Аддиктивное поведение несовершеннолетних. Особенности аддиктивного поведения подростков. В чем проявляется разрушительный характер аддикции

Л.И. Максименкова

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В большинстве стран мира проблема аддиктивности в большей степени касается подросткового возраста. Процесс возникновения у подростков аддиктивного поведения требует особого рассмотрения, т.к. отмечается неуклонный рост наиболее часто встречаемых форм проявления аддиктивности у подростков (алкоголизм и наркомания). Проблема аддиктивности подростков, таким образом, уже не является только медицинской или морально-нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, поскольку касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом.

Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и в нем явно проступают негативные черты подросткового кризиса.

Подросток стремится понять себя, свои возможности и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению адекватного представления о себе. Проводя большую часть времени со сверстниками, подростки формируют направленность своего поведения, которое в большинстве случаев оказывается девиантным, отклоняющимся.

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории "отклоняющееся поведение личности" выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как: конфликты с окружающими, совершение преступлений, утрата работоспособности.

Аддиктивное поведение в широком смысле оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности , т.е. это одна из форм отклоняющегося поведения личности, проявляющаяся в злоупотреблении чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Таким образом, наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменяющимся условиям микро- и макросреды. Подросток своим поведением неосознанно призывает к необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагоги-ческие, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Формы аддиктивного поведения могут быть различны: это и химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость) и нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); это гэмблинг (игровая зависимость) и религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Для подростков термин аддиктивное поведение следует считать более адекватным, поскольку он указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Могут быть выделены два пути, по которым развивается аддиктивное поведение:

В первом случае подростки пробуют различные психически активные вещества: бензин, клей, затем алкогольные напитки, таблетки, сигареты с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество;

Во втором наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь психоактивным веществом (бензин, алкоголь и др.). Ранний выбор какого-либо одного ПАВ обычно связан с недоступностью других.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим, некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например, переедание или курение. Следует иметь в виду, что различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Синдромы, относящиеся к аддиктивному поведению, еще называют компульсивным поведением , под которым подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт.

Аддиктивное поведение обычно не требует лекарственного лечения. Коррекция аддиктив-ного поведения может достигаться мерами социопсихологическими.

В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Среди подростков и старшеклассников, не употребляющих спиртного во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества употребляемого.

Анкетирование, проведенное нами среди учащихся 9-10 классов Пыталовской средней общеобразовательной школы с целью выявления отношения к употреблению психоактивных веществ, показало, что 31,5 % респондентов курят и употребляют алкоголь. При этом 35,5 % опрошенных считают, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где хочет. Кроме того, крайне настораживающим является тот факт, что 76 % опрошенным учащихся 9-10 классов нравится бывать в компаниях, где употребляют алкоголь, а 40,5 % респондентов согласились бы попробовать психически активные вещества. Отмеченные цифры не могут не вызывать тревогу, тем более что между возрастом, когда начинается злоупотребление ПАВ (будь то алкоголь или наркотик) и степенью зависимости от него, а также тяжестью ее последствий существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление психоактивных веществ, тем более необратимыми будут последствия.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в школе, в межличностном общении, в семье. Однако, как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие в микросреде ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их "запугиванием" последствиями алкоголизма и пагубными перспективами связи с "дурной компанией". Подобные меры слабо сочетаются с психологическими потребностями подростка, а именно:

Потребность в социально приемлемом стиле жизни;

Потребность в такой деятельности, где они могли бы быть успешными и которая удовлетворяла бы их эмоциональные чувства и социальные ожидания;

Потребность в личном эмпатийном общении, понимании, принятии и ощущении собственной значимости, защищенности, силы.

К сожалению, возможности удовлетворения данных потребностей подростки зачастую находят только в этой девиантной группе. В связи с этим негативные реакции и репрессии окружающих взрослых приведут лишь к усилению "внутренней сплоченности" подобной группы.

Внешние черты личности подростка, для которого затруднен возврат в благополучную среду, достаточно подробно описаны клиницистами . Отмечается, что больным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заострённость характерологических черт, депрессивные реакции, нарушение социальной адаптации, узость

интересов, асоциальные тенденции, циничность, эмоциональная холодность, утрата привязанности к семье и т. д.

