Основной танк турецкой армии. Продукт политической воли: зачем Турция создаёт собственный перспективный танк. Стимул для развития

Турция готовится к началу серийного производства собственного перспективного танка Altay. Анкара планирует заменить этими машинами 30% своего устаревшего танкового парка. Эксперты отмечают, что никаких инновационных решений в турецкой разработке нет - многие технологии заимствованы у зарубежных аналогов. В то же время специалисты считают, что создание собственного танка - хороший имиджевый ход со стороны Турции, а также поддержка развития оборонной промышленности страны. О сильных и слабых сторонах Altay - в материале RT.

Анкара собирается начать серийное производство собственного перспективного танка Altay. Эту задачу возьмёт на себя частная турецко-катарская компания BMC, сообщает портал Defense News. Под эти нужды создаётся площадка в городе Карасу (Сакарья). По информации ресурса, в скором времени Управление оборонной промышленности Турции заключит с BMC контракт стоимостью $3,5 млрд на выпуск партии в 250 машин.

Согласно опубликованному в марте 2017 года Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции, в 2020—2021 годах армия должна получить 35 танков Altay. Серийное производство этой гусеничной машины намечено на конец 2020 года, а масштабные поставки Altay начнутся в 2022-м.

В общей сложности в будущем Управление оборонной промышленности рассчитывает поставить в вооружённые силы до тысячи машин, обновив треть танкового парка турецкой армии.

Первые серийные Altay будут оснащены немецкими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501. Предполагается, что после 2022 года танки будут передвигаться уже на национальных силовых установках. Стратегический план развития предусматривает финансирование разработки двигателей для «сухопутных платформ».

Созданием силовой установки займётся компания Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. Первоначально Анкара рассчитывала использовать немецкие или австрийские двигатели. Однако в 2016—2017 годах Берлин и Вена приняли ряд решений, которые существенно ограничили военно-техническое сотрудничество с Турцией.

Вынудили Управление оборонной промышленности (подчиняется напрямую президенту Реджепу Тайипу Эрдогану) объявить конкурс на разработку собственной силовой установки мощностью 1,5 тыс. лошадиных сил.

  • oruzhie.info

Заимствованные решения

Altay — первый турецкий танк. Его назвали в честь генерала Фахреттина Алтая (1880—1974), одного из лидеров Кемалистской революции, в ходе которой Турция отстояла свою независимость.

Разработкой Altay с 2007 года занимается Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi. Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован в Стамбуле в 2011 году на международной выставке IDEF. Уже через год было собрано два прототипа. В проект Altay Турция уже вложила около $500 млн.

Машина массой 60 т продемонстрировала на испытаниях хорошую подвижность и огневые показатели. Танк вооружён 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой и пулемётом калибра 12,7 мм и оснащён панорамным прицелом и тепловизионным оборудованием.

На турецкий танк установили композитную броню модульного типа и средства динамической защиты. Однако он лишён новейших комплексов активной защиты (перехват боеприпасов противника). Ещё один недостаток машины — относительно невысокий уровень автоматизации управления. Например, в Altay предусмотрена ручная система заряжания.

Эксперты сходятся во мнении, что Анкара скопировала до 60% технологических решений, применяемых в зарубежных машинах. Так, башня, корпус, пушка и ходовая часть Altay очень напоминают конструкцию южнокорейского танка K2 Black Panther и немецкого Leopard.

  • Проверка огневых качеств Altay на полигоне
  • oruzhie.info

Версию о заимствовании подтверждает и то, что в проекте участвует южнокорейская компания Hyundai Rotem. Кроме того, в 2004 году Минобороны Турции объявило тендер на поставку крупной партии зарубежных танков с условием передачи Анкаре всей технической документации. Заявки подали США (M1 Abrams), Германия (Leopard 2) и Украина (Т-84).

В перспективе Altay должен обновить устаревающий танковый парк страны. Сегодня основными боевыми машинами Вооружённых сил Турции служат модернизированные американские танки M48 и M60, немецкие Leopard 1 и Leopard 2. Главное препятствие для быстрого перевооружения — высокая цена Altay — $5,5 млн (стоимость российского Т-90 — $2 млн, Т-14 «Армата» — около $4 млн).

Стимул для развития

В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что создание собственного двигателя для Altay будет серьёзным вызовом для турецкой оборонной промышленности. По его мнению, разработка силовой установки может стать препятствием для серийного производства танка.

