С материально выраженной флексией. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование): Учебно-методический комплекс Слова с материально выраженной флексией примеры

Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Методическая задача.

Упражнения

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Комментарии

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

I. Бес про светн ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный


II. Бес просветн ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

Установите соответствия между понятиями и определениями:

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

Корень слова

1. Все ли слова родственные?

Упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

Кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

2. Есть ли здесь родственные слова?

Однажды кот подкрался к попугаю:

Сейчас тебя я, братец, попугаю.

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шел косой.

3. Сгруппируйте все слова по корням:

Косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;

Летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;

Топить (печку) , топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;



Косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;

Гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать,

сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть,

горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.

Созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в

корень, зреет, призреть, перезрелый.

Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

4. Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

5. Найдите «третье лишнее»:

Потолок, пот, потливый;

Сыр, сырость, сырок;

Море, морщина, морской;

Боль, больница, большой;

Умереть, замирать, примирение;

Росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

Постфиксы (лат. post – после + fixus – прикрепленный) – это аффиксальная морфема, находящаяся после окончания или суффиксов и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

Как и другие аффиксальные морфемы, постфикс необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К постфиксам относят возвратные частицы -ся и -сь , а также части слов -то, -либо, -нибудь , которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия. Например: кто-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь . Таким образом, постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Однако в современном русском языке наблюдаются случаи, когда глагольные постфиксы наблюдаются у существительных, например: учащиеся, трудящиеся. Это произошло в результате перехода слова из одной части речи и является скорее исключением из правила, чем закономерностью.

Как и приставки, постфиксы присоединяются к слову целиком, поэтому не сопровождаются конверсией.

Основная функция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать - кататься; белеть белеться и т.п. (Дети катаются на лыжах).

Постфикс -ся(-сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить - строится и т.д. (Лекция читается преподавателем). Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Глагольные суффиксы являются регулярными и продуктивными, постфиксы наречий характеризуются малой регулярностью.


Сложные деривационные форманты (конфиксы),

Их разновидности и особенности.

Конфиксы – это такие словообразовательные форманты, которые состоят из двух и более несмежных аффиксов. Например: кричать – рас кричаться (нет глаголов <раскричать> или <кричаться>}, говорить – с говориться , звонить – со званиться , окно – под оконник и др.

Как считает Е.А. Земская, выделение конфиксов как особых морфем при изучении структуры русского слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, постфиксальные части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т.е. со -, входящее в конфикс со-...-ник . (например, сотрапезник, сопалатник }, тождественно по значению приставке со - (ср. со-автор ); -ник , входящий в этот же конфикс, тождествен по значению суффиксу -ник (ср.: школь-ник ). Изучая, как функционируют аффиксы при создании подобных слов, следует отметить, что в таких случаях суффикс и приставка участвуют как две морфемы в едином акте словообразования, Присоединяясь к производящей основе одновременно, а не последовательно, т е используются как единое словообразовательное средство. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным . «Название этого способа словообразования конфиксацией, а соответствующих морфем конфиксами не углубляет нашего понимания этого явления, а лишь заменяет одни термины другими», – пишет Е.А. Земская.

Со всеми озвученными доводами согласиться нельзя. Действительно, выделять конфикс как морфему нецелесообразно, но в качестве словообразовательного форманта существование конфикса вполне оправдано. Кроме того под конфиксацией следует понимать не только приставочно-суффиксальный способ словообразования, это лишь один из типов конфиксации. Назовём другие разновидности:

- приставочно-постфиксальный способ : характерен для глаголов, исключает конверсию, например: говеть – раз говеться , говорить – раз говориться , играть – за играться и др.;

- приставочно-суффиксально-постфиксальный : щедрый – рас щедри ться ;

Суффиксально-постфиксальный (может повлечь за собой конверсию): брат – брата ться , охота – охоти ться .

Разновидностью приставочно-суффиксального способа выступает конфиксация с нулевым суффиксом : волос – без волос-#-ый, седой – про седь-#, лист – без лист-#-ый, рука – без рук-#-ий и др.

Уникальных конфиксов не бывает, но в его составе может быть уникальный компонент (приставка): кур нос-#-ый, лопо ух-#-ий .


Флексии как комплексные морфемы, их особенности.