Кроме того, характерными особенностями являются: подозрительность, недоверчивость, повышенная мнительность, необоснованная ревность, готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим мотивом поведения, обуславливая и раннюю криминализацию.

Еще более острой является проблема наркотизма несовершеннолетних. Подростков, склонных к потреблению наркотиков и токсических веществ можно разделить на три условные группы . Первую из них составляют те школьники, которые попробовали наркотическое вещество просто из любопытства. Вторую группу составляют те, у кого неблагополучная внутрисемейная ситуация (конфликтные семьи, наличие в семье алкоголиков, психически больных). Третью группу образуют подростки с органическим поражением головного мозга. Они характеризуются низкой критичностью мышления, повышенной внушаемостью, вследствие чего легко попадают под любое негативное влияние.

Распространенность наркомании и токсикомании у подростков, несмотря на проводимые профилактические меры, остается высокой и нередко заканчивается трагически. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить к серьезным последствиям вследствие возникающих необратимых изменений в головном мозге.

В последнее время среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, курящих среди учащихся школ - 45,5% .

Курение подростков отражается на их физическом развитии в первую очередь (показатели длины и массы тела). Последствия регулярного курения для подростков далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд:

Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте: подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными, у них нарушается сон;

Происходят изменения в познавательной деятельности (слабеют внимание и память, снижается умственная работоспособность);

Повышается риск формирования эпилептиформных припадков и развития рака легких.

Вопросу об изменении личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психику и поведение подростка.

Наблюдение и изучение анамнеза подростков с аддикциями, проходящих реабилитацию в условиях стационара, позволило нам обнаружить следующие характерные особенности:

Нарушенные внутрисемейные взаимоотношения, а также имевшие место факты физического, духовного, сексуального либо эмоционального насилия;

Тревога, угрюмость, сниженный фон настроения, наличие суицидальных мыслей, выраженные суицидальные тенденции, а у некоторых уже имевшиеся в прошлом попытки суицида;

Склонность к саморазрушающему поведению, дезадаптация;

Выраженная агрессивность и конфликтность, высокая заражаемость в условиях конфликта, раздражительность и вспыльчивость, эксплозивность;

Трудности в выражении своих чувств, неразвитое самосознание и трудности в постановке и достижении целей вплоть до отказа от перспектив развития, нарушения в мотивационно-потребностной сфере;

Слабость эмоционально-волевого контроля.

Кроме того, подростки и старшеклассники с аддиктивным поведением негативно оценивают свое прошлое и не воспринимают положительно будущее. Отмечается отрицательное отношение к родителям, семье, друзьям, своим нереализованным возможностям.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что подростки гораздо быстрее чем взрослые приходят к психической деградации.

Деградация личности обнаруживает себя морально-нравственным оскудением, утратой привычных интересов с последующим их полным исчезновением, эмоциональным уплощением, примитивизацией эмоций, постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, нарушением способности к адекватному поведению и самокоррекции собственного поведения, а также к критической оценке окружающего.

Помимо личностной деградации происходят изменения и в познавательной деятельности. Мышление подростков с зависимостями утрачивает глубину, нарушается логичность и последовательность суждений, слабеют ассоциации, происходит сужение объема кратковременной и долговременной памяти. Такие подростки не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы. Отмечается отсутствие познавательной и учебной мотивации. Безусловно, все это закономерным образом сказывается на учебной продуктивности.

При сформированной деградации личности поведение несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, повышенной заражаемостью в условиях конфликта и возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы.

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В связи с тем, что последствия, к которым приводит употребление подростками токсических веществ, могут иметь необратимый характер, особое значение приобретает выявление факторов, предрасполагающих к формированию аддиктивного поведения. Одним из таких факторов являются особенности личности самих подростков. Среди личностных особенностей, предрасполагающих, например, к наркомании и токсикоманиям, относят психопатические особенности характера, психический инфантилизм, вегетативную недостаточность. В ряде случаев развитию токсикомании предшествуют соматические заболевания с нарушением сна или выраженным болевым синдромом, когда больные прибегают к соответствующим лекарственным средствам по медицинским показаниям.

