Сухопутные войска вооруженных сил судана. О военно-политической ситуации в судане. Отрывок, характеризующий Вооружённые силы Южного Судана

Суданская армия захватила нефтеносный оазис Куфра на юге Ливии, а также контролирует город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла, сообщила вчера британская the telegraph

Представители командования НАТО рассказали, что армия Судана перешла границу и не встречая сопротивления ливийских правительственных частей добралась до оазиса аль-Куфра. Суданцы не тронули инфраструктуру добычи нефти, а просто взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии.

Нефтяные поля юго-востока Ливии с самого начала войны стали объектом борьбы между правительственными войсками и оппозицией. В итоге мятежники практически потеряли контроль над нефтяными месторождениями, но периодически пытались его вернуть. Теперь, когда юго-восток Ливии контролирует Судан, оппозиция в Бенгази снова приободрилась, и заявляет, что восстановить поставки нефти в Тобрук можно будет "в течение нескольких недель".

Каким же чудесным образом части суданской армии оказались в Куфре? От суданской границы до заветного ливийского оазиса более 800 км! Дело в том, что армия Судана здесь находится уже около месяца, и перешла границу она ещё в мае.

Как сообщал "Военный Обозреватель" в начале мая суданские власти начали переброску дополнительных войск на северо-запад страны , якобы для подавления суданской мятежной провинции Дарфур. На самом деле часть этих войск, оправдываясь опасностью поставок оружия из Ливии в Дарфур, уже тогда начала рекогносцировку местности на юго-восточной окраине Ливии. Здесь не то что ливийские войска - человека встретить порой трудно. Поэтому армия Сирии беспрепятственно просочилась на территорию сопредельного государства.

Эти перемещения суданской армии не прошли незамеченными для НАТО, представители которого просто закрыли глаза на введение суданских войск на территорию суверенного государства. Впрочем скорее всего между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение по этому поводу.

Полномасштабное развёртывание суданских войск на юге Ливии началось не вчера, как об этом сообщили английские журналисты, а примерно две недели назад - в середине июня. Именно тогда поступило сообщение о том, что несколько сотен граждан Чада бежали из Куфры в контролируемую ливийскими войсками Себху. Косвенным подтверждением сроков развёртывания суданских частей является последняя дата атаки правительственных войск на ливийских мятежников в районе нефтеносных полей Сарир - 12 июня. До этой даты мятежников здесь гоняли каждую неделю, после - сведений об активности ливийской армии не поступало.

С введением нового игрока (Судана) в ливийский конфликт обстановка здесь несколько изменится. С одной стороны у мятежников появилась надежда на контроль над нефтью, с другой стороны до реального контроля над чёрным ливийским золотом ещё далеко.

Роль Судана в ливийском конфликте и его отношение с западной коалицией становится более понятна в свете провозглашения через неделю, 9 июля, независимости Южного Судана. Вместе с суверенитетом южане получат и почти все крупные месторождения нефти Судана. Столица страны, вместе с правительством, останется на бедном ресурсами севере.

Район разграничения, не смотря на официальное признание со стороны Центрального правительства Судана, продолжает оставаться зоной напряжённости. Здесь не прекращаются столкновения между отрядами Южного Судана и частями, признающими власть центрального правительства. Разумеется раздел Судана на Северный и нефтеносный - Южный, не прошёл без ведома "большого брата" за океаном. Западные компании активно поддерживают раскол страны, чтобы воспользоваться южносуданской нефтью.

И вот в такой ситуации Судан негласно получает доступ к крупному ливийскому нефтяному месторождению. И это ясно всем. "Понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти" - пишут британские журналисты.

На самом деле, суданское вторжение, конечно, очень негативный фактор, но ничего смертельного в этом нет. Просто, как и сказано в обзоре, Судан свою нефть потерял фактически полностью, а попадать в зависимость от Джуббы для Хартума смерти подобно. В связи с чем, захват аль-Куфр дает суданцам реальную возможность оторвать под шумок свой кусок пирога.

"Повстанцы" в Бенгази без нефти задыхаются, в долг им уже никто не верит, а все попытки хоть как-то прорваться к южным месторождениям позорно срывались. Так что, установление кондоминиума с суданцами пусть какой-никакой, а все же вариант. В оазис их, естественно, не пустят, но есть надежда на то, что нефть на продажу, наконец, появится. Вот только слаба эта надежда, поскольку то, что качают в аль-Куфр должно еще добраться к терминалам Бенгази и Тобрука через пустыню, где прямо по песку проведены пластиковые трубы, - а по пустыне бродят чернокожие племена, ненавидящие как "повстанцев", так и суданцев, и унять их нет никакой возможности.

Генерал аль-Башир, несомненно, это понимает, и рисковать своими солдатиками вряд ли будет, а самостоятельно наладить охрану труб у "повстанцев" нет ни сил, ни, учитывая наличие злых туарегов, желания.

И еще один нюанс. Понятно, что аль-Баширу полезно оказать хоть какую-то услугу "цивилизованным". По мотивам серии боен в Дарфуре на нем висит ордер МУС, и хотя из Хартума выдачи нет (ясно, что сам себя выдавать он не станет), нюанс этот особо приятным назвать трудно. А если оказать НАТО услугу, возможно, белые люди и сменят гнев на милость.

Тем паче, что и на Каддафи у суданского коллеги есть зуб: полковник очень не одобрял расизм хартумских арабов по отношению к чернокожим, а потому, чем мог, помогал дарфурским повстанцам. Теперь, когда у Триполи трудности, самое время уплатить по счетам.

В то же время, однако, появление суданских войск в столь деликатном районе, прямо противоречащее договоренностям 2007 года, главным гарантом соблюдения которых выступал все тот же полковник, вполне может реанимировать дарфурскую проблему, взбаламутив "кровавый треугольник" на стыке границ Ливии, Судана и Чада. Подтолкнуть дарфурских "беженцев" к такому решению вполне во власти Триполи, а генералу аль-Баширу новая вспышка в Дарфуре совсем ни к чему. Так что, опять-таки, будут договариваться. А люди из Триполи, в отличие от людей из Бенгази, присмотреть за трубами даже нынче вполне способны...

Полковник С. Антонов

Вооруженные силы (народные вооруженные силы) Республики Судан исторически занимают особое место в суданском обществе. Являясь опорой действующего режима, они играют решающую роль в поддержании стабильности и обеспечении безопасности в стране.

В соответствии с конституцией президент республики является верховным главнокомандующим ВС (с октября 1993 года - фельдмаршал Омар Хасан Ахмед аль-Башир). Главе государства предоставлено право объявлять чрезвычайное положение, приводить войска в высшие степени боевой готовности, отдавать распоряжения на их боевое применение.

