Тема войны в белой гвардии. Особенности изображения революции и гражданской войны в романе «Белая гвардия. Другие сочинения по этому произведению

Разделы: Литература

Класс: 11

Цели:

  • продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами;
  • помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора;
  • формировать интерес к роману и творчеству писателя.

Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске.

Эпиграф:

Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…

Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн.

Б.Васильев «Покаянные дни»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем занятии и хочу пригласить всех прикоснуться к удивительному миру романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Пусть в память об этом замечательном человеке на нашем уроке горят свечи.

2. Объявление темы и постановка цели

Слово учителя: 25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: "белых" и "красных". Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, большевики, меньшевики, коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие "шатания и мучительные искания" изображены в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия".
Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим. Он посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске. Семья Турбиных, милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17 лет)... И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести, справедливости. Мать завещала им: "Живите дружно". Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и Гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных.
Итак: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
Через судьбу семьи Турбиных автор показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.

(Читаются высказывания на доске).

3. Аналитическая беседа

Виды деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для размышления, работа с текстом, творческое задание.

– По каким нравственным законам живут Турбины? (В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой.)

– Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.

(Выступления учащихся с использованием отрывков из романа)

– Что Вы можете сказать о судьбе Алексея? («С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» – мог бы подписаться он под есенинской фразой. Алексей Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора со своим героем.)

– Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Младшему Турбину принадлежат слова: «… слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете »)

– В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе? (Именно её устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут». В ней воплощено и религиозное начало. Она просит: «… все мы в крови повинны».)

– Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберегли свою честь, сохранили человечность и чувство долга в это смутное время? Най – Турс, Мышлаевский, Малышев. (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое достоинство, офицерскую честь, высокое чувство долга.)

– Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Тальберг : «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»; «двухслойные глаза»
Домовладелец Лисович: «инженер и трус, буржуй и несимпатичный».
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого нет ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, – за доносительство. Характер наказания для каждого соответствует, по воле автора, характеру грехопадения.)

Слово учителя: Бури Гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушками в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки».
Вспомните Блока – революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.
Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке . Обратим внимание на эту символическую деталь.

– Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?

(Подводятся итоги, делаются выводы)

4. Итог

– «Белая гвардия» – это не только исторический роман, но и своеобразный роман – воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Много лет прошло с тех пор, как написан роман, но проблемы его актуальны и сейчас.
Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь.
Выходит, и в наши дни, как и много лет назад, непросто найти путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. А надо …

5. Творческое задание

– Завершая работу на уроке, я предлагаю вам представить себя в роли специалистов, которых пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918-1920 г. Каким бы вы хотели его видеть?

(Выступления ребят со своими проектами)

Слово учителя: А я представляю его так …
Мать склонилась над своими погибшими сыновьями. Один из них в белогвардейской шинели, другой в буденовке, но для горя матери не имеет значения, на чьей стороне они воевали. Одинаково больно её сердцу.

6. Домашнее задание

– На этом наш разговор заканчивается, но встреча с М. Булгаковым продолжается. На следующем уроке вы познакомитесь с пьесой « Дни Турбиных» по мотивам романа.
Подумайте, какую афишу к этому спектаклю вы бы представили.

– Всем спасибо!

Оценки.

7. Рефлексия

Символическая оценка:

А) Взять жетон определенного цвета:

  • Красный – полностью себя проявил, реализовал (2б).
  • Зеленый – не в полной мере себя реализовал (1б).
  • Желтый – не реализовал себя.

Б) Сложить жетоны в коробочку с надписями:

  • Понравилось все на занятии (2б).
  • Было интересно, но не все понравилось (1б).
  • Занятие не понравилось.

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие.

Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества.

Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно… ох, неприятно… напрасно я застрелил его… Я, конечно, беру вину на себя… я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные… Мысль остается незаконченной.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех - и белых и красных. «Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

    М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как...

    Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание...

