Вопросы и задания к урокам. "Замысел поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Отражение социальных противоречий эпохи. Образы крестьян-правдоискателей." Какие беды выпадают на их долю

Основные положения рассказа учителя 1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого.

Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

2. История создания поэмы и ее композиция.

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год. Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. Литературный критик В.

В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка.

В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем Указания на временную последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?») 2.

Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число Семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1.

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1.

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?

Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

"В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.

Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.

число семь : 7 мужиков.

Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .

Формула поисков счастливого. Слайд 14.

Помещик

Чиновник

Священник (поп)

Купец

Вельможа

Министр

Царь

Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?

Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Работа в группах.

Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа

Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.

2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Рабочий лист 1 группы. (вариант ответов)

вопрос цитата вывод
Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши! Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые.. Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.
В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами? Покой, богатство, честь Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё! Покой:«как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить» Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим. Честь – желание всеобщего уважения. Мечтает о богатствах, полученных в подарок.
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Угоды наши скудные, пески, болота, мхи… Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу… Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? А если и раздобрится сыра земля-кормилица... Путь-дорога, солнце-дедушка Солнце красное Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные… Олицетворения Сравнения Просторечия Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Эпитеты Повтор Сказочный пейзаж Народные приметы: пошли крутую радугу … Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.

Слайд 16-17.


Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.

Вопросы и задания для обсуждения главы 2

"Сельская ярмонка" Слайд 18-19

5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?

Выводы. Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным. Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм. Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?

Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.

Домашнее задание. Слайд 21-22.

На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.

1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).

2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).

3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4-8).

План сообщения (Получает каждый).

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

6. Почему странники не признали героя счастливым?

7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?

Главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не только открывают разные стороны жизни России: в каждой главе мы смотрим на эту жизнь глазами представителей разных сословий. И рассказ каждого из них, как к центру, обращается к «царству мужицкому», обнаруживая разные стороны народной жизни - его быта, труда, раскрывая народную душу, народную совесть, народные чаяния и стремления. Если воспользоваться выражением самого Некрасова, крестьянина мы «меряем» разной «мерочкой» - и «господской», и его собственной. Но параллельно, на фоне создающейся в поэме величественной картины жизни российской империи развивается внутренний сюжет поэмы - постепенный рост самосознания героев, их духовное пробуждение. Наблюдая происходящее, разговаривая с самыми разными людьми, мужики учатся отличать подлинное счастье от мнимого, иллюзорного, они находят ответ на вопрос, «кто всех святей, кто всех грешней». Характерно, что уже в первой части герои выступают и в роли судей, причем именно им принадлежит право определить: кто из называющих себя счастливыми по-настоящему счастлив. Это - сложная нравственная задача, требующая от человека обладания собственными идеалами. Но не менее важно отметить, что странники все чаще оказываются «затерянными» в толпе крестьян: их голоса как бы сливаются с голосами жителей других губерний, всего крестьянского «мира». И уже «миру» принадлежит веское слово в осуждении или оправдании счастливых и несчастливых, грешников и праведников.

Отправляясь в странствие, крестьяне ищут того, кому «вольготно-весело живется на Руси» . Эта формула предполагает, вероятно, свободу и праздность, неразделимые для мужиков с богатством и знатностью. Первому же из встреченных возможных счастливцев - попу они задают вопрос: «Скажи ж ты нам по-божески: / Сладка ли жизнь поповская? / Ты как - вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?..» Синонимом «счастливой» жизни для них выступает «сладкая» жизнь. Этому неопределенному представлению поп противополагает свое понимание счастья, которое мужики разделяют: «В чем счастие по-вашему? / Покой, богатство, честь - / Не так ли, други милые?» / Они сказали: так...». Можно предположить, что многоточие (а не восклицательный знак или точка), поставленное после мужицких слов, означает паузу - мужики раздумывают над поповскими словами, но и принимают их. Л.А. Евстигнеева пишет о том, что определение «покой, богатство, честь» чуждо народному представлению о счастье. Это не совсем так: некрасовские герои действительно приняли это понимание счастья, согласились с ним внутренне: именно эти три слагаемых - «покой, богатство, честь» будут для них основой для суждения о попе и помещике, Ермиле Гирине, для выбора между многочисленными счастливцами, которые объявятся в главе «Счастливые». Именно потому, что поповская жизнь лишена и покоя, и богатства, и чести, мужики и признают его несчастливым. Выслушав жалобы попа, они поняли, что его жизнь вовсе не «сладкая». Свою досаду они вымещают на Луке, убеждавшем всех в «счастье» попа. Ругая его, они и вспоминают все доводы Луки, доказывавшего поповское счастье. Слушая их брань, мы понимаем, с чем же они отправлялись в путь, что же они почитали «хорошей» жизнью: для них это сытая жизнь:

