Антикоррупционное просвещение граждан. Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации Профилактика коррупции и антикоррупционное просвещение

Исследование в области антикоррупционного просвещения субъектов правоотношения содержит теоретическое обоснование, которое позволит сформулировать стратегию, и оценить влияние усилий органов государственной и муниципальной власти в области развития гражданской активности в противодействии коррупции.

Создание системы антикоррупционного просвещения является вкладом в построение демократического государства, способность стимулировать участие субъектов правоотношения в жизни общества и государства в целом, способствование построения лидерского потенциала и развитие ценности терпимости, что является функцией внутренних демократических методов.

Требуется изучение причин, при которых социальное доверие процветает и уменьшается в определенных условиях политики и экономики государства.

В случае пассивного гражданского общества, некомпетентная государственная власть будет способствовать эрозии социального порядка. Этот процесс может иметь крайне неблагоприятные последствия, не только для демократии, но и для самого государства.

Борьба с коррупцией на национальном и местном уровне представляет собой одну из самых больших проблем . От государственного управления, бизнеса, права и экономики, организации технических и инженерных профессий, борьба с коррупцией является частью образовательной и воспитательной программы. Большинство программ не могут явно относится противодействию коррупции, все они неявным образом связаны с ней в том, что они затрагивают нравственные вопросы и предоставляют такие понятия, как общественные блага и социальную справедливость, которые являются ключевыми для понимания необходимости борьбы с коррупцией. Основная цель кампании по антикоррупционному просвещению это – повышение знания и понимания общественности с коррупцией и реализация механизмов по предупреждению коррупции. Кампания по антикоррупционному просвещению будет реализована в интегрированной манере общения через различные коммуникационные каналы: телевидение, радио, интернет, листовки, плакаты, брошюры, и по конкретным видам деятельности.

Повышение осведомленности общественности о коррупции, ее негативных последствий на общество, экономику и соответствующие законы, возможно путем улучшения и повышения общественного контроля и бдительности должностных лиц пользующихся доверием населения. Для этого необходимо:

Обеспечить финансирование усилий по продвижению сотрудничества между государственными органами и гражданским обществом, т.е. посредством партнерства в формировании и реализации антикоррупционного просвещения общественности и повышения их осведомленности;

Обеспечить подготовку и организовать семинар для общественных информационно-пропагандистских групп с целью построения
осведомленности по вопросам законодательной инициативы в борьбе с коррупцией.

Цель заключается в информировании общественности о том, какие последствия несет за собой коррупция и как она может повлиять на них и что они должны для этого делать. Гражданская активность означает, что каждый член гражданского общества – прямо или косвенно – должен внести свой вклад в развитие правового государства.

Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 – 2016 годы» , включает в себя как раз таки мероприятия элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, направленного на формирование антикоррупционного поведения гражданина, а также организация взаимодействия с международными организациями, иностранными ведомствами, научными и образовательными структурами по распространению соответствующих передовых практик, информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечение в рамках деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рассмотрения вопросов внедрения в практику предпринимательского сообщества антикоррупционной модели поведения посредством реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса и т.д. Таким образом, приоритетная роль в антикорупционном просвещении принадлежит органам власти в распределении обязанностей по структурным подразделениям.

Например, программа по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы предполагает следующие мероприятия: проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Российской Федерации, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан; проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан; информирование граждан об основных зарубежных правовых системах, предусмотренных в них правовых механизмах антикоррупционного воспитания граждан посредством размещения информации на сайте Минюста РД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; издание методических пособий и печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также обеспечение образовательных организаций методическими пособиями и печатной продукцией по указанным вопросам и др.

Указом от 28.08.2014 г. №53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 – 2014 годы» , антикоррупционное просвещение включает в себя мероприятия и компетентные органы: Проведение мониторинга правоприменения положений законодательства Владимирской области, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан (Государственно-правовой комитет); Проведение мониторинга результатов внедрения в процесс обучения элементов, дополняющих примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования положениями, связанными с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения и повышением общего уровня правосознания и правовой культуры граждан (Департамент образования); Организация «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности государственных органов области (Управление по вопросам противодействия коррупции); Обобщение опыта и распространение лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности государственных органов области (Комитет общественных связей и средств массовой информации).

В остальных действующих и типовых программах такой категории как антикоррупционное просвещение нет, однако некоторые мероприятия, такие как правовое просвещение, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное образование затрагивает некоторую часть антикоррупционного просвещения.

Отмечается, что в законодательстве не раскрывается правовая категория «антикоррупционное просвещение», но перечисляются наименования мероприятий и их исполнители, а также способы такого просвещения.

