Беседа хорошие манеры. Классный час на тему "хорошие манеры". IV. Заключительное слово

План внеклассного мероприятия

«Поговорим о хороших манерах».

Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным.

Задачи:

Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.

Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.

План. 1.

2. Самонаблюдение.

    Самооценка.

    Изучать мнение других людей.

    Проверь себя.

6. Итоги.

На доске написать или приготовить плакаты или показать на слайде:

«Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» Теннисон

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Эмерсон

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит» немецкая пословица

«Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер» Бальзак

«Не говори ничего дурного о ком –либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» Ж. Санд

Урок проходит в форме беседы. Учитель ставит перед учениками вопросы и вместе они стараются найти ответы.

    Какой человек может называться воспитанным?

Учитель :

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Ученики:

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание и.т. д.

Учитель :

Откуда берутся такие качества?

Ученики

Дар природы.

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится и. т. д.

Учитель :

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

Ученики : 1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Учитель :

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

(Им заранее дала темы для подготовки к мероприятию).

Ученик1 : Самонаблюдение .

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в то же время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека. Например: обедаете: пока бабушка суп наливаете, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Учитель : Конечно, нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

Ученик 2 : Самооценка.

Уже понятно, что надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

Учитель : Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме никто не сможет, поэтому нам некого стеснятся, разбирая наши поступки.

Ученик3. Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

Учитель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!

А теперь проверьте себя:

Однажды я выходила из магазина. В обеих руках у меня были сумки. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек?

Ученики высказывают свои мнения, обсуждают, приходят к тому, что сказать спасибо не вредно. Чем чаще, тем лучше .

Кто должен первым закончить разговор по телефону?

Ученики : Тот, кто звонит.

Учитель иногда поправляет, иногда соглашается.

На слайде появляется слова:

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой ».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:

воспитанным быть хорошо:

к этому надо стремиться;

над этим надо работать,

нужно заниматься самосовершенствованием.

ГУ Средняя общеобразовательная школа №32

Классный час

на тему:

«Поговорим о хороших манерах»

(беседа о воспитанности в 6 «Г» классе)


Классный руководитель Сабырбаева А.Ж.

г.Семей, 2013г


Классный час на тему « Хорошие манеры»

Цель: раскрыть смысл понятия «хорошие манеры».

Задачи:

    способствовать формированию качеств личности ребёнка: доброта, отзывчивость, дружелюбность

    способствовать развитию вежливости у учащихся

    способствовать формированию культуры поведения

1 сценка:

Здорово, Дэн!

Здорово, Жека!

Как дела? Где тусуешься?

Да так, дела фиговые! Училка много задала.

Не делай, всё равно пара будет!

А меня как – то это не колышет.

Ну ладно, пока, а то меня ещё родичи ждут.

Везуха тебе, а мне ещё мозги парить надо.

2 сценка:

Здравствуй, Алина!

Здравствуй, Настя!

Как твои дела?

Спасибо, хорошо. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Нормально.

До свидания, Алина!

До свидания, Настя!

Ребята, чем отличаются эти ситуации? За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам?

(учащиеся высказывают своё мнение).

Вот сегодня этому и посвящается наш классный час.

Тема « Хорошие манеры»

На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV , имевшее прозвище Король – солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека», которые лежат у вас на столах. Сегодня мы с вами узнаем правила воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек? Раскрывая правила мы будем записывать их на лучах идущих от человечка. Итак, начинаем нашу работу.

Чтобы раскрыть 1 правило воспитанного человека, я предлагаю составить «Словарь вежливых слов». В нашу школу на имя нашего класса пришло звуковое письмо. Послушайте его.

«Что? Где? Когда?»

В разных странах люди приветствуют друг друга по – разному.

« Здоров ли ваш скот? – произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Ели вы сегодня?» А как это звучит по – русски?

«»Здравствуйте!» - тем самым мы желаем друг другу здоровья.

Ребята, об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Для вас его прочтёт ваша одноклассница

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ребята, очень важно уметь правильно здороваться. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

    Ребята, кто должен здороваться первым, если встретились старший и младший?

    2. Ребята, кто-то из вас идёт с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?

    3.Ребята, представьте: вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что на передней площадке стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться?

4.Ребята, кто первым подаёт руку при приветствии: старший младшему или наоборот?

