Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция). Бронетехника (f) на Восточном Фронте R 35 боевое применение танк

Renault R35 - легкий танк Франции 2 уровня.

Самый массовый французский танк по состоянию на 10 мая 1940 года - начало Французской кампании. Отличается превосходным бронированием для своего уровня (40 мм лобовая броня и борта корпуса, 32 мм корма корпуса, 40 мм башня по кругу). Кроме того, имеет очень хорошие углы вертикальной наводки: −16/+20.



Историческая справка

Разработан в 1934 году в качестве танка сопровождения пехоты. По сравнению с FCM 36 не столь новаторский: корпус из литых элементов на болтах, броневые листы установлены почти вертикально. С другой стороны, методика сборки, более привычная для промышленности, обеспечивала приемлемую стоимость машины.

R35 весил 10,6 тонны, вооружался 37-мм короткоствольной пушкой и пулемётом винтовочного калибра. Максимальная толщина бронирования достигала 44 миллиметров. Экипаж составлял два человека. В 1938 году танк был модифицирован путём установки длинноствольной 37-мм пушки и усовершенствования ходовой части. Масса новой машины выросла до 12,5 тонн, эта модификация известна под обозначением R40. Подобных танков выпустили около 120.

Renault R35 - самый массовый французский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Было построено около 1500 экземпляров машины, из которых более 550 ушло на экспорт. Французская армия использовала эти танки на всех театрах военных действий: в Европе, Сирии, Тунисе, Алжире.

Технические характеристики


(топовая комплектация, 100%-экипаж)

Уровень: 2
Прочность: 170
Мощность: 82 лс
Вес: 10,579 тонн
Удельная мощность: 7,75 лс/т
Максимальная скорость: 23/12 км/ч
Скорость поворота корпуса: 34 град/сек
Сопротивление грунтов: 1,151/1,247/2,397
Скорость поворота башни: 24 град/сек
Обзор: 300
Рация: 290

Бронирование корпуса: 40/40/?
Бронирование башни: 40/40/?

Топовое орудие: 37-мм SA38 (стоковое орудие — 37-мм APX SA 18 with 29mm pen, второе орудие — 25-мм autocannon Mle 1934 with 46 pen)
Урон: 40/40/45
Пробитие: 34/64/24
Скорострельность: 23,077
Урон в минуту: 923,1
Скорость перезарядки: 2,6
Точность: 0,48
Время сведения: 2 с
Угол склонения/возвышения: -16/+20

Этот проект увенчался созданием 14-тонного Renault D1, по размерам и боевой массе приближавшегося скорее к машинам среднего класса. D1 преследовало много проблем технического характера. Да и массовым он не был: на фоне более чем 3,5 тысяч Renault FT, которые предстояло заменить, 160 этих танков выглядели каплей в море. Одним словом, французское пехотное командование крепко задумалось. Плодом этих размышлений стал новый танк Renault R 35, сыгравший роковую роль в поражении Франции летом 1940 года.

Обратно в 6-тонный класс

Новый импульс к дальнейшему развитию французских танков придали технологии изготовления брони. В то время броневые листы, как правило, соединяли между собой при помощи клёпки. Как противопульная защита клёпаные соединения были вполне пригодны, но конструкция корпусов при этом получалась довольно сложной. Первыми, кто хотя бы частично применил при изготовлении корпусов сварку, в 20-е годы стали немцы, но про их танки в виду повышенной секретности тогда ещё никто не знал. Ещё одной альтернативой было литьё. Даже самые первые Renault FT имели литые носовые детали корпусов и литые башни, но по ряду причин эта технология в производстве прижилась не сразу. Вновь к литью французы вернулись лишь к началу 30-х годов - да и то, ограничившись поначалу башнями.

Между тем использование литых деталей обещало заметное упрощение изготовления корпусов. При этом деталь получалась однозначно прочнее клёпаной конструкции. Первопроходцами, рискнувшими предложить массово внедрить литьё при производстве танков, стали инженеры фирмы Hotchkiss из Сен-Дени (ныне этот город к северу от Парижа превратился в один из его пригородов). Оружейный гигант представил свою первую боевую машину ещё в 1909 году, но то был броневик, а к танкам до поры до времени эта фирма отношения не имела. Тем не менее, концепция, предложенная инженерами Hotchkiss, пехотное командование французской армии сильно заинтересовала. При толщине брони 30 мм и больше технологичность литья оказывалась выше. К тому же фирма Hotchkiss предлагала таким способом создать лёгкий танк, которого французской пехоте так не хватало.