Флексия (лат. flexio - сгибание), или окончание – это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении. Например: новые книги , новеньким книгам. Флексия всегда комплексная единица, она может быть выделена только у изменяемых частей речи и только при наличии хотя бы двух сопоставимых окончаний.

С помощью окончаний образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими: -берез-а, берез-ы; бел-ый, бел-ого; бел-ая берез-а, бел-ой берез-ы. Связывая слова в составе словосочетания или предложения, флексия может быть средством согласования (лесная тропинка) или управления (появление гостей), а также грамматической координации главных членов предложения (идут дожди).

Окончанияспособствуют образованию различных форм одного и того же слова (страна, страну, стране, страны ). При этом окончание выступает как синкретичный аффикс. Одно и то же окончание передает сразу несколько значений. Например, в слове солнц-е флексия -э указывает на то, что слово относится к имени существительному, стоящему в именительном падеже, в единственном числе, среднего рода. Глагольное окончание -ут (идут) указывает на 3-е лицо и множественное число формы настоящего времени изъявительного наклонения.

Обычно, как уже было сказано, окончание является завершающей частью слова. Однако если в слове есть постфикс, окончание находится перед ним (улыбал-и-сь). В составных грамматических формах (самый новый) и в некоторых сложносоставных существительных (выставка-продажа) и числительных с прерывистой основой (дв-е-ст-и) наблюдается несколько дистантно расположенных окончаний.

В русском языке наряду с суффиксами и интерфиксами флексии бывают двух типов: а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый; б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер- ø, шел- ø, один-ø . Нулевые окончания осознаются на фоне других материально выраженных окончаний данного слова, например: ветер- ø, ветр-а, ветр-у; шел- ø, шл-а, шл-и. В слове ветер- øпо соотношению с другими падежными формами, имеющими материально выраженные окончания, выделяется нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел- øпо соотношению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание, которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончаниями: а) слова, образующие группу несклоняемых существительных – пальто, кино, фойе и др.; б) глаголы в неопределенной формедумать, нести, печь; в) деепричастия – слыша, услышавши, прочитав, припеваючи; г) наречия – быстро, певуче, сгоряча, по-братски; д) прилагательные в форме сравнительной степени - больше, светлее; е) междометия – ох, увы, вон; ж) предлоги – в, на, за; з) союзы – и, но, да, так как; и) частицы – бы, ли, же.


13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования.

Нулевая морфема

Словообразовательные аффиксы могут быть не выражены каким-либо звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми . Нулевая морфема – это отсутствие аффикса в какой-либо форме, противопоставляемое положительно выраженным аффиксам в других формах той же парадигмы. Так, в форме повелительного наклонения поставь выделяется нулевой суффикс.

Значение нулевых аффиксов может быть различным, т.е. существуют омонимичные нулевые аффиксы. Например, в морфологии в словоформах думал-ø, брат- ø выделяем такие нулевые аффиксы: в первом слове - ø показатель мужского рода и единственного числа (ср. формы с материально выраженными аффиксами жен. и ср. р. – думал-а, думал-о и аффиксом мн.ч. – думал-и ); во втором -ø – показатель именительного падежа единственного числа.

Существование нулевых морфем было обосновано И.А. Бодуэном де Куртенэ. Чтобы выявить нулевой суффикс, нужно руководствоваться рядом правил. Они таковы:

1. Нулевой суффикс должен быть синонимичен материальному суффиксу. Например: бег# – бегств о (опредмеченное действие), синь# – синева (опредмеченный признак), безлист#ый – безлистн ый. Таким образом, при выделении нулевых словообразовательных аффиксов необходимо учитывать строение всей словообразовательной системы данного языка, так как фон для выделения слов с нулевыми аффиксами.

2. Нулевой суффикс имеет только мотивированное слово. Ср.: шум# (шуметь) и гам (немотивированное). Наряду с рассматриваемым словом обязательно должно быть однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом. Подсказать, что в слове есть нулевой суффикс, может конверсия: если производное слово относится к другой речи, чем мотивирующее, и при этом ничего не прибавилось к мотивирующему слову, следует говорить о нулевом суффиксе. Например: золото → золот#ой .

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс. Поясним сказанное примерами.

