Органы одкб. Смотреть что такое "одкб" в других словарях. Па одкб: большой потенциал качества

Россия сегодня играет особую роль в контексте стратегии и деятельности ОДКБ, а интенсификация сотрудничества между странами-участницами и повышение эффективности деятельности Организации сегодня является одним из важных внешнеполитических приоритетов для России. Так, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., ОДКБ – главный межгосударственный инструмент, призванный противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Военная доктрина Российской Федерации формулирует ряд основных задач по сдерживанию и предотвращению конфликтов, которые включают в том числе и задачи по укреплению системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращиванию ее потенциала. В 2014 г. в ходе своего председательства в ОДКБ Россия приложила серьезные усилия по повышению роли и потенциала Организации, а также развитию военного и военно-политического сотрудничества с партнерами.

Сегодня страны-участницы ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и считают миротворческую деятельность перспективным направлением развития организации, что полностью соответствует основным приоритетам российской внешней политики. В итоговом заявлении глав государств-членов ОДКБ по результатам саммита в Душанбе 15 сентября 2015 г. говорится о том, что «государства-члены ОДКБ рассматривают развитие миротворческого потенциала организации как перспективное направление ее деятельности и поддерживают подключение к международной миротворческой деятельности под эгидой ООН». В совместном заявлении отмечается также, что государства-члены ОДКБ продолжат содействовать консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией, обеспечению международной информационной безопасности.

История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Структура ОДКБ

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляет Россия, в 2015 г. - Таджикистан.

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

Председательство России в ОДКБ, 2014 г.

Председательство России в ОДКБ строилось на утверждённых Председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритетах и плане мероприятий по реализации решений сентябрьской (2013 года) сессии СКБ ОДКБ в Сочи.

В целях укрепления механизмов сотрудничества и обеспечения безопасности на внешних границах зоны ответственности ОДКБ основное внимание уделялось принятию превентивных мер по противодействию вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана. Создана временная рабочая группа из представителей пограничных ведомств государств-членов ОДКБ для координации работы по укреплению пограничной безопасности в Центральной Азии. Рабочая группа по Афганистану при СМИД ОДКБ проводила регулярную «сверку часов» по развитию ситуации, в ее работе принимали участие представители ряда международных организаций.

Продолжалось совершенствование совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности. Принято решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2014 году проведены три крупных совместных учения: «Рубеж - 2014», «Нерушимое братство - 2014» и «Взаимодействие-2014». Существенный импульс более тесному сотрудничеству в сфере безопасности придал неформальный саммит глав государств-членов в Москве 8 мая 2014 года.

Осуществлялась комплексная работа по развитию миротворческой компоненты деятельности Организации. С Департаментом операций по поддержанию мира Секретариата ООН прорабатывались рекомендации в части состава, структуры, оснащения, подготовки миротворческих контингентов ОДКБ с прицелом их подключения к операциям по поддержанию мира под эгидой ООН.

Будучи многопрофильной международной организацией, ОДКБ укрепляла механизмы борьбы с современными вызовами и угрозами безопасности, прежде всего, в таких областях, как противодействие наркотрафику, незаконной миграции, преступлениям в информационной сфере. Принята Антинаркотическая стратегия ОДКБ на 2015-20 гг., на регулярной основе проводились антинаркотическая операция «Канал», комплекс специальных мероприятий по противодействию незаконной миграции «Нелегал». Статус операции постоянного действия придан операции «ПРОКСИ» по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. Поступательно усиливается потенциал Организации в борьбе с чрезвычайными ситуациями. В числе важных направлений работы остается борьба с терроризмом и организованной преступностью.

Получило дальнейшее развитие парламентское измерение деятельности ОДКБ, в первую очередь, в плане синхронизации национальных законодательств государств-членов. 6 ноября 2014 года В.В.Путин принял руководителей парламентов государств-членов ОДКБ, а также стран - наблюдателей при ПА ОДКБ - Сербии и Афганистана

Важнейшим направлением работы ОДКБ становится внешнеполитическая координация государств-членов. Регулярный характер приобрели рабочие встречи министров иностранных дел «на полях» крупных международных мероприятий, продолжена и расширена практика принятия совместных заявлений по актуальным для государств-членов ОДКБ вопросам. В период председательства России в ОДКБ принято 17 совместных заявлений, 6 из которых - министрами иностранных дел ОДКБ.