«Туркам было бы проще купить хороший двигатель у немцев или австрийцев, потому что позиции Турции в двигателестроении достаточно слабые. Возможно, туркам придётся повременить с выпуском машин для эксплуатации в войсках. Без надёжного двигателя разговор о возможностях танка в бою не имеет смысла. А полагаться в таких вопросах на Запад явно не в интересах Турции», — отметил Суворов.

По словам Суворова, в ходе работ по созданию опытных образцов Otokar с большой вероятностью заимствовал технологические решения Южной Кореи, Германии, США и Украины.

«Это абсолютно нормальная практика. История танкостроения говорит нам, что на создание полностью оригинального образца уходит как минимум 20 лет. Altay будет обязательно доведён до ума. У турецкой оборонки очень сильная государственная поддержка. В этом проекте ярко проявляется политическая воля Анкары», — пояснил Суворов.

Собеседник RT полагает, что Altay будет находиться примерно на одном технологическом уровне с 2000 года разработки. При этом реальные потребности турецкой армии в новейшей машине, по оценке Суворова, ограничиваются 200 единицами.

Эксперт считает, что проект Altay преследует две цели — оснастить вооружённые силы собственным современным танком и предоставить национальной оборонной промышленности дополнительный стимул для развития.

«Туркам не требуется армада таких танков, как Altay. Возможности Altay будут избыточны для войн, которые . Здесь переплелись скорее политические и экономические причины. Турция хочет обрести технологическую независимость от зарубежных стран и в идеале занять лидерские позиции по экспорту вооружения», — резюмировал Суворов.

  • Американские танки M60 турецкой армии
  • Reuters
  • Umit Bektas

По поводу появления у Турции основного боевого танка "Алтай" существует уже достаточно много информации. Порой однотипной, когда одни источники копируют и ссылаются (или не ссылаются) на другие. Иногда инфа противоречива и неточна. Может так и задумано или же это "накладки" и сложности многократного перевода с одного языка на другой?
Ниже будут приведены несколько видеороликов, из которых, вероятно, у вас может сложиться иное, свое мнение или же просто - впечатление , касательно турецкого танка "Altay".

Танк "Алтай", как объявил 30.04.2011 года Министр национальной обороны Турции Vecdi Gönül (Веджди Гонул), должны были продемонстрировать (и продемонстрировали) 10 мая 2011 года в Стамбуле на международной военной выставке. Однако, Министр не осветил ТТХ первого турецкого танка и сроки завершения разработки, а лишь заявил, что танк "Altay" будет производиться в соответствии с потребностями и он будет лучше оснащен, нежели другие машины, состоящие на вооружении Турции.

Видео танка "Алтай", а также танков Т-90 и "Леопард":

В Турции в настоящее время эксплуатируются немецкие танки Леопард (1А и 2А), а также американские танки M60 и M48 . Еще в 1996 году турецкое руководство решило принять на вооружение танки нового поколения. До этого же у турков были: и французские легкие танки "Рено FT " (с 1928 года); танкетки Vickers Carden Loyd и британские танки Vickers; с 1935 года танки СССР Т-26 ; с 1943 года - танки вермахта Pz. III и Pz. IV. Сейчас же Турция делает решительные шаги - это и модернизация немецких танков "Леопард-1" и американских М60 , и утилизация устаревших моделей. Турками были испытаны машины, среди которых украинский танк "Ятаган", который показал себя неплохо, но руководство Турции предпочло немецкий танк "Леопард-2".

Модернизация танка Leopard

Турецкая компания Aselsan разработала собственную версию модернизации основного боевого танка Leopard 2A4. На модернизированном танке, который получил обозначение Leopard 2NG (Next Generation), компания будет отрабатывать и ряд технологий, которые впоследствии будут использованы на турецком основном боевом танке Altay.

Согласно видеопрезентации Aselsan танк Leopard 2A4 получил новые электронные, механические и гидравлические системы. В числе нововведений - дублированная система управления огнем, система инерциальной навигации, дублированная система перископов, внешний дистанционно управляемый боевой модуль, система стабилизации, а также дополнительное противоминное и баллистическое бронирование.