На наш взгляд, антикоррупционное просвещение – это деятельность компетентных субъектов правоотношения (представителей органов государственной и муниципальной власти), направленная на правовую подготовку и систему убеждений по реализации антикоррупционного воспитания и образования граждан, путем соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, формирования антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Субъектами проведения антикоррупционного просвещения являются: Минюст России, федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности совместно с образовательными и научными организациями и профессиональными юридическими сообществами, Минтруд России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ Российской Федерации, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Минкомсвязь России, Роспечать, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важной задачей является разработка теоретического понимания взаимосвязанных сфер общественного предпринимательства и гражданского общества, охватывая перспективы социального капитала и гражданской активности.

Гражданское общество вносит непосредственный вклад в стабильность государства, поощряя граждан для решения своих проблем в рамках демократических политических процессов, в том числе выборов. Например, гражданское общество стремится привлечь к ответственности силовиков, которые используют произвольную или чрезмерную силу против гражданских лиц, которая имеет тенденцию вызывать большую политическую поляризацию. Гражданское общество также должно противодействовать коррупции, которая провоцирует недовольство в обществе, и часто отвлекает значительную часть иностранной помощи от общественных благ и личной выгоды.

За последние десятилетия, гражданское общество становится все более важным для социально-экономического развития и политической мобилизации в развивающихся странах. Гражданское общество состоит из множества активных групп и отдельных лиц. Конфликты между различными группами могут быть столь интенсивными как и между гражданским обществом и государством.

Неизбежно оспаривается многими теоретиками и само понятие «гражданское общество». Гражданское общество определяется как пространство: публичная сфера, где дебаты и обсуждения позволяют с помощью переговоров придти к взаимному согласию и интересу.

Характер, уровень, причины и последствия правового конфликта является главным процессом изучения конструктивных способов, посредством которых общество может предотвратить проявление коррупции.

Организации гражданского общества, создаются по инициативе представителей самих институтов гражданского общества и стремятся к достижению целей на благо общества. Главными задачами которых являются социальная работа, образование, противодействие коррупции, информирование о правах человека и т.д. Организационно-правовая форма включает в себя различные формы организации, такие как фонды, ассоциации или союзы. Антикоррупционное просвещение должно быть направлено на позитивный вклад в гражданское общество для реализации и стабилизации демократии.http://politika.snauka.ru/2014/05/1678 (дата обращения: 01.11.2014)

  • Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 21.08.2014 г. № 263-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению в Республике Дагестан на 2014-2016 годы» // http://base.consultant.ru
  • Хайрутдинова Л. Р. Роль информационного гражданского общества в борьбе с коррупцией // Политика, государство и право. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/05/1677 (дата обращения: 01.11.2014).
  • Указ Губернатора Владимирской области от 28.08.2014 г. № 53 «О внесении изменений в Указ Губернатора Владимирской области от 23.12.2011 № 43 «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012 – 2014 годы» // Владимирские ведомости. 2014. № 174.
  • Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    «Старые сказки на новый лад»

    Цель:

    Задачи:

    Форма: театральная постановка.

    Участники

    Место проведения : актовый зал.

    Просмотр содержимого документа
    «Театральная постановка на антикоррупционную тематику: «Старые сказки на новый лад»»

    Театральная постановкана на антикоррупционную тематику:

    «Старые сказки на новый лад»

    Цель:

    пропаганда среди учащихся антикоррупционного мировоззрения;

    формирование антикоррупционной устойчивости личности; воспитание честности, порядочности.

    Задачи:

    показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция;

    раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества;

    выявить у учащихся наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

    Форма: театральная постановка.

    Участники : педагоги; учащиеся 7 класса.

    Место проведения : актовый зал.

    Ход мероприятия

    «Не всё в мире ценится деньгами»

    Ведущий: Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и почему все взрослые говорят: «Коррупция – это плохо».

    Скажите, слышали ли вы это слово? Оно вам знакомо? Почему это карается законом, то есть противозаконно? Чтобы ответить на эти вопросы мы прибегнем к помощи известных литературных героев из сказок, но НАОБОРОТ.

    Главные действующие лица: Доктор Айболит и Мартышка.

    Доктор Айболит в своём просторном кабинете. Вбегает Мартышка. Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Спасите!

    Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

    Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

    Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

    Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!

    Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

    Мартышка :Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать, Доктор?

    Айболит: Можно ! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

    Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

    Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

    Доктор Айболит уходит, за ним, плача, бежит Мартышка.

    Ведущий: Ребята, вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» - поднимите правую руку, если «нет» - левую.

    Почему вы многие подняли левую?

    Ответы детей : Потому что Айболит не помог мартышкам.

    Ведущий: Ребята, Айболит не хочет лечить мартышек, пока ему не соберут бананы. Он пользуется своим положением. Вот это и называется коррупция – взятка.

    Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.

    Айболит поступает противозаконно.

    По мотивам русской народной сказки «Терем-теремок» Главные действующие лица: Лягушка-квакушка Мышка-норушка Медведь .

    Около теремка Мышка-норушка. Бежит Лягушка- квакушка.

    Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?

    Мышка : Я, Мышка – норушка, а ты кто?

    Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.

    Мышка: А у тебя есть деньги, чтобы заплатить за жилье? 30 долларов будет?

    Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!

    Мышка: Раньше так жили, а теперь по другому живем! Или плати, или уходи!

    Лягушка-квакушка плача уходит.

    Входит Медведь.

    Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что на моей земле стоит твой Теремок?

    Мышка: Мишенька, я ведь заплатила государству налоги!

    Медведь: Ну и что. Ты и мне заплати! Плати или я сломаю Теремок!

    Мышка: (плачет) Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)

    Медведь, считая деньги, уходит. За ним, показывая ему кулак, уходит Мышка.

    Ведущий: Понравиласьвамсказка? Назовитеглавныхгероев.

    Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Поднимите руки. Понравилась вам Мышка?

    Ведущий : Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз. Мы поможем сказочным героям: Мышке, Лягушке, Медведю. Каждой команда на листе ватмана нарисует свой теремок. Вы построите домики для всех героев. Учащиеся рисуют изображения сказочных домиков. Побеждает команда, завершившая рисунок первой.

    По мотивам стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» и русской народной сказке «По щучьему веленью».

    Главные действующие лица: Емеля, Дядя Стёпа.

    Едет Емеля на печи. Входит Дядя Степа – милиционер.

    Дядя Степа: (останавливает печку).

    Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?

    Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!

    Дядя Степа: Есть аптечка?

    Емеля: Есть, вот, посмотрите.

    Дядя Степа: Почему не пристегнут?

    Емеля : (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, на печке-то ремня нет!

    Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?

    Емеля : Может не надо?

    Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. (Кашлянув в сторону ) Ну есть, конечно, один выход…

    Емеля : Какой такой выход? Дядя Степа: (отводит в сторону и шепотом говорит ) 5000 тенге заплати…

    Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. Емеля быстро уезжает на печке , а за ним бежит Дядя Стёпа и свистит.

    Ведущий: Ребята, поднимите руки, правильно поступил Емеля? А Дядя Стёпа вам понравился?

    Ведущий: Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!

    Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно! Человек должен быть всегда честным. Брать взятки, вымогать деньги – это против закона! За это наказывают. Может быть большой штраф или даже посадят в тюрьму.

    Правильная ссылка на статью:

    Дамм И.А. — Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации // Административное и муниципальное право. - 2018. - № 6. - С. 36 - 48. DOI: 10.7256/2454-0595.2018.6.26763 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26763

    Антикоррупционное просвещение в образовательной организации высшего образования: основные направления и проблемы реализации

    Другие публикации этого автора

    Аннотация.

    Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты, а также локальные нормативные акты, предусматривающие содержание, а также порядок реализации мер по антикоррупционному просвещению. В статье подробно рассматриваются правовые и организационные возможности образовательной организации высшего образования в реализации мер по антикоррупционному просвещению. Особое внимание уделяется освещению наиболее успешных практик проведения антикоррупционных просветительских мероприятий, ориентированных как на работников образовательной организации, так и обучающихся. Автор использовал диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания. Проведенное исследование позволило установить, что у образовательных организаций возникают сложности методического, правового и организационного характера при реализации мероприятий по антикоррупционному просвещению. В статье представлены основные направления работы Сибирского федерального университета по осуществлению антикоррупционного просвещения работников и обучающихся, выявлены ключевые проблемы и предложены пути их решения.


    Ключевые слова: коррупция, предупреждение, просвещение, образовательные организации, работники, обучающиеся, обязанности, запреты, ограничения, антикоррупционные стандарты поведения

    10.7256/2454-0595.2018.6.26763


    Дата направления в редакцию:

    04-07-2018

    Дата рецензирования:

    04-07-2018

    Дата публикации:

    25-07-2018

    Abstract.

    The subject of the research is the statutory provisions of the Russian Federation legislation on corruption prevention, regulatory and departmental normative legal acts as well as local normative acts that focus on the contents and anti-corruption education procedure. In his research Damm focuses on legal and organising capacities of a higher educational organisation to implement anti-corruption education. The researcher pays special attention at describing successful practices of anti-corruption educational activities oriented at both educational organisation employees and students. In his research the author has used the dialectical research method as well as structured system analysis, formal logic method, and others. The research carried out has demonstrated that educational organisations face difficultis of methodological, legal and organisational nature when they implement anti-corruption education. In his research Damm describes the basic trends of the Siberian Federal University in anti-corruption education of employees and students, defines the key problems and offers his solutions thereto.