(учащиеся высказывают своё мнение)

Итак, мы с вами вспомнили как нужно здороваться.

Какое первое вежливое слово мы запишем в «Словарь вежливых слов»?

здравствуйте

А чтобы добавить другие вежливые слова, вы закончите мои предложения

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)

    Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

    Когда нас бранят за шалости, говорим мы (извините, пожалуйста)

    Не забудьте, что на прощание говорить всем нужно (до свидания)

Раскрываем первое правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

1 правило - Говорить вежливые слова .

(наклеивают лучик, надписывают первое правило)

Ребята, мы переходим с вами ко второму лучику, ко второму правилу.

В жизни невозможно жить без друзей. Плохо человеку быть одному. А что такое дружба? Умеете ли вы дружить? Друга потерять очень легко, если не ценить.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам 3 ситуации. Вы их послушайте и должны мне дать ответ: Как бы поступил настоящий друг.

(учащиеся инсценируют мини-сценки)

1 ситуация

Саша!

Заходи, Женя!

Пошли на речку купаться. Водичка прелесть!

Мне некогда. Картошку нужно дочистить.

2 ситуация

Алло!

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Это кто?

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Я слушаю. Кто это?

Да это же я, Диана! Не узнала что ли!

Нет.

3 ситуация

Ты почему на велосипеде не катаешься?

А ты никому не скажешь?

Нет.

Я не умею.

(учащиеся высказывают своё мнение)

Ребята, случается так, что друг может обидеть своего товарища, посмеяться над неудачей, оставить в беде. Если так поступить, то можно остаться без друзей. И не случайно, про дружбу сложено много замечательных песен. Вот одна из них, подпевайте, кто знает.

Песня « Настоящий друг»

Раскрываем второе правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

2 правило - Дорожить дружбой .

Чтобы раскрыть третье правило воспитанного человека мы проведём физкультминутку и немного отдохнём.

Солнышко проснулось

В небе потянулось (встают на носочки, тянут руки вверх)

Стало всем теплей.

Мы друг к другу повернулись,

Наклонились, улыбнулись

И душе светлей.

Сели – встали, сели – встали

Это мы сильнее стали

Чтобы маме помогать,

Поскорее подрастать.

Повертели головой,

Завертелся шар земной.

Что, друзья, остановитесь

И на место все садитесь.

Вы впервые встречаете человека. Вы ещё с ним и слова не сказали, а впечатление о нём уже есть. Кто – то вызывает симпатию, а с кем – то не хочется общаться. Почему? Посмотри на себя со стороны. Как ты выглядишь? Какое производишь впечатление? Подумай, нет ли у тебя каких – нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: грызть ногти, шмыгать носом, громко разговаривать и др. Если они у тебя всё же есть, постарайся от них избавиться, а главное избавить от них окружающих. Следи за собой всегда и везде. Помни, что ты среди людей. Тогда все будут встречать тебя радостной улыбкой и говорить: «Какой приятный человек!» В человеке должна быть внутренняя и внешняя красота.

Раскрываем третье правило воспитанного человека:

3 правило- Следить за собой .

Ребята, мы продолжим наш классный час «Хорошие манеры и переходим к четвёртому лучику, к четвёртому правилу воспитанного человека.

Добрым быть совсем - совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Как вы думаете, каким ещё должен быть воспитанный человек?

Добрые дела и поступки совершают только добрые, душевные, вежливые люди. Добрые дела людям добром и возвращаются. Есть такая русская пословица «За добро добром и платят». Эту русскую пословицу мы и запишем четвёртым правилом воспитанного человека. Ребята, придёте сегодня домой и посмотрите на себя в зеркало и спросите себя: «Что я сделал сегодня доброго? Что могу сделать хорошего завтра? Будем верить и стараться делать так, чтобы доброты было больше вокруг нас.

4 правило - За добро добром и платят .

Мы продолжаем нашу работу.

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.

Мы с вами поиграем в комплименты. Что такое комплимент?

Комплимент – любезные, приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Мы будем говорить друг другу комплименты: мальчики будут говорить девочкам, девочки – мальчикам.

(учащиеся говорят друг другу комплименты)

Комплименты написаны на карточках двух цветов: розовый (вытягивают мальчики) , фиолетовый (вытягивают девочки).

