Миротворческая деятельность российской армии. Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира. Международная миротворческая деятельность вс рф

К настоящему времени в официальных документах и дипломатической переписке сложилась совокупность терминов, характеризующая разные варианты международных миротворческих операций. Неправильное или неточное употребление их может привести к путанице и взаимному непониманию при осуществлении ОПМ (операции по подержанию мира) и иных миротворческих операций ООН. Выработанная терминология, конечно же, отражает существенные особенности соответствующих операций, играющие важную роль при их планировании и практической реализации, но официально утвержденного и, тем более, универсального глоссария-тезауруса, относящегося к различным миротворческим операциям ООН, не существует до сих пор. Его отсутствие усугубляет трудности миротворчества в целом, и не позволяет применить к ОПМ определенные международные стандарты.

Международные миротворческие операции представляют собой общее название самых различных видов деятельности, осуществляемой в интересах разрешения конфликтов, предотвращения их эскалации, прекращения или недопущения военных действий, обеспечения правопорядка в зоне конфликта, проведения гуманитарных акций, восстановления нарушенных конфликтом социальных и политических, а также систем жизнеобеспечения. Отличительной чертой миротворчества, осуществляемого от имени ООН, является то, что оно проводится по мандату Совета Безопасности ООН, либо, согласно Уставу ООН, по мандату тех региональных организаций, в чьи функции входит поддержание мира и международной безопасности. Заемский, В.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций / В.Ф. Заемский. - М.: Международные отношения, 2008. - С.78.

Практически все известные классификации делят такие операции на три блока:

1) использующие преимущественно несиловые методы действий вооруженных сил (наблюдение, различные формы контроля), направленные на подкрепление политических и дипломатических усилий по прекращению и урегулированию конфликта;

2) сочетание политических методов с операциями вооруженных миротворческих контингентов, не ведущих боевых действий;

3) использование силовых методов, в том числе боевых действий, для принуждения к миру в сочетании с политическими усилиями или без них.

Миротворческие операции подразделяются на:

1) превентивные действия (акции) по сохранению мира,

2) операции по установлению мира,

3) операции по поддержанию мира,

4) операции по принуждению к миру,

5) постконфликтное построение мира, гуманитарные акции.

Операции по установлению мира или побуждения к миру проводятся по взаимному согласию противоборствующих сторон и, как правило, по их просьбе в тот момент, когда они самостоятельно или под воздействием международных организаций или отдельных государств решают прекратить военные действия и нуждаются для этого в помощи международного сообщества и коллективных международных миротворческих сил. Целью их является, прежде всего, содействие в прекращении военных действий и организация мирного переговорного процесса. Заемский В.Ф. Теория и практика миротворческой деятельности ООН: монография / В.Ф. Заемский. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - С.158.

Операции по поддержанию мира, проводятся по согласию всех или одной из сторон конфликта и делятся на две группы. В первую входят операции, являющиеся логическим и практическим продолжением операций по установлению мира, когда, после достижения соглашения о перемирии начинаются переговоры о мирном урегулировании конфликтов. Вторую группу составляют акции, проводящиеся для реализации ранее достигнутого мирного соглашения. В этом случае целью операции по поддержанию мира, в том числе ее военной стороны, является непосредственное обеспечение выполнения соглашения всеми вовлеченными в конфликт силами.

Операции по принуждению к миру представляют собой реальное применение вооруженных сил, или угрозу такого применения, для того, чтобы заставить противоборствующие стороны прекратить боевые действия и приступить к установлению мира. Характерной особенностью их является то, что они могут включать в себя те боевые действия миротворческих сил, которые направлены на разъединение и разоружение противоборствующих сторон. Указанные боевые действия могут быть направлены как против всех воюющих сторон, так и против той из них, которая не согласна подчиниться требованиям о прекращении огня. После успешного выполнения данных задач, то есть после прекращения военных действий, миротворческие силы переходят к акциям, характерным для ОПМ.

За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945 - 1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение -- Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств -- членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции. Гришаева, Л. Кризис миротворчества ООН / Л. Гришаева // Обозреватель - Observer. -2008. -№4, 47-58

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд. долларов США.

