Как записывать пожертвования в церкви. Цитаты из библии о пожертвовании. Можно ли положить деньги не в церковную копилку, а отдать конкретному человеку, про которого известно, что он нуждается в финансовой помощи

Храму очень нужны средства:

На благоустройство Крестильного помещения;
- на разработку иконографической программы Храма и написание икон;
- на покупку Распятия;
- на облачения священников;
- на содержание приходского хора;
- на деятельность Сестричества милосердия Никольского храма: помощь бездомным, шефство над пациентами наркодиспансера (раздача им иконок и крестиков), шефство над детским домом в селе Черноусово (подарки детям, продукты, канцтовары).

Банковский перевод

Местная религиозная организация православный Приход Святителя Николая Чудотворца г. Екатеринбург Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви

ИНН / КПП 6658995162 / 665801001
Р/с 40703810663040000029

в ОАО "УБРИР" г.ЕКАТЕРИНБУРГ
БИК 046577795

К/с 30101810900000000795

Яндекс-деньги

Внимание!

При совершении электронного пожертвования (с Яндекс-кошелька, с карты VISА, MasterCard или с мобильного телефона) напишите сумму пожертвования, выберите способ оплаты и нажмите кнопку ПОЖЕРТВОВАТЬ.

Робокасса

При совершении электронного пожертвования через Робокассу напишите сумму пожертвования, нажмите кнопку ОПЛАТИТЬ и выберите способ оплаты.

SMS-пожертвование

Для осуществления SMS-пожертвования необходимо отправить на номер 7715 sms-сообщение с текстом: «ЗДРАВОМЫСЛИЕ (пробел) сумма пожертвования» (без кавычек) . Например: «ЗДРАВОМЫСЛИЕ 100» (в данном случае пожертвование составит 100 рублей). Если отправить запрос без указания суммы, то снимется 45 рублей. После отправки SMS-сообщения с кодовым словом на номер 7715 Вы получите ответное SMS-сообщение с просьбой о подтверждении операции, после этого Вы отправляете ответное SMS, только тогда со счета Вашего мобильного телефона списывается сумма, которую Вы указали. Если операция прошла успешно, Вам приходит сообщение с текстом: «БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ ХРАМУ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА!»
Сбор пожертвований в рамках SMS-сервиса

Признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Благотворитель религиозной организации по своему желанию и усмотрению выбирает форму, в которой он совершит пожертвование:

  • заключение письменного договора;
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных;
  • через SMS-сообщение на короткий номер;
  • пополнение ящика-копилки.

Внимание

Независимо от способа пожертвования учреждение должно вести обязательный бухгалтерский и налоговый учет таких поступлений.

В нашем государстве активно пропагандируется религия после более полувекового ее угнетения и разрушения. Многие храмы, монастыри были восставлены или возрождаются до сих пор добровольцами. Пожертвования религиозной организации возможны, как с заключением письменного договора, так и без его составления.

Законодатель обязывает заключать договор пожертвования в письменном виде только если:

  • благотворителем выступает юридическая организация, а стоимость дара превышает 3000 рублей;
  • жертвователь обещает передать в будущем пожертвование.

В остальных случаях благотворителю предоставляется полная свобода в выборе формы договора (письменная илиустная).

При пожертвовании религиозной организации благотворителем может выступать любой гражданин или юридическое лицо. У каждой из сторон при заключении договора пожертвования возникают права и обязанности .

Права жертвователя :

  • контролировать использование пожертвования путем получения отчета полученного от одаряемого;
  • дать письменный ответ в случае, если благополучатель запросит разрешения использовать пожертвование в иных целях, не указанных в договоре;
  • может изменить назначение пожертвования;
  • имеет право требовать отмены договора, если дар используется не по назначению.

Одаряемый по договору пожертвования обладает большим объемом обязанностей , чем благотворитель:

  • использование дара только по назначению указанному в договоре пожертвования;
  • ведение обособленного учета всех операций с пожертвованным имуществом;
  • в случае желания использовать пожертвование в иных целям, запросить у благотворителя его согласие;
  • предоставление отчета благотворителю об использовании дара в установленный срок, либо в любой момент по требованию жертвователя.