Большое значение в развитии зависимостей у подростков также придается влиянию референтной группы, склонности к подражанию и любопытству, свойственным подростковому возрасту.

Проведенное нами исследование показало, что психологический портрет подростков и старшеклассников, попадающих в потенциальную "группу риска" выглядит следующим образом:

Повышенная любовь к самому себе, крайний эгоцентризм и жажда внимания со стороны в сочетании с высокой подозрительностью, враждебностью и недоверием к другим людям;

Неумение понять состояние другого человека, низкая эмпатийность, слабая сформиро-ванность коммуникативных навыков;

Повышенная эмоциональная лабильность, непредсказуемая изменчивость настроения, задиристость и грубость.

Что касается типов акцентуации характера, то наиболее часто встречаемыми у подростков потенциальной "группы риска" являются эмоционально-лабильный, истероидный и шизоидный тип.

Применение методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) позволило выявить такие особенности подростков и старшеклассников "группы риска" как:

Склонность приписывать ответственность за собственные неприятности другим людям или считать их результатом невезения, а успехи и достижения также считать последствием везения или внешних обстоятельств;

Невозможность установления связи между собственными действиями и поступками и значимыми для них событиями жизни;

Неспособность к самоконтролю значимых жизненных ситуаций, недооценка собственной роли в организации своей жизни, сохранении здоровья, предотвращении развития заболеваний и т.п.

На наш взгляд, своевременная диагностика особенностей личности подростков и их последующая коррекция могут стать основой профилактики возможных нарушений поведения в период подросткового криза, в том числе и склонности к аддиктивному поведению.

Литература

1. Болотовский И.С. Наркология. Токсикомания. Казань, 1989.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980.

3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. М., 1990.

4. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М., 2003.

5. Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. ). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Прочитайте про при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. );
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства ();
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты. Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм. Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

Аддиктивное поведение- стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Этапы формирования аддикции:

1. Начало (исходная точка) - возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные - главное интенсивность переживания.

2. Аддиктивный ритм - устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.

Установлению аддиктивного ритма способствуют:

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась - надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности - «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра - злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».

4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений - не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры - к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты - частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

Виды аддиктивного поведения:

1. Химические аддикции:

а) Зависимость от психоактивных веществ

б) Алкоголя

в) Наркотиков

г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)

д) Табака

2. Нехимические аддикции:

а) Переедание

б) Голодание

в) Коллекционирование

г) Сексуальная

д) Азартные игры

е) Работоголизм

ж) Компьютерные игры, Интернет

з) Религиозный фанатизм

и) Фан. движения в музыке и спорте

к) Просмотр «мыльных опер»

л) Со-зависимость

В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях - видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже - алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.

При химических аддикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика или нарко-потребителя) разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение вовлекаются близкие ему люди.

Разрушительное действие аддиктивного поведения удобнее рассматривать на био - психо - социо- духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем: любая зависимость/аддикция влияет на все аспекты жизни человека - разрушает тело, психику, отношения с людьми.

Например: зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), как следствие этого - головные боли, нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.

Рассмотрение психологических аспектов профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних предполагает определение феномена психологической готовности к употреблению психотропных веществ, то есть выявление таких психологических особенностей подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют их на «уход от реальности» при первом же столкновении с трудностями.

Употребляя психотропные вещества, подросток прежде всего преследует цель изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркомании у подростков - это значит ответить на вопрос: почему они хотят изменить психическое состояние искусственным (химическим) путем?

Анализируя факторы, детерминирующие аддиктивное поведение несовершеннолетних, всегда следует употреблять сослагательное наклонение. Это объясняется тем, что ни один из факторов не является основополагающим, решающим. Даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно, поскольку и в этом случае злоупотребление психотропными веществами может быть, а может и не быть. Сложные жизненные обстоятельств, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды влияют на многих детей, живущих в России, однако далеко не все подростки, поставленные в эти условия, становятся алкоголиками или наркоманами. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатии, акцентуации характера, психопатическое развитие личности, мозговые дисфункции и органические поражения мозга, наследственная отягощенность) также не являются фатальными, и сами по себе (т. е. без сочетания с социальными факторами) не могут стать основной детерминантой химической зависимости. Напротив, многие из интересующих нас детей в дальнейшем вполне нормально социализируются, даже достигают высоких результатов в профессиональной деятельности. Следовательно, более важную роль играет то, как преломляются указанные факторы в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные события и различные обстоятельства. Именно этим объясняется тот факт, что один ребенок, из самой неблагоприятной социальной среды, в условиях отрицательной семейной атмосферы вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

