Холотропное дыхание: описание метода и инструкция по самостоятельному выполнению. Когда наступит эффект от холотропного дыхания? Коллективный сеанс холотропного дыхания: как проходит

Люди, практикующие холотропное дыхание, лучше понимают свое тело, но испытывают это ощущение в состоянии транса, поскольку такое исцеление протекает на бессознательном уровне.

Ощущение внутренней свободы человеком позволяет с уверенностью преодолевать сложные жизненные ситуации. В ходе терапевтического курса холонавты работают больше над душевным состоянием, а не физическим, что вселяет гармонию и умиротворенность в сознание каждого человека.

Холотропное дыхание как техника, используемая в психотерапевтической практике, представляет собой метод избавления от серьезных психофизических нарушений. Впервые он был исследован Станиславом Грофом. Первоначально холотроп служил заменой психотропным средствам.

Проведение такой процедуры предполагает внушения психолога на фоне интенсивного дыхания пациента, слушающего специальную музыку.

Ситтер или индивидуальный помощник при проведении сеанса дыхания помогает пациенту более эффективно устранять стрессы и негативные эмоции. Метод помогает забывать о вредных привычках, зависимостях, неврозах, расстройствах на эмоциональном фоне. Техника позволяет осуществлять поиск решения проблем на креативном уровне, развивать способности к творчеству.

Техника, останавливающая внутренний диалог, обусловлена погружением в человеческое сознание. Процедура открывает возможность морального освобождения от пережитых травм, конфликтных ситуаций, психологического дискомфорта. Сеанс заставляет человека снова пережить прошлые эмоции, что за короткое время избавляет от накопленных проблем, вытесняемых сознанием в процессе лечения.

Процедура холотропного дыхания включает следующие основные элементы:

  • настройка пациента с использованием расслабляющих техник;
  • сам сеанс холотропного дыхания;
  • интеграция техники.

Метод обеспечивает устранение помех, препятствующих полноценному развитию человека. Техника позволяет в дальнейшем избегать осуществления необдуманных поступков, снимая внутренние блоки.

Сознание человека, освобожденное от внутренних страхов, свободно для:

  • творческого самовыражения;
  • самореализации;
  • самоактуализации.

Психотерапевтическая техника холотропа основана на погружении человека в транс на фоне легкой музыки. Ситтер выстраивает чередование дыхания с расслаблением определенным образом. Методика эффективна как эзотерический метод самопознания.

Плюсы и минусы техники

Преимущества техники холотропного дыхания состоят в следующем:

  • преодоление большого количества психологических барьеров;
  • изменение мышления на более позитивное, творческое и успешное;
  • устранение психологических травм, избавление от стресса.

Недостатки метода предполагают:

  • снижение гемоглобина в крови из-за транса, что вызывает отмирание мозговых клеток;
  • занятия могут стать причиной истерик или галлюцинаций, а также обморочных состояний;
  • допущение грубых ошибок ситтером может привести к летальному исходу.

Перед применением методики холотропа важно освоить технику правильного дыхания, иначе курс лечения не принесет результата.

В дальнейшем процедуры могут стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Занятия, вызывающие необратимые последствия при неправильном проведении, очень опасны. Тренер не должен куда-либо отходить от холонавта в состоянии транса, чтобы не допускать эксцессов и оказывать посильную помощь при необходимости.

Отличия холотропного дыхания от техник ребефинг и вайвейшн

Холотропное дыхание — это такое исцеление, входящее по своему терапевтическому назначению в группу «большой четверки»:

  1. Вайвэйшн.
  2. Свободное дыхание.
  3. Ребёфинг.
  4. Холотропное дыхание.

Все механизмы дают одинаковый результат, но разница между холотропом и техникой ребёфинга состоит не только в том, кто выступает разработчиком метода, но и в способе проведения сеанса. Метод холотропного дыхания был основан психиатром, а ребефинга — духовным целителем. Леонард Орр в отличие от Станислава Грофа делал упор на индивидуальный подход.

Холотроп оказывает оптимальное воздействие на психику в процессе групповых сеансов. Ребефинг эффективен как самостоятельная процедура, а не только групповой метод исцеления, практикуемый тренером. Рассматриваемые техники дыхания имеют много общих элементов, но противопоказания к применению этих механизмов разные.

Сеансы ребефинга не рекомендованы страдающим серьезными психическими расстройствами, для исцеления которых расслабляющие процедуры методики слишком мягки. Холоторопная техника не рекомендована людям с серьезными ограничениями в движениях. Оба приема обеспечивают наилучшее понимание пациентом своего тела.