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», первые две части которого бы­ли опубликованы в 1925 году в журнале «Россия», автор запечатлел один из эпизодов граждан­ской войны на Украине. Очевидец событий, он в самый разгар братоубийственной войны оказался в Киеве, где стал свидете­лем немецкой оккупации, возвышения и бегства гетмана Скоропадского, кратковременного торжества Петлюры и освобо­ждения Киева от его банд Красной Армией. «По счету киевлян, у них было восемнадцать переворотов… Я точно могу сообщить, что их было четырнадцать, причем десять их них я лично пережил», - писал Булгаков. Один из переворотов - захват Киева Петлюрой и бегство его «войска» (в период от 15 декабря 1918 года по февраль 1919 г.) - и послужил исторической основой для романа.

Главный герой романа - семья Тубриных, состоящая из двух братьев, старшего двадцативосьмилетнего Алексея, сем­надцатилетнего Николки и их сестры Елены, год назад вы­шедшей замуж за капитана Тальберга. Потеряв родителей (отец умер давно, а мать - в прошлом году), дети, еще теснее прижавшись друг к другу, сумели сохранить семью, где живет память об отце и матери, «светлой королеве», и Дом, где все­гда тепло, светло и уютно.

Елена, душа дома, свято сохраняет все традиции семьи: в доме всё так, как при матери:

…полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортен­зии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни…

Синий сервиз на белой скатерти; кремо­вые шторы на окнах, «бронзовая лампа под абажуром». В книжной комнате поблескивают золотыми буквами на кореш­ках книги, которые являются неотъемлемой частью быта се­мьи. В них вечные духовные ценности, вечные, как «Фауст» Гёте. Перед Еленой на столе «Господин из Сан-Франциско» Бунина, глаза её останавливаются на описании ночного океана («Мрак, океан, вьюга»); «Капитанская дочка» - любимая повесть с детства (не случайно и Булгаков взял эпиграфом к роману цитату из пушкинской повести «Ну, барин, беда»). И в городе «и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже» - и в душах героев поселяется тревога. К тому же слышится стрельба в Святошине, что в 12 километрах от города. Обособиться, укрыться в своем доме, как в крепо­сти, невозможно. Уцелеет ли Дом в бурях и метелях - в стихии гражданской войны? Дом, прочным основанием которого была вера в незыблемость уюта; Дома с окнами в сад, где за кремовыми шторами то и дело слышны молодые голоса, музыка; Дома, покоящегося на прочных основаниях веры в Бога и непреходящих нравственных ценностях - любви, милосердии, совести, долга и чести. Вера в незыблемость родного, нежно любимого Киева, красотой которого восхищается и автор, и его герои: в мае город сияет «как жемчужина в бирюзе»; зимой - «прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром».

И было садов в городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами. Сады красовались на прекрасных горах, нависших нам Днепром, и, уступами, поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках цар­ствовал вечный Царский город.

Сказочно красив Киев в осве­щении электрических фонарей. «Но лучше всего сверкал элек­трический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке». Этот крест многократно возникает в ро­мане как символ нерушимой православной истории России, как символ надежды и веры в братство людей и мир на земле.

История вторгается в жизнь героев романа, вынуждает их оценить историческую ситуацию и сделать выбор согласно их понятиям о чести и долге.

Первому испытанию подвергается безусловная вера рус­ской интеллигенции, духовной силе нации, в монархию, в са­модержавие как основу стабильности и порядка. «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодер­жавная!» - кричит офицер Мышлаевский, готовый за эту идею отдать жизнь. Но царь отрекся, уже, говорят, расстре­лян, а Турбины с друзьями готовы верить в любые слухи об его чудесном спасении и пьют за его здоровье. Это последнее похмелье по старой России. У власти в Москве большевики: «Слухи грозные, ужасные, Наступают банды красные» - экспромт Николки, записанный на изразцах печки. Но еще страшнее банды Петлюры, который собрал огромное войско, используя ненависть крестьян к немцам, оккупировавшим Украину по условиям Брестского мира, к ставленнику немцев гетману Скоропадскому, к офицерам, командующим кара­тельными отрядами:

«…И было другое - лютая ненависть. Было четыреста тысяч немцев, а вокруг четыреста сорок раз четыреста ты­сяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой. И удары лейтенантских стеков по лицам, и шрапнельный бег­лый огонь по непокорным деревням, спины, спины, исполосо­ванные шомполами гетманских сердюков и расписки на клоч­ках бумаги почерком майоров и лейтенантов германской армии: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок…». ...И реквизированные лошади, отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувишеся в свои поместья при гетмане, - дрожь ненависти при слове «офицерня».