-…Какая ты, сегодня красивая!

- …Твои глаза светятся ясным солнцем.

- …Ты душа и радость наша.

- …Ты царица, тобою будем мы гордиться.

- …У тебя сегодня очень красивая причёска.

- …В твоих глазах я вижу синие озёра.

Сколько в тебе обоняния!

- …Ты красива, как поутру цветы в росе.

- …Какая у тебя очаровательная улыбка!

- …Ты, себя сегодня показал с хорошей стороны.

У тебя красивые ботинки.

-…Ты настоящий рыцарь!

Тебе очень идёт цвет нового костюма!

Так поступают настоящие мужчины!

Ты очень сильный, смелый, ловкий!

На тебя можно надеяться.

Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и что очень важно правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно вежливее.

Раскрываем пятое правило воспитанного человека:

5 првило - Уметь общаться с людьми.

С чем можно сравнить воспитанного человека? (учащиеся высказывают своё мнение)

Правильно с солнышком.

Вот он воспитанный человек, (зачитывают правила на солнышке),который:

    Говорит вежливые слова.

    Дорожит дружбой.

    Следит за собой.

    За добро добром и платит.

    Умеет общаться с людьми.

Это солнышко можно добавить ещё лучиками с правилами воспитанного человека. Здесь только их часть.

(учащимся раздаются памятки о классном часе)

Берегите ваши памятки. Я верю, они всегда вам помогут

Если каждый человек будет выполнять эти правила, то в мире будет царить радость, хорошее настроение.

Давайте, подведём итог нашего классного часа. Что же такое хорошие манеры?

Манеры – особенность поведения, образ действия, внешние формы поведения.

Нашу работу я предлагаю закончить стихами.

Если мы воспитаны,

Вежливы мы даже,

То о нас плохого

Никогда (не скажут)

Мы старушке место

В транспорте (уступим)

Маме помогая,

Хлеб к обеду (купим)

С другом на уроке

Мы болтать (не будем)

И сказать спасибо

Мы не позабудем

В комнате порядок

Наведём, конечно

И друзей поздравим

С праздником сердечно.

В разговоре взрослых

Перебить (не сможем)

И в несчастье другу

Мы всегда поможем

Слабому в защите

Верно, не откажем

И о тайне друга

Никому не скажем.

Вежливые дети

Это просто клад!

Вам и нашим гостям я хочу пожелать:

Хорошие манеры

Нам нужны всегда

Как воздух, солнце, вера

Как чистая вода.

Пусть вежливость, тактичность

Всем в жизни помогают

А доброта и скромность

Душу украшают.

Дарите радость людям

И пусть всегда так будет!

Мне сегодня очень понравилось как вы работали. Всем огромное спасибо!

Рефлексия

А чтобы узнать понравилось ли вам, я попрошу при выходе из класса оставить свой смайлик.

До свидания!

ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»

Беседа: «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

Выполнила: воспитатель Клостер Л.И.

Котово

Хорошие манеры.

Цель:

Сформировать понятие хорошие манеры и показать необходимость применения правил культурного поведения в повседневной жизни.

Задачи :

познакомить с определением этикета;

формировать навыки культурного поведения;

учить видеть свои недостатки в поведении и умение их исправлять; воспитывать любовь и уважение к близким;

учить правильно вести себя в общественных местах, на улице, в транспорте; воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку;

воспитывать и развивать память, внимание и логическое мышление учащихся.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! У меня хорошее настроение и я бы хотела передать его вам. Поэтому предлагаю вам сейчас поздороваться друг с другом необычным способом. Прошу всех встать и стать в одну линию. Рассчитайтесь на первый, второй, третий. Итак. Первые номера поднимают руки за голову локтями в сторону, вторые номера поставили руки на пояс, локтями в сторону, а третьи присели. Руки на колени с локтями в сторону. Ваша задача – поздороваться друг с другом при помощи локтей. Т.е.: подходите друг к другу. прикасаясь локтями, говорите свое имя. Таким способом вам нужно поздороваться с наибольшим количеством людей.

Какие эмоции вы получили от этого приветствия?

А как вы считаете, можно ли здороваться в такой форме с людьми на улице, в транспорте? А почему? Какие виды приветствия вы знаете? Как вы считаете, о чем будет наше занятие?

