Образовательная область Коммуникация. Конспект образовательной деятельности Деревья. план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Тёмной он покрыт корой Лист красивый, вырезной Всем знакомые - насекомые

1. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой - Стянет с плеч ее долой? 2. Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие Под тучами летучими. 3. Что же это за девица — Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. 4. Темной он покрыт корой, Лист красивый, вырезной. А на кончиках ветвей Много-много желудей. 5. Стоит красавица — Косы зеленые, платье белое, Кора горючая, Ветки плакучие, семя летучее. 6. Хоть неплохо я одета, Бьет озноб меня всегда! И весной, и жарким летом, Вся дрожу, как в холода. 7. Осенью, как только свистнет Зыбкий ветер-дождевик, У него зелены листья Покраснеют в тот же миг. 8. Есть сережки, но не девочка. Есть шишки, но не сосна. А живет в низинке, около ло-щинки. 9. Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, А цветок-то-медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа. 10. Ягоды не сладость, Зато глазу радость. И лесам — украшенье, И дроздам — угощенье. 11. Белые душистые цветы Дают черные вязкие плоды. 12. Зеленые листочки, алые цветочки. Когти-коготочки стерегут цветочки. А плоды в красной рубашке, Брюшко камешками набито.

(Источники: "Читаем, учимся, играем" 2002, №2; 2006, №6)

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 станицы Павловской

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

В 1 КЛАССЕ

Тема:

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2

Шишкова Елена Борисовна

2015г

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 1 КЛАССЕ (01.04.2015г.)

Тема: Растения и животные вокруг меня.

Цели: 1) Познакомить с некоторыми растениями и животными нашей местности, их значением для человека;

р асширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;

2) Донести до сознания детей понятие: «Природа и люди – одно целое»;

3) Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам.

4) Прививать любовь к родному краю, родной станице.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι.Организационный момент.

Высокие горы,

Родные просторы,

Приморского берега грань,

Леса и поляны,

Сады и лиманы

Все это родная Кубань!

Мы все живем на Земле. На ней растут деревья, кустарники, травы. Живут разные животные: звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки, змеи, черепахи…

Нас окружает прозрачный воздух. По земле текут ручьи и реки, по небу плывут облака. В ясную погоду светит солнце, а ночью - луна и звёзды.

-Все это мы называем … природой. Выберете из двух пейзажей на слайде тот, который соответствует вашему настроению. (На слайде две картины с изображением пейзажей.Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым.

Личностные УУД:

1) формируем внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к школе;

2) формируем основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как житель Кубани;

3) формируем чувство прекрасного и эстетические чувства.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(Стук в дверь. Принесли телеграмму).

Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы?

Ребята, помогите мне разгадать ее! (Телеграмма на слайде. Из первых букв изображений растений и животных надо составить слово (ПРИГЛАШАЕМ .)

Вот мы и прочитали телеграмму! Примем приглашение?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Предположения детей.

- Да, ребята, о растениях и животных Кубани и растениях и животных, которые растут в нашем Павловском районе. О растениях и животных вокруг нас.

Мы будем учиться их распознавать. А еще мы вспомним, как следует относиться к природе.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

2 )

3 )

Личностные УУД:

1) формируем учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Коммуникативные УУД:

1 )

2 )

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1 ) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

Кто догадался, как называются эти два царства?

(Царство Растений и Царство Животных).

Как думаете, чем занимается Царство Растений?

(Добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных).

Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретили представителей обоих царств.

К какому из этих царств принадлежим мы? (К Царству Животных).

Правильно. И мы все должны подчиняться главному закону этого Царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика, цветка.

Назовите, какие культурные растения выращивают в нашем Павловском районе?

а) В поле?

(Кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечник и т.д.)

б) В огороде?

(Помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

в) В саду?

(яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.).

Теперь скажите, как человек использует эти растения?

Из каких растений получены эти продукты?

Пшено;

Чёрный хлеб;

Гречневая крупа;

Растительное масло.

Работа в группах.

Задание 1.

    Узнайте деревья по листьям из гербария.

    Какое дерево первым зацветает весной? (верба).

    Назвать деревья, растущие в округе.

    Чем отличается сосна от дуба? (сосна – хвойное, дуб – лиственное).

    Как можно узнать возраст дерева? (по кол-ву колец на срезе).