Военную политику, мероприятия по подготовке страны к войне, направления развития суданских вооруженных сил, их численность и структуру определяет совет национальной обороны, который также координирует деятельность министерств и ведомств в военной области. Его постоянными членами являются президент (председатель), первый и второй вице-президенты, министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов, начальники объединенного штаба, разведки и службы национальной безопасности.

Консультативные функции при главе государства по вопросам строительства армии, развития военной промышленности, направлений военно-технического сотрудничества с зарубежными странами выполняет высший военный совет. В состав данного органа входят: министр обороны, (председатель), его помощники, директор военно-промышленной корпорации, а также начальники объединенного штаба, штабов видов вооруженных сил, главного оперативного управления и военной разведки.

Высший военно-политический и административный орган управления вооруженными силами - министерство обороны (МО). Оно реализует решения государственного руководства в области строительства и комплектования ВС. Основными задачами МО являются: организация оперативной и боевой подготовкой войск; планирование военного бюджета; координация деятельности гражданских отраслей промышленности, выпускающих оборонную продукцию; снабжение армии военно-техническим имуществом; руководство научно-техническими работами; налаживание межгосударственных связей и представительские функции.

Министр обороны назначается президентом (гражданское лицо, генерал-полковник в отставке Авад Мухаммед бен Ахмед ибн Ауф). Ему подчинен начальник объединенного штаба (генерал-полковник Имад ад-Дин Мустафа Адави), а в административном отношении - начальники штабов видов ВС.

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), численность личного состава, по данным "Милитэри бэланс-2016", 244,3 тыс. военнослужащих (СВ -240 тыс., ВВС и ПВО -3 тыс., ВМС - 1,3 тыс. человек).

В угрожаемый период и военное время в оперативное подчинение командованию национальных ВС передаются иррегулярные формирования (силы народной обороны - 20 тыс. человек) и резервисты (85 тыс.).

Бюджет министерства обороны Судана на 2016 год составляет около 1 млрд долларов США (2% ВВП), около 50% из которых направляется на закупку вооружения и военной техники (ВВТ). При этом в настоящее время боеспособность суданской армии остается на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности, износа имеющегося имущества, недостаточной подготовки командного и рядового состава.

Строительство вооруженных сил республики осуществляется в направлении повышения боеспособности соединений и частей, качества подготовки военных кадров, а также совершенствования системы военного управления. Экономические трудности наряду с непрекращающимися вооруженными столкновениями с оппозиционными группировками в западном регионе Дарфур значительно снижают темпы реализации намеченных планов развития. Эмбарго Совета Безопасности ООН (2005) на поставки оружия сторонам конфликта в Дарфуре, как и санкции Запада в отношении президента О. Аль-Башира и его ближайших соратников, негативно влияет на развитие военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, в том числе с ключевыми партнерами (Китай, Иран, Россия).

Суданские вооруженные силы комплектуются по территориальному принципу на основе всеобщей воинской обязанности (рядовой состав) и контрактной системы (сержанты, офицеры, генералы). Предельный возраст службы для сержантского состава 40 лет, офицеров - 50 лет, генералов - 60 лет.

В республике, где более половины населения остается за чертой абсолютной бедности (менее 1 доллара в день на человека), военная служба относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим высокий социальный статус и устойчивый заработок.

Надбавки за безупречное выполнение обязанностей и тяжелые условия службы составляют от 5 до 10% оклада. Жилплощадь для офицеров арендуется из средств военного ведомства. Рядовой и сержантский состав проживает в казармах на территории военных городков. Все военнослужащие обеспечиваются вещевым довольствием в пользуются бесплатным медицинским обслуживанием.

Офицеры проходят подготовку в национальных военных учебных заведениях. Часть из них обучается за границей, прежде всего в Иране, Китае и Пакистане.

Основным видом вооруженных сил Судана являются сухопутные войска . Им отводится главная роль в отражении возможной внешней агрессии и обеспечении внутриполитической стабильности. Наряду с решением типовых задач они предназначены для охраны государственной границы, военных и критически важных объектов инфраструктуры, оказания помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, борьбе с контрабандой оружия и наркотиков. Непосредственное руководство СВ осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Яхья Хейр Ахмед).

Вооружение и военная техника сухопутных войск
Вид Количество Вид Количество
Боевые танки: 580 Противотанковые средства: 140
Т-72 70 ПТРК "Малютка" 20
Т-55 305 MTPK BGM-71C "Toy" 20
Тип "59" 60 орудия противотанковой артиллерии 100
Тип "62" 70 Боевые бронированные машины: 810
Тип "63" 45 БМТВ (AML-90, "Саладин") 55
Тип "85" 10 БТР (БТР-80, БТР-70, БТР-50, БТР-152, М113А1, AMX-VCI, ОТ-62/64, Тип "92", "Валид") 340
М-60А3 20 БМП (БМП-1, БМП-2, WZ551, YW-531) 145
Артиллерия: 1780 БРМ (БРДМ-1, БРДМ-2, Мк1 "Феррет", V-150 "Коммандо", М1114 "Хаммер") 270
155-мм самоходные гаубицы Мк F3 10 Зенитные средства: 1060
122-мм самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика" 55 зенитные самоходные установки (23-мм ЗСУ 23-4 "Шилка", 20-мм М3 VDA "Панар", М163А1 "Вулкан") 30
155-мм гаубицы М-114 10 орудия зенитной артиллерии 200
130-мм пушки 75 740
122-мм гаубицы 20 ПЗРК ("Стрела-2М", "Ред Ай") 90
105-мм гаубицы 20
минометы 900
РСЗО (302-мм WS-1,122-мм БМ-21, "Сакр-30", Тип "81", 107-мм Тип "63") 670

В составе сухопутных войск имеются 15 дивизий (танковая, мотопехотная, пехотные - 11, воздушно-десантная, инженерная), 12 отдельных бригад (мотопехотная, пехотные - шесть, пограничной охраны, разведывательная, артиллерийские - три), пять рот специального назначения, части и подразделения центрального подчинения.

Основным соединением СВ является пехотная дивизия (численность 7-8 тыс. военнослужащих). В ее типовой состав входят: штаб, три-четыре танковые, мотопехотные, пехотные и артиллерийская бригады, противотанковый артиллерийский дивизион, зенитная артиллерийская батарея и четыре батальона (разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения).

На вооружении сухопутных войск находятся: боевые танки - 580, орудия полевой артиллерии - 190, минометы - 900, реактивные системы залпового огня - 670; противотанковые средства - 140; зенитные средства - 1060; боевые бронированные машины -810.

Уровень боевой готовности СВ страны оценивается как низкий. Укомплектованность соединений и частей личным составом и техникой менее 50% Более половины ВВТ выработали предельные сроки эксплуатации и требуют проведения капитального ремонта.