В целях развития взаимодействия между ОДКБ и другими международными и региональными организациями состоялись встречи Генерального секретаря ОДКБ и Председателя Постоянного совета ОДКБ с Генсекретарем ООН и его заместителями, дважды проводились встречи с Генеральным секретарем ОБСЕ. На 69-ой сессии ГА ООН была принята Резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ.

Расширялись внешние связи ОДКБ с другими международными организациями, прежде всего СНГ, ШОС. При поддержке российского председательства организованы встречи Генерального секретаря ОДКБ с латиноамериканскими государствами и странами АТР.

В целом председательство России в ОДКБ способствовало повышению роли и потенциала Организации, а также развитию союзнических отношений с партнерами. В 2015 г. председателем в ОДКБ стал Таджикистан.

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Организации Договора о коллективной безопасности (справочная информация)

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:


«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;

Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;

Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.

Членство: Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Таджикистан
Объединённый штаб: Москва
Тип организации: Военно-политический союз

О перспективах развития ОДКБ. Мир Перемен публикует полную версию документа.

Краткая историческая справка

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года через полгода после развала СССР. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.

Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

В 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать членство в ДКБ и сосредоточились на работе в ГУАМ (ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) - антироссийская организация, созданная в 1997 году для налаживания горизонтальных связей между постсоветскими республиками в интересах США и Евросоюза. В периоды членства Узбекистана организация называлась ГУУАМ. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе).

В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию.

7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу.

16 ноября 2006 года главы парламентов стран-членов ОДКБ приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

В 2009 году были созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР). Их задача - отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Учения КСОР проходят на регулярной основе.

21 декабря 2015 года главы государств-членов ОДКБ приняли Заявление о противодействии международному терроризму, в котором заявили о намерении «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам».

14 октября 2016 года Совет коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в Ереване принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования.

Генеральным секретарем ОДКБ с 2003 года является Николай Бордюжа.

ОДКБ: Родовые травмы и неустранимые противоречия

Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века - развал Советского Союза - особенно серьезно сказалась на способности внезапно и зачастую не по собственной воле получивших независимость государств поддерживать должный уровень безопасности - как внешней, так и внутренней.

Если европейские постсоветские республики (за исключением Молдавии, не сумевшей обуздать собственных националистов и в результате лишившейся Приднестровья) в начале 90-х столкнулись максимум с ростом преступности, то среднеазиатские страны оказались наедине с угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма.

Наиболее серьезной ситуация была в Таджикистане, с его протяженной границей с Афганистаном. Гражданская война в этой стране угрожала крайне серьезными последствиями не только для самого Таджикистана, но и для соседних стран. Именно поэтому и Россия, взявшая на себя охрану таджикско-афганской границы, и Казахстан, и Узбекистан активно участвовали в национальном примирении в республике.

«Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения. И сейчас в рамках ОДКБ этой стране оказывается существенная политическая, военная и военно-техническая помощь», - говорится на работавшей до 2012 года версии сайта ОДКБ в разделе «Общие сведения».

ОДКБ изначально была ориентирована в первую очередь на решение задач поддержания безопасности в Средней Азии. Еще немного цитат со старой версии сайта организации:

«На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.

Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии".

Нормативно-правовые акты, на основании которых работали структуры ДКБ, это принятые в 1995 году «Декларация государств-участников ДКБ», «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ», документ об «Основных направлениях углубления военного сотрудничества», план реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества.

В 1999 году был утвержден План второго этапа формирования системы коллективной безопасности, который предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

В 90-е у ДКБ не было шансов стать полноценной и действенной международной организацией из-за большого количества претензий его участников друг к другу.

Армения и Азербайджан, как тогда, так и сейчас, находились, по сути, в состоянии войны друг с другом. Грузия как тогда, так и сейчас, обвиняла Россию в «сепаратизме» Абхазии и Южной Осетии, хотя следует отметить, что Москва в 90-е годы вела гораздо более жесткую политику по отношению к непризнанным государствам, чем в 2000-е. Абхазия фактически находилась в экономической блокаде, Южная Осетия и Приднестровье были предоставлены сами себе.

