется «стратегические хозяйствующие центры» (СХЦ)

    8. Финансовая политика

    Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно

    Администрация фирмы перераспределят прибыль между отделениями

    Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

    Расширение производства за счет покупки(поглощения, слияния) других корпораций

    Широкое привлечение заемных средств

    Самофинансирование корпораций

    Тема.3. Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации.
    Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

    Эта группа должна соответствовать требованиям:


    1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

    2. Наличие цели, которую принимают как общую все члены группы.

    3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь цель.
    Общие характеристики организации:

    1. Наличие ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

    2. Зависимость от внешней среды.

    3. Разделение труда (горизонтальное и вертикальное).

    4. Наличие подразделений.

    5. Необходимость управления.
    Внутренняя среда организации.

    Главные переменные внутренней среды:

    Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цели направлены на:


    • выживание;

    • прибыль;

    • перспективы.
    2. Задачи.

    Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.

    Традиционно задачи делятся на категории:


    • работа с людьми;

    • работа с предметами;

    • работа с информацией.
    Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнением.

    4. Технология.

    Технология - средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Производственные задачи выполняются по определённым конкретным технологиям.

    5. Люди внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте.

    Человек - центральная фигура в любой организации. Работа персонала на предприятии является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности.
    Тема 4. Внешняя среда организации.
    Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Различают среду прямого и косвенного действия.

    Среда косвенного действия.

    Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем среды косвенного действия.


    1. Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции в РФ и Тульской области платёжеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и др.

    2. Политика. Оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся регионах. В России фактор политической стабильности - важнейшее условие деятельности предпринимателей.

    3. Научно-технический прогресс. Характеризует уровень развития науки и техники. Высокий уровень научно-технического прогресса вынуждает производственные фирмы разрабатывать и внедрять новые технологии.

    4. Социальный фактор. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разной национальности, молодёжи, людям преклонного возраста.

    5. Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Формы реализации международного бизнеса могут быть различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.
    Среда прямого действия.

    1. Потребители - это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене её можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором отражающим многообразие внешней среды.

    2. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоя вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

    3. Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жестокой позиции конкурентов.

    4. Местные государственные органы формируют нормативную базу создания и функционирования предприятия.
    Внешняя среда характеризуется:

    1. Сложностью - менеджеру необходимо учитывать определенное число факторов, на которые организация обязана реагировать , а также вариантность факторов.

    2. Подвижностью - развитием рыночной экономики вариантность нарастает. Наиболее быстрые изменения происходят в наукоёмких отраслях.

    3. Неопределённостью, учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принять эффективные управленческие решения. Неопределённость внешней среды зависит от качества информации и её достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределённости.
    Итак, организация - это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Менеджер должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям.
    Тема 5. Цикл менеджмента. Характеристика функций.
    Всю многообразную деятельность по управлению организацией как социотехнической системой можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.

    Функция - объективная составляющая управления, проявление которой становятся условием проявления этого целого.

    Ключевыми функциями являются:


    • планирование;

    • организация (организовывание);

    • мотивация;

    • контроль.
    Выполнение всех этих функций пронизано процессами принятия решений и процессами передачи информации (коммуникациями).

    Планирование - стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.

    Римский философ Сенека сказал: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным».

    Организовывание - функция нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь.

    Функция организации определяется как процесс создания системы, которые дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей.

    Процесс организации:


    1. Определение целей и задач предприятия.

    2. Определение видов работ для решения поставленных целей и задач.

    3. Оценка имеющихся ресурсов.

    4. Группировка видов работ и трудовых ресурсов в организационной структуры.

    5. Выявление и оценка степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.

    6. Выявление специфических видов деятельности на предприятии.

    7. Оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов.
    Мотивация – процесс, обеспечивающий успешное выполнение работы и продвижения к намеченным в планах целям менеджер должен побуждать людей эффективно трудиться.

    Контроль - управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными.

    Функции находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента.

    Планирование

    Контроль Организация

    Координация

    Мотивация
    рис. 1 Цикл менеджмента
    Координация – согласование действий многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы.