Эту «черную злобу» использовал самозванец Петлюра, чтобы привлечь на свою сторону крестьян обещанием отдать всю землю и всю власть мужикам, «чтобы никакая шпана из города не прибежала требовать хлеб». Лозунг «самостийной Украины; где все говорят на украинском языке, у всех украинские фамилии, все любят Украину волшебную, воображае­мую, без панов, без «офицеров-москачей», тоже оказался привлекательным для украинцев.

Черные тучи банд Петлюры обложили Город, и его падение становится неизбежным. И начинается великое бегство. Поки­дают город те, кто бежал из большевистской России в Киев, а теперь спешат за границу, туда, куда ни в коем случае не дос­тигнет страшный бой и грохот большевистских боевых полков. Теперь же не меньшая опасность грозит и от банд Петлюры. Все думали о спасении собственной жизни - и никто о спасении России. Офицеры царской армии: кирасиры, кавалергарды, конногвардейцы и гвардейские гусары - наводнили город. Они ненавидели большевиков «ненавистью трусливой, шипя­щей, из-за угла, из темноты», но не хотели драться, убивать, жертвовать собой. Они нашли себе пристанище при штабе главнокомандующего или в конвое гетмана и теперь спешат удрать вместе с гетманом и главнокомандующим в хвосте немецкой армии. Скоропадский снимает гетманское облачение и переодевается в мундир немецкого офицера. Недаром же, по иронии судьбы, местом избрания этого «факира на час» был киевский цирк. С ними бежит за границу и русский офицер, карьерист и трус капитан Тальберг, бросивший на произвол судьбы город и свою жену, Елену Турбину.

На защиту Города встали «армейские штабс-капитаны, боевые армейские гусары, как полковник Най-Турс, сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов, как Степан Ка­рась, сбитых с винтов жизни войной и революцией, и поручики, тоже бывшие студенты, но конченные для университета на­всегда, как Виктор Викторович Мышлаевский… Они ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, который может двинуть в драку». А ещё на защиту Города встали вос­питанники четырех юнкерских училищ. Один из них - Николка Турбин. И еще Алексей Турбин, врач, прошедший фронт первой мировой войны, не желающий больше быть «невольным соучастником в жестокости и преступности воюющих», все-таки идет на защиту Города. И еще - полковник Малышев.

Моментом истины для героев романа становится день 14 декабря 1918 года, когда произошло сражение с пелюровскими бандами. Это кульминация романа. Белое движение обнаружило свою истинную суть.

С одной стороны, массовое предательство, начиная с гет­мана Скоропадского, генерала и кавалергарда, главнокоман­дующего и сбежавших вместе с ними штабных офицеров и кончая безответственными командирами, посылающими юн­керов и офицеров на верную смерть, - «гады», как их име­нуют в романе.

С другой стороны, выполнение воинского долга до конца, верность присяге, героизм и самопожертвование. Образцом, носителем идеальных качеств русского офицера-интеллигента показан полковник Най-Турс.

Най-Турс, «гусар с траурными глазами», воплощает в себе черты рыцарского благородства и чести. Он формирует отряд из двухсот юнкеров; как настоящий «отец-командир» позабо­тился об обмундировании, добыл валенки и папахи у бездушно­го генерала-бюрократа, струсившего под дулом кольта полков­ника. Юнкера Най-Турса геройски сразились с победоносно вступившим в город полком Козыря-Лешко («Конные черные ленты вдали сломались, рассыпались и исчезли с шоссе»). Но вслед за конницей шли полки гайдамаков, сечевых стрельцов, синей дивизии, шесть батарей; противостоять им отряд из 200 юнкеров и одной батареи не мог - и Най-Турс дал приказ отступать. Прикрывать отход своего отряда остался один пол­ковник. Свидетелем его геройской гибели оказался Николка Турбин, который по безответственному приказу из штаба вывел 28 юнкеров сражаться с петлюровцами.