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор! <...>
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина - не житье!
Попова каша - с маслицом,
Попов пирог - с начинкою,
Поповы щи - с снетком! <...>
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Уже в рассказе попа проявилась одна важная особенность повествования . Рассказывая о своей жизни, о личном неблагополучии, каждый встреченный мужиками возможный «кандидат» в счастливые будет рисовать широкую картину российской жизни. Так создается образ России - единого мира, в котором жизнь каждого сословия оказывается зависимой от жизни всей страны. Только на фоне народной жизни, в тесной связи с ней становится понятно и объяснимо неблагополучие самих героев. В рассказе попа открываются прежде всего темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же мы узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы - никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда - продашь его
За сущую безделицу,
А там - неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Именно поп затрагивает одну из самых трагических сторон народной жизни - важнейшую тему поэмы : горестное положение русской женщины-крестьянки, «печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечной».

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое - настоящее . При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами - социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение - и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна <...>
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах! <...>
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Та же антитеза будет характерна и для рассказа Оболта-Оболдуева о помещичьем житье-бытье: «Теперь не та уж Русь!» - скажет он, нарисовав картины прошлого благополучия и нынешнего разорения дворянских семей. Та же тема будет продолжена и в «Крестьянке», начинающейся с описания разрушаемой дворовыми прекрасной помещичьей усадьбы. Прошлое и настоящее будут противопоставлены и в рассказе о Савелии, богатыре святорусском. «А были благодатные / Такие времена» - вот пафос рассказа самого Савелия о его молодости и прежней жизни Корежины.

Но авторская задача явно не заключается в том, чтобы воспеть утраченное благоденствие. И в рассказе попа, и в рассказе помещика, особенно в рассказах Матрены Тимофеевны лейтмотивом проходит мысль, что основа благополучия - великий труд, великое терпение народное, та самая «крепь», которая принесла столько горя народу. «Даровые хлеба», даром достававшийся помещикам хлеб крепостных крестьян - источник благополучия России и всех ее сословий - всех, кроме крестьянского.

Тягостное впечатление от поповского рассказа не исчезает даже в главе, описывающей сельский праздник. Глава «Сельская ярмонка» открывает новые стороны народной жизни. Глазами крестьян мы смотрим на нехитрые крестьянские радости, видим пеструю и пьяную толпу. «Слепой народ» - это некрасовское определение из поэмы «Несчастные» в полной мере передает суть нарисованной автором картины народного праздника. Толпа крестьян, протягивающих кабачникам шапки за штоф водки, пьяный крестьянин, вываливший в канаву целый воз с товаром, Вавилушка, пропивший все деньги, мужики-офени, покупающие для продажи крестьянам «картиночки» с важными генералами и книжки «про милорда глупого», - все эти, и печальные, и смешные сцены свидетельствуют о нравственной слепоте народа, его невежестве. Пожалуй, только один светлый эпизод отмечен автором в этом празднике: всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки, пропившего все деньги и горюющего, что не принесет внучке обещанного подарка: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же ученый-фольклорист Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью - душевная отзывчивость народа - все это предвещает будущие авторские слова о золотом сердце народном.

