Первая система коллективной безопасности. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии. Концепция всеобщей коллективной безопасности
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Доклад
Концепция всеобщей коллективной безопасности
международный соглашение безопасность коллективный
Во второй половине XX в. международная безопасность обрела всеобщий характер. Объясняется это рядом фактов:
1) мир стал действительно взаимосвязанным;
2) все большое число проблем приобрело глобальный характер;
3) качественные характеристики современных вооружений требуют усилий членов международного сообщества в деле поддержание мира.
Исходя из понимания всеобщего характера безопасности меры, направленные на обеспечение стабильного и ненасильственного мира, должны иметь всеобъемлющий характер. Они должны касаться различных областей взаимодействия государств - политической, военной, социально-экономической, экологической, гуманитарной. В последнее время все чаще говорится об экологическом и гуманитарном аспектах всеобщей безопасности. Действительно, ныне невозможно обеспечить всеобщую безопасность без экологической безопасности и соблюдения прав человека и основных свобод. Вместе с тем основой системы всеобщей безопасности выступает коллективная безопасность. Под этим термином принято понимать комплекс мер членов международного сообщества или отдельного региона, осуществляемых ими с целью предотвращения и устранения угрозы миру или принуждения к миру в случае акта агрессии или иных его нарушений в соответствии с международным правом.
Концепция коллективной безопасности базируется на том факте, что мир в современных условиях развития международных отношений неделим, то есть безопасность любого государства непосредственно связана с безопасностью всего международного сообщества. А это означает, что любое нарушение мира, в том числе и локальное, угрожает всеобщему миру и безопасности.
Концепция коллективной безопасности включает в себя следующие элементы:
1) систему общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, важнейшими из которых являются равноправие государств; уважение суверенитета; запрещение применения силы или угрозы силой; разрешение международных споров исключительно мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств и др.;
2) систему мирного разрешения споров;
3) систему коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии;
4) систему коллективных мер по разоружению.
Коллективная безопасность основывается на требовании к государствам мира:
Реагировать на всякий акт нарушения мира и безопасности в любом регионе Земли;
Сотрудничать друг с другом в поддержании и укреплении международного мира и безопасности;
Оказывать всемерную помощь, в том числе и вооруженными силами, жертве агрессии и воздерживаться от оказания помощи государству-агрессору;
Участвовать в совместных действиях, предусмотренных Уставом ООН, с целью предотвращения или ликвидации угрозы миру, нарушения мира и агрессии.
Различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную. Универсальная система коллективной безопасности, базируется на положениях Устава и включает:
Средства мирного разрешения споров (Глава 1) совместные действия (превентивного и принудительного характера) в случае акта агрессии (Глава VII) и меры по разоружению (ст. ст. 11, 26, 47). Как уже отмечалось, в соответствии Уставом ООН главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности в рамках универсальной систем коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности. Это единственный орган системы ООН, правомочный принимать решения о применении превентивных и принудит действий вплоть до создания многонациональных вооруженных сил.
В п. 1 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «о всеобъемлющей системы международной безопасности 1986 г.», подчеркивается, что «система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе Организации Объединенных Наций, по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности».
Общие положения о системе региональной безопасности содержатся в Главе VIII (ст. ст. 52 - 54) Устава ООН. средствами поддержания мира и безопасности в регионе организациями являются разрешение таких вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности, которые могут быть подходящими для региональных действий, совместными целями и принципами ООН; мирное разрешение местных споров до передачи этих споров на рассмотрение Совета Безопасности ООН (п. 2 ст. 52) и, где это уместно, применение принудительных действий под руководством Совета Безопасности на основе полномочий от него (п. 1 ст. 53).
Более детальные положения, касающиеся региональные системы безопасности, содержатся в учредительных актах региональных организаций, предусматривающих меры коллективной безопасности. Такими организациями, в частности являются: ЛАГ, ОАГ, ОАЕ, НАТО. В Североатлантическом договоре 1949 г. имеются определенные расхождения с пoлoжeниями ст. 53 Устава ООН. Поэтому в процессе пересмотра роли и НАТО, обусловленных особенностями современных международных отношений, следовало бы привести данный договор в соответствие с Уставом ООН.
