Артемовский городской округ. Театральная постановка на антикоррупционную тематику: «Старые сказки на новый лад Организация антикоррупционного просвещения в органах местного самоуправления

, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств . Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику , вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества . Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству , совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо , обладающеедискреционной властью [прим. 1] в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник , депутат , судья , сотрудник правоохранительных органов , администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания .

Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом .

Во многих странах коррупция уголовно наказуема .

Коррупция в России

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ , эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

В 2000 году показатель индекса восприятия коррупции , составляемого организацией« Transparency International », равнялся 2,6 (из 10), в 2009 году - 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции). The New York Times утверждает, что главные проблемы вывода из обращения и инвестиционных возможностей огромных денег, или вывоза из России капитала, - коррупция .

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 - отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency International в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод - за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу - Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана» .

Следует отметить, что во многих статьях и дискуссиях при упоминании названия этого индекса слово «восприятие» (Perception) принято опускать, в результате чего создаётся ложное впечатление, что индекс отражает реальное состояние дел в области коррупции, в то время как на самом деле речь идёт, фактически, об уровне озабоченности населения вопросами коррупции.

К сферам деятельности (помимо перечисленных в разделе Области обогащения ), которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей ;

медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;

автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства ;

налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;

выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

получение кредитов;

получение экспортных квот;

конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;

строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

нотариальное удостоверение сделок;

контроль за соблюдением условий лицензирования;

надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);

государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;

формирование партийных избирательных списков. Transparency International Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. В 2009 году Transparency International оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов .

Согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young , проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %.

Со свежими новостями и актуальной информацией можно познокомиться на официальном сайте специализированной организации Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации

Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение

Исследование в области антикоррупционного просвещения субъектов правоотношения содержит теоретическое обоснование, которое позволит сформулировать стратегию, и оценить влияние усилий органов государственной и муниципальной власти в области развития гражданской активности в противодействии коррупции.

Создание системы антикоррупционного просвещения является вкладом в построение демократического государства, способность стимулировать участие субъектов правоотношения в жизни общества и государства в целом, способствование построения лидерского потенциала и развитие ценности терпимости, что является функцией внутренних демократических методов.

Требуется изучение причин, при которых социальное доверие процветает и уменьшается в определенных условиях политики и экономики государства.

В случае пассивного гражданского общества, некомпетентная государственная власть будет способствовать эрозии социального порядка. Этот процесс может иметь крайне неблагоприятные последствия, не только для демократии, но и для самого государства.

Борьба с коррупцией на национальном и местном уровне представляет собой одну из самых больших проблем . От государственного управления, бизнеса, права и экономики, организации технических и инженерных профессий, борьба с коррупцией является частью образовательной и воспитательной программы. Большинство программ не могут явно относится противодействию коррупции, все они неявным образом связаны с ней в том, что они затрагивают нравственные вопросы и предоставляют такие понятия, как общественные блага и социальную справедливость, которые являются ключевыми для понимания необходимости борьбы с коррупцией. Основная цель кампании по антикоррупционному просвещению это - повышение знания и понимания общественности с коррупцией и реализация механизмов по предупреждению коррупции. Кампания по антикоррупционному просвещению будет реализована в интегрированной манере общения через различные коммуникационные каналы: телевидение, радио, интернет, листовки, плакаты, брошюры, и по конкретным видам деятельности.

Повышение осведомленности общественности о коррупции, ее негативных последствий на общество, экономику и соответствующие законы, возможно путем улучшения и повышения общественного контроля и бдительности должностных лиц пользующихся доверием населения. Для этого необходимо:

  • - Обеспечить финансирование усилий по продвижению сотрудничества между государственными органами и гражданским обществом, т.е. посредством партнерства в формировании и реализации антикоррупционного просвещения общественности и повышения их осведомленности;
  • - Обеспечить подготовку и организовать семинар для общественных информационно-пропагандистских групп с целью построения осведомленности по вопросам законодательной инициативы в борьбе с коррупцией.

Цель заключается в информировании общественности о том, какие последствия несет за собой коррупция и как она может повлиять на них и что они должны для этого делать. Гражданская активность означает, что каждый член гражданского общества - прямо или косвенно - должен внести свой вклад в развитие правового государства.

Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» , включает в себя как раз мероприятия элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация взаимодействия с международными организациями, иностранными ведомствами, научными и образовательными структурами по распространению соответствующих передовых практик, информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечение в рамках деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рассмотрения вопросов внедрения в практику предпринимательского сообщества антикоррупционной модели поведения посредством реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса и т.д. Таким образом, приоритетная роль в антикорупционном просвещении принадлежит органам власти в распределении обязанностей по структурным подразделениям.

Например, программа по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы предполагает следующие мероприятия: проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Российской Федерации, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан; проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан; информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечение образовательных организаций методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам и др.

Указом от 28.08.2014 г. №53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 - 2014 годы» , антикоррупционное просвещение включает в себя мероприятия и компетентные органы: Проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Владимирской области, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан (Государственно-правовой комитет); Проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан (Департамент образования); Организация «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности государственных органов области (Управление по вопросам противодействия коррупции); Обобщение опыта и распространение лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности государственных органов области (Комитет общественных связей и средств массовой информации).

В остальных действующих и типовых программах такой категории как антикоррупционное просвещение нет, однако некоторые мероприятия, такие как правовое просвещение, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное образование затрагивает некоторую часть антикоррупционного просвещения.

Отмечается, что в законодательстве не раскрывается правовая категория «антикоррупционное просвещение», но перечисляются наименования мероприятий и их исполнители, а также способы такого просвещения.

На наш взгляд, антикоррупционное просвещение - это деятельность компетентных субъектов правоотношения (представителей органов государственной и муниципальной власти), направленная на правовую подготовку и систему убеждений по реализации антикоррупционного воспитания и образования граждан, путем соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, формирования антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Субъектами проведения антикоррупционного просвещения являются: Минюст России, федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности совместно с образовательными и научными организациями и профессиональными юридическими сообществами, Минтруд России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ Российской Федерации, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минкомсвязь России, Роспечать, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной задачей является разработка теоретического понимания взаимосвязанных сфер общественного предпринимательства и гражданского общества, охватывая перспективы социального капитала и гражданской активности.

Гражданское общество вносит непосредственный вклад в стабильность государства, поощряя граждан для решения своих проблем в рамках демократических политических процессов, в том числе выборов. Например, гражданское общество стремится привлечь к ответственности силовиков, которые используют произвольную или чрезмерную силу против гражданских лиц, которая имеет тенденцию вызывать большую политическую поляризацию. Гражданское общество также должно противодействовать коррупции, которая провоцирует недовольство в обществе, и часто отвлекает значительную часть иностранной помощи от общественных благ и личной выгоды.

За последние десятилетия, гражданское общество становится все более важным для социально-экономического развития и политической мобилизации в развивающихся странах. Гражданское общество состоит из множества активных групп и отдельных лиц. Конфликты между различными группами могут быть столь интенсивными как и между гражданским обществом и государством.

Неизбежно оспаривается многими теоретиками и само понятие «гражданское общество». Гражданское общество определяется как пространство: публичная сфера, где дебаты и обсуждения позволяют с помощью переговоров придти к взаимному согласию и интересу.

Характер, уровень, причины и последствия правового конфликта является главным процессом изучения конструктивных способов, посредством которых общество может предотвратить проявление коррупции.

Организации гражданского общества, создаются по инициативе представителей самих институтов гражданского общества и стремятся к достижению целей на благо общества. Главными задачами которых являются социальная работа, образование, противодействие коррупции, информирование о правах человека и т.д. Организационно-правовая форма включает в себя различные формы организации, такие как фонды, ассоциации или союзы. Антикоррупционное просвещение должно быть направлено на позитивный вклад в гражданское общество для реализации и стабилизации демократии.

антикоррупционный просвещение правовой

Библиографический список

  • 1. Кабанов П. А. Общественный контроль в сфере противодействия коррупции: научная категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 178-185.
  • 2. Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. № 9. 1130-1138.
  • 3. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 21. Ст. 2721.
  • 4. Указ Губернатора Владимирской области от 28.08.2014 г. № 53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 - 2014 годы» // Владимирские ведомости. 2014. № 174.
  • 5. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.

