Праздничный русский народный костюм мужской. Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история

5 (100%) 17 votes

Наконец наша задумка материализовалась! Для получения последнего недостающего элемента качественной статьи редакция сайта «Старообрядческая мысль» обратилась за советом к нашей прихожанке Елене Соколовой – профессиональному дизайнеру народного костюма.


Читайте, скачивайте и рассказывайте друзьям: мы дополнили заметку иллюстрациями из нашего архива, а с автором можно связаться через нашу редакцию по e-mail [email protected] , напрямую по e-mail [email protected] , либо найти прямой контакт в проекте .

Подборка литературы в отличном качестве – см. ниже.

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).



Выступление старообрядческого хора знаменного пения в Рогожской слободе в Москве

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).


Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.


Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.


Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья (см. схемы 1,2) .



Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.


Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.



Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц в 2013 году

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.


Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.


Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.



Современным модницам не хватает не только бахромы с поясом, но и ремень бы иной раз оказался весьма кстати…

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4) , т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.



Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.


По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1) , со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.



Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.



НОСТАЛЬГИЯ: кадр с ежегодной Рогожской ярмарки по случаю дарования старообрядцам религиозных свобод. Праздник проходит спустя две недели после Пасхи

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Современный старообрядческий сарафан



«Хочешь уничтожить русский народ – разврати женщину» . Эти слова приписывают Генриху Гимлеру, одному из идеологов Третьего рейха. Так он говорил о русских женщинах, славившихся своей целомудренностью и высокой нравственностью.

Современный старообрядческий сарафан – великолепный образец настоящей русской женской одежды. Он удобен, функционален, красив. Сарафан своей колокольной формой сберегает энергию Земли, так необходимую для поддержания женского здоровья (женщины, носящие длинные платья и сарафаны трапециевидной формы, практически не имеют женских болезней).



Современные старообрядки в глухих косоклинных сарафанах

Сарафан преображает каждую женщину, носящую его, делает ее величественно красивой, стройной, статной и молодой. Традиционный женский наряд привлекает внимание не к фигуре, а к лицу, глазам, всему облику, подчеркивая высокую одухотворенность.


Рядом с женщиной в правильном благородном русском сарафане затихают споры, мужчины не позволяют себе сказать «резкое словцо»…

Когда, слегка приподняв полу сарафана давно забытым жестом, такая женщина выходит из автобуса или не спеша идет по ступенькам лестницы, лица людей светлеют, забывается суета жизни и становится ясно: Русь жива, и у нее великое и светлое будущее!



Репетиция выступления детского хора на паперти Покровского храма

Выкройка косоклинного сарафана

Предлагаем всем любителям русского стиля одежды и читателям сайта «Старообрядческая Мысль» выкройку-схему современного старообрядческого сарафана, который украсит любую женщину (см. схему 5) .



Современная простая выкройка для одношовного косоклинного старообрядческого сарафана

Ингредиенты

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.


Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).


Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Способ приготовления



Сарафан – неотъемлемый элемент старообрядческой свадьбы

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.


Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).



Выступление старообрядческого хора в Московском международном Доме музыки в 2014 году

Этот простой в исполнении современный русских сарафан разработан старообрядцами на основе старинного нижегородского сарафана «сорочий хвост». Он красив, подходит для любой комплекции и одинаково применим как на природе, так и в городской жизни.


Автор статьи с удовольствием ответит на вопросы читателей и проконсультирует всех желающих в случае возникновения вопросов. Обращаться можно в редакцию проекта (e-mail [email protected] ) или напрямую по e-mail [email protected] . Оригиналы схем-выкроек от Елены Соколовой, использованные в качестве иллюстраций-пояснений к тексту можно скачать по данной ссылке .

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Материал по теме: безценные книги!



Поделитесь статьёй со знакомыми: надо пользоваться хоть какими-то преимуществами цифровой эпохи…

Лучшая тематическая подборка для думающих и ищущих: предлагаем для скачивания коллекцию книг по целому спектру вопросов, связанных с культурой, традициями и обычаями наших предков. Многие из них будут интересны широкому кругу лиц, а иные удивят даже профессионала.

Видео-лекция по теме

Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска:



СКАЧАТЬ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Книга Русская народная одежда Пармон Ф.М..djvu
Книга Костюм в России XV – Начало XX века 2000.pdf
Книга Русская народная одежда Работнова И.П..pdf
Книга Народная одежда в восточнославянских традиционн.
Книга Русская народная одежда и современное платье
Книга Русский народный костюм – Ефимова Л.В..djvu
Книга Традиционный костюм новгородского края Васильев.
Книга Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.
Книга Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988.pdf
http://vk.com/wall-56924145_3378

СКАЧАТЬ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Книга Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма
Книга Быков А.В. Народный костюм вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма
Книга Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм
Книга Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913)
Книга Иванова А. Северный русский народный костюм
Книга Игры и развлечения – книга 1955 года
Книга Каршинова Л.В. Русский народный костюм
Книга Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера
Книга Маковцева Л.В. Руссский народный костюм
Книга Пармон Ф.М. Русский народный костюм
Книга Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность
Книга Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири
Книга Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм – энциклопедия
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378