Узбекистан пытался проводить то, что в Ташкенте называли «взвешенной» политикой, но в результате просто метался между Москвой и Вашингтоном, то входя в ДКБ, то переходя оттуда в ГУАМ, то соглашаясь на создание американской военной базы, то требуя от США немедленно покинуть свою территорию.

Разумеется, в НАТО тоже есть примеры того, как членами альянса являются «недолюбливающие» друг друга страны, такие как Греция и Турция, но такой напряженности, а тем более прямых боестолкновений между ними, как в случае с некоторыми бывшими членами ДКБ, не было давно.

Но, пожалуй, главной проблемой ДКБ, перешедшей по наследству к ОДКБ, был изначальный отказ от серьезных попыток интегрировать крупнейшую после России в военном отношении постсоветскую республику - Украину.

Разумеется, Киев и Москва в 90-е годы подвергались серьезному давлению со стороны Запада, «нейтральность» Украины была одним из условий вывода ядерного оружия с ее территории. Но отсутствие Украины в созданном Россией оборонительном союзе, безусловно, заложило предпосылки для дрейфа этой страны в сторону НАТО и нарастающей антироссийской направленности украинской политики, достигшей своего апогея в ходе так называемого «Евромайдана».

ДКБ в том виде, в каком он существовал в 90-е годы, не мог оперативно реагировать на вызовы времени, его реформа или роспуск были неизбежны.

Работа по подготовке к переформатированию организации начались в 2000-м году. Было подписано соглашение об основных принципах Военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, которые были укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана общей численностью в 1500 человек.

Параллельно усовершенствовались органы политического управления и межгосударственных консультаций. Были созданы Совет министров иностранных дел и обороны, Комитет секретарей советов безопасности. Был организован Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс на уровне СКБ, СМИД и СМО с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников, и их Полномочных представителей при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности.

Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию в соответствии с Главой VIII Устава ООН было принято в Москве в мае 2002 года главами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Местом для создания ОДКБ был выбран нейтральный Кишинев. 7 октября 2002 года в столице Молдавии проходил саммит глав государств СНГ, в рамках которого главы стран-участниц ДКБ подписали уставные документы о трансформации последнего в ОДКБ.

Молдавия, отметим, так же как и Украина с самого начала собственной независимости воздерживалась от участия в военном сотрудничестве с Россией - из-за недовольства пребыванием российских войск в Приднестровье. Возглавлявший эту республику в 2002 году коммунист Владимир Воронин считался «пророссийским» президентом вплоть до ноября следующего года, когда он в последний момент отказался подписывать уже парафированный документ о приднестровском урегулировании, так называемый «Меморандум Козака». После этого никаких разговоров о возможном членстве Молдавии в ОДКБ уже не велось.

ОДКБ в 2002-2016 годах: через противоречия к укреплению союза

В 2002-2003 годах, когда создавалась ОДКБ, главной мировой угрозой, как и сейчас, большинство стран считало международной терроризм. США вели операцию в Афганистане и готовились к вторжению в Ирак. Российско-американские отношения переживали период относительного подъема после резкого ухудшения в 1999 году, когда США и НАТО без санкции ООН разбомбили Югославию.

Изначально в рамках ОДКБ не планировалось серьезной политической составляющей, только обеспечение безопасности стран-участниц. Политический диалог в Средней Азии велся либо на основе СНГ, либо в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 году на основе «Шанхайской пятёрки», образованной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области. В ШОС также вошел Узбекистан. Целями и задачами ШОС были названы укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Также следует подчеркнуть, что ОДКБ не рассматривалась как альтернатива НАТО. Задачами организации была безопасность в Средней Азии, а также военно-техническое сотрудничество стран-участников. Безудержное, подобное раковой опухоли, расширение НАТО никогда не было примером для подражания для участников ОДКБ.

Тем не менее, со временем стало понятно, что одного лишь сотрудничества в рамках исполнительной власти недостаточно - для обеспечения должного уровня взаимодействия требовалась гармонизация законодательства.

