Россия примет межпарламентский союз. Международный парламентский союз Мира и международной безопасности

Межпарламентский союз

Межпарламентский союз – международная неправительственная организация, служащая для координации действий парламентов мира. Она была основана в 1889 году парламентариями-пацифистами нескольких государств и стала первой международной организацией, служащей для политического обсуждения.

Первоначально Межпарламентский союз играл большую роль в миротворческом процессе и создании Постоянного арбитражного суда в Гааге. Значительное число его деятелей были награждены Нобелевской премией мира.

Согласно уставу, принятому в 1922 году целью Союза является «поощрение личных контактов между членами всех парламентов… и объединение их для совместной деятельности…, в деле укрепления и развития представительных институтов, а также в интересах поощрения дела международного мира и сотрудничества…». Решения Межпарламентского союза не имеют обязательной силы, однако, являясь выражением мнения представителей законодательных органов большинства стран мира, они оказывают определенное влияние на мировую общественность, на правительства, на другие международные организации.

На 2010 год членами организации состоят парламенты 143 стран и 7 межгосударственных парламентов, в том числе всех европейских стран, кроме Ватикана, и большинства стран мира, в том числе Канады, КНР, России, Индии, хотя конгресс США не является членом организации. Межпарламентский союз имеет статус наблюдателя при ООН.

Его высший орган – ежегодная конференция, созываемая (по договоренности) в столице одного из членов Союза. В период между конференциями руководство организацией осуществляет Межпарламентский совет, куда входят по 2 представителя от каждой национальной парламентской группы. Председатель Совета избирается на 4 года, он руководит работой Совета и Исполнительного комитета – административного органа Межпарламентского союза (состоит из 11 членов, 10 из них избираются конференцией на 4 года из числа членов совета).

Основная работа по рассмотрению тех или иных вопросов, а также выработка проектов резолюций конференций проводится постоянными исследовательскими комиссиями:

– по политическим вопросам, международной безопасности и разоружению;

– по парламентским и юридическим вопросам;

– по экономическим и социальным вопросам;

– по вопросам образования и науки;

– комиссией по несамоуправляющимся территориям и этническим вопросам.

Решением совета могут быть созданы и другие постоянные или временные комиссии и подкомиссии.

Штаб-квартира Межпарламентского союза с 1892 года находилась в Берне, в 1911 году была перенесена в Брюссель, с началом Первой мировой войны в 1914 году переехала в Осло, а с 1921 года – в Женеву, где находится по сей день.

Из книги Глобальный человейник автора Зиновьев Александр Александрович

Западный Союз Как я уже сказал, ЗС есть не просто одна из частей ГО, а инициатор, гегемон, основа, стержень ГО. Более того, именно в нем сосредоточилась вся сущность жизни и эволюции человечества. Чтобы познать ГО, надо прежде всего познать ЗС.Западный Союз (ЗС) разделяется

Из книги Американская империя автора Уткин Анатолий Иванович

2. США И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Успех Соединенных Штатов в Афганистане усилил некоторые опасные инстинкты: что проекция силы является единственным надежным основанием безопасности; что Соединенные Штаты могут полагаться только на себя; что союзники могут быть полезны лишь

Из книги Газета Завтра 198 (37 1997) автора Завтра Газета

ЗА СОЮЗ! 18 сентября в 16.00 в Москве, возле посольства Беларуси, (ст. м. Китай-город, ул. Маросейка)ЧЕРНАЯ СОТНЯпроводит пикет в поддержку СОЮЗА РОССИИ И БЕЛАРУСИи против провокационнойдеятельности руководства ОРТЖДЕМ русских

Из книги RUтопия автора Штепа Вадим Владимирович

3.7. Союз «Аполлон» Дионисийский путь - это жизнь, достигающая такого уровня напряженности, который благодаря своему онтологическому разрыву находит выход или высвобождается в то, что мы назвали больше-чем-жизнь. При желании мы можем связать этот выход, который

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ И СОЮЗ УЧИТЕЛЕЙ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ Царское правительство подбирало учителей, которые бы служили ему не за страх, а за совесть. Оно ссылало и сажало в тюрьму учителей-социалистов. Социалист мог попасть в учителя лишь контрабандой, скрывая свои

Из книги Фашизофрения автора Сысоев Геннадий Борисович

Референдум за Союз… 17 марта 1991 года в СССР состоялся референдум, в котором из 185,6 млн. граждан СССР с правом голоса участвовали 148,5 млн. (79,5%), из них 113,5 млн. (76,43%) высказались за сохранение СССР.Вот какими были результаты по республикам (табл. 2.1), где голосование проводилось

Из книги Спецзона для бывших автора Наумов Александр Викторович

Союз бывших Из беседы с осужденным Ф.– Через неделю после моего ареста смотрю телевизор в камере – выступает Ельцин. В то время как раз на заседании Думы рассматривался вопрос об усилении борьбы с коррупцией. И вот Ельцин произносит такую фразу, что, мол, на Урале

Из книги Другой России не будет автора Беляков Сергей

Советский Союз В 1939 году Сталин не боялся войны. Гитлер даже теоретически не мог тогда напасть на СССР. С Польшей Германия расправилась лишь к концу сентября. Варшава пала 28 сентября, отдельные гарнизоны сопротивлялись до 5 октября. Поляки сражались отчаянно и немцев

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Союз благоденствия Зто тайная организация декабристов в 1818–1821 годах. Союз основан в Москве на базе Союза спасения. В Союз благоденствия вошли А. Н. и Н. М. Муравьевы, СИ. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, всего около 200 членов. Состав его

Из книги Спроба Павла Скоропадського автора Яневський Данило Борисович

Союз писателей Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР. Он создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Этот Союз заменил собой все существовавшие до того организации

Из книги Крах Симона Петлюри автора Яневський Данило Борисович

Из книги Заговоры ЦРУ автора Антонель Давид

Из книги Европе не нужен евро автора Саррацин Тило

Український Національний союз – Український Національно-Державний союз – продовження 24 жовтня принесло УНСоюзові перший практичний результат: до складу Ради Міністрів увійшли «шість представників УНС (усі – члени УПСФ): міністр юстиції А. Вязлов, міністр ісповідань О.