Военно-воздушные силы Судана включают в свой состав авиационные части и подразделения и войска противовоздушной обороны. Основными задачами ВВС являются: отражение нападения воздушного противника; завоевание превосходства в воздухе; прикрытие важных государственных и промышленных объектов; авиационная поддержка группировок наземных сил; ведение воздушной разведки; обеспечение перебросок войск.

Непосредственное руководство ВВС осуществляет начальник штаба (генерал-лейтенант Усама ад-Дин Мубарак Хабибулла).

Военно-воздушные силы состоят из 12 эскадрилий (истребительные - две, штурмовые - две, транспортные - три, учебная, боевых вертолетов - две, транспортных вертолетов - две), 11 дивизионов (зенитные ракетные - пять, зенитные артиллерийские - шесть), батареи ПЗРК и двух радиотехнических батальонов.

На вооружении ВВС имеются: боевые самолеты - 52; боевые вертолеты - 45; самолеты вспомогательной авиации -45; вертолеты вспомогательной авиации - 23; пусковые установки ЗУР - 25; орудия зенитной артиллерии - 200; зенитные пулеметные установки -150; переносные зенитные ракетные комплексы - 250.

Для базирования подразделений ВВС используются авиабазы Вади-Сиедна (Хартум) и Порт-Судан, аэродромы Кассала и Кенана, вертолетодромы Эль-Фашер и Гебель-Аулия, где созданы запасы материальных средств и инфраструктура для эксплуатации авиационной техники. На объектах оборудовано более 20 укрытий, в том числе несколько усиленного типа. Аэродромы Хартум, Эль-Обейд, Эль-Генейна и Атбара используются самолетами как ВВС, так и гражданской авиации.

Количество Вооружение и военная техника ВВС Количество
Самолеты боевой авиации 58 Самолеты вспомогательной авиации: 45
бомбардировщики (Су-24) 4 Учебно-боевые: 14
истребители (МиГ-29) 20 Миг-29УБ 2
истребители-бомбардировщики (F-5E/F) 6 К-8 12
штурмовики: 26 Транспортные: 31
Су-25 11 Ил-76 1
А-5 "Фантан" 15 Ил-62 1
разведывательные (Ан-30) 2 Ан-12 7
Боевые вертолеты 45 Ан-26 1
Ударные: 40 Ан-32 2
Ми-24 34 Ан-72 2
Ми-35 6 Ан-74 4
Боевого обеспечения (Ми-17) 5 Y-8 2
Вертолеты вспомогательной авиации (транспортные): 23 С-130 "Геркулес" 4
Ми-8 21 DHC-5D "Буффало" 3
Ми-171 2 "Фалкон-50" 3
Зенитные средства: 625 F-27 1
ПУ ЗУР СДС-75 25
орудия зенитной артиллерии 200
зенитные пулеметные установки 150
ПЗРК ("Стрела-2М", "Рад Ай") 250

Уровень боевой готовности ВВС Судана оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом и техникой около 70% Более 30% летательных аппаратов авиационного парка страны выработали предельные сроки эксплуатации и требуют капитального ремонт Проведение регламентных работ по восстановлению техники затруднено в связи с острой нехваткой запасных частей и расходных материалов.

В задачи военно-морских сил Судана входит ведение боевых действий против кораблей противника, охрана морских коммуникаций, оборона побережья и портов страны. Непосредственное руководство ВМС осуществляет начальник штаба (вице-адмирал Фатих Салех Мухаммед).

В военно-морских силах имеются отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, вспомогательных судов, а также подразделения охраны и обеспечения.

На вооружении военно-морских сил состоят: малые десантные корабли - два, сторожевые и патрульные катера - 20; танкеры - два, а также гидрографическое судно.

Система базирования ВМС включает основной пункт базирования Фламинго-Бей (г. Порт-Судан), где проводится также ремонт малотоннажных кораблей и судов.

Уровень боевой готовности военно-морских сил оценивается как низкий. Укомплектованность личным составом не превышает 70%, а ВВТ - 90% Техническое состояние корабельного состава неудовлетворительное.

Вооруженные силы Республики Судан активно привлекаются к выполнению боевых задач по борьбе с повстанческими группировками и бандформированиями в приграничных с Ливией, Центральноафриканской Республикой, Чадом, Эфиопией и Южным Суданом районах, а также участвуют в операции, проводимой коалицией арабских государств против повстанцев в Йемене.

В целом на данном этапе суданские ВС имеют низкий уровень боевой готовности и в состоянии решать возложенные на них задачи лишь в ограниченных объемах.

Вооруженные силы стран мира

ВС Судана

Ранее крупнейшая по площади страна в Африке и одна из крупнейших в мире, Судан в 2011 году потерял почти половину своей территории после отделения Южного Судана, где на протяжении почти всей истории страны шла гражданская война на конфессиональной и племенной основах. При этом на оставшейся территории Судана продолжается еще одна гражданская война – в западной провинции Дарфур. Кроме того, разделение страны породило новый конфликт с Южным Суданом в связи с недостаточно четкой делимитацией границы между ними.

Судан находится в конфликтных отношениях с Западом, при этом является одним из основных союзников Китая не только в Африке, но и в мире в целом. В Китай поступает большая часть добываемой в Судане нефти. В свою очередь, Судан получает значительное количество китайской боевой техники. Другими важнейшими поставщиками вооружений для Судана являются Россия и Белоруссия. Кроме того, в стране осталось довольно много старого советского и западного оружия. Благодаря этому суданская армия считается одной из сильнейших в Африке, хотя уровень боевой подготовки личного состава, разумеется, весьма невысок, несмотря даже на значительный боевой опыт. Впрочем, это относится ко всем африканским армиям.

Сухопутные войска после ухода из Южного Судана и в связи с продолжающейся войной в Дарфуре находятся в состоянии перманентной реорганизации. В их составе имеются 7-я бронетанковая, 6 пехотных (4-я, 5-я, 6-я, 14-я, 15-я, 16-я, 25-я) и 9-я воздушно-десантная дивизии, не менее 7 пехотных (3-я, 5-я, 7-я, 12-я, 21-я, 25-я, 29-я) и 3 артиллерийские бригады, ряд других частей и подразделений.

Танковый парк чрезвычайно эклектичен. Он включает до 200 новейших китайских Туре 96, 24 достаточно новых Туре 85-IIМ и 50 старых, но модернизированных Туре 59D, до 20 американских М60А3, 126 относительно новых советских Т-72М1, до 48 устаревших Т-54 и до 180 Т-55, 10 иранских Т-72Z (Туре 59 с башней М60), до 69 легких китайских Туре 62 и 10 Туре 63.

