Боярская дума в 16. Боярская Дума: состав, функции, роль в политической жизни России. Земский собор и дума


Предпосылки создания Боярской думы в системе государственных органов власти

В XV в. в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого земского собора 1549 г. (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. В условиях сословно-представительной монархии появлялась необходимость в сословно-представительном органе, ограничивающем власть царя, каким и стала Боярская Дума. Все государственные функции теперь царь осуществлял при участии Боярской думы, а также Земских соборов через систему приказов и воевод. Именно Боярская Дума, с установленной системой местничества и Земский собор являлись необходимыми атрибутами сословно-представительной монархии. С упадком их роли в государстве и дальнейшей ликвидации этих органов власти закончилось существование сословно-представительной монархии.

Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х гг. XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления - приказы.

Боярская дума, постоянно действующий совет знати, сложилась при великом князе. Ее члены назначались великим царем на основе местнических правил. Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек) Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть.

Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение (приговор) Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.

Итак, главной предпосылкой становления Боярской Думы в системе органов государственной власти стало возникновение в России сословно-представительной монархии, которая должна была опираться на сословно-представительный орган, такой как Боярская Дума. Именно эта предпосылка сыграла огромную роль в становлении Боярской Думы.

Становление Боярской думы в системе государственного управления, ее социальный состав и круг полномочий

Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.

Компетенция Боярской Думы.

Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.

Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.

Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться". Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми бояры", ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах "царь указал и бояре приговорили".

Значение думы было указано в царском судебнике: "А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати". Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: "Государь указал, и бояре приговорили". Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: "Все бояре на Верху приговорили". Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в "соправительствующий" орган при монархе.

Социальный состав Боярской Думы

Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего.

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которые относились к думным чинам.

Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должности по принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом, признак местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность.

Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе - высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств.

Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами.

Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляются думные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки.

Думные дворяне являлись третьим по "чести" разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократического элемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людей незнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрыты или, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина и окольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярских списках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием "дворянин в Думе", причем первым дворянином в Думе показан Роман Васильевич Олферьев, вторым - Михаил Андреевич Безнин.

Дьяки являются в XVI в. правителями приказов и проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления, мало - помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизм государственной жизни. В эти приказы мало - помалу перетягивается из Думы Боярской центр тяжести правительственной деятельности.

Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

боярская дума государственное управление

Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти. Боярская Дума при Иване IV

XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются одной из мрачных полос в истории Российского государства. Именно на этот век пришлось наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления.

Эпоха боярского правления в малолетство Ивана IV ознаменовалась лишь ожесточенною борьбою между боярскими родами князей Телепневых-Оболенских, Шуйских, Бельских и Глинских; представители каждого рода хотели стоять во главе Думы, выказывая непосредственное и преобладающее влияние на ход государственной жизни, каждый род старался "засесть" другой. Пошли в ход обоюдные клеветы, подозрения, заточения, убийства.

Тяжкая эпоха боярского правления не могла не отозваться па впечатлительном характере юноши-государя: она определила его отношения к боярству в последующие годы государствования его. Одною из первых забот Ивана IV в начале правления была реорганизация Думы Государевой. Царь советовался с этою Думою обо всех важнейших делах: при посредстве ее отправлялся суд, производилось назначение воевод и военное устроение, раздавались вотчины и поместья, сказывались высшие придворные чипы. Дума же в свою очередь контролировала деятельность царя.

Новая Дума оказалась вполне на высоте признания своего и ее влияние следует видеть в созвании первого земского собора, исправлении Судебника и во всех лучших начинаниях этой светлой эпохи царствования Ивана. Значение этой Думы было весьма велико, - она оказывала решительное влияние на ход государственной жизни.

С середины XVI в. в Боярской думе выделилась привилегированная часть (комнатная или ближняя дума), с которой царь решал ряд вопросов не собирая общих заседаний. При Иване Грозном в 1547-1580 гг. действовала "Избранная рада" из числа наиболее приближенных к царю думцев и чинов дворцовой администрации. Зачастую члены рады, например, А. Ф. Адашев, на местнической лестнице находились значительно ниже думцев, которые в этот орган не входили.