Глава «Пьяная ночь» продолжает тему «великой жажды православной», безмерности «русского хмеля» и рисует картину дикого разгула в ночь после ярмарки. Основа главы - многочисленные диалоги разных не видимых ни странникам, ни читателям людей. Вино сделало их откровенными, заставило говорить о самом больном и сокровенном. Каждый диалог можно было бы развернуть в историю человеческой жизни, как правило, несчастливой: нищета, ненависть между самыми близкими людьми в семье - вот что открывают эти разговоры. Этим описанием, рождавшем в читателе ощущение, что «нет меры хмелю русскому», первоначально и заканчивалась глава. Но автор не случайно пишет продолжение, делая центром главы «Пьяная ночь» не эти тягостные картины, а разговор-объяснение Павлуши Веретенникова , ученого-фольклориста, с крестьянином Якимом Нагим . Также не случайно собеседником ученого-фольклориста автор делает не «мастерового», как было в первых набросках, а именно крестьянина. Не сторонний наблюдатель, а сам крестьянин дает объяснение происходящему. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» - звучит голос крестьянина Якима Нагого в ответ Веретенникову, попрекнувшему крестьян за то, что «пьют до одурения». Народное пьянство Яким объясняет теми страданиями, которые без меры отпущены крестьянам:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть? <...>
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, -
Трещит крестьянский пуп!

Исполнен противоречия образ, которым пользуется Яким Нагой в определении крестьян, - рать-орда. Рать - воинство, крестьяне - ратники-воители, герои - этот образ пройдет через всю некрасовскую поэму. Мужики, труженики и страдальцы, осмысляются автором как защитники России, основа ее богатства и стабильности. Но крестьяне - и «орда», сила непросветленная, стихийная, слепая. И эти темные стороны в народной жизни также открываются в поэме. Пьянство спасает крестьянина от горестных дум и от гнева, накопившегося в душе за долгие годы страданий и несправедливостей. Душа крестьянина - «туча черная», предвещающая «грозу», - этот мотив будет подхвачен в главе «Крестьянка», в «Пире на весь мир». Но душа крестьянская - и «добрая»: гнев ее «вином кончается».

Противоречия русской души и далее открываются автором. Сам образ Якима исполнен таких противоречий. Многое объясняет в этом крестьянине любовь к «картиночкам», что он купил сыну. Автор не детализирует, какими «картиночками» любовался Яким. Вполне может быть, что там нарисованы были все те же важные генералы, что и на картинках, описанных в «Сельской ярмонке». Некрасову важно подчеркнуть только одно: во время пожара, когда люди спасают самое дорогое, Яким спасал не накопленные им тридцать пять рублей, а «картиночки». И жена его спасала - не деньги, а иконы. То, что дорого было крестьянской душе, оказалось важнее того, что нужно для тела.

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства - пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная.
А волосы - песок.

Глава «Пьяная ночь» завершается песнями, в которых сильнее всего и сказалась народная душа. В одной из них поется «про Волгу матушку, про удаль молодецкую, про девичью красу». Песня о любви и молодецкой силе и воле растревожила крестьян, прошла «по сердцу по крестьянскому» «огнем-тоской», заставила плакать женщин, а в сердцах странников вызвала тоску по дому. Так, пьяная, «веселая и ревущая» толпа крестьян на глазах читателей преображается, и открывается в сердцах и душах людей задавленная работой и вином тоска по воле и любви, по счастью.

Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? 3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? 4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Обратите внимание на названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы и т д.)
5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути

Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»?
2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом.
3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?Перескажите и зачитайте отрывки
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Тема Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.

РАБОТАЕМ В ГРУППАХ по ПЛАНУ

План анализа образа крестьянина

1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
Группа 1(………). Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)
1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?
2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
Группа 2……) Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)
1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести?
Группа 3.(…..) Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)
1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?

2-Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него,в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?
3. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?
Группа 4.(…….) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)
1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
Группа 5.(……..) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4-8.)
1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.
2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?

3. Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найти в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.

Вывод. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермилы Гирина, во внутренней свободе и несломленности обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны - это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несет в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Тема: Сатирическое изображение помещиков в поэме.

«Культура Руси 10-15 века» - Религия. Культура и быт 10-15 век. Певческое искусство. Искусство. Храм Святой Софии. Свидетельство о развитии грамотности. Влияние иноземных культурных традиций. Как зарождалась культура Руси. Политические трудности. Развитие русской культуры. Новгородская школа живописи. Свидетельство византийского дипломата.

«Русь в 11-13 веке» - Реконструкция. Торжок.Гравюра 16 века. Типичный вид боярских хором. Золотые ворота во Владимире. Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси. Как правило на въез-де строили Золотые ворота. 2.Архитектура.Живопись. План Киева в сер. 12 века. План урока. Храм Покрова-на-Нерли..

«Культура Волжской Булгарии» - Письменность. Астрономия. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Богословы и философы. Ученые - историки. Литература, написанная на бумаге. Наука. География. Химия. Образование. Записи арабского автора. Поэты и писатели. Ученые Волжской Булгарии.

«Архитектура на Руси» - Архитекторы Великого Новгорода стремились к строгости и лаконизму форм, простоте украшений. Москва. Московское княжество. Архитектура Древней Руси. Псков (13-15 вв). Церковь спаса на Ильине улице. 1374. Владимиро-Суздальское княжество (12 в). Стены собора богато украшены резными рельефами. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика.

«Быт Древней Руси» - Исследовательский проект по теме «Быт людей Древней Руси». На печи всегда красное лето. Как тысячу лет назад сеяли хлеб? Я поняла, насколько нелегкой была раньше жизнь крестьян. Все надворные постройки делились на жилые и служебные. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага. Не меньшей заботы требовал скот.

«Культура в Древней Руси» - Вся архитектура города носила облик крепости. Возрождение самобытность слияние традиций шедевры. Влияния. «Москва не сразу строилась». Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. История России. учебник. ч.I под ред.

Всего в теме 39 презентаций

Похожие статьи

  • Значение карт ленорман в любовных раскладах

    Любовь и личные отношения - это то, что волнует каждого из нас. Кто-то влюбляется, но не знает, испытывает ли интересующий его человек ответные чувства, у кого-то есть постоянный партнёр, но во взаимоотношениях не всё так гладко. И все они...

  • Эзотерическое гадание Таро “Солнце” на свою личность

    В астрологии Солнце символизирует индивидуальность, личность, сознание и волю, уровень энергетического и творческого потенциала. Все планеты вращаются вокруг Солнца, и каждый человек является центром собственного Мира. Возможность...

  • Гадать онлайн на отношения и чувства человека

    ПОДЕЛИЛИСЬ Как он относится ко мне? Гадание на мысли, чувства, подсознание. Во многих жизненных ситуациях клиента интересует, как относится к нему тот или иной человек, и это не праздное любопытство. От того, каковы истинные мысли,...

  • Гадание Что он обо мне думает

    Каждой влюбленной девушке хочется, чтобы ее чувство было взаимным. К сожалению, не изобрели еще такой машины, которая бы помогала читать мысли других людей. Существуют «народные методы», с помощью которых можно разгадать, что творится в...

  • Толкование игральных карт при гадании — секреты из прошлого

    Рассмотрим по очереди предсказательное значения карт при гадании. Значения карт при гадании ♠ Пики ♠: значение карт при гадании Туз пик – потеря, печальное письмо, удар, испуг, неприятность, раскаяние; время определяется как ночь, зима;...

  • Программа помощи ипотечным заемщикам от государства

    С ухудшением экономической обстановки в 2014 году и падением доходов у населения, большинство россиян, оформивших заем на жилье, оказались в неблагоприятной ситуации. Объем просрочек и невыплат резко возрос. Поэтому правительство РФ...