Кто входит в состав одкб. Что такое одкб и зачем она россии? Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

В 1999 году Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял , согласно которому парламентские делегации, представляющие государства МПА СНГ – члены Договора о коллективной безопасности (ДКБ), стали рассматривать в рамках МПА СНГ правовые вопросы реализации данного договора. Статус Межпарламентской Ассамблеи СНГ как парламентской структуры Договора о коллективной безопасности закрепился в 2000 году на сессии Совета коллективной безопасности ДКБ (Бишкек, Кыргызская Республика), когда перед МПА СНГ в формате ДКБ были поставлены задачи по разработке модельных законов и рекомендаций с целью унификации и гармонизации законодательства стран – участниц Договора.

23 ноября 2001 года на первом своем заседании члены Совета МПА государств СНГ – участников ДКБ приняли Программу правового обеспечения Плана основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности на период 2001–2005 годов. Эта Программа, утвержденная председателями Совета коллективной безопасности ДКБ и Совета МПА СНГ, стала основой работы парламентариев до 2005 года и была успешно выполнена.

Основными формами работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ в формате ДКБ стали регулярные заседания членов Совета МПА государств СНГ – членов ДКБ и Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности в формате ДКБ. Были налажены взаимодействие административных органов Совета МПА СНГ и ДКБ, обмен информацией между ними, сотрудничество в разработке проектов документов, направленных на укрепление коллективной безопасности государств – членов ДКБ. Помимо этого, группами депутатов МПА государств СНГ – членов ДКБ осуществлялось изучение военно-политической обстановки во всех регионах коллективной безопасности (в Центрально-Азиатском – в марте 2001 года, в Кавказском – в октябре 2004 года, в Западном – в сентябре 2005 года).

С учетом необходимости адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности и с целью противодействия новым вызовам и угрозам, 14 мая 2002 года, на московской сессии ДКБ, было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ в целях гармонизации национальных законодательств, разработки модельных законов для решения уставных задач ОДКБ, организации взаимодействия по вопросам международной и региональной безопасности. Основываясь на этом Решении Совета коллективной безопасности ОДКБ и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ – членов ОДКБ на своем заседании 16 ноября 2006 года приняли . Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов .

C 17 мая 2012 года по октябрь 2016 года обязанности Председателя ПА ОДКБ исполнял Сергей Евгеньевич Нарышкин .

24 ноября 2016 года Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Викторович Володин .

При Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности созданы три постоянные комиссии – по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам. Ответственным секретарем ПА ОДКБ назначен заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ – представитель Федерального Собрания Российской Федерации Петр Павлович Рябухин .

В соответствии с ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств – членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам.

Помимо этого, ПА ОДКБ принимает модельные законодательные и иные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательства государств – членов ОДКБ и приведению его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ.

В современных условиях, когда остро ощущаются угрозы эскалации вооруженных конфликтов, международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, а силовые факторы становятся доминантами международной политики, ПА ОДКБ призвана обеспечить лучшую координацию усилий государств-членов в сфере обороны и военного строительства, расширить возможности Организации по формированию и развитию системы коллективной безопасности, способствовать адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.

Общие сведения об Организации Договора о коллективной безопасности

15 мая 1992 года в Ташкенте (Республика Узбекистан) главами государств Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Целью ДКБ стало предотвращение совместными усилиями, а при необходимости и ликвидация, военной угрозы суверенитету и территориальной целостности государств – участников Договора.

В 1993 году к Договору о коллективной безопасности присоединились Азербайджанская Республика, Республика Беларусь и Грузия. 20 апреля 1994 года Договор о коллективной безопасности вступил в силу для всех девяти стран. Он был рассчитан на пять лет и предусматривал пролонгацию. 2 апреля 1999 года на Сессии Совета коллективной безопасности президенты Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности.

В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников или угрозы международному миру и безопасности, государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. В Договоре также предусмотрено, что в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставляют ему необходимую помощь, включая военную.