С этого же времени отношение Ивана IV к боярству резко ухудшилось. Под влиянием наущений партии противников Сильвестра и Адашева, царь стал негативно относиться к боярам. Но особенно подействовал на царя поступок бояр - приверженцев Сильвестра и Адашева - во время тяжкой болезни его 1553 г.: эти бояре у постели находившегося при смерти царя отказались целовать крест четырехлетнему сыну его Дмитрию, имея в виду возвести на престол двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича. Этот поступок, глубоко затронувший самую чувствительную сторону сердца Ивана - уже не мог быть забыт им по выздоровлении. С 1560 г. Иван начинает открытую борьбу с боярами. Сильвестр и Адашев удалены от двора, царь подпадает влиянию новых советников, противников партии Сильвестра и Адашева. Дума Сильвестра и Адашева падает: часть членов ее кончает жизнь от руки палача или удаляется в изгнание, другая часть постепенно вытесняется новыми элементами, направленными в новом духе политики Ивана.

Царь нуждался в освобождении из укоренившейся опеки со стороны Боярской Думы и церкви. В опричнине Иван IV видел выход из сложившейся ситуации.

В декабре 1564 г. царь со всем двором неожиданно покинул столицу и переехал в Александровскую слободу. В грамотах, посланных в Москву, Иван Грозный обвинял бояр в "измене", однако в отношении горожан говорилось, что царь на них "не гневается и опале их не подвергает". Купцы и горожане объявили, что сами готовы "потребить всех изменников", просили Боярскую Думу вернуть царя. У послов от митрополита и бояр Иван IV потребовал всей полноты власти, чтобы "опалы свои класть, а иных казнить и животы их имати". Так, объявив о своем отречении от престола и использовав поддержку московского посада, царь вырвал у Думы и Священного собора согласие на введение в государстве чрезвычайного положения.

Вся территория страны была разделена на "опричнину" и "земщину". Опричнина управлялась особым "государевым двором", имела свой приказной аппарат и войско. Земщиной по-прежнему управляла боярская Дума. Передача правления Думе носила фиктивный характер.

Иван Грозный создал репрессивный режим опричнины, чтобы устранить со своего пути те общественные группы и слои, которые ограничивали его власть. Опричный террор обрушился на многие княжеские и боярские фамилии. Опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления.

Численность Боярской думы была увеличена в 3 раза. Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений.

Таким образом, именно с Ивана Грозного Боярская Дума полностью становится высшим совещательным органом при царе. Даже при Иване IV значение Боярской Думы было велико. Иван IV, относясь к боярам с недоверием, все же считался с мнением и деятельностью Боярской Думы. Следовательно, значение Боярской Думы при Иване IV Грозном не упало.

Значение Боярской думы в государственном управлении России в XV-XVI вв.

XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы.

Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению.

Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовали надобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых эти отношения обнаруживались. Существует довольно много фактов, в которых показывается огромное значение Боярской Думы.

Прежде всего, тот самый государь, на суровость и самовластие которого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественно лежит дело земского строения которым держатся внешняя безопасность и внутренний порядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного, как рассказывает летописец, сказал им: "с вами держал я Русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет".

Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающий Василий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого ко двору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя. С боярами Василий говорит "о устроении земском", им приказывает перед смертью, как "без него царству строитися". Такому политическому положению класса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Звание думного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали, "думу сказывали" по назначению государя. Теперь это назначение стало само по себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилых лиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, в какой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядком лиц и фамилий, установившимся в боярской среде. Члены думы, особенно двух высших чинов, обыкновенно выходили из известного родовитого круга, который в лице своих очередных представителей "думу ведал"; как полковых воевод, так и советников своих государь "прибирал, рассуждая их отечество, кто того дородился".

И правительственное значение думы на деле далеко не было пассивным: она является более чем совещательным собранием при своем государе, пользуется известным простором в своей деятельности.

В 1510 г. тот же суровый великий князь Василий, властию своею над подданными превосходивший всех монархов в свете, решая в Новгороде политическую судьбу Пскова, "велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали", и арест псковских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями, является делом московских бояр, следствием их думного приговора.

Стереотипный язык официальных актов затенял значение бояр перед авторитетом царя. Но когда царь говорил простым неусловным языком, обе стороны являются в другом освещении. В речи, заготовленной для произнесения на соборе 1551 г., Иван, вспоминая свой приговор о местничестве в думе 1549 г., с удовольствием замечает, что "всем боярам тот был приговор люб". Собору, на котором присутствовали вместе с духовенством князя и бояре, Иван указывает задачу все устроить по св. правилам и праотеческим законам, "на чем мы, святители, царь и все, приговорим и уложим". Дума сама располагала порядком обсуждения вопросов, стоявших на очереди.

