Что растёт в лесу летом. Что съедобного растет в лесу. Кто живет в сосновом бору

Одуванчик лекарственный

Его начали употреблять в последние два-три десятилетия для приготовления салатов. Это растение широко распространено и общеизвестно. Его, как и крапиву, не следует собирать в "грязных" местах.
Используются преимущественно молодые листья, салат из них приготовляется так же, как и из другой зелени. Чем старше листья, тем сильнее они горчат, увеличивает горечь также сухая погода, произрастание на хорошо прогреваемых местах.
Одуванчик внесен в список салатных растений во многих странах мира. Во Франции, Германии, Англии, Голландии, Японии, Индии, США он выращивается на грядках вместе с другими овощами. И это не случайно. Все дело в том, что одуванчик содержит большое количество микроэлементов, витаминов и других полезных веществ. Если его сравнить в этом отношении с другими овощами, то он окажется более ценным.

Химический состав одуванчика весьма богат и разнообразен. Он представляет собой целую биохимическую лабораторию. В его корнях до 40% углевода инулина, до 15% белковых веществ, есть каротин, слизистые и дубильные вещества, смолы, органические кислоты, каучук, эфирное масло и до 12% клетчатки. Количество фосфора достигает 350 мг%, кальция — 1430 мг%, жира — 6% и до 10% горького вещества тараксацина. В листьях от 19 до 100 мг% витамина С и 30% витамина Р. Оба эти витамина играют весьма важную роль в обмене веществ, укрепляют сосудистую стенку, делают ее более эластичной и тем самым предупреждают в определенной степени возникновение инфарктов, варикозное расширение вен и образование тромбов. Иными словами, одуванчик задерживает процесс старения организма и приближение болезней.

Использование в питании

Ценность представляют все части одуванчика — цветочные почки, цветы, листья, прикорневые розетки и корни. Из одуванчика готовят салаты, варят супы, повидло и кофейные напитки, маринады и пюре. Жареные корни подают как самостоятельное блюдо, как приправу к мясным и овощным блюдам. Говорят, человек, хотя бы раз попробовавший хорошо приготовленное блюдо из одуванчика, будет в дальнейшем готовить его сам и введет в повседневное питание как обычное овощное кушанье, к которому давно привык.
А. В. Беляева в книге «Пряновкусовые растения» пишет, что одуванчик способен удовлетворить самые изысканные вкусы. Об этом же пишет участник экспедиций в мир растений Гиббоне. Путешествуя с товарищем по Америке, они применяли в питании много растений, но одуванчик прочно держал первенство. Его прикорневые розетки по нежности и вкусу не уступают молодым побегам спаржи. В этом легко убедиться каждому, стоит только приготовить и попробовать какое-нибудь блюдо из одуванчика.
Многих смущает горький вкус одуванчика. Но, оказывается, от млечного сока легко избавиться. В литературе описано несколько способов. Первый и наиболее часто встречающийся — вымачивание листьев в подсоленной воде в течение 20—30 мин- Второй — отваривание в кипящей воде в течение 3—5 мин. Третий способ применяется в походных условиях, когда соль приходится экономить. Листья кладут в темное место на землю, под камень или ствол дерева и отбеливают, то есть выдерживают там в течение часа. На Урале салат из одуванчиков готовят без предварительного вымачивания и отваривания. Свежие листья мелко рубят ножом, перемешивают с другими составными частями, солят, и через 15—20 мин. салат считается готовым к употреблению и не имеет горечи.
Корни одуванчика предварительной обработке в солевом растворе не подвергаются, так как они теряют горечь при варке в подсоленной воде. Если же корни отвариваются в несоленой воде, то ее рекомендуется сменить два-три раза. В книге «Практическая ботаника» Н. П. Партанского сообщается, что при приготовления салата из одуванчика для большей нежности листья отбеливают, укладывая их на доски на траву. Очень нежны листья одуванчика, выращенного в парнике, закрытом плотными циновками или соломенными матами. В этом случае листья будут бледными на вид, но сочными и негорькими.
Наша практика работы в походно-полевых условиях показала, что листья лучше вымачивать в подсоленной воде при комнатной температуре в течение 30—40 мин., корни достаточно отваривать в подсоленной воде в течение 15—20 мин. При этом надо иметь в виду, что корень хорошо впитывает соль и его можно пересолить при отваривании, поэтому соль добавляют в воду не более чем в обычный суп.