    Keywords:

    Prohibitions, duties, students, workers, educational organizations, enlightenment, prevention, corruption, restrictions, anti-corruption standards of conduct

    Введение

    Эффективное формирование и реализация антикоррупционной политики достигаются не просто путем законодательного оформления (нормирования), а в результате практического подхода, выверяемого в криминологических оценках использования тех или иных принимаемых мер противодействия коррупции .

    Антикоррупционная безопасность образовательных отношений может обеспечиваться через научную обоснованность применяемого комплекса мер по предупреждению коррупции в образовательных организациях, а также эффективное использование организационных и кадровых ресурсов для его реализации.

    Как следует из ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению отнесено к одной из первоочередных мер по профилактике коррупции. Одним из способов формирования нетерпимости к коррупционному поведению выступает антикоррупционное просвещение.

    Изучению актуальных вопросов организации просветительской и образовательной деятельности антикоррупционного содержания посвящены труды многих специалистов: Р. А. Абрамова, Е. А. Акунченко, И. И. Бикеева , М. А. Волковой , С. А. Воронцова , И. М. Гарипова , Ю. П. Гармаева , А. А. Евлахова , З. З. Зинатуллина , П. А. Кабанова , Е. Б. Козловой , В. А. Костромина , Т. Г. Слюсаревой , Н. В. Сюзевой , Ю. В. Трунцевского , В. А. Фалилеева , Е. С. Фортыгиной , Л. Р. Хайрутдиновой , М. В. Шедий , Е. С. Шугриной , М. Р. Юсупова и других. Вместе с тем формы и методы реализации антикоррупционных просветительских мероприятий в целом и в образовательной организации в частности - вопрос, вызывающий на практике значительные затруднения.

    Образовательные организации, профильным направлением деятельности которых не является предупреждение коррупции, испытывают методические, правовые и организационные сложности при обеспечении антикоррупционных просветительских мероприятий.

    Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Сибирский федеральный университет» (далее - Сибирский федеральный университет) в соответствии с положениями пункта 8 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147, Программой по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. № 816-p, реализован комплекс антикоррупционных мероприятий.

    Анализ положений программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. (далее - Программа по антикоррупционному просвещению), проведенный специалистами Сибирского федерального университета по противодействию коррупции в 2014 г., позволил определить структуру и содержание антикоррупционной политики учреждения. Деятельность по формированию у работников и обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и снижению рисков возникновения коррупционных отношений в процессе образовательной деятельности в Сибирском федеральном университете построена по системному принципу и предполагает междисциплинарный подход, а также многоуровневое взаимодействие с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций.

    Основная часть

    Руководствуясь организационным планом, предусмотренным в Программе по антикоррупционному просвещению, Сибирский федеральный университет проводит антикоррупционную предупредительную работу по следующим направлениям:

    1. Исследование проблем нравственной ориентации и правосознания граждан (п. 2 Программы по антикоррупционному просвещению).

    Сибирский федеральный университет регулярно осуществляет мониторинг коррупционных проявлений и уровня восприятия коррупции обучающих. Первые мероприятия, посвященные указанному вопросу, проведены задолго до утверждения Программы по антикоррупционному просвещению и датированы 2009/10 учебным годом.

    В рамках очередного исследования в ноябре - декабре 2016 года, работники Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз провели анонимный анкетный опрос 2 525 студентов (уровень бакалавриата, специалитета и магистратуры) очной формы обучения Сибирского федерального университета в целях выявления уровня и определения динамики восприятия коррупции и коррупционных проявлений в учреждении. Результаты демонстрируют следующее:

    1. Более половины (53,13 %) опрошенных студентов считают коррупцию негативным явлением, 5,98 % студентов - позитивным явлением, а 40,89 % назвали ее нейтральным явлением. В сравнении с результатами опроса, проведенного в 2010 г., доля студентов, относящихся к коррупции негативно, выросла на 8,2 %, а доля студентов, относящихся к данному явлению позитивно, сократилась на 7,22 %. Количество нейтрально относящихся осталось практически на прежнем уровне (см. рисунок 1).

    Рисунок 1 - «Коррупция в вузе для Вас это?»

    2. В качестве коррупции студенты чаще всего воспринимают «оплату студентами получения оценок (зачета)» - 89,2 %; «получение оценок (экзаменов), поступление в вуз по блату, знакомству» - 56,3 %; «вынуждение студентов преподавателями приобретать написанные ими учебные пособия» - 45,4 %. «Подарки (конфеты, шампанское и т.п. перед сессией)» отнесли к коррупции 24,8 % студентов. Меньшее количество считают коррупцией «оказание преподавателями, принимающими экзамен (зачет) студентам репетиторских услуг», такой вариант ответа выбрали лишь 13,6 % опрошенных. При этом все названные варианты - формы коррупционных отношений в сфере образования (см. рисунок 2).