Использование техники вайвейшн людьми с опытом не требует присутствия тренера. Алгоритм холотропа позволяет вытеснить безнадежный жизненный опыт, ассистент во время процедуры нужен обязательно. Вайвейшн не имеет столько противопоказаний, сколько их у холотропного метода исцеления.

Основные понятия холотропного дыхания

Холотропное дыхание как метод в психиатрии был зарегистрирован Минздравом РФ в 1993 году. Система лечения связана с трансперсональной психологией. Всего практика психотерапии насчитывает 28 методов.

Среди элементов техники можно выделить:

  • побуждающую мелодию;
  • быстрое дыхание достаточной глубины;
  • приемы для высвобождения энергии из организма;
  • постоянная помощь пациенту.

Дополнительно можно посещать творческие занятия лепки из глины, свободных танцев, рисования мандалы. Холотропное дыхание – это такое активное духовное исцеление, которое можно реализовать только в присутствии ситтера. Профессиональный тренер проводит сеансы с одним холонавтом либо с группой пациентов.

Перед началом курса лечения специалист обязан провести инструктаж для людей, которым предстоит пройти курс лечения. Перед проведением сеанса тренер разбивает всех участников на пары и объясняет основные понятия, связанные с использованием техники. В паре взаимодействуют помощник (ситтер) и дышащий (холонавт). По окончании процедуры происходит смена ролей между участниками.

Противопоказания к занятиям

Активный метод холотропного дыхания связан с проявлением движений тела холонтавта.

Исходя из этого условия, противопоказаниями к применению техники могут быть:

  • острая инфекционная болезнь;
  • беременность;
  • вывихи и болезни костей;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • болезни мозга;
  • бронхиальная астма;
  • глаукома и повышенное глазное давление;
  • психические расстройства;
  • врожденная или приобретенная эпилепсия;
  • перенесенные операции.

Беременным женщинам и кормящим матерям строго запрещены занятия холотропным дыханием.

Сессия может помешать нормальному вынашиванию плода, что связано с риском выкидыша. Грудное вскармливание тоже может быть прервано механизмом. Особую опасность сеансы массажа по методу холотропа представляют для женщин с гинекологическими заболеваниями. Приток крови в значительной степени усугубляет протекание болезни.

Холотропное дыхание в психотерапии

По первоначальному мнению психоаналитика Станислава Грофа, применение в процессе лечения пациентов психоделических веществ обеспечивает ускоренное получение эффекта от сеансов холотропного дыхания.

После многочисленных исследований, ученым было установлено, что отдельное применение метода активного дыхания расширяет диапазон эмоциональных ощущений. Модель, разработанная Фрейдом, стала терять актуальность в сравнении с методом холотропа.

Исследования позволили Станиславу Грофу разработать новую картографию психики, включающую следующие основные области бессознательного:

  1. Личное (Фрейдовое) и биографическое.
  2. Трансперсональное — согласно учений Юнга, основанных на коллективных переживаниях.
  3. Перинатальное — переход от личного к трансперсональному на фоне переживаний, связанных со смертельным исходом и возрождением.

Воздействие на бессознательное ведет к трансформации личности пациента, что было доказано практикующим психиатром Станиславом Грофом. Механизм холотропа, оказывающий влияние на перинатальное, способен изменить психодуховные установки пациента. При этом они связаны не только с развитием плода и его рождением, но и поэтапным становлением сознания человека.

Благодаря опыту Грофа и его последователей проводимые по всему миру сеансы позволили психиатру сделать важные выводы. После проведения 4000 сеансов холотропного дыхания Гроф доказал, что психоделическое воздействие на перинатальное бессознательное делает доступным трансперсональный уровень сознания человека.

Метод холотропа позволил поднимать из бессознательного пациентов психологические переживания еще до запрета во всем мире использования психоактивных препаратов. Техника активного дыхания позволяет достигать эмоционального состояния, которое характерно для пациентов, принявших психотропное средство.

Это возможно благодаря музыкальному сопровождению занятий. Смена ролей между холонавтом и ситтером ведет к более интенсивным переживаниям и получению необходимого психотерапевтического эффекта.

Слушание музыки одновременно с быстрым дыханием позволяет заново пережить все эмоциональные потрясения, которые человек испытал в прошлом. Этого состояния можно достичь только при приеме психотропных веществ. После сессии холонавт уже не в состоянии соблюдать темп активного дыхания.

Польза холотропного дыхания для похудения

Техника холотропа не разрабатывалась специально для похудения, поэтому она не предусматривает конкретных приемов или установок для этой цели. Курс лечения может быть связан с похудением, если известны основные причины такого результата.

К преимуществам методики можно отнести:

  • улучшение психологического состояния;
  • нормализация обмена веществ;
  • стимулирование работы внутренних органов на основе расщепления жировых клеток.