Поиски «структуры личности» алкоголика или наркомана, а также попытки выявить «специфический профиль» личности, предрасположенной к употреблению психотропных веществ, являются чрезвычайно сложными задачами. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными с применением многих личностных тестов. Результаты показали, что существует ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками или алкоголем. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействия, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.

Нетрудно заметить, что эти черты свойственны не только алкоголикам и наркоманам, но и просто плохо социально адаптированным людям. Кроме того, такие личностные характеристики часто отмечаются в подростковом возрасте, особенно если этот период развития протекает с осложнениями, на фоне предыдущих трудностей с воспитанием ребенка.

Следовательно, влечение подростка к употреблению психотропных веществ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Основа этого симптома - психологическая готовность подростка к употреблению психотропных веществ. Формируясь исподволь, постепенно, она реализуется при первой же возможности, т. е. в случае возникновения соответствующей ситуации. При всей кажущейся неожиданности, импульсивности, аддиктивное поведение подростка, его алкоголизация или наркотизация являются логическим завершением предшествующего развития.

Отсутствие же психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, напротив, дает ему своего рода «запас прочности», обеспечивающий возможность противостоять неблагоприятному влиянию среды. Не случайно в одной и той же группе профтехучилища или в рабочей бригаде, где существуют стойкие алкогольные традиции, одни несовершеннолетние начинают злоупотреблять спиртным и потом спиваются, а другие так и остаются равнодушными, хотя и участвуют в совместных застольях, подчиняясь групповым нормам. Даже периодическое употребление наркотиков или иных токсических веществ, через которое прошли многие подростки, входящие в уличные группировки, для некоторых из них так и осталось эпизодом. Употребление психотропных веществ подростками, не имеющими к этому психологической готовности, обычно не закрепляется как привычная форма поведения, и, по мере взросления, приобретения личностной зрелости проходит «само собой», без вмешательства медиков и применения каких-либо иных мер воздействия.

Выявление психологической готовности к употреблению психотропных веществ обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Он заключается в переносе акцента с проблемы алкоголизма к проблемам человека, злоупотребляющего алкоголем, к проблеме личности. Иными словами, преодолевается сосредоточенность на самом факте злоупотребления, становится очевидной наивность подобного представления о целях антиалкогольной работы: «лишь бы не пили, а остальное приложится». На самом деле, решение проблемы алкоголизма и наркомании выходит за рамки только одной сферы злоупотребления.

Психологическая готовность к употреблению психотропных веществ состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к аддиктивному поведению проявляется не всегда, находясь как бы в скрытом (латентном) состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.

Рассмотрим типичную ситуацию развития «трудновоспитуемого» подростка, который в силу разных причин постоянно получает замечания, выговоры от учителей, плохо учится и не встречает понимания и поддержки у родителей, поскольку те не умеют (или не хотят) занять правильную воспитательную позицию и искать адекватные методы педагогического воздействия.

В этом случае оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростка:

а) потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей);

б) потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей и интеллекта);

в) потребность в общении (мнение учителя в подростковом возрасте в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкая оценка успеваемости не способствует улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в коллективе класса).

Основной характеристикой фрустрированного поведения подростка является утрата им первоначальной значимой цели. Однако, его действия и поведение в целом могут быть вполне целенаправленны, но достижение новой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива его поведения и деятельности. В результате первоначальная цель - утрачивается, и у подростка актуализируется другая - избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями (негативной оценкой учителя, пренебрежением одноклассников и др.).