С учетом необходимости адаптации Договора к изменениям региональной и международной обстановки и с целью противодействия новым вызовам и угрозам, 14 мая 2002 года, на московской сессии ДКБ, было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишиневе (Республика Молдова) на заседании Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств были подписаны основополагающие документы, регламентирующие деятельность организации – Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Они были ратифицированы всеми государствами-участниками и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В соответствии с Уставом ОДКБ государства-члены принимают совместные меры к формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности.

Структура Организации Договора о коллективной безопасности

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган ОДКБ, который рассматривает принципиальные вопросы ее деятельности. Совет принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Организации, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-участников для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств – членов ОДКБ, а его Председателем является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета. В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь ОДКБ и приглашенные лица. В период между сессиями СКБ деятельность Организации координирует Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь ОДКБ – высшее административное должностное лицо Организации. Генеральный секретарь ОДКБ осуществляет руководство ее Секретариатом, он назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

Секретариат ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган ОДКБ, осуществляющий организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение ее деятельности.

Объединеный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган Организации и Совета министров обороны, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ - координационный орган Организации, который обеспечивает реализацию решений, принимаемых Советом, СМИД, СМО и КССБ.

Парламентская Ассамблея ОДКБ - орган межпарламентского сотрудничества.

ТАСС-ДОСЬЕ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются в настоящее время шесть государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В 1993 г. к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет. 2 апреля 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписывать протокол о продлении срока его действия. Узбекистан возобновил членство в августе 2006 г., в декабре 2012 г. вышел из договора.

14 мая 2002 г. в Москве на саммите главы государств ДКБ приняли решение об образовании Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября того же года главы государств подписали Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. С 2004 г. организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Высший координирующий орган ОДКБ - секретариат во главе с генеральным секретарем (с апреля 2003 г. - Николай Бордюжа). Высшим политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят президенты государств - участников Договора. В период между сессиями СКБ его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В 2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляла Россия, в 2015 г. - Таджикистан. 15 сентября 2015 г. по завершению саммита ОДКБ в Душанбе председательство на 2016 год перешло к Армении.

Целью ОДКБ является отражение угроз безопасности и стабильности, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов, без вмешательства в их внутренние дела. В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР; 19,5 тыс. человек), миротворческие силы (4 тыс. человек), а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР; 4,5 тыс. человек), восточноевропейская (Россия и Белоруссия) и кавказская (Россия и Армения) группировки. В настоящее время создаются коллективные авиационные силы ОДКБ и силы специального назначения. Все эти структуры включены в состав единых войск ОДКБ - Коллективных сил, решение о создании которых принято 19 декабря 2012 г. главами государств организации на очередной сессии СКБ.

Согласно заявлению глав - участников организации от 24 мая 2000 г., военно-политические отношения между государствами ДКБ носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами со странами, не подписавшими договор.

20 декабря 2011 г. подписан протокол, согласно которому военные базы стран, не входящих в организацию, могут размещаться на территориях государств ОДКБ только с согласия всех партнеров по блоку. Агрессия в отношении одного из государств организации рассматривается как агрессия против всех государств-участников Договора.

В рамках военного сотрудничества государства ОДКБ проводят ежегодные масштабные учения. Так, с 2004 г. проходят совместные командно-штабные учения "Рубеж". В июне 2010 г. прошли первые учения спецподразделений организации "Кобальт-2010", в октябре - первые совместные комплексные учения ОДКБ "Взаимодействие-2010", в которых были задействованы командование и военные силы КСОР. В октябре 2012 г. на трех полигонах Казахстана состоялись первые миротворческие учения организации "Нерушимое братство-2012".