Макет лёгкого танка Renault ZM. Особое внимание на башню: такой она была только на макете

Однако отдавать такой важный проект на откуп фирме, которая до того танками вовсе не занималась, французская армия не решилась. 2 августа 1933 года были сформулированы требования на разработку нового лёгкого танка, который должен был заменить безнадёжно устаревшие Renault FT. Требования во многом перекликались с теми, что предъявлялись в своё время к будущему Renault D1. Согласно им, новый танк должен был иметь броню толщиной 30 мм и вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Разница состояла в том, что при этом боевая масса нового танка должна была оставаться на уровне Renault FT (6 тонн). То же самое касалось и численности его экипажа (2 человека). Очень похожей должна была быть и средняя скорость - 8–10 км/ч. Одним словом, военные «заказали» тот же Renault FT, но с защитой от крупнокалиберных пулемётов.


Прототип Renault ZM на испытаниях, конец 1934 года

​Родилась подобная идея у французской пехоты не случайно. Согласно воззрениям пехотного командования, со времён Первой мировой войны тактика боевых действий на суше к началу 30-х годов почти не изменилась. Успехи Renault FT в сражениях 1918 года создали иллюзию того, что массовое использование лёгких пехотных машин и является основным способом применения танков. По этой логике выходило, что чем больше танков производилось, тем лучше, а в условиях снижения расходов на оборону маленькие двухместные машины, сочетающие низкую цену и толстую броню, выглядели настоящей палочкой-выручалочкой. Того, что в остальном мире давно наметилась тенденция к росту скорости танков и превращению их из средства усиления пехоты в отдельный мобильный род войск, французские военные как будто и не замечали.

На спецификацию от 2 августа 1933 года откликнулось 14 фирм. Одной из первых среди них оказалась Renault. В то время локомотив французского танкостроения занимался параллельно целым рядом проектов. Среди них была разведывательная танкетка Renault VM, создававшаяся для кавалерии и позже принятая на вооружение под индексом AMR 33. Примерно в это же время велись работы над ещё одной машиной для кавалерии - Renault VO (это была уже вторая машина с таким названием). Отработанная на этих объектах концепция маленького танка с передним расположением трансмиссии стала отправной точкой при разработке нового лёгкого танка для пехоты. К слову, позаимствовали эту концепцию французы у англичан: Renault VM «вырос» из транспортёра Renault UE, а тот, в свою очередь, был французским развитием английской танкетки Carden-Loyd.


Несмотря на то что боевая масса машины составляла не 6, а 7,5 тонн, она вполне неплохо ездила по бездорожью

Концепция нового лёгкого танка для пехоты, получившего обозначение Renault ZM, стала обретать очертания к началу 1934 года. Сложных путей инженеры искать не стали и фактически переработали концепцию Renault VM на новый лад. Танк получил корпус, собираемый в основном из литых деталей. По своей форме он здорово напоминал танкетку для кавалерии. Ведущие катки и трансмиссия находились впереди, боевое отделение было сдвинуто немного назад. При этом механик-водитель находился в рубке, смещённой влево. Это позволило сделать танк очень компактным. Достаточно сказать, что по длине он оказался лишь чуть длиннее Renault FT. Несмотря на смещение боевого отделения назад, двигатель, в отличие от Renault VM, не находился прямо в нём. По правому борту размещались коробка передач и вал к трансмиссии. Такое техническое решение позволило избежать одного из главных недостатков подобной схемы - роста высоты корпуса. Ходовая часть также не создавалась с нуля, а была позаимствована у Renault VO.


Renault ZM с башней APX R. Весна 1935 года

Опытный образец танка было решено вооружить спаркой пулемётов. Первоначальная конструкция башни, которая, к слову, проектировалась как пушечная, представляла собой куполообразную конструкцию с пушкой, смещённой вправо. Проведя расчёты, инженеры Renault пришли к выводу, что при такой компоновке внутри остаётся очень мало места. Башню перепроектировали, и в результате получилась совсем другая конструкция, больше напоминавшая Renault VM, но изготовленная методом литья. Сзади и сверху башни предусматривались люки. В таком виде танк и вышел к декабрю 1934 года на испытания, опередив всех конкурентов. Правда, к тому моменту условия конкурса несколько поменялись.