Для трудных подростков ситуация затрудненности достижения желаемого очень часто адекватна ситуации невозможности удовлетворения потребностей. Это, как правило, связано либо с их личностными особенностями, либо с усвоенными ранее стереотипами поведения, позволяющими избегать отрицательных эмоциональных переживаний в ситуации неуспеха. Отсутствие развитой привычки к преодолению трудностей, стремление поскорее восстановить состояние эмоционального благополучия побуждает подростка пересмотреть ситуацию, негативно оцененную взрослыми, представить ее себе такой, в которой нет необходимости применять волевые усилия. Естественно, что все механизмы защитного поведения не осознаются подростком, просто он интуитивно ищет удовлетворяющие его решения. Немаловажную роль в этом играет и то, что большинство трудных подростков, несмотря на наличие большого отрицательного жизненного опыта, остаются внутренне инфантильными. Достижение максимально возможного в данных условиях эмоционального благополучия, стремление к жизни «по принципу удовольствия» являются определяющими и смыслообразующими мотивами инфантилизма. Поэтому самосознание подростка направляется лишь «по линии наименьшего сопротивления», что детерминирует включение защитных механизмов его поведения.

Защитные механизмы поведения личности - это непроизвольные, неосознаваемые процессы, призванные избавить ее от восприятия нежелательной психотравмирующей информации, устранить тревогу и напряженность. Их действие обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита, временно позволявшая подростку иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. К внешним способам защиты от психотравмирующей ситуации относится и употребление психотропных веществ.

Единство психологических механизмов, лежащих в основе алкоголизма, наркомании, невротических проявлений, психотических реакций, самоубийств, отмечают как отечественны, так и зарубежные авторы.

Таким образом, люди, столкнувшиеся с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов психологической защиты, оказываются перед выбором: невроз или употребление психотропных веществ. Если социальный контроль достаточно высок и запрещает употребление алкоголя (наркотиков), велика возможность заболевания неврозом. В случае отсутствия социального контроля при доступности алкоголя (наркотиков) актуализированная психологическая готовность к употреблению психотропных веществ, как правило, реализуется и человек становится алкоголиком (наркоманом).

Иными словами, те люди, которым свойственна такая психологическая готовность, в ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей предрасположены к алкоголизму или неврозу. В этом случае они разделяются на две группы: более импульсивные, авторитарные и экстравертированные личности становятся на путь алкоголизм; более конформные, интровертированные заболевают неврозом.

Актуализацию психологической готовности к употреблению психотропных веществ обусловливают следующие внутренние и внешние причины:

1. неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

2. несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

3. наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

При таких условиях подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными эмоциональными состояниями. Инстинктивно спасаясь от дезинтеграции психических функций и возникновения невротических проявлений, он прибегает к изменению своего состояния искусственным (химическим) путем.

В подростковом возрасте состояния эмоциональной напряженности, психического дискомфорта, причины которых не осознаются, возникают очень часто. Этот критический этап в развитии личности иногда протекает настолько болезненно, что подросток невольно стремится пережить его в полном смысле слова «под наркозом».

Экспериментальные исследования, проведенные в группе подростков, эпизодически употребляющих наркотики, подтверждают наличие у них психической напряженности и тенденций к иррациональным формам защитного поведения на фоне несформированности (неэффективности) механизмов психологической защиты.

Психологическая готовность к употреблению психотропных веществ, являясь системообразующим фактором возникновения алкоголизма и наркомании, одновременно выступает и прогностическим критерием этих явлений. Иными словами, определив у подростка наличие такой готовности, можно с уверенностью сказать, что психотравмирующая ситуация приведет его либо к злоупотреблению алкоголем (наркотиками), либо к неврозу, либо к самоубийству. Любой из этих исходов будет трагедией для подростка и его семьи, потерей для общества.

Своевременное выявление у подростка психологической готовности к употреблению психотропных веществ позволяет осуществлять раннюю профилактику отклонений в его поведении, способствует разработке методов диагностики склонности подростков к аддиктивному поведению, выработке психокоррекционных программ для групп риска.

Содержание

У каждого второго человека в мире есть от чего-то зависимость. Однако мало кто задумывается, что это может привести к серьезным последствиям и повлиять не только на их собственную жизнь, но и на жизнь детей и родных. Сегодня вы узнаете о таком виде расстройства, как аддиктивное поведение, о причинах развития такой проблемы, о видах аддикций в науке и профилактике этих зависимостей.

