Научный рассказ про ель. Лекарственные растения. Польза сосновых шишек

Познание

«Ель, Сосна»

Подготовительная группа

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ №7 «Незабудка»

Тем:Ель и сосна."

Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Задачи:

1.- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;

2.- развивать речь обучающихся через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;

3.- развивать мелкую моторику, способность к творчеству;

4.- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Ход: на экране показ слайдов про лес

Звучит музыка « Ёлочке не холодно зимой» из мультф. Маша и медведь.

– Ребята к нам в гости кто то пришел,а кто узнайте по загадке

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Рассказ педагога с проблемными вопросами:

Все загадки о прекрасном дереве А какое дерево является самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.

Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?

Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

Сосна и ель друг на друга похожи.

Чем? (Ответы детей).

У них есть иголки и они круглый год зеленые.

(показ слайдов елочки и сосны)

Упражнение на сравнение «Иголочка»

А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки на слайде.

Какая из этих веток сосновая, какая еловая?

Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Рассказ педагога:

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей

Сосна – много сосен.

Хвоя – много хвои.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

Рассказ воспитателя:

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок

Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?

Кому очень нужны шишки?

(Ответы детей).

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные.

Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Музыкальная пауза

Танец « Елочек» под музыку в мире животных

Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев?

Какая?

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Вот почему в городе садят деревья

Давайте подумаем, почему?

Чистый ли в городе воздух?

Чем он загрязняется?

А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.

Беседа с проблемными вопросами:

(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Выходит Маша (девочка)с песней « Ёлочке не холодно зимой»

Рисование по теме «Новогодняя елочка»

Ребята, а теперь нарисуйте каждый свою елочку (Дети рисуют.).

Итоги. Беседа

Чем отличается ель от сосны?

Какова польза хвойных деревьев?

Почему их нужно беречь?


Тема: «Ель и сосна – хвойные деревья»

Цель: способствовать формированию системы знаний о хвойных деревьях

Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель

и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,

кора на стволе);

выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);

расширить представление о сотрудничестве человека и природы;

развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание

загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из

слов, устную беседу,

полные ответы на вопросы;

развивать умение работать в парах при выполнении практической

воспитывать бережное отношение к растительному миру,

умение видеть красоту природы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Ход урока:

1. Оргмомент.

А сейчас проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все в порядке Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят. Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе: «Я способен!
Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!»

2 .Целеполагание

К нам в гости пришел житель леса - медведь, который предлагает ответить на вопросы:
1. Какое слово лишнее? Почему? (Слайд 2)

Береза - тополь – клен - Сапоги
Сирень – акация – шиповник - Тетрадь
Одуванчик – репей – Шапка – подорожни

2. Подберите противоположные по смыслу слова: (Слайд 3)

Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево - …
Крупные шишки - …

3.Введение в тему.

Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика –
Красавицу спасу! (Елка) (Слайд 4)

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица... (сосна). (Слайд 5)

Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема урока Ель, сосна – хвойные деревья. (Слайд 6)

Когда Медведь подрос, ему стало интересно узнать про великие деревья – сосну и ель.

Сосна:

У сосны древняя история. Она появилась на Земле 150 миллионов лет назад. Сосна - вечнозеленое стройное хвойное дерево, достигающее 40 м высоты, 1,5 м в диаметреМолодые ветви голые, зеленоватые, потом серо-бурые; почки 6-12 мм длиной, острые Вся древесина сосны пронизана многочисленными крупными смоляными ходами, тянущимися в вертикальном направлении и сообщающимися между собой горизонтальными ходами, залегающими в сердцевинных лучах. Из естественных трещин коры и искусственных надрезов вытекает смола, заливающая нанесенные повреждения, в чем состоит ее биологическое значение. Вытекающая из раны смола называется живицей (от слов “заживлять”, “исцелять”).

Корневая система с глубоко идущим главным корнем.

Листья (хвоя) сизо-зеленые, расположены попарно, жесткие, полуцилиндрические, заостренные, длиной 5-7 см, шириной 2 мм, расположены на верхушках укороченных побегов.

При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Стройное, красивое дерево 40-50 м высотой. Крона правильная, коническая, островершинная. Ствол прямой, покрыт темно-серой, в молодости почти гладкой корой, в старости отслаивающейся кругловатыми пластинками. Побеги бледно - желто - бурые или желто-зеленые. Легко отличается от других видов плоской хвоей, до 2 см длиной, на плодущих ветвях граненой, немного изогнутой, коротко-остроконечной. Сверху хвоя темно-зеленая, снизу ярко-сизая, от устичных полосок, плотно прижата к побегам, чем отличается от других видов. Ее декоративность увеличивают светло-бурые, овально-цилиндрические, слегка глянцевые шишки до 6,5 см длиной.