Николка Турбин, романтически настроенный юноша, чем-то напоминает молодого Николая Ростова. Он не может смириться с общей паникой, бегством. Для него это бесчестье и позор. Для него лучше умереть, чем потерять честь. Распустив свой отряд, он остается с Най-Турсом до конца. А потом благородный юноша найдет семью Най-Турса, сообщит матери о гибели её сына; разыщет тело героя, чтобы достойно похоронить его «с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную, вязкую грудь». «Сын мой. Ну, спасибо тебе», - скажет Николке убитая горем мать.

Все поступки Николки от малого до большого определяются понятием чести: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете», - говорит он.

В пророческом сне Алексея Турбина Най-Турс и Николка Турбин оказываются рядом: Най-Турс в образе средневекового рыцаря: «На голове светозарный шлем, а тело в кольчуге, и опирался он на меч. А за ним неизвестный юнкерок в пешем строю». Оба в золотом сиянии, оба герои.

Хотя Николка и остался в живых, но тревога за будущее юноши, мечтающего о подвиге, не покидает читателя. Долг не позволил бы Николке остаться в стороне от белого движения. Все чаще взоры героев обращены на Дон, в сторону Добровольческой армии генерала Деникина. В конце романа Елена, тревожащаяся за судьбу братьев, видит сон, в котором Николка пел: «А смерть придет, помирать будем…». В руках у него была гитара, но вся шея в крови, а на лбу желтый венчик с иконкам Елена мгновенно подумала, что он умрет…».

Видя измену, предательство высшего командования, лучшие идейные офицеры до конца остаются верны офицерской чести. Больной, издерганный Алексей Турбин бежит к месту сбора на плац перед гимназией, полный готовности сражаться и, если необходимо, умереть. Но дивизион распущен полковником Малышевым.

Высшей драматической точкой повествования является сцена в гимназии, когда полковник Малышев расформировывает отряд юнкеров, не боясь обвинения в измене. Убедить в правильности своего приказа мог только человек, для которо­го несчастные офицеры и юнкера, «брошенные штабными мерзавцами и этими двумя прохвостами гетманом и коман­дующим), которых следовало бы повесить», - дети. «Слу­шайте, дети мои - вдруг сорвавшимся голосом крикнул пол­ковник Малышев, - слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами…, на свою совесть беру и от­ветственность… Вас посылаю домой».

Рыданиями всего дивизиона была поставлена последняя точка. На просьбу Мышлаевского поджечь гимназию Малышев ответил:

Господин поручик, Петлюре через три часа доста­нутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, ко­нечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить.

Здесь высветляется еще одна, очень дорогая для Булгакова мысль - не только об ответственности офицера за жизни вверенных ему подчиненных, но и о самоценности человече­ской жизни вообще. Эта проблема всегда актуальна, а особен­но во времена братоубийственных гражданских войн.

Роман окачивается бегством Петлюры из города и наступ­лением красных отрядов. Теперь наши герои, лучшие, благо­роднейшие люди, цвет русской интеллигенции, опять оказались перед необходимостью выбора. Возможно, какая-то часть пе­рейдет к красным. В сцене, когда петлюровцами были переби­ты брошенные на произвол судьбы юнкера и четыре офицера, командир выстрелил себе в рот. Последними словами его были: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков».