    Задачей функции является обеспечение слаженной работой всего производственного коллектива. Успех координации зависит от информации и всех служб связанных с её получением и обработкой. Менеджер должен обладать большой эрудицией и аналитическим умом, чтобы на основе поступивший к нему сведений координировать текущую и планировать будущую деятельность своих подчиненных.

    Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляются в том. что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают: в любом плане всегда имеется стадия организовывания, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором и т.д.


    Тема 6. Планирование. Виды планов. Формы, этапы, принципы планирования .
    Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путём целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

    Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решения.

    Виды планирования:

    1. По степени охвата:

    а) общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

    б) частное планирование, охватывающее определённые сферы деятельности.

    а) стратегическое (поиск новых возможностей);

    б) тактическое (создание определённых предпосылок);

    в) оперативное (реализация возможностей).

    3. По предмету планирования:

    а) целевое планирование (определение целей);

    б) планирование средств (материальных, финансовых и трудовых);

    в) программное планирование (планирование программ производства и сбыта);

    г) планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

    4. По сферам функционирования:

    а) планирование производства;

    б) планирование сбыта;

    в) планирование персонала;

    г) расширенное общее планирование.

    5. По срокам:

    а) краткосрочное планирование (недельное, месячное, квартальное, полугодовое, годовое)

    б) среднесрочное планирование (на срок от 1 года до 5 лет);

    в) долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

    6. По возможности изменения планов:

    а) жёсткое планирование;

    б) гибкое планирование.

    Процесс планирования включает в себя этапы:


    1. Выработку общих целей предприятия.

    2. Детализацию и конкретизацию целей.

    3. Определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей.

    4. Контроль за достижением целей.
    Эффективность планирования во многом определяется тем. насколько соблюдены следующие его принципы.

    Принцип единства - планирование деятельности любого звена организации должно быть связано с плановой деятельностью всей организации.

    Принцип участия - процесс планирования должен привлекать к себе тех. кого он непосредственно затрагивает.

    Принцип непрерывности - процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно.

    Принцип гибкости - обеспечение возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

    Принцип точности - любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.

    Как подчеркивают эксперты, современная управленческая деятельность представляет собой особую разновидность трудового процесса. Поэтому она характеризуется присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом и, наконец, его результатом.

    Управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно эволюционировала, превращаясь в то, что на современном этапе определяется как менеджмент.

    Менеджмент – особый самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение функционирующим в рыночных условиях предприятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности на основе рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением разнообразных принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента.

    Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

    Организация и управление (производством и коллективом);

    Постановка и корректировка задач;

    Разработка этапов работы;

    Принятие решений;

    Налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

    Регулирование процессов;

    Сбор и обработка информации;

    Анализ информации;

    Подведение итогов работы.

    Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную подготовку.

    Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.

    Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

    Высший уровень (top manager ) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

    Среднее звено (middle manager ) – руководители управлений, отделов, цехов;

    Низшее звено (entry manager ) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

    Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Большую часть рабочего времени такой менеджер отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров.

    На среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

    За изменение организационных структур,

    Разработку системы производства и сбыта продукции;



    Организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

    Своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

    Координирование и управление работой руководителей низшего звена.

    Выполнение таких задач требует способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способности быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умение видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

    В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить основные функции таких менеджеров: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация туда персонала; контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

    Прежде чем одолеть конкуренцию, вы должны одолеть свою собственную компанию.

    Скотт Адамс, всемирно известный карикатурист

    В своих статьях я нередко употребляю термин "Профессиональный менеджмент". Это одно из самых расплывчатых понятий, имеющих очень широкую трактовку. Кто-то считает, что оно близко по смыслу к слову профессия, полагая, что человек, имеющий диплом о формальном образовании в области управления может считаться профессиональным менеджером. Другие находят больше сходства со словом профессионализм, подразумевая под этим мастерство владения своей профессией. Третьи отрицают существование профессионального управления, считая, что управлять может каждый человек, который становится начальником.

