Нравственное государство как государство справедливости: штрихи к концепции. Этическое государство. Прошлое, настоящее, будущее Отличие правового государства от этического

Этическое государство

Приоритет морали в древнем славяно-арийском обществе.

Этика – наука о целях и ценностях человека, из которых вырастают формы взаимоотношений с самим собой (нравственность), с людьми и природой (мораль). Нравственность и мораль управляют эмоциями человека, а они, в свою очередь, имеют свойство преобразовывать человека в ту или иную сторону в зависимости от качества эмоций, и чем эмоции сильней (до определённого предела), тем сильней преображение (метаморфоза). Т.о., этика – движущая сила эволюции. Приведём некоторые необходимые нравственные качества зрелой личности:

    безупречность – не генерировать негатив,

    честность – мысли, слова и дела совпадают,

    ответственность – неисполнение принятых решений уничтожает силу сущности,

    смелость - страх усиливает негативную ситуацию.

Нарушая этические принципы, человек, не желая и не ведая того, вызывает органические нарушения в своём теле, ухудшает качество чувств, извращает эмоции, теряет связность мышления и рвёт ткань событий, к которым он стремится и которые ему суждены. Наши далёкие прапредки знали об этом.

Парадигма бытия современной техногенной цивилизации, основанная на иудеохристианской идеологии и римском праве Запада, как известно, ведёт в глобальный системный кризис и, в конечном счёте – к самоуничтожению. Этому всячески способствует т.н. Мировое Правительство, внедряя повсеместно массовые прививки, генно-модифицированные продукты питания, алкоголь, табак, наркотики, климатическое оружие…, а через средства массовой дезинформации – стереотипы поведения типа мультикультурности, неограниченной эмансипации женщин вопреки их природе и т.д., ведущие к растворению рас и народов в единое безликое стадо. В существующей мировой экономической системе власть имущие считают, что 7 млрд человек, населяющих планету, слишком много и оптимальное количество его должно быть не более1 млрд. В данной ситуации существует два выхода: Новый Мировой Порядок (сионофашизм) или вернуться к Славяно – Арийской Ведической Православной парадигме бытия, о которой подавляющее большинство ничего не знает стараниями сил, контролирующих нашу планету.

Современный человек называет себя homo sapiens – человек разумный. Это необходимое, но недостаточное условие его бытия. Следующее условие – homo moralis, человек морали или этики, основанной на культуре (культ УРА) славяно-арийского ведического православного происхождения (пара высших уровней бытия: ПРАВЬ-СЛАВЬ входят в символический крест, в который входит и другая пара: ЯВЬ-НАВЬ). Из него следует приоритет ценности творческой личности, а не материального богатства.

У наших прапредков мораль основывалась на семи основах, которые имеют свои соответствия в природе согласно универсальному принципу подобия и размерностей во всём сущем: от простого уровня организации системы - к более сложной. «Как вверху, так и внизу; что внутри, то и снаружи; что в большом, то и в малом». Гермес Трисмегист. (1).

    Терпимость – явление суперпозиции – целостность.

    Взаимоуважение – резонанс – развитие.

    Преемственность – сохранение энергии – наследственность.

    Соответствие – 3-й закон Ньютона – гомеостаз.

    Соизмеримость – закон рычага – приоритет морали над правом – раздражимость.

        Открытость, но уравновешенная традициями и почитанием предков – 2-й закон Ньютона – изменчивость.

        Сотрудничество через отзывчивость – самонастройка, синэргия – самоорганизация.

Эти основы ещё были широко распространены до времени Петра 1.

Ни один из выше приведенных семи моральных основ нарушать нельзя, т.к. за ним рушатся все остальные (живой организм, например, не может существовать без одного из семи основ, этих по сути признаков жизни).

В этическом государстве действуют не законы, основанные на римском праве, которые поддерживаются репрессивным аппаратом, а принципы морали, которые совпадают с общественной моралью и поддерживаются общественным мнением и совестью граждан. Следует признать, что в настоящее время у некоторых народов даже отсутствует в языке понятие «совесть».

Назначение морали – сохранение семьи, коллектива, государства. Цель этического государства – создание общества для решения любых социальных противоречий, дающего возможность реализоваться и эволюционировать каждому и способствовать достижению Общего Блага. Но такое совершенное общество возможно при наличии совершенных людей. Путь к построению такого общества неблизкий. Сначала нужно построить капиталистическое общество – свободное предпринимательство и торговлю без эксплуатации.

Многомерная экономика.

Круговорот энергии и вещества человека и общества.

Как известно, у человека существует четыре вида обменных процессов:

пищеварение, кровообращение, лимфообращение, нервные связи. Согласно принципу подобия Гермеса Трисмегиста в обществе должны быть подобные структуры.

Общество для своей жизнедеятельности производит непрерывно предметы потребления, имеющие свою стоимость, которая м. б. выражена через энергетический эквивалент.

Цена любого производимого предмета состоит соответственно из:

    энергии человека – нормочасы, например;

    энергии машин, сырья, материалов;

    сэкономленной энергии при применении новых идей и услуг;

    энергии непроизводственной сферы – энергии прав и способностей (инициативы).

Эти четыре независимых видов круговоротов энергии могут быть выражены через деньги, которые не должны конвертироваться между собой. Каждому круговороту соответствует свой вид труда:

    индивидуально необходимый, поддерживающий жизнь человека продуктами питания;

    общественно необходимый, поддерживающий жизнь государства и общества - через круговорот товаров;

    общественно полезный – через круговорот идей и услуг;

    индивидуально полезный – через саморазвитие, учёбу.

Каждый человек участвует во всех четырёх круговоротах. Для обеспечения их функционирования необходимо создать соответствующие службы. Четыре круговорота, построенные на частной инициативе, сводят до минимума вмешательство государства в процесс, поскольку в открытом информационном пространстве они будут обладать глубокими обратными связями, т.е. будут саморегулироваться. Такой процесс есть аналог гомеостаза в организме или в биоценозе (поддержание постоянства внутренней среды). Гомеостаз стремится к гармоничному взаимодействию всех систем организма. Гармония воспринимается человеком посредством понятия красоты через мораль и культуру на всех уровнях реальности.

Гармонично всё, что симметрично. В минеральной природе шесть степеней симметрии, 5-я зарезервирована Жизнью и строится по «золотому сечению» через числа Фибоначчи. К симметрии Жизни относятся и более высокие симметрии вплоть до 12-й, после которой начинаются симметрии Разума. Древние знали о связи всего ряда созидающих сечений с соответствующими степенями симметрий. Обобщённая формула сечений:

X n - X n-1 = 1, где n – чётное число соответствует созидательным процессам, n нечётное – разрушительным.

Все степени симметрии можно выразить через конкретные геометрические формы, в том числе и симметрии Разума, например, семь основных моральных принципов. Если эти формы выстроить в виде зданий, рощ из соответствующих деревьев и т.д., то все они будут иметь синергетический эффект и усиливать способности человека. У китайцев это называется «фен-шуй». В настоящее время наш урбанистический ландшафт, в котором мы живём, вместе с социальным устройством ведёт нас к неизбежному вырождению. Поэтому остро стоит задача восстановления нообиоценоза планеты. Согласно явлению кластирования менее энергоёмкие структуры меньшей массы, но более иформационноёмкие, могут превращать более энергоёмкие большей массы в подобную себе. Это явление работает и в социальной сфере. Если организуется устойчивая ячейка более 2% людей в России, живущим по принципам древнерусской морали, в организацию взаимопомощи, то в течение сравнительного короткого времени вся страна сможет принять эти принципы. Они являются необходимым условием возникновения гармонии в социуме.(*). Часто неосознанное стремление человека к истине есть на самом деле стремление к гармонии. Т.е. истина гармонична.

Гармония в человеке и социуме взаимосвязана с гармонией в природе и в космосе потому, что мыслеобразы, усиленные эмоциями, формируют, в конечном счёте, реальность. Об этом знают все, кто интересуется эзотерикой. Мыслительный же процесс воспроизводится вербально. Кстати, язык наших прапредков был образный (слова звучали как мантры, т.е. творили реальность). Отсюда следовала необходимость строго соблюдать этические правила. Однако в настоящее время язык русский сильно исковеркан.

Ещё К. Маркс отмечал в «Капитале», что мерилом всех богатств общества является развитость индивида. А восточная мудрость гласит: «Все ценности лежат внутри человека, и если вы не нашли богатство в себе, то куда вы пойдёте его искать?»

В настоящее время на планете существует лишь один круговорот товаров и энергии и один их эквивалент – деньги. При таком функционировании общества, навязанном нам внешними силами, невозможно гармоничное развитие. Оно обречено на кризисы и разрушительные реформы.

