Водный поход по реке собь на полярном урале. Река Собь: природные условия, особенности рыбной ловли, советы путешественникам Несчастный случай сплава реки собь

2 Августа. С утра сборы, еще раз посмотрев не забыли ли чего.В Сыктывкаре садимся в машины и едем до г Микунь. В Микуне по знакомству оставляем машины под охрану.И садимся уже в поезд Москва-Воркута. В виду того что с билетами была засада приобрели билеты с пересадками и в общем вагоне. На поезде доезжаем до ст Сейда и пересаживаемся в др поезд Воркута-Лабытнанги. Проехав несколько часов мы приезжаем к ст Собь. На ней мы сходим. Не много перекурив, отдохнув от выгрузки многочисленного багажа и инвентаря.Начинаем двигаться к реке на стапель. От станции до реки около 100 метров. Накачав катамаран, загрузившись, мы перекусили.Кто то макнув боевых 100 гр за приезд.И в путь.Тронулись мы уже под вечер, около 18 часов вечера.По началу мы плыли как то не слажено. Как в басне про «Лебедь, щука и рак»))).Но всё же привыкли.Плыли мы примерно до 22 часов.По тихоньку уже стемнело.И мы решили вставать лагерем.Развели костер, поужинав.Устроились на ночлег.Берег скажу не впечатлил.Камни, галька.Спали как йоги.Но это не омрачило наши ожидания.По утру мы проснувшись, по завтракав.Мы засобирались дальше.Обогнали группу с города Иваново и наших попутчиков с города Тверь.Мы ли в приподнятом настроении. Красотища неописуемая.Горы прямо у подножия шли.Вода чистейшая как слеза.Сплавлялись и любовались Полярно Уральскими красотами.За первый день мы дошли до водопада «РАй Йз». Обычно туристы поднимаются туда в гору.Там находится нефритовый водопад.Но мы не стали терять время.Так как мы совершили ошибку, пробрели билеты на обратный путь заранее.И время у нас должно было быть на всякий случай в запасе.От ст Собь и примерно до пос Харп рыбы пока нет.И мы шли просто любуясь красотами местного пейзажа.Далее опять стоянка.Все так же как и предидущая. Ужин, сушка одежды, и ночлег.И опять же на утро мы пошли дальше.Команд нам по пути встречалось не мало.Даже и не вспомнить кто откуда.И вот не много не до ходя до Харпа стала проявлять себя рыба. И мы с радостью приступили к рыбалке.Попался самый крупный за всю нашу поездку хариус.Дальше мы шли и рыбачили.Перед Харпом зона строгого режима, прям по берегу. И за колючкой видна златоглавая часовня.Как раз когда мы её проплывали с нее доносился колокольный звон. В Харпе находится магазин.Так что если вдруг надо пополнить припасы или что то вдруг забыли взять, можно приобрести там.Но цены сразу скажу по выше к примеру чем в Сыктывкаре. Пример… Хлеб в Сыктывкаре буханка 21 рубль, в Харпе 50рублей. Ну такая же история с остальными продуктами.Магазин находится в метрах 300-500 от берега, по дороге.На месте сразу ясно будет.Именно перед порогами. Так же в Харпе имеется сложность маршрута.Порог 2 категории.Можно пройти его по берегу, а если адреналина в крови мало как у нас было, то по реке.Да и нам легче было так как река из за жаркого лета высохла на минус метр.В общем прошли мы порог и встретили еще группу из Белорусии.Дальше цель устье Хараматолоу. Там не редки поимки тайменя.Но у нас была др цель.Пройдя устье с пару км.На высоком берегу мы встали на стоянку.Я за ранее это место для себя изучал еще находясь у себя в городе.В общем там есть старая вездеходка.По ней можно пройти с 25 мин И ты уже на реке Хараматолоу, не далеко от порога Гагарина.Это вверху от устья Хары примерно на 8км. Так мы сократили очень много.Люди туда поднимались целый день с лодками, катамию.Но мы пошли с Соби напрямую пешком и за 25 мин.Решили мы подняться дальше порога Гагарина.Но встретили группу людей с Зеленограда.И те нам сказали что выше идти смысла нету.Река совсем обмелела и её практически нету. Из за сильно жаркого лета в горах снег растаял и уже не подпитывает реки.В итоге мы пошли обратно но уже с рыбалкой.Половив еще хариуса мы подошли к точке которой вышли еще с утра.И мы направились обратно в лагерь.Там нас ожидал Рома, член нашей команды который остался охранять вещи и катамаран.Пообедав мы загрузили всё в кат и поплыли дальше.Река становилась довольно таки уже спокойной всё чаще.Потом уже по курсу река Луппайоган, Черная еще её так называют. На устье этой речки стоит биобаза. Там имеется баня, изба. Осмотрев всё это дело баню мы топить не стали.так как до нас по бывали там вандалы.Помыться в ней я думаю реально но надо наводить хороший порядок.Что нам не дали мошка и гнус.Только там я узнал что такое северная мошка.Нас прям аж выгнали они на тот берег.И мы остановились на ночлег на том берегу, любуясь избой и баней))). Находясь прямо на устье реки Луппайеган, я заметил интересную вещь.С лева река светлая, чистая прозрачная.А как только река впадает уже черная.Именно там у нас появились поимки щук.С одного места мы поймали штук щук на 2 кг.Мы поплыли дальше.Дальше наша цель была Вездеход старый, заброшеный.Про него я знал изучая за ранее отчеты.Именно с него должна была клевать уже трофейная щука.И вот мы его нашли.Он находится на правом берегу примерно в 3км от черной реки.Щука у нас клевала не важно.До шли мы потом до щучьих ям.Они находятся уже на широком участке реки.За резким поворотом.Примерно в 3-5 км от старого вездехода.Там мы и встали на ночлег.И там же встретили местных рыбаков приплывших с Катровожа по спинить.Они рассказали нам что вода поднялась Обь подпирает, примерно на метр.И погода жуткая.Видимо поэтому клев щуки сошел на ноль.А так обычно встанет моторка со спинингом и натягает щуки аж 300 кг.Конечно аж глаза на лоб лезут.Но там в ямах щука 7 кг это обычное дело.Сколько в яме щук, только богу известно.короче много.на сллед день мы поплыли дальше уже не особо рыбача.В переди нас ждал пос Катровож.Встретили мы команду с Украины.И те нам сказали что если мы поторопимся то успеем на пссажирский катер до гЛабытнанги. А так обычно туристы могут нанять местных.Те отвезут в Лабытнанги за 1500-2000рублей.Можно с ними торгануться.Но мы решили с экономить на этом и успеть на катер.Цена его 150р. В общем мы поднажали и приплыли даже раньше.Сам катер уже стоял на берегу.Но он отплывает только завтрашним днем.Мы переночевали не подалеку от села.На утро устроились на палубе катера и в путь.Приплыли в г Салехард по Оби.Дальше паром Салехард-Лабытнанги.На грузовом пароме бесплатно.И на вокзале нам еще предстояло ппровести одну ночь.А пока мы походили по городу посмотрели местные достопримечательности.Зашли местному торговцу рыбой не далеко от вокзала.Прикупили у него рыбу Муксуна.На утро сели в поезд и домой.От поздки я получил массу впечатлений.И решил для себя что на след год я обьязательно приеду еще. Возможно и с женой.

Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах южной части Полярного Урала. Собь проходит через пгт Харп.

Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около посёлка Катровож.

Длина 185 км, площадь водосбора 5890 км². Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с, объем годового стока 1,5 км³. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу .

Туризм

Река популярна среди туристов, истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время - Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком - это железнодорожная ветка Чум - Лабытнанги (иначе обозначаемая Сейда - Лабытнанги, поскольку на станции Чум товарные операции не производятся). Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, - это перегон Елецкая - Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1-4 категорий сложности.

Сибирская река Собь берет начало на склоне вблизи с Полярным Уралом, проходя через поселок городского типа Харп. Длина водоема – 190 километров, а общая площадь его водосбора составляет 5900 квадратных километров. Главными притоками считают Ханмей и Большую Пайпудыну. Основным промышленным объектом районного значения, расположенным в пределах ее русла, является завод по разведению различных пород рыб. Имея живописную береговую зону с характерным преобладанием горных пейзажей, Собь пользуется большой популярностью у любителей экологического туризма. Немалый интерес река также представляет и среди рыбаков – здешние водные ресурсы отличаются широчайшим видовым разнообразием. Внушительное удаление от русла Соби крупных промышленных объектов и автомагистралей, диктует прекрасные условия для организации в береговой зоне всех видов отдыха.

История

Первое упоминание водоема относят к окончанию шестнадцатого века. Его наименование связывают с образованием от старорусского слова, которое означает «пожитки». Именно поэтому ненецкий народ привык называть Собь «котомочной» рекой. В давние времена по реке проходил известный путь через горный массив в Югру.