Задание 2. Разгадать загадки.

Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Семя летучее. (Берёза)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (дуб).

Весной растет, летом цветет,

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа).

Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими. (ели).

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (сосна).

- По разнообразию растительности Краснодарский край превосходит многие районы страны. Ботаники насчитывают в крае около трех тысяч видов растений.

Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь ещё до ледникового периода, примерно два миллиона лет назад. Эти растения вам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. (Показ картин) Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Посмотрим на карту-схему растительности Краснодарского края. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему?

Во многом вы правы. В нашем крае есть и горы, и моря, и степи, т.е. разные природные условия, поэтому растут разные растения. Мы с вами живем в северной части края – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь.

Растительность степной части края давно потеряла прежний облик дикой ковыльной степи с зарослями бурьянов, дикого миндаля, терновника. Дикорастущие травы – ковыль,метлик, типчак, тонконог (демонстрация гербария «Растения моей малой Родины») – можно найти лишь вдоль дорог, балок и возле курганов. Местами встречаются подорожники, пижма, маки, пырей, зверобой.

Кубанская степь превратилась в огромные поля пшеницы, подсолнечника, кукурузы, в дивные сады, виноградники и бахчи.

Леса покрывают склоны Кавказских гор. Леса – это золотое царство, царство красок и богатство разных видов растений, ценнейших древесных пород: дуба, бук,. граба, кавказской пихты. В крае сохранились растения древнейших времен: тис, самшит, падуб и другие. На Черноморском побережье – царство вечнозеленых субтропических кустарников, лиан, пальм, цитрусовых.

Есть русская поговорка: «Растение – земли украшение». Вот и наши кубанские растения это украшение нашей родины, её богатство.

Физминутка. На лужайке, на ромашке

Жук лежит в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Отгадайте загадки:

    Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник).

    Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка).

    Был цветок, как медок, молодым, а когда постарел, стал седым (одуванчик).

    Зубастую муравушку всяк сторонится: царь и царица (крапива).

Какие из известных вам растений являются лекарственными?

Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (не выдергивать с корнями, оставлять большую часть для размножения).

На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения, как вы поступите? Почему?

Красивые цветы в природе, особенно в лесу и на лугу привлекают людей, они восхищаются их красотой. Но цветы вовсе не для нас. Яркие краски, аромат необходим цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Ведь цветы их кормят соком и пыльцой. Чтобы у растения появились семена, нужно перенести пыльцу с цветка на другой цветок. Вот это и делают насекомые. Но они любят не все цветы. Пчела, например, никогда не сядет на ландыш. Зато комару ландыш – и стол, и дом. И люди должны это знать и помнить, чтоЕсли я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Насекомые. Почему мы так их называем? Это от слова «насечка», «насекать». Рассмотрите брюшко бабочки, пчелы, муравья. Здесь видны поперечные полоски.

Посчитайте. Сколько конечностей у насекомых? (шесть).

А глаз? Бывает и два, и четыре, и пять, и десять.

У нас уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте. У кузнечиков, например, в носе.

Насекомые – дети солнца. Есть насекомые полезные и есть вредные, есть красивые и есть безобразные. Но все очень интересные.

Насекомые зимуют, проявляя массу изобретательности. Посмотрите,кто где зимует.

    Муравей закрывает окна в своём муравейнике.

    В ворохе сухих листьев прячутся божьи коровки.

    Комары укладываются прямо на землю.

    Сверчок сооружает себе домик в земле.

    Шмелиха – то в заброшенной мышиной норке, то в скирде сена.

- Это кто шуршит в траве? Да это мышь! А вы знаете, ребята, что мыши – вредители и обжоры? Она становится взрослой через 30 дней после рождения. Очень быстро размножается. Мыши бывают – домовые, полевые, лесные. Если взять пару мышей, хорошо их кормить, то через год будет больше 15 тысяч мышей. 1 мышь в год съедает 1 кг.зерна. А на мышей охотится сова, за лето она уничтожает 1000 мышей. Выходит, что только 1 сова сохраняет нам в год 1 тонну хлеба.

Физминутка. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

Наше путешествие продолжается. Мы идем по опушке леса. Чей голос мы слышим? (Ку-ку! Ку-ку!) Правильно, это кукушка. Легенда об этой птице рассказывает: одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. С той поры люди часто слышат ее плач.

