Общая характеристика первобытной культуры. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

В истории человечества первобытный строй был самым продолжительным. Он существовал сотни тысячелетий у всех народов от момента выделения человека из мира животных до образования первого классового общества.

Основные черты первобытного общества: 1) крайне низкий уровень развития производительных сил; 2) коллективный труд; 3) общинная собственность на орудия труда, землю; 4) уравнительное распределение продуктов природы и труда; 5) сильная зависимость человека от окружающей природы в связи с крайней примитивностью орудий труда.

Для первых ступеней человеческой истории решающее значение имело естественное богатство в видесредств к жизни (плодородие почв, обилие животных, рыбы, наличие пригодных для разведения злаков земель). Позднее решающее значение приобретает естественное богатство в виде средств труда (полезные ископаемые, лес, водопады и др.).

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс подразделял развитие экономики первобытного общества на два периода:

1. Период преимущественного присвоения готовых продуктов природы, или период присваивающего хозяйства ;

2. Период ведения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности, или период воспроизводящего хозяйства.

Период присваивающего хозяйства . Состояние производительных сил характеризуется: 1) примитивно изготовленными орудиями труда (оббитый камень был универсальным орудием труда); 2) коллективным характером труда (совместное собирательство готовых продуктов и охота). Это была простая кооперация без разделения по полу и возрасту (эпоха палеолита – древнего камня).

Одним из первых переломных моментов в развитии хозяйственной деятельности людей периода первобытного стада явилось овладение огнем посредством трения.

Ф. Энгельс, изучавший материальную культуру первобытного общества, отмечал, что по своему всемирно-историческому значению, освобождающему человечество действию, добывание огня человеком было выше изобретения паровой машины, т. к. оно впервые дало людям господство над определенной силой природы и окончательно вырвало их из мира животных.

В эпоху мезолита (среднего камня) с совершенствованием орудий труда, накоплением производственного опыта, усложнением хозяйственной деятельности возникло естественное разделение труда по полу и в известных границах – возрасту. Женщины сосредоточились на собирательстве, мужчины - на охоте. Старики были хранителями накопленного опыта и изготавливали орудия труда.

Первоначально господствующее положение в родовой общине занимала женщина (матриархат), которая являлась продолжательницей рода и играла доминирующую роль в добывании и производстве средств существования. Родовая материнская община существовала вплоть до неолитической эпохи.



Период воспроизводящего хозяйства (неолитическая экономическая цивилизация). Наступившая в VII–VI тыс. до н. э. эпоха неолита характеризуется большим разнообразием орудий труда и их усовершенствованием. Но самое главное, что в этот период возникли скотоводство и земледелие, которые в совокупности составили сельское хозяйство – главную отрасль первобытного хозяйства и обеспечили относительную независимость людей от наличия готовых продуктов природы.

Первобытное скотоводство появилось на основе охоты. Охотники не всегда убивали пойманных диких молодых животных (поросят, козлят и т.д.) Началось приручение животных, их разведение под контролем человека.

Первобытное земледелие возникло из собирательства. Посевы собранных зерен в землю намного увеличило количество получаемого человеком продовольствия. Постепенно совершенствовались земледельческие орудия труда (от простой копательной палки до мотыги и деревянного серпа с кремниевой насадкой. Первыми окультивированными продовольственными растениями считаются ячмень, пшеница, просо, рис, бобы, кукурузу, тыкву.

Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию впервые совершили племена, жившие в долинах рек Тигр, Евфрат, Нил, Ганг, Янцзыцзян, в Передней Азии, в южной части Средней Азии, в Центральной и Южной Америке.

Начало организованной производственной деятельности человека знаменует переход от первобытности к древним цивилизациям. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрной революции» или «неолитической революции».

Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда (ОРТ). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда первое крупное ОРТ , существенно повысившее его производительность. Оно привело к прогрессивным сдвигам в жизни и быте первобытных людей.

Появились новые способы изготовления орудий труда: пиление, сверление, шлифовка камня. Создавались более разнообразные деревянные орудия труда. Возникли прядение и ткачество, развивались средства водного и наземного передвижения. Зарождается керамическое производство. Появляются веретено и примитивный ткацкий станок. В этот период были открыты полезные свойства ряда металлов (меди, бронзы, железа). Пору появления медных изделий называют энеолитом. Производство меди было освоено древнейшими народами на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Индии в IV тыс. до н.э. Выплавка меди первоначально представляла собой простой обжиг руды на костре и в примитивных плавильных печах. (К энеолиту относят и так называемую трипольскую культуру (IV–III тыс. до н. э.). Появились металлические орудия труда, оружие, украшения. Уже в бронзовом веке были изобретены плуг и колесница. Бронзовый век (конец III – нач. I тыс. до н.э.) характеризуется изготовлением орудий из сплава меди с другими металлами, преимущественно с оловом.

В социальном отношении медно-бронзовая культура характеризовалась переходом от матриархата к патриархату, поскольку решающую роль в хозяйственной жизни стали играть скотоводство, земледелие и ремесло – занятия главным образом мужчин. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

Крупные сдвиги произошли в экономических отношениях. Для охоты, собирательства, рыболовства природные богатства выступали как ничьи, не являлись объектами собственности. Хотя община стремилась закрепить свой приоритет на охотничьи угодья, но их границы носили условный характер, часто менялись с перемещением общины к новым, более богатым угодьям или вслед за движением стад диких животных. Иное дело - когда нужны годы, чтобы освоить и использовать пригодные для обработки участки земли, лучшие пастбища для скота. Расширился круг объектов присвоения, утверждается общинная собственность на все более широкий круг средств производства (включая лучшие природные ресурсы). В неолитической цивилизации преобладали общинная собственность и уравнительное распределение.