Организация обладает значительным опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконной миграцией. С 2003 г. ОДКБ на регулярной основе проводит антинаркотическую операцию "Канал"; с 2006 г. - операцию "Нелегал" по борьбе с незаконной миграцией, включая торговлю людьми; с 2009 г. - операцию "ПРОКСИ" по противодействию криминалу в сфере информационных технологий. В организации проводится работа по созданию единого механизма реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

С 2000 г. действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения для союзных вооруженных сил на основе льготных цен. 10 декабря 2010 г. было подписано соглашение о создании в ОДКБ межгосударственных научно-производственных объединений по выпуску продукции военного назначения. Проводится совместная подготовка на безвозмездной и льготной основе кадров для вооруженных сил и силовых структур государств-членов.

При ОДКБ действуют Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, координационные советы руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и по вопросам борьбы с незаконной миграцией, а также координационный совет по чрезвычайным ситуациям. Принято решение о создании Центра противодействия киберугрозам.

Название:

Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

Флаг/Герб:

Статус:

военно-политический союз

Структурные подразделения:

Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Деятельность:

Обеспечение безопасности, интеграция вооруженных сил

Официальные языки:

Страны-участницы:

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

История:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Беларусь - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Беларусь так и не подписала соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане.

В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси Александр Лукашенко. . Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.

28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

Организация Договора о коллективной безопасности является важным элементом международных отношений на постсоветском пространстве. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. О противодействии коллективным угрозам и перспективах сотрудничества «АС» рассказал начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров.

- Анатолий Алексеевич, какова обстановка в зоне ответственности ОДКБ?

Военно-политическая обстановка, безусловно, достаточно сложная. С момента распада многополярной системы мироустройства уровень безопасности, как региональной, так и глобальной, к сожалению, по-прежнему остается достаточно низким. Непрекращающаяся борьба за передел сфер влияния, применение государствами Запада двойных стандартов в разрешении межгосударственных противоречий создают реальные предпосылки для возникновения военных конфликтов различного масштаба.

Все большую актуальность приобретают борьба с терроризмом и информационное противоборство как следствие возникновения качественно новых угроз, связанных с деятельностью экстремистских организаций и развитием информационных технологий.

Анализ угроз и тенденций развития обстановки лег в основу разработанной в 2016 году Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. В документе определены стратегические цели и задачи организации в политической области, в сферах военной безопасности, противодействия транснациональным вызовам и угрозам, кризисного реагирования, миротворческой деятельности, а также внешнеполитического взаимодействия наших государств. Определены механизмы обеспечения коллективной безопасности.

В 2016 году главами государств - членов организации принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ. На него возложены функции по информационно-аналитическому и организационному обеспечению принятия органами ОДКБ решений на совместные действия по предотвращению или урегулированию кризисных ситуаций, защите территориальной целостности и суверенитета государств ОДКБ.

Существенно изменена организационно-штатная структура Объединенного штаба. Созданы подразделения, обеспечивающие деятельность центра, разработаны новые алгоритмы совместной работы постоянных органов со структурами государственного и военного управления государств - членов ОДКБ. В целом, считаю, это позволило четко определить ориентиры развития организации на долгосрочную перспективу, а также создать механизмы раннего выявления возникающих угроз и адекватного реагирования на них.

В зоне ответственности ОДКБ Восточноевропейский, Кавказский и Центральноазиатский регионы коллективной безопасности. Какой требует повышенного внимания?

В каждом из этих регионов обстановка характеризуется неблагоприятными тенденциями. Но наиболее пристального внимания требует, на наш взгляд, Центральноазиатский регион. Именно там наиболее четко проявляется угроза международного терроризма и распространения религиозного экстремизма на постсоветское пространство.

Источником данной угрозы, безусловно, является Афганистан, где действуют около 70 тыс. боевиков, объединенных в более чем 4 тыс. отрядов и боевых групп. Основу антиправительственных группировок составляют формирования «Исламского движения талибов» общей численностью более 60 тыс. боевиков. В ряде провинций на юге и востоке страны они контролируют до 70% территории. Цель талибов - свержение действующего режима и восстановление теократического государства «Исламский эмират Афганистан».