Чтобы осуществить возможность построения многомерной экономики, нужно иметь социально открытую политическую систему баланса возможных типов государственной власти одновременно (см. табл.1).

Таблица 1.

Тип власти

Социальный

институт

Способ прихода

Аристократия

Идеологическая

Партия, средства

информации

Олигархия

Оперативная

Два правителя

Конкурс, выборы

Исполнительная

Правительство

Назначение

Монархия

Охранная

Верховный арбитр

Наследование

Демократия

Законодательная

Референдум

Всё по праву

Судебная

Верховный суд

Конкурс, выборы, жребий, награда

Оценивающая

Старейшинат

Автоматическое вхождение

Такие правила «игры» избавят демократию от безответственности, олигархию и тиранию от произвола, аристократию от мягкотелости, монархию от жестокости в борьбе за трон.

Сочетая все формы прихода к власти, общество очистится от безответственных и безнравственных политиков. По мере эволюции сознания в обществе должны меняться и формы власти в направлении формы власти наших прапредков, славяно-ариев.

Моральные принципы могут стать источником силы государства, если они жизненны, т.е. основаны на традициях наших далёких прапредков и соответствуют законам природы.

Структура древнего общества.

0. Семья – 7 человек и более

7. Сообщество – 7 артелей

1. Род – 3 семьи и более

8. Соглас – 8 сообществ

2. Племя – 2 рода и более

9. Народ – 9 согласов

3. Община – 3 племени

10. Скопа – 10 народов

4. Товарищество – 4 общины

11. Орда – 11 скоп

5. Братчина – 5 товариществ

12. Человечество – 12 орд

6. Артель – 6 братчин

Итого: более 144 млрд. человек

Такое огромное число говорит лишь о том, что человечество в те времена состояло из содружества инопланетных цивилизаций, населявших планеты окружающих нас созвездий (знаков Зодиака, равных числу 16). (2).

Основа общества – Род. Его назначение, основная функция выводится из существования древних традиций, позволяющих человеку перевоплощаться в своём Роде – Народе, т.е. в своей Расе. Это было принципиально важно. Прапредки знали, что белая раса имеет по своей генетике значительно более высокое эволюционное число, чем все остальные расы, живущие на нашей планете. (3). Поэтому смешение с другими расами ухудшает генетику и приводит к вырождению. Об этом знают те, кто контролирует планету, но всячески скрывают от нас. Для того, чтобы поддерживать чистоту расы, существовали каноны РИТА (4). И здесь нет места никакому расизму, это объективная данность. Исторический факт: многие малые народы только потому сохраняли свою целостность и идентичность, что находились в ареале проживания славяно-ариев. Ещё в 19 веке русский философ К. Леонтьев выразил идею гармоничного взаимодействия народов в своей книге «Цветущая сложность».

Форма устройства древнего общества: эгрегор (бог) или «полевой компьютер» вершил управление обществом. Он осуществлял управление через события – каноны, которые общество с помощью жрецов (волхвов) «вшивало в эгрегор. Жрецы поддерживали силу эгрегора и постоянство его функций. Эгрегор действовал безотказно и немедленно.

В таком устройстве обществе кроме родственных и духовных никаких других связей нет. Все люди и их объединения экономически независимы. Преобладал прямой обмен услугами, товарами без накопления излишков, как в живой природе. Важным было правильно распорядиться имеющимися ресурсами (энергией). Одним из важных критериев прогресса того времени был т.н. энергогенез, когда человек мог переходить на потребление более тонких видов энергии: от физической пищи – к пище чувств; от пищи чувств – к пище эмоций, мыслей; к душевной и духовной энергиям. Именно этот критерий прогресса определял экономику общества, где вместо денег пользовались различными видами энергии. Общество с подобными критериями прогресса имело возможность бесконечной эволюции в отличие от системного кризиса и деградации человеческой популяции, которую мы наблюдаем в наше время. Выражаясь языком христианского святого Серафима Саровского: «цель православной жизни есть стяжание духа святого».

Цель этой краткой статьи, выраженной в конспективной форме, – оторвать внимание читателя от заземлённых представлений и показать фрагменты той величественной перспективы бытия, в котором жили наши далёкие прапредки.

    Шемшук В.А. Этическое государство. Изд. «ЛАД». Всемирный фонд планеты Земля. М. 2005.

        Левашов Н.В. Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее. С-Петербург, ИД «Митраков», 2011.

        Левашов Н.В. Россия в кривых зеркалах. С – Петербург, 2010.

        Славяно – Арийские Веды. Изд. «РОДОВИЧ», Омск, 2011.

* Примечание. В определённой мере задачей распространения знаний о подлинной истории России и основ древнерусской этики, а также делом организации взаимопомощи занимается Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век», основанное академиком Н.В. Левашовым. Организация взаимопомощи осуществляется через Объединённые Свободные Профсоюзы РФ, учредительный съезд, которых происходил 02.12.11 г. в г. Москва. Возглавляет ОСП РФ также Н.В. Левашов. РОД ВЗВ в полном составе вошёл в этот профсоюз.

этически, этики и нравственности, которых должно придерживаться общество или государство ... производство, приоритет которого... Древнее Славяно -Арийское Православие – система представлений и норм жизни славяно -арийского ...

Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут помочь восстановить веру российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в жизнь этических норм невозможна эволюция человека и общества.

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привёл примеры живых социальных конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

Предисловие

Во все времена и у всех народов находились люди, которые пытались понять, почему жизнь в обществе такая неустроенная и в чём причина несчастий человека? Что только ни выдвигали они в качестве первопричины бед и несчастий в обществе: торговлю, деньги, машинизацию производства, «плохого царя», «дурные законы» и т.д. Казалось, что стоит только удалить источник бед, мешающий людям жить и реализовывать себя, и общество достигнет благоденствия. Идеолог анархизма князь П.А. Кропоткин, например, считал, что для того, чтобы общество процветало, необходимо устранить государственную машину, предоставив людям на местах самим решать свои проблемы. Один из основателей социалистического движения Вильгельм Вейтлинг полагал, что во всём виновата частная собственность: достаточно её отменить, и общество придёт к благоденствию. Другой социалист – Габриэль Мабли называл первопричиной всех общественных зол деньги и предлагал перейти на натуральный обмен.

Но мы видим, что сегодняшнее устранение государства от решения острых проблем (чего добивался П.А. Кропоткин) привело не к желаемой самоорганизации общества, а к организации преступных элементов. Мы знаем, сколько было горя и слёз во времена Французской, а затем и русской революций, когда отменили частную собственность и начали отбирать у людей нажитое ими имущество. За это ратовали социалисты, но это ни на сантиметр не приблизило людей к всеобщему счастью. Мы знаем, что и другие эксперименты над обществом по устранению первопричины социальных противоречий ни к чему не приводили. Движение в Англии по уничтожению машин потерпело фиаско. Военный коммунизм в России, одной из целей которого была ликвидация денег (о чём мечтал Мабли) и торговли, привел к массовому обнищанию. В том-то и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в обществе не устраняет у людей стремления к ним. Источник бед – человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, т.е. общественная мораль.

Реформисты и революционеры всех времён и народов направляли свои усилия на претворение в жизнь законов, которые, по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания. Почему же до сих пор никому не удалось установить в государстве законы, способствующие всеобщему благоденствию? Ответ прост: общество – это динамическая (постоянно изменяющаяся) система, и новые условия её существования требуют новых законов. Если в обществе нет условий для их принятия или изменения старых, то возникают противоречия, выражающиеся в накоплении и всё большем усилении недовольства отдельных слоев населения, которое в итоге выльется в бунт, революцию, гражданскую войну. Но если в основу государственных законов положены этические принципы, то в обществе создаются условия для обязательного разрешения возникающих социальных противоречий, т.е. происходит общественное развитие – эволюция. Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы. А для этого необходимо, чтобы в решении этих проблем принимали участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать влияние на политику и принятие законов, будут существовать и «плохие цари», и «дурные законы».

Любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно изменяющихся социальных условий. В конституции должны быть отражены только принципы и цели и дана возможность постоянной творческой работы над государственным устройством. Мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращения его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Должны быть чёткие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Должно быть ясное представление, зачем государство нужно человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство?

Начиная с XVII века, философы и экономисты спорили о том, что является источником богатства. Назывались различные его виды: торговля, плодородие почв, минеральные ресурсы, земельная рента, прибавочная стоимость, идеи. Но богатство – это не только всё перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством: одежда, пища, утварь, жильё, но и знания, технологии, навыки, способности человека, моральные достижения. К особому виду богатств следует отнести возможность в любой момент приобрести любую необходимую вещь или сделать её, или взять её у кого-то для своей цели. Другими словами, богатством можно назвать то, что даёт возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью мы понимаем всё то, что способно производить богатства общества.

Гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что все реализуется посредством человека. Всё, что созидает человека, является богатством. А это прежде всего человеческие отношения (мораль). Именно они организуют общество, если строятся на живой мора ли (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у члена общества реализовать себя, тем богаче становится государство. (Здесь мы имеем в виду мораль, не которая декларируется, а которая исполняется в обществе).

Чем человек моральней, тем он талантливей. Человек с гордостью назвал себя Homo sapiens (Человек разумный), но разум без морали мёртв, а что может родить мёртвое? Без морали разум подобен топору, которому все равно что рубить – дрова или головы. Аморальные люди производят лишь хаос и разрушение, и особенно опасно, если в их руках государственные бразды правления: они умудряются обесценить и обессмыслить жизни миллионов людей. Мы сейчас подходим к рубежу, когда Человечество осознает приоритет морали над разумом, и, перешагнув этот рубеж, человек будет иметь право называться Homo Moralis . Мораль отражает уровень достижений цивилизации.

Сегодня считается, что политикой могут заниматься профессионалы, предпочтительно юристы. Но для политика недостаточно иметь юридическое, историческое или экономическое образование. Главное для него – быть глубоко моральным человеком, чтобы он мог быть примером для подражания, а это не "продукт" образований, а результат воспитания.

Вторым по значимости богатством являются знания, или, говоря языком Станислава Лема, сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью является то, что позволяет получить эту сумму, т.е. творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого труда, тогда можно будет достичь не только уровня развитых стран, но и встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы конструируют алгоритмы мышления и поведения.

К третьему виду богатства относятся материальные ценности: полезные ископаемые, природные источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия приливов и пр.), лесные и речные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также все предметы, производимые человеком или с помощью человека. Соответственно ценностью является человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления (см. таблицу 1).

Таблица 1. Богатства и ценности человека

Двигателем жизни современной цивилизации является материальное богатство, а самоценность личности не является значимой.

Когда большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, и научно-технический и социальный прогресс существенно ускорятся.

Сточником человеческих бед во все времена были ни сами деньги или драгоценности, ни формы собственности или материальные блага, наконец, ни машинное производство или торговля, ибо отмена их в обществе не устраняет у подавляющего большинства людей стремления к обладанию ими. Зло же, как источник всех бед, возникает и накапливается в процессе человеческих отношений и взаимодействий, возникающих в обществе при реализации этих извечных устремлений. Иными словами носителем зла является складывающаяся при этом несовершенная мораль общественных отношений, которая и становится камнем преткновения.

Реформаторы и революционеры всех времен и народов направляли свои усилия на разработку и претворение в жизнь законов, которые по их представлениям, должны были привести общество к гармонии и справедливости. Принятием закона они пытались создать идеальный общественный порядок, но жизнь неизменно обманывала их ожидания. Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто у власти: коммунисты или монархисты, демократы или либералы и т.п. А для этого необходимо, чтобы в решении этих проблем принимали участие не только те, кто управляет, но и те, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать реальное влияние на политику и принятие законов, будут соответственно и «плохие цари», и «дурные законы». Любая конституция, состоящая из конкретных законов, обречена на её несоблюдение именно из-за постоянно меняющихся социальных условий. Поэтому в конституции должны быть четко отражены принципы и цели государства, предложен механизм постоянного совершенствования его устройства, должны быть отражены ориентиры того, что можно принимать, а что нельзя. Необходимо изложить ясно и понятно, зачем государство нужно простому человеку. Если для того только, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство? Назывались различные его виды: плодородие почв, минеральные ресурсы, торговля, прибавочная стоимость и т.п. Но богатства это не столько все перечисленное и не только то, что мы обычно понимаем под богатством как то: одежда, пища, утварь, жилье, драгоценности. Но прежде всего – это накопленные знания и технологии, навыки и способности человека, моральные достижения и идеи. Другими словами, богатством можно назвать все то, что дает возможность цивилизации выжить и добиться процветания. Под ценностью же соответственно мы понимаем все то, что способно производить богатства общества.

Гуманизм провозглашает главной ценностью и источником всех богатств – человека, потому что все это реализуется непосредственно им самим. А это - прежде всего человеческие отношения (мораль), которые организуют общество, если строятся на живой созидательной морали (способствующей выживанию) или дезорганизуют его, если подчинены другой цели. И, чем выше моральные принципы во взаимоотношениях людей, тем больше возможностей у членов общества реализовать себя и тем богаче становится государство.

Без морали разум подобен топору, которому равно что рубить – дрова или головы. Аморальные люди производят лишь хаос и разрушения. Эти люди особенно опасны, если в их руках государственные бразды правления (когда они умудряются обесценить и обессмыслить жизнь миллионов людей). Человечество подходит к рубежу, когда будет осознан приоритет морали над разумом (т.е. разовым умом).

Сегодня главное богатство политика – быть глубоко моральным человеком, чтобы по делам и свершениям стать примером для подражания. Уровень развития науки также определяется уровнем морали, поскольку моральные принципы позволяют конструировать алгоритмы творческого мышления и поведения.

Вторым по значимости богатством, являются знания как сумма технологий цивилизации. Соответственно, ценностью становится творчество. Чтобы России стать богаче других стран, нужно не пытаться их догонять, а создать условия для реализации творческого труда. Тогда станет возможным достижение уровня не только развитых стран планеты, но даже встать на одну ступень с другими космическими цивилизациями.

К третьему виду богатств государства относятся материальные ценности такие как: полезные ископаемые, природные источники энергии, лесные и водные ресурсы, плодородие почв, разнообразие ландшафтов, животного и растительного мира, а также все предметы, создаваемые человеком или с его помощью. Соответственно ценностью становится человеческий труд, преобразующий природные богатства в предметы потребления.

Двигателем жизни современной цивилизации к сожалению является материальное богатство, а самоценность личности не является значимой. Когда же большинство людей смогут осознать приоритет ценности человека над остальными видами богатств, качество двигающих цивилизацию сил изменится, а научно-технический и социальный процессы существенно ускорятся. И начнется эпоха гармонизации существующей формы человечества на планете Земля с этическим содержанием внутриобщественных отношений в неразрывном единстве с окружающей природной средой (см. табл. 1)

Таблица 1.

Часть I. Этика и политика

1.1. Древнерусская мораль

Все человечество прошло через общину, благодаря чему была сформирована общественная мораль как правила поведения по отношению к другим людям. Моральные принципы, сформулированные в русской общине, позволили просуществовать Руси как единому целому многие тысячи лет до ХХ века включительно,в то время как другие цивилизованные народы утратили общинный уклад от 0,5 до 1,5 тысяч лет назад. Русским присущи врожденные общинные качества: взаимопонимание, взаимопомощь, коллективный труд, сострадание, доброта, незлобивость, радушие, сердечность, совестливость, чувство справедливости, на которых собственно и базировалась русская этика. Но, как символ жизненности русского духа, к сожалению она не стала нормой жизни правителей российского государства, начиная с его христианизации и особенно за последние триста пятьдесят лет. Главной объединяющей чертой русского народа является чувство религиозности, проявляющееся в жертвенности и преданности, в сочувствии и сострадании.
В древнерусской морали отчетливо выделяются семь врожденных качеств, еще сохранившихся в людях российской провинции:

1) Добродушие было основной чертой наших предков. Оно соответствует моральному принципу терпимости, которая не равнозначна пассивности и безынициативности. Благодаря ей каждый мог быть выслушан и не осмеян. В народе отмечено, что в спокойствии – сила, т.е. состояние терпимости служит для накопления внутренней энергии, которая рождает в человеке устремленность.

2) С уважением как моральным принципом связаны такие общинные качества как взаимопонимание, сострадание, сочувствие, способность войти в положение другого и понять причины его состояния. Взаимопонимание людей – это условие единства нации и государства. Бытовавшее на Руси взаимопонимание и позволило ей просуществовать многие тысячелетия, объединив многие народности на территории Европы, Азии, Африки и Америки.

3) Характерная для наших предков преданность традициям и национальным святыням является основой морального принципа – преемственности. Почитание старших одно из проявлений этого принципа. Со времени принятия христианства преемственность постоянно нарушалась. Достаточно вспомнить Никоновскую реформу, революции 1917 года, множество смен правителей российского государства, борьбу враждующих группировок и др. Победившая сторона, как правило, отвергала все достижения проигравших, чем обедняла последующую жизнь общества.

4) У русских было всегда обостренное чувство справедливости как проявление принципа соответствия, сформулированного еще Юстинианом: «Каждому отдай должное». Русская пословица гласит: «Как аукнется, так и откликнется»

5) Наиболее ярко у русских проявляется врожденное качество – совестливость, которому соответствует принцип соизмеримости, позволяющий соизмерять свое поведение с реакцией окружающих, что на практике соответствует гиппократовскому призыву: «Не навреди!». Люди никогда не жили в своей повседневной жизни по законам, указам и постановлениям. Они живут по нормам морали, передающимся из поколения в поколение. Приоритет морали над правом, существующий в России исторически, был не признаком её отставания от цивилизации, а подтверждением исторической необходимости, т.к. обратные попытки (подчинить мораль праву) всегда приводили Россию к смуте и бунту.