Учредительный документ ОБСЕ - Хельсинкский заключительный акт от 1 августа 1975 г. положил начало созданию общеевропейской системы безопасности и сотрудничества. Основными звеньями коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются:
а) соблюдение положений Декларации принципов Хельсинкского заключительного акта, в том числе касающихся территориальной целостности государств-членов, нерушимости их границ и уважения прав человека и основных свобод;
б) разностороннее сотрудничество в политической, социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах;
в) комплекс мер по снижению уровня вооружений и укреплению доверия среди государств-членов;
г) механизмы мирного разрешения споров;
д) организационные мероприятия по контролю за реализацией положений документов ОБСЕ, осуществляемые на одностороннем, двустороннем и многостороннем уровнях. Примером последних могут служить встречи государств - участников Хельсинского процесса в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1982 гг.), Вене (1986-1989 гг.), Париже (1990 г.), Стокгольмская конференция по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению 1986 г. и др.
21 ноября 1990 г. в Париже была принята Хартия для новой Европы, в которой зафиксировано, что «эпоха конфронтации и раздела Европы подошла к концу». Вновь было подтверждено право на равную безопасность для всех и свобода выбора обеспечения собственной безопасности.
В 1992 г. в Хельсинки государства - участники СБСЕ приняли документ «Вызов времени перемен», в котором указывается, что СБСЕ является региональным соглашением, соответствующим положениям Главы VIII Устава ООН. Много внимания в этом документе уделяется вопросам коллективной региональной безопасности: предупреждению и мирному разрешению споров, операциям СБСЕ по поддержанию мира и др. В соответствии с Хельсинкским документом 1992 г. был учрежден Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), в чью компетенцию входит: проведение переговоров о контроле над вооружениями, разоружении, мерах укрепления доверия и безопасности; организация регулярных консультаций и интенсивного сотрудничества в сфере безопасности; содействие ограничению риска возникновения конфликтов.
15 декабря 1992 г. было подписано Соглашение об арбитражном и мировом судопроизводстве в рамках СБСЕ. Проблемой мирного разрешения споров также призвана заниматься Комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров.
На встрече глав государств и правительств государств участников ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 г. была принята декларация по модели общей всеобъемлющей безопасное Европы XXI века (Лиссабонская декларация), в которой отмечается, что «ОБСЕ играет центральную роль в достижении дальнейшей цели - единого пространства безопасности» (п. 4). В данном документе также отмечается необходимость разработки европейской безопасности, которая могла бы отвечать потребностям народов Европы в новом столетии.
Таким образом, в рамках ОБСЕ создана многоуровневая система поддержания мира и безопасности. Задача заключается в обеспечении слаженной и эффективной работы ее компонентов.
Устав СНГ, в отличие от Соглашения о создании СНГ, содержит Раздел III, посвященный коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству государств-членов (ст. ст. 11-15). Так, в ст. 11 говорится: «Государства-члены входят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, и представительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью военных наблюдая коллективных сил по поддержанию мира». В Уставе СНГ предусматривается механизм взаимных консультаций с угрозой суверенитету какого-либо государства-члена, использования миротворческих операций или коллективных вооруженных сил в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями. О эффективности механизмов по обеспечению коллективной безопасности в рамках СНГ невысока.
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии. В их числе:
Средства мирного разрешения международных споров; меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;
Принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;
Принудительные меры в отношении государств-агрессоров с ис пользованием вооруженных сил.
