Артемовский городской округ. Антикоррупционное просвещение в российской федерации как одно из основных направлений профилактики коррупции Вопросы антикоррупционного просвещения

«Старые сказки на новый лад»

Цель:

Задачи:

Форма: театральная постановка.

Участники

Место проведения : актовый зал.

Просмотр содержимого документа
«Театральная постановка на антикоррупционную тематику: «Старые сказки на новый лад»»

Театральная постановкана на антикоррупционную тематику:

«Старые сказки на новый лад»

Цель:

пропаганда среди учащихся антикоррупционного мировоззрения;

формирование антикоррупционной устойчивости личности; воспитание честности, порядочности.

Задачи:

показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция;

раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества;

выявить у учащихся наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Форма: театральная постановка.

Участники : педагоги; учащиеся 7 класса.

Место проведения : актовый зал.

Ход мероприятия

«Не всё в мире ценится деньгами»

Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо».

Скажите, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно? Чтобы ответить на эти вопросы мы прибегнем к помощи известных литературных героев из сказок, но НАОБОРОТ.

Главные действующие лица: Доктор Айболит и Мартышка.

Доктор Айболит в своём просторном кабинете. Вбегает Мартышка. Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Спасите!

Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!

Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

Мартышка :Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?

Айболит: Можно ! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

Доктор Айболит уходит, за ним, плача, бежит Мартышка.

Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» - поднимите правую руку, если «нет» - левую.

Почему вы многие подняли левую?

Ответы детей : Потому что Айболит не помог мартышкам.

Ведущий: Ребята, Айболит не хочет лечить мартышек, пока ему не соберут бананы. Он пользуется своим положением. Вот это и называется коррупция – взятка.

Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.

Айболит поступает противозаконно.

По мотивам русской народной сказки «Терем-теремок» Главные действующие лица: Лягушка-квакушка Мышка-норушка Медведь .

Около теремка Мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.

Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка : Я, Мышка – норушка, а ты кто?

Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.

Мышка: А у тебя есть деньги, чтобы заплатить за жилье? 30 долларов будет?

Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!

Мышка: Раньше так жили, а теперь по другому живем! Или плати, или уходи!

Лягушка-квакушка плача уходит.

Входит Медведь.

Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что на моей земле стоит твой Теремок?

Мышка: Мишенька, я ведь заплатила государству налоги!

Медведь: Ну и что. Ты и мне заплати! Плати или я сломаю Теремок!

Мышка: (плачет) Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)

Медведь, считая деньги, уходит. За ним, показывая ему кулак, уходит Мышка.

Ведущий: Понравиласьвамсказка? Назовитеглавныхгероев.

Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите руки. Понравилась вам Мышка?

Ведущий : Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Мы поможем сказочным героям: Мышке, Лягушке, Медведю. Каждой команда на листе ватмана нарисует свой теремок. Вы построите домики для всех героев. Учащиеся рисуют изображения сказочных домиков. Побеждает команда, завершившая рисунок первой.

По мотивам стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» и русской народной сказке «По щучьему веленью».

Главные действующие лица: Емеля, Дядя Стёпа.

Едет Емеля на печи. Входит Дядя Степа – милиционер.

Дядя Степа: (останавливает печку).

Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?

Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!

Дядя Степа: Есть аптечка?

Емеля: Есть, вот, посмотрите.

Дядя Степа: Почему не пристегнут?

Емеля : (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, на печке-то ремня нет!

Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?

Емеля : Может не надо?

Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. (Кашлянув в сторону ) Ну есть, конечно, один выход…

Емеля : Какой такой выход? Дядя Степа: (отводит в сторону и шепотом говорит ) 5000 тенге заплати…

Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. Емеля быстро уезжает на печке , а за ним бежит Дядя Стёпа и свистит.

Ведущий: Ребята, поднимите руки, правильно поступил Емеля? А Дядя Стёпа вам понравился?

Ведущий: Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!

Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.

Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение

Исследование в области антикоррупционного просвещения субъектов правоотношения содержит теоретическое обоснование, которое позволит сформулировать стратегию, и оценить влияние усилий органов государственной и муниципальной власти в области развития гражданской активности в противодействии коррупции.

Создание системы антикоррупционного просвещения является вкладом в построение демократического государства, способность стимулировать участие субъектов правоотношения в жизни общества и государства в целом, способствование построения лидерского потенциала и развитие ценности терпимости, что является функцией внутренних демократических методов.

Требуется изучение причин, при которых социальное доверие процветает и уменьшается в определенных условиях политики и экономики государства.

В случае пассивного гражданского общества, некомпетентная государственная власть будет способствовать эрозии социального порядка. Этот процесс может иметь крайне неблагоприятные последствия, не только для демократии, но и для самого государства.

Борьба с коррупцией на национальном и местном уровне представляет собой одну из самых больших проблем . От государственного управления, бизнеса, права и экономики, организации технических и инженерных профессий, борьба с коррупцией является частью образовательной и воспитательной программы. Большинство программ не могут явно относится противодействию коррупции, все они неявным образом связаны с ней в том, что они затрагивают нравственные вопросы и предоставляют такие понятия, как общественные блага и социальную справедливость, которые являются ключевыми для понимания необходимости борьбы с коррупцией. Основная цель кампании по антикоррупционному просвещению это - повышение знания и понимания общественности с коррупцией и реализация механизмов по предупреждению коррупции. Кампания по антикоррупционному просвещению будет реализована в интегрированной манере общения через различные коммуникационные каналы: телевидение, радио, интернет, листовки, плакаты, брошюры, и по конкретным видам деятельности.