В конце 1552 г. царь, уезжая из Москвы к Троице крестить новорожденного сына, велел боярам промыслить об устройстве только что завоеванной Казани и потом сидеть о кормлениях, т.е. о замене их денежным жалованьем; но они пустили вперед ближе касавшийся их вопрос о кормлениях, a "казанское строение поотложили", за что на них жалуется летописец.

Эти факты доказывают, что сами цари уважали Боярскую Думу и понимали ее значение для них же самих. Царю необходимо было положиться на какой-либо орган, который давал бы советы князю по принятию решений государственной важности.

Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами. Любопытные воспоминания о роли думы оставил англичанин Джильс Флетчер, побывавший на Руси при Борисе Годунове. Он писал: "Царь и состоящая под ним Боярская дума, как верховные правители, так и самые исполнители в отношении издания и уничтожения законов, определения правительственных лиц, права объявлять войну и заключать союзы с иностранными державами, права казнить и миловать, права изменять решения по делам гражданским и уголовным".

В XVI в. было формально утверждено политическое значение думы: боярский приговор был признан необходимым моментом законодательства, через который должен был проходить каждый новый закон, прибавлявшийся к Судебнику.

Таким образом, в XV-XVI вв. Дума играла не последнюю роль в политических делах государя. Князья, а затем и цари понимали значение Боярской Думы и опирались на ее деятельность. Многочисленные факты, свидетельствующие об отношении царя к Думе, доказывают высокое положение Боярской Думы в обществе и ее роль для государей. Следовательно, значение Боярской Думы среди органов государственного управления, было наиболее высоким.



Учреждение, которое обозначается этим термином в настоящее время, не носило этого названия в древности, и вообще не имело определенного названия. Это были заседания, на которых глава государства «думал» со своими советниками-боярами о делах государства. Учреждение это стояло во главе древнерусской администрации с X по XVIII в., хотя очень редко выдвигалось на первый план.

Наши сведения о боярской думе при князьях восходят только ко времени Владимира Святого , хотя, несомненно, она существовала и при его предшественниках. По летописи, Владимир советуется с дружиной «о строи земленем и о ратех и о уставе земленем», в важных делах, выходивших из круга обычных, он созывает, кроме дружин , и «старцев градских» – представителей городского населения. С принятием христианства в думе появляется третий элемент – представители высшего духовенства – епископы.

Боярская дума при царе Михаиле Федоровиче Романове

После Владимира «градские старцы» исчезают из думы, духовенство также не играет в ней заметной роли и она становится учреждением односословным, собранием членов старшей дружины. Князь XII в. часто думает со своей дружиной: задумывая какое-нибудь предприятие, князь должен заручиться согласием своих ближайших сотрудников, которые вольны отказать ему в своем содействии, если данное дело задумано без них. Трудно сказать, кто из старшей дружины обычно заседал в думе, но можно думать, что здесь имели место важнейшие из должностных лиц, как дворский, печатник, стольник, меченоша, мечник, казначей; в юго-западной Руси в думе заседали и представители областной администрации (тысяцкие, воеводы). Во всяком случае, число членов думы было не велико. В обычное время дума собиралась ежедневно поутру. Она ведала военные дела, отношения к другим князьям, суд и расправу, договоры с иноземцами, вопросы о преемстве князей и т. п. Формальностей при обсуждении дел, видимо, не было. Формальные отношения между князем и думой не сложились, по-видимому, даже в Галицкой земле , где боярство пользовалось наибольшим значением.

В Северо-Восточной Руси XIII – XIV в. общественные отношения сложились иначе, чем в Руси Южной. Это отразилось и на боярской думе. Здесь князь приобретает характер наследственного владельца своего удела и его управление княжеством получает вид управления частным хозяйством. Теперь князь призывает для совета тех из своих бояр, которые являются начальниками отдельных ведомств дворцовой администрации (бояр введенных). Таким образом, число заседающих в думе меняется, меняются и самые лица. Часто бояре, заседающие в думе, являются просто свидетелями при выдаче князем различного рода актов. Иногда для участия в заседаниях думы призывается и духовенство.