Порядок сбора пожертвований на строительство или восстановление храма

Для того, что бы была возможность собирать пожертвования на строительство или восстановление храма необходимо зарегистрировать религиозную организацию в территориальном органе государственной регистрации.

Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:

  • в церковной лавке - покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
  • в ящик-копилку - на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя. Такой сбор пожертвований является наиболее действенным, так как достаточно прост, не требует составления каких-либо документов;
  • заключение договора пожертвования с религиозной организацией - з аключить такое соглашение в письменном виде может любой жертвователь, независимо от того физическое или юридическое лицо, от предмета пожертвования - недвижимость, денежные средства, движимые вещи. Этот способ оформления является наиболее действенным, в связи с тем, что благотворитель может контролировать использование дара, в случае ненадлежащего пользования может расторгнуть договор.
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных- в современных условиях существуют различные способы перечисления на расчетный счет наличным путем непосредственно в банке или безналичным с помощью многочисленных платежных систем, терминалов, банкоматов и пр. Применяется перечисление с помощью различных форм на сайте храма.

Вблизи одной из деревень во Владимирской области располагался недействующий храм, который был разрушен еще во время Великой Отечественной войны. У местного жителя деревни Кузьмина Василия Петровича, появилось большое бескорыстное желание восстановить данную церковь. Однако для этой благой цели необходимо большая сумма денежных средств, которыми Кузьмин не обладал.

Для этого он совместно со своими единомышленниками подготовил все необходимые документы для регистрации религиозной некоммерческой организации в регистрирующем органе:

  • заявление;
  • список лиц, участвующих в создании учреждения;
  • устав;
  • протокол учредительного собрания;
  • справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
  • документ об уплате госпошлины.

Религиозная организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). После чего учредители разместили информацию о необходимости пожертвований на восстановление церкви с указанием реквизитов в СМИ, в сети Интернет был создан сайт организации. Спустя непродолжительное время церковь была восстановлена, она стала излюбленным местом прихожан всей округи.

Учет пожертвований в храме

Религиозная организация является в первую очередь юридическим лицом, поэтому ей необходимо вести обособленный учет всех поступающих пожертвований, независимо от предмета дара. Как правило, основная часть средств пожертвований поступает через ящики-копилки , размещенные на территории храма от прихожан (физических лиц) анонимно, то есть никакие данные благотворителей неизвестны.

Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:

  • место и дата, вскрытия копилки;
  • данные лиц, составляющих данный акт;
  • дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
  • сколько денежных средств и в какой валюте было обнаружено при вскрытии ящика;
  • номер и дата приходного ордера;
  • собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.

Важно

При извлечении пожертвований необходимо оформить приходный кассовый ордер, а также отразить операцию в отдельной кассовой книге.

В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу.

Пожертвование в церкви и его юридическое значение

После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:

  • если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара. На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования. Отчет предоставляется в сроки указанные в соглашении, либо по требованию благотворителя.
  • если пожертвование совершено без заключения договора, путем помещения в ящик-копилку или перечислением денежных средств со счета мобильного телефона. В таком случае благотворитель не имеет возможности получать информации об использовании пожертвованного дара.

Письменный договор пожертвования выступает своеобразным гарантом прав благотворителя, при помощи которого он может контролировать использование пожертвования, а в случае ненадлежащего его пользования может применить к одаряемому санкции в виде отмены договора и возвращения пожертвованного имущества.

Дополнительно

Договор пожертвования, заключенный в письменном виде является фактором, который ограничивает действия благополучателя по использованию дара, заставляя его пользоваться им по назначению и никак иначе.

Заключение

Благотворитель может пожертвовать церкви:

  • только принадлежащее ему имущество, денежные средства, движимые вещи;
  • только на общеполезные цели;
  • только не изъятые из гражданского оборота предметы.

В случае, если предметом пожертвования является имущество, нажитое в браке супругами, для передачи необходимо нотариально заверенное согласие другого супруга, иначе договор является ничтожным.

На подъезде дома я увидела объявление о том, что необходимы денежные средства на восстановление монастыря, расположенного неподалеку от нашего города. Там же указаны реквизиты для перечисления пожертвований безналичным расчетом через банк. Данный монастырь часто посещала моя бабушка до войны еще, и я желаю помочь в его восстановлении. Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря?

Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.

Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.

По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ. Пока не будете уверены, что религиозная организация является юридическим лицом, ни в коем случае не перечисляйте пожертвования.