Леса - это главное богатство народа, а еще их называют легкими планеты. Без них люди задохнулись бы от вредоносных выбросов, которые ежедневно в огромном количестве попадают в атмосферу. Кроме того, лес дает древесину - экологически чистый строительный материал. Он - подлинный кормилец и лекарь, обеспечивающий людей ягодами, грибами, орехами и лекарственным сырьем.

Виды лесов

Лесные массивы занимают треть суши и растут как в холодных, так и жарких странах. Со временем их становится все меньше и меньше. Человек уничтожает лес, строя города, добывая древесину, распахивая поля для посева хлеба, огородов и садов. Лесные массивы состоят из хвойных, лиственных, смешанных и вечнозеленых растений. Они имеют ярусное строение, состоящее из:

  • полога - это кроны самых больших деревьев;
  • подлеска: низкие деревья и кустарники;
  • травяного яруса, состоящего из травы и совсем маленьких кустарничков;
  • приземного - мхи;
  • лесной подстилки, в ее состав входят остатки органики на поверхностном слое почвы;
  • подземного яруса, что состоит из корневой системы растений, грибов и микроорганизмов.

Какие растения растут в лесу (подлеске)? Здесь располагаются низкорослые деревья и кустарники, которые находятся в тени верхнего яруса. В смешанных и широколиственных лесных массивах, в подлеске можно увидеть малину, крушину, можжевельник, лещину, рябину, бересклет, а в светлохвойных и хвойных лесах - карликовые березки, плакучие ивы и ольху.

Условия произрастания

Лесная подстилка состоит из опавших плодов, листьев, коры, веток, умерших личинок насекомых, куколок и животных. В ней идет бурная жизнь, миллионы разных обитателей приходятся на каждый квадратный метр земли. В их число входят простейшие, различные бактерии, всевозможные насекомые и грызуны.

Значение подстилки заключается в следующем:

  • в образовании перегноя, который питает почву;
  • в предохранении земли от воздействия внешней среды;
  • в координации количества кислорода в грунте.

Валежник - это ветки, суки и стволы деревьев верхнего яруса, которые упали на землю. С одной стороны, он полезен тем, что удобряет землю, а с другой, опасен, так как в упавших живых остатках деревьев размножаются вредители, опасные для здоровья леса, также он может являться причиной пожара. Обычно его частично уничтожают.

Немаловажное значение имеет и подземный ярус. Разная глубина залегания корней трав, различных кустарников, низкорослых и высокорослых деревьев образует несколько ступеней под землей. Корни верхнего подземного яруса забирают дождевую влагу у находящихся ниже. А более глубоко расположенная корневая система получает подземную воду намного раньше.

Растения подлеска

Какие растения растут в лесу? Крупные деревья полога окутывают тенью массивы подлеска, поэтому там предпочитает размещаться тенелюбивая растительность. В таких местах значительно меньше испарение и температура поверхностного слоя земли. Эти условия благоприятны для роста грибов. Кажется странным, но рябина, что растет в лесу, родственница великолепной розы, которую превозносят за ее великолепнейшие цветы. А рябина популярна гроздьями ярко-красных ягод, корой и листьями, обладающими целебными свойствами. На Руси издавна считали, что рябиновый дух помогает отгонять болезни. Она занимает значительные площади подлеска.

Жимолость, кустарник, растущий в лесу, целый месяц цветет, притягивая благоуханием насекомых. Он является частью подлеска. Растения со съедобными ягодами представлены на Дальнем Востоке и восточной части Сибири. Вкус ягод напоминает плоды голубики. Бересклет - типичный кустарник подлеска, имеет ядовитые, но очень красивые плоды, которые используют в медицине. На приусадебных участках его используют как декоративное растение. Не все мелкие деревца представляют подлесок. К нему не относятся молоденькие деревья полога, называемые подростком.