К сожалению, опыт международного миротворчества ООН далеко не всегда успешен, а сложившийся инструментарий - весьма далек от совершенства. Причинами данного явления служат отсутствие четкой нормативно-правовой базы миротворчества, неспособность ООН эффективно применять уже созданные механизмы для урегулирования конфликтов, и, следовательно, осуществлять основные функции, связанные с главной целью организации, направленной на поддержание международного мира и сохранения коллективной безопасности.

Следует подчеркнуть то, что конфликты последних лет поражают особой сложностью и многочисленностью. В таких условиях способность ООН адекватно реагировать на существующие проблемы безопасности народов сильно затрудняется. Это и заставляет многих политиков и государственных деятелей задуматься либо над эффективным внедрением уже имеющихся в наличии инструментов миротворческого процесса, либо над выработкой новых.

Деятельность ООН по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира. Первая миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира была учреждена в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей Организации Объединенных Наций на Ближнем Востоке с целью осуществления контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С тех пор во всех уголках мира в общей сложности было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

В Уставе Организации Объединенных Наций термина «поддержание мира» не существует. Даг Хаммаршельд, второй Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, высказал мнение, что этот термин должен находится в «главе шесть с половиной» Устава, поместив его где-то посредине между традиционными методами мирного урегулирования споров, как, например, переговоры и посредничество, в соответствии с главой VI, и мерами, имеющими более принудительный характер, как предусмотрено в главе VII.

С течением лет в деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира произошла эволюция, с тем, чтобы она соответствовала необходимости удовлетворения потребностей различных конфликтов и изменяющегося политического ландшафта. Цели ООН по поддержанию мира, возникшие в период, когда соперничество в период холодной войны зачастую парализовало деятельность Совета Безопасности, были в основном ограничены деятельностью по поддержанию прекращения огня и стабилизации ситуации на местах, с тем чтобы на политическом уровне можно было предпринять усилия в целях урегулирования конфликта мирными средствами. В состав таких миссий входили военные наблюдатели и имеющие легкое вооружение военнослужащие, которые выполняли функции по контролю мира, предоставлению докладов и укреплению доверия в целях поддержания прекращения огня и выполнения ограниченных мирных соглашений.

После окончания холодной войны в стратегическом контексте деятельности ООН по поддержанию мира произошли резкие перемены, что позволило ООН трансформировать и расширить свои операции на местах и обеспечить переход от «традиционных» миссий, связанных с исключительно военными задачами, к выполнению сложных «многофункциональных» операций, направленных на обеспечение выполнения всеобъемлющих мирных соглашений и оказание помощи в создании основ для обеспечения устойчивого мира. Сегодняшние миротворцы осуществляют широкий круг сложных задач, включая оказание помощи в создании устойчивых институтов управления и контроль за соблюдением прав человека, осуществление реформ сектора безопасности и разоружение, демобилизацию и реинтеграцию бывших комбатантов.

В последние годы также изменился и характер конфликтов. Деятельность ООН по поддержанию мира, первоначально рассматривавшаяся как средство урегулирования межгосударственных конфликтов, во все большей степени применяется к урегулированию внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. Хотя вооруженные силы по-прежнему являются хребтом большинства операций по поддержанию мира, в настоящее время включает администраторов и экономистов, сотрудников полиции и юридических экспертов, саперов и наблюдателей за проведением выборов, наблюдателей в области прав человека и специалистов по гражданским вопросам и вопросам управления, гуманитарных сотрудников и экспертов по вопросам коммуникации и общественной информации. http://www.ia-trade.su

Деятельность ООН по поддержанию мира находится в процессе постоянной эволюции как с концептуальной, так и с оперативной точки зрения, с тем чтобы решать новые проблемы и реагировать на новые политические реалии. Организация решительно стремится к тому, чтобы нарастить свой потенциал по осуществлению и обеспечению полевых операций и, тем самым, содействовать выполнению наиболее важной функции ООН, а именно поддержанию международного мира и безопасности.

Как стать офицером Российской армии?

Профессиональная подготовка российских офицеров в учебных заведениях была организована при создании регулярной армии. В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве и Мореходная школа в Азове, а в 1701 г. Инженерная школа,

Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения.

Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образование.

Позднее, в Петербурге, были учреждены Сухопутный (1732) и Морской (1743) шляхетские кадетские корпуса. В них готовили не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.

В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры и др.

В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для армии и флота.

В начале XIX в. были открыты Главное инженерное (1819) и Михайловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специ- альным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 г. считают официальным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 г. - Военной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. - Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского).

Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Морская (1877) академии. В то же время часть кадетских корпусов была преобразована в военные гимназии.

К началу Первой мировой войны (1914-1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:
1) низшие (для подготовки младшего командного состава); 2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.); 3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии и флота); 4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (военные академии, морские высшие школы, стрелковые, кавалерийские, электротехнические, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).

После 1917 г. была создана новая сеть военно-учебных заведений, включавшая в себя:
1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава); 2) командные курсы (для подготовки командиров взводов); 3) курсы усовершенствования командного состава; 4) школы подготовки специалистов среднего звена; 5) военные академии (для подготовки старшего командного состава всех специальностей).

В результате военной реформы 1924- 1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. В дальнейшем военные школы были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Советском Союзе насчитывалось 19 военных академий, 203 средних военных училища, 7 высших военно-морских училищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.

Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50-60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военного образования Российской Федерации

К военным образовательным учреждениям профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации относятся военные академии, военные университеты, военные институты и высшие военные училища (схема 32). Они предназначены для подготовки и повышения квалификации командных, инженерно-технических и специальных кадров для Вооруженных Сил.

Указанные в схеме 32 военные образовательные учреждения профессионального образования готовят высококвалифицированные офицерские кадры с высшим военным и высшим военно-специальным образованием. Многие из этих учреждений являются научными центрами по разработке проблем в различных отраслях военной науки и техники.

В системе подготовки кадров для Вооруженных Сил функционируют несколько десятков военных образовательных учреждений (схема 32, приложение 3). Сроки обучения в большинстве из них составляют 5 лет.

В 2008 году при некоторых федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования созданы учебные военные центры. Эти центры являются новой формой подготовки граждан для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях. В них готовятся специалисты инженерного, гуманитарного и юридического профилей. Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования

В военные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» принимают граждан Российской Федерации, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование: не проходивших военную службу в возрасте от 16 до 22 лет; прошедших военную службу или проходящих военную службу по призыву - до достижения возраста 24 лет.

Прием в военное образовательное учреждение проводят по личному заявлению желающего поступить в него, которое необходимо подать до 1 мая года поступления в районный (городской) военный комиссариат по месту жительства.

В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, год и месяц рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения (факультета), в которое желает поступить заявитель. К заявлению нужно приложить документы, указанные в схеме 33.

Районные (городские) призывные комиссии до 15 мая года поступления проводят предварительный профессиональный отбор . О времени и месте прибытия кандидатов для поступления начальники военно-учебных заведений сообщают кандидату до 30 июня года поступления на учебу через военные комиссариаты. К вступительным экзаменам поступающие готовятся самостоятельно или на подготовительных курсах, которые организованы при большинстве военно-учебных заведений. Прибывшие в военно-учебные заведения кандидаты проходят профессиональный отбор, который проводят приемные комиссии с 5 до 25 июля года поступления на учебу.

В ходе профессионального отбора у кандидатов проверяют:

Состояние здоровья;
военно-профессиональную направленность и физическую подготовленность;
индивидуальные психологические качества;
общеобразовательную подготовку.

Состояние здоровья проверяют врачи-специалисты: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а при необходимости - врачи других специальностей.

Военно-профессиональную направленность и индивидуальные психологические качества проверяют при собеседовании кандидата со специалистами профессионального отбора и при тестировании.

Физическую подготовленность оценивают по результатам выполнения упражнений (бег на 3 км, подтягивание на перекладине, бег на 100 м, плавание на 100 м).

Общеобразовательную подготовку кандидатов проверяют на вступительных экзаменах по утвержденному перечню предметов с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.