Одной из основных задач федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в сфере противодействия коррупции является предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции). Профилактика коррупции осуществляется в том числе путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Большинство стран мира, используя накопленный международный, национальный и региональный опыт, формируют и реализуют собственную национальную антикоррупционную политику, активно привлекая имеющиеся в их распоряжении антикоррупционные инструменты. Среди них особое место занимает антикоррупционное просвещение. Наличие хорошей законодательной базы недостаточно для создания здоровой правовой основы жизнедеятельности общества.

Отношение человека к коррупции основывается на нравственном и духовном фундаменте, уровне образования и культуры. Правовой нигилизм служит почвой для многих негативных социальных явлений, в том числе и для коррупции. Поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан. В качестве основных целей антикоррупционного просвещения выступают: просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях; воспитание в обществе чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ; укрепление доверия к власти. При этом нужна реализация целого комплекса мер, а не точечное решение насущных вопросов в этой сфере. На достижение указанных целей была направлена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы. Следует отметить, что утверждение данной Программы стало продолжением проводимой государством политики по активизации антикоррупционного просвещения граждан в связи с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226. В ее реализации приняли участие федеральные и региональные органы государственной власти. С учетом позиции образовательных и научных организаций, профессиональных юридических сообществ и других институтов гражданского общества решались вопросы повышения уровня правовой грамотности в российском обществе, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям среди граждан, воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Итогом реализации мероприятий, предусмотренных Программой, стало более тесное взаимодействие по антикоррупционной проблематике федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с гражданами посредством организации «телефонов доверия», проведения с гражданами «горячих линий», формирования на официальных сайтах разделов «Противодействие коррупции» с возможностью интерактивного обращения. Одну из ведущих ролей в антикоррупционном просвещении играют средства массовой информации.

По информации Минкомсвязи России, за 2014 год в СМИ вышло более 104 тысяч материалов, основанных на данных, полученных из правоохранительных органов с фактами задержания лиц, подозреваемых в преступлениях коррупционного характера; за 2015 год - более 100 тысяч материалов; за 2016 год - более 120 тысяч материалов. Указанная работа была организована как по линии федеральных, так и региональных СМИ. Сюжеты о задержаниях лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях, проходили на всех ведущих федеральных телеканалах, на региональных телеканалах, публиковались на страницах «Российской газеты», лентах информационных агентств, впоследствии широко распространяясь в сети «Интернет». Решением Экспертного совета Роспечати оказывается государственная поддержка ряду средств массовой информации. В их числе: теле-, радиопрограммы, электронные СМИ и периодические печатные издания не только из столичного региона, но и из других субъектов Российской Федерации. По информации Роспечати, за период действия Программы государственную поддержку на реализацию социально значимых проектов по темам «Информационная поддержка мероприятий по искоренению коррупции и стяжательства в стране, в том числе посредством активного гражданского участия и общественного контроля» и «Защита законных прав граждан Российской Федерации и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации» получили 10 проектов в сфере электронных СМИ и 147 социально значимых проектов в печатных СМИ.

Правительством Российской Федерации поручалось в рамках реализации Программы издать ряду федеральных органов государственной власти методические пособия и печатную продукцию по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечить образовательные организации методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам. Многими федеральными и региональными органами государственной власти были подготовлены и изданы различными тиражами справочные и учебные пособия, методички, брошюры, памятки в сфере противодействия коррупции. Со своей стороны Минюстом России при непосредственном участии ФБУ «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» разработаны и размещены на сайте Минюста России просветительские материалы, предназначенные для самых разных категорий населения: «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Государственному служащему о коррупции», «Старт во взрослую жизнь, «Подростку о его правах, обязанностях и ответственности», «Наши права и обязанности: изучаем вместе», рабочая тетрадь к брошюре «Наши права и обязанности: изучаем вместе», а также методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса, методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1 - 4 классы). О подготовленных в рамках деятельности Минюста России материалах по антикоррупционному просвещению дополнительно проинформирован целый ряд заинтересованных лиц, органов и организаций.