На последней ступени патриархата появляются новые, более производительные железные орудия труда. Впервые выплавка железа стала развиваться в странах Древнего Востока (в Египте и Местопотамии) в начале II тыс. до н. э., а в Европе – в нач. I тыс. до н. Использование железа усложнило производство орудий труда, этим стали заниматься специалисты, освобожденные от занятия сельским хозяйством. Произошло второе крупное общественное разделение труда – выделение ремесла.

Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами. Археологи различают этапы неолита по характеру керамических сосудов: культура линейно-ленточной керамики, когда преобладало мелкое подсечно-огневое земледелие; культура воронковидных кубков, распространенных в Северной Европе в IV–III тыс. до н. э. Были освоены соха и деревянный плуг, в которые впрягались волы. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кожи.

Железные орудия труда позволили древнему земледельцу превратить леса в пашни, поднять производительность труда, получать прибавочный продукт и, следовательно, породили эксплуатацию человека человеком. Поэтому железный век становится последним этапом в истории первобытнообщинного строя, периодом его разложения.

Причины разложения и гибели превобытнообщинного способа производства.

1) Появление более совершенных орудий труда, использование новых приемов работы позволили отказаться от коллективного общинного труда .

Так, в земледелии после появления плуга отпала необходимость в коллективном возделывании почвы. Для добывания мясной пищи раньше требовался труд большой группы охотников, в условиях же развитого скотоводства такой труд стал уже ненужным. Общее жилище утратило свое экономическое значение и стало заменяться домами отдельных семей.

2) Родовая община постепенно стала превращаться в первобытную соседскую (территориальную) общину .

В отличие от родовой эта община состояла не только из родственных, но и неродственных семей, ведущих самостоятельное хозяйство на выделенных им участках. Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны (луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель производилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ей же. Имущество семьи уже не поддавалось контролю общины, оно становилось объектом индивидуального товарного обмена и обогащения частных собственников.

3) В соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность .

Такое переплетение двух начал заключало в себе глубокие противоречия. Частная собственность являлась отрицанием коллективной собственности. Частная собственность возникла из общинной в двух формах:

1. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжаться лучшими землями, стадами, захваченными богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой.

2. Мелкие частные собственники выделились из общины, имели имущество, необходимое для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации в косвенной форме – выплачивали налоги, подати, поставляли людей и вооружение в войско, становились должниками, а порой попадали и в долговое рабство.

Мелкая частная собственность сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т. п.

4) Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом.

Например, для трипольской культуры (территория нынешней Украины) были характерны поселения в 20–50 домов, расположенных концентрическими кругами на площади 2–3 га. Поселение в Доброводах (Украина) имело площадь около 250 га, дома расположены по 9–10 кольцам, население могло составлять 10–20 тыс. чел. По сути дела это уже город. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке.

5) Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

6) Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к четвертому крупному общественному разделению труда выделению вождей и жрецов, воинов .

Усложнение организации производства в соседской общине усложнило и функции управления. Старейшины стали освобождаться от непосредственного участия в общих производственных процессах как лица, выполняющие нужные общине общественные функции. В руках старейшин и племенных вождей оказались меновые операции. Одним из первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности стал скот, а затем орудия труда, различного рода домашняя утварь, украшения.

7) Развитие воспроизводящего хозяйства привело к появлению прибавочного продукта на основе роста производительности труда, т. е. производимые средства существования стали превышать непосредственные ежедневные потребности в них.

Прибавочный продукт мог накапливаться или перераспределяться. Стал возникать обмен продуктами между родственными общинами, который носил случайный характер.

Из-за различий в природно-климатических условиях одни общины стали специализироваться на земледелии, другие на скотоводстве. Это способствовало росту производительности труда, созданию на этой основе запасов пищи и значительному увеличению численности общин.

Специализация семей и общин на определенных видах деятельности в результате развития общественного разделения труда неизбежно вела к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами; без этого было невозможно удовлетворение личных и производственных потребностей. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме. Обмен между специализированными общинами становился все более регулярным, что ориентировало на определенную эквивалентность; однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании некоторых продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Следовательно, «экономический» этаж пирамиды общества в эпоху неолита был в основном застроен, хотя на большей части общинной земли преобладали первобытные натуральные отношения.

С развитием воспроизводящего хозяйства продукт стал производиться постоянно для обмена, т.е. превратился в товар (вещь, произведенную для обмена). Обмен стал осуществляться регулярно.

8) Началось социальное расслоение однородной прежде общины . Появление классов (немногочисленного эксплуататорского класса - верхушки общества - и эксплуатируемого класса - остальных членов общины - означало гибель первобытного общества.