    В этой статье я буду писать о профессиональном менеджменте, подразумевая генеральный менеджмент и роль высшего руководства в управлении бизнесом. Для меня профессионализм управления заключается в умении топ-менеджера добиваться такого состояния организации, при котором она обретает способность своевременно, адекватно, с предсказуемыми последствиями реагировать на поставленные задачи. Другими словами, профессиональный топ-менеджер должен справляться с двумя основными задачами: спроектировать и создать бизнес-машину, способную успешно конкурировать (создание конкурентного потенциала), а также управлять этой бизнес-машиной так, чтобы максимально использовать конкурентный потенциал для решения задач бизнеса (реализация конкурентного потенциала). Из этого вытекает моё определение профессионального менеджмента.

    Профессиональный менеджмент – это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников. По отношению к менеджменту коммерческой организацией я употребляю слово профессиональный , как синоним слов эффективный и результативный . Можно было бы это определение уточнять до бесконечности, расшифровывая каждое выражение, но я остановлюсь на этой обобщённой формулировке, чтобы не завести читателя в глубокие «джунгли» теории менеджмента.

    Что такое профессиональный менеджмент, что он даёт на практике?

    В качестве первого примера рассмотрю роль профессионального менеджмента в организации инновационного бизнеса с использованием венчурного инвестирования.

    Для успешного зарождения и развития инновационного бизнеса нужны три основных компонента:

    предпринимательская инициатива, выраженная в бизнес-идее;
    профессиональный менеджмент, способный эффективно реализовать бизнес-идею на практике;
    финансовые инвестиции, позволяющие привести всё в движение.

    Финансы – это кровь бизнеса. Но деньги дают лишь тем, кто умеет ими грамотно распорядиться, принести прибыль финансисту с приемлемым уровнем риска. Предприниматель с хорошей бизнес-идеей для венчурных инвесторов ничего не стоит, пока не станет понятно, способен ли он реализовать свою бизнес-идею на практике. Венчурным инвесторам сама бизнес-идея не интересна, их интересует финансовая выгода от реализации этой идеи при определённом уровне инвестиционного риска.

    Мне случалось наблюдать, как предприниматель-изобретатель какого-нибудь технического чуда, пытается зажечь своей идеей венчурных инвесторов, рассказывая о непревзойдённых технических характеристиках своего изобретения. Инвесторы слушают, вежливо кивают, но на самом деле ждут момента, когда изобретатель закончит, чтобы задать свои вопросы, например: «Какой объём рынка у подобной продукции? Почему потребители предпочтут именно его продукт? Как планируется организовать производство? Кто будет управлять компанией? Какие инвестиции нужны на каждом этапе? Какой период возврата инвестиций?» и так далее. В большинстве случаев предприниматель совершенно не готов к ответу на эти вопросы, так как у него не достаточно квалификации в управлении, он даже не представляет, что всё это можно спрогнозировать. Он не верит, что профессиональный менеджер может ответить на все эти вопросы.

    Уровень финансового риска инвесторы оценивают по потенциальной способности будущей организации конкурировать на рынке, то есть превращать бизнес-идею в конкретные продукты, продавать их конкретным потребителям, зарабатывать реальную прибыль и повышать стоимость бизнеса. Поэтому, хорошая бизнес-идея только в сочетании с профессиональным менеджментом и реалистичным бизнес-планом имеет шансы привлечь внимание венчурных инвесторов и вызвать у них доверие.

    Есть два типа доверия. В одном случае я доверяю вам, поскольку я доверяю вашим намерениям. Другая форма доверия - доверие не только намерениям человека, но и его способности исполнить эти намерения. Обе формы важны... Если вы действуете так, что я вижу, что и ваши намерения, и ваша компетентность позволяют вам отстаивать мои интересы, я доверяю вам. Если же вы в своих действиях обнаруживаете, либо недостаточно "благие намерения", либо недостаток компетентности, чтобы проводить эти намерения в жизнь, доверие всегда будет падать.
    Джон Коттер, профессор в отставке Гарвардской бизнес-школы.