К примеру, эта информация доведена до сведения независимых экспертов, аккредитованных Минюстом России в целях проведения антикоррупционной экспертизы, аппаратов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Минобрнауки России, МВД России, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, общероссийских общественных организаций, таких как «Ассоциация юристов России», «Российский Союз Молодежи», Ассоциация учителей права, Учебно-методическое объединение по общему образованию, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. В подразделе «Бесплатная юридическая помощь» раздела «Правовая помощь» официального сайта Минюста России еще в 2014 году внедрена интерактивная интернет-карта, отображающая участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В настоящее время интернет-карта содержит информацию о 85 органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи, 85 адвокатских и нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, 24 государственных юридических бюро и 180 негосударственных центрах оказания бесплатной юридической помощи. В процессе проведения мероприятий, предусмотренных Программой, Минюст России осуществлял взаимодействие с большим количеством федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках мониторинга принятых мер по созданию условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения хотелось бы особо отметить совместную работу Минюста России и Федеральной службы охраны Российской Федерации, имеющей значительный опыт в проведении социологических опросов с целью выяснения общественного мнения о коррупции.

Служба специальной связи и информации ФСО России регулярно направляет в заинтересованные органы статистическую информацию по мере проведения анализа общественного мнения о работе властей по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим по инициативе Минюста России был подготовлен перечень вопросов по реализации Программы, которые вошли в социологический опрос ФСО России, проведенный в субъектах Российской Федерации 19 - 23 сентября 2016 г. в рамках общероссийского социологического исследования на тему: «Общественное мнение по вопросам коррупции и деятельности органов власти по противодействию коррупции».

Результаты совместной работы позволили изучить общественное мнение в 42 субъектах Российской Федерации, представляющих все федеральные округа, по данному направлению деятельности. Согласно результатам опроса, только 26,8% опрошенных (в том числе их дети, родственники, знакомые) знакомы с элементами антикоррупционного просвещения, 51,4% - ответили на этот вопрос отрицательно.

Более 55% опрошенных узнают об изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся противодействия коррупции, из телевизионных передач. На втором месте по популярности такой источник информации как информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (41,5%). За последние 2-3 года информированность о мероприятиях антикоррупционного характера стала выше у 26,1% респондентов. Вместе с тем 65% опрошенных заявили, что информированность о вышеуказанных мероприятиях у них осталась на прежнем уровне. Более половины опрошенных затруднились ответить, проводятся ли в регионе их проживания «прямые линии» региональных властей с гражданами по вопросам противодействия коррупции (только 14,2% подтвердили факт их проведения и 32,7% заявили, что не проводятся). По мнению респондентов, антикоррупционное просвещение граждан должно осуществляться, в первую очередь, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (45,2%), затем по месту работы - 40,4%, в средних общеобразовательных учреждениях - 36,0%, в семье - 30,5%. Результаты данного опроса показывают, что необходимо более активно заниматься вопросами антикоррупционного просвещения в целом и что, именно в образовательном процессе подрастающего поколения следует сконцентрировать усилия государства по внедрению антикоррупционных стандартов. Закладка моральных и правовых основ должна происходить с детства.

Исправить уже сформировавшегося зрелого человека с порочными и беспринципными наклонностями практически невозможно, и пугает его, в основном, только угроза уголовного наказания. В этой связи необходимо также отметить слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января прошлого года: «ключевой задачей остаётся формирование в обществе и у государственных служащих антикоррупционного правосознания, неприятие нарушения закона должно воспитываться со школьной скамьи». Заслуживает высокой оценки работа Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, направленная на разработку методических рекомендаций по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, которые рекомендованы Минобрнауки России к использованию в учреждениях среднего и высшего образования.

Безусловно, в антикоррупционном воспитании необходима системность, целесообразно закрепить антикоррупционные стандарты не только в рекомендациях для школ и вузов, но и на уровне нормативных правовых актов Минобрнауки России, обязательных для выполнения всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время, по информации Минобрнауки России, в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (от 17 мая 2012 г. № 413), в который включены нормы в части детализации требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе антикоррупционные стандарты при получении среднего общего образования. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования аналогичные изменения, по информации Минобрнауки, планируется внести до конца 2017 года. В настоящее время можно сделать вывод, что Программа показала свою эффективность и дала возможность в сжатые сроки организовать на более высоком уровне работу с населением в области антикоррупционного просвещения.