Растительность смешанного леса

Такое название лес получает, если в нем только пять процентов всего количества составляют лиственные деревья, остальные - хвойные породы. К деревьям, растущим в смешанном лесу, относятся тополя, клены, липы, дубы, ивы, рябины, ольха, ели и сосны. Травянистая растительность лесов довольно разнообразна. Здесь можно встретить медуницу лекарственную, фиалку, сныть, чину весеннюю. В них находится большое скопление птиц, которым достаточно корма и есть возможность укрыться от врагов.

Съедобные ягоды в лесу

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды.

  • Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярко-алый цвет, а в зрелом виде темно-коралловый. Время сбора: конец августа - сентябрь. Ягоды парят, мочат, варят варенье и джемы.
  • Часто можно встретить невысокое стелющееся по земле растение, что растет в лесу, под названием костяника. Ее плоды по внешнему виду напоминают ягоды малины с косточками внутри. Их используют для приготовления домашнего вина.
  • Голубика растет на высоких кустах, ягоды крупные, цвет темно-синий, мякоть водянистая с зеленоватым оттенком. Из нее варят варенье, употребляют в сыром виде, готовят вино.
  • Черника является одной из самых полезных ягод, имеющих сине-черный цвет. Плоды содержат краситель. Растет на небольших кустиках, на влажных, затененных местах. В ягодах содержится много полезных веществ. Применяется в свежем, сушеном и мороженом виде.
  • Бузина, что растет в лесу на деревцах или кустарниках, содержит ядовитые вещества в недозревших ягодах красного цвета. Спелые некрупные черные плоды схожи с черной смородиной. Время сбора август-сентябрь. Некоторые виды растения культивируют на дачных участках.
  • Клюква произрастает на болотистых местах. Из всех дикорастущих ягод она считается самой целебной. Растение, стелющееся с мелкими листочками. Плоды красного и бордового цвета имеют кислый вкус, содержат много полезных веществ, хорошо хранятся. В нетрадиционной медицине клюкву использовали с древности.

Ягоды, растущие в лесу, более полезны для здоровья человека, чем садовые.

Как отличить съедобные от ядовитых?

Лесные ягоды могут быть ядовитыми, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу человеку. Следует отметить некоторые растения, плоды которых употреблять нельзя:

  • белладонна (красавка), ягоды имеют шаровидную форму черного цвета, напоминают плоды вишни;
  • болиголов крапчатый обладает мелкими плодами яйцевидно-шаровидной формы, бока которых сплюснуты;
  • волчье лыко, ягоды величиной с горошину, сочные, цвет ярко-красный, на вкус жгучие, смертельная доза от 3 до 5 штук;
  • вороний глаз, плоды блестящие, синевато-черного цвета;
  • паслен сладко-горький, ягоды имеют удлиненную форму, сладкие, блестящие, цвет ярко-красный.

Съедобными ягодами питаются птицы, поэтому заметив помет на кустах и земле под ними, а также косточки или кожуру, можно сделать вывод, что плоды не являются ядовитыми. Хотя этот факт не дает стопроцентной гарантии, бывает, что птицы могут склевывать ягоды, которые представляют опасность для человека.

Какие цветы растут в лесу?

Некоторые люди считают, что в лесу растут только деревья и кустарники. На самом деле в нем можно увидеть поляны с разными цветами, которых большое разнообразие, очаровывающей красоты. Весной появляются первые подснежники, которыми любуются многие, кто бывает в это время в лесу. Ведь этот нежный, хрупкий цветок сумел пробиться сквозь мерзлую землю и корочку снега. Стоит заметить, что роскошная роза родом также из леса.

В сухих местах, на опушках, среди кустарников цветет фиалка трехцветная, что растет в лесу, радуя глаз своими разноцветными лепестками. В мае можно увидеть белый ковер из цветков кислицы, листочки которой кислые на вкус и содержат большое количество витамина C. Она предпочитает хвойные леса. А вот герань лесная растет в России повсюду. Фиолетовые цветки с пальчатораздельными листьями украшают лужайки лесов, растут у кустарников и оврагов, издавая запах эфирных масел. Многие лесные цветы обладают лечебными свойствами и занесены в Красную книгу.