    Отношение предпринимателя к своей бизнес-идее, как отношение матери к ребёнку, как отношение влюблённого к любимому человеку – недостатков нет, в наличии одни достоинства. Такая влюблённость и нежелание замечать очевидные со стороны недостатки вызывает недоверие финансистов. То есть предпринимателю, как правило, не хватает компетентности в менеджменте, и в этом случае прагматичный взгляд профессионального менеджмента на коммерческую перспективу проекта для инвестора имеет решающее значение.

    Взаимосвязь трёх факторов создания венчурного бизнеса можно образно представить так. Бизнес-идея предпринимателя - это автомобиль, менеджер - это водитель, а финансы - это бензин. Предприниматель без менеджера, как автомобиль без водителя, менеджер без бизнес-идеи предпринимателя, как водитель без автомобиля. Автомобиль с водителем, но без бензина, как бизнес-идея, подкреплённая профессиональным менеджментом, но без финансовых инвестиций. Пока три компонента не будут в наличии никто никуда не поедет.

    Настоящие венчурные проекты часто появляются из конфликта предпринимателя и профессионального менеджмента. По-моему, это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, особенно когда риски просчитать сложно. Мой управляющий директор - математик и финансист. И если я подхожу ко всему с эмоциональной точки зрения, то он все «цифрует». Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция часто сталкиваются с его рациональностью. Я сам постоянно чего-то хочу, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.

    Дмитрий Буряк, основатель B&S Holding

    На самом начальном этапе зарождения бизнеса не нужны большие инвестиции, они даже вредны, так как предприятие управляется вручную, масштабы бизнеса невелики. На этом этапе «младенчества» происходит проверка бизнес-идеи на жизнеспособность, а предпринимателя на прочность.

    Для начальных инвестиций, в первые два года больших денег не нужно. Самые крупные и известные компании начинались с маленьких инвестиций, а провалы почему-то следовали за огромными инвестициями.
    Тим Дрейпер, крупнейший инвестор, управляющий директор крупнейшей американской венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая является мировым лидером венчурного инвестирования.

    Но когда бизнес-идея себя оправдала, бизнес начинает развиваться и начинается основная стадия финансирования проекта, предприниматель должен уступить ведущую роль профессиональному менеджеру, который создаст эффективную бизнес-систему. В противном случае очень большая вероятность серьёзного кризиса, который может привести к банкротству. В жизненном цикле организации такой переходный период с этапа «давай-давай» (быстрого роста) к этапам «юности» и «расцвета» возможен только при хорошем администрировании. Если основатель не передаёт управление, то компания попадает в «западню основателя» и, в лучшем случае, откатывается назад, в худшем случае, перестаёт существовать. По этой причине инвесторы не вкладывают деньги в плохо управляемые организации, а финансовые институты не дают денег в долг.

    Ещё один пример. Возьмём для сравнения двух предпринимателей. Бизнес-идею первого предпринимателя оценим в 100 баллов (её потенциал получения экономических результатов). Бизнес-идея второго предпринимателя имеет потенциал 30 баллов. За два года первый предприниматель реализовал бизнес-идею на 20%, а второй – на 90%. Через два года первый предприниматель имеет экономический результат 20 баллов в год, второй - 27 баллов в год. Такую разницу в эффективности реализации бизнес-идеи обеспечила более высокая предпринимательская активность второго основателя. Внешне их результаты выглядят почти одинаково и можно сказать, что оба предпринимателя состоялись.

    Но самое интересное происходит дальше. Профессиональный менеджмент имеет способность не прибавлять капитал, а приумножать его. Через пять лет капитал первого предпринимателя составляет 0 баллов, а второго 5000 баллов. Почему возникла такая разница, ведь стартовый потенциал у первого предпринимателя был в три раза выше? Ответ простой. Стартовая бизнес-идея и предпринимательская активность даёт возможность бизнесу, так сказать «пробиться» и выйти на оперативный простор. После этого дальнейшую «раскрутку» бизнеса должен подхватить профессиональный менеджмент. Причём, при грамотной постановке менеджмента, организация сама выдаёт бизнес-идеи и сама же их реализовывает, бизнес растёт, результаты преумножаются. Более активный и целеустремлённый второй основатель вовремя осознал жизненную необходимость в постановке профессионального менеджмента и осуществил это не доводя предприятие до кризиса.