Я часто бываю в монастыре, который расположен в Калужской области, помогаю монахиням в хозяйственной работе. Также часто осуществляю пожертвования в пользу данной религиозной организации через ящик — копилку, путем отправления SMS — сообщений, иногда перечисляю денежные средства анонимно на расчетный счет учреждения. Могу ли я получить отчет от монастыря об использовании пожертвований, в связи с тем, что за последнее время пожертвовала достаточно крупную сумму (около 1 млн. рублей).

Независимо от суммы пожертвования, если не заключен договор в письменном виде, Вы не имеете права требовать от благополучателя отчета об использовании дара. Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении.

Актуальная тема денег в Церкви на все времена! Люди не понимают торговлю в храме от новозаветной истории.
Иисус Христос разгонял людей в храме, которые продавали жертвенных животных!
Сейчас же животных не надо приносить в жертву так как установлена бескровная жертва - Таинство Евхаристие.
Однако деньги храму нужны и торговля в виде пожертвований будет всегда.

Продолжение текста внизу под видео.

Церковь живет на пожертвования — это общее место, и это знают все. Поэтому ко всем денежным средствам, передаваемым Церкви, нужно относиться именно как к пожертвованиям, то есть — бескорыстно передаваемым. Никто не принуждает человека вносить пожертвования: пожалуйста, заходи в храм, молись, исповедуйся, причащайся, не тратя ни копейки своих денег. И ни один священник не вправе отказаться безвозмездно совершить любое священнодействие. Однако этому священнику нужно есть и пить, храм, в котором совершаются службы, нужно ремонтировать и содержать. Люди это понимают и вносят пожертвования на храм.

Одни бескорыстно жертвуют, другие бескорыстно священнодействуют — так в идеале, и такой идеал осуществим при одном условии — церковной десятине. Пусть каждый православный человек отдает часть своих доходов Церкви — и она вполне может жить, развивать свои социальные инициативы, весьма широко заниматься благотворительностью и раздавать свечки налево и направо каждому нуждающемуся. Может быть, когда-нибудь церковно-общественные отношения и придут к такой норме, пока же мы имеем то, что имеем. Практику фиксированных пожертвований.

Вообще «таксы» за исполнение треб, то есть богослужений по просьбе, по потребности людей (крещение, отпевание и т.д.), — это не церковное установление. В практику Русской Православной Церкви они были введены при Екатерине I. Это было частью весьма широкой компании секуляризации, когда государство отнимало церковные земли, вводило различные штаты содержания храмов и монастырей… За всеми этими мероприятиями просвечивает явное желание контролировать церковные доходы. Единожды поставленная в такое неудобное положение, Церковь не смогла от него освободиться до сих пор.

Сегодня государство не принуждает Церковь устанавливать определенный размер пожертвования, но роль ограничителя в деле возвращения к «ненормированному пожертвованию» играет неизжитая расцерковленность нашего народа. Вот один жизненный пример на эту тему. Некий священник решил предлагать в своем храме свечи не за «таксу», а за добровольный вклад: положил свечи, а рядом поставил ящик для пожертвований. На следующий же день свечей не стало, потому что по поселку прошел слух, что в храме свечи бесплатно раздают, и все поспешили запастись впрок. Вот каков духовный уровень большинства «верующих» людей. Так что Церковь всегда готова вернуться к нормальным отношениям пожертвования, а наше расцерковленное общество пока что нет.

О богатстве священников можно сказать следующее: священник живет так, как живет его паства. Если священник служит в столице и в храм его ходят банкиры — это один уровень пожертвований и, соответственно, доходов священника, а если храм сельский — то совершенно другой. А теперь ответьте на вопрос: бо льшая часть людей в нашей стране сейчас живет богато или бедно? Вот ровно так же живут священники. Что-то не наблюдается вокруг храмов желающих в них поработать на постоянной основе, и это вполне объяснимо весьма скромным уровнем заработной платы. И священник в этом смысле не исключение.