Перехват лидерства

22 мая 1934 года пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой её редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм, поскольку теперь танк должен был «держать» выстрел 25-мм пушки. От пулемётного варианта вооружения заказчики отказались. Кроме того, максимальная скорость вырастала и должна была составить до 15–20 км/ч. К тому моменту из 14 фирм в конкурсе принимали участие уже лишь 7, а реально контракты на изготовление военные подписали с четырьмя: Delaunay Belleville, Compagnie générale de Construction de locomotives (Batignolles-Châtillon), Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) и Renault.


Чертёж корпуса танка с утолщённой до 40 мм бронёй. К слову, на чертежах танк всё ещё обозначается как Renault ZM

Поскольку к тому моменту фирма Renault уже строила опытный образец ZM, вышел он именно таким, как того требовала исходная спецификация. Строить ещё одну машину не стали: 20 декабря 1934 года комиссии был представлен переделанный прототип, толщина брони которого осталась на уровне 30 мм. До 40 мм была утолщена только броня башни, в результате чего боевая масса танка возросла до 7,5 тонн. После демонстрации комиссии в опытный Renault ZM стали вносить дополнительные изменения. Например, появились надгусеничные полки, а глушитель с кормы переместился на левый борт.

Главным же изменением стала новая башня, которую установили на танк в начале 1935 года. Её создателями были инженеры танкового подразделения Ateliers de Puteaux (APX). Этот оружейный гигант также вступил в конкурс на создание 6-тонного танка, но финансирование на постройку прототипа ему так и не дали. Это не помешало APX построить свой опытный образец, а ещё раньше, 18 апреля 1934 года, конструкторы APX представили проект новой башни, получившей индекс APX R (APX Rueil). Именно эта башня и «прописалась» на опытном образце Renault ZM. Она получилась заметно лучше собственной конструкции Renault, а главное, несла соответствующее спецификации вооружение, состоящее из 37-мм пушки SA 18 и пулемёта MAC Mle.1931.


«Эталонный» Renault R 35, регистрационный номер 50004

Отдельно стоит рассказать об установленном в танке вооружении. Дело в том, что пушка SA 18, использовавшаяся в Renault FT, не устраивала французских военных уже в 1926 году. Причины, по которым SA 18 оказалась в качестве вооружения на новом танке, были чисто экономическими. Во-первых, довольно сложное финансовое положение заставляло французскую пехоту экономить на всём - даже на металле для производства новых танков. Это, собственно говоря, и было одной из причин появления аналога Renault FT, с более мощной бронёй, но примерно в той же весовой категории. Во-вторых, пушек SA 18 было произведено довольно много, и стояли они в «старичках» Renault FT. Когда в 1934 году началось перевооружение Renault FT на пулемёты MAC Mle.1931, переоснащали ими не только пулемётные, но и пушечные танки. Таким образом, появился излишек «свободных» танковых пушек. Параллельно с перевооружением, списывались и Renault FT, выработавшие свой ресурс. Это тоже оказалось источником дополнительных «освободившихся» пушек.


Этот же Renault R 35 спереди

Масса танка ещё больше увеличилась, что не могло не сказаться на его динамических характеристиках. Ещё одним из проблемным местом оказалась чересчур маленькая длина корпуса, из-за чего возможности преодоления траншей были ограничены. Решение оказалось простым и бесхитростным: танк получил «хвост», аналогичный тому, что ставился на Renault FT. Несмотря на все выявленные проблемы, модифицированный Renault ZM оказался победителем конкурса. Дело в том, что фирма Hotchkiss, в свое время оказавшаяся инициатором организации этого конкурса, из него самоустранилась. Остальные танки-конкуренты либо оказались ничуть не лучше танка Renault, либо требовали серьёзной доработки. В сложившейся ситуации пехотному командованию не оставалось ничего лучшего, кроме как 29 апреля 1935 года принять Renault ZM на вооружение под названием Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»). Первый заказ на R 35 составил 300 танков. Машины получили регистрационные номера начиная с 50001. За первым заказом последовал следующий. Французская пехота, наконец, получила долгожданную замену стареньким Renault FT.