В Московском княжестве характер думы опять изменяется. Дела важные, экстренные, выходящие из круга дел чисто хозяйственных, случаются здесь чаще, а решение их требует более многочисленного состава думы, в нее призываются все наличные бояре. По мере того, как увеличивалось количество чрезвычайных дел, которые ведала дума, дела обычные отходили к центральным ведомствам – приказам ; чем важнее были дела данного приказа, тем в более близком отношении стояли эти приказы к думе. Изменяется в московском княжестве и характер членов думы. Это уже не вольные, переходящие слуги удельных князей, служащие князю и не связанные с землей, это – люди оседлые, обладающие известными политическими традициями и составляющие плотный класс. Самая дума теперь не случайное собрание нескольких лиц, призванных князем для решения частного дела, а учреждение, имеющее задачей земское строение государства.

С середины XV столетия в составе московского боярства происходят большие изменения. С этого времени начинается усиленный прилив в Москву новых пришельцев. Удельные князья в большом числе вступают на службу к московским князьям и образуют верхний слой служилой аристократии, оттесняя старое московское боярство. В XVI веке в думе две трети членов составляли представители княжеских родов. В то же время члены думы распадаются на несколько групп: высшую группу составляют бояре, за ними идут окольничие, еще ниже стоять думные дворяне. При пожаловании в члены думы принималось во внимание происхождение, одни попадали прямо в бояре, другие должны были пройти через сан окольничего, наконец, третьи попадали только в думные дворяне. Старые московские роды, уступив приезжим князьям первенство в думе, нашли себе место в ней в санах окольничих, наряду с представителями менее знатных княжеских родов. Не все потомки старых московских родов достигали и звания окольничего, иные из них, вместе с потомками удельного боярства и новыми людьми, выделившимися из среднего дворянства, составили группу думных дворян. Но эти три слоя думы не были замкнутыми. Много знатных княжеских фамилий вымерло, другие захудали и потеряли свое положение среди боярства, их места заняли новые роды, выдвинувшиеся позднее. Низшим звеном в цепи думских чинов было думное дьячество. Дьяки первоначально заведовали письмоводством при начальниках дворцовых ведомств – введенных боярах, потом они являются управляющими отделениями думской канцелярии, которые выделились в приказы; дьяки важнейших из приказов и возводились в звание думных дьяков. Они имели только совещательный голос и были докладчиками по делам своих приказов, а также формулировали приговоры думы. Иногда они возводились в звание думных дворян, а затем и окольничих.

Число членов думы при московских государях постепенно увеличивается: в начале княжения Василия Ивановича в думе было 27 членов, в конце 23, кроме думных дьяков, в начале царствования Бориса Годунова в думе заседало 45 человек. Приговором боярской думы считалось только постановление, состоявшееся в обычном общем собрании постоянной думы. Боярская дума, таким образом, приобрела значение необходимого государственного учреждения. Это значение её не было закреплено никаким актом, но оно молчаливо признавалось московскими государями. Иван Грозный , боровшийся с боярами, предоставляет думе управление государством. Самый состав её определяется обычаем: государь волен жаловать в бояре, но жалует он только лиц известного круга, дума остается учреждением аристократическим; новые люди проникают в нее, но проникают медленно, в силу необходимости иметь в составе её дельцов.

В Смутное время среди бояр является мысль закрепить свое положение письменным актом, но к этому времени боярский класс уже значительно расшатался, его экономическое благосостояние поколебалось, ряды его сильно поредели. Попытки боярства оказались неудачными и в XVII в. Боярская дума теряет политическое значение, превращается в простой орган правительственного механизма. В начале XVII века в думе все еще преобладают родовитые фамилии, но состав её уже меняется, в нее все более и более проникают дельцы из финансового и дипломатического ведомств, люди с большим опытом и способностями, но с неблестящими родословными, – и к концу столетия число представителей старых фамилий уже значительно уменьшается.

В XVII столетии дума является учреждением по преимуществу законодательным. Поводом к изданию новых законов были частные случаи, когда для данного случая не оказывалось подходящего законоположения, или когда затруднялись, можно ли к данному случаю применить известный закон. Дело возбуждалось в думе или по государеву указу, или по приказному докладу или, наконец, по частной челобитной. В этих случаях дума справлялась, не было ли подобных случаев в предшествовавшей практике, и затем или утверждала прежнее постановление, или отменяла его и делала новое. Вершились дела или думской комиссией, или общим собранием без государя, или общим собранием с государем, или собором, т. е. думой с участием высшего духовенства. Помимо законодательства Дума вершила тяжебные дела, она же, вместе с государем вела внешнюю политику, военные дела и государственное хозяйство: администрация была также в ведении думы, она имела влияние и на личные назначения, ей принадлежал надзор за ходом управления; она производила следствие и суд по государственным преступлениям. При тесной связи светского и церковного правительства дума приглашала к участию в своих заседаниях духовных сановников, так как освященный собор, т. е. члены высшего церковного управления, были и членами думы, хотя не всегда присутствовали в ней, в то же время дума считала себя вправе вмешиваться в дела церкви.