23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Основываясь на этом решении и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ - членов ОДКБ на заседании 16 ноября 2006 года приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

Как говорится на сайте ПА ОДКБ, «в рамках ассамблеи созданы три постоянные комиссии - по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам.

В соответствии с Положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности, ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств - членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности (СКБ), другим органам ОДКБ и национальным парламентам. Помимо этого, ПА ОДКБ принимает модельные законодательные и иные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательств государств - членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ".

Полноценная работа различных структур ОДКБ, к сожалению, неоднократно ставилась в зависимость от текущей политической или экономической ситуации. Например, переговоры о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), основной боевой силы ОДКБ, в июне 2009 года были омрачены так называемой «молочной войной» между Россией и Белоруссией. В результате представители Минска отказались участвовать в заседании ОДКБ под предлогом того, что военная безопасность невозможна без экономической.

Это поставило под сомнение легитимность решения о создании КСОР, ведь согласно пункту 1 Правила № 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением СКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал пакет документов о присоединении Белоруссии к Коллективным силам оперативного реагирования только 20 октября 2009 года.

В июне 2010 года президент Киргизии Роза Отумбаева обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой о вводе КСОР на территорию этой страны в связи с беспорядками и межэтническими столкновениями в Ошской и Джалалабской областях. Медведев ответил, что «критерием для задействования сил ОДКБ является нарушение одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию. Пока об этом речь не идёт, потому что все проблемы Киргизии коренятся внутри. Коренятся в слабости прежней власти, в их нежелании заниматься нуждами народа. Я рассчитываю на то, что все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии. Российская Федерация поможет».

Это заявление стало предметом критики со стороны президента Белоруссии. Александр Лукашенко заявил, что КСОР должны войти в Киргизию и навести там порядок. В результате было принято компромиссное решение - на российскую авиабазу Кант в Киргизии был доставлен усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ для обеспечения безопасности. Представители ОДКБ, в свою очередь, приняли участие в поисках организаторов беспорядков и обеспечили координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана. Также специалисты ОДКБ занимались выявлением подстрекателей и разжигателей розни в интернете. В Киргизию были направлены спецсредства нелетального действия, спецтехника, транспортные средства, включая вертолеты.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа по итогам событий в Киргизии выступил со специальным заявлением, в котором, в частности, говорилось, что все страны-члены ОДКБ согласились с тем, что ввод миротворческих войск в республику в ходе массовых беспорядков был нецелесообразным: «Ввод войск мог бы спровоцировать еще большее обострение ситуации в регионе в целом», - отметил он.

В 2011 году все тот же Александр Лукашенко выступил с инициативой использовать КСОР для предотвращения государственных переворотов. «Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить - руки чешутся у многих», - отметил тогда он.

В 2012 году ОДКБ во второй раз покинул Узбекистан - среди причин называлось как несогласие с политикой организации по отношению к Афганистану, так и двухсторонние противоречия с Киргизией и Таджикистаном. Серьезным ударом по ОДКБ это не стало - участие Узбекистана во время его «второго прихода» было во многом формальным.

Однако по мере усиления террористической опасности на Ближнем Востоке и в Средней Азии и приближения сил НАТО к границам России и Белоруссии стало понятно, что альтернативы ОДКБ в текущей ситуации нет. Обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также военно-технического сотрудничества наших стран возможно только при постоянном и эффективном взаимодействии всех отвечающих за безопасность структур, включая парламентское взаимодействие.

К 2016 году ОДКБ подошла достаточно единой и сплоченной организацией. Регулярно проводятся учения как КСОР, так и других структур, разрабатываются концепции и стратегии, налажено взаимодействие с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС и другими международными организациями.
По этому поводу генсек ОДКБ Николай Бордюжа неоднократно отмечал, что освещение деятельности ОДКБ находится в России не на должном уровне.

«Я хотел бы сослаться на последний наш опыт - это проведение мотопробега по государствам-членам ОДКБ, за исключением Армении, поскольку были чисто технические проблемы. Представители некоторых байк-клубов вместе с представителями минского мотоциклетного завода проехали через все государства блока, везде встречались с населением, возлагали венки к могилам военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. По их оценкам, во всех государствах, в том числе в маленьких населенных пунктах достаточно неплохо знают про ОДКБ, за исключением Российской Федерации», - отметил он на пресс-конференции в 2013 году.