Повышение осведомленности общественности о коррупции, ее негативных последствий на общество, экономику и соответствующие законы, возможно путем улучшения и повышения общественного контроля и бдительности должностных лиц пользующихся доверием населения. Для этого необходимо:

  • - Обеспечить финансирование усилий по продвижению сотрудничества между государственными органами и гражданским обществом, т.е. посредством партнерства в формировании и реализации антикоррупционного просвещения общественности и повышения их осведомленности;
  • - Обеспечить подготовку и организовать семинар для общественных информационно-пропагандистских групп с целью построения осведомленности по вопросам законодательной инициативы в борьбе с коррупцией.

Цель заключается в информировании общественности о том, какие последствия несет за собой коррупция и как она может повлиять на них и что они должны для этого делать. Гражданская активность означает, что каждый член гражданского общества - прямо или косвенно - должен внести свой вклад в развитие правового государства.

Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» , включает в себя как раз мероприятия элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация взаимодействия с международными организациями, иностранными ведомствами, научными и образовательными структурами по распространению соответствующих передовых практик, информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечение в рамках деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рассмотрения вопросов внедрения в практику предпринимательского сообщества антикоррупционной модели поведения посредством реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса и т.д. Таким образом, приоритетная роль в антикорупционном просвещении принадлежит органам власти в распределении обязанностей по структурным подразделениям.

Например, программа по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы предполагает следующие мероприятия: проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Российской Федерации, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан; проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан; информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечение образовательных организаций методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам и др.

Указом от 28.08.2014 г. №53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 - 2014 годы» , антикоррупционное просвещение включает в себя мероприятия и компетентные органы: Проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Владимирской области, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан (Государственно-правовой комитет); Проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан (Департамент образования); Организация «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности государственных органов области (Управление по вопросам противодействия коррупции); Обобщение опыта и распространение лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности государственных органов области (Комитет общественных связей и средств массовой информации).

В остальных действующих и типовых программах такой категории как антикоррупционное просвещение нет, однако некоторые мероприятия, такие как правовое просвещение, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное образование затрагивает некоторую часть антикоррупционного просвещения.

Отмечается, что в законодательстве не раскрывается правовая категория «антикоррупционное просвещение», но перечисляются наименования мероприятий и их исполнители, а также способы такого просвещения.

На наш взгляд, антикоррупционное просвещение - это деятельность компетентных субъектов правоотношения (представителей органов государственной и муниципальной власти), направленная на правовую подготовку и систему убеждений по реализации антикоррупционного воспитания и образования граждан, путем соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, формирования антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Субъектами проведения антикоррупционного просвещения являются: Минюст России, федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности совместно с образовательными и научными организациями и профессиональными юридическими сообществами, Минтруд России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ Российской Федерации, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минкомсвязь России, Роспечать, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной задачей является разработка теоретического понимания взаимосвязанных сфер общественного предпринимательства и гражданского общества, охватывая перспективы социального капитала и гражданской активности.

Гражданское общество вносит непосредственный вклад в стабильность государства, поощряя граждан для решения своих проблем в рамках демократических политических процессов, в том числе выборов. Например, гражданское общество стремится привлечь к ответственности силовиков, которые используют произвольную или чрезмерную силу против гражданских лиц, которая имеет тенденцию вызывать большую политическую поляризацию. Гражданское общество также должно противодействовать коррупции, которая провоцирует недовольство в обществе, и часто отвлекает значительную часть иностранной помощи от общественных благ и личной выгоды.

За последние десятилетия, гражданское общество становится все более важным для социально-экономического развития и политической мобилизации в развивающихся странах. Гражданское общество состоит из множества активных групп и отдельных лиц. Конфликты между различными группами могут быть столь интенсивными как и между гражданским обществом и государством.

Неизбежно оспаривается многими теоретиками и само понятие «гражданское общество». Гражданское общество определяется как пространство: публичная сфера, где дебаты и обсуждения позволяют с помощью переговоров придти к взаимному согласию и интересу.

Характер, уровень, причины и последствия правового конфликта является главным процессом изучения конструктивных способов, посредством которых общество может предотвратить проявление коррупции.

Организации гражданского общества, создаются по инициативе представителей самих институтов гражданского общества и стремятся к достижению целей на благо общества. Главными задачами которых являются социальная работа, образование, противодействие коррупции, информирование о правах человека и т.д. Организационно-правовая форма включает в себя различные формы организации, такие как фонды, ассоциации или союзы. Антикоррупционное просвещение должно быть направлено на позитивный вклад в гражданское общество для реализации и стабилизации демократии.

антикоррупционный просвещение правовой

Библиографический список

  • 1. Кабанов П. А. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 178-185.
  • 2. Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. № 9. 1130-1138.
  • 3. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 21. Ст. 2721.
  • 4. Указ Губернатора Владимирской области от 28.08.2014 г. № 53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 - 2014 годы» // Владимирские ведомости. 2014. № 174.
  • 5. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.
Правильная ссылка на статью:

Дамм И.А. — Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации // Административное и муниципальное право. - 2018. - № 6. - С. 36 - 48. DOI: 10.7256/2454-0595.2018.6.26763 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26763

Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты, а также локальные нормативные акты, предусматривающие содержание, а также порядок реализации мер по антикоррупционному просвещению. В статье подробно рассматриваются правовые и организационные возможности образовательной организации высшего образования в реализации мер по антикоррупционному просвещению. Особое внимание уделяется освещению наиболее успешных практик проведения антикоррупционных просветительских мероприятий, ориентированных как на работников образовательной организации, так и обучающихся. Автор использовал диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания. Проведенное исследование позволило установить, что у образовательных организаций возникают сложности методического, правового и организационного характера при реализации мероприятий по антикоррупционному просвещению. В статье представлены основные направления работы Сибирского федерального университета по осуществлению антикоррупционного просвещения работников и обучающихся, выявлены ключевые проблемы и предложены пути их решения.