Достаточно быстро Char léger Modèle 1935 R стал «рабочей лошадкой» французских танкистов

Между тем одним только слабым вооружением проблемы этого танка не ограничивались. Первоначальная масса в 6 тонн к моменту начала серийного производства Renault R 35 выросла почти до 11. И если установленный в танке мотор Renault 447 мощностью 85 лошадиных сил обеспечивал исходному Renault ZM неплохую подвижность, после всех переделок его удельная мощность составила всего 7,7 лошадиных сил на тонну.


Renault R 35 на манёврах в Нормандии, 1937 год ​

Проблемной оказалась и ходовая часть, изначально создававшаяся для кавалерийской танкетки и больше подходящая для ровной поверхности. На бездорожье она себя вела неважно: пять опорных катков на борт было явно маловато, да и подвеска не очень подходила для преодоления крупных неровностей. Несмотря на такие проблемы, общий выпуск Renault R 35 составил 1540 танков. Реально заказ был ещё большим (1800 штук + 500 добавилось сразу после начала войны), но сложившаяся ситуация не дала реализовать эти планы.

Печальные результаты экономии

Некоторое отрезвление пехотного командования в отношении своей «обновки» произошло в 1937 году. Французские военные не обошли вниманием начавшуюся в Испании гражданскую войну, а сводки оттуда приходили тревожные. Выяснилось, что во всё больших количествах в боях стали применяться противотанковые пушки, прежде всего немецкие 3.7 cm Pak. В июне 1937 года «эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 обстреляли сначала 25-мм пушкой, а затем и немецкой 3.7 cm Pak. Результаты для французских военных оказались крайне неприятными.


«Эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 после испытания обстрелом. Итоги испытания оказались неприятным сюрпризом для французских военных ​

Выяснилось, что сама по себе толщина брони совсем не означает надёжной защиты. Проблема литых деталей в том, что при равной с катаной бронёй толщине их стойкость ниже на 10–15%. Из 18 выстрелов, сделанных пушкой 3.7 cm Pak по танку, 14 оказались с пробитием брони. Для немецкой пушки ни корпус, ни башня французского танка не стали серьёзной проблемой. Ещё более неприятным открытием стало то, что из 22 выстрелов 25-мм пушки 13 также смогли пробить броню Renault R 35. Неудивительно, что после таких, мягко говоря, неожиданных результатов командование французской пехоты стало с большим энтузиазмом смотреть на FCM 36. Хотя этот танк был вдвое дороже, чем Renault R 35, он изготовлялся из катанных бронелистов, установленных под рациональными углами наклона и соединенных между собой сваркой. Да и ходовая часть у детища Forges et Chantiers de la Méditerranée оказалась куда более приспособленной для преодоления бездорожья.


Танк с регистрационным номером 50332, в опытном порядке получившем башню Tourelle FCM. Из-за одинакового диаметра башенного погона подобные замены были легко осуществимы

В сложившейся ситуации, впрочем, серьёзные изменения проводить было уже поздно. Как бы ни был хорош FCM 36, он был дорогим, а производственные возможности Forges et Chantiers de la Méditerranée были ограничены. И даже фирма Renault не до конца справлялась с военным заказом, в результате чего французская пехота заказала 100 танков Hotchkiss H 35 (по сути это был полный аналог Renault R 35). Одним из частичных решений проблемы оказалось решение после выпуска 1350 башен APX R заменить её на сварную башню Tourelle FCM, которая устанавливалась на FCM 36. Резон в этом был, поскольку сварная башня была явно крепче литой, но тут возникла другая проблема.