Прошу всех присесть за парты. Тема нашего занятия « Хорошие манеры». И сегодня вы узнаете, значение слова этикет, для чего нужны хорошие манеры, как правильно себя вести в общественных местах. И не только узнаете, и я думаю, что в дальнейшем вы будете их применять в своей жизни..(слайд)

Ребята, а вы хотите получить от нашего мероприятия положительные эмоции? (да) (хорошее настроение, удачи,)

Я предлагаю по цепочки, поворачиваясь, друг к другу и обращаясь по имени, сказать пожелания на сегодняшнее занятие. Не забудьте поблагодарить друга за пожелание. (дети).

Начинаем наше занятие.

Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет. Сегодня мы поговорим с вами лишь о некоторых нормах современного этикета, определим где и как пользоваться правилами культурного поведения.

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Существуют различные виды этикета:

    Служебный (деловой);

    Дипломатический;

    Военный;

    Педагогический;

    Врачебный;

    Этикет в общественных местах.

Но мы сегодня подробно коснемся этикета в общественных местах

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече в России? (Здравствуйте!)

А всегда ли можно услышать простое слово «Здравствуйте» среди молодежи. Когда они общаются друг с другом?

Вы сейчас внимательно прослушаете два диалога девушек. А что такое диалог? Это разговор двух людей.

Первый диалог:

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Внимательно послушали, ребята? О чем говорили девчата? Все было всем понятно?

Теперь послушайте других девочек. Внимательно слушаем, о чем они говорят?

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!было все понятно? О чем девочки говорили?

Из этого раговора все было

Кого вам приятнее было слушать? Почему?

(Дети высказываются.)

Культура человека также проявляется в его речи.

Действительно, манера держаться развязано, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться .

Мы обязаны внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой – наша общая задача. Каждый должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние! .

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

Какие слова приветствий вы знаете? (слайд)

Образцы приветствий:

1) – Приветствую вас! – Здравствуйте!

2) – Здравствуйте! – Добрый день!

3) – Привет! – Салют!

4) – Доброе утро! – Привет!

5) – Приветик! – Хай!

6) – Здравствуйте! – Да.

7) – Добрый вечер! – Добрый!

8) – Доброе утро! - Утро доброе!

Предлагаю провести конкурс знатоков по правилам приветствий. У нас три команды за столами. Выбираем капитана команды. Капитанам прошу приколоть на майки опознавательный знак.

На экране высвечивается вопрос. Как только вопрос зачитался, команда, сидящая за столом, принимается к обсуждению. Время обсуждения – 30 сек. Если ответ готов, поднимаем руку. Приз за правильный ответ – сердечко.

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

3. Вы вошли в автобус и увидели, что на задней площадке стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как это сделать?

4. Если вы часто встречаете человека, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

5. Кто подает первым руку: старший младшему, мужчина женщине, подчинённый начальнику или наоборот?

Давайте подсчитаем количество сердечек.

Все команды справились с заданием. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов. И первым фактором можно назвать – приветствие. Как поздороваешься с человеком, такое и к тебе отношение будет при дальнейшей беседе. И не важно, кто старше или младше, женщина или мужчина.

Французы говорят так: «Первым здоровается тот, кто вежливее».

Итак, ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь я предлагаю отдохнуть. А как мы можем сейчас отдохнуть?

Я предлагаю “Игру жестов”. А вы знаете, что такое жесты?(физкульт. минутка) кивок головой это тоже жест.

У нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет. Все понятно? Сейчас проверим, кто меня хорошо слушал?

Представть, что вы сейчас в болгарии.

Я буду задавать вопросы, а вы как болгары мне отвечаете кивком головы. Не путайтесь, ребята, отвечаем по- болгарски. Еще раз напомню, что да – это поворт голову в сторону, а нет вверх – вниз.

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Задавали вам сегодня домашнее задание?

Нравится получать подарки?

Ждёте ли вы новогодние каникулы?

Любите ли вы играть?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим наше занятие.

С этикетом, ребята, тесно связаны правила вежливости. Как вы считаете, кого мы можем назвать вежливыми? Какими чертами характера должен обладать вежливый человек? (дети отвечают)

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, и с уважением относиться к окружающим.