Ключевые слова: коррупция, предупреждение, просвещение, образовательные организации, работники, обучающиеся, обязанности, запреты, ограничения, антикоррупционные стандарты поведения

10.7256/2454-0595.2018.6.26763


Дата направления в редакцию:

04-07-2018

Дата рецензирования:

04-07-2018

Дата публикации:

25-07-2018

Abstract.

The subject of the research is the statutory provisions of the Russian Federation legislation on corruption prevention, regulatory and departmental normative legal acts as well as local normative acts that focus on the contents and anti-corruption education procedure. In his research Damm focuses on legal and organising capacities of a higher educational organisation to implement anti-corruption education. The researcher pays special attention at describing successful practices of anti-corruption educational activities oriented at both educational organisation employees and students. In his research the author has used the dialectical research method as well as structured system analysis, formal logic method, and others. The research carried out has demonstrated that educational organisations face difficultis of methodological, legal and organisational nature when they implement anti-corruption education. In his research Damm describes the basic trends of the Siberian Federal University in anti-corruption education of employees and students, defines the key problems and offers his solutions thereto.

Keywords:

Prohibitions, duties, students, workers, educational organizations, enlightenment, prevention, corruption, restrictions, anti-corruption standards of conduct

Введение

Эффективное формирование и реализация антикоррупционной политики достигаются не просто путем законодательного оформления (нормирования), а в результате практического подхода, выверяемого в криминологических оценках использования тех или иных принимаемых мер противодействия коррупции .

Антикоррупционная безопасность образовательных отношений может обеспечиваться через научную обоснованность применяемого комплекса мер по предупреждению коррупции в образовательных организациях, а также эффективное использование организационных и кадровых ресурсов для его реализации.

Как следует из ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению отнесено к одной из первоочередных мер по профилактике коррупции. Одним из способов формирования нетерпимости к коррупционному поведению выступает антикоррупционное просвещение.

Изучению актуальных вопросов организации просветительской и образовательной деятельности антикоррупционного содержания посвящены труды многих специалистов: Р. А. Абрамова, Е. А. Акунченко, И. И. Бикеева , М. А. Волковой , С. А. Воронцова , И. М. Гарипова , Ю. П. Гармаева , А. А. Евлахова , З. З. Зинатуллина , П. А. Кабанова , Е. Б. Козловой , В. А. Костромина , Т. Г. Слюсаревой , Н. В. Сюзевой , Ю. В. Трунцевского , В. А. Фалилеева , Е. С. Фортыгиной , Л. Р. Хайрутдиновой , М. В. Шедий , Е. С. Шугриной , М. Р. Юсупова и других. Вместе с тем формы и методы реализации антикоррупционных просветительских мероприятий в целом и в образовательной организации в частности - вопрос, вызывающий на практике значительные затруднения.

Образовательные организации, профильным направлением деятельности которых не является предупреждение коррупции, испытывают методические, правовые и организационные сложности при обеспечении антикоррупционных просветительских мероприятий.

Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский федеральный университет» (далее - Сибирский федеральный университет) в соответствии с положениями пункта 8 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147, Программой по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. № 816-p, реализован комплекс антикоррупционных мероприятий.

Анализ положений программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. (далее - Программа по антикоррупционному просвещению), проведенный специалистами Сибирского федерального университета по противодействию коррупции в 2014 г., позволил определить структуру и содержание антикоррупционной политики учреждения. Деятельность по формированию у работников и обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и снижению рисков возникновения коррупционных отношений в процессе образовательной деятельности в Сибирском федеральном университете построена по системному принципу и предполагает междисциплинарный подход, а также многоуровневое взаимодействие с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций.

Основная часть

Руководствуясь организационным планом, предусмотренным в Программе по антикоррупционному просвещению, Сибирский федеральный университет проводит антикоррупционную предупредительную работу по следующим направлениям:

1. Исследование проблем нравственной ориентации и правосознания граждан (п. 2 Программы по антикоррупционному просвещению).

Сибирский федеральный университет регулярно осуществляет мониторинг коррупционных проявлений и уровня восприятия коррупции обучающих. Первые мероприятия, посвященные указанному вопросу, проведены задолго до утверждения Программы по антикоррупционному просвещению и датированы 2009/10 учебным годом.

В рамках очередного исследования в ноябре - декабре 2016 года, работники Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз провели анонимный анкетный опрос 2 525 студентов (уровень бакалавриата, специалитета и магистратуры) очной формы обучения Сибирского федерального университета в целях выявления уровня и определения динамики восприятия коррупции и коррупционных проявлений в учреждении. Результаты демонстрируют следующее:

1. Более половины (53,13 %) опрошенных студентов считают коррупцию негативным явлением, 5,98 % студентов - позитивным явлением, а 40,89 % назвали ее нейтральным явлением. В сравнении с результатами опроса, проведенного в 2010 г., доля студентов, относящихся к коррупции негативно, выросла на 8,2 %, а доля студентов, относящихся к данному явлению позитивно, сократилась на 7,22 %. Количество нейтрально относящихся осталось практически на прежнем уровне (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - «Коррупция в вузе для Вас это?»