ПА ОДКБ: большой потенциал качества

Активизация межпарламентского сотрудничества в рамках ПА ОДКБ со странами-участницами организации, наблюдателями и всеми заинтересованными в сотрудничестве организациями становится важным элементом международной безопасности на Евразийском пространстве и во всем мире.

Определенный оптимизм по поводу развития ситуации вокруг ОДКБ внушает единогласное избрание Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина на аналогичный пост в Парламентской Ассамблее ОДКБ.

Это, с одной стороны, традиционное решение - ранее ПА ОДКБ возглавляли спикеры Госдум предыдущего и позапрошлого созыва Сергей Нарышкин и Борис Грызлов соответственно. Но, судя по изменениям, произошедшим по инициативе Вячеслава Володина в Госдуме, «традиционным» его председательство ПА ОДКБ не будет.

«Очевидно, что приоритетным направлением работы Ассамблеи на ближайшие четыре года станет выполнение программы по гармонизации национального законодательства государств - членов Договора - начало работы положено в текущем году, рассчитана программа до 2020 года. А задач накопилось достаточно, среди первоочередных - вопросы безопасности. Пять проектов документов по сверке национальных законов уже подготовлены постоянным комитетом ОДКБ по обороне и безопасности. Касаются они вопросов борьбы с коррупцией, с наркотрафиком, противодействия технологическому терроризму, подготовки кадров по направлению „Безопасность в чрезвычайных ситуациях“, реагирования на кризисные ситуации», - отмечает одна из российских федеральных газет.

В своем первом выступлении на новом посту Володин отметил, что в настоящее время перед ОДКБ стоит ряд приоритетных задач, в числе которых, в частности, ускорение формирования единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на территории ОДКБ. В числе других важнейших направлений работы он назвал парламентское реагирование на кризисные ситуации не только на пространстве ОДКБ, но и за его пределами.

Афганистан и Сербия уже являются наблюдателями в ОДКБ. Иран и Пакистан должны получить этот статус в 2017 году. По словам вице-спикера ПА ОДКБ, зампредседателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, интерес к взаимодействию с ОДКБ проявила Молдавия - после избрания президентом социалиста Игоря Додона, неоднократно заявлявшего о необходимости восстановления связей с Россией, отношения Москвы и Кишинева могут если не кардинально улучшиться, то, по крайней мере, стать менее идеологизированными и более прагматичными.

Среди задач, стоящих перед ПА ОДКБ и организацией в целом также можно отметить необходимость наладить такое взаимодействие со структурами СНГ, ЕАЭС, ШОС и другими, которое исключало бы дублирование функций и ненужную соревновательность между сотрудниками аппаратов этих организаций. Перед всеми вышеперечисленными межгосударственными организациями стоят разные задачи, и «аппаратная война», точнее, даже не война, а излишняя конкуренция приведет лишь к понижению эффективности взаимодействия во всех сферах, включая безопасность.

Сама организация остается достаточно закрытой, слишком сосредоточенной на сугубо специфических вопросах безопасности, которые не всегда приобретают публичный характер. Эксперты отмечают, что новый председатель ПА ОДКБ сможет придать импульс публичной составляющей работы, во-первых, самой Парламентской ассамблеи, а во-вторых, всего ОДКБ в целом.

Здесь можно говорить о том, что вопросы безопасности будут требовать и четкого, понятного, актуального законодательного процесса обеспечения. Важным фактором становится диалог гражданских обществ по вопросам безопасности. Сегодня идет своего рода дискуссия между теми, которые считают, что демократические процедуры должны доминировать в системе, и между теми, кто считает, что вопросы безопасности требуют сегодня отступления от каких-то принципов. В данном случае участие Володина в этой дискуссии осовременит ее, поднимет до уровня развития всего гражданского общества. И в то же время приведет в соответствие с законодательными потребностями и конституционным статусом.