Что такое аддикция

В психологии понятие «аддикция» – это форма расстройства, которое влечет за собой деструктивное поведение. Изучается – клинической социологией и психологией. Из-за жизненных трудностей или отношений в семье человек стремится уйти из реальности в виртуальный или нереальный мир. Зависимость начинается с обычного пристрастия и, после эмоционального удовлетворения, оно становится зависимостью. Человек, склонный к аддикции, начинает употреблять разные вещества, чтобы изменить собственное психологическое состояние.

Признаки аддиктивного поведения

Аддиктивность - это очень сложное расстройство. Чтобы прийти родному и близкому человеку на помощь, необходимо определить, зависимый он или нет. Выявить это сложно, особенно когда человек находится между «двух огней», то есть на первых этапах расстройства. Чтобы узнать, на каком этапе развивается данная проблема, рассмотрим характерные признаки расстройства:

  • Ложь. Это либо патологическая личностная особенность человека, либо приобретенная. Человек скрывает правду и пытается передать ответственность другому.
  • Комплексы. Человек начинает закрываться, постоянно ищет способы унизить себя. Внешне больной пытается найти способ выглядеть и вести себя лучше других.
  • Боязнь привязаться. Человек избегает любых проявлений внимания к своей особе, предпочитает оставаться одиноким и не искать себе вторую половинку.
  • Тревожность. У пациента наблюдается параноидальная тревога, из-за которой он может находиться подолгу возле предмета своей зависимости. Предчувствия какой-либо беды не дает человеку выйти на улицу.
  • Манипуляция. Из-за того, что у пациента наблюдаются разные комплексы, он пытается манипулировать своими близкими, угрожая расправой или самоубийством, желая добиться желаемого.
  • Стереотипное мышление. Грубо говоря, зависимый человек пытается подражать «стаду», то есть, своему близкому окружению. Происходит это независимо от желания больного аддикцией. Мысли других людей – его мысли. Пациент не может выражать собственное мнение, закомплексован, считает, что его точка зрения ничего не значит.
  • Нежелание нести ответственность за свои поступки. Пациент с таким расстройством не желает отвечать за свои действия, поступки, боится критики или осуждения.

Характерные черты аддиктивной личности

В современном мире определить девиантное поведение человека сложно, даже учитывая все вышеперечисленные признаки. Дело в том, что социум и социальная жизнь людей постоянно меняются. Из-за этого возникают трудности общения, а личность не может до конца раскрыть свой потенциал, просто не успевает. Отсюда возникают комплексы, ощущение собственной неполноценности, стереотипное мышление и другое.

Причины

Если для вашего близкого человека свойственны азартность, одиночество, стремление выделиться из общей массы, психологическая неустойчивость, неблагоприятные житейские обстоятельства и другие - он в зоне риска. Аддиктивное поведение проявляется тогда, когда ребенок или человек живет в семье, которая находится в сложной ситуации. То есть любые негативные эмоции и попытки самовыражаться за счет психологически слабого ребенка или человека приводят к таким последствиям.

Аддикция может проявляться через поколения, от родителей к ребенку. Таким расстройством страдают дети из аморальных или неполных семей, еще, где проявляется насилие, скандалы или присутствуют криминальные наклонности. На развитие расстройства может влиять и общественное место (школа, университет, работа). В таких учреждениях превыше всего стоит напряженный труд и получение знаний, но никак не отношения между сверстниками.

Зависимое поведение подростков

К сожалению, на сегодняшний день большая часть подростков страдает аддиктивным расстройством. Проблема заключается в том, что в подростковом возрасте ребенок пытается влиться в коллектив сверстников, которые могут оказаться плохой компанией. Он неосознанно начинает пить, курить или принимать наркотики для того чтобы доказать, что он такой же, как и другие.

Временная вредная привычка постепенно превращается в постоянную. К зависимости может привести и семья, в которой ребенок не чувствует себя нужным и любимым. Он бежит от проблем, закрываясь в себе, играя в игры или выпивая со сверстниками во дворе. Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя: в этот период его эмоциональный порог очень высокий.