2. В качестве коррупции студенты чаще всего воспринимают «оплату студентами получения оценок (зачета)» - 89,2 %; «получение оценок (экзаменов), поступление в вуз по блату, знакомству» - 56,3 %; «вынуждение студентов преподавателями приобретать написанные ими учебные пособия» - 45,4 %. «Подарки (конфеты, шампанское и т.п. перед сессией)» отнесли к коррупции 24,8 % студентов. Меньшее количество считают коррупцией «оказание преподавателями, принимающими экзамен (зачет) студентам репетиторских услуг», такой вариант ответа выбрали лишь 13,6 % опрошенных. При этом все названные варианты - формы коррупционных отношений в сфере образования (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - «Какие из нижеперечисленных отношений, по Вашему мнению, относятся к коррупционным? (набор множественных ответов)»

3. Повышение заработной платы преподавателей в качестве основной меры предупреждения коррупции выбрали 47,1 % респондентов. Кроме того, студенты считают важным введение антикоррупционных запретов и ограничений в отношении студентов и преподавателей (34,9 %); создание «телефона доверия» (33,8 %), а также проведение письменных экзаменов с кодированием фамилии сдающего, результаты которых проверяются независимыми преподавателями (комиссиями) (28,2 %) (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - «Какие меры предупреждения коррупции в системе образования, по Вашему мнению, наиболее эффективны (набор множественных ответов)»

Сопоставление данных опроса 2016 года с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2010 году, свидетельствует о положительной динамике в формировании антикоррупционного сознания у обучающихся. Вместе с тем представленные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения работы в данном направлении.

2. Введение в процесс обучения элементов, связанных с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения (пп. 4, 7 Программы по антикоррупционному просвещению).

В просветительские и образовательные программы включены различные методы формирования нетерпимости к коррупционному поведению. Опыт показывает, что наиболее эффективными из них являются «Деловая игра» и «Case-study».

Деловые игры позволяют в доступной форме не только распространить среди обучающихся информацию антикоррупционного содержания, но и обеспечить формирование у них навыков идентификации и предупреждения коррупционных ситуаций в различных сферах общественной жизни. В Сибирском федеральном университете разработаны и успешно реализуются следующие деловые игры:

- «Время выбирать!» Игра основана на имитации электоральных процедур, наиболее подверженных коррупционному воздействию. Вариативность поведения игроков, обусловленная игровыми ролями, позволяет продемонстрировать негативные правовые и социальные последствия вступления в коррупционные отношения, а также сформировать базовые знания у молодых и будущих избирателей об основах российского избирательного процесса ;

- «Суд над коррупцией». Игра представляет собой модельное судебное заседание, в ходе которого стороны процесса рассматривают тяжелую жизненную ситуацию и пытаются установить причинную связь между наступившими последствиями и участием персонажей в коррупционных отношениях. Образовательная задача состоит в том, чтобы сформировать у игроков системное представление о негативных последствиях коррупции, имеющей широкое распространение в масштабах всего общества.

- «Кто? Где? Сколько?» Игра направлена на формирование у студентов неюридических специальностей базовых знаний о коррупции, ее признаках и негативных последствиях. Игровой процесс позволяет не только определить дефекты в представлении участников о природе, понятии, видах и масштабах распространения коррупции, но и научить их выявлять коррупционные факторы в различных жизненных ситуациях.

Решение кейсов применяется при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования работников Сибирского федерального университета и представляет собой предметное рассмотрение наиболее распространенных примеров из судебной практики с целью реализации уголовно-правового принципа общей превенции и формирования у целевой аудитории необходимых навыков идентификации и предупреждения коррупции в образовательном процессе.

Кроме того, учебные дисциплины антикоррупционной направленности с 2013 г. включены в образовательные программы, реализуемые в Юридическом институте и Институте экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета:

- «Государственная антикоррупционная политика»;

- «Противодействие коррупции»;

- «Противодействие коррупции в судебной системе»;

- «Этика государственной и муниципальной службы» и другие.

3. Издание методических пособий и печатной продукции по вопросам популяризации антикоррупционных стандартов поведения (п. 9 Программы по антикоррупционному просвещению).

Коллективом Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз совместно с Красноярским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Общество "Знание" России» при поддержке Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края разработан и внедрен в деятельность региональных образовательных учреждений просветительский методический комплекс «Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования».

Идея проекта заключается в том, что эксперты в области противодействия коррупции, уголовного права, криминологии, психологии и других наук совместно разработают Антикоррупционный просветительский методический комплекс. Далее разработчики комплекса обучат применять его работников образовательных организаций, которые, «вооружившись» материалами комплекса, будут самостоятельно проводить антикоррупционные просветительские занятия для своих коллег.

Антикоррупционный методический просветительский комплекс включает в себя:

Презентацию для проведения просветительского мероприятия в образовательной организации. В презентации последовательно раскрываются три основных просветительских модуля: «Коррупция», «Предупреждение коррупции», «Основные коррупциогенные стереотипы». В каждом модуле в простой и доступной форме излагается основной материал, который подкрепляется необходимыми изображениями и схемами. Наиболее сложные вопросы, как, например, разграничение подарка и взятки, минимальный размер взятки, правомерность оказания репетиторских услуг и другие, разъясняются в видеоконсультациях представителей прокуратуры Красноярского края, Главного следственного управления Следственного комитета по Красноярскому краю, Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, докторов юридических наук Юридического института Сибирского федерального университета, Международного института планирования образования ЮНЕСКО;

3. Систематическое изучение уровня восприятия коррупции студентами Сибирского федерального университета свидетельствует о том, что данная категория обучающихся имеет недостаточный уровень знаний о коррупции как социально-правовом явлении, а также об антикоррупционных стандартах поведения в коррупциогенной ситуации. В связи с этим представляется необходимым включить в основные образовательные программы всех направлений подготовки учебную дисциплину «Основы предупреждения коррупции».

Библиография

.

Астанин, В. В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография / В. В. Астанин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 255 с.

.

Абрамов, Р. А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе / Р. А. Абрамов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 2. – С. 178–187.