Без проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям профессионального отбора зачисляют:

Военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;
выпускников суворовских военных училищ, награжденных золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» (при поступлении во все вузы);
остальных выпускников суворовских военных училищ (при поступлении в вузы, не включенные в перечень военно-учебных заведений, при поступлении в которые они должны сдавать экзамены по общеобразовательным предметам при условии, что они направлены в эти вузы в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения);
выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учебу в Московскую военную консерваторию (военный институт);
граждан, окончивших с золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также граждан, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены вузом);
выпускников 11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, подготовка которых оценена по результатам проведения единого государственного экзамена, при положительных результатах собеседования;
победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады;
других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы. Вне конкурса зачисляют успешно прошедших профессиональный отбор кандидатов из числа:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида первой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
участников (ветеранов) боевых действий;
других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.

Преимущественным правом при зачислении в вузы курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

Детей Героев Российской Федерации;
граждан, уволенных с военной службы;
детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

По конкурсу зачисляют кандидатов на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразовательной подготовки и вне конкурса.

Более подробную информацию по вопросам поступления в военные образовательные учреждения можно получить в районном (городском) военном комиссариате по месту жительства.

Обучение в военном образовательном учреждении, присвоение офицерского звания

Гражданам, зачисленным на учебу в военное образовательное учреждение, присваивают воинское звание курсант . До заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Контракт о прохождении военной службы заключают с курсантом по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения на время учебы в учебном заведении и пять лет военной службы после его окончания. Курсант пользуется установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями учебы, и с учетом действующего законодательства. Ежегодно курсантам предоставляют отпуск продолжительностью 30 суток, а также двухнедельный зимний каникулярный отпуск. Продолжительность бесплатного обучения в военных образовательных учреждениях составляет от 3 до 6 лет.

Учебный год в военном образовательном учреждении профессионального образования поделен на два семестра, которые завершаются экзаменационной сессией. Время занятий в соответствии с расписанием обычно не превышают 6 академических часов (по 45-50 мин) в день.

Кроме того, ежедневно 3-4 ч выделяют для самостоятельной подготовки. Основные виды учебных занятий - лекции, семинары, практические занятия и тренировки, учения, стажировки, курсовые, дипломные и контрольные работы, консультации и выполнение самостоятельных заданий. Изучение каждой дисциплины обычно заканчивается экзаменом или зачетом.

Военнослужащих мужского пола, отчисленных из образовательных учреждений военного образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, если они достигли к моменту отчисления возраста 18 лет, а также отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, не выслуживших установленного срока военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение, освобождение или отсрочку от призыва, направляют для прохождения военной службы по призыву. Остальных направляют в военные комиссариаты по месту жительства.

Чтобы исключить негативную практику, когда молодые люди, не желая проходить военную службу по призыву, поступают в военные образовательные учреждения профессионального образования, не планируя в будущем связать свою жизнь с военной службой, законодательно предусмотрено удержание с них денежных средств, затраченных на их обучение.

Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в связи с лишением их воинского знания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишении его права занимать воинские должности на определенный срок, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Эти граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий. Им выдают диплом об образовании общероссийского образца и присваивают воинское звание лейтенант.

Вопросы

1. Какие военные образовательные учреждения профессионального образования имеются в Вооруженных Силах Российской Федерации?

2. Какой возраст определен для гражданской молодежи, желающей поступить в военно-учебные заведения?

3. Какие документы должны оформить желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования и куда их надо представить?

4. По каким направлениям проводят профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно- учебное заведение?

6. Кто из кандидатов при наличии положительных оценок на экзаменах может быть зачислен на учебу вне конкурса?

7. Когда заключают контракт о прохождении военной службы с курсантом военно-учебного заведения?

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Масштабы современных военных конфликтов часто таковы, что страны, на территории которых они происходят, испытывают большие трудности по их ликвидации. В связи с этим становится необходимым объединение сил разных государств для разрешения таких конфликтов. Миротворческую деятельность государства осуществляют в соответствии с пунктом 6 Устава Организации Объединенных Наций «Миссии наблюдения» с целью согласования усилий мирового сообщества в деле поддержания и укрепления мира.