6) Явление «преклонения» перед Западом возникало благодаря широте русского общинного характера, что проявляется в принятии чужих суждений и идей как своих, в почитании другого человека, как самого себя и даже выше. Это качество соответствует моральному принципу открытости (показатель духовной зрелости человека). Вмещая в себя мысли и чаяния других людей сопоставляя их с традициями предков, человек приходит к глубокому всеохватывающему пониманию происходящего. Но, если это качество не уравновешивается почитанием предков и их традиций, то проявляются его негативные стороны, такие как зомбированность некоторой части молодёжи мнимыми ценностями и пр. Конечно разочарование у них наступит и начнётся полное отрицание. Поэтому нужно привносить в свою культуру от других народов только лучшее.

7) С взаимопомощью и отзывчивостью русского характера связан моральный принцип – взаимодействие. Если общинная мораль ведет к общности в созидательном и коллективном труде, то всякая иная, где присутствует конкуренция – к разрушению. Человек при этом оказывается отсеченным от общности и духовности, от семьи и друзей, от своей нации и государства. А сегодня эту мораль активно пытаются привить и российскому обществу.

Названные качества в древности сформулировали русскую этику, которая составляла основу существования славянских и дружественных народов дохристианского периода на огромной территории от Тихого до Атлантического океанов. С зарождением и развитием христианства как основы государственной власти в Римской империи, а затем и в Византии, оно стало идеологической основой покорения сначала Европы, а затем и всех остальных континентов за исключением Азии, которая сохранила относительную самостоятельность и в настоящее время.

1.2. Этика и законы природы

Законы природы на различных уровнях имеют одинаковое проявление. Так на физическом, химическом, биологическом и социальном уровнях имеют место одни и те же закономерности, хотя и называемые по разному. Например, 3-ий закон Ньютона: «Действие вызывает равное противодействие» известен в химии как принцип Ле Шателье, в биологии соответственно – явление гомеостаза Пьера де Шардена (сохранение внутреннего постоянства среды организмов). В социологии 3-ий закон Ньютона известен как принцип соответствия, когда заблуждение многих людей о возможной безнаказанности творимой несправедливости неотвратимо будет посрамлено.

Закон сохранения энергии на физическом уровне и химическом проявляется одинаково. На биологическом он известен как закон сохранения информации, когда в живой природе осуществляется передача признаков по наследству. На социальном – соответственно как принцип преемственности. Постоянное его нарушение людьми ведёт к негативным переменам в обществе, которые, как свидетельствует история, в итоге неизбежно приводили его к смертельному исходу.

Закон Архимеда: «Сила увеличивается пропорционально длине плеча рычага». На химическом уровне он известен как явление валентности, когда количество вещества вступающего в реакцию, находится в соответствии с атомными весами элементов и их валентностями. На биологическом уровне закон рычага проявляется в явлении раздражительности, т.е. чем сильнее воздействие, тем заметнее ответная реакция организма. На социальном уровне он известен как принцип соизмеримости.

Закон резонанса на физическом уровне – это совпадение частот собственных колебаний взаимодействующих сред, а на химическом уровне проявляется в изменении скорости и полноты химической реакции реагирующих веществ в присутствии катализаторов, которые сами при этом остаются без изменений. На биологическом уровне он известен как закон индукции организма (наведение, побуждение). На социальном уровне развитие индивида происходит благодаря претворению в жизнь принципа уважения.

Второй закон Ньютона гласит, что действующая сила вызывает ускорение предмета. На биологическом уровне он представляется как движущий фактор эволюции окружающей нас природы – изменчивость. На социальном уровне он известен как принцип открытости.
Древнегреческий философ Гераклит говорил: «В природе все изменяется, кроме закона изменений, поэтому нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Известный в физике принцип суперпозиции, проявляется в природе в одновременном существовании явлений независимо друг от друга. Так физические поля, например, имеющие не одинаковую природу, одновременно присутствуют в одной и той же точке пространства, оставаясь при этом неизменными. В обществе это явление мы называем терпимостью. Отсутствие же терпимости мы наблюдаем в осуждении, попытках переделать и приспособить общество под себя, вместо того чтобы измениться самому.

На материальном уровне в строении кристаллов и планет мы сталкиваемся с явлением упорядочения – одной и характеристик самоорганизации. На полевом (физическом) плане оно проявляется в явлении так называемого затягивания частот, открытого в начале XX века. Например, два электромотора, находящиеся на общей станине и имеющие разную частоту вращения, изменяют свои обороты в сторону их выравнивания. Явление упорядочения проявляется на всех уровнях существования материи, а изучением этого явления занимается новая наука – синергетика. Наиболее ярко самоорганизация наблюдается в открытых системах при подводе к ним энергии, когда устанавливается динамическое равновесие. В социологии это явление можно соотнести с принципом взаимодействия, которое также ведет к самоорганизации.

Итак, можно утверждать, что каждому названному принципу морали соответствует конкретный закон природы, приведенный в таблице 2.

Таблица 2.

Если придуманные законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено и отторгнуто природой как инородное тело. Русская община существовала многие тысячелетия, потому что ее принципы соответствовали законам природы. Более того, если общественные законы соответствуют природным, то люди могут взаимодействовать с природой, меняя растительность и животный мир. Как было установлено, эти взаимодействия могут давать как созидательный, так и разрушительный результат. Например, отрицательные эмоции больших масс людей имеют низкую частоту биоэлектрических колебаний, которая совпадет с частотой электрических колебаний накануне землетрясения. Воздействие общественных негативных процессов на природу просматривается не только в случаях землетрясений, но и в участившихся промышленных авариях и катастрофах.

Гармония в природе воцарится, когда общество достигнет целостности, упорядочения и гармоничности во взаимоотношениях. А к ней можно прийти только через этические принципы, соответствующие законам природы.

1.3. Секреты этики

Этика – это наука о целях и ценностях человека, из которых вырастают формы взаимоотношения с самим собой (нравственность), с людьми и природой (мораль). Нравственность и мораль управляют эмоциями человека. Известно что, изменения морали приводят к заметному расширению диапазона восприятия органов чувств.

Мораль – это отпечаток эмоций. Изменения в организме (метаморфозы) зависят от силы эмоций. Зная это, еще наши древние предки могли управлять своей эволюцией. Более того, эмоции создают поля, которые вызывают изменения у индивидов, попавших в эмоциональное поле. Именно это явление лежит в основе появления новых видов организмов на Земле.

Как показал известный исследователь древне-индейских культов Карлос Кастанеда, исполнение нравственных правил ведёт к раскрытию сверхчувственных (сенсорных) возможностей человека. Основных правил, названных им, пять: безупречность, честность, ответственность, скромность и смелость.

Безупречным можно назвать человека, у которого нет неосуществленных желаний, недоделанных дел, нерешенных вопросов. Поступать безупречно – это значит не вызывать отрицательных эмоций у окружающих людей, и тогда у них не будет оснований вызывать отрицательные эмоции у вас. Отсутствие безупречности в поведении человека делает его хорошо поддающимся гипнозу, т.е. легко управляемым со стороны.

М. Горький сказал: «Ложь – религия рабов и хозяев». Но, если человек думает, говорит и делает одно и тоже, то сила человека утраивается. Поэтому честность (и, прежде всего, с самим собой) делает человека сильным.

Ответственность – это нравственное правило означает, что если человек принял решение, он должен идти до конца и, если надо, отдать за него жизнь. Сомневаться и рассуждать можно до принятия решения, но если ответственность взята на себя, от неё нельзя отказываться, поскольку противоположное решение уничтожает личную силу.

Скромность – это отсутствие чувства собственной важности (значимости). Чувство собственной значимости не позволяет человеку видеть мир таким, каков он есть на самом деле, так как вся поступающая информация преломляется через призму этого чувства. Отсюда субъективизм и неадекватные реакции.

Ни для кого не секрет, что страх парализует человека. «Смелого же пуля боится и штык не берет» - эта пословица основана на житейском мистическом опыте, и это действительно так. Смелый человек преодолеет любое препятствие, достигнет самую невероятную цель. Смелость закладывается в глубоком детстве. Ни в коем случае нельзя ругать и кричать на ребёнка, иначе у него рождается комплекс страха, который блокирует любую самостоятельность, быстроту реакции, новую мысль, проявление творчества.