Очень много стихов и рассказов про сосну и ель.

2 ученика рассказывают стихи:

1 ученик: Елочка

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

2 ученик: Сосна
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые.
Уходят смело в небеса.
Шумят сосновые леса,
Как будто шепчут, что когда-то
Скользили по морям фрегаты,
Бриз надувал их паруса.
Их нес с собою бег волны,
А строили их из сосны!

4. Работа над темой урока.

Практическая работа в парах. (У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.

1. Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.

Коллективная проверка.

Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не Все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.

Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

5 . Физминутка .

Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.

Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево.)

6. Закрепление изученного.

Отличие ели от сосны. Работа в парах.

Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? (Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

Как сказать – шишка ели - еловая,

шишка сосны – сосновая.

Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

Какую задачу выполнили?

7. Экологическая минутка Значение леса, охрана.

Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором со слайда стихотворения: (Слайд 7)

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.

Почему надо беречь ёлку?
Каждый человек, где бы он не жил, должен знать закон об охране окружающей нас среды, об охране природных богатств нашей Родины, нашей Земли.
Мы знаем, что чем больше на земле лесов, тем чище воздух, которым мы дышим.
С давних времён стало обычаем ставить в канун Нового года зелёное деревце в доме. Каждый старается приобрести это красивое, вечнозелёное деревце и украсить его. Но надо задуматься, что это временное удовольствие, за которое расплачивается своей жизнью деревце, под названием – ёлка.
Сколько труда пришлось приложить лесничим, чтобы вырастить такую красавицу!
Из маленького семечка в питомнике выращивают маленькую ёлочку, затем высаживают в лес.
Много лет проходит с тех пор, прежде чем малышка превратится во взрослую ёлку. Дожди будут поливать её, сильные ветры качать и гнуть до земли, солнце будет обжигать её нежные зелёные иголки.
В тени её кроны летом прячутся от жары птицы, зимой от морозов. Её шишки служат им кормом. Очень много под ёлочкой вырастит грибов.

Также лес очень часто подвергается звгрязнению, вырубке пожарам!!!чтобы этого избежать как должен вести себя человек в лесу??? Ответы детей.

Пословицы. (Слайд

В красивом бору и сосны красивые.

Далеко сосна стоит, а своему лесу веет.

Урожай на сосновые шишки - урожай на ячмень

Ель – не сосна: шумит неспроста.

Перелетный соловей: то на сосну, то на ель.

Объясните смысл пословиц.

8 . Итог урока. Рефлексия.

Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке

Кому было интересно работать на уроке?

Кому было трудно?

Кто узнал новое на уроке?

Методическая разработка по лексической теме "Хвойные деревья"

Предлагаю вниманию логопедам и воспитателям дошкольных учреждений лексическую тему в старшей группе "Хвойные деревья".
Цель: Формировать представления о хвойных деревьях
Задачи:
Расширять понятие о хвойных деревьях - ели и сосне, их сходстве и различии.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарь:
Существительные (предметы):
Сосна, ель, кедр, пихта;
Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…
Слова-признаки:
Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

План работы:
1.Вспомнить лексическую тему: «Деревья»
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл.
А ещё канаты – корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землёй находят.
На деревьях вздулись почки,
Распускаются листочки.
У лимона – кожура,
У апельсина – кожура.
У человека это кожа,
А у дерева - кора.
У царя на голове – корона,
А у дерева – крона.
Давайте сравним дерево и человека.
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
2. Познакомить детей с хвойными деревьями.
Беседа по теме.
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.
Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте эти деревья.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)


Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)


Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.
3. Сравнить сосну и ель.
Хвоинки : у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;


сосновые – округлые.


Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.


По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
4. Чтение рассказа для детей.
«Почему сосна и ель вечно зелёные?»
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добраяивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.


Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.


5. Игры по теме.
« Маленький-большой»
Ель-ёлочка
Сосна-сосенка
Шишка-шишечка
Ветка-веточка
Хвоя-хвоинка
Иголка-иголочка
Ветка-веточка
«Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка,………
Один сосновый бор,……
Один ельник,…….
«Один-много»
У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
«Назови лишнее»
Ель, берёза, сосна.
Дуб, можжевельник, ёлка.
Клён, пихта, липа, осина.
«Скажи правильно»
Ветка ели- еловая ветка.
Ветка сосны -сосновая ветка.
Шишка ели- еловая шишка.
Шишка сосны- сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны- сосновый ствол.
Хвоя ели- еловая хвоя.
Хвоя сосны- сосновая хвоя.
Лес с соснами- сосновый лес.
Лес с елями- еловый лес.
6. Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту.»
7. Пальчиковая гимнастика
«Ёлочка»
Превращаем пальчики в колючие иголочки.
(каждым пальчиком правой руки, начиная с большого колет левую ладошку под счёт)
1, 2,3,4,5.
(Потом меняем руки)
Пальцы в хвою превратились
Друг за друга зацепились.
(Сцепить пальцы рук)
Локотки ты подними,
Пальцы в ветки преврати.
(Локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)
Получилась ёлочка- колючая иголочка.
(пошевелить сцепленными пальчиками)
8.Символ Нового года
Очень скоро к нам придёт
Лучший праздник - Новый год!
В каждом доме и в саду
Будет ёлка на виду.
Вся в игрушках, мишуре
Радость дарит детворе.
Объяснить детям, что…
Легенды повествуют многое:
Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