    Научишься:

    Не перебивать;

    Не шуметь;

    Не шмыгать носом;

    Не зевать вслух;

    Не вытирать ботинки о штанину брюк;

    Признавать все то, что отличает цивилизованного человека. А кто такой цивилизованный человек? Это тот человек, который подчиняется правилам общества, соблюдает хорошие манеры.

Понятно? Сейчас я проверю. Что вы поняли?

Я предлагаю игру «Вежливый этикет».

Для этого мы обыграем сценку про Вову Костина. Герои сценки прошу занять места. А остальных прошу смотреть внимательно. А потом поговорим.

В джинсах

Вова Костин как – то в мае

Ехал в гости на трамвае.

Он уселся на сиденье

И жует свое печенье.

Вот с авоськой продуктовой

Тетя встала рядом с Вовой.

Дядя в шапке с козырьком

И старушка с узелком.

Вова их не замечает,

Вова книжку изучает.

Хорошо сидится Вовке!

Вдруг на пятой остановке

Входит очень старый дед.

Очень странно дед одет:

Джинсы, майка и чалма,

Может. Он сошел с ума?

Нет, старик похож на джина

Из кувшина.

Ну конечно, джин и есть!

Дедушка, хотите сесть!

Я вам место уступаю,

Я всегда так поступаю!

Дед прищурился,

Кивнул,

Сел на место

И заснул.

Вова Костин рассердился:

Видно, я поторопился!

Откровенно говоря,

Уступил я место зря!

Но какой же это джин?

Просто старый гражданин.

Джин сказал бы:

Славный Вова!

Вдруг исчез куда – то дед.

Место есть,

А деда – нет!-

Удивился Костин Вова,

Сел,

Жует печенье снова.

Хорошо сидится Вовке.

На конечной остановке

Двинул к выходу народ.

Только Вова не встает.

Вове нужно выйти тоже,

Но подняться он не может!

Помогите,

Я пропал!

Дед меня

Заколдовал!

Я приклеился

К сиденью!

Все.

Конец стихотворенью.

Молодцы. Все очень хорошо справились с данными вам ролями. А теперь ответьте мне

Как вел себя Вова Костин в трамвае?

Что изменило поведение Вовы?

Как?

Почему Вова не мог выйти на последней остановке? А кто его приклеил?

За что его приклел?

Можно ли сказать, что Вова вежливый, внимательный?

Что может помочь Вове? Не только выучит, но и знать и применять культуру и слова в жизни.

Все молодцы. Правильно ответили на вопросы.это говорит о том, что вы знаете с правила хороших манер. Но Надо их не только знать Но и применять их в жизни. Вот что главное!

Наверняка у тебя уже голова пошла кругом от обилия правил и ограничений. И ты хочешь спросить – а как же это все запомнить? Есть несколько секретов.

    Первый. Когда общие правила этикета ты соблюдаешь каждый день, то любой полезный навык довольно быстро становится привычкой. Поэтому не надо держать свои хорошие манеры только для выхода «в свет». Играй в этикет дома – мама будет только рада, поверь. Этим ты себя так натренируешь, что сможешь произвести благоприятное впечатление о себе везде, где ты встречаешься с людьми.

    Второй. Начни изучать этикет с младшей сестрой или братом, другом.. Обучая их, ты еще лучше запомнишь правила сам.

    Третий. Самый интересный. У тебя наверняка есть близкий человек, чьим мнением ты дорожишь, на кого хочешь равняться. И в первую очередь ты хочешь, чтобы именно на него производить приятное впечатление о себе. А теперь представь себе, что этот авторитетный для тебя человек постоянно наблюдает за тобой, где бы ты ни находился, будь то дом, двор, школа, библиотека или спортивная секция. В этом случае сто раз подумаешь, прежде чем намусорить в подъезде, посплетничать с подружкой или обидеть слабого. Это очень эффективный способ сделать из себя воспитанного человека с приятными манерами.

Сегодня мы много узнали об этикете и хороших манерах в обществе. Давайте подведем итог. Итак.

В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми. Обучение вами правил современного этикета поможет вам приобрести уверенность в себе, не будете испытывать трудности в общении со сверстниками., будете активными в учебе и общественно – полезном труде.

На тему нашего мероприятия послушайте песню о вежливости.

Спасибо все за внимание. До свидания!