    Рисунок 2 - «Какие из нижеперечисленных отношений, по Вашему мнению, относятся к коррупционным? (набор множественных ответов)»

    3. Повышение заработной платы преподавателей в качестве основной меры предупреждения коррупции выбрали 47,1 % респондентов. Кроме того, студенты считают важным введение антикоррупционных запретов и ограничений в отношении студентов и преподавателей (34,9 %); создание «телефона доверия» (33,8 %), а также проведение письменных экзаменов с кодированием фамилии сдающего, результаты которых проверяются независимыми преподавателями (комиссиями) (28,2 %) (см. рисунок 3).

    Рисунок 3 - «Какие меры предупреждения коррупции в системе образования, по Вашему мнению, наиболее эффективны (набор множественных ответов)»

    Сопоставление данных опроса 2016 года с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2010 году, свидетельствует о положительной динамике в формировании антикоррупционного сознания у обучающихся. Вместе с тем представленные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения работы в данном направлении.

    2. Введение в процесс обучения элементов, связанных с соблюдением гражданами антикоррупционных стандартов поведения, формированием антикоррупционного мировоззрения (пп. 4, 7 Программы по антикоррупционному просвещению).

    В просветительские и образовательные программы включены различные методы формирования нетерпимости к коррупционному поведению. Опыт показывает, что наиболее эффективными из них являются «Деловая игра» и «Case-study».

    Деловые игры позволяют в доступной форме не только распространить среди обучающихся информацию антикоррупционного содержания, но и обеспечить формирование у них навыков идентификации и предупреждения коррупционных ситуаций в различных сферах общественной жизни. В Сибирском федеральном университете разработаны и успешно реализуются следующие деловые игры:

    - «Время выбирать!» Игра основана на имитации электоральных процедур, наиболее подверженных коррупционному воздействию. Вариативность поведения игроков, обусловленная игровыми ролями, позволяет продемонстрировать негативные правовые и социальные последствия вступления в коррупционные отношения, а также сформировать базовые знания у молодых и будущих избирателей об основах российского избирательного процесса ;

    - «Суд над коррупцией». Игра представляет собой модельное судебное заседание, в ходе которого стороны процесса рассматривают тяжелую жизненную ситуацию и пытаются установить причинную связь между наступившими последствиями и участием персонажей в коррупционных отношениях. Образовательная задача состоит в том, чтобы сформировать у игроков системное представление о негативных последствиях коррупции, имеющей широкое распространение в масштабах всего общества.

    - «Кто? Где? Сколько?» Игра направлена на формирование у студентов неюридических специальностей базовых знаний о коррупции, ее признаках и негативных последствиях. Игровой процесс позволяет не только определить дефекты в представлении участников о природе, понятии, видах и масштабах распространения коррупции, но и научить их выявлять коррупционные факторы в различных жизненных ситуациях.

    Решение кейсов применяется при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования работников Сибирского федерального университета и представляет собой предметное рассмотрение наиболее распространенных примеров из судебной практики с целью реализации уголовно-правового принципа общей превенции и формирования у целевой аудитории необходимых навыков идентификации и предупреждения коррупции в образовательном процессе.

    Кроме того, учебные дисциплины антикоррупционной направленности с 2013 г. включены в образовательные программы, реализуемые в Юридическом институте и Институте экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета:

    - «Государственная антикоррупционная политика»;

    - «Противодействие коррупции»;

    - «Противодействие коррупции в судебной системе»;

    - «Этика государственной и муниципальной службы» и другие.

    3. Издание методических пособий и печатной продукции по вопросам популяризации антикоррупционных стандартов поведения (п. 9 Программы по антикоррупционному просвещению).

    Коллективом Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз совместно с Красноярским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Общество "Знание" России» при поддержке Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края разработан и внедрен в деятельность региональных образовательных учреждений просветительский методический комплекс «Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования».

    Идея проекта заключается в том, что эксперты в области противодействия коррупции, уголовного права, криминологии, психологии и других наук совместно разработают Антикоррупционный просветительский методический комплекс. Далее разработчики комплекса обучат применять его работников образовательных организаций, которые, «вооружившись» материалами комплекса, будут самостоятельно проводить антикоррупционные просветительские занятия для своих коллег.