Казалось бы, об этих деревьях мы знаем всё. Но не надо торопиться с выводами. Ещё в школе детям на уроках географии и биологии рассказывают о ценных свойствах сосны и ели, о том, что эти "лёгкие" планеты очищают атмосферу в большей мере, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Именно поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями. Их густо садят, прежде всего, для того, чтобы снизить вредное воздействие опасных загрязнителей воздуха. Да что там! Запах свежей хвои знаком каждому ребёнку, ведь именно этим терпким ароматом наполняется квартира и дом в преддверии волшебного Нового Года.

Сколько интересных и любопытных фактов мог бы рассказать о сосне и ели знающий человек. О видах и формах, об особенностях, а может, даже об агротехнике возделывания и культивирования... Но при всех этих сложных знаниях далеко не все с лёту ответят на совершенно простой опрос: чем отличается сосна от ели? Что ж, давайте разбираться.

Сосна

Согласно ботанической классификации, сосна родом из семейства Сосновых и относится к классу Хвойных. Выбирает это дерево для своего местожительства всегда холодный и влажный климат. Именно поэтому ареал произрастания сосны сосредоточен в основном в северном полушарии. - царица настоящей сибирской тайги.

Ещё сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. Она не требовательна к почве и может спокойно набирать рост как в сильно переувлажнённой земле, так и, напротив, обеднённом питательными веществами каменистом грунте.

К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это - за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Кстати, сосна можем сама себя обеспечивать водой. Её мощные корни, пронизывающие землю, помогают извлекать влагу из самых её глубин. Собственно, это ещё одна особенность сосны - её стержневая корневая система.

Кто бы мог подумать, что хвоя сосны так уникальна. Судите сами. Хвоинки растут всегда парами, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания "одежды". Между прочим, длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. Ветки сосны похожи на веера. В науке такое расположение называется мутовчатым, когда 5 веток расходятся от ствола на одном уровне.

Шишки сосны - тема особая. Оказывается, есть среди них как представители женского рода, так и мужского. Весной на молодых сосновых побегах появляются светло-жёлтые соцветия шишек - это как раз и есть "особи-мужчины". По размеру они примерно с вишнёвую косточку. Но всё равно выходит, что больше шишек-"женщин". Эти вообще еле заметны среди хвои, поскольку на вид с головку булавки. Ко всему прочему они ещё и "сидят" на концах сосновых лапок.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе - Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса. Но всё-таки больше она встречается в Китае, Северной Америке, а также Северо-Восточной Азии и Восточной Европе.

Срок жизни среднестатистической ели - 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше - других деревьев. Ель более каприза к состоянию почвы. Хотя она и терпит бедные каменистые грунты, известковые и подзолистые земли, но совершенно не выносит избытка влаги или напротив, пересушенной земли.

Ветки-мутовки у ели также напоминают богатые на иголки веера. Причём, что интересно, добавляются они каждый год. К каждой из них крепятся тёмно-зелёные хвоинки, срок жизни которых до 12 лет. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Длина хвоинки не более 3-х см. Опадает еловая хвоя не сразу, поскольку у этого дерева нет выраженного периода листопада.

Еловые шишки бывают женскими и мужскими. Первые отличаются красочной расцветкой - они ярко красные и к тому же размером с лесной орех. Находятся они почти у самой верхушки кроны на концах веток. Так что не заметить такие украшения на ели просто невозможно. Ну и по логике, конечно, получается, что мужские шишки - более мелкие, не броские на окрас, предназначенные для созревания жёлтой пыльцы.

Несмотря на то, что корневая система ели так же имеет вид стержня, главный корень её весьма скромный по размерам, ну а по прошествии 10 лет так и совсем отмирает. Чтобы удержаться в почве, ель использует свои боковые корни. Они же, как могут, так и снабжают дерево влагой и питательными веществами. Но силы еловых корней ограничены и со своими основными задачами они справляются далеко не всегда. Все это делает ель уязвимой особенно при сильных порывах ветра, когда не редко ели выворачивает с корнем.