В результате такого воздействия на организм происходит снижение веса человека. Любого может постигнуть неудача на работе или в личной жизни, поэтому техника позволяет решать различные психологические проблемы. Приемы, вызывающие похудение, воздействуют на подсознание холонавта.

Состояние пациента в условиях сеанса должно быть нормальным. Это позволяет использовать технику без ограничений во времени.

Холотропное дыхание – это такое глубокое комплексное психотерапевтическое лечение, применяемое на практике в течение долгих лет, требующее объединения холонавтов в группы, что позволяет получить наибольший эффект.

Если пациент не чувствует каких-либо сдвигов после проведенных сеансов, то курс лечения следует прекратить. Результат индивидуален, поэтому практика не всегда приводит к похудению.

Перед лечением методом активного дыхания новичку необходимо изучить правила работы в паре. Место для проведения занятий может представлять собой зал без лишних предметов. Человек в бессознательном состоянии может травмировать себя, если помещение будет заставлено предметами интерьера.

Сеансы холотропного дыхания в домашних условиях следует проводить с ассистентом. Ситтер или помощник должен наблюдать за состоянием холонавта. В процессе активного дыхания ассистент должен оказывать помощь пациенту по его просьбе.

Перед занятием практикующий метод холотропа должен быть сосредоточен и спокоен. Занятия лучше проводить в удобной одежде, сняв все аксессуары. Перед сеансом необходимо снять контактные линзы. Лучше поесть заранее, а не сразу перед процедурой активного дыхания, иначе занятия на полный желудок будут затруднены.

Выбирать ситтера следует с особой внимательностью. Если помощнику нельзя доверять, то лучше найти другого ассистента. Дыхательный процесс важно анализировать, в чем большая роль отведена ситтеру. Если холонавт желает прекратить сеанс, то нужно проговорить слово «Стоп».

Дышащий во время занятий не должен быть сосредоточен на своих мыслях. После их завершения ситтеру необходимо убедиться в том, что с холонавтом все хорошо. Пациент не должен о чем-либо переживать, если он перестал активно дышать после работы над собой под присмотром ситтера.

Техника выполнения холотропного дыхания: комплекс упражнений

Основной особенностью механизма активного дыхания можно считать групповой способ проведения занятий. Это позволяет холонавтам заново пережить воспоминания, связанные с травмированием психики в прошлом. Человек, занимающийся холотропным дыханием, может вспомнить целый ряд схожих ситуаций, вызывавших когда-либо страх.


На фото показано, как проходят групповые сеансы холотропного дыхания.

«Внутренняя мудрость организма» - это другая особенность холотропа, названная так Станиславом Грофом. Практика активного дыхания позволяет выявлять травмы, которые случались с людьми в самом раннем возрасте.

Метод лечения в психотерапии, обеспечивающий интенсивное дыхание под музыку, предполагает выполнение следующего комплекса упражнений, предполагающего дыхание следующих ритмов:

Перед сеансом лучше не принимать пищу или немного перекусить, если чувство голода нельзя побороть.

Как делать холотропное дыхание самостоятельно в домашних условиях?

Для перехода в другое состояние сознания холонавту следует лечь на пол. В первые 20 мин после начала сеанса пациент погружается в транс. Последующие ощущения связаны с напряжением в теле, спазмами или болями. Ритмичное дыхание ртом должно быть частым, глубоким и непрерывным.

В этом процессе должна быть задействована верхняя часть грудной клетки. Интенсивное дыхание, вызывающее гипервентиляцию легких, заставляет человека пережить ситуации негативного характера, случившиеся в прошлом.

Выдыхая воздух, холонавт должен представлять, что одновременно уходят отрицательные эмоции, негативные мысли, разные заболевания и проблемы. Холонавт, пребывающий в состоянии транса, максимально расслабляет мышцы. Одновременно с интенсивным дыханием на фоне музыки холонавт подключает процесс мышления, чтобы сгладить напряжение в различных частях тела усилием мысли.

В ходе сеанса человеку необходимо осознать, что негативные моменты, всплывающие из прошлого, уже не оказывают влияния на настоящее. Переработав собственный опыт переживаний в своем сознании, холонавт вытесняет из него воспоминания о прошлых ошибках. После занятий активным дыханием лучше перейти к творчеству.

Наиболее подходящими для этой цели инструментами можно считать:

  • рисование;
  • танцы;
  • лепку и др.

Духовные состояния, проработанные на сеансе, холонавту необходимо выразить творчески. Подходящие условия на практике помогает создавать музыкальное сопровождение.