Перечисленные пять нравственных правил служат совершенствованию людей. Живущие же без всяких правил обречены на то, чтобы превратиться в животных в человеческом облике. Поскольку эмоции управляются моральными и нравственными принципами, каждый человек может сделать собственную эволюцию управляемой.

1.4. Условия жизненности государства (целостности)

Оживить значит одухотворить. Духом же государства может стать этика предков. Носителями этой морали были славяне. Их мораль в течение тысячелетий подвергалась уничтожению. От неё остались лишь вкрапления, «бисером» рассыпанные в традициях народов, населяющих Европу и Азию.

Общество, в основе отношений которого лежит мораль, имеет обратные связи, всегда адекватно реагирует на изменения и потому живо. В то время как государство, строящееся на формальных отношениях, обратных связей не имеет, и потому мертво. Соотношение признаков жизни и моральных принципов приведено в таблице 3.

Таблица 3.

Открытость . Новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции. Самый тонкий признак жизни – изменчивость. Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания. Это может привести к смене научной и социальной парадигмы и даже к созданию общества с открытой структурой, что в конечном итоге будет способствовать гармонизации взаимодействий в обществе.

Терпимость . Если все люди станут терпимыми друг к другу, то общество обретет один из главных признаков жизни – стабильность как условие для взаимопонимания. Это качество сильных и оно же является мерой духовности. Овладев им, можно овладеть всеми другими принципами. Нетерпимость и агрессивность исторически вели к изоляции людей и образованию новых народностей и языков.

Уважение . Развитие отдельного человека происходит тогда, когда люди уважают и ценят друг друга. Если уважение имеет место на государственном уровне, то происходит развитие наук, религий искусств и ремесел. В целом, если в обществе существуют условия, при которых человеку выгодно быть честным (терпимым, или иметь свое достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и по сути.

Преемственность . Если сила народного убеждения и его устремленность передаются следующими поколениями, т.е. осуществляется преемственность, то появляется важный признак жизненности общества – наследственность. Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, потому что подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями современную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою историю и предков. Народы и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Не меньшая опасность кроется и в искажении и фальсификации истории. Такие историки не понимают, что они лишают своих соотечественников будущего и обрекают их на вымирание.

Взаимодействие . Этот принцип морали связан с такими признаками жизни как развитие и самоорганизация. Взаимодействие как принцип, характерно для любой общинной морали. Однако наиболее этот принцип сохраняется у славянских народов. Высокое качество взаимодействия придаёт жизненность, упорядоченность и одухотворенность обществу, что в свою очередь является необходимым условием расцвета личности.

Соответствие . Все законы государства должны строиться на этом принципе, который известен ещё со времен древнего Рима. Благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, приводящие к гомеостазу (тип динамического равновесия, состоящий в поддержании существенно важных для системы параметров в допустимых пределах). Этот принцип охраняет общество от нелепых законов, и тогда потомкам не за что будет винить предков. Изменение в законах общества нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья общества. Никакие нововведения не должны нарушать их.

Соизмеримости соответствует такой признак жизни как чуствительность, т.е. способность реагировать на изменения окружающей среды. Наиболее явно принцип соизмеримости проявляется в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: «Не навреди!» В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Для того, чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо компенсировать всё совершённое в обществе зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении им моральных принципов соответствия и соизмеримости.

Претворение этих семи моральных принципов в качестве всесторонних критериев, например, правильности законотворчества или оценки уровня общественной жизни оживит и одухотворит государство. Эти принципы должны составить законодательную основу государства. Только они, как главное достояние человечества, позволят конструировать взвешенные моральные предписания в масштабах общины, региона, страны и планеты в целом. России не избежать кровавых потрясений, пока сегодняшние и завтрашние политики и правительства не обратят должного внимания и не начнут руководствоваться моральными принципами в практической деятельности. При этом ни один из принципов нарушать нельзя, поскольку нарушаются все остальные. Эти принципы гарантируют выживание государства в экстремальных условиях и являются источником духовной силы в эволюционном преобразовании человека.

1.5. Отличие правового государства от этического

Законы, устанавливаемые правовым государством, поддерживаются полицией и армией, в то время как в этическом государстве действуют не законы, а принципы морали, которые совпадают с общественной моралью и поддерживаются общественным мнением. В противоположность римскому праву древнее русское общество строилось не на запрещающих законах, а на совести граждан. «У славян не было государства, все законы были у них в голове» - свидетельствует Прокопий Кесарийский закона, поскольку вмещает больше возможностей, чем закон, подобно тому, как Принцип всегда выше, как и предложение вмещающее в себя больше информации, чем одно слово. Если общество живёт по принципам кона (традиций), т.е. не по предписаниям (указам, постановлениям, законам), то оно более жизненно. Само слово «закон» означает «за пределами кона», т.е. за пределами традиций.

Согласно Эразму Ротердамскому, политика есть часть этики. Однако с давних времён правители считают допустимыми любые средства в достижении поставленных целей. Возобладала точка зрения Николо Макиавели: «Цель оправдывает средства». По свидетельству истории самых разных государств эта позиция привела ко множеству преступлений против человека и человечности. Это служит лучшим доказательством, что цель не оправдывает, а определяет средства. И чем она человечней, тем гуманней её средства достижения. Даже основоположник современной экономики Адам Смит полагал, что естественные и биологические законы морали составляют фундамент экономических отношений.

Назначением морали всегда было сохранение семьи, коллектива и государства. Именно сохранение, а не разрушение. Когда законы государства опираются на мораль, общество процветает, а народ благоденствует. Так было в древней Индии при правителе Ашоке, в Спарте при законодателе Ликурге, в империи Чингизхана, но как только последователи забывали о моральных принципах их империи сначала распадались, а в дальнейшем уходили в небытие. Советское государство просуществовало без малого 75 лет потому, что жило двойной моралью. Ложь главный бич политики. Она ссорит людей и разрушает их отношения, что приводит к смене власти и гибели государства.

Современное экономическое чудо Японии и Южной Кореи основано на соединении моральных норм с законами государства, с учетом традиций рода и интересом предприятий. Моральная политика делает государство живым, а для живого организма обязательно наличие многосторонних обратных связей. Государство не отомрет, как думал Ф.Энгельс, а будет совершенствовать свои организационные, координационные и регуляторные функции. Отомрет же функция насилия, к которому государство вынуждено прибегать из-за отсутствия морали в своих законах.

Часть II. Россия на новом рубеже

2.1. Причины кризиса человеческой цивилизации

Духовный кризис, из которого не может выйти Россия и все человечество, положил начало экономическим шараханьям, происходящим из-за нарушения этических принципов. С присвоением государством монопольного права владения землей, недрами, лесами, водными ресурсами и всеми природными богатствами страны нарушены этические принципы соответствия и соизмеримости. В тоже время каждый житель России с момента своего рождения имеет неотъемлемое право на свою долю природных богатств, независимо от его возраста или удаленности от этих ресурсов. Частичное решение этот вопрос получил, например, в Объединенных Арабским Эмиратах, где на каждого родившегося человека открывают лицевой счет в 100 тысяч долларов. С учётом разнообразия почвенно-климатических зон и минеральной базы, а также протяженности территории России сумма, которую может получить каждый гражданин, должна быть многократно больше выше упомянутой в качестве компенсации за использование российских ресурсов.

Прежде всего добыча ископаемых ресурсов не может быть беспредельной, т.к. должен всегда оставаться резерв для будущих поколений. Добыча же восстанавливаемых источников (лес и его дары, морские и речные богатства) не должна превосходить их ежегодного естественного прироста.

Ошибочно считается, что дифференциация, породившая разнообразие специальностей, ведёт к повышению производительности труда. Однако глубина трагедии человечества определяется как раз разделением труда, которое привело в потере общности и взаимопонимания между людьми. Фактически специализация не дала роста производительности труда, а наоборот, произошло удорожание производства. Сокращением времени на овладение мастерством при уменьшении трудовых операций ложно обосновано преимущество разделения труда. И именно разделение труда остается основой развития нашей цивилизации. При этом специалист широкого профиля работ всегда свободен в своем выборе. Узкий же специалист лишен выбора, поэтому всегда подчинен и управляем чужой волей и несмотря на отмену рабства, он остается рабом по сути.

В любом деле временная специализация полезна и необходима, но она уже тормозит развитие производства при попытках его совершенствования. Там, где коллектив состоит только из узких специалистов, не сделать существенных преобразований в производстве, не освоить новых технологий. С увольнением старых специалистов и заменой их новыми, рушатся коллективы и связи, нивелируются человеческие ценности. Коллектив – это клетка общества, которая не должна разрушаться, но может совершенствоваться и развиваться за счёт своих ветеранов. Необходимы универсальные специалисты, что позволит им безболезненно менять специальности и делать преобразования в производстве без развала коллектива.