Международная повестка в мире остается напряженной, а избрание президентом США Дональда Трампа добавило непредсказуемости внешней политике этой сильнейшей и влиятельнейшей страны. В подобной ситуации государствам, заинтересованным в поддержании мира и внутреннего спокойствия следует максимально объединить свои усилия как в борьбе с международным терроризмом, так и с маскирующимся под «демократизацию» и «борьбу за права человека» стремлением западных стран навязать свои ценности и максимально ослабить традиционный жизненный уклад в странах Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии.

Сотрудничество в рамках ОДКБ является ярким примером того, как самый сильный в военном плане участник организации в лице России не стремится навязать другим участникам собственные ценности и не вмешивается во внутреннюю политику своих партнеров.

ОДКБ, созданная на базе Договора о коллективной безопасности (заключенного в мае 1992 г.), и превращенная в Организацию (с Уставом, бюджетом, Секретариатом, органами и структурами) в 2002-2003 гг. , позиционирует себя как многофункциональная организация безопасности нового типа.

Многофункциональность ОДКБ и новый тип организации заключаются, прежде всего, в попытке совмещения в одной структуре двух «корзин» функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам (создание военного союза, состыковка и сращивание военных инфраструктур семи стран-членов), с одной стороны, и противодействие новым угрозам и вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и пр.) - с другой. Именно это совмещение способно сделать ОДКБ уникальным механизмом, который мог бы играть существенную роль в ходе формирования новой архитектуры безопасности в Евразии.

Руководство ОДКБ заявляет о готовности Организации взять на себя необходимую долю ответственности в общем деле обеспечения международного мира и стабильности. А ее деятельность рассматривается как вклад в поддержание глобальной безопасности. В документах ОДКБ встречается положение о неделимости и коллективном характере безопасности.

Общая стратегия ОДКБ на современном этапе сформировалась и продолжает формироваться из отдельных функциональных («направленческих») стратегий, которые объективно сложились в разные периоды и под воздействием разных обстоятельств.

Изначально Договор о коллективной безопасности (ДКБ) - это, прежде всего, договор коллективной обороны, поэтому в основе сотрудничества ОДКБ лежит стратегия реагирования на «традиционные» угрозы безопасности, которые могут привести к межгосударственному ядерному конфликту или широкомасштабной войне с применением обычных вооружений. Для отражения такого типа угроз предусмотрено формирование трех региональных коалиционных группировок войск.

В настоящее время сформированы и действуют Восточноевропейская (Россия- Белоруссия) и Кавказская (Россия-Армения) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом (база в г. Кант в Киргизии). Считается, что именно создание КСБР привело летом 2001 г. к заметному спаду активности бандформирований в отношении центральноазиатских государств-участников ДКБ, по сравнению с предыдущими годами. С 2004 г. подразделения КСБР проводят ежегодно учения «Рубеж».

Также в систему коллективной безопасности входят создающиеся в настоящее время группировки объединенных систем (противовоздушной обороны (ПВО), разведки, связи, управления и др.) и Объединенный штаб ОДКБ. В настоящее время Объединенная система (ОС) ПВО существует на базе Союза Независимых Государств (СНГ), а не ОДКБ, но фактически активное участие в сотрудничестве и совместных учениях принимают только государства ОДКБ. Именно поэтому Организация планирует создать собственную интегрированную систему ПВО для трех регионов коллективной безопасности. Сейчас пока сформирована лишь российско-белорусская группировка.

Сложившаяся к концу 2010 г. стратегия «кризисного реагирования» предусматривает коллективные действия для «защиты безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ, а также совместного противодействия вызовам и угрозам коллективной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Реализовать эту стратегию призваны Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) и Миротворческие силы.

В феврале 2009 г. было принято решение о создании многофункциональных высокомобильных Коллективных сил оперативного реагирования, которые смогут не только отражать внешние вторжения, но и противодействовать наркотрафику, террористической угрозе, орг- преступности, ликвидировать последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Помимо частей и соединений вооруженных сил в КСОР (общая численность около 20 тыс. человек) вошли подразделения специального назначения органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По заявлению руководства ОДКБ «не предполагается задействование КСОР для решения каких-то межгосударственных двусторонних политических проблем или в отношении наших партнеров по СНГ или соседних государств».

Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ вступило в силу в январе 2009 г. Миротворческий потенциал ОДКБ предполагается использовать с соответствующих санкций Совета Безопасности ООН как на территории государств ОДКБ и СНГ, так и за их пределами. Уже созданы, хотя еще ни разу не собирались на совместные учения, миротворческие силы (МС) ОДКБ численностью около 3,5 тыс. человек.

Контртеррористическая стратегия ОДКБ начала формироваться еще до терактов в США 11 сентября 2001 г. Уже в документах 2000 г. было зафиксировано намерение членов ОДКБ усилить координацию мер «по совместному противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма». На борьбу с экстремистскими и террористическими группировками нацелены сценарии учений КСБР. В других регионах коллективной безопасности также проводятся контртеррористические мероприятия: например, в сентябре 2006 г. прошли совместные российско-армянские учения «Атом Антитеррор-2006». Они включали войсковую операцию по блокированию и уничтожению диверсионно- террористических групп, а также проведение спецоперации по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах атомной энергетики. Под эгидой ОДКБ в апреле 2007 г. Белоруссия провела контртеррористическое учение «Ликвидация чрезвычайных ситуаций, создавшихся в результате террористического акта».

Отдельного внимания заслуживает антинаркотическая стратегия ОДКБ. В рамках Организации с 2003 г. ежегодно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал», которая в 2008 г. получила статус постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Ее цели - выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотиков и их прекурсоров по «Северному маршруту» и части «Балканского маршрута». В 2007 г. в рамках операции впервые были использованы материалы финансовых разведок, что стало первым шагом на пути создания финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Международный Комитет ООН по контролю над наркотиками в своем докладе за 2008 г. признает операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику. В ОДКБ также действует Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов.

Еще одним направлением сотрудничества стран ОДКБ, согласно Уставу Организации, является противодействие нелегальной миграции из третьих стран. Первая совместная операция «Нелегал» была проведена в 2006 г.

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами (идеи терроризма, экстремизма, призывы к насильственному свержению конституционного строя, клевета). Проводится операция «Прокси» (противодействие криминалу в сфере информации).

Сложилась система военно-технического сотрудничества и совместной подготовки военных кадров. Согласно существующим соглашениям с 2004 г. все государства-члены ОДКБ могут закупать вооружения и военную технику по внутренним российским ценам, которые, впрочем, нередко оказываются выше цен, предлагаемых другими зарубежными поставщиками. Нужно отметить, что все союзники России по ОДКБ диверсифицируют направления своего военного и военно-технического сотрудничества (ВТС), заключая соглашения, в первую очередь, с США, а также с Китаем, Турцией, Индией, Польшей, Украиной. Кроме ВТС, в рамках ОДКБ развивается и военно-экономическое сотрудничество, цель которого - возрождение связей между оборонно-промышленными комплексами (ОПК) стран-членов. Действуют также программы подготовки кадров по различным направлениям на льготной и безвозмездной основе.

Существует и парламентское измерение ОДКБ: в 2006 г. была создана Парламентская ассамблея ОДКБ, которая занимается контролем за вступлением в силу принятых в рамках Организации документов. Она также отвечает за деятельность по гармонизации национальных законодательств государств-членов и разработку модельных законов.

Помимо этого ОДКБ сформировала механизмы международно-политической координации. Эта группа включает развитие механизмов и процедур политико-дипломатического согласования позиций и интересов семи стран-участниц (систему Советов глав государств, министров обороны, министров иностранных дел, секретарей Советов безопасности, глав пограничных ведомств и др.). В нее также входит стратегия взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями. Происходит, в частности, постоянная и относительно успешная координация позиций стран-участниц по голосованиям в ООН, вносятся совместные предложения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Относительно смешанного характера Организации можно констатировать, что подобный же характер имеют две крупнейшие западные структуры - НАТО и Европейский Союз. Обе в разных пропорциях совместили черты политической и военной интеграции (или, говоря шире, интеграции в сфере обеспечения безопасности), что в принципе делает возможным их «состыковку» и - в перспективе - координацию функций с ОДКБ

Похожие статьи