Значительные усилия экстремистов направлены на взятие под полный контроль северных провинций. Успешное решение данной задачи позволит им обеспечить беспрепятственное прохождение наркотрафика по северному маршруту через территорию центральноазиатских республик и России, а также создать плацдарм для наступления в центральные районы Афганистана. Для этого лидеры талибов, с одной стороны, пытаются увеличить численность вооруженных формирований, а с другой - в интересах решения частных задач стремятся наладить эффективное взаимодействие с запрещенными в России региональными экстремистскими группировками, такими как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба» и др.

Кроме того, в Афганистане существенно активизировалась деятельность боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ). Их численность, по различным оценкам, составляет более 4 тыс. человек. Хорошая конспирация, в том числе путем создания так называемых спящих ячеек, и налаженная агентурная сеть позволяют экстремистам использовать все более изощренные способы террора.

В конечном итоге деятельность указанных организаций способна существенно дестабилизировать обстановку в Центральной Азии и требует от нас постоянного внимания и принятия адекватных мер реагирования в рамках системы коллективной безопасности.

Есть ли опасность вторжения крупных формирований террористов через Афганистан на территорию среднеазиатских государств?

Конечно же, такая опасность существует. Руководство ИГИЛ предпринимает попытки расширить влияние прежде всего на северные провинции страны, не скрывая последующих планов по проникновению в центральноазиатские республики, Синьцзян-Уйгурский автономной район Китая и некоторые регионы России.

Основные цели экстремистов - вербовка боевиков для участия в конфликтах на Ближнем Востоке и получение дополнительных источников финансирования за счет взятия под контроль наркотрафика и другой криминальной деятельности, включая похищение людей, вымогательство, торговлю оружием. Для достижения этих целей лидеры ИГИЛ последовательно наращивают численность группировки в Афганистане, создают сеть лагерей подготовки и мест укрытия террористов. Боевики проникают в страну из зон иракского и сирийского конфликтов, а также с территории Пакистана под видом возвращающихся афганских беженцев.

Мы понимаем существующую опасность и предусмотрели комплекс мер, который обеспечивает наличие достаточного количества сил и средств для обеспечения безопасности государств Центральноазиатского региона, и в первую очередь Таджикистана, имеющего общую границу с Афганистаном.

- Что это за силы и насколько они боеспособны?

В Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания, которые способны оперативно противостоять проявлениям международного терроризма и другим угрозам безопасности. В их состав входят подразделения от вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Общая численность группировки - около 5 тысяч человек. Это хорошо подготовленные и технически оснащенные, преимущественно десантно-штурмовые и горнострелковые подразделения.

В ОДКБ также созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), ставшие универсальным инструментом, позволяющим решать широкий спектр задач и адекватно реагировать на все существующие вызовы и угрозы. Для их комплектования все шесть государств ОДКБ выделили наиболее боеготовые и мобильные соединения, части и формирования сил специального назначения. Общая численность КСОР - около 18 тыс. человек.

Начиная с 2015 года по решению глав наших государств общее руководство Коллективными силами ОДКБ в регионах коллективной безопасности осуществляют соответствующие Объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных сил России. Это значит, что для противодействия возможным угрозам со стороны Афганистана при необходимости будет задействован и потенциал нашего Центрального военного округа, силы и средства всех видов разведки, включая космическую, авиация, в том числе стратегическая, Ракетные войска и артиллерия, а также другие войска.

Об эффективности и боеспособности многонациональных воинских формирований свидетельствуют результаты внезапных проверок их готовности. Одна из них с участием воинских контингентов КСОР ОДКБ проводилась с переброской части сил на территорию Таджикистана. При этом самолетами военно-транспортной авиации и своим ходом были перегруппированы подразделения со штатным вооружением, техникой, боеприпасами и запасами материальных средств. На полигоне Харбмайдон, что в 15 километрах от таджикско-афганской границы, прошли тренировки по формированию и слаживанию командования, планированию совместной операции и выполнен ряд учебно-боевых задач с боевой стрельбой.