Выбор подходящей музыки для занятий

Составлять музыкальную композицию для занятий следует по определенному принципу. Вся сессия должна протекать под звуки мелодий, позволяющих на каждом этапе сеанса плавно переходить к следующему уровню активного дыхания.

Для каждого временного интервала сессии должны быть подобраны следующие специальные мелодии:

  1. Легкая побуждающая музыка (1-8 мин.) — настройка интенсивного дыхания.
  2. Бодрящие звуки мелодии (8-20 мин.) — стимулирование холотропного дыхания.
  3. Этническая музыка под барабанный ритм (20-40 мин.) — активное побуждение к прорыву.
  4. Драматическая музыка прорывного характера (40-80 мин.) — кульминационный этап занятий.
  5. Приятные мелодичные звуки (80-95 мин.) — окончание сессии.

В течение остального времени после полутора часов от начала сеанса должна играть созидательная мелодия, позволяющая выйти из состояния транса. Измененное сознание холонавт должен ощутить под медитативную мелодию спокойного характера, позволяющую холонавту ощутить свой внутренний мир. Все мелодии от начала до заключительного этапа следует запускать поочередно.

Частота и длительность занятий

Холотропное дыхание – это такое исцеление, используемое в психотерапевтической практике. Метод его должен быть реализован в соответствии с особым графиком, позволяющим проводить сеансы нужное время. На процедуру обычно уходит 2-3 часа. В течение этого времени процесс может быть завершен естественным образом, но бывают и затяжные сеансы.

После сессии ведущий предлагает перейти к творческому этапу работы с телом, например, танцам. Это позволяет полностью завершить весь процесс активного дыхания на эмоциональном и физическом уровнях. Сущность работы помощника или ситтера состоит в том, чтобы наблюдать за ситуацией в процессе дыхания холонавта и контролировать процесс его самовыражения в любых проявлениях.

Дыхание в начале сессии в течение 10-15 мин. не сразу станет интенсивным. Процесс перестает быть сложным для холонавта через 20 мин. после начала занятий. Возвращение дыхания в норму происходит через 1-1,5 часа. Если у холонавта диагностирована шизофрения, то длительность сеанса должна составлять 4-5 часов.

Когда наступит эффект от холотропного дыхания?

Исследования результатов активного дыхания позволили психиатрам определить время наступления окончательного эффекта от лечения. Это происходит спустя 2-6 лет. Люди, которые постоянно посещают занятия холотропного дыхания или проводят сессии в домашних условиях, отмечают все больше положительных сдвигов в своем сознании.

Эффект от занятий, связанный с расширением сознания и переходом его на новый уровень, наступает после расслабления мышц на последнем этапе сеанса. После недолгой сессии, напоминающей поверхностный сон, холонавт замечает разряжение проблем, снятие стресса, устранение глупых и злых мыслей.

Самовосстановление в результате правильно проведенного сеанса возможно только при глубокой концентрации холонавта на своих ощущениях.

Эффект от комплекса упражнений предполагает гармонию между телом и сознанием. Такое изменение состояния души человека будет незамедлительным, если практикующий холотропное дыхание станет воспринимать это духовное исцеление правильно, полностью доверяя мудрости своего тела.

Видео о холотропном дыхании, его пользе и правилах выполнения

Что такое холотропное дыхание:

Станислав Гроф о холотропном дыхании:

Экология здоровья: Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет.

На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?

О методе холотропного дыхания

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…

Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».

Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным , в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным .

Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении» . Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности» .

Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).

В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом .

В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно , отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.

Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет . Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.

После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания , в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.

Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал , который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие , что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).

За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни . Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе . Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.

Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции , которая может быть полезна всем и каждому.

С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой .

Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы . Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».

В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства . Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда- поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного.

Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода : ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.

Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке , хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов .

Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания .

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.

Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.

Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.

В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.

Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.

Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…

То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.

Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…

Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем . А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.

Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.

Холотропное дыхание — это особая дыхательная техника, использующаяся в психотерапии для осознания вытесненных в подсознание переживаний. Сама техника холотропного дыхания заключается в интенсивном учащенном дыхании, в результате которого возникает гипервентиляция легких. Гипервентиляция в свою очередь приводит к сужению сосудов головного мозга, отключению коры мозга и включения в активную работу подкорки.

Холотропное дыхание в психотерапии

Холотроп был изобретен психотерапевтами Станиславом и Кристиной Гроф как замена психотропным препаратам, использующимся в психотерапевтических сеансах для освобождения вытесненных из сознания переживаний. Станислав Гроф заметил, что под воздействием психоактивных препаратов, когда на поверхность сознания всплывают тяжелые эмоции не осознаваемые ранее, человек начинает дышать чаще и глубже. Дальнейшие исследования показали, что само по себе такое дыхание приводит к тому же эффекту, что и применение препаратов. Поэтому после запрета психоактивных веществ, Станислав и Кристина Гроф заменили их практикой холотропного дыхания.