1. Слово гам обозначает процесс. Процессуальное значение имен существительных обычно выражается русском языке с помощью аффиксов, например суффиксами -эниj(e): пение, рассматривание, вышивание: к{а): подвеска, разбивка, переноска, подписка; -б(а): борьба, пальба, молотьба, косьба и т.д. Однако нулевого словообразовательного аффикса в слове гам нет. Основание для такого утверждения – невыполнение второго из названных выше двух условий. В русском языке нет такого однокоренного слова (а оно должно было бы быть глаголом), которое могло бы стать производящим для гам.

2. Нулевой суффикс есть в тех именах существительных со значением процесса, наряду с которыми имеются и производящие глаголы, ср.: промыв-# – промывать, разрыв-# – разрывать . Такие существительные входят в ряды слов, выражающих процессуальное значение с помощью «обычных» (ненулевых) суффиксов: промывать, промывание, промывка. Таким образом, наличие нулевого суффикса в составе слова промыв отражает его большую формальную и смысловую сложность по сравнению со словом, содержащим производящую основу: промывать .

3. В словах типа какаду, колибри нет оснований выявлять нулевой словообразовательный аффикс, так как мы не можем приписать ему деривационное значение (например, «птица», «живое существо»). Отсутствует первое условие. Отсутствует и второе условие – нет основ, которые были бы производящими для данных слов.

Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке чаще являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

В сфере формообразующих суффиксов есть сложные случаи, когда трудно выделить нулевой суффикс. Имеется в виду нулевой суффикс со значением повелительного наклонения у глаголов. Материальный суффикс наблюдается во многих случаях: иди, запомни, скажи и т.д. Но: прочитай, рассказывай, экономь, ляг . Здесь уже не формы одного слова, а разные слова. Ср.: прочти – прочитай .

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании имен существительных. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал ), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь ) и некоторые другие значения.

Нулевых приставок в русском языке нет, так как в нем нет слов, которые бы выражали значение, характерное для приставок, и вместе с тем могли трактоваться как производные от однокоренных бесприставочных слов. В отсутствии нулевых приставок обнаруживается резкое различие между суффиксами и приставками.

Основа – неизм. Ч-ть слова, кот-я выр-ет его лекс-е зн-е.В изм-ых словах основа опр-ся как ч-ть слова без оконч-я и формообразующего аффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л.

В неизм-ых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой: - глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь учащ-ие-ся; - основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь как-ой-то; - основы некоторых сложно-составных существительных шкаф-а-купе; - основы сложных числительных сем-и-десят-и.В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня: город, стол, жёлт-ый. Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый) . Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный. окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.Окончание часто называют изменяемой частью слова.(книга – книги – книгу) изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.Выр.значение: падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание -и указывает на родительный падеж) ;лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число) ;рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание -а указывает на женский род, единственное число) . Нулевая флексия – этоокончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по сопоставлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.В существительном ученик по соотношению с формами косвенных падежей ученика, ученику и т. д., ученики, учеников и т. д. выделяется нулевое окончание, указывающее на форму именительного падежа единственного числа. Материально выраженные флексии существуют в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет-радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле-ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла) .

Как известно, особенностью структуры русского изменяемого слова как единицы языка синтетического строя является наличие основы и флексии.

Флексия - изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения.

Флексия выделяется в слове путем его изменения. Совокупность морфологически соотносительных флексий образует морфологическую парадигму, например, падежная парадигма существительных жен. рода 1-го склонения ед. числа с твердой основой выглядит так: вод-a, вод-ы, вод-е, еод"-у, вод-ой, о вод-е.

Для правильного выделения флексий нужно учитывать два положения. Первое - наличие двух типов флексий: материально выраженной и нулевой (материально не выраженной). Наличие нулевой флексии обнаруживается путем сопоставления данной словоформы с другими, имеющими материально выраженные флексии в пределах одной парадигмы. Например: носе, нос-а, нос-у, нос-0, нос-ом, о нос’-э; таким образом, нулевая флексия есть равноправный член парадигмы. Второе - взаимоотношение фонемики и графики в русском языке; например, пол’-э и воспитанщ-э, где флексия одна и та же; верное выделение ее вскрывает различный характер основ этих слов и во втором случае позволяет верно выделить суффикс -nuj-. Таким же образом: сел-о и ворон’-j-o, где вскрывается суффикс -/- (воронье), cyd’-j-a (судья), бездорож-(-э (бездорожье), подземел’-j-э (подземелье), Закавказ*-)-э (Закавказье), Приурал’-)-э (Приуралье) и под.