В настоящее время общепринято, что средства, затраченные на развитие и расширение производства, принадлежат владельцу предприятия. В действительности же они принадлежат всем сотрудникам этого предприятия, т.к. образуются при неполной выплате их заработка. Если же сотрудники предприятия получают зарплату не полностью, то следуя моральному принципу соответствия они автоматически становятся его совладельцами.
Итак, разделение труда лишает человека общности, терпимости, способности к сотрудничеству и единению, т.е. всего того, что ведёт к духовному прогрессу, без которого не может быть вообще никакого развития. В результате специализации человечество утратило много этических принципов, существовавших в период общинной формы жизни, и породило многочисленные виды эксплуатации человека. У эксплуататорских цивилизаций, включая и современную, нет будущего, поскольку разрушительные тенденции в них преобладают над созидательными.

2.2. Носители этических начал в России

«Помоги Земле Русской!» - слова святого Сергея Радонежского должны воспрепятствовать процессам разрушения охватившим нашу страну. Каким же образом может быть сегодня оказана помощь? В единстве – сила. Единение всегда избавляло Русь от напастей. Именно единение, а не кредиты западных банков нужны России, чтобы выйти из тупика.

В 18 веке, начиная со Сковороды Г.С., Богданова Н.Ф. и Фёдорова Н.Ф., зародился русский космизм. Последний, являясь основателем философии “общего дела”, оказал большое влияние на Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., Соловьёва В.С., Вернадского В.И., Тимирязева К.А., Флоренского П.А., Циолковского К.Е., Чижевского А.Л., Данилевского Н.Я., Хомякова А.С., Бердяева Н.А., Леонтьева К.Н., Сухово-Кобылина А.В., Купревича В.Ф. и др. Целью сторонников космизма являлось превращение человека в подобие Бога и преодоление на планете совершённого и свершающегося зла. Он вырос из национальных корней и способен привести людей к единству. Идеи космизма разделяли русские естествоиспытатели: Менделеев Д.И., Докучаев В.В., Павлов Н.П., Полынов Б.Б., Вавилов Н.И. Этическая основа учения космистов совпадает с русской общинной моралью. Разница только в оттенках терминов: соизмеримость они называют равновесием и стройностью умов; взаимодействие – единением, братством; уважение – любовью. Космисты поняли, что объединение разных людей может произойти только на морально-нравственной основе и общем деле. И сколько бы его ни выкорчевывали, космизм будет возрождаться вновь, поскольку отражает исторические представления русского народа.

Другим источником этической силы России является учение Живой Этики, созданное Н.К. Рерихом после его напутствия другим великим святым - Иоаном Крондштадтским, накануне революции, на поиски истоков русской культуры и связей её с культурами других народов. После долгих исканий и странствий Н.К.Рерих явил миру ведическое мировоззрение наших предков. До массового читателя дошла лишь часть этого учения, известная как учение Живой Этики.

Русская нация вобрала в себя культуры наших предков. Это истинно интегральная нация только очень древняя. Русским можно считать каждого, кто впитал русскую культуру, приумножает и увеличивает богатство и славу России, защищает и сохраняет её интересы. За границей русскими считают всех, кто приехал из России. Сегодня русскими считают людей не по происхождению и месту рождения как это имеет место в США, а по культурным традициям и активной патриотической позиции. Т.е. это и белорусы, и украинцы, и прибалты, и армяне, и мари, и удмурты, и татары, и башкиры и якуты, и тувинцы, и все 270 национальностей, официально входивших в состав СССР (400 неофициально). Такое понимание русской национальности избавляет от заблуждений расизма и национализма. Цель этики - объединить все созидательные силы нашей страны.

2.3. Анализ опыта построения коммунизма в России

К. Маркс и В. И. Ленин общепризнанные политические лидеры своей эпохи, чьи идеи и деятельность оказали огромное влияние на ход развития Человечества. Отрицать их значимость означало бы отрицание истории. Даже их противники отдавали им должное. Социалистическая революция 1917 г. в России вызвали страх у капиталистов всех стран, что способствовало смягчению эксплуатации трудящихся за счёт сокращения рабочего дня, введения отпусков, признания права на забастовку и т.д. Идея социалистического соревнования и преимущества планового ведения хозяйства в масштабах страны были впоследствии заимствованы практически во всём мире. И, тем не менее, Октябрьская революция своей главной задачи не решила, т.к. из более чем 20-ти выдвинутых прав, реализована была только четвёртая часть. Это бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовый рабочий день, бесплатное обеспечение жильём, низкие цены на продукты питания и товары первой необходимости (в т.ч. лекарства, коммунальные услуги и транспорт). Политические же лозунги как: земля - крестьянам, заводы - рабочим, свобода труда, выборность всех форм власти и т.д. - остались благими пожеланиями. Труд по – прежнему был принудительно необходимым, только право эксплуатации теперь перешло от частных лиц к государству. Главное, большевики не смогли построить справедливого общества без эксплуатации, т.е. общества, где трудящимся полностью воздаётся за их труд и инициативу. Демагогический лозунг: от каждого по способностям, но каждому по труду – «снимал» как бы саму проблему.

В манифесте коммунистической партии К.Маркс писал: «Мы не против частной собственности вообще, мы против частного способа её присвоения», т.е. для него социализм – это капитализм, в котором есть частная собственность, но отсутствует эксплуатация. Социализм же в России отменил частную собственность, но не уничтожил эксплуатацию человека государством, что и является главным требованием марксизма. Более того, К.Маркс не призывал к уничтожению крестьянства в России, а наоборот подчёркивал её самобытность, обусловленную существованием сельской общины, которая
должна стать опорой социального возрождения страны. Это не противоречит более раннему утверждению нашего соотечественника А.Н.Радищева о том, что община в России должна быть сохранена как совершенный демократический инструмент. Кроме того, К.Маркс предупреждал, что феодальный порядок будет сопротивляться приходу новых форм социальных отношений, и в результате революции может установиться не демократическая форма капиталистических отношений, а феодальная диктатура, что и произошло в России реально. Выступая против эксплуатации, К.Маркс, по сути, говорил о соизмеримости между тем сколько должен получать собственник средств производства и сколько – рабочие за свой труд. Это соотношение должно быть оптимальным, потому что перекосы как в ту, так и в другую сторону одинаково опасны для общества. Так эксплуатация рабочих всегда ведёт к их конечному обнищанию. Когда же эксплуатация рабочих исключена, но есть непомерные налоги на предпринимателей, начинается спад производства и соответственно недополучает само государство.

Октябрьская революция, на знамёнах которой были начертаны идеи К.Маркса, В.И.Ленина, Г.В.Плеханова и др., в действительности укрепила феодальные устои, при которых Россия жила со времён Петра 1. По сути, и феодалы и монополии – это одно и то же. Социализм в России фактически был феодальным монополизмом, т.е. диктатурой партноменклатуры. Сегодняшние реформы в России устранили жёсткость в подчинении монополий государству, но к капитализму не привели.

Идея социализма у К. Маркса не была проработана, поскольку не предусмотрены механизмы упреждающие возврат истории вспять. Большевики смогли бы выполнить свою задачу, занявшись прежде всего доработкой государственных законов, направленных на развитие и совершенствование человека – главное своё богатство. Лидеры коммунистов, провозгласив совершенно правильные идеи, на деле продолжали превращать страну во всеобщий концлагерь. Но чем благороднее цель, тем достойнее должны быть способы её достижения, и уже совершенно не понятно, как можно было рассчитывать за колючей проволокой создать гармоничного человека и построить новые отношения в условиях тотальной слежки и стукачества. Вместо этого коммунисты увлеклись валовыми показателями производства и потребления на душу населения, в результате чего социалистический эксперимент был обречён. Вместе с тем, коммунизм был ещё достаточно реален в 60-е годы, если бы ХХ11 съезд КПСС, взявший курс на его построение, смог бы сформулировать, что такое коммунистический способ производства и внедрить его вместо социалистического (наделе феодального) способа. Но, что представляет этот способ производства, не было определено теоретиками коммунизма ни тогда, ни даже теперь. Возможно, он был сформулирован в 30-е годы прошлого века Н.А. Вознесенским, написавшим «Политэкономию коммунизма», но рукопись его была уничтожена вместе с автором. Слабым утешением можно считать разработку морального кодекса строителя коммунизма, в котором из 13 пунктов только 5 можно считать с натяжкой действительно моральными из принятых ХХII съездом. Дальнейшая проработка этой идеи с включением изменений в конституцию и законодательство не последовала. По К. Марксу, способ производства состоит из производительных сил и производственных отношений. Следуя этой логике, можно сформулировать, что коммунистический способ производства – это уже достигнутый к тому времени уровень производительных сил и новый вид производственных отношений (прежде всего творческих, а также этических) во всех сферах общества и структурах государства. Таким образом главное, что не было сделано с целью достижения и защиты нравственности каждого человека в России – это не провозглашена неизбежность дальнейшего совершенствования производственных и общественных отношений на базе внесения моральных принципов в качестве фундамента разработки конституции и построения всего законодательства. Соответственно не были разработаны критерии, механизм и структура построения морального государства. Без этих необходимых условий политика построения коммунизма остаётся полнейшим блефом.