Старейшины общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства, обходя традиционную первобытную уравнительность. Пользуясь своим привилегированным положением, главы племен стали присваивать часть прибавочного продукта, созданного в общине, а также продуктов, полученных путем обмена. Частному накоплению способствовали войны между общинами. Военачальники, родовые старейшины обогащались путем захвата для себя лично наибольшей части военной добычи, в том числе и военнопленных, становящихся рабами. Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности не могли не вести к имущественному и социальному неравенству людей.

9) Сформировались крупные межобщинные объединения – племена, особенно в районах орошаемого земледелия. Все более частыми стали военные столкновения за лучшие земли и пастбища, зернохранилища, скот. Однако ни государства , ни права, ни обеспечивавшего их специального аппарата еще не существовало, хотя постепенно возникали предпосылки для их зарождения . Собственники нуждались в механизме защиты своего имущества.

10) Родовая община в период своего разложения включала в себя наряду со свободными также и несвободных людей – военнопленных, труд которых использовался в хозяйствах общин. Использование в общинах несвободных людей (рабов) в качестве рабочей силы характерно для эпохи патриархального рабства. Эта длительная эпоха отмечалась в истории развития многих народов, в том числе и тех, у которых впоследствии рабовладельческое общество не сложилось, например, в нашей стране.

11) Что касается верхнего этажа пирамиды общества – духовного мира человека – то здесь наблюдались перемены не менее значительные, чем в технологической и экономической базе общества. Резко возрос уровень познания окружающего мира.

Вести земледелие в соответствии с периодами природных циклов, выращивать скот, заниматься ремеслом, строительством невозможно без обширных и разнообразных знаний, накопленных предыдущими поколениями (если принять среднюю периодичность активной жизни поколения того периода в 15–20 лет, то за тысячелетие сменялись 50–60 поколений). Сформировались зачатки наук – астрономии, арифметики, биологии, медицины, материаловедения, агрономии. Хотя, конечно, до абстрактных обобщений было еще далеко, но первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти мифы. Все более сложными становились религиозные верования, создавая и поддерживая множество норм, «табу».

Остатки и пережитки общинного строя имеют место и в современном мире. Эти пережитки проявляются в сохранении натурального хозяйства, остатках родоплеменных отношений, традиционном господстве племенных вождей. К этому типу сообществ относятся аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 80). Народы, относящиеся к этому типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого, настоящего и будущего, нет идей о необходимости развития, изменений. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. При этом типе цивилизации человек и природа едины, нераздельны, существуют в гармонии. Вся жизнь общества подчинена природному циклу (у эскимосов, например, все трудоспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют временам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Это характерно и для кочевых степных племен при перемещении в поисках пастбищ). Духовная культура, верования также связаны с обожествлением сил природы: Вода, Земля, Огонь и т. д. В социальной организации господствует коллективизм: община (родовая, клановая), племя. Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества (власть вождя наследственного или выборного). Связь между людьми и обожествляемыми силами природы выполняют либо вожди, либо жрецы (шаманы, колдуны), которым приписывались сверхъестественные способности, позволяющие выводить общество из затруднений.

Итак, сущность этого типа цивилизации: неизменность, гармония и единство с природой. Графически это выглядит как замкнутый круг.

За последние 500 лет этот тип цивилизации подвергся масштабному разрушению. Встреча с людьми других цивилизаций привела к нарушению хрупкого равновесия между человеком и природой. Остались лишь деформированные анклавы в Австралии, Африке, Америке, Сибири.

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки

Признаки первобытного общества:

  • родоплеменная организация;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе - солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Понятие о полигамной семье

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен - прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

Признаки первобытного общества и государства

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:


Общественное разделение труда

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

  • Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.

Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

  • Отделение ремесла от земледелия.

Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник - в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Появление торговцев

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного - плохой урожай, другой - нашел товар по более выгодной цене и т. д.

Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.

Признаки первобытного общества и цивилизации

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Социальная классификация отдельных этапов первобытной культуры выглядит так:

Эпоха родового стада (охотничьи коллективы численностью 20-30 чел.);

Эпоха родового строя (матриархат, патриархат);

Эпоха военной демократии.

Основные черты первобытной культуры

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Главная черта первобытной культуры - синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность . Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными « текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - устное вербальное общение . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, искусства , философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода;

анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений;

фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток.

Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками:

Низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;

Низким темпом развития общества;

Коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;

Уравнительным распределением, социальным равенством;

Отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

каменный век: 3 млн лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;

бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.;

железный век: I тысячелетие до н.э.

Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Хронологически первобытное общество совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода:

1) палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.;

2) мезолит (средний каменный век): 12–8 тыс. лет до н.э.;

3) неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н.э.

У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ.

Самый длительный период – палеолит (3 млн–12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты. На первых порах она носила загонный, специализированный характер. Последнее связано с преобладанием определенного вида животных, например оленей, слонов, мамонтов и т.д. Практиковались коллективные приемы охоты. Копье было главным орудием охотников. Собирательство дополняло скудный рацион первобытного человека питательными злаками и кореньями.


Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Их набор был невелик. Человек, изготавливающий эти орудия, получил название «человек умелый» (homo habilis).

Около 1 млн лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп (обезьяночеловек). Это существо напоминало еще животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня – рубило правильной формы, скребки, резцы. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало. Уже в раннем палеолите (3 млн лет – 200 тыс. лет до н.э.) некоторые археологи выделяют набор орудий с 30–40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200–40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.

Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, пустынях Африки. Во время существования питекантропа начался ледниковый период.

Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до двух километров. В это время образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделенными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым люди смогли проникнуть на новые территории. Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал первобытных людей, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека.

Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) – неандертальцу. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.

Когда 35–10 тысячелетий тому назад закончилось таяние ледника, установился климат, близкий к современному. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к тому времени завершился процесс антропогенеза превращения предчеловека в «человека разумного». Люди, вытеснившие неандертальцев 40–30 тыс. лет назад, уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик. Тогда же, очевидно в результате приспособления к природной среде, сформировались существующие и поныне европеоидная, негроидная и монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникнув в Австралию и Америку.

Основным занятием людей оставалась охота. Ее эффективность в этот период повысилась благодаря появлению копьеметалки. Широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. При помощи гарпунов, сетей, примитивных рыболовных крючков они ловили рыбу.

Высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента с поверхности тонкие чешуйки. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться. Использовали и другие легко раскалывающиеся, но твердые минералы. Орудия были предстаплены разного рода скребками, наконечниками, двусторонними рубилами, режущими инструментами. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев, вкладышевые орудия, кремневые наконечники.

Дальнейшее развитие получила обработка кости. Ученые иногда называют конец палеолита «костяным веком». Среди археологических находок имеются кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т.п. Костяные изделия украшали резьбой – орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. Всего сегодня известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий эпохи палеолита.

Обнаружены следы первых долговременных поселений. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет. Жилищем служили землянки, шалаши, переносные шатры–чумы. Найдены остатки украшений, позволяющие воспроизвести одежду того времени.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины – собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве. Таким образом, первой ступенью родового строя был матриархат, который продолжался до времени распространения металла.

В конце палеолита произошла «зоологическая катастрофа». Резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к значительному уменьшению численности населения и стимулировало, по-видимому, изменения в хозяйственной жизни.

В эпоху мезолита (12–8 тыс. лет до н.э.) началось отступление ледника на север, настала, как говорят геологи, современная эпоха. Животные, приспособившиеся к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстяным носорогом. Определенную роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, активно на них охотившиеся.

Были сделаны новые успехи в обработке камня. Каменная техника была представлена микролитической техникой. К микролитическим орудиям – миниатюрным орудиям труда из камня правильной геометрической формы – относились рубящие орудия типа топоров и тесел, палиц, резцов, проколок. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева начали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изобретение лука, оружия для дальнего боя – позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сети, изгороди и охотничьи ловушки. Получила развитие индивидуальная охота на мелких и средних животных.

Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение или сокращение численности крупных животных заставило все чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомашнивание животных.

Первобытные общины искали и осваивали новые источники пропитания, новые методы уменьшения зависимости от природы. Это позволило людям реже переселяться с места на место. Первые признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Здесь в X–IX тысячелетиях до н.э. жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительную часть времени на одном месте. Жили они в поселениях, состоявших из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш. Стоянки в Палестине – это первый известный нам пример, свидетельствовавший о начале перехода от кочевого к оседлому образу жизни. В эпоху мезолита была окончательно заселена Евразия. Человек все дальше расселялся на север. Он дошел до берегов Балтики и Ледовитого океана.

Неолит (8–3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена; второе общественное разделение труда выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения в технике, формах производства и образе жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Не случайно, эти перемены принято называть «неолитической революцией». Она заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времен такие темпы не были медленными.

Переход к земледелию явился прогрессом в развитии производительных сил. Земля вскапывалась деревянными палками и мотыгами; жатва производилась серпами с кремневыми лезвиями; зерна растирались на каменной плите или в зернотерке. В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры. Однако земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены на территории современного Египта, Палестины, Ирана, Ирака, южной части Средней Азии. Современные археологические и палеоботанические исследования дают основание говорить о четырех самостоятельных наиболее древних очагах происхождения культурных растений: Передняя Азия, где уже в VII–VI тысячелетиях до н.э. культивировались полевые злаки – ячмень и пшеница; бассейн реки Хуанхэ, где в IV– III тысячелетиях до н.э. выращивались китайское просо (чумиза), рис, гаолян; Центральная Америка, где в V–IV тысячелетиях до н.э. начали разводить бобы, перец, а к III тысячелетию – маис (кукурузу); Перуанское нагорье, где в III тысячелетии до н.э. выращивали перец, хлопок, бобы и другие растения.

Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства, хотя оно было распространено неравномерно. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Скотоводческие (пастушеские) племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

Первым производством стало гончарное ремесло . Глиняная посуда позволила человеку значительно улучшить приготовление и хранение пищи. Гончарный горн – печь для обжига глиняных изделий – впервые появился на Востоке. Гончарный круг известен с IV тысячелетия до н.э. Он вручную приводился в движение. Его появление значительно повысило производительность труда и позволило улучшить качество глиняной посуды. Развитие получило ткачество . Ткани изготавливались из льняных нитей на ткацком станке.