Смотрите, ребята, на тропинке выпавший из гнезда птенец! Как нам поступить? (Дети отвечают на вопрос).

Молодцы! А каких вы птиц знаете?

Назовите перелетных птиц.

Какие птицы зимуют в наших краях?

В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины наполняются пением и щебетанием различных птиц: сойки, сороки, кукушки, дрозды, трясогузки, иволги, кобчики, дерябы, щурки, совы, скворцы и тд. Они приносят огромную пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых.

А это что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой (опята).

Умницы! Все-то вы знаете!

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти на пнях и деревьях.

Когда начинают расти грибы? (Когда хорошо прогреется и напитается влагой.)

(Рассказы детей о грибах).

Подосиновик любит сырые осинники. Торчат из травы, как яркая пуговица.

Подберезовик ищи под березой.

Лисичек много в сырое лето. Растут ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу. Шляпки у них всех цветов радуги.

Боровик (белый гриб) – самый вкусный и душистый гриб. Ножка толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет в березовых и дубовых лесах.

Но надо опасаться несъедобных ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей! Учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Демонстрация рисунков грибов).

Нельзя портить ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

А что здесь делает белочка? (Рисунок белочка с корзинкой, в лапке гриб).

Давайте поможем ей набрать грибов.

Разбежались по поляне

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути!

(Грибы-картинки на доске, съедобные и несъедобные.Дети собирают съедобные грибы, ставят в корзину белочки).

Белочка хочет задать вам вопрос.

Вопрос белочки:

Почему грибы нельзя рвать с корнем, разрывать вокруг них мох и почву? (такие действия нарушают грибницу, из которых вырастает гриб).

Зачем белочка собирает грибы? Как хранит?

Физминутка. Прилетели облака, тучкой стали (дети машут руками).

На землю из тучки капельки упали (приседают).

Спал грибок и вдруг проснулся, (поднимаются)

Больше спать не захотел (туловище вправо, влево).

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потягиваются).

Шляпку быстренько надел.

Поднатужился немножко (руки в бока).

И на белый свет поспел (прыжки на месте).

Посмотрите, дети, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

Стоит среди травы – уши больше головы? (заяц).

А вы знаете, что у зайца не бывает домика: нет у него норы, где можно было спрятаться от врагов. Выручают зайца его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Зайчиха оставляет своих детенышей в траве, покормит и убегает, остаются малыши одни. Они могут погибнуть от голода? Нет! Любая другая зайчиха-мать найдет их и накормит.

В Кубанских лесах обитает много животных.

В давние-давние времена здесь жили огромные буйволы, важные жирафы, можно было встретить носорога, тряслась земля от поступи южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни животные вымерли, другие перебрались в далекие теплые края.

Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает на просторах Краснодарского края.

- Красива наша река. Как она называется? (Сосыка).

Много рыбы в нашей реке. Сейчас мы отправимся на рыбалку.

(Игра «Поймай рыбку». Магнитной удочкой поймать рыбку, назвать её, объяснить, чем питается. Это: окунь, щука, лещ, краснопёрка, карась).

А вот об этих рыбах я вам немного расскажу и покажу:

Толстолобик: Эта рыба так не любит шума, что услышав его ухитряется выпрыгивать из воды на 2 метра. Говорят, если прибыть на лодке в место скопления этих рыб и похлопать вёслами по воде, рыбы попрыгают прямо в лодку.

Линь: Окраска этой рыбы зависит от цвета воды, она покрывается тёмными пятнами – «линяет». Отсюда и название.

Много удивительного рядом с нами.

Вот, например, зелёная лягушка. Что общего у неё со слоном? Скажете – ничего… и ошибётесь. У обоих кожа прикреплена к телу только в нескольких местах. Оба одеты, как бы в свободный халат с несколькими застёжками. А вот у вас, у людей, тело стиснуто прочной эластичной кожей. У слона кожа прочная, как канат. А вот у лягушки не так прочна. Зато красавицы – лягушки следят за модой и переодеваются – меняют кожу четыре раза в год. А куда они девают сброшенную «одежду»? съедают! Не пропадать же добру…

Смотрите, к нам пришла Берёзка. Но она очень грустная. Почему? Оказывается, на соседней поляне побывали горе-туристы: костер не затушили, мусор не убрали. Так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. Что надо было сделать? (сжечь мусор и хорошо затушить костер).