    Антикоррупционный методический просветительский комплекс включает в себя:

    Презентацию для проведения просветительского мероприятия в образовательной организации. В презентации последовательно раскрываются три основных просветительских модуля: «Коррупция», «Предупреждение коррупции», «Основные коррупциогенные стереотипы». В каждом модуле в простой и доступной форме излагается основной материал, который подкрепляется необходимыми изображениями и схемами. Наиболее сложные вопросы, как, например, разграничение подарка и взятки, минимальный размер взятки, правомерность оказания репетиторских услуг и другие, разъясняются в видеоконсультациях представителей прокуратуры Красноярского края, Главного следственного управления Следственного комитета по Красноярскому краю, Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, докторов юридических наук Юридического института Сибирского федерального университета, Международного института планирования образования ЮНЕСКО;

    3. Систематическое изучение уровня восприятия коррупции студентами Сибирского федерального университета свидетельствует о том, что данная категория обучающихся имеет недостаточный уровень знаний о коррупции как социально-правовом явлении, а также об антикоррупционных стандартах поведения в коррупциогенной ситуации. В связи с этим представляется необходимым включить в основные образовательные программы всех направлений подготовки учебную дисциплину «Основы предупреждения коррупции».

    Библиография

    .

    Астанин, В. В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография / В. В. Астанин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 255 с.

    .

    Абрамов, Р. А. Вопросы формирования антикоррупционного мировоззрения в обществе / Р. А. Абрамов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 2. – С. 178–187.

    .

    Акунченко, Е. А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования / Е. А. Акунченко // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 20–28.

    .

    Бикеев, И. И. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2010. – № 3. – С. 178–188.

    .

    Волкова, М. А. К вопросу о формах и методах антикоррупционного просвещения / М. А. Волкова // Енисейские правовые чтения: сборник материалов XI Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. – Красноярск, 2017. – С. 455–460.

    .

    Воронцов, С. А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации / С. А. Воронцов // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2015. – № 1. – С. 105–111.

    .

    Гарипов, И. М. Виктимологические аспекты антикоррупционного образования в современной России / И. М. Гарипов // Следователь. – 2010. – № 8. – С. 13–14.

    .

    Гармаев, Ю. П. Реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры во взаимодействии с юридическими вузами / Ю. П. Гармаев, В. А. Фалилеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 1. – С. 11–15.

    .

    Евлахов, А. А. Антикоррупционное просвещение государственных и муниципальных служащих: общие подходы и специфика целевой группы / А. А. Евлахов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 241–245.

    .

    Зинатуллин, З. З. Нравственность, профессионализм, правовое просвещение как антикоррупционные детерминанты / З. З. Зинатуллин // Восточно-Европейский научный вестник. – 2016. – № 3. – С. 28–30.

    .

    Кабанов, П. А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Мониторинг правоприменения. – 2015. – № 2. – С. 40–46.

    .

    Кабанов, П. А. Антикоррупционное консультирование как разновидность антикоррупционного просвещения: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – С. 634–642.

    .

    Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 253–263.

    .

    Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития / П. А. Кабанов // NB: Административное право и практика администрирования. – 2016. – № 4. – С. 35–55.

    .

    Кабанов, П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание / П. А. Кабанов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – № 4. – С. 42–51.

    .

    Кабанов, П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 9. – С. 978–985.

    .
    .

    Кабанов, П. А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции / П. А. Кабанов // Юридические исследования. – 2015. – № 2. – С. 12–27.

    .

    Кабанов, П. А. Система количественных показателей результативности антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции: правовое регулирование и классификация / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 8. – С. 853–864.

    .

    Козлова, Е. Б. Проблемы формирования и реализации региональной политики антикоррупционного просвещения на современном этапе / Е. Б. Козлова // Правовая культура. – 2016. – № 4. – С. 17–25.

    .

    Костромин, В. А. Участие общественных объединений в антикоррупционном просвещении как способе правового воспитания, формирования антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционных стандартов поведения / В. А. Костромин // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 264–265.

    .

    Слюсарева, Т. Г. Антикоррупционное просвещение как эффективное направление в борьбе с коррупцией / Т. Г. Слюсарева // Научный вестник Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. – 2015. – № 4. – С. 18–22.

    .

    Сюзева, Н. В. О преодолении деформаций правового сознания в процессе антикоррупционного образования / Н. В. Сюзева // Право и образование. – 2014. – № 4. – С. 34–41.

    .

    Трунцевский, Ю. В. Организация антикоррупционного просвещения как одно из направлений правоохранительной деятельности по профилактике коррупции / Ю. В. Трунцевский // Юридическое образование и наука. – 2015. – № 3. – С. 36–38.

    .

    Фалилеев, В. А. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе / В. А. Фалилеев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 10. – С. 3–5.

    .

    Фортыгина, Е. С. Организация антикоррупционного просвещения в Тамбовской области как способ популяризации антикоррупционных стандартов поведения / Е. С. Фортыгина // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С. 270–273.