В VI–IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Индии, Египта, Передней Азии зародилось металлургическое производство . Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь, наверное, самородная. Она уступала в твердости камню, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шилья, рыболовные крючки. Из меди делали украшения – бусы, подвески, кольца, браслеты. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использовать ее сплав с другими металлами (свинец, олово), придававшими ей твердость, – бронзу. Вскоре она распространилась по всему Старому Свету, но по-прежнему была неизвестна в Америке. Процесс производства медных изделий гораздо менее трудоемок, чем изготовление орудий труда из кремня. Первоначально металлы выплавлялись путем обжига руды на костре, затем ее нагревали в смеси с древесным углем в плавильных печах.

Каменная техника была представлена шлифованием, пилением, сверлением. Каменные орудия – мотыги, зернотерки, ступки, лезвия для серпов, ножей, кинжалы – изготавливались из кремня, трудно обрабатываемых пород камня типа полудрагоценных нефрита, жадеида и других. Иглы, шилья, ложки делались из кости, в том числе слоновой.

Медные орудия, так же как и изделия из других металлов, представлены топорами, кинжалами, наконечниками копий, рыболовными крючками, иглами, гвоздями. Медная мотыга с деревянной ручкой и лопата широко использовались в земледелии.

Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена , сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме, в порядке уравнительного распределения произведенных продуктов. Обмен между специализированными общинами становился более регулярным. Однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика пока еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании отдельных продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, о формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

С переходом к оседлому существованию резко изменилось количество совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше. Они могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. Переход к производящему хозяйству привел к заметному увеличению размеров общины, к возникновению территориальной общины, представлявшей собой постоянные поселения, насчитывавшие десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские. Жилищем служили глинобитные дома.

В IV тысячелетии до н.э. появились признаки исчерпания потенциала неолитической цивилизации. Каменные орудия, даже самые совершенные, были трудоемки в изготовлении и недостаточно надежны. Они не были способны удовлетворить разнообразные, постоянно усложнявшиеся потребности человека и общества.

Начался переход к очередному этапу – энеолиту (медно-каменному веку). В этот период преобладающим материалом стал металл, сначала медь, золото, затем бронза, начиная с I тысячелетия до н.э. – железо и его производные, а именно чугун и сталь.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IVтысячелетия до н.э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные признаки первобытнообщинного строя.

2. Перечислите периоды развития первобытнообщинного строя.

3. Каковы основные черты палеолита?

4. Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

5. Что такое первое и второе общественное разделение труда?

6. Каковы причины разрушения первобытнообщинного строя?

Характерные черты первобытного общества:

— крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);

— общинный тип собственности, присваивающий ха­рактер экономики (коллективный труд, уравнитель­ное распределение);

— отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;

— преобладание родовых связей.

По социальному устройству первобытную куль­туру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху воен­ной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.

Познавательная деятельность человека разви­валась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).

Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изго­тавливались орудия труда и оружие.

Каменный век:

1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):

— орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропи­тания — охота и собирательство, позднее — рыболовст­во;

— появление жилища;

— предпосылки появления членораздельной речи, эле­ментов ритуальной обрядности,

2. Мезолит (10 — 5 тыс. до н.э.):

— появление лука и стрел;

— приручение собаки;

3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):

— переход от присваивающего хозяйства к производя­щему ("неолитическая революция"), земледелие и ско­товодство;

— начало изготовления предметов потребления;

— возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.

Медно-бронзовый век (конец 4 — начало 1 тыс. до н.э.):

— распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;

— появление кочевого скотоводства и поливного земле­делия;

— возникновение письменности и первых государств (Египет).

Железный (1 тыс. до н.э.):

— распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;

— вытеснение меди железом, рост производительности труда.

Существуют и другие периодизации первобытно­го общества. В частности, американский историк и эт­нограф Морган в первобытном обществе выделил пе­риоды дикости, варварства и цивилизации.

Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала — целесообразная взаимопомощь, затем — забота о слабых. Важно было сознание собственной общности — " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) — крайне жестокие обряды-пытки, кото­рым подвергались юноши (реже и девушки), достиг­шие половой зрелости. Инициации выполняли не толь­ко роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.

Первобытная культура — синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решаю­щую роль в культурном процессе, охватывая всех лю­дей без разделения их на исполнителей и потребите­лей.

Универсальной формой духовной жизни перво­бытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.

Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.

Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.

Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретич­но были слиты культурные функции, разделённые впо­следствии в более развитых обществах между религи­ей, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.

Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фети­шизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.

Когда мы слышим слово "магия", оно ассоцииру­ется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.

По определению в современной литературе, маги­ей называются различные действия, цель которых по­влиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.

Между тем, в полном смысле слова, сверхъесте­ственным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому — другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличает­ся от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.

С того момента, когда человек стал обладать соз­нанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.

Возникновение искусства связано со способно­стью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.

Первые памятники изобразительной деятельно­сти — гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты по­священы животным (зооморфизм), реже — человеку (антропоморфизм).

От палеолита к неолиту идет эволюция художе­ственных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения перво­бытного общества — мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) — появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.

Для первобытной культуры характерно отсутст­вие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных

(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.

Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

История России / История культуры /

Первобытное общество и первобытная культура

Основные особенности изучения первобытной культуры

Исследования в области изучения культуры первобытного общества начались относительно недавно, около ста лен назад.