Берёзка подарила нам свои листочки, а на них написаны правила поведения в лесу. Давайте их прочитаем! (детям вручают «Березовые листочки, они читают):

    Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

    Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

    Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

Спасибо, тебе, Березка, теперь мы навсегда запомним, как правильно вести себя в лесу и никогда не причиним вред природе.

Познавательные УУД:

1 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3 )

4 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 )

4)

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1 )

2)

.

ΙV. Применение нового знания

Вы сегодня узнали много интересного о растениях и животных, которые живут рядом с нами. Если вы хотите узнать ещё больше будьте наблюдательны и внимательны, читайте книги и журналы о животных, смотрите телепередачи о животном мире.

1. Показать рисунки птиц: воробей, скворец, сорока, ворона, трясогузка, ласточка.

- Почему я именно этих птиц вам показываю? (Они живут в нашей местности).

- На какие две группы можно их разделить? Почему? (Перелётные птицы и зимующие).

- «Сколько птицам надо есть?» - спросите вы. А вот сколько. Если бы у человека был такой аппетит, то человеку надо было бы в день 70-80 буханок хлеба. Многие птицы питаются насекомыми и кормят ими своих детишек. Знаете ли вы таких птиц?

(Ответы детей: ласточки, стрижи, соловей, дятлы).

-Есть такие, которые питаются семенами растений. Назовите таких птиц.

(Ответы детей: щеглы, воробьи, синицы и др.).

- Но не мало и всеядных птиц. Вороны, например, всё едят: мясное и рыбное, зерно и насекомых, улиток и птичьи яйца, даже арбузы и дыни.

- А какие они певуньи! На весь мир знаменит «певец любви, певец печали» – соловей.

(Прослушивание в записи пения соловья).

Да и все птичьи песни – так волнуют душу.

(Прослушивание голосов птиц).

- По поведению птиц можно даже предсказать погоду.

(Дети в группах составляют из слов приметы).

2. Работа в учебнике-тетради (стр.27)

3. Кроссворд «Угадай»

    Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

1

А

2

3

4

5

    На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

    Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

    Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

    С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

Ответы: Земляника, ромашка, василек, крапива, одуванчик.

Познавательные УУД:

1 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2 ) формируем умение устанавливать аналогии;

3 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

4 ) формируемосуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем основы экологической культуры.

Регулятивные УУД:

1 ) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

V. Итог урока.

Рефлексия.

Что узнали нового?

Какие тайны животных мы открыли?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

    Ребята, чем мы можем помочь Матушке-природе? (дети отвечают).

    Что заинтересовало, о чем вы хотели бы узнать побольше?

    Я благодарю вас за интерес к окружающей природе, за ваши добрые сердца, за то, что вы хотите, чтобы Земля-матушка расцветала и хорошела день ото дня.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть зверям и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Выберете из двух пейзажей на слайде тот, который соответствует вашему настроению. (На слайде две картины с изображением пейзажей. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым.

Личностные УУД:

1) формируем знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

2) формируемумение осуществлять итоговый контроль по результату.

VΙ. Домашнее задание.

- Нарисуйте на альбомном листе растение, которое заинтересует вас, идя по улице или дома у двора, в огороде, в саду. Обязательно узнай его имя, прочитай о нём и подготовься рассказать о том, что ты узнал об этом растении.

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2)гражданско- патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4)воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .

Работа в группе.

Задание 1.

Задание 2.Разгадать загадки.

1)Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

2)Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

5) Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

Работа в группе.

Задание 1.

1. Узнайте деревья по листьям из гербария.

2. Какое дерево первым зацветает весной?

3. Назвать деревья, растущие в округе.

4. Чем отличается сосна от дуба?

5. Как можно узнать возраст дерева?

Задание 2.Разгадать загадки.

1)Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

2)Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

3)) Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

4)Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими.

5) Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

1

А

2

3

4

5

    Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

    На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

    Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

    Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

    С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

1

А

2

3

4

5

1. Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

2. На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

3. Как зовут меня – скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок

Синеглазый …

4.Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

5.С этих шариков пушистых

полетят парашютисты.

1) Ласточки летают низко – к дождю.

2) Воробьи в пыли купаются – к дождю.

3) Гусь на одной ноге стоит – к морозу.

4) Гуси высоко летят – воды будет много.

5) Воробьи дружно собирают пух, утепляют свои гнёзда – через несколько дней наступят сильные морозы.

6) Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом; садятся на снег – к оттепели; садятся на верхние ветки к морозу.

Разделы: Начальная школа

На уроке мы создали модель аллеи, выбрали дерево – символ России. Затем ко Дню Победы на территории школы высадили саженцы березки. Это явилось символом вечной памяти о людях, трагически погибших в годы ВОВ.
Такие уроки оставляют в душе ребенка неизгладимые впечатления о необходимости совершать добрые дела. А на окружном конкурсе проектных работ мой класс занял третье место по Юго-Восточному округу.
В нашей школе есть музей Боевой Славы, где мы проводим уроки патриотической направленности, встречаемся с ветеранами войны Сталинградской битвы, имя которых носит наша школа.

Тема урока: В. Солоухин «Деревья». 2 класс. (УМК «Начальная школа 21 век»)

Задачи:

  • упражнять в выразительном чтении, выборе тона и темпа чтения, выделении главных слов (логическое ударение);
  • развивать внимание к слову, обогащать словарный запас;
  • формировать у учащихся мотивацию к общественно значимой деятельности, воспитывать доброе отношение к старшему поколению;
  • создать проект «Зеленая аллея памяти».

Оборудование: карточки с названием деревьев, листы бумаги с расположением чисел от 1 до 20 (изображение дерева), карточки для групповой работы по составлению рифмы, стволы деревьев, их крона на магнитах (демонстрационный материал), аудиозапись стихотворения, музыкальное сопровождение « Соловьиная роща».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Пожелали друг другу удачи.

II. Подготовка к введению темы урока

– Перед вами лист бумаги, на котором написаны числа от 1 до 19. Соедините их по порядку и узнаете тему сегодняшнего урока.
– Что получилось? (Дерево)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О деревьях)

III. Закрепление знаний

1) У. Какую роль играют деревья в природе и жизни человека?
Д. Выделяют кислород необходимый для дыхания
Д. Дают пищу животным и человеку
Д. Служат местом обитания и укрытия животных
Д. Увлажняют и очищают воздух

2) Работа по карточкам

– Подчеркните название деревьев, растущих в нашей местности, (есль, саксаул, сосна, береза, клен, баобаб, мандарин, липа, тополь, дуб, алыча)

3) Работа с доской.

– На доске стволы деревьев: береза, дуб, клен, рябина, сосна. Вы должны догадаться,о каком дереве говорится в загадке, найти это дерево и одеть его крону.

Загадки.

Липкие почки, зеленый листочки
С белой корой стоит под горой. (Береза)

Темной он покрыт корой
Лист красивый вырезной
А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)

Прилетаю в гости к ней
Стайки алых снегирей,
По ветвям они снуют
Красны ягодки клюют. (Рябина)

– Что вы знаете об этих деревьях? (Рассказ детей о березе, дубе, рябине)

IV. Творческая работа в группах

– Сейчас я предлагаю вам стать поэтами. Соедините строки так, чтобы получилась рифма.

1 группа

Каждый день я вижу
Милей мне, чем она
Березу из окна
И нет подруги ближе
Зеленой легкой дымкой
И ветер невидимка
Колышет лист резной
Окуталась весной

2 группа

Задевая тучи
С думой вековой
Головой седою
Дуб стоит могучий
Буря птицей черной
Словно царь в короне
Вдруг засвищет в кроне
Дуб стоит спокойный

3 группа

На плечах ее – косы длинные
Сарафан с широкой каймой
Брови смелый соболиные
Полушалок цветной с бахромой
Золотыми расшитый листьями
Подойду и глазам не верится
Разрисован алыми кистями
Это рябины тонкое деревце

V. Работа по теме

Анализ стихотворения В. Солоухина «Деревья».

1. Прослушивание стихотворение в аудио записи без названия.

– К какому жанру относится это произведение?
– Как бы вы его озаглавили? (Деревья)

2. Чтение стихотворения молча

– Какое чувство передает поэт в стихотворении? (Любовь и гордость)
– В каком темпе надо читать его? (Медленно)

3. Анализ стихотворения

– Прочитайте первое четверостишье так, чтобы показать любовь автора к зеленым насаждениям.

Второе четверостишье.

– Что такое потеха?
– Передайте словами гордость поэта за старшее поколение.

Третье четверостишье.

– В чем сомневается поэт?
– Кто такой лирик?