Одним из важнейших элементов всеобщей системы коллективной безопасности является мирное разрешения международных споров, которое определяется гл. VI Устава ООН «Мирное разрешение споров». В соответствии с данной главой Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности ООН, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств. Он уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Кроме того, любой член ООН о любом споре может довести ДО 331 сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Государство, которое не является членом Организации, также может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН для обеспечения международного мира могут быть применены меры с использованием региональных организаций безопасности. В соответствии со ст. 53 Устава Совет Безопасности ООН использует, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. Однако региональные организации не могут применять никакие принудительные действия без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, связанных с отражением вооруженного нападения на одно из государств - участников региональной системы коллективной безопасности.
Важным элементом всеобщей системы коллективной безопасности являются также действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, предусмотренные гл. VII Устава ООН.
Так, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или ре шить о принятии мер, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.
Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет Безопасности сочтет, что указанные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимы ми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации. Все члены Организации, для того чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности, обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.
Планы применения вооруженных сил составляются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Сове та Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.
Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет, необходимы ми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
История образования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Методы и структура организации. Современное положение ОДКБ и перспективы на будущее. Понятие коллективной безопасности и ее концепция. Конфликты и их урегулирование ОДКБ.
курсовая работа , добавлен 02.06.2009
Анализ роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) в обеспечении системы коллективной безопасности. ООН и урегулирование международных кризисов и конфликтов. Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании войны в Ираке (2003-2011 годы).
дипломная работа , добавлен 21.07.2014
Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. Характеристика и анализ основных источников международной безопасности.
контрольная работа , добавлен 12.06.2010
Формы участия международных организаций в правотворческом процессе. Право международных договоров, система и источники. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Система коллективной безопасности. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
контрольная работа , добавлен 05.05.2015
Определение структуры и роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, возложение на его главной ответственности по поддержанию мира и коллективной безопасности. Изучение современных международных конфликтов и способы их урегулирования.
курсовая работа , добавлен 28.02.2015
Нормы права в международном общении. Международно-правовое обеспечение мира и безопасности как совокупность урегулированных международно-правовых мер. Специфика системы коллективной безопасности. Международно-правовая регламентация процедуры экстрадиции.
контрольная работа , добавлен 09.02.2010
Гарантии безопасности каждого отдельного государства лежат через всемерное укрепление всеобщей безопасности. Участие российских полицейских сил в миротворческих операциях. Согласительные (политические) средства разрешения международных споров. Устав ООН.
лекция , добавлен 13.07.2008
Место информационной безопасности в архитектуре безопасности современного мира. Юридически оформленные союзы государств, заключенные для отражения общей геополитической угрозы. Реализация коллективной безопасности на универсальном уровне в рамках ООН.
курсовая работа , добавлен 12.11.2013
Предпосылки создания единой системы по обеспечению безопасности в Европе. Организация Североатлантического договора. Расходы государства на обеспечение безопасности. ОБСЕ и перспективы дальнейшего развития системы коллективной безопасности в Европе.
курсовая работа , добавлен 29.08.2015
История создания Совета безопасности Организации Объединенных Наций, его положение на современном этапе развития. Органы ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира. Основные проблемы развития Совета Безопасности.
Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.
Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.
Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?
Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.
Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.
Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.
После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.
Элементный состав и классификация систем общественной безопасности
Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:
- Соблюдение принципов международного права;
- Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
- Невмешательство во внутриполитические дела страны;
- Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
- Ограничение и сокращение вооружений.
Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:
- Универсальный;
- Региональный.
На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:
На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:
- Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
- Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
- Перечень мер по разоружению держав;
- Создание и функционирование региональных защитных организаций;
- Принудительные меры реагирования без использования вооружения.
Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:
- Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
- Проведение дипломатических переговоров;
- Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
- Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
- Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
- Контроль над сложившейся ситуацией.
Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.
На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:
Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира
С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:
- Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
- Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
- Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
- Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
- Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
- Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.
Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты
Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:
- Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
- Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
- Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
- Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
- Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
- Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.
Создание мирного пространства в СНГ
В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.
В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.
На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:
Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.
Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.
Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
Коллективная безопасность как система совместных действий государств включает следующие элементы:
1) общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;
2) коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;
3) коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.
Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.
В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.
В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.
Универсальная система коллективной безопасности
Она была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системе коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 государств.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны". Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).
Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
Особого внимания заслуживают операции ООН по поддержанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержанию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитарной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.
В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.
Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансирование международным сообществом; 4) командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).
Региональные системы коллективной безопасности
Они представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, заставляет государства объединяться на различных уровнях. Это положение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации". Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, - поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств соответствующей группы.
К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организаций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою очередь должен поощрять такой метод разрешения споров.
Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприятий, осуществляемых группой государств для разрешения вопроса, подходящего для региональных действий. Такое положение дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном "разделении труда" по поддержанию мира.
Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.
Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в первую очередь оружия массового уничтожения.
Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значительное внимание. На Европейском континенте до второй мировой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать систему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.
В текстах обоих договоров содержались конкретные обязательства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздерживаться от угрозы силой или ее применения, разрешать международные споры мирным путем. Но речь шла о данных обязательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безопасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.
В соответствии с договором целью НАТО является объединение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согласуются меры по созданию мощной военной структуры.
Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует европейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой заявляют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском континенте, также выходит за пределы ее компетенции.
Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборонительной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора".
Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.
Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безопасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.
За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безопасности в Европе, были приняты в последующих документах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств государств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, согласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией расценивается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.
Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствовали созданию новой формы отношений между европейскими государствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пакта о стабильности в Европе, который позже был передан Европейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.
Практике деятельности региональных организаций, в документах которых содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организацией африканского единства межафриканских сил по стабилизации положения в Чаде).
Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)
Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании решения Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.
Все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются решать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, Договор содержит и соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств - участников СНГ. Использование вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться только в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законодательством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии.
Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходимых изменений в настоящий Договор.
Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.
Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплектуются в каждом конкретном случае на добровольной основе государствами - участниками Соглашения, за исключением конфликтующих сторон.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о решении проводить миротворческую операцию.
Не умаляя значения всех иных средств обеспечения международной безопасности, перечисленных в предыдущем разделе, к наиболее важным мерам следует все же отнести создание систем коллективной безопасности на универсальной и региональной основах.
Соответственно в международном праве выделяют две разновидности систем коллективной безопасности: универсальную и региональную.
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
Первые шаги в направлении практической реализации идеи коллективной безопасности на межгосударственном уровне были сделаны на I и II Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг. На этих конференциях были приняты конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда. Конференции явились также попыткой решения вопросов разоружения на основе многосторонней дипломатии.
Первая универсальная модель системы коллективной безопасности была создана после Первой мировой войны с образованием Лиги Наций. Правовая основа этой системы была заложена, прежде всего, в Статуте Лиги. Хотя Статут Лиги Наций и не запретил войну как средство урегулирования международных споров и разногласий, но он существенно ограничивал право государств прибегать к ней.
Женевским протоколом о мирном урегулировании международных конфликтов, принятым в рамках Лиги Наций в 1924 г., агрессивная война была объявлена международным преступлением, предпринималась попытка дать определение агрессии.
Но Протокол не набрал необходимого числа ратификаций и в силу так и не вступил.
Следующим шагом в этом направлении принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакта Бриана-Келлога). В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст.1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств.
Ряд других международных соглашений, принятых с учетом итогов Первой мировой войны, существенно расширил правовую базу механизма коллективной безопасности. Это Лондонская конвенция об определении агрессии 1933 г., подписанная СССР и 10 соседними с ним государствами, Межамериканский договор о ненападении и согласительной процедуре 1933 г. и др.
Но практически универсальная система коллективной безопасности была создана только после Второй мировой войны с образованием Организации Объединенных Наций в качестве основного инструмента поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий всех государств-членов. В основу правового механизма обеспечения безопасности легли положения Устава ООН, в частности, п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Впоследствии это положение приобрело характер императивной нормы общего международного права.
Другими словами, в международных отношениях и международном праве долгое время существовало понятие коллективной безопасности, под которым понималась система вооруженной взаимопомощи государств - участников того или иного соглашения. Такое понимание коллективной безопасности было продиктовано угрозами XX столетия: две мировые войны, ряд региональных конфликтов, как с применением, так и без применения силы.