Из книги автора

Из книги автора

Святой союз Вторая версия об участии ЦРУ в убийстве президента Кеннеди предполагает существование разного рода связей между ЦРУ, Ли Харви Освальдом и Джеком Руби.ОСВАЛЬДУтверждалось, что в качестве сотрудника ЦРУ Говард Хант выполнял задание ЦРУ по организации

Из книги автора

Фискальный союз – трансфертный союз Если сравнивать ситуацию в области финансовой политики в еврозоне или во всем ЕС с ситуацией в таких федеральных государствах, как США, ФРГ или Швейцария, то бросается в глаза центральное различие:– Хотя бюджет Европейского союза за

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 октября. /ТАСС/. 137-я ассамблея Межпарламентского союза (МПС), которая обещает стать рекордной по числу и представительности участников, начнет работу в Санкт-Петербурге в субботу. В церемонии открытия примет участие президент России Владимир Путин.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, глава государства выступит перед участниками собрания, послушает выступления руководства ассамблеи, а также спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и спикера Госдумы Вячеслава Володина.

О 137-й ассамблее

Ассамблея МПС будет проходить с 14 по 18 октября. Она обещает стать самой масштабной в истории Межпарламентского союза, сообщили в оргкомитете по подготовке форума. Свое участие подтвердили около 100 председателей зарубежных парламентов, в том числе из Турции, Кореи, Германии, Сербии и делегации из более 160 стран, представляющих пять континентов. Общее количество зарегистрированных участников превысило 2300 человек.

Российские парламентарии во главе с председателями обеих палат примут участие в многочисленных мероприятиях 137-й ассамблеи МПС. Так, Валентина Матвиенко ранее сообщила, что в понедельник на полях ассамблеи проведет двусторонние встречи с первым заместителем председателя парламента КНДР и председателем парламента Южной Кореи. Также запланированы встречи с главами делегаций Саудовской Аравии, Нидерландов, Венгрии, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран. Вячеслав Володин планирует встретиться с руководителями делегаций из Ирана, Ирака, Китая, Конго, Сербии, Сирии, Турции.

В рамках деятельности рабочей группы по Сирии пройдут двусторонние встречи национальных делегаций тех стран, которые вовлечены в сирийское урегулирование.

Программа ассамблеи включает также проведение тематических заседаний и сессий: форума женщин-парламентариев и форума молодых парламентариев Межпарламентского союза. На полях ассамблеи пройдут более сорока заседаний органов, комитетов, комиссий и групп МПС. Состоятся заседания шести геополитических групп - Африканской, Арабской, Азиатско-Тихоокеанской, Евразийской, Латиноамериканской и группы "Двенадцать плюс", в которую входят страны Западной и Центральной Европы, Канада и некоторые другие государства.

Кроме того в Санкт-Петербурге будет избран новый председатель Межпарламентского союза.

Провал попыток изоляции России

Валентина Матвиенко в преддверии открытия сессии ассамблеи МПС заявила ТАСС, что для участия в форуме зарегистрировалось рекордное количество делегаций, что стало свидетельством провала попыток изоляции России. "Сам факт того, что ассамблея Межпарламентского союза проходит в Санкт-Петербурге, является убедительным свидетельством провала попыток изоляции России и подрыва ее авторитета на международной арене. Предстоящая ассамблея обещает стать рекордной как по количеству делегаций, так и по уровню представительства", - сказала председатель Совфеда.

По ее словам, такой большой интерес к ассамблее МПС, проходящей в России, означает, что дискуссия по наиболее актуальным мировым и региональным проблемам "обещает быть обстоятельной, глубокой, будет иметь большой политический резонанс".

Принятие резолюции

Одним из центральных событий ассамблеи станет принятие резолюции "К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия". "Ее актуальность особенно велика на фоне попыток ряда государств навязать международному сообществу западную модель демократии как единственно верную, универсальную. В основе проекта резолюции лежит совершенно иная точка зрения, которая отражена в формуле: общее в многообразии", - сказала ТАСС Матвиенко.

Она добавила, что жизнь отвергает и опровергает претензии тех или иных государств, регионов на обладание абсолютной истиной в вопросах демократии. "Государства, народы имеют право самостоятельно создавать и реализовывать модели общественного развития с учетом собственных культурных, религиозных, иных исторических особенностей и современных реалий. Ассамблея МПС открывает парламентариям прекрасную возможность обменяться практическим опытом, учесть его при формировании национальных законодательств", - уверена спикер Совфеда.

Кроме того, в проекте резолюции поддерживается инициатива, с которой выступила Межпарламентская ассамблея (МПА) государств - участников СНГ: учредить 30 июня Международный день парламентаризма. 30 июня является датой проведения первой ассамблеи МПС в 1889 году и, по мнению российских парламентариев, такая дата способствовала бы консолидации парламентского движения и межпарламентской солидарности.

Основная тема ассамблеи

Вице-председатель МПС, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев сказал накануне открытия ассамблеи, что основной на этой сессии станет тема продвижения культурного плюрализма и мира через межрелигиозный и межэтнический диалог. "В рамках темы делегаты обсудят вопросы диалога между культурами мира в целом, перспективы их дальнейшего сближения. Тема общих дебатов позволит провести их в русле поощрения межкультурного и межрелигиозного диалога для мира и социальной стабильности, уважения многообразия, а также создания атмосферы, содействующей миру и взаимопониманию на всех уровнях", - сказал Косачев журналистам.