Четвертое четверостишье.

Пятое четверостишье.

– Сад полыхает – как вы понимаете?
– Как сам автор относится к рябине? (С любовью)
– Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали?

Физкультминутка

Встали, потянулись,
Мы с вами деревья.
Выросли высоко-высоко,
Подул ветер, пошел дождь,
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли
Спокойно сели.

VI. Обобщение знаний

Составление мини-проекта «Зеленая аллея памяти».

У. Ребята, кого напоминают нам деревья?
Д. Дуб похож на сильного человека
Д. Береза – на стройную девушку в белом платье
У. Сажая деревья, люди оставляли память о себе. Какую память о себе вы можете оставить?
Д. Мы предлагаем посадить аллею памяти к юбилею Победы на территории нашей школы.
У. Какие деревья вы предлагаете посадить на аллее?
Д. Давайте посадим ель и сосну
У. Хвойные быстрее, чем другие растения погибают в условиях загазованности и задымленности города.
У. Я предлагаю посадить дуб. У него ценная древесная кора, дубильные вещества, которые из нее получают, нужны в медицине. Живет тысячу лет. Его считают символом силы и мужества. Поэтому как нельзя лучше подходит для аллеи памяти.
Д. А вот ученые заметили, что дуб медленно растет, требователен к плодородным почвам, любит много тепла, а в юном возрасте плохо переносит заморозки и боится жгучих лучей солнца.
Д. Мы предлагаем посадить липу. Липа выделяет в 3 раза больше кислорода, чем другие деревья. Пчелы после посещения ее цветов приносят много меда. Издавна люди считали ее священным деревом.
У. Мы должны помнить, что липа любит влагу, а в засушливое время чувствует себя не комфортно. Я предлагаю посадить тополь.
Д. К сожалению, пух, который образуется на семенах тополя вызывает аллергию у некоторых людей, пух легко воспламеняется.
У. Угадайте, о каком дереве идет речь? Это неприхотливое дерево. Может расти на заболоченных и сухих почвах. Первой заселяет пожарища, вырубки, пустые места. Ее считают символом России.
Д. Это береза
У. При выборе породы деревьев для нашей аллеи мы должны учесть не только красоту дерева, его роль в природе и жизни человека, и какое дерево будет лучше расти в условиях нашей местности, но и выбрать дерево, которое является символом России (высказывание учащихся … выбор береза). Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно красива в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба.

VII. Итог урока

У. Какое доброе дело вы можете совершить к юбилею Победы?
Д. На территории нашей школы посадить березовую аллею, как память о людях, завоевавших мир на земле.

VIII. Рефлексия

Самооценка своей работы на уроке. На доске дерево березы, которое нужно будет одеть в красные, желтые, зеленые листья.

У. Покажите, как вы сегодня поработали на уроке:

Красный цвет – отлично
Желтый – хорошо
Зеленый – только часть заданий получилась

IX. Домашнее задание

– Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся строфе.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6–7 лет «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения). Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

Картина «Дубы» И. И. Шишкина, для работы детей: (на выбор) картон А 4, клей ПВА, салфетки зелёного цвета, гуашь, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Предварительная работа:

Знакомство с разными породами деревьев, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай, с какого дерева лист», работа нетрадиционным материалом.

Ход занятия:

Педагог:

Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное сказочное путешествие.
А главным героем нашей сказки будет … отгадайте загадку:

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)

Вопросы детям:

Расскажите, какое это дерево?
Можем ли мы его отличить от других деревьев?
Какие у него листья?
Есть ли у него плоды?
Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (богатыря)
А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).
Знаете ли вы поговорки о дубе? (крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).
Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).
Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине.

Что вы видите? (рассказ детей)

Педагог:

Несокрушимые дубы – великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.

Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря – твёрдого, сильного, стойкого, мощного.

Предлагаю вам погулять по дубовой роще.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами). А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З – З – З – З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.
Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж – Ж – Ж – Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Повторить 2–3 раза.

Педагог:

Дубы – богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом:
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).
Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы. Приступайте к работе.
Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол – сухой чай, пластилин, гуашь; крона – зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин).

Итог занятия:

Занятие заканчивается анализом и любованием детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Занятия по развитию речи

В первом классе школы v вида

По теме: « Деревья».