В период жесточайших испытаний русская интеллигенция честно выполняла свой гражданский и человеческий долг. Турбины сохранили свой Дом. Дом Турбиных - это как бы теплое, живое существо. Мотив теплоты и света, так необхо­димые в холодные метельные дни декабря, воплощается не только в уюте топящихся печей, хотя дрова уже на исходе, и электрическим светом, часто гаснущим, и светом зажженной свечи, но и в тепле человеческих сердец - тревогой за близ­ких, сердечным приемом неожиданно приехавшего некстати из Житомира нелепого кузена, но скоро ставшего членом семьи уже не Ларионом, а Лариосиком. И уже и Город становится Домом, где Юлия с риском для себя спасает жизнь не­известному ей офицеру Алексею Турбину; в захваченном петлюровцами городе доктор ночью, рискуя жизнью, навеща­ет раненого и больного русского офицера, приглашает на консилиум двух профессоров. Гуманность, человеческая соли­дарность, бескорыстие и милосердие эти людей производят особенно сильное впечатление в силу того, что проявляются скромно, как выполнение своего профессионального долга.

М.А. Булгаков в своем романе «Белая гвардия» сумел под­няться над настроением классовой и национальной розни и утвердить идею человечности и общечеловеческих нравст­венных ценностей.

В сне Алексея Турбина в раю оказываются и белые, и красные. В ответ на недоуменный вопрос, почему безбожники - большевики оказались в раю, Бог говорит: «… все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Булгаков утверждает мир для всех: и для часового красного бронепоезда «Пролетарий», замерзающего на своем посту, и для мальчика Петьки Щеглова, который вдруг появится на последней стра­нице книги, чтобы уверенно схватить во сне сверкающий ал­мазный шар счастья, и, конечно же, для «рыжеволосой, яс­ной» Елены и её братьев, так полюбившихся нам; мир, покой и благоденствие их дому. Пожелание мира для всех людей на земле выражает Михаил Афанасьевич Булгаков в конце романа:

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор... для всех людей Земли, над которой сияет пастушеская звезда Венера, символ любви и счастья мирной жизни, а кровавая звезда Марс пусть напоминает людям о тех несчастьях, которые несет с собой война.

Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья - Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры - пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом. А вместе с автором, героями верим в хорошее и мы: «Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» -- так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, -- а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Тальберг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостихийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».
Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?
Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно... ох, неприятно... напрасно я застрелил его... Я, конечно, беру вину на себя... я убийца!». Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит». Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо турбинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные... Мысль остается незаконченной.
Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом.

Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: ...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...»
Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех - и белых и красных.
«Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

    Все пройдет. А звезды останутся. М. Булгаков Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о круп- ном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал...

  1. Новое!

    Роман «Белая гвардия» – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он просто называет Город. Седьмая глава тоже очень тревожная,...

  2. 1. Манера повествования. 2. Герои романа. 3. Символы в произведении. 4. Ценности настоящего и прошлого. Судьба великого русского писателя М. А. Булгакова была очень непростой. Творчество Булгакова позволяет нам лучше понять все, что творилось в...

    Есть книги, удерживающие внимание лишь движением сюжета, динамизмом действий. Они легко читаются и тут же забываются. Но есть иные книги. Они заставляют думать и размышлять. Именно такие книги становятся верными спутниками жизни. К их числу я отношу...

Похожие статьи

  • Любовный гороскоп женщины-Козерога, или «сто раз отмерь – один отрежь»

    Личная жизнь женщин-Козерогов является большой тайной. Вопрос в том, что она стремится ограничиться одним партнером. На первом месте у такой женщины всегда работа и только на втором – личная жизнь. Женщина Козерог в любви – это настоящий...

  • К чему снится красное платье: подробные значения

    Очень интересный символ, имеющий несколько толкований. Красное платье во сне может быть знаком радости, так и рокового стечения обстоятельств и даже беды. Смотря какое впечатление произвёл красный цвет во сне и какую роль он играл. Если...

  • Феномен миграции бабочек монарха Бабочки монархи во время миграции

    Бабочка Монархимеет гордое звание королевы среди всех насекомых. Данаида -монарх – это полное наименование насекомого, которое имеет царское происхождение. По одной из версий такое необычное имя она приобрела в честь египетского сына...

  • Что будет, если найти ключ

    Ключ – достаточно небольшая вещица, которую очень легко потерять, а вот найти весьма проблематично. Люди, которые потеряли ключ, вынуждены использовать запасные варианты либо делать дубликаты. А вот что делать человеку, который нашел...

  • Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии

    Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...

  • Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке

    Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...