Осень в лесу

Пришел сентябрь, после солнечных теплых дней наступила сказочная осень. Весь лес покрылся яркими красками: зелеными, желтыми, оранжевыми, красными. Подсохшая трава и опавшие листья утешительно шуршат под ногами. Иногда встречаются красочные осенние цветы, восхищающие глаз. Еще встречаются грибы: разноцветные сыроежки, рыжики, опята. Осень в лесу - это прекрасное время для грибников-любителей. Солнечные лесные поляны украшают гроздья красной рябины, а на кочках болот россыпью лежат бордовые ягоды клюквы.

В воздухе чувствуются ароматы осени: пахнет сыростью, опавшими листьями, засохшей травой. Ощущается холодок и свежесть. Быстрокрылые стрижи и ласточки уже улетели в теплые страны, а другие пернатые еще только готовятся к отлету куропатки, тетерева и рябчики устраиваются на зимовку. Путешествуя по лесу, приятно наслаждаться красотой осенней природы.

В заключение

Нелегко вообразить нашу планету без лесных просторов. Это чудное творение природы таинственным волшебником появляется в жизни человека с первых лет жизни. Лес всегда присутствует в русских народных сказках, рассказах, былинах и является соучастником богатой истории человечества. Он всегда чудесен - при любой погоде и во все времена года.

Людмила Дьяконова
Конспект занятия «Что растет в лесу»

Конспект занятия

Средняя группа

“Что растет в лесу”

Программное содержание :

Углубить и обобщить представление детей о лесе; в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды , грибы и травы. В лесу всегда тень и прохладно. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, замечать его красоту, умение вести себя

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. воспитатель входит в костюме Бабушки, идет по ”лесу” . Звучит фонограмма пения птиц и звуков леса.

Бабушка : Ау! Ау! Внученька!

Обращается к детям :

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас в нашей сказке. Я внучку ищу. Она в гости ко мне прийти обещала, да заблудилась видно. Она маленькая в яркой шапочке, гостинцы мне несет, пирожок и горшочек масла, Вы её знаете? Правильно Красная Шапочка. Так и сказка наша называется, в которую вы попали. А кто автор сказки?

Дети отвечают.

Бабушка : Где же красная шапочка? Вот какой лес густой, темно там и прохладно, хоть день сегодня солнечный. А почему, ребята, вы знаете? Правильно. Солнечный свет плохо проходит сквозь густые кроны деревьев. В таком густом лесу цветов не найти , а грибов, зато видимо-невидимо.

Настоящее грибное царство. А грибы любят играть в игру под названием “кто я”. Грибы очень разные, но есть и похожие. А вы, дети знаете правила сбора грибов?

Дети отвечают : не срывать, аккуратно срезать, не раскапывать палкой, можно повредить грибницу, не собирать грибы у дороги, где машины, собирать только известные грибы.

А вот и первый гриб. Отгадайте какой?

Загадка : Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (боровик)

Верно это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножек, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему? (потому что после сушки его цвет не меняется) .

А вот и другой гриб :

Я в красной шапочке расту ,

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я (подосиновик) .

Почему его так называют? (потому что он чаще всего растет под осиной ) .

А вот еще гриб. Он тоже нам загадывает загадку :

Не скрою : не белый я братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще (подберезовик) .

А вот пенек на нем целое семейство, сразу несколько грибов.

Загадка : Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу

Как веснушки на носу (опята) .

Вот сколько грибов мы набрали. Целое лукошко. Спасибо, что помогли мне, все загадки отгадали. Я для внучки сегодня грибной суп сварю на обед. Так что же с ней случилось? Все время ходила она ко мне через этот лес, вот по этой тропинке. Неужели в нашем лесу опять волк появился ? Надо быстрей её найти. Ребята вы мне поможете?

Появляется сорока, трещит.

Сорока : Что случилось? Кто вы? Что здесь делаете?

Бабушка : Внучку мою Красную Шапочку ищем. Ты её не встречала, сорока?