Общий и самый важный вывод по результатам проверки - воинские контингенты КСОР к выполнению задач готовы. Этот результат, несомненно, явился сдерживающим фактором и потребовал внесения соответствующих корректив в намерения международных террористических организаций в отношении Таджикистана.

Подобный сдерживающий характер имело проведенное по решению президентов в ноябре 2017 года также на территории Таджикистана внеплановое крупномасштабное учение КСОР ОДКБ. Необходимость его была обусловлена прежде всего угрозой со стороны группировки ИГИЛ, выдавливаемой из Сирии и Ирака на территорию Афганистана. В рамках учения на шести полигонах были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. единиц вооружения и техники, 77 летательных аппаратов, включая беспилотные. Участвовали подразделения из состава КСОР ОДКБ, а также Объединенной российско-таджикской группировки войск. Впервые отработаны вопросы прикрытия самолетов Ту-95МС дальней авиации России истребителями Су-30 сил воздушной обороны Казахстана. Бомбардировщики наносили ракетно-бомбовые удары по условным базам боевиков. Были также проведены пуски ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер».

Таким образом, у ОДКБ вполне достаточно сил и средств для обеспечения безопасности наших государств - членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе.

- Как оценивается обстановка на границе стран ОДКБ с Украиной?

Власти Украины последовательно наращивают усилия по приведению вооруженных сил к стандартам НАТО. С этой целью активно привлекаются финансовые средства западных государств, иностранные советники и инструкторы. В конечном итоге создаются условия для использования Украины и ее вооруженных сил в качестве одного из основных так называемых партнеров НАТО по противодействию России и ее союзникам. Вместе с тем мы не драматизируем ситуацию, а следим за ее развитием в интересах адекватного реагирования на возможные угрозы.

- Каков общий состав сил и средств ОДКБ? Планируется ли увеличивать их численность?

Общая численность Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, составляет свыше 26 тыс. военнослужащих. Кроме названных мною Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных сил быстрого развертывания в 2010 году завершено формирование Миротворческих сил ОДКБ, в состав которых государствами выделены на постоянной основе военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал общей численностью около 3600 человек. Основу этих сил составляет военный компонент. 23 декабря 2014 года принято решение о создании Коллективных авиационных сил. В их состав вошли самолеты и вертолеты военно-транспортной, транспортной и специальной авиации.

Кроме Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства Белоруссии и России, а также в Кавказском регионе на основе двусторонних соглашений Армении и России созданы соответствующие региональные группировки войск.

На двусторонней основе создана и развивается Единая региональная система ПВО Белоруссии и России, подписаны и ратифицированы соглашения о создании подобных российско-казахстанской и российско-армянской систем ПВО. На многосторонней основе ведется работа по созданию Объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе.

В целом создан достаточный потенциал для реагирования на возникающие угрозы. Сегодня мы работаем прежде всего над повышением качества подготовки и технической оснащенности имеющихся сил и средств, совершенствованием их структуры.

- Каков механизм принятия решения на применение вооруженных сил ОДКБ?

Основной формой подготовки предложений для принятия решения на применение сил и средств является механизм совместных консультаций представителей государств. Они могут проводиться на различных уровнях. Началом работы является официальное обращение за помощью одного или нескольких государств. Совет коллективной безопасности принимает решение на применение сил и средств и оказание необходимой помощи на основании предложений Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, которые готовятся совместно с Объединенным штабом и Секретариатом организации.

Механизм кризисного реагирования постоянно отрабатывается на совместных деловых играх, штабных тренировках, в ходе которых исследуются вопросы сокращения сроков подготовки предложений и принятия решения на применение сил и средств.

- Какие учения ОДКБ запланированы на 2018 год?

В 2018 году мы продолжим практику проведения мероприятий совместной подготовки на едином фоне условной военно-политической и стратегической обстановки в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2018». Будет отработан весь комплекс мероприятий по предотвращению (сдерживанию), разрешению военного конфликта и восстановлению мира. Совместные учения пройдут на территории Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Похожие статьи