Само по себе учащенное дыхание, отключая защитные механизмы психики позволяют увидеть и разрядить тот психологический материал, которые наша психическая защита скрывает от нас в нашем обыденном состоянии.

Техника выполнения холотропного дыхания

Методика холотропного дыхания заключается в более учащенном и глубоком дыхании. Обычная инструкция не включает в себя четких параметров частоты и глубины, а предлагает найти свой индивидуальный подход в процессе практики. В больше мере техника представляет собой погружение в свои переживания и анализ полученного опыта. Также большое значение имеет музыка, которая служит для стимуляции нужного состояния сознания у практикующего.

Всего можно выделить четыре составляющих техники холотропного дыхания.

1) Глубокое учащенное и ритмичное дыхание ртом с отсутствием паузы между вдохом и выдохом

2) Музыкальное сопровождение для стимуляции процесса

3) Погружение в глубокие переживания всплывающие из подсознания

4) Анализ и выражение полученного опыта в виде рисунков или другого творческого процесса

Холотропное дыхание выполняется в паре: практикующий (холонавт) и ситтер. Ситтер нужен для того, чтобы следить за ситуацией, направлять практикующего, помочь избавиться от мышечных зажимов и для безопасности. Обычно в один день проводится два сеанса, сначала один дышит, второй страхует, а потом они меняются.

Холонавт — это человек, практикующий холотропное дыхание.

Рассмотрим подробнее технику выполнения:

Итак, запомните три главные характеристики дыхания:

  • дыхание только ртом
  • ритмичное
  • глубокое
  • частое
  • дыхание только грудной клеткой
  • быстрый резкий вдох и расслабленный выдох

Сам сеанс выглядит так:

  • Ложитесь на спину, руки и ноги свободно раскиньте как вам удобно
  • Включите музыку, специально подобранную для сеанса (в интернете есть готовые сборники)
  • Глаза закройте и не открывайте в течение сеанса
  • Дышите как описано выше несколько минут
  • Сосредоточьте внимание на технике дыхания и ощущениях в теле
  • На мысли и образы не отвлекайтесь, держите внимание на дыхании и теле
  • Если возникли судороги или сильное напряжение, старайтесь сбросить напряжение и расслабиться при помощи образов
  • Результативность сеанса зависит от того насколько хорошо вы сможете расслабиться
  • После завершения дыхательной практики нужно полежать расслабившись не менее 30 минут

Как делать холотропное дыхание самостоятельно в домашних условиях

  • Выделите время около 1,5 — 2 часов, позаботьтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время сеанса
  • Проветрите помещение для сеанса, найдите пространство, чтобы можно было свободно лежать на спине раскинув руки иноги
  • Включите заранее подобранную музыку для сеанса
  • Используйте сеанс холотропа для разрешения определенной психологической проблемы, определитесь, какую проблему вы хотите решить
  • Используйте описанную выше технику дыхания для входа в измененное состояние сознания

Через сколько начинает действовать холотропное дыхание

Обычно дышать нужно около 20 минут для того, чтобы войти в нужное состояние. Следующие 20 минут мы продолжаем дышать переживая все, что всплывает в сознании, затем 20 минут идет пик сеанса и разрядка психических проблем, затем мы отдыхаем и стараемся осознать опыт.

Практика холотропного дыхания

Для чего нужно холотропное дыхание? Результатом практики должно быть проявление блоков. Они могут проявляться в виде телесных зажимов, которые нужно расслабить. Здесь вам может помочь ситтер слегка надавливая и массируя место телесного блока. Также блоки могут выходить в виде картинок в сознании, мыслей и эмоций. В памяти могут всплывать забытые события из жизни, страхи или другие ощущения. Ваша задача просто переживать весь поток сознания, а после сеанса выразить в свободной форме при помощи рисования, лепки из пластилина или любого другого творчества.

Как часто нужно практиковать холотропное дыхание? Рекомендуется практиковать холотропное дыхания следуя своим собственным ощущениям в потребности. Ответ на этот вопрос будет очень индивидуальным для каждого человека.

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”

Зачастую психотерапевтические методы исцеления души человека находятся на грани между земными и вселенскими реалиями. Сам процесс дыхания имеет почти магическую силу: без обогащения организма кислородом жизнь невозможна. В момент насыщения легких воздухом происходит невидимое сообщение с внешним миром. Еще издавна шаманы и самобытные этнические группы с целью избавления от всех болезней использовали технику глубокого дыхания. Она составляла основу религиозных и мистических обрядов. Индийские йоги и шаолиньские монахи до сих пор остаются приверженцами данной техники. Современная психотерапия также использует метод в процессе многовековой практики изучения человеческой души.