.

Акунченко, Е. А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования / Е. А. Акунченко // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 20–28.

.

Бикеев, И. И. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2010. – № 3. – С. 178–188.

.

Волкова, М. А. К вопросу о формах и методах антикоррупционного просвещения / М. А. Волкова // Енисейские правовые чтения: сборник материалов XI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. – Красноярск, 2017. – С. 455–460.

.

Воронцов, С. А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации / С. А. Воронцов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2015. – № 1. – С. 105–111.

.

Гарипов, И. М. Виктимологические аспекты антикоррупционного образования в современной России / И. М. Гарипов // Следователь. – 2010. – № 8. – С. 13–14.

.

Гармаев, Ю. П. Реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры во взаимодействии с юридическими вузами / Ю. П. Гармаев, В. А. Фалилеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 1. – С. 11–15.

.

Евлахов, А. А. Антикоррупционное просвещение государственных и муниципальных служащих: общие подходы и специфика целевой группы / А. А. Евлахов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 241–245.

.

Зинатуллин, З. З. Нравственность, профессионализм, правовое просвещение как антикоррупционные детерминанты / З. З. Зинатуллин // Восточно-Европейский научный вестник. – 2016. – № 3. – С. 28–30.

.

Кабанов, П. А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Мониторинг правоприменения. – 2015. – № 2. – С. 40–46.

.

Кабанов, П. А. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – С. 634–642.

.

Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 253–263.

.

Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития / П. А. Кабанов // NB: Административное право и практика администрирования. – 2016. – № 4. – С. 35–55.

.

Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 4. – С. 42–51.

.

Кабанов, П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С. 978–985.

.
.

Кабанов, П. А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции / П. А. Кабанов // Юридические исследования. – 2015. – № 2. – С. 12–27.

.

Кабанов, П. А. Система количественных показателей результативности антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции: правовое регулирование и классификация / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 8. – С. 853–864.

.

Козлова, Е. Б. Проблемы формирования и реализации региональной политики антикоррупционного просвещения на современном этапе / Е. Б. Козлова // Правовая культура. – 2016. – № 4. – С. 17–25.

.

Костромин, В. А. Участие общественных объединений в антикоррупционном просвещении как способе правового воспитания, формирования антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционных стандартов поведения / В. А. Костромин // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 264–265.

.

Слюсарева, Т. Г. Антикоррупционное просвещение как эффективное направление в борьбе с коррупцией / Т. Г. Слюсарева // Научный вестник Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. – 2015. – № 4. – С. 18–22.

.

Сюзева, Н. В. О преодолении деформаций правового сознания в процессе антикоррупционного образования / Н. В. Сюзева // Право и образование. – 2014. – № 4. – С. 34–41.

.

Трунцевский, Ю. В. Организация антикоррупционного просвещения как одно из направлений правоохранительной деятельности по профилактике коррупции / Ю. В. Трунцевский // Юридическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 36–38.

.

Фалилеев, В. А. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе / В. А. Фалилеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 10. – С. 3–5.

.

Фортыгина, Е. С. Организация антикоррупционного просвещения в Тамбовской области как способ популяризации антикоррупционных стандартов поведения / Е. С. Фортыгина // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 270–273.

.

Хайрутдинова, Л. Р. Антикоррупционное консультирование: понятие, виды и содержание / Л. Р. Хайрутдинова // Политика, государство и право. – 2015. – № 6. – С. 58–60.

.

Хайрутдинова, Л. Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение / Л. Р. Хайрутдинова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-1. – С. 106–109.

.

Шедий, М. В. Формирование антикоррупционного правосознания как основного элемента антикоррупционного образования гражданского общества / М. В. Шедий // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. – № 3. – С. 286–290.

.

Шугрина, Е. С. Понятие и признаки коррупции: особенности правового просвещения учащихся / Е. С. Шугрина // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 54–57.

.

Юсупов, М. Р. Антикоррупционное просвещение в России – апологет правовой грамотности / М. Р. Юсупов // Властная вертикаль Федерации. – 2015. – № 2-3. – С. 5.

.

Организация антикоррупционного просвещения молодых избирателей (Опыт Избирательной комиссии Красноярского края) : учебно-методическое пособие / И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. – Красноярск: Избирательная комиссия Красноярского края, 2015. – 92 с.

.

Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / под ред. И. А. Дамм. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

.

Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учебное пособие / Е. А. Акунченко, П. А. Вырва, И. А. Дамм и др. ; под ред. И. А. Дамм, Н. В. Щедрина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 200 с.

.

Щедрин, Н. В. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования / Н. В. Щедрин, И. А. Дамм, Е. А. Акунченко // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 3. – С. 147–160.

.
.

Дамм, И. А. Антикоррупционные стандарты поведения лиц, осуществляющих управленческие функции в образовательной организации / И. А. Дамм // Право и политика. – 2017. – № 12. – С. 14–26.

References (transliterated)

.

Astanin, V. V. Antikorruptsionnaya politika Rossii. Kriminologicheskie aspekty: monografiya / V. V. Astanin. – Moskva: YuNITI-DANA, 2014. – 255 s.

.

Abramov, R. A. Voprosy formirovaniya antikorruptsionnogo mirovozzreniya v obshchestve / R. A. Abramov // Aktual"nye problemy ekonomiki i prava. – 2014. – № 2. – S. 178–187.

.

Akunchenko, E. A. K voprosu ob organizatsionno-pravovykh osnovakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya / E. A. Akunchenko // Nauka i shkola. – 2017. – № 1. – S. 20–28.

.

Bikeev, I. I. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy / I. I. Bikeev, P. A. Kabanov // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. – 2010. – № 3. – S. 178–188.