Цель траты денег в Церкви

Денежные расходы в Церкви — это выплата заработной платы работникам храма (и всех сопутствующих этому налогов). Да, Церковь платит налоги государству, кормит его. Треть расходов — различные приобретения: те самые свечи, а также иконы, литература, которые впоследствии предлагаются к распространению при сборе пожертвований. Значительный кусок церковного бюджета — это оплата коммунальных услуг: газ и электричество. Свет люстр (паникадил) очень дорог! Далее — сопоставимые с этим «куском» затраты по содержанию благотворительной трапезной и кроме того — воскресной школы. Добавьте сюда необходимые ремонты, поддержание в порядке коммуникационных сетей, канцелярские и прочие расходы, и вы увидите, что церковные деньги, как вода в песок уходят. Кроме того — благотворительность и взносы на общецерковные нужды. Найти в церковном бюджете брешь размером со стоимость «мерседеса» — из области малонаучной фантастики. Во всяком случае, применительно к нашему храму.

Богатство Церкви — это миф. В свое время мне приходилось слышать о том, что для разорения Русской Православной Церкви достаточно предпринять только одну меру — передать на ее баланс содержание храма Христа Спасителя в Москве. (Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.) Затраты по его содержанию сопоставимы с размером общецерковного бюджета! А теперь скажите: велик ли и огромен ли этот бюджет?

Церковь бедна, и бедна настолько, что более 90 процентов когда-то принадлежавших ей зданий представляют собой руины, вернуть и восстановить которые Церковь сейчас не в силах. Церковь только-только приходит в себя после страшных лет безбожия, которые буквально обескровили ее, она пытается встать на ноги. Бо льшая часть священников и церковного народа — самоотверженные и бескорыстные люди. Другие вряд ли приживутся на церковной почве. Да, может и священник оказаться недостойным своего сана, но ведь и среди апостолов был Иуда, не по нему же мы оцениваем нравственный уровень апостолов! Вот и я предлагаю судить о священстве не по статьям в желтой прессе, а по реальным и, слава Богу, немалочисленным примерам простых русских батюшек, в которых соединяются добродушие, нестяжательность, самоотверженность, зачастую — бесстрашие и многое другое, что позволяет народу говорить о священстве как об особых людях и предъявлять батюшкам особо высокие нравственные требования.

Пожертвование на храм в виде денег

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся - не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, - не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).

Иеромонах Иов Гумеров

В настоящее время принимается благотворительное пожертвование на иконостас храма.
Смотрите раздел Реквизиты.
Указаны счета во всех валютах и электронных системах для перевода денег на счет храма из любой страны!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Примечание редактора:
Нам часто задают вопрос о финансах и пожертвовании в простых церквях. Безусловно, существуют различные понимания, мнения и практические применения истины в данной сфере; поэтому мы не беремся утверждать, что в статье изложен окончательный и полный ответ на данный вопрос. Эта статья просто хорошо подходит для того, чтобы вызвать обсуждение и научиться чему-то полезному в этой сфере. Читайте, пользуйтесь и обсуждайте. Давайте будем учиться друг у друга.

Есть старая британская пословица: «Проследи за деньгами!» Если хочешь найти причину преступления или злого поступка, достаточно посмотреть, «куда ведут деньги».

Мне кажется интересной взаимосвязь этой пословицы с Екклесиастом 10:19: «За все отвечает серебро».

Когда люди спрашивают меня, почему все телепроповедники похожи друг на друга, я показываю им Екклесиаста. Когда меня спрашивают, почему организованная религия функционирует определенным образом, я показываю им Екклесиаста. Когда мне задают вопрос, как узнать, что хочет мое сердце, я показываю им Екклесиаста.

Человеческими мерками, деньги – это ответ на всё. Как ты к ним относишься и как используешь, говорит о том, как ты понимаешь работу Отца в твоей жизни.

Из всех вопросов о жизни церкви, построенной на взаимоотношениях, вопрос «Как вы относитесь к десятине?» звучит не реже, чем «Что вы делаете с детьми?» Признаюсь, что я перехожу финансовые реки особенно осторожно, так как ничто другое не использовалось настолько неправильно среди Божьего народа в наше время.

Обычно те, кто выступает на эту тему, обычно делают это, чтобы получить больше денег, причем прежде всего для самих себя. Поэтому позвольте мне начать с предостережения: У нас нет финансового кризиса, пожалуйста, не высылайте нам пожертвования, если покажется, что данная статья является прикрытым призывом это сделать. Это не так, и если в это сложно поверить, можете просто остановиться на этом и дальше не читать.