    Показать всё

    Описание

    Холотропное дыхание представляет собой прием психотерапевтического воздействия на человека, который основывается на интенсивном дыхании. История его возникновения уходит корнями в 50-е гг. предыдущего столетия. Разработкой техники занимались Кристина и Станислав Гроф. Она создавалась в качестве законной альтернативы ЛСД и другим психоделическим методикам. После того как запретили использование психоактивных препаратов, метод получил особое распространение.

    В момент проведения сессии холотропного дыхания используются следующие манипуляции:

    • учащенное и интенсивное дыхание;
    • звучание ритмичной музыки или аналогичных звуков;
    • телесная работа.

    В результате удается достичь переживаний всех спектров эмоций. В отличие от психоделического воздействия на психику, активное дыхание вызывает более мягкие внутренние ощущения. Отчасти холотроп способен управлять чувствами даже в бессознательном состоянии. Принципиальное отличие холотропного метода от воздействия психоактивными препаратами заключается в использовании биологического, естественного процесса - дыхания.

    В чем суть методики?

    В процессе выполнения холотропного дыхания человек подвергается глубокому, интенсивному и связному дыханию. Между вдохом и выдохом не соблюдаются паузы. К данным действиям побуждает сопровождающая ритмичная музыка. Пациент постепенно погружается в бессознательное состояние. Его восприятие реальности переходит в собственные фантазии. В процессе сеанса и сразу после него можно рисовать мандалы, выполнять техники телесно-ориентированной терапии, размышлять над актуальными жизненными проблемами.

    Человек, который выполняет данную методику, называется холотроп. В переводе с греческого данный термин означает "путь к исцелению". Цель метода заключается в самопознании, самоисцелении, объединении сознания и восприятия реального мира, стремлении к пониманию собственных желаний, изучению своих эмоций. Уже после первого сеанса человек ощущает незримое взросление и личностный рост.

    Опытный психоаналитик, который практикует холотропное дыхание, уже в процессе 1-го сеанса способен вскрыть все внутренние переживания, психологические травмы и конфликты. Не имеет значения, когда именно все это произошло, работа идет над исцелением сознания. Большинство ситуаций холотроп может и не помнить, но неприятный осадок и ассоциации с некоторыми действиями могут остаться. Техника нацелена на их устранение.

    Польза и вред

    Среди врачей есть много сторонников и ненавистников данного метода лечения. Холотропное дыхание было разработано с целью замены применения ЛСД, поэтому имеет плюсы и минусы. При выполнении техники человек интенсивно и глубоко дышит через рот. Данное состояние сравнимо с интенсивным бегом на длинные дистанции, подъемом в горы или состоянием роженицы. Оно вызывает чрезмерное насыщение тканей организма кислородом, что происходит в результате гипервентиляции легких.

    В процессе такого дыхания возможно появление опасных состояний, которые имеют физиологическое значение. Среди них выделяют:

    • рефлекторное сужение просвета сосудов;
    • резкое повышение артериального давления;
    • угнетение функций гемоглобина;
    • нарушение кислотно-щелочного баланса и обмена веществ.

    У человека может появиться временное удушье, гипоксия мозга и негативное воздействие на клетки центральной нервной системы с частичной их гибелью.

    В процессе одной сессии происходит утрата нескольких литров углекислого газа, что в медицине характеризуется как гипокапния. Проведение метода в домашних условиях, без присмотра ассистента, является крайне опасным, так как могут развиться необратимые изменения, вплоть до летального исхода. Возможно нанесение стойкого вреда центральной нервной системе, сердцу, печени, почкам и другим жизненно важным органам.

    Сторонники холотропного дыхания уверены, что здоровому человеку, без наличия тяжелых патологических изменений в состоянии физиологического здоровья, ничего не угрожает. Сами по себе акты глубокого интенсивного дыхания не представляют никакого вреда, так как контролируются со стороны ситтера (ассистента).

    Данный метод психотерапии за десятки лет существования доказал, что с его помощью можно выявить глубинные нарушения психосоматического здоровья и создать эффективные способы решения имеющихся психогенных проблем, тем более что в основе воздействия лежит физиологическая функция организма.

    Холотропное дыхание позволяет достичь основной цели в психотерапии, которая заключается в высвобождении внутреннего сознания пациента. Он способен без каких-либо барьеров, неосознанного торможения, выстроенных блоков и прочих психических напряжений открыться и поведать о своих проблемах. Данная методика побуждает человека к решительности и неминуемому желанию скорейшей самореализации.