Имеется до 250 БРМ (до 50 советских БРДМ-1 и до 98 БРДМ-2, 6 французских AML-90, до 88 английских «Феррет» и до 58 «Саладин»), 74 БМП (10 китайских WZ-501 (Туре 86) и 49 аналогичных советских БМП-1, 15 БМП-2), до 700 БТР (89 новейших российских БТР-80А, 64 советских БТР-70 (модернизированы в Белоруссии), от 20 до 50 старых БТР-50 и до 37 БТР-152, от 36 до 80 американских М113, до 45 V-100 и до 78 V-150, 29 канадских "Тайфун", 10 украинских БТР-3У, до 104 египетских «Валид» и 25 «Фахд», до 25 чехословацких ОТ-62 и 40 ОТ-64С, 50 современных китайских Туре 92, 20 иранских "Ракш" ("Амир")).

Артиллерия включает более 60 САУ (56 советских 2С1 и несколько собственных «Халифа-1» (Д-30 на КАМАЗе) (122 мм), до 11 французских АМХ Мк F3 (155 мм)), около 250 буксируемых орудий (18 американских М101 и 6 итальянских М-56 (105 мм), до 26 советских Д-74, 24 советских М-30 и 20 аналогичных китайских Туре 54-1, до 63 советских Д-30 (122 мм), 21 советская М-46 и 30 аналогичных китайских Туре 59-1 (130 мм), 12 американских М114 (155 мм)) и несколько сотен РСЗО (460 буксируемых китайских Туре 63 и 5 иранских "Шахин" (107 мм), 42 советских БМ-21 и 10 9П138 (122 мм) и 6 новейших китайских WS-2 (302 мм), которые больше ни в одну страну не экспортировались).

Имеется 250 старых английских ПТРК «Свингфайр», 42 столь же старых советских «Малютка», 450 современных китайских HJ-8, а также 20 старых советских ПТО БС-3 (100 мм).

Войсковая ПВО включает 4 советских ЗРК "Оса" и 2 китайских FB-6, более 300 ПЗРК (54 старых советских «Стрела-2», до 125 старых американских «Ред Ай», до 150 новейших китайских FN-6), 21 старых ЗСУ (8 американских М163, 13 французских М3 (20 мм)), более 150 зенитных орудий (16 американских М167 (20 мм), 50 советских ЗУ-23-2 (23 мм), 80 61-К (37 мм), 10 КС-19 (100 мм)).

ВВС столь же эклектичны по набору техники, как и сухопутные войска.

Ударная авиация включает 11 советских бомбардировщиков Су-24 и до 9 МиГ-23БН (еще 5 на хранении), 12 советских штурмовиков Су-25 (в т.ч. 3 УБ; еще 2 на хранении) и до 19 китайских Q-5.

Истребительная авиация имеет в своем составе 9 относительно новых советских МиГ-29 (в т.ч. 3 УБ) и до 18 китайских J-7 (копия МиГ-21). Кроме того, до 10 китайских J-6 (МиГ-19), до 15 J-5 (МиГ-17) и до 17 советских МиГ-21ПФМ (в т.ч. 3 УМ), возможно, находятся на хранении, но возвращение этих устаревших самолетов в строй представляется совершенно нереальным.

Имеется 2 самолета оптической разведки Ан-30.

Транспортные самолеты – 2 советских Ил-76, 1 Ил-62М, 6 Ан-12Б (еще 1 на хранении), до 8 Ан-26 (еще 1 на хранении), 6 Ан-32, 2 Ан-72, 2 Ан-74, 3 американских С-130Н (еще 2 на хранении), 1 «Фалкон-20», 1 «Фалкон-50», 1 "Фалкон-900"; до 2 канадских DHC-5D, 1 китайский Y-8, до 5 советских Ан-24, до 3 немецких Do-27 - на хранении.

Учебные самолеты – 19 новейших китайских К-8, 6 JL-9 и до 7 старых CJ-6, 1 JJ-5 (еще до 10 на хранении), 2 JJ-6; до 12 югославских UTVA-75 на хранении.

Количество советских и российских боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35 может достигать 53, еще 2 на хранении. Многоцелевые и транспортные вертолеты - до 19 немецких Во-105, до 37 советских и российских Ми-8 и Ми-17 (еще 1 на хранении), до 3 американских «Белл-212» (еще до 7 на хранении); до 11 румынских IAR330 (копия французских SA330), до 2 французских SA316, до 6 советских Ми-4, возможно, находятся на хранении.

Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов старого советского ЗРК С-75.

ВМС Судана являются чисто символическими. В их составе имеется 4 сторожевых катера типа «Курмук» (югославские пр. 15), несколько малых сторожевых катеров, 5 югославских десантных катеров.

На территории Судана (в Дарфуре) находится достаточно крупный контингент войск ООН, который традиционно недееспособен. Кроме того, для охраны принадлежащих китайским компаниям нефтяных месторождений используются контингенты китайских войск, которые формально считаются ЧВК.

По-видимому, именно китайские «ЧВК» являются важной гарантией безопасности Судана. ВС страны, несмотря на большие размеры, обеспечить ее вряд ли способны из-за значительной доли устаревшей техники, низкого уровня боевой подготовки и крайне нестабильной ситуации внутри страны и в целом в Северо-Восточной Африке.

Александр Храмчихин,

заместитель директора

Института политического и военного анализа

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2008, стр. 15-20

Полковник О. ЮЖИН

В условиях вооруженной конфронтации с повстанческими движениями региона Дарфур и сохраняющейся напряженности в отношениях с Эритреей военно-политическое руководство Республики Судан особое внимание уделяет вопросам повышения боеспособности национальных вооруженных сил (народных вооруженных сил - НВС).

Верховным главнокомандующим НВС страны является президент республики (фельдмаршал О. X. аль-Башир), который через совет национальной обороны и высший военный совет определяет генеральные направления государственной политики в области подготовки общества к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности и сотрудничества с зарубежными государствами в военной сфере. Принятые решения реализуются через министерство обороны (министр - генерал А. Хусейн).

Вооруженные силы Судана имеют трехвидовую структуру, куда входят сухопутные войска (СВ), военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ВВС и ПВО) и военно-морские силы (ВМС).

Численность личного состава НВС 104,8 тыс. человек.

Непосредственное управление народными вооруженными силами возложено на объединенный штаб (ОШ, начальник - генерал-полковник X. аль-Джейли). ОШ вооруженных сил - это единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

Объединенный штаб НВС выполняет следующие задачи:

Выработка концептуальных основ в области национальной военной стратегии, строительства и развития вооруженных сил, а также их организационно-штатной структуры;

Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами в мирное и военное время;

Дислокация частей и подразделений ВС Судана

- контроль реализации мероприятии по оперативной и боевой подготовке войск;

Разработка директив и приказов, обязательных для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, командованиями видов и родов войск, объединений и соединений.