В чем проявляется разрушительный характер аддикции

Разрушительный характер аддикции проявляется в эмоциональных отношениях с неодушевленными предметами или явлениями. С людьми больные не контактируют, постепенно теряют свою значимость. Аддиктивная реализация заменяет любовь и дружбу и становится целью жизни. Человек постоянно уходит от реальной жизни к виртуальной или нереальной. Предмет занимает главное место в жизни человека, который больше не проявляет к другим людям любви, сочувствия, жалости, поддержки и симпатии.

Этапы формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение делят на пять этапов. На первых двух человека еще можно спасти, сводив его к психологу, чтобы определить основные причины появления расстройства и принять меры во избежание последующего развития пристрастия. На последнем этапе личность человека полностью разрушается, что может привести к другим более серьезным психическим расстройствам. Далее рассмотрим этапы подробнее:

  • Этап 1. «Первые пробы». На этом этапе человек впервые знакомится с предметом, который вызывает аддиктивную зависимость.
  • Этап 2. «Аддиктивный ритм». Этот этап считается «перевалочным пунктом». В зависимости от тяжести проблем, человек решает – идти ему дальше или прекратить все.
  • Этап 3. «Аддиктивное поведение». На данном этапе пациент не признает своей зависимости. У него появляется тревога, беспокойство и другие реакции аддикции. Если на втором этапе человек еще сомневается, то на третьем внутри больного начинается конфликт между « Я прежний» и «Я настоящий».
  • Этап 4. «Полное преобладание аддиктивного поведения». Прежнее «Я» человека разрушено, предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия.
  • Этап 5. «Аддиктивная катастрофа». На этом этапе аддикционного нарушения личность человека полностью разрушена в психическом и биологическом плане.

Виды аддикций

Проблема аддиктивного расстройства в современном мире стала значительной. Дело в том, что причины появления этого расстройства пополняются. Пристрастия появляются в зависимости от появления новых гаджетов, спиртных напитков, наркотиков и других предметов, которые вызывают зависимость. Аддиктивные расстройства делятся на химические и нехимические типы зависимости.

Химические

Химические виды аддиктивного расстройства требуют определенного вещества, что вызывает зависимость. К ним относятся такие варианты зависимости, как: алкогольная зависимость (алкоголизм), наркомания, токсикомания, курение. Далее обсудим признаки химического аддиктивного расстройства. Их всего семь, однако, только на первой стадии можно еще как-то помочь человеку:

  • теряется мера употребления вещества;
  • провалы в памяти;
  • физическое страдание, изменение речи;
  • отрицание;
  • мысли направлены на удовлетворение своих потребностей касательно зависимости;
  • прием веществ ради улучшения самочувствия;
  • проблемы в окружении.

Нехимические

Нехимические виды аддикции не требуют какого-то определенного вещества, которое вызывает зависимость. К поведенческим зависимостям относятся такие варианты деятельности, как: компьютерная зависимость, аддикция отношений, трудоголизм, интернет-зависимость, спортивная аддикция, шопоголизм, переедание или голодание, прокрастинация, азартные игры. Признаки нехимического аддиктивного расстройства:

  • игрок постоянно находится в игре;
  • круг интересов меняется;
  • потеря контроля над собой;
  • появление раздражения и беспокойства;
  • потеря сил на противостояние.

Как узнать, есть ли аддиктивная склонность

Для того чтобы определить, есть ли у вас аддиктивная склонность, следствием которой является аддиктивное поведение, существует несколько видов тестов, которые можно найти в интернете. Можно посетить психологические центры, где вы сможете в спокойной обстановке пройти тест на склонность к аддиктивному расстройству, затем отдать ответы опытным специалистам и получить результаты с рекомендациями.

Лечение аддиктивного поведения

С зависимостью можно справиться только тогда, если больной осознает сложность проблемы и стремится избавиться от зависимости. Качество лечения зависит от желания пациента. Однако это возможно, если его будет поддерживать семья или близкие люди. Практическое лечение назначает психолог или нарколог. В случае наркотической зависимости, пациента помещают в специальные наркологические центры для дезинтоксикации организма.

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Что такое аддикция в психологии - виды, этапы формирования и профилактика у подростков и взрослых

Похожие статьи