    Показания и противопоказания

    В силу того что холотропное дыхание предполагает определенный ритм, оно имеет ряд ограничений. В первую очередь это люди с хроническими и острыми патологическими процессами внутренних органов. Метод воздействия через дыхание способен усугубить эти состояния.

    Противопоказания к проведению техники:

    • наличие сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе артериальная гипертония, острые неотложные состояния, сердечная недостаточность, нарушение проходимости сосудов;
    • бронхиальная астма средней и тяжелой степени;
    • патологические изменения головного и спинного мозга;
    • беременность и грудное вскармливание;
    • наличие инфекционных болезней;
    • глаукома;
    • травматические повреждения опорно-двигательного аппарата;
    • наличие в анамнезе оперативных вмешательств на брюшную полость за последний год;
    • возраст до 14 лет;
    • психоэмоциональные расстройства неясной этиологии.

    При наличии у пациента эпилепсии или психологических расстройств решение о возможности проведения методики принимает лечащий психотерапевт. При условии положительного ответа человек посещает индивидуальные занятия, в ходе них наставник помогает правильно дышать и контролирует любое изменение в состоянии.

    Показаниями для проведения психотерапии с использованием холотропного дыхания являются многие психогенные состояния человека. Наиболее часто она применяется при:

    • пищевых, игровых, наркотических, алкогольных зависимостях;
    • депрессии;
    • хроническом стрессе;
    • неврозах;
    • бессоннице.

    Наряду с психологическими проблемами выступают физиологические нарушения организма, такие как псориаз, ВСД, сексуальные расстройства, начальные проявления бронхиальной астмы.

    Людям в сложных жизненных ситуациях, когда они испытывают личный кризис, переживания в связи с несчастной любовью, утратой близкого человека, проблемы с взаимопониманием в обществе, холотропное дыхание помогает разобраться в собственном эмоционально-духовном спектре. Среди холонавтов нередко можно встретить людей, которые не имеют четкой жизненной позиции, которым чего-то не хватает для естественного личностного роста. После проведения сессии у них наблюдается выраженное желание развиваться творчески, появляются определенные способности и лидерские наклонности, происходит развитие интуиции.

    Периодическое использование техники холотропного дыхания помогает насытиться энергией, повысить работоспособность и улучшить общее настроение.

    Инструкция

    Готовиться к сеансу необходимо заблаговременно, постепенно настраиваясь и подготавливая рабочее место. Человеку важно сконцентрироваться на предстоящей сессии. Инструкция предполагает наличие правильной одежды, допускается только удобная, которая не будет сковывать необходимый объем движений. Стоит отказаться от аксессуаров, заколок, брошей, колец, браслетов и прочих предметов. Людям с плохим зрением нужно перед началом занятия снять очки и линзы.

    Последний прием пищи должен быть за несколько часов до сессии, при этом допускаются только легкие продукты, способствующие быстрому перевариванию. Это поможет легкому, быстрому и чистому дыханию. Холонавту необходимо удовлетворить все свои физиологические потребности до начала сессии, так как наполненный мочевой пузырь или жажда могут отвлечь от процесса.

    Методика холотропного дыхания предполагает обязательное наличие ситтера, он контролирует состояние сознания. К его выбору стоит отнестись с особым вниманием. Это должен быть посторонний человек или знакомый, не вызывающий никаких эмоций. До момента начала самого дыхания требуется расслабиться и снять мышечное напряжение. Этому способствуют:

    • звуки природы;
    • мелодичная музыка;
    • релаксирующие техники воздействия.

    Музыка, звучащая в процессе холотропного дыхания, может быть любой, главное - чтобы она была без слов, так как они способны отвлечь от концентрации внимания.

    Групповая сессия холотропного дыхания

    Максимальная ответственность требуется как от холотропа, так и от его ситтера, перед сессией они должны договориться о несловесных сигналах, которые будут подавать друг другу. Каждый должен четко осознавать свои действия и собственную значимость в данном процессе. Ситтер выполняет функцию хранителя, который не только наблюдает за холонавтом, но и при необходимости способен оказать ему поддержку.

    Дыхание должно быть максимально глубоким, интенсивным и частым. После того как произойдет погружение в собственное сознание, человек сам регулирует его глубину и интенсивность. В момент выполнения техники ситтер является основным и единственным лицом, существующим на планете. Кроме него для холотропа никого не существует.

    В моменты выраженной физической активности, когда человек испытывает максимальное возбуждение, вызванное внутренними переживаниями, ситтер обязан сдерживать его. В противном случае возможно получение физических травм. Осуществлять ограничение объема движений допустимо при помощи подушек или собственного тела. Нельзя вмешиваться в процесс, только если холотроп сам об этом попросит.