Штаб сухопутных войск дислоцируется в столице г. Хартум и является основным органом управления общевойсковыми соединениями и частями. Организационно он состоит из следующих управлений: оперативного, административного, боевой подготовки, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, финансового, морально-психологической подготовки.

Штаб ВВС и ПВО также дислоцируется в г. Хартум. Организационно состоит из управлений: боевой подготовки, оперативного, административного, снабжения, инженерного, инспекторского, вооружений, связи, штурманского и финансового.

Штаб ВМС (г. Порт-Судан) руководит деятельностью отрядов надводных кораблей, пунктов базирования, а также отдельными частями и подразделениями береговой обороны. Он состоит из отделов и служб: разведывательного, оперативного, боевой подготовки, административного, снабжения, вооружения, связи, топографического, морской полиции, по делам офицерского состава.

Изменения во внутриполитической обстановке, произошедшие после подписания мирного соглашения в 2005 году между центральным правительством и Суданским народно-освободительным движением, потребовали от руководства страны внести коррективы в подходы к строительству национальных вооруженных сил. Так, основным содержанием военной политики президента О. X. аль-Башира и его окружения является создание интегрированных вооруженных сил и оптимизация системы военного управления применительно к новым условиям.

С начала 2006 года в стране проводится комплекс мероприятий по реорганизации системы высшего звена управления вооруженными силами. В рамках этих мероприятий 17 марта 2006 года президентом Судана утверждена новая структура высших военных органов управления. В частности, упразднен генеральный штаб вооруженных сил страны и на его основе создан ОШ, которому подчинены штабы видов ВС. Заново сформирован штаб сухопутных войск, что на данном этапе реформы является одним из главных нововведений - ранее сухопутными войсками управлял непосредственно ГШ.

Указом предусматривалось объединение военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны и создание на базе их командований штаба ВВС и ПВО. На основе командования военно-морских сил сформирован штаб ВМС.

Упраздняются территориальные структуры - военные округа. На их базе предполагается создать командования по направлениям, что позволит, по оценке суданских военных специалистов, более тщательно подходить к организации и ведению боевых действий в различных районах страны.

Планами руководства республики предусматривается также кардинальное улучшение разведывательно-информационного обеспечения вооруженных сил. В частности, намечено расширить штаты спецслужб, повысить уровень их технической оснащенности, наладить подготовку кадров, создать разведывательные центры ВС, а также стационарные пункты и мобильные группы радио- и радиотехнической разведки.

В настоящее время боеспособность суданских ВС находится на низком уровне вследствие слабой технической оснащенности частей и подразделений, неудовлетворительного состояния вооружения (большая его часть поставлена республике до 80-х годов прошлого века) и недостаточной подготовки командного и рядового состава армии.

В связи с этим на национальном уровне разработана и в 2001 году принята программа реформирования НВС (на период до 2025-го). В ходе ее реализации предусматривается существенно повысить боеспособность национальных вооруженных сил за счет переоснащения соединений и частей современными видами вооружения и военной техники, модернизации системы подготовки кадров, совершенствования структуры управления войсками.

Ввиду неспособности национальной военно-экономической базы обеспечить выполнение данной программы в полном объеме правительство страны стремится привлечь к этому процессу индустриально развитые государства.

Используя поступления от экспорта нефти (разведанные запасы на территории Судана превышают 2 млрд баррелей, ежедневная добыча в 2006 году составляла 380 тыс. баррелей), правительству О. X. аль-Башира в последние годы удается постепенно увеличивать расходы на закупку товаров и услуг военного назначения (более 350 млн долларов в 2006-м) и повышать тем самым привлекательность республики как потенциального потребителя зарубежных ВВТ.

Политическое давление США и их европейских союзников на режим О. X. аль-Башира по поводу его политики в западном районе страны - Дарфур и связанные с этим ограничения в области военного и военно-технического сотрудничества (ВТС) с Хартумом, налагаемые американской администрацией, существенно ограничивают возможности суданских властей в поиске и выборе партнеров по ВТС. На данном этапе наиболее перспективными для Судана являются не западные, а азиатские страны - Китай, Индия, Пакистан, Иран, а также Россия и другие государства СНГ.

Структурная схема объединенного штаба НВС Судана

Сухопутные войска - основной и наиболее многочисленный вид НВС Судана. Им отводится главная роль в отражении возможной агрессии извне и обеспечении стабильности правящего режима. Руководство СВ осуществляет начальник штаба сухопутных войск, являющийся одновременно их командующим. Численность личного состава 100 тыс. человек.

В боевом составе сухопутных войск имеется: десять дивизий (шесть пехотных, танковая, механизированная, воздушно-десантная, инженерная), девять отдельных бригад (семь пехотных, механизированная, пограничная) и пять отдельных рот (спецназначения).

На вооружении СВ находятся: боевые танки Т-54, Т-55, Т-62, боевые бронированные машины AML-90, БРДМ-1/2, БМП-1/2, БТР М-113, БТР LAV-150/V-100 «Коммандо», БТР-50/152, РСЗО БМ-21, 76, 85, 100, 105, 122 и 130-мм артиллерийские системы, противотанковые и зенитные средства (табл. 1).

Основным соединением сухопутных войск является дивизия (численностью 8,7-9,2 тыс. человек). В состав танковой дивизии входят штаб, две танковые и мотопехотная бригады, разведывательный батальон, артиллерийская бригада, зенитная артиллерийская батарея. По аналогичной схеме построена и пехотная дивизия (штаб, три пехотные, танковая и артиллерийская бригады, противотанковый артдивизион, батальоны - разведывательный, инженерно-саперный, связи, материально-технического обеспечения, зенитная артиллерийская батарея).

Таблица 1

ВООРУЖЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК СУДАНА

В боевом составе военно-воздушных сил и войск ПВО насчитываются 13 авиационных эскадрилий (три истребительно-бомбардировочные, две истребительные, три транспортные, две боевых вертолетов, одна транспортных вертолетов и две учебные) и пять зенитных ракетных батарей ПВО (табл. 2). Командование военно-воздушными силами и войск ПВО возложено на начальника штаба ВВС и ПВО, который одновременно является их командующим. Численность личного состава 3 тыс. человек.

Военно-морские силы организационно включают штаб ВМС (г. Порт-Судан), военно-морскую базу Фламинго-Бей (Порт-Судан), отряды малых десантных кораблей, сторожевых и патрульных катеров, а также судов вспомогательного назначения. Численность личного состава ВМС 1,8 тыс. человек.

Корабельный состав насчитывает 18 боевых кораблей (два малых десантных, четыре сторожевых и 12 патрульных катеров) и два вспомогательных судна (танкеры).