    Для лучшего понимания приведу аналогию. Раньше на тракторах устанавливали два двигателя – пусковой и основной. Пусковой двигатель был бензиновым и маломощным и предназначался для запуска основного мощного двигателя. Пусковой двигатель запускался трактористом с помощью пускового троса (как заводят бензопилу). Так вот, задача предпринимателя, запустить пусковой двигатель и передать его крутящий момент на основной двигатель. Этот период передачи крутящего момента можно сравнить с передачей управления предпринимателя в руки профессионального менеджмента, чтобы максимально извлечь потенциал мощности. Если предприниматель не может или не хочет сам стать профессиональным менеджером и в то же время не передаёт управление профессионалам, то бизнес так и остаётся на уровне мощности пускового двигателя. Шума много – толку мало. Пусковой двигатель перегревается и его заклинивает, так как он не рассчитан на длительную работу и высокие нагрузки. То же самое происходит с бизнесом.

    Когда критически важно подключать профессиональный менеджмент?

    Перед тем как отвечать на поставленный вопрос, подчеркну важность понимания этапности в жизненном цикле организации для любого, кто связан с организационным управлением. Рекомендую прочитать книгу «Управление жизненным циклом корпорации», признанного гуру в области менеджмента, американского исследователя и практикующего консультанта И. К. Адизеса. В этой книге даётся подробный анализ особенностей каждого этапа жизненного цикла организации с многочисленными примерами из реальной практики.

    Критически важным моментом постановки или внедрения эффективного менеджмента для растущей организации является этап «Юность». На диаграмме этот этап обозначен ломаной кривой, чтобы подчеркнуть его преобразовательную роль, то есть период перерождения организации. В этот период организация окончательно должна избавиться от "детских болезней" и "стать взрослой".
    Проведу аналогию. В авиации есть такое понятие "Звуковой барьер" - причина трудностей в авиации при увеличении скорости полета свыше скорости звука (сверхзвуковая скорость). Приближаясь к скорости звука, самолет испытывает неожиданное увеличение лобового сопротивления, потерю аэродинамической подъёмной силы и появление вибраций.

    Для перехода самолётов от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым, необходимо было принципиально изменить тип двигателя и конструкцию самолёта – стреловидность крыльев, профиль оперения и т. д.

    Рекомендации для безопасных околозвуковых и сверхзвуковых полетов сводятся к следующему:
    винтовой самолёт в горизонтальном полёте не может достичь скорости, превышающей скорость звука, поскольку воздушный винт в зонах волнового кризиса и ударной волны неэффективен;
    переход с дозвуковой скорости на сверхзвуковую возможен только реактивными самолётами и должен выполняться насколько возможно быстрее, с использованием форсажа двигателя, чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса.

    Бизнес под управлением собственника-предпринимателя – это дозвуковые полёты. Если нужно преодолеть звуковой барьер и выйти на сверхзвуковые скорости (переход бизнеса в состояние эффективного управления), то необходимо принципиально изменить систему управления организацией, то есть передать управление в руки эффективного профессионального менеджмента. Причём пройти этот этап основательной реорганизации компания должна как можно быстрее ("чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса"), так как это опасный период управляемой дезорганизации, когда старая система уже перестаёт действовать, а новая ещё не усвоена организацией.

    На этапе «Давай-давай» собственник-предприниматель, так сказать, «жмёт на газ», и если в период «Юности» не сбалансировать управление, то период «Расцвета» в организации, вероятнее всего, никогда не наступит.

    Супергероев не бывает, и руководители должны понять, что невозможное невозможно, независимо от того, как сильно вы подталкиваете войска в атаку.
    Успех часто ведет к самонадеянности, самонадеянность – к провалу. Когда люди добиваются успеха, они, как правило, теряют объективность. Объективные требования рынка они часто подменяют своими оценками.
    Джек Траут, всемирно известный маркетолог

    Бизнес может разрушиться, как плохо отбалансированный двигатель на высоких оборотах. Пока обороты не высокие ощущается вибрация, но она не приводит к разрушению. Как только обороты превышают допустимый уровень, то динамические сверхнагрузки сначала приводят к разбалтыванию механизмов, затем к появлению трещин и в какой-то момент всё разлетается на куски. Хорошо сбалансированный двигатель выдерживает намного более высокие нагрузки и высокие обороты.