    После завершения сессии человеку нельзя совершать резких движений, он должен постепенно восстанавливать естественное дыхание и некоторое время находиться в расслабленном состоянии. Необходимо "переварить" и осмыслить пережитые эмоции. Некоторое время рекомендуется полежать спокойно, подумать и нарисовать мандалу. В рамках групповой терапии все пациенты садятся в круг, проговаривая вслух свои переживания.

    Пример мандалы, созданной холотропом после сессии

    Как выполнять технику самостоятельно?

    Компетентный холонавт и специалист своего дела категорически запретит проводить методику в домашних условиях, так как возможно наличие нежелательных последствий. Учитывая желание многих людей снять нарастающее напряжение и избавиться от проблем, выполнять метод дома можно, но с предельной осторожностью.

    Основное значение стоит уделить безопасности. Для этого необходимо выбрать комнату, в которой минимален риск травматических повреждений. Место проведения сеанса требуется тщательно подготовить - для этого накрываются все острые углы, убираются зеркала и прочие предметы, способные причинить вред. Выполнение методики холотропного дыхания без наличия ассистента категорически противопоказано. Только наличие ситтера допускает психотерапевтическое воздействие в домашних условиях. В противном случае нельзя гарантировать избежание травм и осложнений со стороны организма.

    В качестве ситтера необходимо выбирать опытного человека, который понимает суть процесса. Помимо обеспечения безопасности и помощи на всех этапах прохождения сессии по окончании сеанса он должен выслушать холотропа и оказать ему возможное содействие.

    Ключевое значение отводится процессу дыхания, которая отчасти напоминает одышку. Необходимо контролировать глубину и частоту вдохов, особенно в первые 20 минут сессии. Именно в этот период человек погружается в транс, уходя в глубину собственного сознания. По окончании этого времени он должен прислушиваться к собственным ощущениям и контролировать самостоятельно частоту и интенсивность дыхания. Нередко в середине сеанса человек перестает дышать, потому что ему не хочется этого делать. Непродолжительные паузы свидетельствуют о нормальном течении терапевтического процесса. Длительное отсутствие вдоха сигнализирует ассистенту о необходимости напомнить о начале дыхательной активности, в противном случае у холотропа разовьется кислородное голодание, гипоксия и прочие негативные последствия.

    Для проведения сеанса нужно правильно подобрать музыкальное сопровождение:

    • На протяжении первых 8 минут сессии музыка должна быть мотивирующей, стимулирующей, облегчающей акт дыхания, но достаточно легкой.
    • Следующие 12 минут - способствовать стимуляции процесса погружения в собственное сознание.
    • Дальше в течение 20 минут сеанса необходима ритмичная мелодия, похожая на барабанную дробь.
    • Далее следует 20 минут квинтэссенции, характеризующейся прорывом.
    • Только после этого наступает 15 минут теплой музыки, которая активизирует чувство полета, откровенность, способствует выведению из состояния, подталкивая к совершению решительных действий.

    В процессе выполнения холотропного дыхания без предварительной подготовки или его первичного использования в рамках профессионального лечения человек способен столкнуться с рядом трудностей. Ключевая проблема заключается в неготовности справиться с определенными блоками и зажимами. В бессознательном процессе, когда идут второй и третий этапы (воспроизведение личностных переживаний), могут наблюдаться телесные зажимы, которые будут нарушать движение эмоций. Данное состояние можно приурочить к обездвиженности рук и ног.

    Неопытному холотропу тяжело окунуться в собственные ощущения и начать переживать неприятные воспоминания всем телом. В данном случае многое зависит от ситтера, который способен снять блоки. Чтобы не отвлекаться от процесса воспроизведения неприятных ощущений, партнеры должны заранее договориться о бессловесных контактах, в процессе которых будет осуществляться их взаимодействие. Ни при каких условиях ситтеру нельзя прикасаться к горлу, лицу, гениталиям и груди холотропа. С этими зонами работать категорически запрещено.

    После окончания лечебной сессии человек должен некоторое время полежать, обдумать пережитое, нарисовать мандалу, которая представляет собой круг. В него вписываются все пережитые чувства, которые могут прийти на ум холотропа, они передаются красками в хаотичном или закономерном порядке нанесения. После этого требуется высказать все свои мысли по итогам сеанса оппоненту. Далее начинается заключительный этап, характеризующийся психоанализом, в ходе которого ассистент помогает перейти к решительным действиям в достижении желаемых результатов - в том числе в процессе борьбы с актуальными проблемами.

Похожие статьи