.

Volkova, M. A. K voprosu o formakh i metodakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya / M. A. Volkova // Eniseiskie pravovye chteniya: sbornik materialov XI Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem. – Krasnoyarsk, 2017. – S. 455–460.

.

Vorontsov, S. A. Ob organizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya v Rossiiskoi Federatsii / S. A. Vorontsov // Severo-Kavkazskii yuridicheskii vestnik. – 2015. – № 1. – S. 105–111.

.

Garipov, I. M. Viktimologicheskie aspekty antikorruptsionnogo obrazovaniya v sovremennoi Rossii / I. M. Garipov // Sledovatel". – 2010. – № 8. – S. 13–14.

.

Garmaev, Yu. P. Realizatsiya mer antikorruptsionnogo prosveshcheniya organami prokuratury vo vzaimodeistvii s yuridicheskimi vuzami / Yu. P. Garmaev, V. A. Falileev // Gosudarstvennaya vlast" i mestnoe samoupravlenie. – 2015. – № 1. – S. 11–15.

.

Evlakhov, A. A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie gosudarstvennykh i munitsipal"nykh sluzhashchikh: obshchie podkhody i spetsifika tselevoi gruppy / A. A. Evlakhov // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 241–245.

.

Zinatullin, Z. Z. Nravstvennost", professionalizm, pravovoe prosveshchenie kak antikorruptsionnye determinanty / Z. Z. Zinatullin // Vostochno-Evropeiskii nauchnyi vestnik. – 2016. – № 3. – S. 28–30.

.

Kabanov, P. A. Antikorruptsionnoe informirovanie kak forma antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie / P. A. Kabanov // Monitoring pravoprimeneniya. – 2015. – № 2. – S. 40–46.

.

Kabanov, P. A. Antikorruptsionnoe konsul"tirovanie kak raznovidnost" antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie / P. A. Kabanov // Administrativnoe i munitsipal"noe pravo. – 2015. – № 6. – S. 634–642. Kabanov, P. A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoi deyatel"nosti / P. A. Kabanov // Administrativnoe i munitsipal"noe pravo. – 2015. – № 9. – S. 978–985.

.

Kostromin, V. A. Uchastie obshchestvennykh ob""edinenii v antikorruptsionnom prosveshchenii kak sposobe pravovogo vospitaniya, formirovaniya antikorruptsionnogo mirovozzreniya i populyarizatsii antikorruptsionnykh standartov povedeniya / V. A. Kostromin // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 264–265.

.

Slyusareva, T. G. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak effektivnoe napravlenie v bor"be s korruptsiei / T. G. Slyusareva // Nauchnyi vestnik Nevinnomysskogo gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnicheskogo instituta. – 2015. – № 4. – S. 18–22.

.

Syuzeva, N. V. O preodolenii deformatsii pravovogo soznaniya v protsesse antikorruptsionnogo obrazovaniya / N. V. Syuzeva // Pravo i obrazovanie. – 2014. – № 4. – S. 34–41.

.

Truntsevskii, Yu. V. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak odno iz napravlenii pravookhranitel"noi deyatel"nosti po profilaktike korruptsii / Yu. V. Truntsevskii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. – 2015. – № 3. – S. 36–38.

.

Falileev, V. A. Pravovoe prosveshchenie kak sredstvo preduprezhdeniya korruptsii v regione / V. A. Falileev // Gosudarstvennaya vlast" i mestnoe samoupravlenie. – 2012. – № 10. – S. 3–5.

.

Fortygina, E. S. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya v Tambovskoi oblasti kak sposob populyarizatsii antikorruptsionnykh standartov povedeniya / E. S. Fortygina // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 270–273.

.

Khairutdinova, L. R. Antikorruptsionnoe konsul"tirovanie: ponyatie, vidy i soderzhanie / L. R. Khairutdinova // Politika, gosudarstvo i pravo. – 2015. – № 6. – S. 58–60.

.

Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya molodykh izbiratelei (Opyt Izbiratel"noi komissii Krasnoyarskogo kraya) : uchebno-metodicheskoe posobie / I.A. Damm, E.A. Akunchenko. – Krasnoyarsk: Izbiratel"naya komissiya Krasnoyarskogo kraya, 2015. – 92 s.

.

Osnovy antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya : uchebno-metodicheskii kompleks / pod red. I. A. Damm. – Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2017. – 1 elektron. opt. disk (DVD-ROM).

.

Osnovy antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya: uchebnoe posobie / E. A. Akunchenko, P. A. Vyrva, I. A. Damm i dr. ; pod red. I. A. Damm, N. V. Shchedrina. – Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2016. – 200 s.

.

Shchedrin, N. V. Aktual"nye problemy antikorruptsionnogo prosveshcheniya i antikorruptsionnogo obrazovaniya / N. V. Shchedrin, I. A. Damm, E. A. Akunchenko // Aktual"nye problemy ekonomiki i prava. – 2017. – № 3. – S. 147–160.

Одной из основных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в сфере противодействия коррупции является предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции). Профилактика коррупции осуществляется в том числе путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Большинство стран мира, используя накопленный международный, национальный и региональный опыт, формируют и реализуют собственную национальную антикоррупционную политику, активно привлекая имеющиеся в их распоряжении антикоррупционные инструменты. Среди них особое место занимает антикоррупционное просвещение. Наличие хорошей законодательной базы недостаточно для создания здоровой правовой основы жизнедеятельности общества.