Комплектование вооруженных сил осуществляется по призыву (рядовой состав) и на основе добровольного найма (сержанты, офицеры, генералы). Возраст поступления (призыва) на военную службу и предельные сроки службы для различных категорий приведены в табл. 3.

Призванные на действительную военную службу новобранцы проходят курс начальной военной подготовки в соответствующих учебных центрах призывников, после которой они направляются в части. Срок обучения входит в срок службы. Срок службы для рядового состава 1,5 года, для сержантов, офицеров и генералов он определяется предельным возрастом пребывания на военной службе (табл. 3).

В Судане, где значительная часть населения остается за чертой абсолютной бедности (один доллар в день на человека), служба в армии не только в качестве офицера, но и сержанта относится к престижным видам деятельности, обеспечивающим устойчивый заработок и сравнительно высокий социальный статус. При этом размеры денежного содержания зависят от выслуги лет, занимаемой должности и воинского звания. На достаточно высоком уровне (для тропической Африки) находится денежное довольствие старших офицеров и генералов - в среднем от 200 (категория майор) до 400 долларов США (генерал). Уровень денежного довольствия сержантского и рядового состава 60 и 20 долларов соответственно.

Таблица 2

ВООРУЖЕНИЕ ВВС И ПВО СУДАНА

В НВС существует система надбавок к должностному окладу за безупречное выполнение обязанностей, несение службы в выходные и праздничные дни, за полеты и дежурным операторам службы обеспечения безопасности полетов (до 40 долларов США в месяц). Военнослужащие получают вещевое довольствие (повседневная и полевая форма), пользуются бесплатным медицинским обеспечением в госпиталях министерства обороны.

Размер пенсий зависит от воинского звания и срока службы.

Министерство обороны Судана не занимается трудоустройством увольняемых с военной службы военнослужащих.

Проблема подготовки военных кадров решается по трем направлениям: развитие национальных военных учебных заведений; приглашение в страну иностранных инструкторов, в том числе и на частной основе; обучение военнослужащих в военных учебных заведениях иностранных государств.

В национальную систему военного обучения входят академии, колледжи, школы и училища. В стране действуют четыре военные академии (в том числе военно-морская в г. Порт-Судан), 17 военных колледжей и училищ по подготовке офицеров, семь училищ и школ подготовки сержантов и младших технических специалистов.

Широко распространена практика командирования военнослужащих для обучения за рубеж. В современных условиях основными партнерами Судана в этой области военного сотрудничества являются Китай, Египет, Иран.

Система мобилизационного развертывания НВС состоит из мобилизационных органов при территориальных формированиях - пяти военных округах. Помимо этого, в местных администрациях ведется подробный учет приписного состава и лиц призывного возраста.

Общая численность обученного резерва 102,5 тыс. человек, в том числе 17,5 тыс. в составе сил народной обороны (СНО).

Основные задачи сил народной обороны - охрана центральных и местных органов государственного управления, важных промышленных объектов, узлов сообщения, поддержание общественного порядка. Формирования СНО могут привлекаться также к операциям по ликвидации преступных организаций, подавлению антиправительственных выступлений, решению задач гражданской обороны. Организационно эти силы сведены в батальоны, подчиняющиеся командующему военным округом. На вооружении СНО состоят в основном устаревшие образцы стрелкового оружия и военной техники. В 2005 году несколько подразделений этих сил участвовали в боевых действиях против сепаратистов на западе республики (Дарфур) и боевиков угандийской вооруженной группировки «Армия сопротивления Господня» на юге.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Сохранение единства и территориальной целостности страны является основной проблемой национальной безопасности Судана на всем протяжении его истории после обретения независимости. Противостояние арабо-исламского Севера и немусульманского негроидного Юга, которое приняло форму прямого перманентного вооруженного противоборства, являлось главной причиной сохранения внутриполитической напряженности в республике и основным тормозом, препятствующим нормальному развитию суданского общества и государства.

В последнее время правительство страны и ведущая южносуданская повстанческая организация Суданское национально-освободительное движение значительно продвинулись по пути к достижению всеобъемлющего урегулирования конфликта, хотя сохраняющиеся разногласия все еще не позволяют согласовать окончательный текст мирного договора.

Еще одной сложной проблемой Судана, которая в перспективе может представить достаточно серьезную угрозу национальной безопасности страны, являются противоречия арабов с нубийцами и беджа — народами, проживающими на севере, в центре и на западе республики. Эти народы, в первую очередь нубийцы, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама.

Однако наиболее острая ситуация в настоящее время отмечается в западном регионе республике – Дарфуре. Здесь с марта 2003 года вооруженную борьбу с правительством ведет, созданное в 2002 году, Движение за освобождение суданского Дарфура (ДСОД), впоследствии переименовано в Суданскую освободительную армию (СОА). Военные формирования СОА действуют в районе границы с Чадом. С 2003 года к вооруженной борьбе за права местного населения присоединились отряды другой группировки — Движения справедливости и равноправия.

Неоднократные попытки правительства и повстанцев добиться прекращения огня и начать переговоры о политическом урегулирования дарфурского конфликта успеха не имеют. Стороны обвиняют друг друга в нарушениях достигнутых договоренностей и боевые столкновения продолжаются.

В итоге конфликт стал приобретать форму гуманитарной катастрофы. По состоянию на июль с. г. число убитых составляет до 30 тыс. человек, а более одного миллиона жителей Дарфура стали беженцами. По данным ООН, до двух миллионов человек испытывают растущий недостаток в продовольствии и медикаментах.

События в Дарфуре привлекают к себе все большее внимание международного сообщества. Страны Западной Европы и США обвиняют Хартум в потворстве деятельности арабских вооруженных формирований «Джанджавид», действия которых представляют, по сути, настоящие этнические чистки в отношении негроидного населения Дарфура.

В этой связи страны запада усиливают давление на суданское руководство с тем, чтобы оно приняло скорейшие меры по наведению порядка в Дарфуре, разоружив, в частности, отряды арабских экстремистов. Рассматривается вопрос о введении в отношении Судана международных санкций, в т. ч. и запрет на поставки Хартуму вооружения и военной техники. Не исключено также направление в район конфликта миротворческих сил под флагом ООН. В частности, Великобритания заявила о своей готовности направить в Судан контингент численностью до 5 тыс. военнослужащих. О своей готовности послать войска в Судан заявили и США. Конгресс США принял резолюцию, в которой определили ситуацию в Дарфуре как геноцид.

Очередной раунд переговоров между представителями правительства и повстанцев, намеченный на 15 июля с. г. в эфиопской столице Аддис-Абебе, сорвался из-за отказа оппозиционных сил. При этом они обвинили власти в нарушении достигнутых ранее договоренностей, в частности, о создании в Дарфуре гуманитарного коридора, а также потребовали вывода из региона правительственных войск и проведения международного расследования по обвинениям правительства в геноциде.