Иисус и деньги

Иисус говорил о деньгах не меньше, чем на другие темы, за исключением того, что было связанно с Отцом. Он говорил, что ничто не показывает нашу привязанность больше, чем то, что мы собираем в качестве богатства или готовы свободно отдать по Божьему требованию.

Даже при поверхностном чтении четырех Евангелий можно заметить, что Он говорил о деньгах больше, чем о церкви, поклонении или даже молитве. Он предупреждал нас не судить о Божьей справедливости или щедрости на основании денег, и ясно показал, что жизнь с избытком не имеет отношения к количеству денег или размерам нашего имущества, но зависит от умения жить в свободе Его праведности, уверенного упования на Его мир и полноты Его радости.

Погоня за деньгами и переживания, связанные с этим, могут задушить жизнь Царства в любом из его последователей. Лучше раздать их бедным, чем позволить завладеть вашим сердцем.

Он также сказал, что мудрые сердцем будут использовать деньги в качестве инструмента для достижения Божьих целей в этом мире. Деньги могут открыть двери и послужить нуждам многих, когда не владеют вами. Используйте их с ответственностью, и они смогут стать благословением для вас и других. Накапливайте их, и то, что они сулят, быстро превратятся в клетку для ослепленного сердца.

Учитывая, что деньги имеют возможность сделать много добра или стать причиной большого зла, как Он хочет, чтобы мы обращались с деньгами?

Десятина, принесенная в дом хранилища

Мне было просто это делать. Когда я рос, меня научили, что десять процентов от всего, что я получил, принадлежит Богу. Я должен Ему эти десять процентов. Это и есть десятина.

Отдавал я десятину, жертвуя ее в ту поместную церковь, которую я принадлежал. Ответственные в церкви могли использовать ее на нужды собрания, например, приобретать помещения, выплачивать зарплаты, финансировать программы, а также помогать нуждающимся людям. У меня не было права отдать ее туда, куда Бог мог бы побудить. Если я хотел бы пожертвовать деньги еще куда-нибудь, это должно быть сверх моей десятины. Это и есть десятина, принесенная в дом хранилища.

Если быть честным, я никогда не было полностью согласен с аргументами в пользу такого заключения. Конечно же Авраам принес десятину в знак благодарности Богу еще до закона. Она помогала обеспечивать содержание Божьего храма и левитов, которые этим занимались. Ее разделяли с нуждающимися, а также использовали для финансирования праздников, отмечающих Божью жизнь среди них.

Однако следует признать, что Новый Завет на удивление ничего не говорит о десятине, как о практике ранней церкви. Нет призывов отдавать десятину, хотя щедрость, с которой они жертвовали друг для друга, и до сих пор остается легендарной.

Однако очень много лет я не замечал этого, будучи ослеплен прагматической потребностью финансировать сооружения, зарплаты и программы организаций, которым я служил. Без посвященных плательщиков десятины мы просто не смогли бы финансировать те проекты, которые считали настолько важными для нас. Было очень просто использовать ветхозаветную десятину для библейского обоснования необходимости финансировать наши нужды.

Иной путь приношения пожертвований

Теперь мои выводы значительно отличаются. Нет, я не считаю, что давать десятину неправильно, я просто смотрю на нее теперь, как на все остальное в Ветхом Завете. Она является всего лишь тенью той великой реальности, которую Бог хочет показать нам в Иисусе Христе. И как любая другая ветхозаветная тень, когда открываешь для себя настоящую суть пожертвования, понимаешь, что десятина является дешевой заменой по сравнению с этим.

«Значит что, мне не нужно давать десятину?» Мне нравится этот вопрос, потому что он разоблачает мотивировку многих людей, дающих десятину. Десятина – это счет, наш долг Богу. Как только он уплачен, мы можем забрать оставшиеся 90% и потратить их по своему усмотрению. Не дать ее, словами Малахии, означает ограбить Бога, оставив неоплаченным свой долг.

Новый Завет рисует перед нами совершенно иную картину. Иисус никогда не говорил, что его ученики должны платить десятину. И хотя о пожертвовании постоянно говорится в Деяниях и Посланиях, опять таки ничего не сказано о десятине. Вместо нее мы видим другой принцип. Верующие жертвовали не потому, что были должны это делать, а потому, что захотели это делать. Те, кто был приглашен иметь отношения с Живым Богом, были настолько изменены и благословлены Его щедростью, что в свою очередь стали относиться к окружающим с той же щедростью. Получившееся в результате пожертвование превзошло все то, чего можно было достичь с помощью десятины.