Отношение человека к коррупции основывается на нравственном и духовном фундаменте, уровне образования и культуры. Правовой нигилизм служит почвой для многих негативных социальных явлений, в том числе и для коррупции. Поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан. В качестве основных целей антикоррупционного просвещения выступают: просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях; воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ; укрепление доверия к власти. При этом нужна реализация целого комплекса мер, а не точечное решение насущных вопросов в этой сфере. На достижение указанных целей была направлена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы. Следует отметить, что утверждение данной Программы стало продолжением проводимой государством политики по активизации антикоррупционного просвещения граждан в связи с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226. В ее реализации приняли участие федеральные и региональные органы государственной власти. С учетом позиции образовательных и научных организаций, профессиональных юридических сообществ и других институтов гражданского общества решались вопросы повышения уровня правовой грамотности в российском обществе, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям среди граждан, воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Итогом реализации мероприятий, предусмотренных Программой, стало более тесное взаимодействие по антикоррупционной проблематике федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с гражданами посредством организации «телефонов доверия», проведения с гражданами «горячих линий», формирования на официальных сайтах разделов «Противодействие коррупции» с возможностью интерактивного обращения. Одну из ведущих ролей в антикоррупционном просвещении играют средства массовой информации.

По информации Минкомсвязи России, за 2014 год в СМИ вышло более 104 тысяч материалов, основанных на данных, полученных из правоохранительных органов с фактами задержания лиц, подозреваемых в преступлениях коррупционного характера; за 2015 год - более 100 тысяч материалов; за 2016 год - более 120 тысяч материалов. Указанная работа была организована как по линии федеральных, так и региональных СМИ. Сюжеты о задержаниях лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях, проходили на всех ведущих федеральных телеканалах, на региональных телеканалах, публиковались на страницах «Российской газеты», лентах информационных агентств, впоследствии широко распространяясь в сети «Интернет». Решением Экспертного совета Роспечати оказывается государственная поддержка ряду средств массовой информации. В их числе: теле-, радиопрограммы, электронные СМИ и периодические печатные издания не только из столичного региона, но и из других субъектов Российской Федерации. По информации Роспечати, за период действия Программы государственную поддержку на реализацию социально значимых проектов по темам «Информационная поддержка мероприятий по искоренению коррупции и стяжательства в стране, в том числе посредством активного гражданского участия и общественного контроля» и «Защита законных прав граждан Российской Федерации и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации» получили 10 проектов в сфере электронных СМИ и 147 социально значимых проектов в печатных СМИ.

Правительством Российской Федерации поручалось в рамках реализации Программы издать ряду федеральных органов государственной власти методические пособия и печатную продукцию по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечить образовательные организации методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам. Многими федеральными и региональными органами государственной власти были подготовлены и изданы различными тиражами справочные и учебные пособия, методички, брошюры, памятки в сфере противодействия коррупции. Со своей стороны Минюстом России при непосредственном участии ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» разработаны и размещены на сайте Минюста России просветительские материалы, предназначенные для самых разных категорий населения: «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Государственному служащему о коррупции», «Старт во взрослую жизнь, «Подростку о его правах, обязанностях и ответственности», «Наши права и обязанности: изучаем вместе», рабочая тетрадь к брошюре «Наши права и обязанности: изучаем вместе», а также методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса, методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1 - 4 классы). О подготовленных в рамках деятельности Минюста России материалах по антикоррупционному просвещению дополнительно проинформирован целый ряд заинтересованных лиц, органов и организаций.

К примеру, эта информация доведена до сведения независимых экспертов, аккредитованных Минюстом России в целях проведения антикоррупционной экспертизы, аппаратов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Минобрнауки России, МВД России, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, общероссийских общественных организаций, таких как «Ассоциация юристов России», «Российский Союз Молодежи», Ассоциация учителей права, Учебно-методическое объединение по общему образованию, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. В подразделе «Бесплатная юридическая помощь» раздела «Правовая помощь» официального сайта Минюста России еще в 2014 году внедрена интерактивная интернет-карта, отображающая участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В настоящее время интернет-карта содержит информацию о 85 органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи, 85 адвокатских и нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, 24 государственных юридических бюро и 180 негосударственных центрах оказания бесплатной юридической помощи. В процессе проведения мероприятий, предусмотренных Программой, Минюст России осуществлял взаимодействие с большим количеством федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках мониторинга принятых мер по созданию условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения хотелось бы особо отметить совместную работу Минюста России и Федеральной службы охраны Российской Федерации, имеющей значительный опыт в проведении социологических опросов с целью выяснения общественного мнения о коррупции.

Служба специальной связи и информации ФСО России регулярно направляет в заинтересованные органы статистическую информацию по мере проведения анализа общественного мнения о работе властей по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим по инициативе Минюста России был подготовлен перечень вопросов по реализации Программы, которые вошли в социологический опрос ФСО России, проведенный в субъектах Российской Федерации 19 - 23 сентября 2016 г. в рамках общероссийского социологического исследования на тему: «Общественное мнение по вопросам коррупции и деятельности органов власти по противодействию коррупции».

Результаты совместной работы позволили изучить общественное мнение в 42 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа, по данному направлению деятельности. Согласно результатам опроса, только 26,8% опрошенных (в том числе их дети, родственники, знакомые) знакомы с элементами антикоррупционного просвещения, 51,4% - ответили на этот вопрос отрицательно.