Официальный Хартум категорически отрицает обвинения в этических чистках и геноциде, заявляет о готовности приступить к разоружению отрядов «Джанджавид», согласен на предоставление гуманитарной помощи Дарфуру, но решительно выступает против направления в регионе международных миротворческих сил.

В сложных внутриполитических условиях с целью недопущения развала страны руководство Судана предпринимает шаги по подавлению сил оппозиции, консолидации общества (на мусульманском Севере) вокруг официальных органов власти и их политических структур. Будут приниматься меры по укреплению национальных вооруженных сил, которые рассматриваются властями в качестве одной из основных опор правящего режима и гаранта сохранения единства государства.

На ближайшую перспективу сохранятся элементы напряженности в отношениях Судана с большинством соседних государств. Это вызвано как неурегулированностью политических и территориальных проблем, так и активными действиями оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах, прежде всего на юге и востоке. При этом не исключается возникновение локальных вооруженных конфликтов. Однако перерастание их в широкомасштабную войну вряд ли произойдет, т. к. ни Судан, ни его соседи, отягощенные сложными внутриполитическими проблемами и обладающие ограниченными экономическими и военными возможностям, не в состоянии вести длительные боевые действия.

В настоящее время вооруженные силы Судана (Народные вооруженные силы, НВС) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны и военно-морских сил. Они насчитывают 104,5 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы. В резерве насчитывается 85 тыс. человек. Мобилизационный ресурс страны достигает 7,9 млн человек, в т. ч. годных к военной службе — 4,9 млн человек. Военный бюджет составил в 2003 году 480 млн долларов США.

Статья 122 конституции Судана гласит, что вооруженные силы обязаны «защищать страну, охранять безопасность, участвовать в развитии страны, в защите национальных интересов, а также культурного и конституционного порядка».

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Судана является президент республики. Он имеет право объявлять всеобщую мобилизацию, вводить и отменять чрезвычайное положение, назначать высших военных должностных лиц. Главнокомандующий руководит ВС через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил.

Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение вооруженных сил оружием и военной техникой, вневойсковую подготовку населения. Министр также осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск.

Генеральный штаб осуществляет оперативное управление войсками, разрабатывает планы применения вооруженных сил и их оперативного развертывания, ведает вопросами укомплектования войск. Генштаб состоит из следующих управлений: оперативного, разведывательного, боевой подготовки, организационно-мобилизационного, связи, материально-технического обеспечения, интендантского. Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В его оперативном подчинении находятся командующие ВВС и ВМС. Первым заместителем начальника генштаба является начальник управления материально-технического обеспечения.

В военно-административном отношении территория Судана разделена на пять военных округов: Северный (штаб в Шенда), Западный (Эль-Фашод), Восточный (Эль-Фахд), Центральный (Эль-Обейд) и Экваториальный (Джуба) и Красноморское командование (Порт-Судан). Хартумский гарнизон выделен в отдельную военно-административную единицу, разбитую на три сектора: Хартум, Северный Хартум и Омдурман.

НВС Судана оснащены оружием и военной техникой исключительно иностранного производства: советского (российского), американского, китайского, английского, египетского, югославского и др. Основная часть вооружения получена в 70-е — начале 80-х годов прошлого столетия, морально устарела и физически изношена, часто выходит из строя, что при слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение оружия и военной техники.

Вооруженные силы Судана испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, легкой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, отсутствие собственной военной промышленности.

Руководство Судана в условиях сложной военно-политической обстановки в стране и регионе уделяет постоянное внимание повышению боеспособности и усилению боевой мощи национальных вооруженных сил.

Сухопутные войска (100 тыс. человек, в т. ч. 20 тыс. военнослужащих срочной службы) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. В их боевом составе имеется 9 дивизий (пехотных — 6, мотопехотных – 1, бронетанковых — 1, воздушно-десантных — 1), 8 отдельных бригад (пехотных – 6, мотопехотных – 1, пограничных – 1), 5 рот «спецназ». Кроме того, в сухопутных войсках имеется дивизия инженерных войск.

На вооружении сухопутных войск состоит 270 боевых (Т-54, Т-55, М60А3) и 70 легких танков Т-62 (КНР), 20 155-мм самоходных гаубиц, 450 буксируемых артиллерийских орудий калибра 130-, 122-, 105- и 85-мм), 600 РСЗО (БМ-21 «Град», 122-мм Тип-81, 107-мм Тип 63), минометы (120-, 82- и 81-мм), ПТРК «Свингфайр», противотанковые орудия ПТА (106-мм БО — 40, 100-мм и 76-мм — 40), 725 ПЗРК «Стрела-2» и «Ред Ай», орудия зенитной артиллерии калибра 57-, 40-, 37-, 23- и 20 мм, 75 БМП-1 и БМП-2, 310 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-50, ОТ-62, ОТ-64, М113, V-100/150, «Валид»), 218 бронемашин (АML-90, «Саладин», «Феррет», БРДМ-1/2, HMMWV).

Сухопутные войска Судана имеют большой опыт ведения боевых действий против партизанских формирований в саванне, лесистой и горно-лесистой местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены.

Военно-воздушные силы и войска ПВО насчитывают в общей сложности 3 тыс. человек. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС и выполнения перевозок военных грузов и личного состава. Их основной боевой единицей является эскадрилья (боевых – 6, учебно-боевых – 1). В суданских ВВС имеются также вертолетная и военно-транспортные бригады и две тыловые бригады.

Части ВВС базируются на следующих аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Вау, Малакал, Джуба, Донголо, Мерове, Атбара, Женейна, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Вау Мерин.

На вооружении военно-воздушных сил имеется 34 боевых самолета: истребителей бомбардировщиков — 18 (F-5Е/F – 5, J-6 (МиГ-19) — 8, F-7 (МиГ-21) – 5); истребителей – 16 (МиГ-23 – 6, МиГ-29 – 10). По имеющимся данным, самолеты F-7 технически неисправны. Кроме того, транспортные самолеты Ан-24 переоборудованы для использования в качестве бомбардировщиков.

Военно-транспортная авиация располагает 17 самолетами: С-130Н — 4, Ан-24 – 4, DНС-5D — 4, F-27 — 2, «Фалкон 20/50» — 3.

Парк учебно-боевых самолетов представлен 10 машинами: МиГ-29УБ – 2, ВАС-143 – 5, ВАС-167 – 3. Учебно-тренировочная авиация представлена 12 самолетами РТ-6А.

В вертолетных подразделениях имеется 10 боевых (Ми-24В) и 17 многоцелевых (АВ-212 — 4, IAR/SA-330 — 2, Ми-8 — 11) машин.