Вступление новых членов в МПС

Валентина Матвиенко также сообщила, что в ходе ассамблеи ожидается прием новых членов в МПС: есть соответствующее обращение со стороны республики Вануату и Туркмении. "Мы приветствуем намерение этих стран присоединиться к Межпарламентскому союзу. Вхождение в МПС открывает им новые возможности системного взаимодействия с парламентами мира, участия в подготовке и принятии документов, значимых для всего международного сообщества", - сказала сенатор.

Также, как ожидается, состоится вступление в МПС одного нового ассоциированного члена - Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).

Ограничения для участия парламентариев в международных форумах недопустимы

Матвиенко сказала, что российские власти представили все необходимые государственные гарантии того, что ни один парламентарий, включенный в национальную делегацию и зарегистрировавшийся в качестве участника 137-й ассамблеи МПС, не столкнется с запретом на въезд в Россию. В том числе и те из них, кто включен в российские так называемые ограничительные списки, принятые в ответ на санкции Запада. "Мы категорически против любых мер, препятствующих взаимодействию парламентариев, их участию в международных форумах. Считаем, что такие шаги в принципе недопустимы в отношении людей, получивших мандат от избирателей", - подчеркнула политик.

Она добавила, что межпарламентская дипломатия позволяет добиться многого. По мнению председателя Совфеда, у парламентариев есть определенные "конкурентные преимущества", так как именно они получают мандат непосредственно от граждан и выражают их волю. "У нас есть возможность действовать на международных площадках свободно и гибко. Мы можем активно и умело использовать эти преимущества как в продвижении национальных интересов своих государств, так и в решении проблем мировой политики, экономики, гуманитарного сотрудничества", - заявила Матвиенко.

Ассамблея МПС, свободная от давления

Спикер Совета Федерации подчеркнула, что Россия сделает все, чтобы предстоящая ассамблея прошла без любых попыток давления и навязывания своих позиций кем-либо из участников, как во время дискуссий, так и при принятии документов. "Ассамблея МПС призвана консолидировать, а не разъединять парламенты и парламентариев, международное сообщество. Таков наш девиз как принимающей стороны, и мы ему неукоснительно следуем. Сделаем все от нас зависящее, чтобы форум был полностью свободен от попыток обструкции, давления, навязывания участникам чего-либо, будь то в ходе согласования повестки заседаний или дискуссии, или выработки итоговых документов", - сказала Матвиенко.

Она также отметила, что российские парламентарии рассчитывают, что ассамблея МПС выступит против культивирования силы в международных отношениях, в поддержку приоритета равноправного диалога, учета и уважения взаимных интересов государств, мирного урегулирования всех международных проблем, безусловного соблюдения прав и свобод человека.

МПС

Межпарламентский союз - старейшая (основана в 1889 году) и одна из наиболее авторитетных и влиятельных международных парламентских организаций, неформальное парламентское измерение ООН. Членами союза являются 173 страны, 11 межпарламентских объединений входят в МПС в качестве ассоциированных членов.

Межпарламентский союз

В Женеве расположена штаб-квартира старейшей международной парламентской организации - Межпарламентского союза (МПС), который был основан в 1889 году. В настоящее время в состав МПС входят 178 парламентов мира (Россия участвует с 1906 г.), 12 международных парламентских организаций имеют статус ассоциированных членов.

МПС тесно сотрудничает с ООН, разделяет ее цели и задачи. Ему предоставлен консультативный статус категории «А» при ЭКОСОС, статус организации-наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, где в мае 2018 года планируется к принятию очередная двухгодичная резолюция «О взаимодействии Организации Объединенных Наций с национальными парламентами и Межпарламентским союзом». По инициативе России внесено предложение провозгласить Международный день парламентаризма (30 июня) новым международным днем ООН в честь первой конференции МПС в 1889 году в Париже.

МПС состоит из национальных межпарламентских групп. Сопредседателями Межпарламентской группы Российской Федерации являются Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко и Председатель Государственной Думы В.В.Володин. В июле 2017 года Совет Федерации принял Заявление о российском участии в деятельности Межпарламентского союза, в котором подтвердил роль МПС в качестве ведущей международной площадки развития парламентской дипломатии.

Парламенты-члены МПС входят в одну из шести геополитических групп: Африканскую, Арабскую, Азиатско-Тихоокеанскую, «Евразия», Латиноамериканскую и группу «Двенадцать плюс» (преимущественно Западная и Центральная Европа).

Россия дважды принимала у себя Ассамблею МПС: 100-ю (сентябрь 1998 г., Москва) и 137-ю (октябрь 2017 г., Санкт-Петербург) . Последняя вошла в историю как рекордная по многим показателям: числу парламентов-участников (160), делегатов (2,690), парламентариев (856), спикеров парламентов (87) и количеству парламентов, единовременно вступивших в Организацию (5 – Вануату, Маршалловы острова, Сент-Лусия, Узбекистан (восстановил членство) и Туркменистан). В церемонии открытия 137-й Ассамблеи МПС принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Органами Межпарламентского союза являются: Ассамблея, Руководящий совет, Исполнительный комитет и Секретариат.

Высшим органом является созываемая дважды в год (весной и осенью) Ассамблея, в которых обычно участвуют около 1300–1500 делегатов из 130-140 парламентов мира. Повестка дня Ассамблеи включает общие дебаты, а также два-три вопроса, по которым принимаются резолюции, подготовленные с участием представителей национальных парламентов. Кроме того, предусмотрено проведение чрезвычайных дебатов, также завершающихся принятием резолюции.