Составитель:

Колесникова Светлана Александровна

Воскресенск 2013

Цель : Расширять представления детей о деревьях и их строении.

Задачи

Образовательные:

Развивать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме: «Деревья»;

Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;

Согласовывать имена существительных с числительными 2 и 5;

Подбирать антонимы;

Находить в загадке сравнения;

Подбирать и находить слова – родственники;

Развивать связное высказывание.

Коррекционные:

- развивать мышление (сравнение, обобщение, анализ), внимание;

Слуховую память, общую и мелкую моторику.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

Деревянная посылка, письмо в конверте. Листья деревьев (березы, дуба, клена, осины, рябины, ели), желуди, шишки, ягоды рябины, березовая кора, веточки ели).

Ватман с изображением деревьев (березы, дуба, клена, осины, рябины, липы, ели). Предметные картинки с изображением деревьев (2 березы, 5 берез; 2 осины, 5 осин и т.д. Магнитная доска с разноцветными магнитами. Маркеры на всех детей, файлы – вкладыши с картинками деревьев « Четвертый лишний».

Аудиокассета с записью « Звуки леса», шапочки – маски деревьев.

Предварительная работа .

Чтение рассказов, поговорок, пословиц о деревьях; заучивание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций деревьев (березы, дуба, клена, осины, рябины, липы, ели); иллюстрация птицы - дрозда, экскурсия в « уголок леса» на территории школы.

Ход урока.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, я сегодня получила посылку. Давайте посмотрим, что в ней?

(Открывает посылку).

Дети. Листья деревьев, желуди, шишки, веточка ели, ягоды рябины, березовая кора.

Логопед. Посмотрите здесь еще письмо нам. (Читает письмо).

« Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. В нашем лесу случилось беда. Баба Яга перепутала все деревья в лесу. Помогите нам вернуть все на свои места. Очень надеемся на вашу помощь. Лесные жители.

Ребята поможем!

Дети. Да.

Логопед. Давайте произнесем волшебные слова и окажемся в лесу.

Я на ножке покручусь,

И в волшебном лесу я окажусь.

Звучит фонограмма « звуки леса».

Пальчиковая гимнастика « Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес, Дети поднимают обе руки ладонями к себе,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою широко расставив пальца, шевелят ими.

Ночью темной, грозовою? Повторяют.

Что нам шепчешь на зоре

Весь в росе как в серебре?

Основная часть.

Игра « Отгадай и расскажи».

Логопед. Вот мы и оказались в сказочной лесу. Посмотрите, что натворила Баба Яга! На берёзе растут иголки, на рябине желуди, на дубе березовые серёжки. Непорядок! Мы с вами должны расколдовать деревья. А для этого вы должны отгадать загадки о деревьях и все встанет на свои места.

(Дети по очереди отгадывают загадки, если загадка отгадана и правильно выполнены задания логопеда, ребенок надевает шапочку- маску дерева).

Логопед. Стоит Аленка – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

Дети. Береза.

Логопед. С чем в загадке сравнивается листва и ствол березы?

Дети. Листва сравнивается с зеленым платком, а тонкий ствол с белым сарафаном.

Логопед. Ребята, ответьте на вопросы. Какая у березы листва? Какой ствол? Какая кора?

Дети. Листва зеленая, ствол тонкий, кора белая.

Логопед. А какие части деревьев вы знаете?

Дети. У дерева есть корень, ствол, большие ветки, маленькие веточки (ответвления), листья, весной появляются почки.

Логопед. Правильно. Следующая загадка.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Много, много желудей.

Дети. Дуб.

Логопед. Скажите, какой лист и какая кора у дуба в загадке?

Дети. У дуба темная кора и вырезной лист.

Логопед. А что растет на кончиках ветвей?

Дети. На ветках у дуба растут желуди.

Логопед. Молодцы, ребята, и дубу помогли надеть свой наряд.

Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер дождевик,

У него зеленые листья, пожелтеют в тот же миг.

Дети. Это клен.

Логопед. Скажите, а какого цвета становятся листья у клена осенью?

Дети. Листья клена осенью становятся желтыми, оранжевыми.

Логопед. Помогите клену и подберите слова – родственники к слову лист.

Дети. Листок, листочек, листище.

Логопед. Молодцы, вот и клен у нас принарядился.

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок……

Дети. Осины.

Логопед. Правильно. Что всегда делают листочки осины?