Один из немногих Renault R 35, получивших 37-мм пушку SA 38

В 1938 году французских военных внезапно осенило, что пушка SA 18 при текущей тенденции роста брони скоро не сможет пробить даже лёгкий танк. Ответом на это запоздалое озарение стала срочная разработка 37-мм пушки SA 38, со 100 метров пробивавшей 29 мм брони. Конечно, этого было уже маловато даже для 1938 года (немцы как раз в это время запускали производство танков с лобовой бронёй 30 мм), но всё же лучше, чем SA 18 с её менее чем 20-мм бронепробитием. При этом испытания показали, что у башни Tourelle FCM после интенсивной стрельбы начинают разрушаться сварные швы. В итоге пришлось ставить новую пушку в старую литую башню APX R. Правда, и этого ждать пришлось очень долго, ведь, помимо Renault R 35, в новой пушке нуждались Hotchkiss H 35 и сменившие их Hotchkiss H 39. В результате SA 38 начали устанавливать в Renault R 35 уже под самый занавес их производства. Одним из первых танков, получивших новую пушку, была машина с регистрационным номером 51295. Уже из этого можно сделать вывод, что «длинноствольных» R 35 было меньше 250 штук. На самом деле их было и того меньше: анализ фотографий показывает, что примерно половина из танков, построенных после машины 51295, вооружены старой SA 18.


Разбитый в ходе боёв мая-июня 1940 года Renault R 35. Ошибочные взгляды командования на характер применения танков и тотальная экономия стали для французской армии фатальными

Результаты устаревших взглядов на применение танков, основанных на опыте Первой мировой войны, французской армии пришлось расхлебывать в боях мая-июня 1940 года. Впрочем, первыми, кто опробовал Renault R 35 в бою, были поляки. Польская армия получила 50 танков этого типа, но из-за недостаточной обученности экипажей и по ряду других причин применение R 35 в сентябре 1939 года оказалось скомканным. Часть машин досталась немцам и Красной армии в исправном состоянии. В целом можно сказать, что польские танки 7TP были куда более ценными машинами, поскольку оказались более манёвренными и легко пробивали любые немецкие танки того периода. Что же касается непосредственно боёв во Франции, то их итоги оказались вполне закономерными. Renault R 35 стал самым массовым французским танком Второй мировой войны (если не считать архаичного Renault FT), но при этом он был совершенно к ней не приспособлен. Никаких массовых и неторопливых атак сотнями танков в стиле сражений Первой мировой теперь не было и в помине. Воевать пришлось с высокомобильным противником. Фактически танковые батальоны (BCC, Bataillon de Chars de Combat), оснащённые Renault R 35, выступали в роли статистов, от которых мало что зависело. Дрались французы яростно, но что можно сделать, когда твоя пушка не способна пробить большинство немецких танков, а твоя броня пробивается 37-мм пушками на дистанциях меньше 300 метров?

И это не считая того, что командир французского танка - одновременно и наводчик, и заряжающий, а иногда ещё и радист. Даже старенький и признанный самими французами неудачным Renault D1 оказался в новой войне более эффективным. За свою экономность и просчёты с выводами о характере грядущей войны французы заплатили очень дорого.

Легкий танк сопровождения R 35
(Char léger d"accompagnement R35).

Танк R 35 разработан фирмой "Рено" в 1935 году и выпускался серийно с 1935 по 1940 гг. Он имел классическую компоновку. В конструкции широко применялись литые детали, например, корпус состоял из трех больших литых броневых деталей: лобовой, подбашенной и кормовой, а также из катаных бортов, крыши и днища. Борта соединялись с лобовой и кормовой деталями с помощью болтов, а с подбашенной коробкой - шпильками. Днище приваривалось к бортам и крепилось к носовой и кормовой деталям с помощью болтов. Методом литья изготавливалась и башня, в которой устанавливались 37-мм пушка и спаренный с ней 7,5-мм пулемет.

Наводка пушки осуществлялась с помощью ручного механизма наводки, для управления огнем использовался танковый телескопический прицел. В ходовой части использованы механическая трансмиссия с однорядными бортовыми редукторами и смешанная подвеска из двух двухкатковых тележек и одного переднего опорного катка на борт. В качестве силовой установки на танке использовался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель "Рено" мощностью 82 л.с. Имея боевой вес около 10 т, танк с двигателем такой мощности мог развивать скорость лишь 19 км/ч, что было недостаточно даже для танка непосредственной поддержки пехоты. До начала активных боевых действий в мае 1940 г. заводами Рено было построено около 1500 машин R-35.