Как провести классный час, посвященный дню манер.

Классный час ” О хороших манерах”

Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия

Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» – плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?

Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».

На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.

– Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?

– Его называют культурным, воспитанным человеком.

– Всё начинается с детского возраста.

– Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)

Ситуация № 1

– Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).

– Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?

– Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)

– И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)

Загадка. «Здоров ли ваш скот?» – говорят монголы.

«Я тебя вижу!» – произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» – можно услышать в Китае.

– А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

– Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

– С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

– Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

o Учитель

o Знакомый мальчик

o Незнакомая девочка

o Лучший друг (пожать руку)

Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

“Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” –

Говорить он не привык,

А от слова “извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: “Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе

появился он такой.

– Что неправильно делал мальчик?

– Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.

– О какой таблице уважения говорит поэт?

«Путешествие в прошлое» (учитель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?

(Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка

Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».

Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Речевое задание

Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.

Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.

Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)

Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо) .

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день) .

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо) .

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых»

(2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”

– Что можете сказать о Вите?

Ситуации № 5 «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”

– Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“

– Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.

– Как им разойтись?

Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.

– Как поступили бы вы в данных ситуациях?

1. Если ты пришел к знакомым …

2. Если друг твой самый лучший …

3. Девчонок надо никогда нигде не замечать …

5. Решил подраться – выбирай …

Итог

Когда-нибудь люди не будут грубить.

Невежды уйдут навсегда.

Вот здорово будет всем тогда жить

Придёт золотая пора.

Речевое задание «Продолжи высказывание»

– В речи я буду употреблять только…

– Мне бы хотелось, чтобы окружающие…

В заключении все поют песню “Улыбка”.

Игровое занятие «Хорошие манеры».

Цель: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни "Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия:

Вводная беседа. (словарная работа)

Воспитатель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Игра «Хорошие и плохие манеры».

(хлопок, если педагог называет хорошие манеры, «у-у-у» - плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Загадка.

«Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

(Учитель, Мама, Знакомый мальчик, Незнакомая девочка, Лучший друг (пожать руку)

Воспитатель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Дети читают стихотворения.

(после прочтения стихотворения, дети прикрепляют напечатанное слово магнитиком к доске)

Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте » начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».

Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».

Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Отметить, что ли, слово «пожалуйста» ?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Если вы сломали ручку
Друга или вдруг подружки,
Вы скажи им «простите»
И свою им предложи.

Извини , пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Физкультминутка

Давайте поиграем в игру «Да - Нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте - «да!» и руки поднимайте вверх. Если не согласны, отве­чайте - «нет!» и качайте головой.

Вы смелые? -Да!

Умелые? -Да!

Ленивые? - Нет!

Красивые? -Да!

Крикливые? - Нет!

Веселые? -Да!

Милые? -Да!

Послушные? -Да!

Драчливые? - Нет!

Счастливые? -Да!

Ситуация "Случай из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

"Простите”, "здравствуйте”, "спасибо”

Говорить он не привык,

А от слова "извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: "Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе появился он такой.

Что неправильно делал мальчик?

Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

«Путешествие в прошлое» (воспитатель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя.

Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске).

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место? (Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение) Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста». Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых» (2 ученика по обе стороны поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуации «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: "Скажи, сколько сейчас часов?”

Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: "Эй, ты!” Витька!»" - Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях. - Как им разойтись?
Сейчас мы проверим кто из детей очень хорошо знает волшебные слова.

(дети хором отвечают)

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь «добрый …….день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … ……. «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его ………извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …….«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое ……. «здравствуй».

Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, … «извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не ……. перебивай!

Итог:

Наше занятие подошло к концу. Давайте ребята, подведём итог нашего занятия:

1.Вспомним, как называлось наше занятие? (Хорошие манеры).

2.Какими мы должны быть по отношению друг к другу? (вежливыми, терпимыми, понимающими…)

3.Что вы взяли для себя из нашего занятия? (надо соблюдать все нормы поведения в обществе)

А сейчас, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить друг другу "искренние пожелания ”.

«Подай другу руку и скажи что ты ему желаешь».

(Дети стоят в кругу, жмут друг другу руки, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Список использованной литературы

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики /Н.Е. Щуркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
2. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - 192с.
3. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры» // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.
4. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры // М., 1987/Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.

Похожие статьи