Основа - часть слова, выражающая лексическое значение. Каждое имя (существительное, прилагательное, числительное) имеет свою основу. Например, дуб - основа дуб-, флексия - ѳ; голуб-ой - основа голуб-, флексия ой; тринадцать - осно

ва тринадцатЧ флексия - ѳ. Основа может быть базой для образования нескольких производных. Так, дуб - дуб-ок и дуб- ов-ый; голубой - голуб-изн-а и голуб-оват-ый; веселый - весельчак и весел*-и-ть.

Иначе обстоит дело с глагольными основами. Система формообразования и словообразования глагольного слова предполагает выделение в нем двух основ: основы прошедшего времени (или инфинитива) и основы настоящего (или будущего простого) времени. Основа прошедшего времени - часть глагольного слова без суффикса -л-: работа-л, спа-л, пе-л. Основа настоящего (будущего простого) времени - часть глагольного слова без флексии 3-го лица мн. числа, например: работа]-ут, сп’-ат, noj-ут.

Известна роль данных основ в образовании ■ глагольных форм. Не менее важна их роль в отглагольном словообразовании. У некоторых глаголов эти основы столь различны, что без знания и учета этих различий бывает трудно определить, от какого глагола данное слово образовано или почему оно имеет такой вид. Например, без учета супплетивности форм настоящего времени глагола быть нельзя определить, от какого глагола образовано причастие настоящего времени сущий (Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык... (П.) Данное причастие закономерно образовано от основы настоящего времени глагола быть. Основа прошедшего времени глагола быть-бы- (бы-л) образует причастие прошедшего

времени бы-вш-ий. Или, легко понять, что существительное мойка образовано от глагола мыть, но, не вспомнив о двух основах этого глагола, нельзя объяснить, почему оно звучит не [мыйка]. Основа прошедшего времени этого глагола, участвуя в словообразовании, дает такие производные: мы-л-о, мы-r’j-o, а основа настоящего времени Moj-: Moj-к-а, Moj-ущ-ие (средства). Подобным образом глагол жать дает от основы прошедшего времени жа- существительное жа-тв-а, а от основы настоящего времени жн-: жн’-эц, жн’-эйк-а. Это различие в глагольных основах прошедшего и настоящего времени следует учитывать даже тогда, когда оно не так велико. Без этого трудно понять образование того или иного отглагольного производного.