С течением времени в связи с возникновением новых угроз для существования не только самих государств, но и всего человечества, связанных с появлением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, стала очевидной необходимость пересмотра всего комплекса мер, направленных на обеспечение всеобщей безопасности. В середине 80-х гг. XX в. зарождается концепция всеобъемлющей международной безопасности, идея разработки которой принадлежит правительству СССР. Устав ООН не учитывал опасностей, связанных с угрозой термоядерной катастрофы, всеобщего экологического кризиса, острыми экономическими проблемами развивающихся стран и т.д. Концепция всеобъемлющей международной безопасности, таким образом, стала ответом на новые вызовы времени и предлагала меры по совершенствованию, прежде всего, международно-правовых основ системы коллективной безопасности. Она нашла отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. «Всеобщее и полное разоружение» (A/RES/41/ 59). В резолюции отмечалось, что «подлинный и прочный мир может быть установлен лишь в результате эффективного применения системы безопасности, предусмотренной в Уставе ООН, и быстрого и существенного сокращения вооружений и вооруженных сил на основе международных соглашений и взаимного примера». Вместе с тем государства выразили готовность предпринять новые меры по разоружению, включая уничтожение ядерного оружия, по усилению взаимодействия в политической и экономической областях, по разрешению проблемы выхода из экологического кризиса
Уже в конце XX в. стало понятно, что безопасность государств все меньше зависит от количества накопленного у него оружия. Другими словами, традиционная концепция коллективной безопасности, которая основывалась на взаимной помощи между участниками системы коллективной безопасности и считала ее своим главным средством, утрачивает актуальность.
На Саммите тысячелетия К. Аннан особо указал наизменение характера угроз всеобщему миру и безопасности: «Положения Устава основаны на предположении о том, что внешняя агрессия, направленная от одного государства на другое составляет самую серьезную угрозу, однако в последние десятилетия намного больше людей было убито в результате гражданской войны, этнических чисток и актов геноцида, подпитываемых оружием, которое легко можно приобрести на мировом рынке вооружений» Вооруженные конфликты нового поколения - конфликты на религиозной, этнической почве, происходящие, как правило, в пределах территории одного государства, давно уже преобладают среди всех вооруженных столкновений на нашей планете. Однако механизм поддержания международного мира и безопасности, основанный на Уставе ООН, имеет целью предотвращение войны в ее классической форме, т.е. вооруженных столкновений между государствами. В этой связи возникла необходимость обновления и совершенствования механизма ООН.
С окончанием «холодной воины» все государства - члены ООН заняты поиском новых средств обеспечения международной безопасности и укрепления авторитета ООН в этой области. Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла выражение в одобренной в 1992 г. Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря «Повестка дня для мира» (А/47/277 - S/24111), дополненной в 1995 г. (А/50/60 - S/1995/1), а также ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, конкретизирующих положения Устава ООН (см. п. 2.3).
Наше время характеризуется появлением новых угроз международному миру и безопасности, среди которых наибольшую
опасность представляет организованная транснациональная
преступность.
Преступные сообщества используют самые современные технологии для осуществления по всему миру незаконной торговли наркотиками, оружием и даже людьми. Но,
пожалуй, самым опасным видом транснациональной преступности является международный терроризм. В резолюции 1377
от 12 ноября 2001 г. (S/RES/1377/(2001)) Совет Безопасности ООН назвал акты международного терроризма одной из «самых серьезных угроз для международного мира и безопасности
в XXI веке».
Становится все более очевидным, что государствам необходимо найти возможности для согласования своих позиций по борьбе с новыми угрозами миру и безопасности в рамках существующих систем поддержания мира и при необходимости дополнить последние новыми механизмами. Центром для согласования таких действий по-прежнему остается ООН. В Декларации, принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. (главы государств и правительств подтвердили свою «приверженность целям и принципам Устава ООН, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер», а также определили ключевые цели развития в новом тысячелетии, среди которых мир, безопасность и разоружение, укрепление Организации Объединенных Наций.