Прототип турецкого танка

Турецкая компания Otokar на выставке вооружений IDEF-2011 в Стамбуле показала прототип национального основного боевого танка Altay. Танк Алтай, создаваемый совместно с южнокорейской компанией Hyundai Rotem, будет выпускаться исключительно из турецких комплектующих . Танк будет полностью готов к поставке в войска в 2016 году (хотя порой в некоторых источниках фигурирует и 2015 год). Соглашение на создание танка Алтай было подписано между Секретариатом оборонной промышленности (SSM) Турции и турецкой компанией Otokar в марте 2007 года. В 2008 году Otokar заключила с южнокорейской компанией Hyundai Rotem соглашение о совместной разработке нового танка. В рамках контракта Hyundai Rotem передала турецкой стороне все технологии, использованные в корейском танке K-2 Black Panther .

По данным министерства обороны Турции, танк Алтай на 60 процентов заимствовал технологии, использованные в танке K-2. Остальные решения в настоящее время отрабатываются турецкой компанией Aselsan в собственной модернизации немецкого танка Leopard 2A4, также показанной на выставке вооружений. Aselsan будет производить большинство систем для Altay, включая систему распознавания "свой-чужой".

Танк "Altay" - предварительные тактико-технические характеристики

Масса Altay составит 60 тонн. Танк будет вооружен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, дистанционно управляемым модулем вооружения со стабилизацией и пулеметом калибра 12,7 миллиметра. О бронировании перспективного танка пока ничего не известно. Танк Алтай сможет развивать скорость до 70 километров в час. По предварительной оценке, стоимость нового турецкого танка составит около 5,5 миллиона долларов.

В рядах танковых войск этой страны за все время их существования успели побывать французские, немецкие, английские и, конечно же, советские танки и танки США.


Первыми турецкими танками стали французские легкие танки «Рено FT», несколько таких танков Турция приобрела для стамбульской пехотной школы в 1928 году. Еще раз французские танки эта страна закупала в 1940 году, ими стали также легкие танки «Рено» серии R-35.

В дальнейшем, начиная с 1930 года, турки стали закупать боевые машины в Великобритании, по имеющимся данным в период с 1930 по 1934 года в страну поступили: британские танкетки Vickers Carden Loyd (не менее 30), плавающие танки Vickers Carden Loyd M1931, легкие танки Vickers 6ton Мк Е (не менее 10), Vickers Мк VI b (13 штук).

В 1935 году Турция закупила у СССР 67 легких танков Т-26 и 60 средних бронеавтомобилей серии БА, и именно тогда и было сформировано первое боеспособное бронетанковое соединение турецкой армии. Закупленные у Советского Союза танки пошли на формирование 1-го танкового батальона в Люлебургазе. Эти боевые машины, сделанные в СССР, оставались на вооружении турецкой армии до 1942 года.

В начале 40-х гг. XX века основные турецкие закупки вооружений, в том числе и танков, были ориентированы на Третий Рейх. Так, например, в 1943 году турецкая армия получила на вооружение германские боевые машины Pz. III (53 единицы) и Pz. IV G (15 единиц).

В дальнейшем вплоть до наших дней турки так и предпочитали закупать немецкие танки, чуть позже к ним добавились американские. У немцев закупались в основном Леопарды, у США сначала средний танк М48, потом М60 в различных вариантах модификаций и модернизаций.

М60-Т Sabra турецкой армии на параде в Анкаре


М60А3 TTS турецкой армии на учениях


Леопард 1 турецкой армии на учениях

Как нетрудно заметить, основной состав танковых войск Турции представлен в основном иностранными боевыми машинами. Все эти машины являются модернизированными версиями довольно старых моделей танков, а М48 в настоящее время выведены из линейных соединений (за исключением 287 единиц М48А5Т1/Т2 на Кипре).

В последнее время Турция предпринимает довольно практичные меры: активно проводит модернизацию имеющихся на вооружении танков Леопард 1 и М60 и утилизацию устаревших моделей танков. На своей территории турки испытали несколько моделей танков, среди которых был украинский танк «Ятаган», созданный на базе дизельной версии Т-80 (основное различие - это пушка натовского калибра и забашенный автомат заряжания орудия.). В целом «Ятаган» показал себя неплохо, но турки предпочли немецкий «Леопард-2», партию которых и купили впоследствии. Помимо этого турки развивают широко разрекламированный, амбициозный проект по созданию своего собственного ОБТ нового поколения - танка «Altay».


