Формирование представлений у дошкольников о культуре и истории человека через музейную педагогику. Консультация для родителей дошкольников «Посещение музеев в выходные дни Из истории развития музеев. Историческая справка

Тахмина Ибрагимова
Консультация для родителей дошкольников «Посещение музеев в выходные дни»

В каждой семье должны быть занятия, которые они с удовольствием

выполняют вместе и которые становятся постоянной, ожидаемой

неотъемлемой частью жизни.

Семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев с детьми , к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство.

Именно от первого посещения музея зависит то , как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности и таланты, но важно разнообразие в выборе музеев : возможно ребенка заинтересует что-то еще, важно расширять кругозор. Начинать лучше с небольших музеев , которые можно осмотреть достаточно быстро, чтобы ребенок не устал. Поэтому первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками. Необходимо заинтересовать и настроить

ребенка, чтобы он четко знал : музей – это дом , в котором интересно, красиво и необычно. Расписывая все прелести предстоящего визита, родителям стоит исходить из интересов ребенка : «Сегодня мы сходим в музей , где узнаем много нового о твоих любимых животных». Или : «У тебя большая коллекция паровозов. А ведь есть музей , где можно познакомиться с ними поближе».

Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее , и стремиться увидеть это.

Если в музее возникли вопросы , на которые Вы не смогли ответить сразу, придя, домой, загляните в энциклопедию или справочник и удовлетворите интерес юного исследователя. Да и ребенок, увлекшись поисками ответа, научится пользоваться справочной литературой, что обязательно пригодится ему в жизни.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим - если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства , есть надежда : в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние, так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. У детей формируется «образ музея » , развивается зрительная память, художественное мышление и воображение, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности.

Главное, что открывается в музее – взрослые и дети в процессе такого общения познают друг друга глубже : родителям предоставляется возможность взглянуть на своего ребенка со стороны, услышать его, поговорить не на бегу, а обстоятельно и вдумчиво, а для детей такое общение с родителями тоже сулит неожиданности – им трудно поверить, что папа или мама могут чего-то не знать и открывать для себя что-то впервые, что вызывает неподдельное удивление и радость.

Много лет проработав с детьми в детском саду и основываясь на личном опыте воспитания собственных детей с уверенностью могу заключить : проживание в центре города, среди исторических зданий, в том числе памятников архитектуры, посещение музеев развивает в детях эстетический вкус, творческое воображение, умение видеть и ценить прекрасное. Став взрослыми мои дети стремятся как можно чаще быть в центре города, следить и участвовать в культурной жизни города : посещать разнообразные выставки, театры, музеи . Раннее приобщение детей к культурным ценностям помогло сформировать правильную грамотную речь, развить воображение, пытливость ума и мышление, усвоить правила этикета, хорошие манеры. Это еще раз подтверждает тот факт, что основы воспитания и творческого развития детей закладывается в дошкольном возрасте при активном участии родителей .

Публикации по теме:

Постепенно спадает летнее тепло. Сначала это незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься, что накал солнышка.

Незаметно подкрался август. Он навевает грусть: уходит лето. Но он несёт и радость, щедро награждая людей за их труд. Не зря август издавна.

Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его.

Консультации для родителей «Питание в выходные дни» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.

Современные родители привыкли, что под рукой всегда есть всевозможные гаджеты, облегчающие им задачу, чем занять ребёнка в выходные. Машины.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Актуальность.

XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, самоактуализация, развитие творческих способностей.

Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

2. Из истории развития музеев. Историческая справка.

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э.. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В X VIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.

Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

3. Виды музеев.

Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.

Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.

Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.

4. Роль музея в развитии дошкольника.

С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX века. Выдающийся немецкий ученый А.Лихтварк настаивал на том, что этот возраст-11 лет. Он же дал понятие "музейная педагогика". Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. К 80-тым годам XX века понятие "музейная педагогика" от обозначения определенного вида деятельности эволюционировала до названия научной дисциплины. В современных исследованиях музейная педагогика- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполонили музеи. И это неслучайно, ведь умение видеть включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного. Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы: "Нужна ли детям музейная педагогика?"; "Что вы можете детям рассказать о музеях?" ; "Какие музеи любят посещать ваши дети?"

5. Задачи музейной педагогики.

Обобщенные полученные данные показывают необходимость организовать эффективное взаимодействие детского учреждения, родителей и музея. В связи с этим были сформулированы следующие задачи: особое внимание уделять эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка: формированию художественных предпочтений, формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, формированию навыков культуры, развитию навыков познавательной деятельности посредством театрализованной игры, развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

6. Работа ДОУ по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев в ДОУ и использование их в работе по формированию представлений о культуре и истории. Перспективное планирование.