В 1933 году французская пехота выдвинула ряд требований к машине, которая призвана была заменить устаревшие FT-17/18/31. Новый танк должен был иметь боевую массу 8 т, экипаж из 2 человек, скорость 19 км/ч, максимальную толщину брони 45-мм, 37-мм пушку "Пюто" SA 18 и пулемет. Заказ на разработку получили четыре фирмы: "Компани Женераль де Констрюксьон де Локомотив", "Делонэ-Белльвилль", FCM и "Рено". Победила модель последней - "Рено" ZM. Эта машина и пошла в серийное производство под обозначением R-35. Первоначальный заказ на 300 единиц был выдан в мае 1935 года. В последующие годы заказы постоянно возобновлялись, и до конца мая 1940 года их было выпущено около 1800.

Корпус танка R-35 состоял из литых деталей, собиравшихся при помощи болтов на каркасе. Водитель располагался чуть левее оси танка и имел в своем распоряжении двустворчатый люк, одна половина которого откидывалась вперед, а другая - при помощи гидроцилиндра - вверх. Башня - литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Командир экипажа, выполнявший одновременно обязанности наводчика и заряжающего, попадал в танк через кормовой башенный люк. Крышка последнего в откинутом положении использовалась в качестве сиденья для командира при движении машины вне боя.

Вооружение танка R-35 состояло из 37-мм короткоствольной пушки SA 18 с начальной скоростью снаряда 388 м/с и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. В боекомплект входили 100 артвыстрелов и 2400 патронов. Стреляные пулеметные гильзы по специальному желобу скатывались к щели в днище корпуса, через которую и выбрасывались наружу. 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 82 л. с. при 2200 об/мин располагался сзади справа, бензобак - сзади слева. Оба отделялись от боевого отделения противопожарной перегородкой.

Ходовая часть состояла, применительно к одному борту, из пяти опорных обрезиненных катков (из которых первый был одиночным, а остальные четыре - сблокированными попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах), направляющего и ведущего колес и трех поддерживающих катков. Большинство R35 оборудовалось "хвостом" для повышения проходимости. Первоначально отсутствовала радиостанция, но на танках более позднего выпуска она появилась, и к многочисленным обязанностям командира машины прибавилась еще одна - держать радиосвязь.

Развитием R-35 стал танк R-40 с новой, сконструированной фирмой АМХ, ходовой частью, имевшей 16 опорных катков малого диаметра и четыре поддерживающих ролика. Танки АМХ/"Рено" R-40 были вооружены более мощной 37-мм пушкой SA 38 L/33 с начальной скоростью снаряда 701 м/с и оснащены модифицированным двигателем. Всего было построено около 80 машин этого типа.

Танки R-35/R-40 составляли основу вооружения французских батальонов. Кроме того, они использовались в танковых и моторизованных частях, например в 4-й танковой дивизии. R-35 поставлялись на экспорт в Польшу, Румынию, Турцию и Югославию. В 1940 году в руки немцев попало несколько R-35 и R-40, которые стали использоваться ими в качестве учебных машин и после соответствующей переделки - в качестве самоходных противотанковых артиллерийских установок 4,7 cm Pak(t) Sfl auf PzKpfw 738 R-35(f)-Panzerjager I.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4000 мм

ширина 1850 мм
высота

2100 мм

Экипаж

Легкий танк «Рено» R-35


Танк непосредственной поддержки пехоты R-35 был создан в традициях Первой мировой войны и исходя из ошибочных представлений, что танковая война мало изменилась с 1918 года.

В начале 30-х годов сухопутные войска Франции разработали требования к новому танку поддержки пехоты, который заменил бы стоявшие на вооружении еще со времен Первой мировой войны танки «Рено» FT-17. В результате в 1934 году был создан прототип, получивший обозначение ZM. Испытания начались в 1935 году, но, не дожидаясь их окончания, в связи с растущей угрозой со стороны фашистской Германии было принято решение запустить этот танк в производство. Машина получила обозначение легкий танк «Рено» R-35. Перед самым началом производства по предложению штаба сухопутных войск бронирование танка было усилено с 30 до 40 мм. К 1940 году было построено более 1600 машин, R-35 стал самым массовым французским танком поддержки пехоты. По своей компоновке он напоминал FT-17, то есть это был легкий танк с экипажем из двух человек. В конструкции широко применялась литая броня, а в качестве упругих элементов подвески использовались резиновые амортизаторы-рессоры. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в цельнолитой башне находился командир танка, который также вел огонь из 37-мм пушки L/21 (впоследствии замененной на L/33 того же калибра с более длинным стволом) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. Боекомплект составлял 100 снарядов для пушки и 2400 патронов к пулемету. Обзор из башни был явно недостаточным, а компоновка боевого отделения была такова, что большую часть времени в бою командиру приходилось проводить стоя на полу корпуса. Задняя часть башни была сконструирована как откидная крышка, на которой командир мог сидеть на марше.