Более 55% опрошенных узнают об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся противодействия коррупции, из телевизионных передач. На втором месте по популярности такой источник информации как информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (41,5%). За последние 2-3 года информированность о мероприятиях антикоррупционного характера стала выше у 26,1% респондентов. Вместе с тем 65% опрошенных заявили, что информированность о вышеуказанных мероприятиях у них осталась на прежнем уровне. Более половины опрошенных затруднились ответить, проводятся ли в регионе их проживания «прямые линии» региональных властей с гражданами по вопросам противодействия коррупции (только 14,2% подтвердили факт их проведения и 32,7% заявили, что не проводятся). По мнению респондентов, антикоррупционное просвещение граждан должно осуществляться, в первую очередь, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (45,2%), затем по месту работы - 40,4%, в средних общеобразовательных учреждениях - 36,0%, в семье - 30,5%. Результаты данного опроса показывают, что необходимо более активно заниматься вопросами антикоррупционного просвещения в целом и что, именно в образовательном процессе подрастающего поколения следует сконцентрировать усилия государства по внедрению антикоррупционных стандартов. Закладка моральных и правовых основ должна происходить с детства.

Исправить уже сформировавшегося зрелого человека с порочными и беспринципными наклонностями практически невозможно, и пугает его, в основном, только угроза уголовного наказания. В этой связи необходимо также отметить слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января прошлого года: «ключевой задачей остаётся формирование в обществе и у государственных служащих антикоррупционного правосознания, неприятие нарушения закона должно воспитываться со школьной скамьи». Заслуживает высокой оценки работа Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, направленная на разработку методических рекомендаций по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, которые рекомендованы Минобрнауки России к использованию в учреждениях среднего и высшего образования.

Безусловно, в антикоррупционном воспитании необходима системность, целесообразно закрепить антикоррупционные стандарты не только в рекомендациях для школ и вузов, но и на уровне нормативных правовых актов Минобрнауки России, обязательных для выполнения всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время, по информации Минобрнауки России, в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (от 17 мая 2012 г. № 413), в который включены нормы в части детализации требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе антикоррупционные стандарты при получении среднего общего образования. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования аналогичные изменения, по информации Минобрнауки, планируется внести до конца 2017 года. В настоящее время можно сделать вывод, что Программа показала свою эффективность и дала возможность в сжатые сроки организовать на более высоком уровне работу с населением в области антикоррупционного просвещения.

Причем с окончанием сроков реализации Программы работа по антикоррупционному просвещению не прекращается. Часть мероприятий включена в ведомственные и региональные планы по противодействию коррупции на соответствующие годы. Взаимодействие с общественными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции, осуществляется в рамках деятельности рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества (рабочая группа Президиума), которая была организована в Минюсте России в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 6 апреля 2010 г. под руководством Министра юстиции Российской Федерации Коновалова А.В. В целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» были утверждены Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Для выполнения возложенных на них задач указанные структуры наделены рядом полномочий, в числе которых важное место занимают полномочия по организации антикоррупционного просвещения. Результативность борьбы с коррупцией напрямую зависит от качественной организации мероприятий по антикоррупционному просвещению проводимых вышеуказанными структурами федерального и регионального уровней на всей территории России.

Подводя итоги своего выступления, хотелось бы сказать следующее. Коррупционные явления полностью исключить, конечно, невозможно, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация в данном случае во многом аналогична борьбе с преступностью в целом: полностью ее изжить невозможно, но непримиримая борьба с нею показывает сильную защитную реакцию государства (в данном случае ее можно сравнить с иммунной системой организма). Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, политики, государственного управления. Благодарю за внимание.

, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств . Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику , вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества . Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству , совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо , обладающеедискреционной властью [прим. 1] в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник , депутат , судья , сотрудник правоохранительных органов , администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания .

Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом .

Во многих странах коррупция уголовно наказуема .

Коррупция в России

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ , эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

В 2000 году показатель индекса восприятия коррупции , составляемого организацией« Transparency International », равнялся 2,6 (из 10), в 2009 году - 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции). The New York Times утверждает, что главные проблемы вывода из обращения и инвестиционных возможностей огромных денег, или вывоза из России капитала, - коррупция .

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 - отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод - за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу - Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана» .

Следует отметить, что во многих статьях и дискуссиях при упоминании названия этого индекса слово «восприятие» (Perception) принято опускать, в результате чего создаётся ложное впечатление, что индекс отражает реальное состояние дел в области коррупции, в то время как на самом деле речь идёт, фактически, об уровне озабоченности населения вопросами коррупции.

К сферам деятельности (помимо перечисленных в разделе Области обогащения ), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей ;

медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;

автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства ;

налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;

выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

получение кредитов;

получение экспортных квот;

конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;

строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

нотариальное удостоверение сделок;

контроль за соблюдением условий лицензирования;

надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);

государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;

формирование партийных избирательных списков. Transparency International Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. В 2009 году Transparency International оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов .

Согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young , проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %.

Со свежими новостями и актуальной информацией можно познокомиться на официальном сайте специализированной организации Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации

Похожие статьи

  • Сражение на реке шахэ Definition - сражение на реке шахе

    110 лет назад, 5 октября 1904 года, началось сражение на реке Шахэ. Битва продолжалась до 17 октября. Ни наступление русской армии под командованием А. Н. Куропаткина, ни предпринятое позже контрнаступление японской армии Ивао Оямы не...

  • Эдуард шеварднадзе и его роль в судьбе советской страны

    Эдуард Шеварднадзе ედუარდ შევარდნაძე Эдуард Шеварднадзе Президент Грузии 26 ноября 1995 - 22 ноября 2003 Предшественник: должность восстановлена; (1991-1993: Звиад Константинович Гамсахурдия Преемник: Нино Анзоровна Бурджанадзе (и.о.) Миха

  • История покушений на Александра II: На императора охотились, словно он - дикий зверь

    3 апреля 1881 года в Петербурге на Семеновском плацу были казнены пятеро членов организации "Народная воля", объявленные государственными преступниками за участие в подготовке покушения на императора Александра II. Это поистине трагическое...

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...