Даже когда Петр обратился к Анании по поводу обмана, связанного с деньгами, которые он давал, он четко пояснил, что церковь не имела на эти деньги никаких прав. «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деяния 5:5)

Когда Павел собрал пожертвование для истощенных от голода верующих в Иерусалиме, он ясно пояснил, что это не было его приказом, но всего лишь возможностью. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2 Кор. 9:7)

В конечном счете, пожертвование из долга совсем не является пожертвованием на самом деле. Это просто еще одно обязательство, и имеет весьма отдаленное отношение к тому, что Бог заложил в это с самого начала.

Щедрое пожертвование

Кстати, Павел был шокирован тем, как македоняне, сами страдающие от нищеты, отреагировали на нужду. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». (2 Кор. 8:2-4)

Разве это похоже на десятину? Привела ли десятина к таким удивительным поступкам? Не думаю! Перед нами верующие, которые получили так много благодаря Божьей щедрости к ним, что даже, несмотря на свои собственные нужды, они проявили щедрость к другим.

Мне нравится, как Новый Завет умеет правильно расставить акценты. Мы даем деньги Богу не для того, чтобы Бог проявил к нам щедрость. Вместо этого, Он начинает круговой процесс. Поразившись Его щедростью к нам, мы будем относиться к другим аналогично.

Но здесь есть зацепка, не так ли? Что, если я не чувствую на себе Божью щедрость, нужно ли мне отдавать другим? Павел сказал, что мы отдаем и получаем в Теле циклически. Те, у кого сегодня много, завтра могут оказаться среди нуждающихся. Цель – делиться с другими, чтобы ни у кого не было слишком много или слишком мало.

Но как измерить «слишком много» и «слишком мало»? Хотя мне кажется очевидным, что практически каждый из нас, кто живет в промышленно развитых странах, невероятно богат финансово по мировым стандартам, очень немногие по-настоящему понимают Божью щедрость. Почему?

Щедрость по Божьему

Мало людей по-настоящему понимают Божью щедрость по двум причинам. Во-первых, они измеряют ее на основании своих желаний и нужд. Сравнение наших домов, машин и игрушек с имуществом других в нашей культуре приводит к зависти и скупости. В свете наших требований, Бог редко когда кажется щедрым.

Павел понимал Божью щедрость на значительно более глубоком уровне, чем материальный комфорт. Он сказал, что знает тайну, как быть довольным, несмотря на материальное изобилие или нужду. Так как он был сосредоточен на Божьих планах в своей жизни, а не на своих, он видел Божью щедрую руку в каждой сфере своей жизни. Посмотрите, как он это описал: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8)

Большую часть своей духовной жизни я прожил как сын скупого Отца. Никогда не имея всего, что я хотел, и часто разочаровываясь Его ответом на мои самые горячие молитвы, я жил с ноющим чувством разочарования в Боге. Да, интеллектуально я мог выразить благодарность и хвалу не хуже любого другого, но внутри я чувствовал себя обманутым и постоянно расстроенным тем, что Он не делал того, что я от Него ожидал.

И только в последние шесть лет, когда Бог разобрал мои планы относительно своей жизни на части, я начал понимать то, о чем Павел говорит здесь. Я был так сильно занят тем, чтобы заставить Бога обратить внимание на то, что меня интересовало, что не замечал Его поразительных дел в моей жизни каждый день. Когда я начинаю день свободным от собственных предпочтений относительно поворота событий, я постоянно удивляюсь от того, что Бог делает в моей жизни, и искренне воздаю Ему в ответ благодарность. Если Он мне что-то не дает, это потому, что оно мне на самом деле не нужно.

Именно поэтому наши ожидания так часто не оправдываются. Не потому, что Бог не заботится о нас, но потому что Он стремится освободить нас от тирании нашего я. Только тогда мы сможем с удовольствием пользоваться Божьими ресурсами и откроем для себя Его великую щедрость.

Как это работает?