Особенности

Собь известна как самая популярная река у путешественников Урала. Относясь к Оби, она является ее левосторонним притоком и, охватывает значительную часть азиатской территории. Общая длина русла приближена к 175 километрам, а весь бассейн – это 6400 кв. километров. Замерзает, как правило, в конце октября, а ото льда начинает активно освобождаться к концу мая. Самое полноводное время для данного речного водоема – это середина июня. Кроме того, Собь часто разливается после затяжных дождей. Если говорить о верховье и течении средней части – то это типовая горная речка с неспокойным характером протекания, имеющая множество перекатов и порогов. Самый крутой порог зафиксирован в населенном пункте Харп. Также в верхней части течения встречается много мелей. Благодаря грандиозным по красоте ландшафтам, путешественникам открываются впечатляющие полярные пейзажи. Многие из любителей экологического туризма совершают выходы на горные вершины, прилегающие к береговой зоне, откуда превосходно прослеживается вся красота и мощь прибрежных зон. Самой популярной возвышенностью у туристов является Рай-из. Сплавы, как правило, начинаются на 110 километре русла, а общая величина участка, заканчивающегося в поселении Харп - около пятидесяти километров. Некоторые продолжают переправку до Катровожа, находящегося на удалении от железнодорожной станции, поэтому стоит договориться о трансфере.

Вода в Соби действительно, очень чиста, а кроме того, является прозрачной и весьма холодной. Но температурный режим не мешает росту и размножению некоторых видов рыб, среди которых встречаются ценные породы. Благодаря этому, водоем является излюбленным местом для летней и подледной рыбалки для рыбаков с разных уголков России. Можно заночевать в палатке, на берегу. Реку окружает чудесный лиственничный лес, поэтому дрова для костра найти не затруднительно. Рыбную ловлю можно удачно совместить со сбором даров леса – грибов и ягод.

Как добраться

Из самых удобных способов добраться до Соби, отмечают путешествие по железной дороге на поезде направления Москва - Лабытнанги, с преодолением 1931 километра.

Собь пробила себе путь через водораздел Уральских гор . Начинаясь в Европе, Собь течет по Азии. Относится к бассейну реки Обь, являясь ее левым притоком.

Берет начало между двумя горными массивами – Собский и Рай-Из . Длина реки Собь 174 километра, а площадь бассейна 6350 квадратных километров. Ширина реки от 30 до 60 метров, в низовьях становится шире.

Первое описание реки относится к конце XVI века. Название произошло от старорусского слова, означающее имущество, пожитки, котомка. Ненцы называют реку Падьяха – котомочная река. Это свидетельствует о давнем использовании реки в транспортных целях. По ней проходил путь через «Камень» (Уральские горы) в Сибирь – Югру.

Замерзая в конце октября, Собь освобождается ото льда лишь в конце мая – начале июня. В июне она наиболее полноводна. Также может сильно разливаться после дождей. В своих верховьях и в среднем течении Собь – типичная горная река со стремительным течением, порогами, шиверами и перекатами. Один из наиболее сложных порог в поселке Харп с тремя ступенями (вторая категория сложности). В верховьях много мелей.

Река Собь привлекает многих туристов. Живописная и быстрая река отлично подходит для туристических сплавов. Вода в реке чистая, прозрачная, но очень холодная. Течение быстрое. Богата рыбой, в том числе хариусом и тайменем.

Перед туристами открываются грандиозные ландшафты Полярного Урала. При желании можно совершить радиальные выходы на близлежащие вершины и горные массивы. Популярны походы на водопад на ручье Северный Нырдвоменшор и горный массив Рай-Из.

По берегам реки Собь растет лиственничный лес, что решает проблемы с дровами, часто актуальные для широт Полярного Урала. Много ягод и грибов.

После устья левого притока речки Ханмей Собь попадает на Западно-Сибирскую равнину и приобретает равнинный характер.

Долина реки Собь делит Полярный Урал на северную и южную части, которые заметно отличаются друг от друга.

По перевалу в долине реки Собь Уральские горы пересекает железнодорожная ветка Трансполярной магистрали в Харп и Лабытнанги . Благодаря наличию железной дороги сюда просто добраться (в том числе здесь ходит поезд Москва – Лабытнанги и Воркута - Лабытнанги). Имеется одноименная станция Собь .

Туристы начинают сплавы от поселка Полярный (остановка 110 км), а заканчивают в поселке Харп . Протяженность этого участка реки – 46 километров, легко проходится за два дня. При желании можно продолжить сплав до поселка Катровож, но он находится в стороне от железной дороги и нужно будет договариваться о выброске.

Отправляясь на Полярный Урал, не забывайте теплые вещи, дождевики, средства от комаров!