Мы вам представляем: дидактическую последовательность ознакомления детей дошкольного возраста с учреждениями культуры и достопримечательностями города. Младший дошкольный возраст: 1-целевое посещение выставок произведений народного декоративно-прикладного искусства (в дошкольном учреждении) 2-посещение спектаклей в дошкольном учреждении 3-ознакомление с различными видами искусства на занятиях 4- участие детей в досуговых мероприятиях дошкольного учреждения 5- знакомство с городом - ближайшие улицы к детскому учреждению. Старший дошкольный возраст: 1-фомирование представлений о назначении и видах музеев, основных музеях нашей страны 2-посещение региональных выставок, экспонатов из музеев района и области "Северный русский народный костюм", "Крестьянский быт", "Кукольный театр", "Прошлое и настоящее", "Живопись в нитях", "Лоскутное шитье", "Оловянный солдатик" и многие другие. 3- ознакомление с различными видами искусства на занятиях в детском саду, на выставках организованных в культурно-досуговом центре города "Натюрморт", "Деревянное творчество" В.Гошев, "Декоративное панно" А.Назоренко, "Малая родина" - живопись, графика и другие. 4-знакомство с архитектурой родного города через художественную галерею детского учреждения; экскурсии по городу, занятия. Содержание ознакомления с музеями, выставками и достопримечательностями города довольно обширное. В любом случае хорошо, когда недалеко от детского сада находится музей. А как быть, если музея нет? Не все города имеют музеи такие, которые могли бы осуществить педагогическую деятельность. В этом случае проблему могут решить мини-музеи, созданные в дошкольных образовательных учреждениях. Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей.

3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

В каждой возрастной группе ДОУ "Голубок" функционируют мини-музеи: "Музыкальная игрушка","Зайчики","Открытки","Деньги","Игрушки","Камни", "Пуговицы", "Мыло", "Морские диковинки", "Народное творчество". Творчество и огромный интерес к работе педагогов детского сада позволили осуществить все намеченное и задуманное. В музыкальном зале функционирует музей "Музыкальных инструментов". Цель: познакомить с музыкальными инструментами: струнными, духовыми, ударными. Научить различать их по внешнему виду и звучанию. Рассказать историю их возникновения.

В детском саду создана разнообразная развивающая среда. Важным элементом её является "Русская изба", которая непосредственно связана с музейной деятельностью. Первый этап в создании музея - это выбор его профиля. Этнография - историческая наука, изучающая культуру, быт народов, их происхождение. Наше решение о создании музея "Русская изба" в дошкольном учреждении было принято на педагогическом совете. Сбор материала решили начать различными способами: приём вещественных, письменных памятников истории, фото документов, переданных семьями воспитанников, туристические собирательские походы. Мы составили план собирательской работы. В плане собирательской работы этнографического

музея указаны следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. После разработки тематической структуры экспозиции необходимо уяснить, все ли темы могут быть предоставлены музейными экспонатами. Если экспонатов недостаточно, следует отказаться от некоторых тем или объединить некоторые из них. Затем мы разработали этапы работы над тематическим планом:

Изучение литературы, подбор материала, определение отделов музея и идейного замысла экспозиции, выбор места расположения музея, составление первых тем. Какова же цель деятельности музея "Русская изба". Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".

Сентябрь "Милости просим, гости дорогие".

Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

Октябрь "Добрые избы".

Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

Ноябрь "Сошьём Маше сарафан".

Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.

"В краю старых вещей".

Цель: познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

Декабрь "Вечера долгие, руки умелые".

Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.

Январь "Что расскажет о себе посуда".

Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

"Золотое веретено".

Цель: познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

Февраль "Наши руки не знают скуки".

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

"Волшебные спицы".

Цель: познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

Март "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

"Хозяйкины помощницы".

Цель: познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.

Апрель "Давайте жить дружно".

Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

Май "Чудеса- кудеса".

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.

"Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

С приветливой хозяюшкой "Русской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей", "Три девицы под окном". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Прошлое ручки", "Все о часах", "Мы покоряем космос". Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея, которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства.

Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественной галереи должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

доступность содержания, актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста, разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита.