Изменения в отношении к первобытному обществу привели:

1) Актуальным стал вопрос хронологии истории (вплоть до сегодняшнего дня);

3) Географические проблемы. До середины XX века считалось, что наиболее развитые и умные первобытные люди населяли территорию современной Испании и Франции. Впоследствии, после открытии академика Окладникова, который изучал стоянки первобытного человека в западной Сибири и на Востоке была принята точка зрения, согласно которой не только на Западе, но и на Востоке жили люди ни в чем не уступающие друг другу (в Сибири стоянки 8 тысяч лет назад).

Под первобытным обществом понимается первый с самый продолжительный этап развития культуры.

Периодизация первобытной культуры

В основе лежит материал который человек использовал с своей практической деятельности. В зависимости от этого выделяют:

Культура первобытного общества (стр. 1 из 6)

Этап палеолита (древнекаменный век) 2,5 миллиона – 10 тысяч лет до н.э.

2. Этап мезолита (среднекаменный век) 10 – 6 тысяч лет до н.э.

3. Этап неолита (новокаменный век) 6 – 3 тысяч лет до н.э.

4. Энеолет (меднокаменный) 3-2 тысяч лет до н.э.

5. Со 2 тысячи лет до нашей эры наступает бронзовый век.

Периодизация первобытной культуры весьма условна, народы и культура развиваются не равномерно.

Общая характеристика первобытной культуры

Представление о первобытной культуре исследователи получают из таких источников как материалы археологические, этнографические. Археология дает данные о стоянках, древних захоронениях, позволяет анализировать образы художественной деятельности человека, из каких материалов производится. Этнография позволяет изучать нравы, обычаи, язык, традиции, ритуалы, которые дают представления об уровне развития духовной культуры. Фольклор фиксирует древние, архаические формы духовной культуры. К основным особенностям первобытной культуры можно отнести:

1) синкретизм;

2) антропоморфизм;

3) традиционализм.

Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.

Проявлениями синкретизма является:

1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;

2) человек не выделяет себя из общества. Синкретизм личного и общественного. В отличие от современного человека, первобытный человек отождествлял себя не с самим собой, а с общиной

3) Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры. Для первобытного человека религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве;

4) Синкретизм может восприниматься как некий принцип мышления. Важнейшая характеристика – отсутствие четких различий между такими понятиями как жизнь и смерть, живое – мертвое, духовное – материальное и т.д.

Интересные материалы:

Еще из раздела Культурология

подробнее

Культура является сложной системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры - материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками.

подробнее

Материальная культура имеет также достаточно сложную структуру. Она включает культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства. Производственная культура - это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру …

подробнее

К базисным элементам духовной культуры относятся: 1 обычаи; 2 нравы; 3 законы; 4 ценности. Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, …

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ведь наделяя природу человеческими качествами и свойствами, создавая вымышленный и выразительный мир образов, человек мыслит метафорично. В этом случае природа осмысливается, интерпретируется, переживается как живая, сходная с человеком. Отсюда возникает художественно-образное мышление: метафорическое (одно передается через другое), оценочное, эмоционально значимое. Но художественная деятельность появилась лишь с того времени, когда первобытный человек смог художественную информацию своего сознания закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных средств - в рисунке, камне, глине, в дереве и т.д.
Предыскусство и художественная коннотация
Исследуя художественную культуру первобытных людей, ряд исследователей считает, что и их художественное творчество можно было бы точнее называть предыскусством, так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Многочисленные археологические и этнографические памятники свидетельствуют, что многие предметы создавались первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Многие предметы создавались целенаправленно для символизации мощи и силы охотничьего коллектива. А в символической деятельности уже есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество.
Разумеется, художественная деятельность в условиях первобытности также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение. Просто большая часть продуктов человеческой деятельности в силу своего синкретизма приобретала художественное значение. Это явление получило название художественной коннотации, означающей наличие утилитарных предметов и действий дополнительного, сопутствующего значения, которое предметы и действия в первобытной культуре получали из мифологического сознания, определявшего всю духовную жизнь первобытного общества.
Различные материальные свидетельства и источники позволяют сделать вывод, что в условиях первобытной культуры возникли и получили развитие лишь определенные составляющие части художественной культуры, а сама она выражалась в виде художественной деятельности. Специфика данной стадии ее развития заключается прежде всего в том, что художественная культура формируется внутри синкретической целостности первобытной культуры и поэтому определяющее значение для художественной культуры имеют процессы, характерные для этой целостности. Отсюда же вытекает и аморфность самой художественной культуры, расплывчатость ее конкретных проявлений. Однако усиление, усложнение хозяйственной специализации, усложнение социальных и этнических отношений приводило ко все более глубокой дифференциации художественной культуры и превращению ее в самостоятельное явление.
Пещерная живопись
Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительным его проявлением стала наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов. Продолжая развивать практику палеолитической графики, рисунки становились все более единым связным текстом, передающим определенную информацию. Сложные многофигурные композиции создавались в расчете на «чтение», изображая не единичные объекты, а действия. Рисунки состояли из многофигурных композиций военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда.