Сорока : Вот беда, беда, беда. Я её не видела. А вам самим не справится. Лес дремучий, опасно в лесу , заблудитесь. Надо вам лесовичка найти. Он все лесные тайны знает.

Бабушка : Я в лесу не заблужусь . Да и ребята мне помогут. Проводи нас, сорока, к лесовику.

Сорока : Я спешу! У меня важные дела! Не могу вас проводить. А вот план леса у меня имеется. По нему вы домик старичка-лесовичка и найдете. (даёт план) до свидания!

Ориентировка в пространстве. Ребенок описывает путь по лесу к домику Лесовичка . Идем по плану. Приходим к домику. Стучим. Зовем.

Дедушка Ллесовик!

Поскорей отзовись!

Здравствуйте, дети!

Лесной вам привет. Узнали меня?

Или может быть нет?

Зачем пожаловали?

Дети, бабушка : Здравствуй, Старичок-Лесовичок,

Берестяной колпачок!

Мы девочку ищем Красную Шапочку.

Помоги нам пожалуйста найти её в лесу .

Лесовик : Я, конечно, вам помогу

В свой лес впущу.

Но сначала вас испытаю.

Приглашаю вас в мою лесную школу,

Чтобы узнать, что вы знаете о лесе.

Загадки мои отгадайте и в игры со мной поиграйте.

1. Есть главные жители в царстве моём.

А как же мы жителей этих зовем (деревья)

2. Что за дерево, и зиму, и лето зелено

3. Зимой и летом одним цветом(ёлка)

4. На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, платочки зелены

5. Зелена, а не луч, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос (береза)

6. У меня иголки длинней, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту (береза)

7. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

8. Вся как от холода трясусь.

Всего-всего в лесу боюсь

Не береза, не рябина,

Я пугливая (осина) .

Бабушка : вот мы и отгадали твои загадки, лесовичок. Вот какой чудный лес у нас получился.

Лесовичок : -Да! Разные деревья здесь смешались. Как такой лес называется? Смешанный. Какие еще деревья могут расти в таком лесу ?

(Дуб, клен, рябина) .

А лес будет еще выше и гуще, если вы все, ребята, превратитесь в деревья.

Вы, ребята, не стесняйтесь

Как деревья покачайтесь

(Дети встают врассыпную, поднимают руки, качаются) .

Лесовичок : А что это у вас в лукошке?

Бабушка : Да мы пока к тебе шли, грибов набрали.

Лесовик : А каких грибов? (Дети называют) . Молодцы! Все грибы хорошие. Как их называют? (Съедобные) . А какие еще есть грибы? (Несъедобные, ядовитые) . Назовите и покажите их (мухомор, бледная поганка, ложный опенок) . А знаете ли вы, какой гриб с каким деревом дружит? (подберезовик-береза, подосиновик-осина) .

Лесовик : У меня для вас есть еще одна загадка. Отгадайте-поиграйте со мной :

Сидит – зеленеет,

Лежит-пожелтеет,

Падет – почернеет (лист) .

Детская игра «Оденем дерево»

В нашем лесу растут разные деревья . Как же такой лес называется? (смешанный)

В смешанном лесу под деревом растут кустарники (бузина, боярышник, малина, смородина вдоль речек и ручьев) .

Еще ниже на земле располагаются низкие ягодные кустарники (черника, брусника, голубика, еще земляника и другие травянистые растения .

В лесу всегда тень и прохладно. Почему? (Деревья высокие и солнца не видно) .

Бабушка : Жаль, что цветы в лесу можно увидеть редко , только некоторые. Какие из них вы знаете, дети? (Иван-чай, лютик, ландыш, незабудка, колокольчик) . Вот какой богатый и щедрый наш лес. Он красив в любое время года и полон жизни (фонограмма звуков леса) .

Лесовик : Вы, ребята, хорошо знаете, что растет в лесу . Приходите в лес. Там вам всегда рады. Но вы должны знать три важных правила : Не сори! Не шуми! Не губи! В лесу нет ничего лишнего ! Не топчи грибы, не ломай ветки, не дави муравьев!

Хорошо запомните эти правила и тогда можете идти в лес. Но маленьким детям можно ходить в лес только с родителями. Почему?