    Как говорят, статистика – вещь упрямая. Приведённая ниже цитата должна заставить задуматься владельцев бизнеса.

    Фирмы "живут" от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако "смертность" их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).

    Конечно же, разумнее следовать принципу – лучше болезнь предупредить, чем потом лечить; лучше не допустить разрушения, чем потом восстанавливать. Объективная потребность во внедрении профессионального менеджмента существует уже в конце периода «Младенчества» и тем более на протяжении периода «Давай-давай» (стремительного роста). Но в это время основатели, впервые организовавшие свой бизнес, не ощущают в этом потребности.

    Очень многие компании растут слишком быстро, не удосуживаясь в начале отшлифовать до совершенства свой производственный процесс и систему продаж... Поэтому, когда их бизнес начинает расти, он неизбежно достигает некой критической точки. И тут начинают вылезать наружу всевозможные погрешности и недостаточная согласованность производственных процессов. Зачастую бизнес рушится в тот самый момент, когда его рост кажется наиболее впечатляющим.
    Билл Бишоп, Эксперт в области маркетинга и массовых коммуникаций. Основатель и руководитель консалтинговой фирмы "Bishop Information Group Inc.", Торонто, Канада.

    Я считаю, что собственник не должен лишать себя возможности получения ценного опыта, но в тоже время, у него должно хватить благоразумия не затягивать постановку эффективного управления до наступления глубокого кризиса. Опытные собственники, которые развивают третье, пятое, десятое предприятие или направление, профессиональный менеджмент закладывают на этапе «Младенчества», а планируют его ещё на этапе «Ухаживания».

    Подведу итог. Почему в заголовке статьи я назвал профессиональный менеджмент третьим элементом? Трудно найти взрослого человека, который не смотрел фильм "Пятый элемент". По сюжету этого фильма главная героиня должна была собрать воедино четыре основных элемента, составляющих основу жизни на земле, и только тогда, когда она это сделала, героиня смогла выполнить свою миссию по спасению планеты, став пятым элементом. Для зарождения и успешного развития бизнеса необходимы три компонента или элемента - предпринимательство, инвестиции и профессиональный менеджмент. Каждый из этих элементов важен для бизнеса и исполняет свою роль. Миссия менеджмента заключается в скреплении всех элементов воедино и чем более профессионально организация реализует эту миссию, тем значительнее её успехи в бизнесе.

    Кратко об авторе: Игорь Владимирович Бондаренко, основатель компании «Прогрессивный менеджмент». В статье отражается субъективный взгляд автора на актуальные проблемы бизнеса, основанный на многолетнем опыте практического управления производственными предприятиями на должностях: директор департамента продаж, директор по маркетингу, коммерческий директор, исполнительный директор, генеральный директор, председатель правления открытого акционерного общества.

    • Лидерство и Менеджмент

    Ключевые слова:

    1 -1

    Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

    Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать в определенной сфере деятельности предприятия.

    Термин "менеджер" может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников фирмы:

    Руководителям групп;
    начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
    руководителям производственных подразделений;
    администраторам различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
    руководителям предприятий, фирм в целом.

    Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

    В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

    Быть менеджером - значит разделять ответственность за предприятия. Человек, от которого не ожидают такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба менеджеры.

    Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

    Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство, и есть отличимая от других менеджерская организация.

    Менеджеры - один из основных ресурсов фирмы. На полностью автоматизированной фирме может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут.

    Численность управляющих только в США возросла с 6,4 млн. человек в 1955 г. до 17,7 млн. человек в 1996 г. (с 10,2 до 17,7%) в общем числе работающих.

    В США подготовкой профессиональных менеджеров занято 1500 вузов. На изучении менеджмента специализируется 25% студентов и 25% выпускников, прошедших учебу на получение степени магистра управления бизнесом.

    Менеджеры - самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить её можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования фирм к ним. Эти требования удваиваются каждое поколение.