В этих рисунках первобытные художники стремились добиться не только внешнего сходства, но и передать внутренний смысл происходящих событий.
Попытка передать движение, функциональные особенности тех или иных объектов вела к подчеркнутому схематизму фигур и в то же время к удивительно цельным и динамичным композициям. Создание динамических сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Поэтому художественная картина мира первобытной эпохи более объективна, с одной стороны, и символичнее с другой. Она стремилась не к точному сходству, а к выражению действия как цели жизни, что свидетельствует о достижении человеческим мышлением определенного уровня абстрактности.
Некоторыми чертами произведения пещерной живописи напоминают детский рисунок. Расположены изображения совершенно произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, на них невозможно отличить, где верх, а где низ. Очевидно, для автора было главным общее значение изобретений, а не его отдельных деталей: отсутствуют некоторые части тела. Незаконченные рисунки указывают на то, что художнику было безразлично, откуда начинать рисунок - с хвоста, ноги и т.п.
Духовная культура первобытной эпохи неолита находилась в постоянном развитии и в ней складывалось оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе и с эстетической точки зрения. Это означало, что сознание человека уже было способно вычленить из действительности красоту. Люди стали воплощать это новое для них чувство в практической деятельности, создавая предметы повседневной жизни по законам красоты. При этом сразу обнаружилось стремление к композиционной красоте, когда преобладали не разрозненные изображения фигур животных, а связанные композиции и сцены. При этом изображения становятся все более условными, схематичными, перемещая на второй план фактуру изображаемых явлений. Вместе с тем геометризм, схематизм, условность свидетельствовали о возрастающей роли обобщения, об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению, стремлении к воплощению динамичной картины бытия.

Красота становится все более ритмичной и абстрактной.
Появление прикладного искусства
Схематизируя и обобщая видимые предметы, первобытный человек делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы художественного формирования. Он составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Все это он стремился применить к тем вещам, которые изготовлял сам. Так развилось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли собой единое целое.
Становление и развитие социальных отношений в жизни первобытных людей наложили свой отпечаток на художественную деятельность. Наиболее существенной ее чертой становится декоративность - украшение предметов повседневного употребления. В художественном творчестве этого времени на первый план выдвинулась не динамика жизни, а богатство ее строения, ее многообразное проявление и цветовое различие. Большое распространение получили и стали господствовать спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочное сочетание цветов. Декоративные украшения стремились выразить художественный смысл построения жизни, то есть показать, что в красоте есть определенный жизненный смысл.
В структуре художественной жизни первобытного общества особое место занимала обработка глины. Еще во времена палеолита и мезолита человек научился использовать глину для создания необходимых предметов утвари, но ее использование в те эпохи носило только спорадический характер. Переход к оседлому образу жизни, развитие скотоводства и земледелия сделали обработку глины необходимостью.
Первоначально керамическая посуда была простой и практичной, лишенной каких-либо украшений. Затем появилась светлая керамика, расписанная охрой, сначала с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами и, наконец, со свободным рисунком. Кроме того, в неолитической керамике мы обнаруживаем символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). И, как свидетельствуют материалы археологических раскопок, художники того времени уже неплохо умели передавать природные формы человеческого тела и динамику жеста.
Глина стала основой и для расцвета зодчества. Свое жилище люди строили исходя в основном из собственно человеческих потребностей. В архитектуре большую роль играли чисто декоративные элементы: росписи и орнаментальные украшения, в которых основным предметом художественного изображения были животные, занимавшие особое место в жизни людей той далекой эпохи, ибо они были достойными соперниками человека, борьба с ними возвышала, дарила богатые эмоции. Именно отсюда древние художники черпали сюжеты для своего искусства. Так возникали мысли, питавшие их воображение. Глубокое знание мира животных было залогом благополучия, вопросом жизни и смерти. Иными словами, объектом художественного воплощения становились, прежде всего, те явления, которые были наиболее тесно связаны с практической деятельностью, с проблемой выживания.
Появление профессиональных ремесел
Многие археологические и этнографические факты свидетельствуют, что в становлении художественной культуры особая роль принадлежит земледелию. Земледельческий труд в десятки раз лучше, чем присваивающая деятельность, обеспечивал средства к существованию человека. При этом земледелие не только гарантировало устойчивое обеспечение продуктами, но и накрепко привязывало людей к определенному месту, порождая концентрированные формы расселения людей. Жизнедеятельность новых крупных человеческих объединений уже не могла регулироваться только кровнородственными связями. Главными становятся производственно-имущественные связи, которые с необходимостью преодолевают первобытную однородность, создавая сложную социальную структуру. Появление такой структуры означало, что на смену естественным родственным отношениям пришли искусственно созданные отношения, которые требовали специального регулирования. Для функционирования этой социальной системы требовался особый надобщинный орган - территориально-административная власть. Так крупные земледельческие поселения превратились в города-государства.
Естественно, что радикальная перестройка общественных отношений влекла и коренные преобразования всей культуры. Она становилась гораздо более конструктивной и социализированной.