Дом со всех сторон открыт

О резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят.

Ваню – земляникой,

Яну – костяникой,

Дашеньку орешком,

Степу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Витю – хворостиной.

Бабушка : Старичок-Лесовичок, берестяной колпачок! Спасибо тебе за урок твой, но где же Красная Шапочка?

Лесовичок : Ну что ж, идем, провожу. Вот она, внучка ваша, Красная Шапочка.

Красная Шапочка спит под елкой. Просыпается.

Бабушка : Как ты сюда попала? Почему с тропинки сошла?

Красная Шапочка : Бабушка, я цветов тебе красивых хотела собрать на лесной опушке. Ведь в темном лесу таких нет .

Бабушка : Ах ты, проказница! Больше так не поступай! Спасибо ребятам и сороке, помогли тебя отыскать.

До свидания, ребята! Вам пора возвращаться в детский сад. А мы пойдем домой.

Конспект занятия «Что растет в лесу?»

Цель - Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами; познакомить детей с произведениями искусства -картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин рассказать, что картины пишут художники. -

Материал: набор деревьев и кустарников для фланелеграфа (2-3 ели, 1-2 сосны. 4-5 лиственных деревьев, в том числе такие, которые растут на участке детского сада; грибы

(подберезовики, опята на пеньке, мухоморы); картинки с изображениями ягод (земляника, смородина, малина); кукла Красная Шапочка; репродукции на тему «Осень»- 3- 4 шт.

Организация: Дети сидят полукругом, воспитатель на фланелеграфе выставляет фигурки растений. Картины висят в другом помещении (спальне, раздевалке) - это экспозиция выставки.

Ход занятия

I . Воспитатель входит с детьми в группу, а в группе на стульчике сидит красная шапочка. У нее в корзинке лежат картинки с изображениями лесных ягод.

Здравствуй, Красная шапочка! Как мы рады, что ты пришла к нам в гости.

Ребята давайте сядем на стульчики. Красная Шапочка сидит рядом со мной.

Ребята, сегодня я вам буду рассказывать про лес, а Красная Шапочка мне поможет ведь она все время ходит к бабушке лесом и знает все, что в нем происходит. Но сначала

скажите дети, а мы с Красной Шапочкой будем вас слушать.

Бывали ли вы в лесу?

Что вы там делали?

Что в лесу есть?

(Дети рассказывают, а воспитатель от лица куклы реагирует на их высказывания (комментирует, удивляется, уточняет.)

Какие вы молодцы, многое знаете про лес. А сейчас послушайте меня.

II . -Лес бывает за городом или за деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные деревья, кустарники. Их очень много.

Красная Шапочка я правильно говорю? Ведь дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом, на краю деревни?

В лесу всегда тихо и темно, потому что деревьев много, они высокие, смыкаются своими вершинами и солнце совсем не пропускают. Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Это только Красная Шапочка такая смелая, что не боится одна ходить через лес к своей бабушке.

(выставляю на фланелеграф, составляя лесное пространство)

Ребята, а вы знаете, как называется это дерево? (береза, осина, сосна, ель)

Дети, вот так может выглядеть лес?

Это смешанный лес - в нем растут разные деревья: и ели, и сосны, и березы, и другие деревья с листьями.

Ребята, посмотрите, возле березки вырос гриб, а вы знаете как он называется?

Ой, а сколько грибов выросло на пеньке? – да, да еще и с белыми точками? Как же этот гриб называется?

А кто знает, все ли здесь грибы съедобные или есть и ядовитые?

(ответы детей)

Еще в лесу растут кустарники. А вы какие знаете кустарники?

(дети называют кустарники)

Да, в лесу растет малина, смородина, рябина.

Когда Красная Шапочка идет к бабушке, она собирает малину и смородину. Ягоды очень вкусные и полезные.

А вы ели эти ягоды? Где они еще растут?

Посмотрите, какой у нас стал лес, красивый и нарядный. Вот так выглядит настоящий лес красиво и празднично. Лес очень красив, поэтому многие люди хотят любоваться его красотой, дышать свежим воздухом, ведь он очень полезен для нашего здоровья.