Леопард 2А4 турецкой армии на улице в Анкаре

«Ятаган» на испытанияхв Турции

Еще в 1996 году турецкое руководство решило принять на вооружение танки нового поколения. В первоначальные планы входила закупка лицензии на производство одного из зарубежных танков, но чуть позже, в 2004 году, турецкие военные пришли к выводу, что разработка своего собственного танка обойдется стране намного дешевле. В 2005 году был объявлен тендер на создания нового, турецкого, танка. В 2007 году определился победитель, им стала компания Otokar.

А в конце июля 2008 года Секретариат оборонной промышленности Турции заключил с компанией Otokar контракт стоимостью 400 миллионов долларов. Церемония подписания контракта прошла в присутствии премьер- министра Турции Эрдогана, президента Koc Holding Defence Industry and Other Automotive Group Кудрете Онена, а также руководства фирмы Otokar и Сангхи Ли, министра национальной обороны Республика Корея - страны, которая будет осуществлять техническую поддержку проекта. Кроме того, при подписании присутствовали представители компаний-субподрядчиков по основным направлениям: турецкие Aselsan, MKEK, Roketsan и корейского основного подрядчика Hyundai-Rotem.

Компания Otokar будет вести все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также отвечать за изготовление и испытания опытного образца и дальнейшее серийное производство и сопровождение турецкого ОБТ «Altay». Присутствие корейцев объясняется тем, что базовой основой при создании танка «Altay» стал южно-корейский танк нового поколения XK-2 Black Panther, который в свою очередь был создан на основе другого корейского танка К-1 (Тип 88 ROKIT), прототипом для которого послужил американский M1 Abrams.


XK-2 Black Panther


К-1 (Тип 88 ROKIT)

Компания Otokar 45 лет занимается выпуском автомобильной продукции. На протяжении последних 25 лет компания также довольно успешно работает в области легкой бронетехники.

Руководство Otokar особо подчеркивает, что ОБТ «Altay» является исключительно турецким проектом. Для него будет разработано довольно большое количество новых систем и узлов, а также новая конструкция танка третьего поколения. Об этом же заявляют и представители Министерства обороны Турции, добавляя также, что все права на новый танк будут принадлежать Турции.

Название «Altay» («Алтай») новый турецкий танк получил отнюдь не в знак сотрудничества России и НАТО и не потому, что прародиной турков считается Алтай, как пишут некоторые интернет-издания. Свое название турецкий ОБТ получил от имени генерала Фахреттина Алтая, части которого во время войны за независимость освободили город Измир (третий по численности населения город Турции и второй по величине порт страны после Стамбула) от греческих агрессоров.

На первом этапе проекта запланировано в течение семи лет построить и испытать четыре опытных образца, первый из которых, как предполагается, должен приступить к испытаниям в 2015 году. После испытаний ожидается получение заказа на серийное производство первой партии в количестве 250 единиц, в дальнейшем их число планируется довести до тысячи, заменив ими устаревшие американские и немецкие машины.

Так как танк «Altay» будет создаваться на базе корейского XK-2 Black Panther, он соответственно унаследует все технические новинки и «навороты» своего корейского «родителя».

XK-2 Black Panther оснащен 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Главной особенностью данной пушки является ее высокая скорострельность -15 выстрелов в минуту, что является абсолютным рекордом для танковых орудий. XK-2 Black Panther может вести огонь на ходу, в том числе и управляемыми снарядами. Танк оснащен комплексом активной защиты, основой которой стал российский комплекс «Арена». Этот комплекс позволяет поражать противотанковые ракеты, снаряды, выстрелы из гранатометов еще на подлете.

Все это, за исключением автомата заряжания, будет присутствовать и на турецкой машине. Также, по-видимому, турецкий ОБТ унаследует и еще одну особенность XK-2 – исключительную дороговизну: один экземпляр XK-2 Black Panther стоит 8 500 000 долларов и является самым дорогим танком в мире.