Члены думы служили одновременно и по администрации, занимая различные правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручалось воеводство городовое и полковое. Таким образом, многие члены думы отсутствовали на заседаниях, и она редко собиралась в полном составе. Часто заседали только члены думы, управлявшие приказами и потому постоянно жившие в Москве, и в таком случае дума представляла как бы комитет министров.

О том, как велись дела в думе, мы знаем мало. Известно, что собирались в думу поутру, часов с 7-ми, после заседания шли к обедне и затем разъезжались по домам, вечером собирались снова и заседания тянулись часов до 11-ти вечера. Иноземец Флетчер сообщает, что заседания думы были три раза в неделю, в XVII в. заседания бывали, по-видимому, ежедневно. Председательствовал в думе царь, а в его отсутствие один из бояр – первосоветник. Рассаживались члены по степени знатности . Обыкновенно слушались доклады начальников приказов, докладчиками были сами начальники, преимущественно дьяки. Если предложение делал сам царь, то предлагал присутствующим высказаться. Прения иногда бывали очень оживленными. Приговоры думы записывались и скреплялись: более важные – всеми дьяками, а те, что имели частный характер – одним, к ведомству которого данный приговор относился.

Когда царь уезжал из Москвы, дума сопровождала его, но в городе оставались начальники приказов и еще несколько членов думы, составляя комиссию. Эта комиссия при Алексее Михайловиче разбирала текущие тяжебные дела и при Федоре Алексеевиче обратилась в постоянное учреждение, получившее название «Расправной Золотой или Разрядной палаты». При Петре I дума до учреждения сената заседала в Москве (под названием боярской или министерской консилии) и вела внутренние дела, собираясь чаще всего в ближней канцелярии, почему иногда и называлась этим именем. Но это был уже только обломок прежней думы. Скоро и она перестала действовать.

См. Ключевский, «Боярская дума древней Руси»; Владимирский-Буданов, «Обзор истории русского права»; Сергеевич, «Русские юридические древности».

Начиная с X по XVIII век боярская дума играла ключевую роль в правительственном аппарате русского государства. В своей политической значимости она знала и взлеты, и падения, но она была тем механизмом, с которым вынуждены были считаться, в том числе и князья-государи. При этом вся организация ее работы была такой, что боярскую думу трудно было уловить в правительственной деятельности. Она оставалась в тени для тех, кем управляла, не представляясь перед обществом открыто.

Вторые после князя

Вопрос происхождения слова «бояре» является дискуссионным среди историков и лингвистов. Есть предположение, что оно пришло из тюркского языка, но некоторые склоняются к его болгарскому происхождению. Впервые упоминания о боярах фиксируется в 882 году, чуть позднее они также отмечаются в договоре князя Олега с Византией.

Возникновение боярства на Руси относят к VI—IX вв., распаду славянских племенных союзов. Бояре являлись высшим слоем феодального общества и занимали ведущую позицию после князя. Такая схема правления была во всех областях, от Новгорода до Чернигова. Также историки сходятся во мнении, что примерно в период X-XI века боярство разделяется на княжеских и земских бояр. А в XIV веке появляются бояре путные, управляющие отдельными подразделениями княжеского хозяйства.

По сравнению с остальным населением бояре были очень богатыми людьми: владели крупными наделами земли и имели в подчинении множество слуг. В военных походах они возглавляли полки воинства князя и выставляли собственные отряды.

Точные функции бояр исследователи затрудняются определить, но, бесспорно, их политическое влияние и значимость в обществе того времени: управление городами и территориями от имени князя, решение важных государственных дел. Наряду с усилением политической власти бояр росло и их стремление к большей самостоятельности. И, как показывает в дальнейшем история, в некоторых областях влияние бояр было настолько сильным, что стало серьезным препятствием княжеской власти.

Что такое боярская дума?

Верховная власть Древней Руси была сосредоточена в руках князя и его советников. Постоянные советники представляли собой лучших людей каждой области - бояре, которые постоянно находились при правителе. А их совещания назывались думой или думой бояр.