Танк R-35 вполне соответствовал своей эпохе и был классическим представителем французского дизайна танков. В 1940 году была создана модификация АМХ R-40 с усовершенствованной подвеской, но до оккупации Франции немецкими войсками было построено только несколько таких машин. Небольшой R-35 не смог достойно сражаться с немецкими танками. Пушка танка R-35 оказалась малоэффективной даже против легких немецких танков, хотя 40-мм броня надежно защищала от снарядов противотанковых орудий немцев. Таким образом, R-35 не смогли оказать существенной поддержки своим войскам.

Большое количество танков R-35 попало к немцам практически неповрежденными. Небольшими группами они вошли в пехотные дивизии вермахта, дислоцированные во Франции, и получили обозначение PzKpfw 35-R(f). Впоследствии большинство из них были переданы в учебные танковые подразделения. После вторжения в СССР со многих R-35 были сняты башни для переоборудования в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов Munitionpanzer 35-R(f). Башни были сняты также и с тех танков R-35, которые остались на территории Франции, после чего на их шасси было создано несколько типов самоходных артиллерийских установок, получивших обозначение 4.7-ст Pak(t) auf GW 35-R(f) Башни же использовались при сооружении оборонительной системы «Атлантический вал».

Таким образом, танки R-35 вошли в историю в большей степени на службе в германской армии, чем французской.


Созданный на базе неверной концепции тактического боя, танк R-35 оказался непригодным для ведения боевых действий. Колонна танков R-35 на марше, командиры расположились на откидных крышках в задней части башни.



Литая башня танка R-35 имела ручной механизм поворота и могла вращаться на 360°. Угол возвышения 37-мм пушки составлял - 18° - +18°.


R35 — самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Как это не покажется странным, но инициатором появления во французской армии нового танка фирмы «Рено» (Renault) выступила фирма «Гочкис» (Hotchkiss). Дело в том, что новый танк создавался по ее инициативе — редкий случай во французском танкостроении.

ПЕРИПЕТИИ СОЗДАНИЯ

Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия «созреет» и разработает тактико-технические требования к новому образцу вооружения. Однако в случае с легким танком поддержки пехоты все произошло не так. Директором фирмы «Гочкис» был англичанин, он то и решил внести свежую струю во французское танкостроение, предложив военным принят на вооружение боевую машину фирмы «Гочкис». В итоге в 1933 году Консультационный совет по вооружению выдвинул ТТТ к новому танку, разработанные совместно со специалистами фирмы «Гочкис», — масса 6 т, экипаж два человека, вооружение два пулемета или малокалиберная пушка, броня 30 мм, скорость 8-10 км/ч. Все это сильно напоминало FT17, за исключением разве что толщины брони. Французские военные продолжали дышать воздухом Первой мировой войны и мыслить ее категориями. Танк рассматривался исключительно как «придаток» пехоты.

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 14 фирм. «Гочкис» имела явные преимущества. Например, эта фирма получила заказ на изготовление трех прототипов 30 июня 1933 года, в то время как остальные фирмы только 2 августа впервые увидели техтребования к танку. Впрочем, «недолго музыка играла»! Из 14 фирм при деле остались только четыре, а в 1935 году «Гочкис» и вовсе подвинули: по результатам сравнительных испытаний в августе — сентябре 1935 года победителем был объявлен танк фирмы «Рено». Насколько честно победили «реношники» сказать трудно, но достоверно известно, что заказ на первые 300 машин char leger modele 1935 R был выдан фирме «Рено» еще 29 апреля 1935 года. И это при том, что танк имел плохую проходимость на местности, был тесным, весил больше 10 т, не устраивал военных с точки зрения вооружения и т. д. Тем не менее заказ был выдан. Первый серийный танк R35 покинул заводской цех 4 июня 1936 года.