Жизнь, окруженная Божьей щедростью, приводит к щедрому отношению к нашим деньгам, нашему времени и нашей духовной жизни. Так как Бог заботится о нас настолько замечательным образом, нам больше не нужно настолько уделять себе внимания. Таким образом, нам будет проще увидеть, как Бог хочет, чтобы мы помогали другим.

Помните македонян, которые так много пожертвовали, хотя и сами находились в нужде? Произошло ли это потому, что они серьезно относились к десятине? Нет. Как написал Павел: «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5)

Просто они слышали Бога и делали то, о чем Он попросил их. Это превосходило понимание Павла. Те, кто убежден, что пожертвование Богу – не больше, чем обязательство платить десять процентов, никогда не поймут такое пожертвование.

Несколько раз в году ко мне звонят люди, которых Бог вывел из жестоких организаций. Они говорят мне, что Бог побудил их отдавать свою десятину с этого момента нашему служению «Поток Жизни» (Lifestream). Мой ответ всегда остается одним и тем же. После того, как я благодарю их за внимательность к нам, я стараюсь увести их от любого регулярного обязательства. «Если Бог положил вам на сердце прислать нам какую-то сумму в этом месяце, пожалуйста, сделайте это. «Если Бог положит вам на сердце прислать нам какую-то сумму в следующем месяце, тогда сделайте это. Если в последующие месяцы Бог побудит вас сделать что-нибудь другое со своими пожертвованиями, тогда обязательно сделайте это». Никогда не было такого, чтобы эти люди жертвовали нам больше, чем один или два раза. Надеюсь, что они учатся лучшему пути отдавать пожертвования.

Жизнь отдачи

Каждый день Бог хочет, чтобы вы испытывали Его щедрую любовь, а затем показать вам, как Он хочет направить Свою щедрость через вас, чтобы коснуться других. Насколько я понимаю, согласно Писанию вы не обязаны отдавать это в какое-то определенное место. Он покажет вам, куда давать, если Он руководит вами, а не призывы и требования тех, которые всегда твердят, что находятся в кризисе.

Те, кто собираются в более располагающей к формированию взаимоотношений атмосфере и не тратят значительные средства на помещения, зарплаты или программы, часто находят творческие пути проявления щедрости и видят, как Бог это использует. Они дают нуждающимся, на дело распространения света Божьего Царства миру, и даже на поддержку проектов служения, которым они чувствуют призвание помогать.

Они делают это вместе или по отдельности. Я знаю об одной группе в Австралии, которая собрала пожертвование на общий счет, чтобы раздать его от имени группы. После шестинедельных споров о том, как эту сумму лучше раздать, они решили вернуть каждому его деньги и позволить каждому пожертвовать так, как они считают нужным. Они решили тратить время на то, чтобы ободрять друг друга в вере, вместо того, чтобы расходовать пожертвования друг друга.

Я знаю и других, которые клали определенную сумму денег отдельно в свой кошелек каждый месяц и ожидали, когда Бог пошлет подходящие моменты для того, чтобы ее пожертвовать в течение недели.

Обратите внимание, я не сказал, что будет грехом отдавать десять процентов группе, с которой вы регулярно собираетесь, если Бог просит вас об этом. Более того, я думаю, что людям, которых Бог благословил, и которые не желают нести финансовое бремя служения, которое приносит им пользу, следует пересмотреть, призвал ли их Бог быть частью такого собрания.

Но десятина становится тенью по сравнению с Божьим путем принесения пожертвований. Для тех, кто открывают в Боге щедрого Отца, пожертвования будут выходить за рамки десяти процентов, когда они будут делать всего лишь то, о чем Бог их попросит. Более того, так как речь не идет об оплате счета, но распространении Его щедрости, они будут давать с любовью, которая не просто перечисляет средства, но также строит взаимоотношения.

Зачем держаться за тень, когда можно наслаждаться реальностью, стоящей за ней? Этот принцип распространяется на многие аспекты этого Царства, не так ли?

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше – торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

“Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь”, – заявил он в ходе “.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

“Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором”, – заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

“Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы”, – убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда – то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше – это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина – это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы – христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник – совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви – не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое – это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община – это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви – право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней – от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых “свободных церквей” (этот термин возник в Западной Европе – это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются “свободными”, у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав – в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Похожие статьи