    По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

    Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

    Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

    Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

    Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в . Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

    В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И делает это с помощью специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к , ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

    В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

    Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы.

    Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.

    Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний.

    Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер сразу и композитор, и дирижер. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования сил, которые у него есть (прежде всего, ), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

    Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями.

    Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

    Знания в области теории и умения в сфере практики управления;
    способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
    компетентность в области специализации предприятия.

    Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и , общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

    Вторая категория требований к компетенции менеджера способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности.

    Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

    Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

    Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

    Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е. закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных подразделений маркетинга, производства, финансов, персонала и т. п.

    Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых менеджером на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

    Изучив тему «Менеджмент как вид профессиональной деятельности», слушатель должен уметь:

    • объяснить, откуда происходит объективная необходимость управления как вида профессиональной деятельности;
    • сформулировать понятие и основные характеристики организации;
    • объяснить особенности менеджмента как одного из типов управления;
    • дать определения понятиям «система», «процесс» и «механизм управления»;
    • охарактеризовать особенности управленческого труда;
    • определить и перечислить функции управления;
    • охарактеризовать различные подходы к разделению управленческого труда;
    • объяснить понятие «роль руководителя»;
    • перечислить традиционные и современные концепции менеджмента.

    Менеджер - не профессия?..

    В голове нашего человека, одуревшего от необходимости постоянно быть «на рысях», чтобы иметь элементарную возможность поесть вечером, понятие «менеджер» давно заняло свое место в нише, где складируется то, с чем вроде бы все ясно, но если попросят выразить словами, то... Черт его поймет, что это такое! Менеджер - и этим все сказано. Кому надо, тот разберет. Естественно, каждый разбирает по-своему.

    Сейчас профессия «менеджер» на отечественном рынке труда является наиболее востребованной, а люди, работающие по данному профилю, чаще всего самые неквалифицированные. Парадокс? Ничуть. Скорее закономерность. Нынешние работодатели изобрели уникальные специальности, кардинально отличающиеся по профилю, но совершенно не разнящиеся на слух. Поэтому каждый уважающий себя безработный точно знает: в конце концов можно и менеджером. Опять же, пролистав издания, публикующие информацию о предлагаемых на данное время вакансиях, вычитываешь столько о профессиях, название которых начинается со слова «менеджер» (одни списки предъявляемых к кандидатам требований чего стоят), что даже люди, получившие в свое время данную квалификацию, мягко говоря, теряются.

    Набирают: менеджеров по обучению, по персоналу, по маркетингу, по проектам, по рекламе, по ВЭД, по продажам, по сбыту, по закупкам, финансовых менеджеров, офис-менеджеров, менеджеров бэк-офиса, менеджеров-делопроизводителей, продакт-менеджеров, бренд-менеджеров. Попадаются и такие типично отечественные изобретения, как менеджеры по продажам услуг, менеджеры торгового зала и менеджеры по контролю за деятельностью сотрудников... (15)

    Ни одна компания не может существовать без менеджеров. Как только появляется предприятие, сразу же появляется потребность в управлении его деятельностью. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

    Английское слово «management», употребляемое в русском языке без перевода, происходит от латинского слова «манус» - «рука». Первоначально оно использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими, но позднее распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, приведенное в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

    • 1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях;
    • 2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления;
    • 3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

    Итак, менеджмент - это в первую очередь управление и, по определению Питера Друкера, особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы, а менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

    Однако высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают, что он менеджер. Например, если человек единолично и самостоятельно выполняет работу, относящуюся к управлению предприятием, это еще не дает оснований считать его менеджером. Менеджером он становится, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся на конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

    Менеджеры возглавляют различные структурные подразделения предприятия. При этом одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя управленческую иерархию. Конечная цель деятельности любого менеджера - достижение требуемых результатов в возглавляемом им структурном подразделении.

    В настоящее время менеджмент как вид профессиональной деятельности и такая профессия, как менеджер, - объективная необходимость современного этапа развития общества и производственной сферы. Рассмотрению и разъяснению этих понятий посвящена тема «Менеджмент - профессиональная деятельность».

    Похожие статьи