    .

    Хайрутдинова, Л. Р. Антикоррупционное консультирование: понятие, виды и содержание / Л. Р. Хайрутдинова // Политика, государство и право. – 2015. – № 6. – С. 58–60.

    .

    Хайрутдинова, Л. Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение / Л. Р. Хайрутдинова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-1. – С. 106–109.

    .

    Шедий, М. В. Формирование антикоррупционного правосознания как основного элемента антикоррупционного образования гражданского общества / М. В. Шедий // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. – № 3. – С. 286–290.

    .

    Шугрина, Е. С. Понятие и признаки коррупции: особенности правового просвещения учащихся / Е. С. Шугрина // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 54–57.

    .

    Юсупов, М. Р. Антикоррупционное просвещение в России – апологет правовой грамотности / М. Р. Юсупов // Властная вертикаль Федерации. – 2015. – № 2-3. – С. 5.

    .

    Организация антикоррупционного просвещения молодых избирателей (Опыт Избирательной комиссии Красноярского края) : учебно-методическое пособие / И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. – Красноярск: Избирательная комиссия Красноярского края, 2015. – 92 с.

    .

    Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / под ред. И. А. Дамм. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

    .

    Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования: учебное пособие / Е. А. Акунченко, П. А. Вырва, И. А. Дамм и др. ; под ред. И. А. Дамм, Н. В. Щедрина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – 200 с.

    .

    Щедрин, Н. В. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования / Н. В. Щедрин, И. А. Дамм, Е. А. Акунченко // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 3. – С. 147–160.

    .
    .

    Дамм, И. А. Антикоррупционные стандарты поведения лиц, осуществляющих управленческие функции в образовательной организации / И. А. Дамм // Право и политика. – 2017. – № 12. – С. 14–26.

    References (transliterated)

    .

    Astanin, V. V. Antikorruptsionnaya politika Rossii. Kriminologicheskie aspekty: monografiya / V. V. Astanin. – Moskva: YuNITI-DANA, 2014. – 255 s.

    .

    Abramov, R. A. Voprosy formirovaniya antikorruptsionnogo mirovozzreniya v obshchestve / R. A. Abramov // Aktual"nye problemy ekonomiki i prava. – 2014. – № 2. – S. 178–187.

    .

    Akunchenko, E. A. K voprosu ob organizatsionno-pravovykh osnovakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya / E. A. Akunchenko // Nauka i shkola. – 2017. – № 1. – S. 20–28.

    .

    Bikeev, I. I. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy / I. I. Bikeev, P. A. Kabanov // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. – 2010. – № 3. – S. 178–188.

    .

    Volkova, M. A. K voprosu o formakh i metodakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya / M. A. Volkova // Eniseiskie pravovye chteniya: sbornik materialov XI Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem. – Krasnoyarsk, 2017. – S. 455–460.

    .

    Vorontsov, S. A. Ob organizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya v Rossiiskoi Federatsii / S. A. Vorontsov // Severo-Kavkazskii yuridicheskii vestnik. – 2015. – № 1. – S. 105–111.

    .

    Garipov, I. M. Viktimologicheskie aspekty antikorruptsionnogo obrazovaniya v sovremennoi Rossii / I. M. Garipov // Sledovatel". – 2010. – № 8. – S. 13–14.

    .

    Garmaev, Yu. P. Realizatsiya mer antikorruptsionnogo prosveshcheniya organami prokuratury vo vzaimodeistvii s yuridicheskimi vuzami / Yu. P. Garmaev, V. A. Falileev // Gosudarstvennaya vlast" i mestnoe samoupravlenie. – 2015. – № 1. – S. 11–15.

    .

    Evlakhov, A. A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie gosudarstvennykh i munitsipal"nykh sluzhashchikh: obshchie podkhody i spetsifika tselevoi gruppy / A. A. Evlakhov // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 241–245.

    .

    Zinatullin, Z. Z. Nravstvennost", professionalizm, pravovoe prosveshchenie kak antikorruptsionnye determinanty / Z. Z. Zinatullin // Vostochno-Evropeiskii nauchnyi vestnik. – 2016. – № 3. – S. 28–30.

    .

    Kabanov, P. A. Antikorruptsionnoe informirovanie kak forma antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie / P. A. Kabanov // Monitoring pravoprimeneniya. – 2015. – № 2. – S. 40–46.

    .

    Kabanov, P. A. Antikorruptsionnoe konsul"tirovanie kak raznovidnost" antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie / P. A. Kabanov // Administrativnoe i munitsipal"noe pravo. – 2015. – № 6. – S. 634–642. Kabanov, P. A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoi deyatel"nosti / P. A. Kabanov // Administrativnoe i munitsipal"noe pravo. – 2015. – № 9. – S. 978–985.