III - А теперь вы опишите Красной Шапочке картину, которая у нас получилась.

(опрос 2 -3 детей)

IY - Физминутка

Y –(В другой стороне группы выставка картин.)

-«Ребята, а что у вас здесь такое красивое!»- говорит, Красная Шапочка.

Здесь у нас выставка картин, подвожу детей к выставке.

Ребята, посмотрите какие здесь замечательные картины.

Чтение отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

…Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

Понравилось, ребята, вам стихотворение?

А что больше всего понравилось?

Как вы думаете, поэт точно описал осенний лес?

YI . Итог занятия

Ребята, что вы нового узнали сегодня? С чем познакомились?

Ребята, Красной Шапочке вы очень понравились, и она решила подарить вам подарки, естественно из леса. Раздача подарков и прощание с Красной Шапочкой.

МДОУ ДС КВ № 83 « Жемчужина»

Конспект занятия

средняя группа

«Что растет в лесу?»

Подготовила: Спасенникова С.В.

Нижневартовск 2006 год

Леса на территории России бывают хвойные, широколиственные и смешанные. Они богаты многообразием прекрасной растительности. Разными породами деревьев, кустарников и трав представлены растения лесов России.

Растительность хвойных лесов

Хвойные деревья, которые называются вечнозелеными растениями, преобладают на большей территории России и всей Европы. Деревья эти называются так, потому что вместо листьев у них хвоя. Хвоя – это маленькие зеленые иголки, которые выполняют ту же функцию, что и листья, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Хвойные леса вырабатывают очень много кислорода, обеспечивая тем самым жизнь всей планеты.

Самыми распространенными хвойными деревьями являются ель, сосна, лиственница, пихта и кедр. Растут они большими массивами, в тайге и в лесах. Живут такие породы деревьев обособленно. Встречаются части леса, в которых растут исключительно ели – это ельники. Бывают сосновые боры, в них растут только сосны. Узнаем, какие растения в лесу существуют еще, помимо деревьев.

Растительный мир хвойного леса представлен большим многообразием растений. Кроме самих хвойных деревьев, в нем растут кустарники, травы, мхи и лишайники. Травянистые растения хвойного леса это: акация желтая, бузина красная, крапива, земляника, чистотел и папоротник орляк. Из цветов здесь встречаются подснежники пастушья сумка и другие. Травы хвойного леса должны уметь приспосабливаться к холодным зимам и не очень солнечному лету.

На самом деле, в хвойном лесу не так уж много травянистых растений. Это происходит из-за того, что в таком лесу мало солнечного света, он поглощается высокой кроной деревьев. Поэтому выживают здесь самые стойкие. Особенно хорошо себя здесь чувствуют мхи и лишайники. Преобладает среди них олений мох. Он внешне похож на небольшие деревца. Лишайники – это пища для оленей и других животных, поэтому они входят в единую экосистему хвойного леса.

Растительность смешанных и широколиственных лесов

Ближе к югу от тайги начинаются смешанные и широколиственные леса. Они состоят из разных деревьев. Здесь растут березы, осины, липы. Климат в этой части России мягче, чем на севере, поэтому лиственные деревья развиваются в полную силу, они перемешиваются и образуют смешанные леса. На самом юге в лесной зоне, кроме сосен, хвойных деревьев нет вообще. Их место занимают широколиственные породы.

Деревья в широколиственном лесу имеют разную высоту и растут ярусами. Самый высокий – это дубы и ясени, пониже – липы, вязы, клены, и еще ниже – клен полевой, дикие яблони и груши. Под деревьями произрастают кустарники: бересклет, лещина, бузина, крушина, малина, калина. Развит здесь очень хорошо и травяной покров. Растет большое количество лекарственных трав, встречаются растения, занесенные в Красную Книгу.

Мох в смешанных лесах встречается только в темных и сырых местах. А плодородие этих лесов проявляется в большом разнообразии грибов и ягод. Здесь много светолюбивых ягодных растений: малины, земляники, черники, костяники. Теперь вы знаете, какие растения растут в лесу хвойном и смешанном.

Похожие статьи