КОНСТРУКЦИЯ

Танк R35 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.

Моторное отделение занимало всю кормовую часть корпуса. Двигатель был размещен справа, а бензобаки, радиатор и вентилятор — слева. Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. В верхней части боевого отделения установили башню. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем были расположены все органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, а также дифференциал, полуоси, тормоза и сиденье механика-водителя.

Корпус танка состоял из литых деталей и катаных бронеплит и собирался на каркасе из уголков с помощью болтов. Башня APX-R — литая, с вращающейся, но не откидывавшейся командирской башенкой — куполом. Для посадки в танк служил люк в задней стенке башни. В передней части башни была установлена 37-мм пушка «Пюто» (Puteaux) SA18 с длиной ствола в 21 калибр и 7,5-мм пулемет «Шательро» (Chatellerault) mod. 1931. Противооткатные устройства пушки и пулемет были защищены общей броневой маской. Наведение на цель пушки и пулемета осуществляли с помощью телескопического прицела, установленного слева от пушки. Механизмом наведения служил плечевой упор.

Боекомплект состоял из 116 выстрелов и 2400 патронов (16 магазинов). Все выстрелы были размещены в специальных укладках в одном ящике, закрепленном у борта с левой стороны боевого отделения.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Главным недостатком R35 была слабость вооружения. Новые танки вооружали пушками, демонтированными со старых танков FT17! Мотивировалось это наличием большого количества боеприпасов и дороговизной разработки нового орудия. Ни к чему хорошему такая экономия конечно же не привела. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки SA18 на дистанции 1 000 м, пробивал по нормали только 15-мм броню!

Для установки пушки SA38 башню пришлось модернизировать. Она получила индекс АРХ R1, а танк с этой башней — R39. Впрочем, танков этой модификации выпустили совсем немного — всего 64 машины (по другим данным — 273, что представляется маловероятным), так как в основном пушки SA38 поступали на вооружение легких танков «Гочкис».

Помимо попыток усилении вооружения предпринимались и шаги в направлении модернизации ходовой части. Спустя два года после принятия R35 на вооружение специалистами фирм «Рено» и АМХ были разработаны несколько вариантов обновленного шасси. Инженеры фирмы «Рено» пошли по пути простой модернизации, а вот фирма АМХ предложила полностью новую ходовую часть, разработанную для своего танка АМХ38. В нее входили 12 опорных и четыре поддерживающих катка на борт, а также ведущее колесо заднего расположения. Элементы ходовой части были защищены фальшбортом.

Форма корпуса танка почти не изменилась, в башне АРХ R1 устанавливалась 37-мм пушка SA38. Боевая масса составила 12,5 т. Прототип нового танка поступил на испытания 16 февраля 1939 года, а вскоре он был принят на вооружение под названием R40. Пока не началась война, этот танк рассматривался как очередная модификация R35 и должен был выпускаться параллельно с ним. Однако обстоятельства в скором времени изменились — с февраля 1940 года, начиная с 1501 машины, им планировали заменить на конвейере серийные R35. Пока разворачивалось производство R40, выпуск R35 продолжался, так что улучшенные танки начали производиться только с 1541 экземпляра.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).

В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.

С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.

После окончания боевых действий в 1940 году все исправные и неисправные танки R35 были отправлены немцами на завод фирмы «Рено» в Париже, где они подлежали ремонту и восстановлению. Из-за своей малой скорости R35 не должен был использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии применялись немцами для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.

Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма «Алкетт» (Alkett) получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженные чешской 47-мм противотанковой пушкой. В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.1. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35″. В кормовой нише рубки была размещена немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Рак 38.

Из 200 заказанных машин 174 были изготовлены как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо нее монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.

Остальные танки R35 после демонтажа башен служили в вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.

Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.

Контракт на поставку 100 танков R35 Польше заключили в апреле 1939 года. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон, дислоцировавшийся на румынской границе. Большинство R35 в конце сентября перешли границу, а затем вошли в состав румынской армии. В начале 1940 года Югославия закупила во Франции 50 танков R35. В 1939 году румыны закупили во Франции 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк. В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии.

В 1943-1944 годах 30 танков R35 перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45. Последний раз R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции в 1944-1945 годах.

Похожие статьи