    .

    Kostromin, V. A. Uchastie obshchestvennykh ob""edinenii v antikorruptsionnom prosveshchenii kak sposobe pravovogo vospitaniya, formirovaniya antikorruptsionnogo mirovozzreniya i populyarizatsii antikorruptsionnykh standartov povedeniya / V. A. Kostromin // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 264–265.

    .

    Slyusareva, T. G. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak effektivnoe napravlenie v bor"be s korruptsiei / T. G. Slyusareva // Nauchnyi vestnik Nevinnomysskogo gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnicheskogo instituta. – 2015. – № 4. – S. 18–22.

    .

    Syuzeva, N. V. O preodolenii deformatsii pravovogo soznaniya v protsesse antikorruptsionnogo obrazovaniya / N. V. Syuzeva // Pravo i obrazovanie. – 2014. – № 4. – S. 34–41.

    .

    Truntsevskii, Yu. V. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak odno iz napravlenii pravookhranitel"noi deyatel"nosti po profilaktike korruptsii / Yu. V. Truntsevskii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. – 2015. – № 3. – S. 36–38.

    .

    Falileev, V. A. Pravovoe prosveshchenie kak sredstvo preduprezhdeniya korruptsii v regione / V. A. Falileev // Gosudarstvennaya vlast" i mestnoe samoupravlenie. – 2012. – № 10. – S. 3–5.

    .

    Fortygina, E. S. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya v Tambovskoi oblasti kak sposob populyarizatsii antikorruptsionnykh standartov povedeniya / E. S. Fortygina // Aktual"nye voprosy formirovaniya antikorruptsionnykh standartov i ikh primeneniya: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Kazan", 2017. – S. 270–273.

    .

    Khairutdinova, L. R. Antikorruptsionnoe konsul"tirovanie: ponyatie, vidy i soderzhanie / L. R. Khairutdinova // Politika, gosudarstvo i pravo. – 2015. – № 6. – S. 58–60.

    .

    Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya molodykh izbiratelei (Opyt Izbiratel"noi komissii Krasnoyarskogo kraya) : uchebno-metodicheskoe posobie / I.A. Damm, E.A. Akunchenko. – Krasnoyarsk: Izbiratel"naya komissiya Krasnoyarskogo kraya, 2015. – 92 s.

    .

    Osnovy antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya : uchebno-metodicheskii kompleks / pod red. I. A. Damm. – Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2017. – 1 elektron. opt. disk (DVD-ROM).

    .

    Osnovy antikorruptsionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya: uchebnoe posobie / E. A. Akunchenko, P. A. Vyrva, I. A. Damm i dr. ; pod red. I. A. Damm, N. V. Shchedrina. – Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2016. – 200 s.

    .

    Shchedrin, N. V. Aktual"nye problemy antikorruptsionnogo prosveshcheniya i antikorruptsionnogo obrazovaniya / N. V. Shchedrin, I. A. Damm, E. A. Akunchenko // Aktual"nye problemy ekonomiki i prava. – 2017. – № 3. – S. 147–160.

    Похожие статьи

    • Чем вылечить стоматит во рту у взрослых

      В данной публикации вы можете ознакомиться с тем, как лечить стоматит у взрослых во рту. Мы с помощью фото поясним какие могут быть признаки (симптомы) и причины возникновения болезни на языке, а также как происходит лечение у взрослых в...

    • Причины появления и лечение стоматита у взрослых

      Лечение стоматита у взрослых во многом зависит от разновидности данного заболевания, а также сопутствующих болезней, спровоцировавших появление язв и воспалений во рту. Самое интересное, что диагностика стоматита до сих пор проводится...

    • Что нужно сделать, чтобы начавшиеся месячные быстрее закончились или стали менее обильными?

      Наличие менструации является показателем репродуктивного здоровья. Длительность периода выделений считается нормальной, если он не превышает 5 суток. Женщины, желающие знать, как сделать, чтобы месячные быстрее закончились, должны...

    • "Победитель" шизофрении: о методе В

      Источник: Рабочий край (Иваново)|||В середине 70-х годов возникла секта-коммуна. С помощью красивой фразеологии и своего умения убеждать и подчинять людей новоявленный мессия сумел притянуть к себе группу людей, которая затем расширялась....

    • Гармонизация любовных отношений

      Здравствуйте, у меня вопрос - возможно ли совместное будущее с данной девушкой. Люблю её очень сильно, как она относится ко мне - не понимаю. Спасибо за ответы. Здоровья вам всем, и всех благ. К списку всех вопросов » Бесплатные вопросы...

    • Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно

      Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...