Самолеты и вертолеты ВВС Судана имеют на вооружении ракеты класса «воздух-земля» типа Х-23, «Малютка» и ракеты класса «воздух-воздух» типа К-13, Р-23.

Самолетный и вертолетный парк разнотипен и представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. В вопросах ремонта техники суданская военная авиация находится в полной зависимости от иностранной помощи. Поступление из России в 2002-2004 годах истребителей типа МиГ-29 существенно повысило боевые возможности суданских ВВС.

Части противовоздушной обороны представлены пятью батареями ЗУР С-75 (18 ПУ) и подразделениями зенитной артиллерии. Они располагают устаревшей техникой и не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения.

Военно-морские силы (1,5 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой и перевозок военных грузов и личного состава. ВМС являются наименее развитым видом вооруженных сил. Их корабельный состав представлен шестью патрульными (в т. ч. 4 на Ниле) и двумя десантными катерами (используются для транспортных целей) югославской и иранской постройки, а также семью вспомогательными судами. Для действий в интересах ВМС из состава ВВС выделяется два вертолета. Штаб флота расположен в Хартуме. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. В Порт-Судане и Фламинго-Бей имеются небольшие судоремонтные заводы. Имеются трудности в обеспечении корабельного состава запасными частями, что осложняет проведение ремонтных работ.

Кроме вооруженных сил в Судане имеются военизированные формирования — «Силы народной обороны» (СНО, 15 тыс. человек постоянного состава и 85 тыс. в резерве, 1000 батальонов). Согласно ст. 125 суданской конституции, наличие «добровольных народных вооруженных сил, созданных с целью национальной обороны, поддержания национальной безопасности или помощи любым регулярным войскам». В угрожаемый период формирования СНО должны перейти в оперативное подчинение командования НВС.

Вооруженные формирования оппозиции в первую очередь представлены действующей на юге Суданской народно-освободительной армией (25-30 тыс. человек). Основной боевой единицей СНОА является батальон. На ее вооружении имеются танки Т-54 и Т-55, артиллерийские орудия, РСЗО БМ-21 «Град», минометы калибра 120 и 60 мм, ПТРК, ПЗРК и др. К вооруженной оппозиции относятся также отряды Суданского альянса (ок. 500 человек, базируются в районе границы с Эритреей), «Силы конгресса беджа» (ок. 500 человек), также действующие вблизи границы с Эритреей, «Новая суданская бригада (ок. 2000 человек), действует в районе границ с Эфиопией и Эритреей. Численность повстанцев в Дарфуре оценивается в несколько тысяч человек, вооруженных в основном стрелковым оружием.

Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. В настоящее время Судан не имеет перспективных источников поступления крупных партий современных образцов вооружения и долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Это объясняется, прежде всего, отсутствием у правительства в настоящее время достаточных финансовых средств, а также политическими причинами — негативным отношением к военно-исламистскому режиму со стороны многих государств, прежде всего западных. Так, в марте 1999 года ЕС ввел эмбарго на ввоз оружия в Судан. Вместе с тем, освоение крупных нефтяных месторождений и рост экспорта нефти позволит суданскому в обозримой перспективе выделять больше средств на военный импорт.

Осуществляются поставки небольших партий вооружения и военного имущества из Ирана, Китая, Пакистана, Сирии, ЮАР, Беларуси, Украины, Казахстана и некоторых других стран. Так, в 1996 году из КНР получено 6 самолетов F-7 (китайский аналог МиГ-21), 100 120- и 82-мм минометов. Украина поставила 6 БМП-2. Белоруссия продала 9 танков Т-55, 6 боевых вертолетов Ми-24В и 10 ракет класса «воздух-земля». Кроме того, в Белоруссии было приобретено 10 тыс. автоматов Калашникова и боеприпасы к ним. ЮАР поставляет бронеавтомобили, ПТУР, миноискатели. Иран поставляет стрелковое оружие, боеприпасы, автомобили.

Судан проявляет заинтересованность в установлении военно-технических связей с Россией. Об этом, в частности, свидетельствует визит в РФ в апреле 2002 года суданского министра обороны. Судан проявляет интерес к закупке вертолетов Ми-17 и Ми-28, танков Т-80, БМП-3, БТР-90. В 2001 году был пописан контракт на поставку 10 истребителей МиГ-29СЭ и 2 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ. Поставка всех 12 машин завершена в июле 2004 года. По мнению западных экспертов, Россия вновь может стать главным поставщиком вооружений для суданских ВС.

В суданской армии действует небольшие группы иранских, китайских и египетских советников и инструкторов.

Собственной военной промышленностью Судан не располагает. Правительство планирует строительство заводов по производству легкого вооружения.

Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров. Комплектование ВС Судана осуществляется главным образом путем набора добровольцев в возрасте от 18 до 25 лет и выборочного призыва на действительную военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. Количество призывников и контрактников для вооруженных сил ежегодно определяется генеральным штабом. Срок контракта — три года, а для технических специалистов — четыре года. Военнослужащий может продлить срок контракта. Предельный возраст для рядового и унтер-офицерского состава — 48 лет.

Новобранцы в течение первых четырех месяцев службы проходят начальную военную подготовку в центральном учебном центре, а затем направляются в части. Унтер-офицерский состав готовится в специализированных учебных центрах и школах видов вооруженных сил и родов войск.

Будущие офицеры в течение первых двух лет обучаются в военном колледже в Вади-Сейдна вблизи Хартума (основан в 1905 г.), а затем направляются в специализированные школы и учебные центры. В военный колледж принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 21 года.

В вооруженных силах имеются следующие специализированные школы и учебные центры для подготовки офицеров и унтер-офицеров: административная, пехотная, бронетанковая, артиллерийская, артиллерийского вооружения, тыла, разведывательная, инженерная, автомобильная, химической защиты, воздушно-десантная, военно-морская, военной полиции и учебный центр ПВО. Срок обучения для офицеров — 6-18 месяцев, для унтер-офицеров — 3-6 месяцев.

Высший командный состав обучается в командно-штабном колледже в Хартуме, основанном в 1963 году. В колледж принимают офицеров в звании подполковник и выше. Срок обучения — 9 месяцев.

Силы народной обороны комплектуются за счет набора добровольцев в возрасте от 20 до 45 лет.

Таким образом, в настоящее время вооруженные силы Судана по уровню своей подготовки и технической оснащенности не в состоянии в полном объеме решать задачи по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Более того, НВС Судана в их нынешнем состоянии не могут обеспечить успешное решение задачи решительного военного подавления вооруженных формирований оппозиции. Вместе с тем, как показывают события 1990-х годов, они могут успешно действовать в локальных пограничных конфликтах против вооруженных сил некоторых соседних стран, которые по своему состоянию и качеству вооружения сопоставимы с суданскими.

Похожие статьи