Относятся -ов-, -ен-, -ин-, -оч-, -ич-, -нич-, -л-. Однако -j-, употребляющийся между гласными соседних морфем, по своему происхождению представляет со- бой так называемый интервокальный согласный, который с древнейших времен развивался при стечении двух гласных звуков. С точки зрения словообразования и морфемного анализа очень важно определить отношение интерфиксов к морфемам. Характерной особенностью интерфиксов является отсутствие у них значений. Отнесение их к морфемам противоречило бы общепринятому пониманию морфемы как значимой едини- цы языка. Аффиксоиды Термином «аффиксоид» обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аф- фиксальными морфемами. Аффиксоиды – это морфемы переходного типа. Они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. К ним, напри- мер, можно отнести: вод- (оленевод, животновод, овощевод, коневод); вед- (языковед, краевед, книговед); рез- (камнерез, хлеборез, стеклорез) и др. Каждый такой аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно большой и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом смысле аф- фиксоиды очень близки аффиксам. Подтверждением этому служит синонимич- ное употребление аффиксоидов и аффиксов в русском языке, например: славя- новед и славист, садовод и садовник, волнообразный и волнистый. Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают свои смысло- вые связи с однокоренными словами. Для сравнения можно привести следую- щие примеры: аффиксоид -ход- в словах теплоход, вездеход, снегоход и слова ходить, ходьба, хождение, входить и др., -нос- в словах медонос, цветонос и слова носить, носка, приносить. Аффиксоиды делятся на две группы: суффиксоиды и префиксоиды. К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов: -образн- (чашеобразный, газообразный, иглообразный); -люб- (теп- лолюб, водолюб, сухолюб): -воз- (тепловоз, паровоз, тяжеловоз). Префиксоиды – это корневые морфемы, употребляющие в функции пре- фиксов. Например, полу- (полумера, полумесяц, полушубок, полуботинки); про- тив- (противогаз, противоправный). Способность / неспособность той или иной морфемы выступать в совре- менном русском языке как в качестве служебной, так и корневой является основным показателем разграничения аффиксоидов и аффиксов. Материально выраженные и нулевые морфемы (флексии, суффиксы) Морфемы по способу их передачи делятся на две группы: 1) материально выраженные и 2) нулевые. Префикс и корень всегда материально выражены. Флексии и суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. 22 Материально выраженные флексии существуют в русском языке в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет- радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле- ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла). Иноязычные существительные, оканчивающиеся на гласный звук, типа кафе, меню, рагу; наречия, слова категории состояния, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени (красивее), деепричастия, наречия и сло- ва категории состояния в простой форме сравнительной степени (быстрее, хо- лоднее) являются неизменяемыми частями речи, неизменяемыми формами слов, поэтому у них окончаний нет и быть не может. Нулевые суффиксы имеются в форме повелительного наклонения глагола: брось, читай (ср.: пиши, вяжи). Нулевой суффикс обнаруживается в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени некоторых глаголов: замерз^‫ – ٱ‬замерзла, нес^‫– ٱ‬ несла, промок^‫ – ٱ‬промокли. Омонимия и синонимия морфем Морфемы, как и слова, могут находиться друг с другом в отношении омо- нимии и синонимии. Синонимические морфемы имеют одно и то же значение, но разное фоне- тическое оформление. В русском языке часто встречаются суффиксы-синонимы (ср.: ий – еск (вражий – вражеский); ат – аст (носатый – носастый). Это однокорневые параллельные образования, которые различаются в сти- листическом отношении. Суффиксы гораздо чаще функционируют в разнокор- невых словах. Так, среди существительных выделяются суффиксы-синонимы со значени- ем «название лица мужского пола по роду занятий или профессии»: щик (чик), -ар, -ант, -атор, -ист, -ер (каменщик, рационализатор, фигурант, гитарист, суфлер, вратарь). Синонимичными могут быть и флексии, например: -а, -и (острова, жите- ли). Формообразующие префиксы, служащие для образования видовых форм глаголов, также вступают в отношения синонимии, например: с, по, на (сде- лать, построить, нарисовать). Омонимичные морфемы звучат и пишутся одинаково, но имеют разную семантику. Так, омонимичными являются суффиксы: -ин1- (обозначает мясо живот- ного – баранина); -ин2- (единичный предмет – соломина); -ин3- (имеет увеличи- тельное значение – домина). Среди глаголов функционируют омонимичные префиксы, например: по1- (обозначает начало действия – полететь), по2- (видовой префикс – построить), по3- (действие совершается в течение какого-то времени – полетать). Омонимия широко представлена среди корней: водный – водить, рисунок – рисовод. 23 Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, слу- жащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться. Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для об- разования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффик- сы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при по- мощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий). В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразую- щим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю. Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые од- новременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: пи- сать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа. Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и обра- зуют определенные словообразующие или формообразующие модели, напри- мер: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (чи- таjу, читаjешь). Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флек- сия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам. Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах. При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы об- ращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм. 24 Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образо- вания многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не- (безопасный, несмелый). Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродук- тивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непро- дуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивны- ми. Вопрос о степени членимости русских слов Все слова, употребляющиеся в современном русском языке, делятся на два больших класса: нечленимые и членимые. К нечленимым относятся, например, шоссе, пальто, хаки, куда, но, над, пусть, лишь, ай, ха-ха и т.п. Это неизменяе- мы непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова относятся к членимым: дважды, холодно, страшно, невероятно и т.п. Все изменяемые слова (как непроизводные, так и производные) относятся к членимым: а) непроизводные: -степь-, горяч-ий, пис-а-ть, тр-и; б) производ- ные: над-пис-а-ть, шоссе-j-н-ый. Среди членимых слов можно различать 3 класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды). 1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – мо- лодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квад- ратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триновской, подобные слова обладают полной свободной членимостью. 