СКАЧАТЬ: ВЫШИВКА
Книга Сборник великорусских и малороссийских узоров
Книга Русская вышивка и кружево.Ефимова Л.В., Белогор
Книга Строчка и вышивка.Гумилёвская М.Н.pdf
Книга Изобразительные мотивы в русской народной вышив.
Книга Народная вышивка Тверской земли Калмыкова Л.Э
Книга Тверская вышивка в собрании Загорского музея
Книга Маслова Г.С. – Орнамент русской народной вышивки
Книга Вышивка Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинин
Книга Шитье, ткани, кружева.djvu
Подборка книг по народной вышивке http://vk.com/wall-56924145_2409

СУПЕР РЕДКОСТЬ!



СКАЧАТЬ:
Материалы по истории русских одежд 1884 года в четырех томах отличного качества

СКАЧАТЬ: КРУЖЕВО
Книга Кружевные салфетки. М. Панаите 1960.pdf
Книга Плетение кружев. Исакова К.В.1959.pdf
Книга Народный орнамент в композиции художественных
Книга Русское кружево Третьякова Е.И. 1995.pdf
Книга Русское кружево. Узоры и сколки. Давыдова С.А.pdf
Книга Кружево своими руками Кршижановская И. 1993.pdf
Книга Вяжем кружево фриволите вып.1 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.2 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.3 Курбатская Н.С.
Подборка книг по работе с кружевом http://vk.com/wall-56924145_3537

СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Книга История культуры Древней Руси. Том 1.1951.djvu
Книга История русской материальной культуры
Книга Карельское народное искусство. Косменко А.П.
Книга Крестьянское искусство Воронов В.С.1924.pdf
Книга Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987.pdf
Книга Народное искусство Тверской земли. Калмыкова Л.
Книга Народное искусство. Материалы и исследования
Книга Народные художественные промыслы и ремесла
Книга Русская народная живопись Жегалова С.К.1984.pdf
Книга Русское народное искусство Круглова О.В.1996.pdf
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3346

СКАЧАТЬ: ДЕРЕВО, РЕЗЬБА
Книга Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.
Книга Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf
Книга Деревянная архитектура русского севера.pdf
Книга Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu
Книга Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А..pdf
Книга Русь деревянная.Ополовников 1981.pdf
Книга Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf
Книга Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf
Книга Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.
Подборка книг по работе с деревом (резьба, плотничное искусство) http://vk.com/wall-56924145_3076

СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯ
Книга Древняя Русь. Город, замок, село.1985.djvu
Книга Развитие этнического самосознания славянских народов.
Книга Русская этнография. Зеленин Д. К.
Книга Восточнославянский этнографический сборник
Книга Русские. Историко-этнографический атлас 1970.djvu
Книга Русские Александров В.А. Власова И.В.Тишков В.А.
Книга Фольклор и народное искусство русских
Книга Древняя Русь. Быт и культура Колчин Б.А.
Книга Фольклор и этнография Русского Севера Путилов Б.
Подборка книг по русскому фольклору, этнографии и археологии http://vk.com/wall-56924145_3285.

Ссылка на авторские иллюстрации к статье – выкройки Елены Соколовой

Ссылка на папку с архивом материалов к данной статье

Избранные статьи от сайт:








У каждого народа есть свои обычаи и традиции, передаваемые по наследству от старших поколений. Особенно ярко черты национальности выражены в традиционной одежде. Характерными отличиями костюма являются орнаменты, цвет материала, узоры и дополнительные детали. сарафан - это удивительное творение, созданное руками женщин, живших на Руси. В процессе его исполнения переплетались многие виды творчества, такие как вышивка, вязание, кружевоплетение и ткачество. Современные женщины все чаще проявляют интерес к этностилю своей страны и стараются воссоздать образ наряда прошлых веков. В этой статье вы не только найдете выкройки русских народных сарафанов, но и узнаете, как их просто сшить своими руками.

Немного истории

Традиционный представляется самобытной одеждой, носимой крестьянками, несмотря на то что в 18 веке требовалось обязательное введение в пошив дворянского наряда западноевропейских форм. Таким образом, наряду представителей высшего общества противостоял сарафан в русском стиле, сохранявший устоявшиеся черты Самые древние фасоны имели форму туники и шились из целого полотна с круглым или прямоугольным вырезом посередине (для продевания головы). Имелись и другие виды данной одежды, ее надевали по праздникам. Все это мы опишем ниже, а также рассмотрим выкройки русских народных сарафанов.


Косоклинник

Данный вид сарафана шился из двух прямых полочек и цельной спинки, соединенными по бокам дополнительными клиньями. Сзади на полотне формировали складки. Спереди полотнища могли запахиваться, застегиваться на пуговки или вовсе быть сшитыми. За счет увеличения числа клиньев расширялся подол сарафана, который мог достигать восьми метров. Это хорошо видно на фото выкройки русских народных сарафанов. Для утепления использовали плотный подклад. Шился наряд из бархата, парчи, шелка и других изысканных материалов. Застежки косоклинника украшали кружевными лентами, галунами, тесьмой и бахромой. На груди вышивали аппликации, подол обшивали красной каймой.