За последнее время по инициативе России были приняты резолюции «Роль парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств» (136-я Ассамблея МПС, Дакка, апрель 2017 г., докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев), «К 20-летию Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия» (137-я Ассамблея МПС, Санкт-Петербург, октябрь 2017 г., докладчик – заместитель Председателя Совета Федерации И.М.-С.Умаханов).

В МПС действуют четыре постоянных комитета – по вопросам мира и международной безопасности; по устойчивому развитию, финансам и торговле; по демократии и правам человека; по делам ООН.

Руководящий совет избирает Председателя Межпарламентского союза на трехлетний срок, который является политическим лидером Организации и Председателем Руководящего совета в силу занимаемой должности.

Председатель МПС – Габриэла Куэвас Баррон (Мексика; избрана в Санкт-Петербурге в октябре 2017 г.), Генеральный секретарь – Мартин Чунгонг (Камерун; избирается на четырехлетний срок с возможностью двукратного продления, вступил в должность в июле 2014 г., переизбрался в апреле 2017 г.).

В октябре 2017 г. первым заместителем Председателя МПС избран член Исполнительного комитета МПС от группы «Евразия» Председатель Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев.

Исполнительный комитет представляет собой административный орган МПС, который рассматривает просьбы парламента о приеме в члены МПС, контролирует работу Секретариата МПС, равно как и его деятельность по исполнению решений, рассматривает кандидатуры на пост Генерального секретаря и др. По инициативе России в составе Исполкома создана Рабочая группа по Сирии (председатель – К.И.Косачев).

На площадке МПС также регулярно проходят встречи женщин-парламентариев, молодых парламентариев. Действует Комитет по правам человека в отношении парламентариев, Консультативный совет по здравоохранению и др.

Во второй половине XIX века на фоне длительной депрессии в Западной Европе и Северной Америке обострилась борьба между ведущими державами за передел мира. Начали складываться военно-политические межгосударственные группировки, усилился процесс милитаризации стран. Ответом на это стало возникновение движений пацифистов, в которых активное участие принимали парламентарии разных стран.

Основными были Французское общество друзей мира (во главе с известным ученым и политиком, членом палаты депутатов Франции Фредериком Пасси) и английская «Ассоциация мира трудящихся» (во главе с плотником Рэндалом Уильямом Кримером, позже ставшим членом английского парламента). Своей главной целью они определяли достижение урегулирования всех международных споров путем арбитража. Для этого даже был учрежден Высокий суд Наций, а «Ассоциация мира трудящихся» была преобразована в «Международную лигу арбитража».


Фото с сайта wikipedia.org

Так, Рэндал Кример, став членом английского парламента, даже составил обращение к президенту США Гроверу Кливленду с призывом решать все споры между США и Англией путем арбитража, собрал под ним подписи 232 членов английского парламента и поехал в США для вручения этого документа. Его примеру последовал и Фредерик Пасси, инициировавший заключение франко-американского соглашения об арбитраже.

Также Пасси и Кример организовали встречу французских и английских парламентариев для обсуждения этой проблемы, которая и состоялась в Париже 31 октября 1888 г. с участием восьми членов английского и 26 членов французского парламентов. Принятая на ней декларация признавала целесообразность участия парламентариев как можно большего количества стран в решении международных проблем. Здесь же был также учрежден комитет по подготовке конференции парламентариев в более широком составе.

Конференция прошла 29-30 июня 1889 г. в парижском отеле «Континенталь» с участием 94 парламентариев из девяти стран мира. В последний день работы ее участники приняли решение о превращении конференции в постоянно действующий «Международный парламентский союз ради международного арбитража». В основном документе встречи содержалось обращение к правительствам всех стран заключить соглашения о решении всех спорных вопросов путем арбитража, без нанесения ущерба независимости государств и без всякого вмешательства во внутренние дела друг друга.

В дальнейшем круг обсуждаемых новым институтом проблем значительно расширился, и с 1899 г. он стал официально именоваться Межпарламентским союзом (МПС). Штаб-квартира МПС с 1892 г. размещалась в Берне, в 1911 г. была перенесена в Брюссель, с началом Первой мировой войны в 1914 г. переехала в Осло, а с 1921 г. - в Женеву, где находится до сих пор.

Первоначально МПС объединял отдельных парламентариев, но после Второй мировой войны превратился в объединение парламентов.

Так появилась первая международная площадка для обсуждения политических проблем. По сути, МПС можно считать родоначальником универсальных институтов по обеспечению международного мира, безопасности и сотрудничества народов - Лиги наций и ООН, а также он сыграл важную роль в создании постоянной третейской палаты в Гааге. Деятельность МПС по укреплению " мира была настолько значительна, что восемь его руководителей в разные годы становились лауреатами Нобелевской премии мира, в том числе первые три:

1901 г. - Фредерик Пасси (Франция)

1902 г. - Альбер Гоба (Швейцария)

1903 г. - Уильям Рэндал Кример (Великобритания)

1908 г. - Фредерик Байер (Дания)

1909 г. - Огюст Беернарт (Бельгия)

1913 г. - Анри Лафонтен (Бельгия)

1921 г. - Кристиан Ланге (Норвегия)

1927 г. - Фердинанд Бюиссон (Франция)

СТРУКТУРА МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОЮЗА

(органы, образованные согласно статье 8 Устава МПС)

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (С 01.10.2003 - АССАМБЛЕЯ)

Высший орган МПС. Созывается два раза в год. Строгое правило: если среди парламентариев имеются женщины, то хотя бы одна женщина обязательно должна быть включена в делегацию на конференцию. Делегатов не должно быть более восьми от парламентов стран с населением меньше 100 миллионов человек и не более десяти - от стран с населением более 100 миллионов человек.

МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ СОВЕТ

Руководит МПС в период между ассамблеями. В состав входят по три представителя от каждой национальной парламентской группы. Председатель Совета избирается на четыре года.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Административный орган, возглавляемый председателем МПС. Состоит из 12 членов, принадлежащих к разным парламентам, и президента Координационного комитета встречи парламентариев женщин.

СЕКРЕТАРИАТ - МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ БЮРО

Постоянно действующий рабочий орган, который возглавляет Генеральный секретарь, не являющийся членом какого-либо парламента и назначаемый Советом на четыре года.

ПОСТОЯННЫЕ КОМИТЕТЫ

По вопросам мира и международной безопасности;

По вопросам устойчивого развития, финансов и торговли;

По демократии и правам человека;

По делам ООН.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ

По гражданским правам парламентариев;

По вопросам Ближнего Востока;

По содействию уважению международного гуманитарного права;

Группа посредников по Кипру;

Группа по вопросам здравоохранения;

Группа по тендерному партнерству;

Координационный комитет женщин-парламентариев;

Форум молодых парламентариев МПС.

В РАМКАХ МПС ФУНКЦИОНИРУЮТ:

Ассоциация генеральных секретарей парламентов
(состоит из генеральных секретарей парламентов или международных парламентских ассамблей и их заместителей независимо от того, входят эти парламенты или парламентские ассамблеи в МПС или нет);

Международный центр парламентской документации (специальный департамент Секретариата).

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ МПС

1889 г. - создан «Международный парламентский союз ради международного арбитража».

1899 г. - переименован в Межпарламентский союз (МПС).

1892 г. - стал избираться Генеральный секретарь организации (сроком на четыре года).

1909 г. - учрежден пост председателя Межпарламентского совета, избираемого на три года (первый председатель - Огюст Беернарт).

1922 г. - принят Устав, согласно которому целью МПС является «поощрение личных контактов между членами всех парламентов… и объединение их для совместной деятельности… в деле укрепления и развития представительных институтов, а также в интересах поощрения дела международного мира и сотрудничества».

1955 г. - в работе МПС (на 44-й Конференции) впервые приняла участие делегация Верховного Совета СССР. Советская группа являлась самой многочисленной, так как в ее состав входили все 1500 депутатов ВС СССР, по 750 депутатов от каждой палаты.

1992 г. - в работе МПС начала участвовать делегация Федерального Собрания РФ.

15 сентября 1997 г. - Межпарламентским союзом была принята Всеобщая декларация о демократии (в дальнейшем к этой дате был приурочен Международный день демократии).

2001 г. - принята поправка к Уставу, в соответствии с которой в федеративных государствах только федеральный парламент может претендовать на членство в Межпарламентском союзе. Однако национальные группы, являвшиеся членами МПС до принятия поправки, могут оставаться в его составе (ст. 3). А международные парламентские объединения, образованные государствами и являющиеся членами Союза, в соответствии с международным правом могут (по их просьбе и после консультации с соответствующими членами Союза) быть приняты в МПС в качестве ассоциированных членов.

2015 г. - председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко на встрече с председателем Межпарламентского союза С. Чоудхури и Генеральным секретарем Межпарламентского союза М. Чунгонгом выступила с предложением повысить статус МПА СНГ до ассоциированного члена МПС.

2016 г. - принята Стратегия МПС на 2017-2021 годы под названием «Лучше парламенты - сильнее демократия».

2016 г . - в Секретариат МПС официально передано приглашение России провести 137-ю Ассамблею МПС в октябре 2017 г. в Санкт-Петербурге. Решение об этом окончательно принято 27 октября

2016 г. - на 135-й Ассамблее МПС. 2016 г. - на 198-м заседании Руководящего совета МПС принято решение предоставить МПА СНГ статус ассоциированного члена.

2016 г . - в ходе работы 135-й Ассамблеи МПС в Женеве состоялась встреча председателей и заместителей председателей парламентов стран БРИКС на тему «Парламентское сотрудничество стран БРИКС во имя достижения целей устойчивого развития».

В последней четверти XIX века мировой политический процесс подвергся значительной интенсификации, сочетав в себе противоположные направления и тенденции. Происходило дальнейшее промышленное развитие ведущих стран Европы, США и Японии, обострялась борьба между ними за передел мира. Как следствие, начали складываться военно-политические группировки стран, усилился процесс их милитаризации. В ответ на это возникает и консолидируется движение пацифистов, в котором активное участие принимают парламентарии разных стран. Таковыми становятся «Французское общество друзей мира » во главе с известным ученым и политиком, членом Палаты депутатов Франции Фредериком Пасси и «Ассоциация мира трудящихся » во главе с плотником Рендаль Кремером в Англии.

Целью Ассоциации мира трудящихся было провозглашено достижение урегулирования всех международных споров путем арбитража, Для ее осуществления был учрежден Высокий Суд Наций. Став членом английского парламента, Кремер преобразовал Ассоциацию мира в Международную Лигу арбитража. Он составил обращение к президенту США Г. Кливленду с призывом решить все споры между США и Англией путем арбитража, собрал под ним подписи 232 членов английского парламента и поехал в США для вручения этого документа.

По примеру Кремера, Ф. Пасси решил побудить Палату представителей Франции к достижению франко – американского соглашения об арбитраже. Пасси и Кремер договорились об организации встречи французских и английских парламентариев для обсуждения этой проблемы. Встреча 8 членов английского и 26 членов французского парламентов состоялась в Париже 31 октября 1888 г. Принятая на ней декларация признавала целесообразность участия парламентариев как можно большего количества стран в решении международных проблем. Здесь был также учрежден комитет по подготовке встречи парламентариев в более широком составе в 1889 г., тем более, что Всемирная выставка, открывавшаяся в Париже, давала возможность для ее организации.