Первобытное общество. Культура первобытного общества

На смену эмоционально-напряженному и импульсивному сознанию охотника, ориентированному на непосредственный результат, пришло гораздо более спокойное и размеренное сознание земледельца, способного работать ради отдаленных целей. Это повлекло принципиальные изменения в художественной деятельности.
Быстрый рост культуры оседлых земледельцев сопровождался ее нарастающей дифференцированностью, что, в конце концов, привело к образованию относительно самостоятельных ремесел. Профессионализация и дифференциация производства неизбежно приводили к проффессионализации и дифференциации соответствующих его приемов и навыков. Тем самым синкретизм первобытной деятельности постепенно распадался на отдельные специализированные приемы, которые после этого развивались в рамках определенного специализированного ремесла. Социально-историческая обстановка порождала престижное ранжирование ремесленных изделий, основным критерием которого служили объем и качество художественной обработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться автономные виды особо совершенной практики, уже преимущественно художественного характера. Так сложилось, например, ювелирное дело на базе профессионального кузнечного ремесла.
Опыт и знания, полученные земледельцами в ходе их производственной деятельности, меняли образ жизни и формы освоения мира, земледельческая система хозяйствования влекла за собой кардинальные изменения и духовной культуры в целом, что также не могло не сказаться на содержании художественного творчества. Как было отмечено ранее, в первобытном искусстве главным объектом воспроизведения был не человек, а животное, так как в присваивающей системе хозяйства основным производителем благ является природа, а человек в ней выступает лишь как потребитель. Когда же новая система хозяйствования сделала главным производителем всех благ человека, тогда он превратился в основной объект художественного отражения, поначалу в виде антропоморфных образов богов и героев.
Наконец, земледельческий способ хозяйствования существенно изменил соотношение человеческого и божественного в жизнедеятельности людей. Повседневная практика земледельца, имея более рутинный и единообразный характер, предсказуема по своим результатам, она подвержена лишь спорадическому вмешательству непредвиденных обстоятельств. В этих условиях постоянная апелляция к духам становится излишней. Многочисленные мелкие духи укрупняются в астральных богов, переселяются в некие возвышенные места и вмешиваются в человеческие дела эпизодически. Так реальный и сакральный (человеческий и божественный) ряды в конечном счете оказываются разведенными. Конечно, боги и здесь вторгаются в человеческие действия, но лишь в особых случаях. В основном же действия человека, занимающего центральное место в изображаемых событиях, развиваются по своей собственной логике.
Необходимо отметить, что первобытная культура характеризуется ограниченным количеством типов художественной деятельности, примитивным уровнем сознания, тематическим однообразием и т.д., однако не в этом состоит ее культурное значение. Оно заключается в том, что в ранней истории человеческой культуры сформировалась способность человека к художественно-образному отображению мира и эта способность нашла свое проявление в особом, самостоятельном способе деятельности, который мы и называем культурой.

Тема 2. Культура древнего востока
Древнейшими цивилизациями Древнего Востока были:
? египетская - на Ниле;
? шумерская - между Тигром и Ефратом;
? индийская - на реке Инд;
? китайская - в долине рек Янцзы и Хуанхэ.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе — в первом тысячелетии до н. э., в Америке — в первом тысячелетии н.э.

Первобытный период. культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать свой стремительный рывок. Основные ее изменения произошли за последние 5 тысяч лет, когда у человечества появилась настоящая история. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая лишь отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием и благодаря соседству с развивающимися культурными анклавами.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня лишь сохранились мелкие остатки архаичных племен, укрывшихся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Различные социальные и гуманитарные науки, занимающиеся изучением культуры, единодушны в том, что культуры являются специфическим видом человеческой деятельности. И поэтому изучение культуры вне процесса формирования человека (антропогенеза) не имеет смысла.

В становлении человека принято выделять три стадии: архантропа, палеоантропа и неоантропа.
Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты живущих вместе. К этой стадии относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Это вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение, Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что значительно ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) - кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда. С появлением неоантропа биологическое развитие значительно замедлилось, а социальное значительно ускорилось.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на десятки тысяч лет. До нас не дошло изображений, имен, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых людей и языка.

Культура первобытного общества

Поэтому ранняя и наиболее продолжительная эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее до нас дошли только камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам рассказов об исторических событиях того времени, поэтому первобытную эпоху иногда еще называют доисторией или предысторией человечества.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры .
1. Первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: 1. первобытное человеческое стадо,

2. родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат),

3. высшую демократию.

2. Вся история первобытной культуры разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружие. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на:

1. древнекаменный (палеолит) — 12 тыс. лет назад,

2. среднекаменный (мезолит) — 9 тыс. лет назад,

3. новокаменный (неолит) — 6 тыс. лет назад;

4. век бронзы — 3 тыс. лет до н.э.;

5. век железа — I тыс. лет до н.э.

Для более полного понимания первобытной культуры в науке выделяются этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

В соответствии с этим подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно на этой стадии получили полное выражение основные черты первобытного строя - коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.
Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, произошло зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Данная эпоха закончилась приблизительно 5 тыс. лет назад.

Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу мы можем определенно говорить о человеческой культуре как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые памятники изобразительной деятельности. Исторической наукой доказано, что в начале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.

2. Общая характеристика первобытной культуры

Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) – всего лишь около 40 тыс. лет.

Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:

2) письменность;

3) искусство;

4) религия;

5) мифология;

7) нравственность и др.

Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:

1) джунглях Амазонии;

2) в центральных районах Африки;

3) на островах Океании;

4) в глубинных районах Австралии.

Материальная культура

Возникновение первобытной материальной культуры принято относить ко времени овладения человеком первыми примитивными орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:

1) использования природных ресурсов;

2) приспособления к окружающей среде;

3) коллективной охоты;

4) защиты от врагов.

В эпоху неолита :

1) совершенствуются орудия труда;

2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);

3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.

Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.

Похожие статьи