Река Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах Полярного Урала. Собь проходит через п. Харп.

Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около п. Катровож. Даль в "Толковом словаре", ссылаясь на "пермяцкий язык", толкует, как приданное, приток(большой реки)

Длина 185 км,

Площадь водосбора 5890 км2.

Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле.

Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с,

Устье - 322 км от устья Оби, Координаты: 66°19′23.88″ с. ш. 66°09′43″ в. д.

Протекает по Ямало-Ненецкому автономному округу

Объем годового стока 1,5 км.

Основные притоки: слева - Ханмейи, Большая Пайпудына, справа -Орехъеган и Хараматолоу. Половодье - в июне, когда в горах тает снег.

Река богата рыбой: хариус, таймень, щука.

Полезные ископаемые.

Хромиты, добываются ОАО «Конгор-Хром» горном массиве Рай-Из, на железнодорожной станции Харп грузят и транспортируют. Природный газ.

В бассейне реки найдены уникальные месторождения нефритов, урана, мрамора, баритов, яшмы.

Сплав.

Собь, самая любимая водниками река на Полярном Урале.

Она течет в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Тысячу лет назад здесь проходил речной путь на Югру через «Камень» к самоедам. Здесь побывали китайцы, персы, русичи, европейцы. Викинги охотились здесь за идолом Золотая Баба.

Ямало-Ненецкий автономный округ приграничная территория (из-за близости к Северному Ледовитому океану), въехать сюда сложней, чем в некоторые страны.

Для въезда сюда необходимо заранее оформлять пропуска в пограничном управлении ФСБ, для россиян – пропуск оформляется 1 месяц, для иностранцев 2 месяца.

Попасть на реку Собь можно лишь по железной дороге – на поезде Москва – Лабытнанги. Если этот вариант вам не очень удобен, то можно сначала доехать до Воркуты, поезда из Адлера, Новороссийска, Нижнего Новгорода, Кирова, пересесть на поезд Воркута – Лабытнанги (ходит раз в сутки).

Река Собь берет свое начало на восточных склонах Полярного Урала и течет по широкой межгорной долине.

Вода в реке чистая, прозрачная и холодная. Течение быстрое. Здесь хорошая рыбалка, можно поймать хариуса, тайменя, щуку

Окруженная горами покрытыми весь год нетающими, сверкающими на солнце снежниками, Собь очень красива. Пейзажи напоминают Юкон, горя и реки Аляски. Сплав можно разнообразить с восхождениями на вершины гор Полярного Урала.

Можно полюбоваться водопадом на ручье Северный Нырдвоменшор.

Подняться по вездеходным дорогам на плато Райиз с горными озерами и водопадом Нефритовый.

По берегам Соби растет лиственничный лес. Дров для костра достаточно. Во второй половине лета много ягод (морошка, брусника, голубика и др.) и грибов.

Старт от станций «110 км» (Полярный) или «Собь» на железной дороге Воркута – Лабытнанги, а заканчивают обычно в поселке Харп. Длина маршрута – 46 километров (два дня сплава). На протяжении всего маршрута по левому берегу реки идет железная дорога.

При желании можно значительно удлинить маршрут и плыть дальше – до устья реки у пос. Катровож. Там можно договориться с местными жителями о заброске на катере до Салехарда или Лабытнанги.

В начале маршрута мели, иногда приходится судно проводить вручную, обязательны болотные сапоги, вода в реке ледяная!

После впадения левого притока Соби – р. Большая Пайпудына – река становится полноводной.

Около пос. Харп перед мостом на реке есть Харпский порог, имеющий три ступени. За счет его река Собь имеет вторую категорию сложности.

С недавних пор поселок Харп стал известен всему миру, поскольку в местной колонии содержался в заключении один из самых известных политических заключенных современной России – Платон Лебедев.

Харп - "северное сияние", ненецкий.

В 50-х годах здесь появился поселок железнодорожников «Подгорный», затем началось развитие поселка, появились колонии заключенных, щебеночный карьер и дробильная фабрика, бетонный завод.

В окрестностях найдены уникальные месторождения нефритов, урана, мрамора, баритов, яшм.

Из Харпа можно уехать на поезде Лабытнанги – Москва или Лабытнанги – Воркута.

Отправляясь на сплав помните - здесь близок Полярный круг!

Берите теплую одежду, климат, вода в реке холодные.

Помните о встрече со свирепыми полярными комарами и мошками, легко сжирающих оленя. возьмите накомарники и средства от насекомых.

Канадские пейзажи на Урале.