С падением «идеологии» коммунизма эволюция общества не остановилась. Сегодняшняя попытка вернуть Россию на капиталистический путь развития обречена на провал, потому что как ранее коммунисты, так и демократы сегодня не смогли разрушить народную мораль. А ей, как известно, чужд индивидуализм, конкуренция и другие «достижения» капитализма. Поэтому России не нужно искать, «особый» путь, т.к. существующая народная мораль его предопределяет. С развитием морали появляются новые формы этических отношений и соответственно возникает новый способ производства. И здесь нельзя не согласиться с Маркузе, что новый способ производства, который создает коммунистическое общество, будет основан на производстве идей. И в этом обществе без создания условий для самореализации человека, т.е. без этики в законах государства, никакого нового способа производства создать невозможно. От формации к формации будет возрастать общее количество прав человека и его свобод, т.е. будет расти уровень моральности общества. В итоге общественная эволюция должна придти к этике в законах государства, которая будет помогать человеку реализовывать свой творческий потенциал. Этическое государство – смысл и цель эволюции, хотя оно для многих современных государств исторически не предопределено и его становление полностью зависит от воли народа. Государственная этика охватывает отношения между людьми и государствами, между нациями и культурами, между человечеством и окружающей средой, между Землей и Космосом.

Для прихода в наше общество универсального способа производства, России необходимо пройти через капитализм, т.е. свободу предпринимательства и торговли, но без эксплуатации. Она должна приспособить их к своей культуре – это необходимый исторический этап. Поскольку высвобожденная предпринимательская и творческая энергия масс поможет российскому обществу достигнуть универсального способа производства, когда любое предприятие, в принципе, может производить любой продукт цивилизации. Совершенно очевидно, что для реализации творческой индустрии необходимо вкладывать средства в развитие людей, их образование, воспитание, и совершенствование, иными словами способствовать общему благу, без которого нового общества не возникнет. В споре с социалистами Л.Н.Толстой обронил фразу, что им не удастся построить совершенное общество из несовершенных людей, как не удастся из кривых брёвен построить ладной избы. Так оно и получилось.

Понятие «справедливость» как требование соответствия деяния и воздаяния, прав и обязанностей, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём всегда выступало одной из главнейших ценностей человека.

При переходе с микро- на макроуровень это понятие трансформируется в категорию социальной справедливости, обозначающей фактическое соответствие общественных отношений представлениям о должном социальном порядке, обеспечивающем свободное развитие, достойный уровень и качество жизни всех граждан. Тем самым социальная справедливость предполагает не просто некий уровень потребления, а напрямую связана с реализацией идеала всесторонне развитой личности.

Главная задача социальной справедливости - это определение совокупности явлений в различных областях жизнедеятельности человека, которые смогут способствовать прогрессу личности и общества, а также создание адекватных условий для их осуществления, исходя из существующей социальной системы.

Кризис цивилизации, идентичности, этики, права нисколько не поколебал положения этой ценности в сознании личности и общества, а даже напротив, укрепил его. Справедливость (а не формальные негативные свободы или уравнительное распределение) - вот ценность, вокруг которой возможно объединение по меньшей мере 95% граждан России, в том случае, если их представления о конкретном выражении справедливости привести к «общему знаменателю». Синтез эгалитаристского и меритократического понимания справедливости предполагает обеспечение реального равенства возможностей, примерно равный доступ всех граждан к жизненно важным материальным и духовным ценностям и при этом дополнительные блага и льготы сообразно реальным заслугам (трудовым, военным, научным, спортивным), признаваемым большинством общества.

Понимая справедливость как с позиций личного эгоизма и групповых интересов, так и нравственных категорий, этнокультурных традиций, защиту справедливости индивид возлагал прежде всего на органы власти, видя именно в этой функции оправдание существования властных институтов, их метафизический смысл. Не удивительно, что концепт «справедливое государство» встречается еще в произведениях Платона. В связи с отрицательной аттестацией последствий английской буржуазной революции левеллеры противопоставляли справедливую республику республике О.Кромвеля. В ХVIII в. концепция справедливого государства, обосновывавшаяся ссылками на естественное и природное право, превратилась в важный постулат общественной мысли. Вскоре возникла и проблема вариаций понимания, его сведения либо к идее нравственности, либо права. Что касается практической политики, то здесь, как отмечает, Д.Н.Миронов, имеющиеся подходы можно свести к трем направлениям:

1. отвергающее справедливость, поскольку она уравнивает людей (Ф.Ницше);

2. оправдывающее принятый государственный порядок (тоталитарные режимы);

3. сводящее идею к социальному государству.

Ярким примером «западного» понимания государства справедливости является работа Д.Роулза «Теория справедливости», где предполагается равенство в отношении основных свобод, определяющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его деятельности и неравенство в отношении возможных результатов этой деятельности. Однако здесь игнорируется классовый характер реальной власти, не прописаны механизмы обеспечения реального равенства возможностей; откровенно утопичным выглядит второй из исходных принципов, согласно которому социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и б) доступ к положениям (статусам) и должностям был бы открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

Так или иначе в ходе социальной практики стало ясно, что достижение социальной справедливости немыслимо вне официальной системы социальных обязанностей государства, реального выполнения им комплекса инвестиционных (развитие социальной инфраструктуры), защитных (сбережение человека от превратностей рыночной стихии) и расходно-перераспределительных функций.

Тема справедливости государственной власти «красной нитью» проходит через всю историю русской мысли, начиная с Киевского (Иларион, Даниил Заточник, Владимир Мономах) и Московского (Федор Карпов, Юрий Крижанич) периодов. Если в философии Европы осмысление проблем государства в основном обуславливается рационалистической парадигмой общегодных требований и системой либеральных ценностей, то в русской философской традиции, с её, как писал С.Л.Франк, стремлением «не только понять мир и жизнь, а… постичь главный нравственно-религиозный принцип мироздания, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись», вопросы о сущности и формах государства были обусловлены историческим и религиозно-нравственным контекстом, проникнуты началами общей истины. В русской мысли государство никогда не выступало лишь политическим институтом и юридической категорией, но «деятельно нравственной» силой. Политика перестаёт быть изолированной от духовной жизни общества областью при условии, что в основе политики будет идея не внешнего устроения общества, а внутреннего совершенствования человека.

В XIX и начале ХХ в. (когда русский народ, по словам Н.А.Бердяева, «высказал себя в слове и мысли») вопросы государственного устройства занимали одно из основных мест в работах русских философов. Вся русская социально-философская и политическая мысль (консервативная, либеральная, социалистическая) «билась» над тем, как утвердить в обществе личностное начало, одновременно сохранив в нём начало национальное и государственное. Однако по-настоящему оригинально, глубоко и основательно подойти к решению поставленной проблемы удалось лишь тем мыслителям, кто восстановил идейную связь с концептуальным наследием допетровской Руси, синтезировал православный и западный духовный опыт и сформулировал Русскую идею, поместив либеральные доктрины естественного права, правового государства, а также классические философские системы (Канта, Гегеля и др.) в её контекст, переведя их из области отвлеченной логики в область человеческой истории.

Все, кто видел миссию России в реализации модели свободной нравственной гармонии личности, общества и государства и её ненасильственном распространении в мире (славянофилы, Вл.Соловьев, Л.А.Тихомиров и др., в эмиграции - евразийцы и И.А.Ильин), сходились в представлении о том, что государство обязано улучшать не только материальные, но и духовные условия человеческого существования и содействовать свободному развитию всех человеческих сил и возможностей. При этом едины русские мыслители были и в понимании того, что правильное (справедливое, нравственное) государство - это государство сильное, в котором право подчинено морали, его надежным фундаментом выступает твердый нравственный стержень такой личности, для которой приоритет соборного целого стоит на первом месте.

Поэтому правы те, кто отмечает, что проблема социальной справедливости предполагает рассмотрение её национальной ипостаси как одной из приоритетных задач по возрождению России с учетом специфики русской традиции. Анализ трудов русских православных мыслителей и теоретиков русского революционного народничества как наиболее ярких выразителей русской традиции, показал, что, несмотря на противоположность их исходных мировоззренческих принципов, существует определённое сходство позиций верующих и атеистов, материалистов и идеалистов в решении проблемы социальной справедливости, особенно в переломные моменты развития российского общества.