Международное сотрудничество в области поддержания стабильности и мира - одно из важнейших направлений во внешней политике Российской Федерации. Россия активно участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов в различных регионах: на Балканском полуострове, на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Африке и в странах Содружества Независимых Государств. Эту деятельность она осуществляет на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации, а также с правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обороны.

Федеральным законом «Об обороне» установлено, что международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны - один из аспектов обороны государства. Этим же законом определены полномочия должностных лиц, законодательных и исполнительных органов государства в этой области.

Президент Российской Федерации уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры об участии российских Вооруженных Сил в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Федеральное Собрание решает вопросы о возможности использования армии за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Министерство обороны Российской Федерации сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств.

В соответствии с международными договорами воинские формирования российских Вооруженных Сил в зонах вооруженных конфликтов могут входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием. Военнослужащие срочной службы по призыву могут быть направлены для выполнения задач при военных конфликтах исключительно на добровольной основе (по контракту).

За службу в «горячих» точках военнослужащим установлены дополнительные социальные гарантии и компенсации. Они заключаются в установлении повышенных окладов по воинскому званию и должности, предоставлении дополнительных отпусков, зачете выслуги лет в соотношении один к двум или трем, выплате в повышенном размере суточных или полевых денег, выдаче дополнительных продовольственных пайков, возмещении членам семей расходов по проезду к месту излечения военнослужащего и обратно.

Международная деятельность по предупреждению и ликвидации всех видов вооруженных конфликтов - это новая составляющая внешней политики России, в которой нет больше места идеологической закомплексованности и так называемой классовой солидарности.

Вопросы и задания

1. В каких регионах земного шара Россия участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов?

2. На основании каких документов Российская Федерация осуществляет миротворческую деятельность?

3. При соблюдении какого условия в зону военного конфликта могут быть направлены военнослужащие срочной службы по призыву?

4. Какие социальные гарантии и компенсации установлены для военнослужащих, проходящих службу в «горячих» точках?

Задание 47

Руководящим принципом в системе боевой подготовки войск Вооруженных Сил Российской Федерации является положение:

а) «Что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение»;
б) «Учить войска тому, что необходимо на войне»;
в) «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека».

Укажите правильный ответ.

Задание 48

Физическую подготовленность поступающих в военно-учебные заведения оценивают по результатам выполнения следующих упражнений:

а) бег на 1 км;
б) бег на 3 км;
в) подтягивание на перекладине;
г) сгибание и разгибание рук в положении лежа;
д) бег на 60 м;
е) бег на 100 м;
ж) плавание на 100 м;
з) плавание на 50 м.

Укажите правильные ответы.

Задание 49

Ваш знакомый Ю. год назад окончил среднюю школу с золотой медалью и работает в лаборатории. Он решил поступать в военно-учебное заведение и учится на подготовительных курсах при этом заведении. Учась в 11 классе, он участвовал в городской олимпиаде по физике и занял второе место. Какие льготы он будет иметь при поступлении на учебу?

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».

Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.

5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно они должны принимать участие в миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных сил. Интересы обеспечения национальной безопасности России предполагают необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Проведение таких операций имеет целью предотвращения либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения. В настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих акциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определяющим принципы применения и порядок использования миротворческих сил России, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Для практической реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В соответствии с этим указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Военнослужащие миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в ряде регионов: Югославии, Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Грузии.

Комплектование органов управления и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В период прохождения службы в составе миротворческого контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав миротворческих подразделений обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются в соединениях Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел».


Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил. Как известно, отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.


Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер международных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.


В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи. В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.


Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.


Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.


Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.


Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.). Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».






Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента составляла около 500 человек. 20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.


Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек. В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.


С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).


Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.


В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.


Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).


Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира. Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимание. 711 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».


Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно они должны принимать участие в миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных сил. Интересы обеспечения национальной безопасности России предполагают необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Проведение таких операций имеет целью предотвращения либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения. В настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих акциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определяющим принципы применения и порядок использования миротворческих сил России, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Для практической реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В соответствии с этим указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Военнослужащие миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в ряде регионов: Югославии, Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Грузии.



Комплектование органов управления и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В период прохождения службы в составе миротворческого контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав миротворческих подразделений обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются в соединениях Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел».

Похожие статьи