Встреча состоялась 29 − 30 июня 1889 г. в парижском отеле «Континенталь» с участием 94 парламентариев из 9 стран мира. Ее участники приняли решение (30 июня 1889 г.) о превращении конференции парламентариев в постоянно действующий Межпарламентский союз ради международного арбитража . В основном документе встречи содержалось обращение к правительствам всех стран заключить соглашения о решении всех спорных вопросов путем арбитража, без нанесения ущерба независимости государств и без всякого вмешательства во внутренние дела друг друга.

В дальнейшем круг обсуждавшихся новым институтом проблем значительно расширился, и с 1899 г. он стал официально именоваться Межпарламентским союзом . Местом пребывания штаб-квартиры МПС в 1892 – 1911 гг. являлся Берн, в 1911 – 1914 гг. – Брюссель, в 1914 – 1920 гг. – Осло, а с 1921 г. и по настоящее время – Женева.

Принято считать МПС родоначальницей универсальных институтов (Лиги Наций и ООН) по обеспечению международного мира, безопасности и сотрудничества народов. Во многом это верно, деятельность МПС по укреплению мира была так значительна, что 8 руководителей данной организации в разное время становились лауреатами Нобелевской премии Мира. Но главная задача МПС состояла и состоит во всемерном содействии учреждению представительских учреждений в странах мира и развитию демократии. Первоначально МПС объединял отдельных парламентариев, но после Второй мировой войны он превратился в объединение парламентов.

Членом МПС может стать любой парламент, сформированный в соответствии с законами суверенного государства, представляющий его население и функционирующий на его территории. В апреле 2001 г. к Уставу была принята поправка, в соответствии с которой в федеративных государствах только федеральный парламент может претендовать на членство в Межпарламентском Союзе. Однако национальные группы, являвшиеся членами МПС до принятия поправки, могут оставаться в его составе (Ст. 3). Международные парламентские объединения, образованные государствами и являющиеся членами Союза, в соответствии с международным правом могут (по их просьбе и после консультации с соответствующими членами Союза), быть приняты в Межпарламентский Союз в качестве его ассоциированных членов. К середине 2003 г. МПС объединял 145 национальных парламента и 5 парламентских ассамблей.

Межпарламентский союз, как уже говорилось, занимает специфическое место среди международных политических институтов. Однозначно определить его компетенцию довольно трудно. Она обусловлена как местом и ролью законодательной власти в жизни политического общества, так и значением союза парламентов во всем мире.

Право регулирует почти все аспекты общественной и политической жизни, международных отношений. Поэтому МПС можно считать вторым глобальным институтом общей компетенции, выносящим решения не обязательного, а лишь рекомендательного характера.

Для достижения целей МПС, – гласит Статья 1 его Устава, необходимо:

    усиливать контакты, координацию и обмен опытом между парламентами и парламентариями всех стран;

    рассматривать вопросы, представляющие международный интерес и выражать свои взгляды относительно таких вопросов с целью активизации действий парламентов и их членов;

    вносить вклад в защиту и содействовать продвижению универсальных прав человека в контексте, в котором уважение к ним является необходимым фактором парламентской демократии и развития;

    способствовать улучшению знаний о работе представительских учреждений в разных странах, совершенствовать и развивать методы парламентской деятельности .

МПС собирает и распространяет информацию о конституционных полномочиях представительной власти, ее структуре и методах работы, об избирательных системах, национальных парламентских выборах и их результатах, о статусе депутатов в разных странах. Он организует международные симпозиумы и семинары для парламентариев, парламентских должностных лиц, ученых и других экспертов, изучающих проблемы функционирования парламентских учреждений.

МПС – исключительно демократический институт. Статья 6 (п. 2) Устава МПС провозглашает «суверенное право каждого члена Союза определять формы, в которой он организует свое участие в МПС ». То есть каждый его член работает по собственным правилам деятельности и отношений с МПС, с его органами. В то же время, долгом каждого члена Межпарламентского союза является:

    представление решений МПС своему парламенту в соответствующей форме; донесение их до правительства;

    стимулирование выполнения этих решений в своей стране;

    уведомление Секретариата Союза о предпринятых мерах и достигнутых результатах.

Согласно Статье 8 Устава МПС, его органами являются: Межпарламентская конференция (с 1 октября 2003 г. – Ассамблея), Межпарламентский совет, Исполнительный комитет и Секретариат .

Межпарламентские конференции созываются два раза в год в местах и в сроки, определяемые Межпарламентским советом. В критических ситуациях этот вопрос может быть решен председателем Совета с согласия Исполнительного комитета. Участниками конференций являются парламентарии, назначенные в качестве делегатов соответствующими парламентами-членами МПС. Строгое правило МПС: если среди парламентариев имеются женщины, то хотя бы одна женщина обязательно должна быть включена в делегацию на конференцию. Делегатов не должно быть более восьми от парламентов стран с населением меньше ста миллионов человек, и не более десяти – от стран с населением более ста миллионов человек.

Конференция работает по собственным правилам, ее повестка дня утверждается Межпарламентским советом по рекомендации Исполнительного комитета. В организации и проведении работ, предусмотренных Уставом конференций, помогают четыре Комитета изучения:

    по политическим вопросам, международной безопасности и разоружению;

    по парламентским, юридическим вопросам и вопросам прав человека;

    по экономическим и социальным вопросам;

    по образованию, науке, культуре и окружающей среде .

Все комитеты формируются из представителей всех национальных групп.