По мнению Л.Вознесенского, социальная справедливость как национальная идея (правильнее, на наш взгляд, как часть идеологии, вытекающей из национальной идеи) несёт в себе целый ряд преимуществ:

1. является достаточно общей для выполнения объединительной функции и вместе с тем достаточно конкретной для понимания её смысла каждым человеком независимо от уровня его образованности;

2. позволяет сторонникам разных политических течений сблизить их идейные позиции;

3. даёт обществу представление о генеральном направлении его развития, высшей цели исторического движения;

4. является критерием, позволяющим объективно оценить темп общественного развития и уровень достигнутого;

5. выводит Россию на позицию морального лидера мира;

6. практически неуязвима для сколько-нибудь принципиальной критики, несет только конструктивное начало.

Таким образом, философию Русской идеи вполне корректно интерпретировать как проект справедливого нравственного государства. Что касается эволюции этого проекта, то в его рамках постепенно наметился переход от сугубо религиозных оснований рассмотрения проблемы к позициям светской духовности, представлениям о том, что борьба добра и зла становится объективной реальностью в рамках общественного, прежде всего политического, бытия и сознания. В условиях теоретической противоречивости и неоднозначности практических результатов воплощения моделей либерального правового, либерального социального и социалистического государства автор (вслед за позицией Центра научной политической мысли и идеологии) разделяет подход о необходимости их синтеза в рамках концепции нравственного государства. Органическая связь концептов «справедливость» и «нравственность» делает необходимым рассмотрение нравственного государства как справедливого государства. В этом и состоит ключевое направление развития теории и проекта нравственного государства на сегодняшний день.

Выделив и раскрыв некоторое время назад 7 концептуальных положений идеологии нравственного государства, автор 3-м из них определил социальную справедливость, не сводящуюся к примитивной уравнительности.

В постсоветской России рассмотрением вопросов, связанных с тематикой справедливости как в идеале имманентного качества государства (в основном - анализом проблемы в истории мировой и русской мысли, а также представлениями о ней в общественном сознании) занимались В.И.Хайруллин, С.Ф.Мазурин, В.Л.Римский, М.Ю.Пахалов и др. Стоит специально выделить ранее приведенную статью Д.Н.Миронова, а также материал С.С.Иванова.

Д.Н.Миронов как теоретик государства и права, пусть и с позиций юридического либерализма, дает следующее определение: «Справедливое государство - это государство, к которому население выражает доверие, поддерживает управление, осуществляемое им, и позитивно оценивает деятельность государственной власти в интересах общего блага». При этом доверие к государству связано с принципом справедливости, нравственностью, идеями и ценностями общества, интеллектуальным и волевым развитием личности. Конечно, по содержанию доверие населения к государству может быть инерционным (историческим), личностным (доверие к лидеру) и технологическим (итогом применения маркетинга).

В демократическом исполнении доверие (faith, confidence) является актом консенсуса, согласованным мнением дифференцированных общественных сил, коллективов, индивидов и общества. Система отношений, связанных с доверием к государству, базируется на интеллектуальной, морально-волевой, политико-правовой, эмоционально-поведенческой характеристиках индивида, коллектива и общества. Справедливое государство, выступая как часть механизма предупреждения отчуждения власти от общества, призвано защищать ее от зарождения и развития процесса, обозначаемого в науке как захват государства (State capture).

По мнению С.С.Иванова, основными сущностными признаками этического государства являются социальный характер государственности, осуществляющей публично-правовое регулирование экономики с целью обеспечения общественного благосостояния и социальной справедливости, а также оптимизация церковно-государственных отношений, регулируемых на основе принципа «симфонии властей». Утверждая детерминированность идеала этического, справедливого государства прежде всего христианскими теориями государственности, данный автор отмечает, что «справедливое (этическое) государство есть государство персоналистское, социальное, правовое, светское и федеративное, способное к формированию достойной политической элиты общества и в то же время к постоянному повышению правовой культуры общества посредством осуществления демократии участия - широкого привлечения граждан к делам общественного, производственного и государственного управления».

Средством обеспечения этического характера государства может стать формирование системы органов этической власти, сформированных на основе представительства научного сообщества, верующих и атеистов. Особенно важной представляется мысль Иванова о том, что немаловажную роль в процессе нравственного преобразования сущности государства может сыграть выработка направлений государственной политики, ориентированной на морально-политическую консолидацию общества посредством содействия формированию общенациональной идеи как своеобразного способа идеологической легитимации государственной власти, разновидности интегративной правовой идеологии, который представляет собой единство определённых духовно-нравственных и социальных ценностей, признанных обществом и положенных в основу права.

К сожалению, конкретных представлений о том, как должно выглядеть устроение страны, в которой реализована справедливость в современных условиях и в перспективе - на языке устройства всех институтов, функций, процедур, механизмов государства - пока не разработано.

По мнению С.С.Сулакшина, ясности нет, по крайней мере, по трем причинам:

1. Нераскрытость базовых понятий в конкретном контексте (при том, что у гуманитарных категорий есть свойство релятивизма: их смысл зависит от контекста приложения);

2. Склонность теоретиков и политиков к сведению потребностей человека к материальным, что не дает исторически и эволюционно динамичного решения - проекты реализации «захлебываются» в своем историческом развитии;

3. Практика государственного строительства «с колес», по наитию, в результате компромиссов и случайных движений.

Тем не менее, сравнительный анализ и синтез «наработок» отдельных авторов позволяет не только сделать вывод о невозможности рассмотрения проблемы достижения справедливости вне этического и национального контекста, только на формально-правовой основе и «голом» рационализме. Уже сейчас можно выделить несколько нормативных принципов организации справедливого государства, отталкиваясь от которых можно выстроить проект государственности и новую политическую идеологию как теоретическую основу программы партии нового типа (о необходимости которой столь много писалось в изданиях Центра Сулакшина на протяжении последних месяцев):

Официальное закрепление в Конституции и других правовых нормах приоритета классического перечня этических добродетелей и национальной идеи и придание им статуса главного источника правотворческой деятельности и государственного стратегического планирования.

Законодательное утверждение полного баланса прав и обязанностей (каждое новое право порождает обязанность и самоограничение). Жесткая правовая ответственность представителей госаппарата за должностные преступления, в т.ч. посредством детально прописанной процедуры общественного суда.

Обеспечение реального равенства возможностей участия граждан в занятии выборных должностей посредством строгого ограничения и фиксации размера средств, потраченных на это участие.

Формирование на федеральном и региональном уровнях ещё одной ветви власти - этической, с функцией публичного осуждения или одобрения социально значимых и «резонансных» решений и действий, их оценки на предмет соответствия социальной справедливости, этическим заповедям и национальной идее. Состав её органов должен формироваться только из представителей общественных организаций путем прямых общенародных выборов, при выработке чётких критериев допущения к этим выборам, прежде всего безупречной репутации и реальных заслуг перед обществом (вклад в общественную безопасность, защиту Отечества, в производство благ, в культуру, идеологию).

Активная роль государства как экономического субъекта в перераспределении на основе дифференцированного подхода к налогообложению, субсидиарных схем поддержки различных групп населения.

Способствование всестороннему - нравственному, интеллектуальному и физическому - развитию каждого гражданина. Власть должна сознательно формировать личность как субъекта политики и в какой-то степени судьи над политическим режимом. Формирование идеала гармонично развитой личности принципиально невозможно без комплексной систематической поддержки государством таких фундаментальных институтов, как семья, образование, литература и искусство в их традиционном/классическом виде.

Адекватное и полное информирование населения, обязанность говорить правду; законодательный запрет на использование технологий манипуляции сознанием, достижения управляемости системы путем «формируемого общественного мнения», атомизации, дезориентации, дезорганизации и деморализации личности и общества.

То обстоятельство, что большинство из представленного перечня принципов противоречит сущностным основам политических систем современного Востока (неустранимость традиционной (деспотической) и/или партийной диктатуры) и Запада (всевластие сверхгосударства, т. е. управленческого сообщества, состоящего из международной бюрократии, финансовой олигархии, элитарных клубов-лож, ТНК, тайных спецслужб, а также отказ от регулирующей роли морали, псевдодемократия как власть манипулятора вместо власти тирана), так или иначе вынуждает ставить вопрос о потенциале России. Имея в виду (к сведению циничных либеральных скептиков) не некую «богоизбранность», а содержание глубоко разработанной (но, увы, «неофициальной») национальной идеи, автор этих строк, как и в ряде других своих материалов, вновь повторяет: Россия, которая, учтя достижения и ошибки советского периода, отвергнув заблуждения либерального эксперимента, демонстрируя иной подход к базовому содержанию нравственности применительно к государственным структурам, т. е. официально объявив нравственную идею идеей государственной, смогла бы радикально сменить модель, выбранную в 1990-х, положила бы тем самым начало реализации нового мирового проекта - проекта Справедливости, Нравственности и Гармонии.

Похожие статьи