Прямой покрой, лиф и кокетка

Самой распространенной и полюбившейся моделью был сарафан прямого пошива. Он изготавливался из полотна с одним швом или из нескольких прямоугольных полотнищ. Сверху, по обхвату груди, наряд собирался, образуя складочки. Подол юбки украшался кружевом, само же платье держалось на плечевых лямках. Такой русский скроить совсем несложно.

С изменениями в моде преображалась и конструкция сарафана. Ее дополнили облегающим лифом с пришитыми к нему прямыми полотнищами. Нередко для верха и нижней юбки использовались разные ткани. Также для создания более изящного силуэта к лифу добавляли кокетку.

Кроим сарафан русский народный для девочки

Традиционный наряд будет очень уместен на новогодних утренниках, карнавалах и различных праздничных мероприятиях. В зависимости от материала, выбранного вами, сарафан может быть как патриотичным костюмом, так и повседневной одеждой. Его можно надеть поверх рубахи или футболки. Главное, чтоб цвета нижней одежды сочетались с верхним платьем.

На основе выкройки русских народных сарафанов, приведенной выше, можно смоделировать модель на любой возраст. Для начала шитья вам понадобится легкий и яркий материал. Девочке лучше брать хлопковые бязь) или шелковые, если сарафан предназначен для праздника. Затем нужно сделать выкройку. Начните со снятия мерок. Первая величина - это расстояние от подмышечной впадины и до пола. Немного укоротите подол, чтоб ребенок не споткнулся. Затем измерьте обхват груди девочки и увеличьте полученную цифру в 2,5 раза. Это будет низ сарафана, который впоследствии соберется в складочки. Далее нужно раскроить кокетку, которая представляет собой полоску длиной равной обхвату груди и шириной около 12 см. Увеличьте полосу с обеих сторон на 6 см (для уплотнения и пришивания застежек). Также необходимы лямки размером 10х40 см.

Пошив сарафана

После того как вы подготовили все детали, пора приступать к их сшиванию. Сложите полотно юбки пополам, изнаночной стороной наружу, и проложите шов, отступив от края 1,5 см, а также оставьте сверху непрошитый участок для замочка. Пришейте молнию и обметайте края шва. Прострочив верх полотна крупными стежками, стяните его так, чтобы окружность соответствовала размеру кокетки без припусков. Затем пришейте юбку к верхней части сарафана, располагая стыки на уровне молнии. Согните кокетку пополам (лицевой стороной внутрь) и сшейте боковые срезы, затем выверните деталь. Приметайте руками внутреннюю сторону верха к юбке и прострочите. Длинные срезы лямок сшейте и выверните налицо. Далее - пристрочите к месту соединения низа и кокетки с внутренней стороны сарафана, отрегулировав длину лямок на ребенке. Осталось обработать открытые срезы каймой и украсить сарафан вышивкой, кружевом, лентами и оборками. Если точно следовать данной инструкции, получится сарафан русский народный (для девочки), сшитый по модели прямого кроя.

Дополнительные детали народного костюма

В давние времена русские женщины под сарафаном носили рубаху из белой ткани, имеющую длинные рукава. Она защищала их от солнца во время длительных работ в поле. Рубашки, так же как и сарафаны, украшались вышивкой, представляющей собой некий оберег, в который женщины мысленно вкладывали «магические силы». Наносились узоры вдоль выреза горловины и в районе манжет. Обрядный или праздничный наряд дополнялся головным убором - кокошником. Они были твердыми и имели различные украшения. По гребню кокошника можно было определить, к какой губернии относится его владелица. Стоит отметить, что кокошники носили женщины замужние. Девицы же надевали платок, повязанный сзади, который назывался «сорока». Обувью в любое время года служили русские лапти, крепившиеся к голени с помощью веревок. Надевались они поверх холстин или онучей.

Традиционный русский наряд женщины очень красив и разнообразен. Он прост в пошиве, но требует творческого подхода при украшении. Взяв за основу выкройки сарафанов, приведенные в этой статье, вы легко сошьете любую модель платья. Остальное - дело вашего желания и фантазии.

Источник информации - сайт . На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Ди пломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.


Рубаха представленная наиболее поздним вариантом - с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава - широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой. На кокетке, манжетах, оборках - вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть ("стан", "станушка") - из более грубой "самотканой" ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).


Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерельи". В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами.



Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "душегрея", "епанечка", "холодник", "кафтанчик". Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном "борами".


ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.


Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По - видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником - фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.


Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх - "воротуха" - изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название " по топорному" (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи - станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.

САРАФАН

Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.


Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи - "станина" сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.


Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине - встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.


Рубаха имеет составную конструкцию. Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками - прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.


Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой - обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия. На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные элементы

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.

Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.


Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние

Конструкция головной повязки проста, представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой

Похожие статьи