Голосуют на Конференции только присутствующие делегаты. Подсчет голосов достаточно сложен, но демократичен. Каждый член МПС имеет на Конференции не менее десяти голосов и плюс дополнительные голоса, в зависимости от численности населения стран, а именно:

до 5 млн. человек населения - 1 дополнительный голос;

Голоса делегатов могут быть распределены в зависимости от их партийных убеждений и доли фракций в соответствующих национальных парламентах, но ни одно из них не может получить более десяти голосов. Голосование на Конференции может проходить путем переклички. Голосование по выборам должностных лиц должно быть тайным, по избирательным бюллетеням, если этого потребуют не менее двадцати делегатов. Члены-должники по взносам за два полных года не принимают участия в голосовании в органах МПС. Межпарламентский совет может, однако, разрешить такому члену голосовать, если будет установлено, что задержка взносов произошла по причинам, не зависящим от должника. Когда член Союза не принимает участия в деятельности МПС в течение трех лет или не вносит взносов, Исполком должен изучить ситуацию и высказаться за приостановление членства в Союзе.

Межпарламентский совет – орган МПС по определению политики Межпарламентского союза и по реализации его уставных целей. Он утверждает повестку дня конференций, а его формирование происходит на каждой из них (по два представителя от каждого члена Союза). Все члены Совета должны быть действующими парламентариями. Межпарламентский совет выбирает президента сроком на три года из числа бывших должностных лиц Исполкома Союза. Переизбрание президента не допускается, поскольку по истечении срока его должен заменять человек, принадлежащий к другому парламенту. При выборах должностных лиц МПС соблюдается географический и геополитический принципы. То есть они должны состоять из представителей всех регионов и групп стран. В случае отставки или прекращения парламентской деятельности президента Межпарламентского совета, его обязанности до избрания нового президента исполняет вице-президент.

Функции Межпарламентского совета подробно определены в 21 Статье Устава МПС. Он призван решать вопросы признания членства в Союзе, его приостановки и восстановления; определять место и время проведения конференций МПС и всех других межпарламентских встреч; утверждать, по рекомендации Исполнительного комитета, соответствующие повестки дня; предлагать кандидатуру президента конференции и состава постоянных комитетов для изучения конкретных проблем. Совет выносит рекомендации о вариантах решения возникающих проблем, формирует постоянные или специальные комитеты и рабочие группы, призванные помочь ему в работе по обеспечению геополитического, географического и гендерного баланса в структуре МПС, определяет категории наблюдателей иных международных институтов на своих встречах, их права и обязанности. В его задачу входит также определение ежегодного бюджета Союза. Совет устанавливает размеры вкладов (взносов) каждого члена, контролирует все финансовые расходы, избирает членов Исполнительного комитета, назначает Генерального секретаря Союза, принимает и пересматривает правила своей деятельности. Каждый член Совета имеет по одному голосу, президент в голосовании участия не принимает. При разделении голосов пополам решение считается отвергнутым Советом.

К проведению конференции МПС приурочивается Встреча парламентариев женщин . Она работает по собственным правилам. Отчет о ее деятельности и правила работы представляются Межпарламентскому совету.

Исполнительный комитет является административным органом Межпарламентского союза. Он состоит из Президента Межпарламентского совета, под председательством которого он работает, двенадцати членов, принадлежащих к разным парламентам, и президента Координационного комитета встречи парламентариев женщин . Не менее десяти из 12 членов ИК должны быть избраны Межпарламентским советом среди своих членов, каковыми они должны оставаться на срок их мандата. Не менее двух членов Исполкома должны быть женщины. При определении представительства парламентов в Исполкоме во внимание принимаются как вклад каждого парламента в деятельность МПС, так и географический принцип. Срок мандата исполкома – 4 года. Но через каждый год не менее двух его членов должно быть заменено представителями других парламентов. Президенты координационного комитета женщин меняются через два года.

Исполнительный комитет должен созываться Президентом Совета на свои сессии не реже чем два раза в год. По усмотрению Президента, а также по требованию двух и более членов, может быть созвана экстраординарная сессия Исполкома. Предварительная повестка дня каждой обычной сессии определяется Генеральным секретарем с согласия Президента. Она должна быть сообщена членам Исполкома не менее чем за месяц до ее открытия. Члены Исполкома могут потребовать включить в повестку дня сессии дополнительные вопросы.

Каждый год на последней сессии Исполнительного комитета назначается его Вице-президент, который призван заменить президента Совета в случае его отсутствия, отставки, потери им парламентского мандата (лишения мандата, не избрания на новый срок) и других, предусмотренных Уставом, случаях.

Полномочия Исполкома определены 24-й Статьей Устава Союза. Всякий раз, когда какой-либо парламент обращается к Союзу с просьбой о его присоединении к нему, Исполком должен изучить, выполнены ли все необходимые условия Устава МПС, и представить Межпарламентскому совету свое заключение по этому вопросу. Он же созывает Межпарламентский совет в экстренных случаях, устанавливает дату и место сессий Совета, намечает временную повестку дня; высказывает свое мнение относительно включения в повестку дня Совета дополнительных вопросов. Кроме того, он представляет Совету планы ежегодной работы и проект бюджета МПС, информирует сессии Совета о своей работе, рекомендует ему повестку дня Конференции с учетом предложений, сделанных членами МПС.

Исполком управляет администрацией Секретариата, контролирует его действия по выполнению решений, принятых конференцией или Советом, получает для этой цели все доклады и необходимую информацию. Он призван изучать все кандидатуры на пост Генерального секретаря с целью представления соответствующих предложений Совету и устанавливать сроки его мандата. Исполком может также запросить у Совета дополнительных кредитов для покрытия расходов, необходимых для выполнения безотлагательных программ Союза, устанавливать размеры жалованья и пособий сотрудников Секретариата Союза, принимать Правила своей работы.