2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат. агитировать | агитация | агитировать | агитатор Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По термино- логии Н.А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость. 3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соот- ношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее 25 соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. 1) поп-адья: поп = генераль-ша: генерал 2) бел’-ос(ый) : бел(ый) 3) бужен-ин(а) – ср. конь – кон-ин(а) Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразующего квадрата. Итак, членимость слов зависит от следующих факторов: 1) основа употребляется свободная или связанная; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значению подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях. Необходимо различать понятие членимости слова и членимости основы слова. Как и слова, основы могут быть членимыми и нечленимыми. К нечлени- мым относятся основы, содержащие только корневой морф: гав, соль. Членимыми являются основы, которые, кроме корня, имеют еще аффик- сальный морф или аффиксальные морфы: мороз-н(ый), за-мороз-и(ть), за-мо- роз-к(и). Границы между членимыми и нечленимыми основами очень подвижны. Членимые основы могут переходить в нечленимые. И наоборот, нечленимые основы могут стать членимыми. Так, вначале не членилась основа иноязычного слова «ипподром». В этой основе не выделялся суффикс -дром. В современном русском языке этот суф- фикс является полноценным и активно участвует в образовании новых слов, ср. автодром, танкодром, аэродром, велодром, ипподром. Это можно сказать о суффиксе -тек: библиотека, картотека, фильмотека. Изменения в составе и структуре слова. Опрощение, переразложение и усложнение основы, декорреляция морфем Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе историче- ского развития русского языка структура некоторых слов изменилась. Различа- ют несколько типов изменений в морфемном составе слова, важнейшими и наи- более распространенными являются опрощение и переразложение. Опрощение – это превращение производной основы в непроизводную вследствие слияния суффикса и префикса с корнем. Так, слова рыло, мыло (ср. рыть, мыть) имели в своем составе суффикс -л, который употреблялся для об- разования отлагательных существительных со значением орудия действия; в словах пир, дар выделяли суффикс -р (ср. пить, дать); слова булавка, палатка, бойкий имели в своем составе суффикс к (ср.: булава, палата, бой); в словах мешок, вершок вычленялся суффикс -ок (ср.: мех, верх). Указанные суффиксы слились с корнями, производные основы превратились в непроизводные. 26 Некоторые слова имеют в своем составе приставки, которые слились с кор- нями, образовав непроизводные основы. Например, выделялся префикс об- в словах оболочка, образ, обморок (ср.: проволочка, разить, морочить); префикс в- в слове вкус (ср.: кусать, кусок); за- в словах защита (ср:. щит). Процесс опрощения происходит по двум причинам: 1) вследствие выпадения из словаря соотносительных производящих основ или родственных слов; 2) вследствие расхождения в значении производной и производящей осно- вы. Например, основы в словах доблесть, жадный, кочка, ужас, неряха стали непроизводными. В производной основе может развиться совершенно новое значение (ср.: крыльцо и крыло, живот и жизнь, счастье и часть). Другой важнейший исторический процесс – переразложение. Переразложение – это отход звукового элемента одной морфемы к сосед- ней морфеме. В результате переразложения передвигаются границы между морфемами, производная же основа сохраняет свою членимость. Переразложение может происходить на стыке производящей основы и суффикса (ср.: жи-лищ-е – исторически жи-л-ищ-е, от устарелого жило). Про- цесс переразложения наблюдается также между образующей основой и при- ставкой: в нем, к нему, где н был частью предлога-префикса вън. Усложнение – это выделение в ранее непроизводной основе аффиксов. Этот процесс часто свойствен словам иноязычного происхождения (ср.: из гол- ландского языка пришло в русский язык слово зонтик. По аналогии с русскими словами (дом – домик, ключ – ключик) в этом слове стали выделять уменьши- тельно-ласкательный суффикс -ик. Декорреляция морфем – это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Например, в глаголе ругать суффикс -а- из словообразова- тельного превратился в простой показатель глагольного класса. Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности. Этот процесс наблюдается на стыке пре- фикса и корня или корня и суффикса (напр., ванная, дикобраз). Замещение представляет собой результат замены одной морфемы другой, причем именно замены. Данный процесс наблюдается в слове «пугач» (от пу- гать в значении «кричать», о крике филина), в настоящее время связывают с глаголом «пугать» в значении «вселять страх». СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Способы словообразования Понятие «способ словообразования» в синхронном и диахронном плане имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании данное понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства, каким путем образо- 27 вано производное слово; в синхронном – на вопрос, с помощью какого средства выражается деривационное значение. В синхронном словообразовании различают два основных способа слово- образования: аффиксальный и неаффиксальный, в диахронном четыре: морфо- логический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-син- таксический. Сущность лексико-семантического способа состоит в том, что слова не создаются заново, а меняется их семантика. В данном способе различаются три основных типа: 1) образование омонимов путем распада многозначных слов (язык1, язык2); 2) переосмысление семантики уже имеющихся в русском языке слов (МТС – машинно-тракторная станция и МТС – мобильная телефонная сеть); 3) переход заимствованных имен собственных в нарицательные (макин- тош, рентген). Лексико – синтаксический способ представляет собою образование производного слова из целого сочетания: сего дня – сегодня. Под морфолого – синтаксическим способом понимается образование но- вых слов в результате перехода слов одной части в другую (наречие вокруг перешло в предлог вокруг; прилагательное военный в существительное воен- ный). Наиболее продуктивным способом словообразования является морфоло- гический с его различными разновидностями: суффиксальным, префиксаль- ным, префиксально-суффиксальным, нулевой суффиксацией, различными вида- ми аббревиации. Например, суффиксальный тип – завтракать, префиксальный – ультразвук. Словообразовательная семантика в русском языке Словообразовательная мотивация – это отношения между двумя слова- ми, обладающими такими признаками: 1) оба слова имеют один и тот же ко- рень; 2) значение одного из слов или полностью входит в значение другого (дом – домик, «маленький дом») или тождественно лексическому значению другого, но либо синтаксические позиции этих слов различны (сюда относятся пары типа бежать – бег, быстрый – быстро, образуемые словами разных ча- стей речи; второй член этих пар представляет собою синтаксический дериват), либо эти слова различаются стилистически (при тождестве синтаксических по- зиций): книга – книжка, книженция; вор – ворюга; общежитие – общага. В этом случае имеются суффиксы стилистической модификации. В случае многозначности слов отношения мотивации устанавливаются между их отдельными значениями, например: праветь – становиться правым (политически реакционным). Отношения мотивации устанавливаются между членами одного и того же словообразовательного гнезда – совокупности слов с тождественным корнем. Не все отношения между членами гнезда являются отношениями словообразо- вательной мотивации. Отношения между однокоренными словами, каждое из которых имеет как общее с другим словом, так и различные компоненты значе- 28 ния, не являются, согласно выше приведенному определению, отношениями мотивации. Так, слова домик («маленький дом») и домище («большой дом») не находятся в отношении мотивации, т.