Предварительные ТТХ турецкого ОБТ «Altay»:

Дизельный двигатель - 1 500 л.с.
Вес 55 - 65 тонн
Длина - 7735 мм
Ширина - 3972 мм
Высота - 2640 мм
Гладкоствольная пушка - 120-мм
Спаренный 12,7-мм пулемет
Боекомплект - 57 +10 единиц
Скорость - 70 км/час дороги
Запас ходя - 500 км


Однако стоит отметить, что турецкие танкостроители, работающие над созданием ОБТ «Altay», могут столкнуться с довольно труднопреодолимыми проблемами. Не так давно в некоторых зарубежных СМИ прошли сообщения о том, что южнокорейские конструкторы в ходе испытаний XK-2 столкнулись с серьезными конструкционными дефектами. Подробности неизвестны, сообщалось лишь то, что, если эти проблемы устранить не удастся, то в следующем году финансирование этой программы может вообще прекратиться. Что, соответственно, может самым негативным образом сказаться на турецким планах. Мечта Турции о национальном ОБТ может потерпеть фиаско.


ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК ALTAY (ТУРЦИЯ)

THE PRINCIPAL COMBAT TANK OF ALTAY (TURKEY)

29.04.2018


Турецкое Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müsteşarlığı — SSM; сейчас находится в прямом подчинении президента Турции) 24 апреля 2018 года через свою страницу в Twitter.com, наконец, объявило о выборе серийного производителя для перспективного турецкого танка Altay, а также производителя двигателя для этого танка. Как и следовало ожидать, им оказалась турецкая компания BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. В сообщении говорится, что Исполнительный комитет SSM принял решение начать переговоры с ВМС о заключении контрактов на производство первых 250 серийных танков Altay и на создание «национального» двигателя для этого танка.
Согласно «Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции на период с 2017 по 2021 годы», опубликованному в марте 2017 года, освоение серийного производства танка Altay должны быть осуществлено к концу 2020 года. В конце 2020 года предполагается передать в войска первые 15 серийных экземпляров танков, в 2021 году планируется передать еще 20 экземпляров, и с 2022 года начать масштабные поставки. Общие планы производства Altay для турецкой армии сейчас составляют 1000 единиц.
https://bmpd.livejournal.com/

Испытания перспективного турецкого основного боевого танка Altay завершены. Компания Otokar, разработавшая первые предсерийные образцы танка Altay, завершила все испытания боевой машины и готова к ее выпуску, передает военно-исторический портал со ссылкой на портал defensenews.com

Altay завершил самый тяжелый этап квалификационных испытаний. Он прошел тестирование на мобильность, выносливость, в том числе, по пересеченной местности и в различных климатических условиях. Кроме того, танк завершил огневые испытания и тестирование живучести. Altay показал, что является одним из лучших основных боевых танков современности,

– рассказал генеральный директор компании Otokar Сердар Горгуц.
Согласно ранее озвученным планам, первая партия танков Altay будет насчитывать 250 единиц, которые должны поступить на вооружение турецкой армии в течение пяти лет. Всего турецкие военные планируют закупить 1000 новых танков, кроме того, в компании Otokar планируют наладить их экспортную сборку.


Следует отметить, что несмотря на готовность к серийному производству, разработчики пока так и не выбрали двигатель для танка. Изначально планировалось разработать новый двигатель совместно с японской компанией Mitsubishi Heavy Industries. Затем военные заказали разработку двигателя турецкой компании Tumosan. В январе этого года стало известно, что компания Tümosan расторгла договор с австрийской компанией AVL List GmbH, которая должна была передать турецкому подрядчику технологии производства моторов. Таким образом, серийное производство танков было поставлено под угрозу. Однако в марте был подписан Меморандум о возможности поставки украинских дизельных двигателей типа 6ТД-3 мощностью 1500 л. с. разработки Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению. Поскольку контракт на поставку украинских двигателей еще не подписан, пока неясно, каким именно двигателем будет оснащаться Altay.
Масса нового турецкого танка составляет 60 т, при этом он может развивать скорость до 70 км/ч. На боевой машине установлена система бронирования от компании Roketsan, а также системы активной защиты и управления огнем, разработанные компанией Aselsan. Помимо этого, танки Altay будут оборудованы системами обнаружения радиационной и химической угрозы. Стоимость производства одной единицы оценивается примерно в $5,5 млн, а на разработку нового танка было потрачено около $500 млн. Согласно планам Минобороны Турции, танки Altay должны будут заменить немецкие Leopard 1A и Leopard 2A, а также американские M48 и M60, состоящие на вооружении турецкой армии.

Похожие статьи