Секретариат МПС состоит из штата сотрудников организации. Руководит имГенеральный секретарь Союза, назначаемый Межпарламентским советом (по предложению Исполнительного комитета) на срок в четыре года. Генеральный секретарь может быть переназначен на срок, установленный Исполнительным комитетом. Работая всецело в МПС, он не должен являться членом какого-либо Парламента.

Функции Секретариата определены Статьей 25 Устава МПС. Он призван быть постоянной штаб-квартирой Союза, получать и хранить отчеты членов Союза, прилагать усилия для расширения рядов его членов, поддерживать и стимулировать их действия. Секретариат готовит вопросы для рассмотрения на межпарламентских встречах и все необходимые для этого документы, обеспечивает выполнение решений Совета и конференций, собирает и распространяет информацию относительно структуры представительских учреждений в мире, поддерживает постоянную связь между Союзом и другими международными институтами, организует представительство МПС на международных конференциях. Секретариат должен готовить итоговые отчеты встреч, которые обязан распространить в течение 60 дней после их завершения и представлены Совету для одобрения при открытии его следующей сессии. Каждой календарной сессии Совета Генеральный секретарь представляет письменное сообщение о работе Межпарламентского Союза, а также помогает президенту Совета во время его сессий. Он, как и любой член Секретариата, может быть приглашен Президентом Совета для консультаций по рассматриваемым вопросам.

Консультативным органом Межпарламентского Союза является Ассоциация Генеральных секретарей Парламентов (АГСП ). Она имеет целью облегчение личных контактов между членами парламентов разных стран, изучение законов, практики и процедур парламентов, внесение предложений по улучшению методов работы различных парламентов и обеспечение сотрудничества между парламентскими службами различных стран. Как сказано в правилах АГСП, каждый ее член должен представлять администрации Секретариата по запросу Ассоциации или по просьбе любого ее члена информацию о принятых его парламентом законах, о практике, процедурах, рабочих методах.

АГСП состоит из Генеральных секретарей парламентов или международных парламентских ассамблей и их заместителей, независимо от того, входят эти парламенты или парламентские ассамблеи в МПС или нет. Если эти должностные лица не имеют возможности принять участия в работе Ассоциации лично, то Ассоциация может допустить в качестве своего члена другого чиновника высокого ранга по предложению Генерального секретаря. Ассоциация имеет также почетных членов, имеющих перед нею важные заслуги. Они принимают участие в ее работе помимо двух членов от данной страны. Парламентское представительства в Ассоциации продолжается и тогда, когда членство данного парламента в МПС приостановлено по предусмотренным в Уставе обстоятельствам.

Каждый год АГСП должна собраться на две сессии одновременно с конференциями Межпарламентского союза и в том же самом месте. Она может собраться и дополнительно в сроки и в месте, определяемых ее Исполкомом. На сессиях Ассоциации может присутствовать любой представитель МПС, имеющий право выступать, если он сам того пожелает.

Исполнительный комитет АГСП состоит из Президента Ассоциации, двух вице-президентов, шести других членов, и прежних президентов со статусом членов или почетных членов Ассоциации. Он избирается на регулярной сессии Ассамблеи сроком, как оговорено правилом 18, «…на период, охватывающий шесть последовательных сессий ».

Все члены Исполкома, кроме бывших Президентов, должны представлять разные парламенты. Есть также Бюро в составе президента, двух вице-президентов, избираемых Ассоциацией, и двух секретарей, назначаемых президентом. Представители парламентов, членство которых в МПС приостановлено, не могут оставаться в составе Исполкома и Бюро Ассоциации.

В функции Исполнительного комитета АГСП входят следующие обязанности:

    определение проблем обсуждения и назначение докладчиков;

    выработка повестки дня сессий, времени и места их проведения;

    выполнение решений Ассоциации;

    подготовка проекта ежегодного бюджета Ассоциации и отчета за прошлый год;

    внесение на сессии Ассоциации предложений о дополнениях в Правила ее работы и проведения выборов.

Только решения сессий являются обязательными для Ассоциации. Она, как правило, не утверждает отчета и не разрешает его публикацию, пока он не будет рассмотрен на двух сессиях. Любое решение может быть принято только большинством голосов.

Цели Межпарламентского союза реализуются через множество комитетов ,подкомитетов , постоянных комиссий и рабочих групп , состоящих из представителей многих стран мира. Среди них:

    комитет по человеческим правам парламентариев;

    комитет по жизнеспособному развитию;

    комитет по вопросам Ближнего Востока;

    Постоянный комитет содействия уважению международного гуманитарного права;

    Координационный комитет Ассоциации генеральных секретарей парламентов;

    Координационный комитет встреч женщин-парламентариев;

    Группа гендерного сотрудничества и др.

Устав МПС исходит из того, что эта структура не является раз и навсегда установленной. Он требует ее изменения и совершенствования по мере появления новых проблем, задач, целей и изменения общей ситуации в мире. На рубеже ХХ и XXI веков в мире действительно сложилась новая ситуация и 108-я Межпарламентская конференция (Сантьяго, 7 апреля 2003 г.) внесла поправки к Уставу и Правилам работы. Избраны бюро трех новых Постоянных комитетов:

Мира и международной безопасности;

Жизнеспособного развития, финансов и торговли;

Демократии и прав человека.

Прежний Комитет по жизнеспособному развитию прекратил свою деятельность, а Комитет международного гуманитарного права влился в Комитет мира и международной безопасности. Было принято решение о том, что со следующей встречи парламентариев они будут именоваться ассамблеями.

Похожие статьи