Дети. Листочки осины всегда дрожат.

Логопед. Прослушайте внимательно ещё раз загадку и найдите в ней слова – родственники?

Дети. Задрожит, дрожит.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды снуют и,галдят, её клюют.

Дети. Рябина.

Логопед. А какие птицы любят ягоды рябины?

Дети. Ягоды рябины любят дрозды.

Логопед. Правильно. Осень перед дальним отлетом они наедаются ягодами рябины. Посмотрите на этих птиц. (Показ на магнитной доске).

Логопед. Ребята, а с чем сравниваются ягоды рябины в загадке?

Дети. Ягоды сравниваются с красным факелом. Ягоды красные и огонь красный.

Логопед. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Сама не чего не шьёт,

А в иголках круглый год.

Дети. Ель.

Логопед. Правильно дети. Как называются деревья, у которых вместо листьев растут иголочки?

Дети. Хвойные деревья.

Логопед. А какое ещё хвойное дерево может расти в нашем лесу?

Дети. Сосна.

Логопед. А как называется лес, где растут и лиственные и хвойные деревья?

Дети. Смешанный лес.

Логопед. Вот и елочку мы с вами расколдовали. А теперь пусть оживет весь наш лес.

Развитие общей моторики.

« Лесная зарядка».

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Игра « с какого дерева лист».

Логопед. А теперь на наших деревьях вырастут листочки.

Дети. Листья рябины – рябиновые листья. Листья дуба – дубовые листья.

Листья клена - кленовые листья. Листья осины - осиновые листья. Листья березы – березовые листья.

Логопед. Молодцы. А теперь, чтобы в лесу было много деревьев, мы должны правильно их посчитать.

Дети. Две белоствольные березы, пять белоствольных берез. Две зеленые елки, пять зеленых елок. Два могучих дуба, пять могучих дубов. Две дрожащие осинки, пять дрожащих осинок. Две красные рябины, пять красных рябин. Два кленовых листа, пять кленовых листьев.

Игра « Где растет дерево?»

Логопед. Ребята, назовите участки леса, рощи. На которых растут деревья одного вида?

Дети. Береза – березовая роща. Дуб – дубовая роща. Осина – осиновая роща, осинник. Сосна – сосновый бор. Ель – ельник.

Логопед. Молодцы ребята. Давайте ещё поиграем, хотите?

Дети. Да.

Логопед. А игра называется « Слова – наоборот». Я называю вам словосочетание, а вы подбираете противоположное значение.

Логопед. Дерево старое. Дети. Дерево – молодое.

Ствол толстый – ствол тонкий.

Деревья высокие - деревья низкие.

Плоды на деревьях висят высоко, а ягоды на кустах низко.

Ветка длинная – ветка короткая.

Логопед. Молодцы! Понравилась игра.

Дети. Да.

Логопед. Ещё поиграем?

Дети. Да.

Логопед. Ребята перед вами картинки, на них нарисованы четыре дерева, возьмите маркер и зачеркните какое из деревьев лишнее. Поняли задания? Выполняйте.

(После выполнения задания каждый ребенок отвечает).

Ель, клен, береза,дуб.

Дети. Ель – это хвойное дерево, а остальные лиственные деревья.

Сосна, береза, дуб, шиповник.

Дети. Шиповник – это кустарник, а остальные – деревья.

Дуб, липа, береза, яблоня.

Дети. Яблоня – это фруктовое дерево, а остальные не фруктовые деревья.

Логопед. Молодцы ребята! Мы помогли нашему сказочному лесу. Помните всегда, что леса надо беречь и охранять. Деревья, принося очень большую пользу, мы об этом уже не раз говорили. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

(Звучит фонограмма « Звуки леса»).

Дети. Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес.

Итог занятия

Логопед. Ребят вам понравилось сегодняшнее путешествие.

Дети. Да.

Логопед. О каких деревьях мы говорили на занятии? Чем эти деревья похожи и чем отличаются? Почему лес надо охранять?

Дети отвечают.

Домашнее задание.

Логопед. Ребята нарисуйте любимое ваше дерево.

Список использованной литературы.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки детский фольклор. М., 1990.
  2. Загадки. Пословицы. Поговорки/Сост. К. и Д. Солеровские. М., 2000
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.устранения общего недоразвития речи у дошкольников: Практ. Пособие. М., 2004.

Похожие статьи