Наряду с военными угрозами, не следует забывать об угрозах иного характера, о которых упоминал Кофи Аннан в своем докладе. Безопасность государств не определяется отныне только лишь их способностью отразить вооруженное нападение либо агрессию, противостоять терроризму и организованной преступности, ибо экологическая угроза и ущерб могут превосходить ущерб от ведения военных действий; быстрый рост населения, загрязнение окружающей среды и бедность порождают экономический застой, политическую нестабильность, а иной раз и крах государств. Это еще раз свидетельствует о том, что современная система коллективной безопасности охватывает самые различные аспекты отношений государств по обеспечению коллективной безопасности, подтверждает комплексность данного понятия и, безусловно, проявляется в самом содержании системы.
РЕШЕНИЕ СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
О Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности
Совет коллективной безопасности решил:
1. Утвердить Концепцию коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (прилагается).
2. Рассмотреть на сессии Совета коллективной безопасности проект Плана реализации Концепции коллективной безопасности.
В целях разработки проекта Плана создать при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности временную рабочую группу из представителей государств-участников.
Совершено в городе Алматы 10 февраля 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
Приложение
Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности
Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далееКонцепция) представляет собой совокупность взглядов государств-участников Договора о коллективной безопасности (далеегосударства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.
Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие.
Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.
Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер.
Государства-участники в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.
I. Основы военной политики государств-участников
Государства-участники объединены, военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности.
Государства-участники будут проводить консультации в целях координации позиций и проведения согласованной политики в области безопасности:
в отношении других государств-участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства;
в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности.
Государства-участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее.
Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны.
Решение Совета коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года
"О концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности"
О документе
Опубликование документа
Бюллетень международных договоров, 1995 г., N 10, стр. 3,
сборник "Действующее международное право" т. 2
Похожие статьи
-
Как сварить гречку рассыпчатой и вкусной Как сварить гречневую крупу на гарнир
Гречневая каша – очень вкусное и полезное блюдо, любимое с детства многими. Рассмотрим, как же вкусно приготовить гречку на гарнир и придать ей какой-то изюминки. Рассыпчатая гречневая каша Как бы ни была проста гречка в...
-
Как сварить геркулесовую кашу на воде по рецепту с фото
Овсяная кашаКак сварить геркулесовую кашу на воде. Классический рецепт с пошаговыми фото и видео инструкциями. Готовим быстро и с удовольствием. Приятного аппетита! 20 мин 88 ккал 4.36/5 (11) – «Что у нас на завтрак,...
-
Блины веганские на воде. Веганская масленица. Блины. Блинная начинка из капусты по-вегетариански
Моя мама всегда делала сложные, жирные блины на кефире и молоке.Она даже представить себе не может, что бывают наивкуснейшие блины, приготовленные просто на воде.Мои блины отлично подходят для детей и взрослых.Для первых я добавляю в тесто...
-
Котлеты из говядины в духовке
Из мяса можно приготовить множество блюд, одним из самых распространенных обоснованно считаются котлеты из говядины. Основным ингредиентом станет фарш, который можно смешать с овощами. При готовке нужно обратиться к кулинарным уловкам,...
-
Блины на дрожжах - общие принципы приготовления Блины на опаре со свежими дрожжами заварные
Опара: Разведите в стакане тепловатой воды дрожжи. Убедитесь, что они начали действовать - появился хлебный запах и легкие пузырьки. Это занимает около 15 минут. Просейте 150 г муки в миску. Влейте воду с дрожжами. Хорошо размешайте,...
-
Готовим желе с желатином и замороженными ягодами
Необходимые ингредиенты для простого желе из замороженных ягод: 300 грамм любых замороженных ягод; 20 грамм желатина; 100 миллилитров простой воды; Столовая ложка сахарного песка (для сладкоежек можно добавить больше); Лимонная кислота....