к. каждое из них имеет компоненты значе- ния («большой», «маленький»), отсутствующие в другом слове. Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и се- мантическом отношениях словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми какое-либо слово отличается от слов, находящихся с ним в отношениях мотивации. Так, глагол покрахмалить связан отношениями моти- вации как с глаголом крахмалить, так и с именем существительным крахмал. От первого слова отличается наличием префикса по-, от второго префиксом по- и суффиксом -и-. Формантом слова покрахмалить является префикс по- – наи- меньшее в формальном и семантическом отношениях словообразовательное средство из числа тех средств (по- и по- + -и-), которыми глагол покрахмалить отличается от слов крахмалить и крахмал, находящихся с ним в отношениях мотивации. Наиболее распространенные словообразовательные средства, образующие форманты, – это аффиксы или сочетания аффиксов в различных типах аффик- сального словообразования. Кроме того, в русском словообразовании в каче- стве формантов используются следующие словообразовательные средства: при субстантивации прилагательного и причастия – система флексий и мотивиро- ванного слова (существительного), представляющая собой часть системы флек- сий мотивирующего (прилагательного или причастия) – систему флексий одно- го грамматического рода или только множественного числа; при сложении: 1) закрепленный порядок следования компонентов; 2) единое главное ударение, преимущественно на опорном компоненте; при аббревиатурном типе словооб- разования: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ, входящих в мотивирующее словосочетание слов, последнее из которых может и не быть сокращено; б) единое ударение; в) определенная система флек- сий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительного. Значение, выраженное с помощью словообразовательного форманта, назы- вается словообразовательным значением. Одним из центральных понятий яв- ляется понятие словообразовательного типа. «Словообразовательный тип – схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического отношения между производными и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими, а имен- но: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тож- дественностью аффикса» [цит. по: Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – С. 182]. Виды словообразовательной мотивации 29 Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и моти- вированным словами могут различаться рядом признаков, на основании кото- рых можно выделить несколько видов мотиваций. Непосредственные – опосредованные мотивации Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом. Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной. Описание структуры слов велось обычно на основе непосредственных мотиваций, между тем необходимо изучение и опосредованных мотиваций. О существовании синхронных соотношений мотивированных слов с опосредство- ванно мотивирующими словами (так называемых «чересступенчатых связей слов») свидетельствует ряд важных явлений диахронического характера – воз- никновение новых аффиксов и даже новых типов словообразования. Известно, что глагольные суффиксы -нича- и -ствова- возникли благодаря опосредован- ной мотивации в глаголах типа модничать, упрямствовать, образованных с помощью суффиксов -а-, -ова- от существительных с суффиксами -ник- и -ств-: модник – модничать, упрямство – упрямствовать. Сходными процессами сопровождалось появление смешанных типов сло- вообразования: префиксально-суффиксального, префиксально-суффиксально- постфиксального. Так, не ранее XVIII в. возник в русском языке префиксально- суффиксально-постфиксальный тип, к которому в современном русском языке относится образование ряда отыменных глаголов с различными префиксами, суффиксом -и- и постфиксом -ся (опроститься). Существуют опосредованные мотивации, не имеющие аналога среди непо- средственных мотиваций. Они не входят в систему словообразовательных ти- пов и получили название внеплановых опосредствованных мотиваций. Члены таких мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант: например, наряду с парами типа влага – влажнеть в языке нет пар, в которых бы мотивированное и непо- средственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не- (ть): все мотивированные глаголы на -неть непосредственно мотивируются прилага- тельными на -н- (ый): влажный – влажнеть, грязный – грязнеть, поэтому в их составе выделяется суффикс -е-, а не -не-. Отрезок -не-, которым различаются слова типа влага – влажнеть, не является словообразовательным аффиксом, не функционирует в качестве словообразовательного форманта, способного участ- вовать в одном акте словообразования. Исходные – неисходные мотивации Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неис- ходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова 30 очищать: 1) чистый – очищать, 2) чистить – очищать – первая мотивация яв- ляется исходной, вторая – неисходной. Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредство- ванная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор- мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, от- личная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть). Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда. Единственные – неединственные мотивации Неединственные мотивации – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количе- ством формантов: неравный неравенство равенство Все остальные мотивации являются единственными, например: стол – столик. Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут ин- терпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразо- вания. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, моти- вированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом неве- селый, образование. В настоящее время в современном русском языке существует большое ко- личество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более од- ной непосредственной мотивации. К ним можно отнести: 1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразова- ния: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ); 2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно от- нести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотиви- рованные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из ко- торых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящи- мися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол со- вершенного вида часто имеет значение однократности: бросить – отбросить отбрасывать бросать – отбросать б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»): катить – вкатить 31