сайт определил, что отличие сосны от ели заключается в следующем:

1. Итак, оба дерева принадлежат к одному семейству Сосновые, но являются представителями разных родов: Сосны и Ели.
2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель - вечнозелёные деревья. Однако если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.
5. Шишки сосны менее выражены, когда у ели они красочные и заметные.
6. Сосна имеет мощные корни, которые сильно цепляются за землю, уходя в неё глубоко. У ели корневая система развита намного слабее.

Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Это про нее загадка: «Зимой и летом одним цветом». Сообщение поближе познакомит с эти интересным деревом, расскажет о том, где оно растёт и как используется в народном хозяйстве.

Описание

Ёлка - это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно - по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами.

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см.

Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.

Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.

Ель - долгожительница, она живёт 250-300 лет.

Где растет

Она растет по всему Северному полушарию. Её можно встретить , Центральной и Северной Европе. Она повсеместно распространена в России: в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в степной зоне. Также растет в Китае и Японии.

Всего насчитывается 50 видов елей. Самые распространенные: сибирская, европейская, кавказская, канадская, белая, красная, чёрная.

Ёлка - основа тайги. Она растет в смешанных лесах, хорошо соседствуя с , сосной, дубом, липой, осиной, лещиной. Также образует чистые еловые леса, которые имеют ряд особенностей:

  • здесь сыро и темно;
  • почва сплошь укрыта мхом;
  • под еловыми лапами растут густые заросли черники, брусника, кислица, кукушкин лён.

Условия произростания и размножение

Чтобы ель хорошо росла, ей нужны такие условия:

  • Тень. Это дерево не очень любит солнце, молодые ёлочки часто получают солнечные ожоги на открытых местах.
  • Достаточное увлажнение. Ёлка плохо переносит засуху.
  • Умеренный климат. Дерево холодостойкое, не боится морозов, но оно плохо растет в южных регионах, где слишком жаркое и долгое лето,
  • Почва должна быть не слишком плотная, в меру плодородной.

Ель - однодомное растение. Это значит, что на одном дереве растут мужские колоски и женские шишечки. Размножается семенами, всхожесть которых очень хорошая. Шишки раскрываются в конце ноября - начале декабря, семена выпадают, их подхватывает ветер и разносит далеко по окрестности.

Ранней весной семя пробуждается и начинает расти. Основное условие, чтобы ростки укоренились и стали хорошо развиваться - теплая весна, потому что они гибнут во время весенних заморозков.

Использование в народном хозяйстве

Еловые насаждения очень часто можно увидеть в санаториях. Потому что их хвоя выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух. Также часто ель становится основой ландшафтов на приусадебных участках.

Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты. Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк, бездымный порох. Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.

Еловые шишки широко используются в народной медицине. Целители считают, что ёлка - дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу.

Лесную гостью ждут на Новый год ребятишки.

Сколько радости она приносит, наполняя дом особым лесным запахом и радуя глаз своей красотой!

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Похожие статьи

  • Значение карт ленорман в любовных раскладах

    Любовь и личные отношения - это то, что волнует каждого из нас. Кто-то влюбляется, но не знает, испытывает ли интересующий его человек ответные чувства, у кого-то есть постоянный партнёр, но во взаимоотношениях не всё так гладко. И все они...

  • Эзотерическое гадание Таро “Солнце” на свою личность

    В астрологии Солнце символизирует индивидуальность, личность, сознание и волю, уровень энергетического и творческого потенциала. Все планеты вращаются вокруг Солнца, и каждый человек является центром собственного Мира. Возможность...

  • Гадать онлайн на отношения и чувства человека

    ПОДЕЛИЛИСЬ Как он относится ко мне? Гадание на мысли, чувства, подсознание. Во многих жизненных ситуациях клиента интересует, как относится к нему тот или иной человек, и это не праздное любопытство. От того, каковы истинные мысли,...

  • Гадание Что он обо мне думает

    Каждой влюбленной девушке хочется, чтобы ее чувство было взаимным. К сожалению, не изобрели еще такой машины, которая бы помогала читать мысли других людей. Существуют «народные методы», с помощью которых можно разгадать, что творится в...

  • Толкование игральных карт при гадании — секреты из прошлого

    Рассмотрим по очереди предсказательное значения карт при гадании. Значения карт при гадании ♠ Пики ♠: значение карт при гадании Туз пик – потеря, печальное письмо, удар, испуг, неприятность, раскаяние; время определяется как ночь, зима;...

  • Программа помощи ипотечным заемщикам от государства

    С ухудшением экономической обстановки в 2014 году и падением доходов у населения, большинство россиян, оформивших заем на жилье, оказались в неблагоприятной ситуации. Объем просрочек и невыплат резко возрос. Поэтому правительство РФ...