Экспонаты выставки могут быть объединены: по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина); по материалу и технике живописи или графики (графические работы пастелью, углем, цветными карандашами); по колориту (в теплой или холодной цветовой гамме); работы одного автора; произведения народного творчества, относящиеся к одному или разными промыслами

Например: "зима на полотнах художников", "Мужские образы в живописи", "Натюрморт", "Ремесла русского севера", "Какого цвета снег?" и другие. Менять экспозицию галереи можно после того как все дети неоднократно её посетят, но не чаще 2 раз в месяц. Как организовать работу в галерее? Во-первых, нужно определиться, будет ли экскурсовод постоянный или каждый воспитатель будет проводить экскурсию с детьми своей группы. Предусматривается не менее двух посещений выставки детьми. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Педагог знакомит детей с экспозицией, используя либо искусствоведческий рассказ, либо прием точных установок и конкретных вопросов к детям по содержанию работ. Второе и последующие посещение выставки могут быть организованы по-разному. Например: в роли экскурсовода выступают сами дети, каждый рассказывает об одном из экспонатов. Или игра "Художественный салон". Дети покупают картины, представленные на выставке. Чтобы "купить" картину о ней нужно рассказать. Отдельные выставки могут состоять из изобразительных работ дошкольников. Это будет способствовать повышению интереса детей к художественной галереи, а также формированию понимания значимости и идентичности своего творчества творчеству художников. Например, такие выставки: "Милой мамочки портрет", "Защитники отечества", "С днем рождения детский сад", "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я!" Таким образом, создание художественной галереи в дошкольном учреждении поможет систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволит сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность.

7. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса мы проводим консультации, практикумы, сем Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Семинары, педсоветы, где с большим желанием участвовали и родители "Воспитание детей на Руси", "Приобщение детей к русской народной культуре", "Устное народное творчество", "Декоративно-прикладное искусство". Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

8. Заключение.

Представленные методы и приёмы помогут взрослым открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для современных дошкольников полезным и интересным.

«В музей вместе с ребенком»

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.

Одним из средств развития у дошкольника интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются отличные природоведческие музеи – Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в т. ч. и дошкольного.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Если не использовать их услуги, следует иметь в виду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее подумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые посещения - самые сильные и глубокие, поэтому очень важно тщательно подготовиться к первой экскурсии. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно (захватив с собой носки) предложить ребенку поиграть с ними.

Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея.

В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!

Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам;

Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка-дошкольника

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и...

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Федянина Елена Юрьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ "Детский сад №91" г. Рязань
E-mail: [email protected]

В настоящее время в дошкольном образовании происходит обновление педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит новые задачи, и прежде всего, объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в социуме правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание должно помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с социумом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. Для формирования ценностных ориентаций личности важную роль играет музей, как хранитель духовного наследия человечества. В музее находят взаимосвязь внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний личностный мир человека.

Музейная педагогика оказывает огромную помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Она помогает зародить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - подлинными ценностями. Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

А что же такое музей? Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть и родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Зачастую у родителей не всегда имеется возможность посещать музеи с детьми, поэтому во многих детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - необходимая часть развивающей среды детских садов. Музей в группе позволит воспитанникам приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Основной метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Особенность предлагаемых игр заключается в том, что они направлены на подготовку детей к восприятию музейной культуры. Воображение и фантазия, очень хорошо развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Каждый мини-музей - это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, № 5, 2009.
  2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
  3. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.

Похожие статьи

  • Государственная помощь для молодых семей

    Наиболее часто сталкиваются молодые семьи, особенно те, в которых уже родились дети, а необходимая сумма на заветную собственную жилплощадь так и не скопилась. В связи с высокой актуальностью вопроса, правительство страны разработало и...

  • В каких числах перечисляют детские пособия в России?

    Порядок ежегодной индексации социальных выплат и пособий возобновлен в России с февраля. За коэффициент повышения принимается индекс возрастания стоимости жизни за прошлогодний этап. Рассмотрим, какие изменения в порядке выплат детских...

  • Программа «Первый автомобиль

    Автомобиль - дорогое приобретение. Далеко не у каждого имеется возможность купить машину на те сбережения, которыми человек располагает. Поэтому в России с 2009 года существует государственная программа по льготному кредитованию...

  • Ипотека при рождении ребенка

    По новому закону многие семьи теперь смогут получить сниженную процентную ставку по ипотечным кредитам, которая составляет 6%. Однако существует несколько важных нюансов, о которых необходимо знать перед ее оформлением. Ипотечные льготы...

  • Какие выплаты и льготы полагаются за третьего ребенка Детские на третьего ребенка в году

    Последние несколько лет в России наблюдается сложная демографическая ситуация и спад рождаемости, которые связаны с неблагоприятной экономической обстановкой. Чтобы поддержать семьи и помочь родителям, государство разработало несколько...

  • Рецепты салатов с помидорами и сыром Как сделать из помидоров и сыра салат

    Ни одно праздничное застолье не обходится без салата. Но найти такое блюдо, которым можно удивить гостей, теперь сложно. Чего только не придумывают хозяйки, чтобы угодить. Порой покупают дорогостоящие и диковинные ингредиенты. Но все...