Похожие статьи

  • Чем вылечить стоматит во рту у взрослых

    В данной публикации вы можете ознакомиться с тем, как лечить стоматит у взрослых во рту. Мы с помощью фото поясним какие могут быть признаки (симптомы) и причины возникновения болезни на языке, а также как происходит лечение у взрослых в...

  • Причины появления и лечение стоматита у взрослых

    Лечение стоматита у взрослых во многом зависит от разновидности данного заболевания, а также сопутствующих болезней, спровоцировавших появление язв и воспалений во рту. Самое интересное, что диагностика стоматита до сих пор проводится...

  • Что нужно сделать, чтобы начавшиеся месячные быстрее закончились или стали менее обильными?

    Наличие менструации является показателем репродуктивного здоровья. Длительность периода выделений считается нормальной, если он не превышает 5 суток. Женщины, желающие знать, как сделать, чтобы месячные быстрее закончились, должны...

  • "Победитель" шизофрении: о методе В

    Источник: Рабочий край (Иваново)|||В середине 70-х годов возникла секта-коммуна. С помощью красивой фразеологии и своего умения убеждать и подчинять людей новоявленный мессия сумел притянуть к себе группу людей, которая затем расширялась....

  • Гармонизация любовных отношений

    Здравствуйте, у меня вопрос - возможно ли совместное будущее с данной девушкой. Люблю её очень сильно, как она относится ко мне - не понимаю. Спасибо за ответы. Здоровья вам всем, и всех благ. К списку всех вопросов » Бесплатные вопросы...

  • Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно

    Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...