Причем с окончанием сроков реализации Программы работа по антикоррупционному просвещению не прекращается. Часть мероприятий включена в ведомственные и региональные планы по противодействию коррупции на соответствующие годы. Взаимодействие с общественными организациями, занимающимися вопросами противодействия коррупции, осуществляется в рамках деятельности рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества (рабочая группа Президиума), которая была организована в Минюсте России в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 6 апреля 2010 г. под руководством Министра юстиции Российской Федерации Коновалова А.В. В целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» были утверждены Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Для выполнения возложенных на них задач указанные структуры наделены рядом полномочий, в числе которых важное место занимают полномочия по организации антикоррупционного просвещения. Результативность борьбы с коррупцией напрямую зависит от качественной организации мероприятий по антикоррупционному просвещению проводимых вышеуказанными структурами федерального и регионального уровней на всей территории России.

Подводя итоги своего выступления, хотелось бы сказать следующее. Коррупционные явления полностью исключить, конечно, невозможно, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация в данном случае во многом аналогична борьбе с преступностью в целом: полностью ее изжить невозможно, но непримиримая борьба с нею показывает сильную защитную реакцию государства (в данном случае ее можно сравнить с иммунной системой организма). Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, политики, государственного управления. Благодарю за внимание.

Исследование в области антикоррупционного просвещения субъектов правоотношения содержит теоретическое обоснование, которое позволит сформулировать стратегию, и оценить влияние усилий органов государственной и муниципальной власти в области развития гражданской активности в противодействии коррупции.

Создание системы антикоррупционного просвещения является вкладом в построение демократического государства, способность стимулировать участие субъектов правоотношения в жизни общества и государства в целом, способствование построения лидерского потенциала и развитие ценности терпимости, что является функцией внутренних демократических методов.

Требуется изучение причин, при которых социальное доверие процветает и уменьшается в определенных условиях политики и экономики государства.

В случае пассивного гражданского общества, некомпетентная государственная власть будет способствовать эрозии социального порядка. Этот процесс может иметь крайне неблагоприятные последствия, не только для демократии, но и для самого государства.

Борьба с коррупцией на национальном и местном уровне представляет собой одну из самых больших проблем . От государственного управления, бизнеса, права и экономики, организации технических и инженерных профессий, борьба с коррупцией является частью образовательной и воспитательной программы. Большинство программ не могут явно относится противодействию коррупции, все они неявным образом связаны с ней в том, что они затрагивают нравственные вопросы и предоставляют такие понятия, как общественные блага и социальную справедливость, которые являются ключевыми для понимания необходимости борьбы с коррупцией. Основная цель кампании по антикоррупционному просвещению это – повышение знания и понимания общественности с коррупцией и реализация механизмов по предупреждению коррупции. Кампания по антикоррупционному просвещению будет реализована в интегрированной манере общения через различные коммуникационные каналы: телевидение, радио, интернет, листовки, плакаты, брошюры, и по конкретным видам деятельности.

Повышение осведомленности общественности о коррупции, ее негативных последствий на общество, экономику и соответствующие законы, возможно путем улучшения и повышения общественного контроля и бдительности должностных лиц пользующихся доверием населения. Для этого необходимо:

Обеспечить финансирование усилий по продвижению сотрудничества между государственными органами и гражданским обществом, т.е. посредством партнерства в формировании и реализации антикоррупционного просвещения общественности и повышения их осведомленности;

Обеспечить подготовку и организовать семинар для общественных информационно-пропагандистских групп с целью построения
осведомленности по вопросам законодательной инициативы в борьбе с коррупцией.

Цель заключается в информировании общественности о том, какие последствия несет за собой коррупция и как она может повлиять на них и что они должны для этого делать. Гражданская активность означает, что каждый член гражданского общества – прямо или косвенно – должен внести свой вклад в развитие правового государства.

Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы» , включает в себя как раз таки мероприятия элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация взаимодействия с международными организациями, иностранными ведомствами, научными и образовательными структурами по распространению соответствующих передовых практик, информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечение в рамках деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рассмотрения вопросов внедрения в практику предпринимательского сообщества антикоррупционной модели поведения посредством реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса и т.д. Таким образом, приоритетная роль в антикорупционном просвещении принадлежит органам власти в распределении обязанностей по структурным подразделениям.

Например, программа по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы предполагает следующие мероприятия: проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Российской Федерации, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан; проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан; информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечение образовательных организаций методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам и др.

Указом от 28.08.2014 г. №53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 – 2014 годы» , антикоррупционное просвещение включает в себя мероприятия и компетентные органы: Проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Владимирской области, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан (Государственно-правовой комитет); Проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан (Департамент образования); Организация «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности государственных органов области (Управление по вопросам противодействия коррупции); Обобщение опыта и распространение лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности государственных органов области (Комитет общественных связей и средств массовой информации).

В остальных действующих и типовых программах такой категории как антикоррупционное просвещение нет, однако некоторые мероприятия, такие как правовое просвещение, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное образование затрагивает некоторую часть антикоррупционного просвещения.

Отмечается, что в законодательстве не раскрывается правовая категория «антикоррупционное просвещение», но перечисляются наименования мероприятий и их исполнители, а также способы такого просвещения.

На наш взгляд, антикоррупционное просвещение – это деятельность компетентных субъектов правоотношения (представителей органов государственной и муниципальной власти), направленная на правовую подготовку и систему убеждений по реализации антикоррупционного воспитания и образования граждан, путем соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, формирования антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Субъектами проведения антикоррупционного просвещения являются: Минюст России, федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности совместно с образовательными и научными организациями и профессиональными юридическими сообществами, Минтруд России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ Российской Федерации, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минкомсвязь России, Роспечать, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной задачей является разработка теоретического понимания взаимосвязанных сфер общественного предпринимательства и гражданского общества, охватывая перспективы социального капитала и гражданской активности.

Гражданское общество вносит непосредственный вклад в стабильность государства, поощряя граждан для решения своих проблем в рамках демократических политических процессов, в том числе выборов. Например, гражданское общество стремится привлечь к ответственности силовиков, которые используют произвольную или чрезмерную силу против гражданских лиц, которая имеет тенденцию вызывать большую политическую поляризацию. Гражданское общество также должно противодействовать коррупции, которая провоцирует недовольство в обществе, и часто отвлекает значительную часть иностранной помощи от общественных благ и личной выгоды.

За последние десятилетия, гражданское общество становится все более важным для социально-экономического развития и политической мобилизации в развивающихся странах. Гражданское общество состоит из множества активных групп и отдельных лиц. Конфликты между различными группами могут быть столь интенсивными как и между гражданским обществом и государством.

Неизбежно оспаривается многими теоретиками и само понятие «гражданское общество». Гражданское общество определяется как пространство: публичная сфера, где дебаты и обсуждения позволяют с помощью переговоров придти к взаимному согласию и интересу.

Характер, уровень, причины и последствия правового конфликта является главным процессом изучения конструктивных способов, посредством которых общество может предотвратить проявление коррупции.

Организации гражданского общества, создаются по инициативе представителей самих институтов гражданского общества и стремятся к достижению целей на благо общества. Главными задачами которых являются социальная работа, образование, противодействие коррупции, информирование о правах человека и т.д. Организационно-правовая форма включает в себя различные формы организации, такие как фонды, ассоциации или союзы. Антикоррупционное просвещение должно быть направлено на позитивный вклад в гражданское общество для реализации и стабилизации демократии.http://politika.snauka.ru/2014/05/1678 (дата обращения: 01.11.2014)

  • Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 21.08.2014 г. № 263-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» // http://base.consultant.ru
  • Хайрутдинова Л. Р. Роль информационного гражданского общества в борьбе с коррупцией // Политика, государство и право. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/05/1677 (дата обращения: 01.11.2014).
  • Указ Губернатора Владимирской области от 28.08.2014 г. № 53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 – 2014 годы» // Владимирские ведомости. 2014. № 174.
  • Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Похожие статьи