Давать однозначную формулировку боярской думе будет не совсем верно. В разные периоды истории она занимала отличающиеся друг от друга позиции. Условно ее правление можно поделить на два этапа. И первоначальное определение боярской думе можно дать такое: консультативный орган при князе. Но позднее, в XVI-XVII веках, ее роль значительно возрастает, она становится фактически высшим контрольным органом государственной власти.

Сам факт существования боярской думы в России дает повод думать об ограниченной власти монарха в системе управления. И некоторые исследователи с этим соглашаются. Взаимоотношения между думой и князем (царем) на протяжении всей истории складывались не совсем гладко. С сегодняшней позиции трудно безошибочно установить пределы власти и полномочия обеих сторон. На самом деле существенную роль всегда играли стечения обстоятельств, которые выдвигали и задвигали ту или иную ветвь власти. Но в то же время были времена, когда более слаженного «дуэта» было и не найти.

Первые упоминания

Точные сведения о создании боярской думы отсутствуют, но первые упоминания появляются в летописях конца X века. При киевском князе Владимире находился определенный круг людей, которые входят в его совет. С ними он решает различные вопросы военных дел и устройства земли. Советники называются дружиной князя или боярами и находятся постоянно при нем.

Каждое утро боярская дума собиралась на обсуждение насущных вопросов: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. Древние источники не дают информации о совете бояр как постоянно пребывающем государственном учреждении, но есть намеки, что он был и до князя Владимира.

С принятием христианства в совете князя появляются новые лица, епископы, но они не играли никакой существенной роли в принятии важных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земские бояре). Эта практика не была долгой, чуть позднее их присутствие было упразднено и далее в летописях о них ничего не слышно. Таким образом, после правления Владимира дума обретает более точные черты и имеет в своем составе только односословных представителей.

Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.

Состав боярской думы

В XII-XIV вв. состав княжеской думы несколько изменяется. В юго-западной Руси помимо бояр в думу начинают входить представители областной администрации - воеводы, тысяцкие. А в северо-восточной Руси общественные отношения складываются несколько иначе. Здесь в совет князя призываются бояре-начальники из отдельных подразделений дворцовой администрации. Понятно, что такая боярская дума имела переменчивый характер из-за часто сменяющихся лиц. В основном заседания носили только формальный характер, решение князя было уже принято, и бояре становились просто свидетелями выдачи какого-либо акта.

С образованием русского централизованного государства в XV веке боярскую думу представляют два чина - родовитые бояре, включая бывших удельных князей, и окольничие, избирающиеся из близкого окружения царя. Но уже через какое-то время появляется третий чин - думные дьяки. Это не родовитые, но весьма образованные чиновники, которые становятся основными исполнителями царской власти, занимаются делопроизводством всего аппарата боярской думы.

Права и полномочия думных дьяков способствовали преобразованию органов управления: теперь это не территориальное, а функциональное распределение дел. Впервые в приказах появляются судьи из бояр: приказ Казанского дворца, Ямской приказ. Думные дьяки специализируются также на выполнении специфических поручений - военных, финансовых, дипломатических.

В XVII веке основной состав боярской думы изменился и пополнился, теперь он был представлен родственниками царя и менее родовитыми дворянами, выдвинувшимися за счет личных заслуг. Но в дальнейшем вместе с сокращением полномочий и функций органа его численность уменьшается.

Важный государственный орган

Становление и укрепление боярской думы как важного государственного органа происходит при правлении московского князя Ивана III. Собиратель русских земель придавал особое значение своему совету, охотно выслушивая возражения и несогласия со своими решениями. Успех его предприятий нередко объясняется именно этими встречами.

В дальнейшем функции боярской думы по мере сложности поставленных государственных задач значительно расширяются. Она в действительности становится соправительствующим органом при монархе. В XV-XVI вв. дума представляет собой высший контролирующий орган государства, в руках которого сосредоточено все.

Царский Судебник 1550 года тщательно излагает функции боярской думы, но по факту ее полномочия нередко превышались. Через думу проходило все: принятие законов, международные отношения, вопросы государственной безопасности, судебные разбирательства, управление приказами, земельные дела, контроль государственных расходов и налогов, а также контроль местного управления.

Думская канцелярия

Документированные следы деятельности думы практически не сохранились. Какие-то документы уничтожались сознательно, в целях сокрытия правды от народа или из-за различных дворцовых интриг, какие-то уничтожались за ненадобностью. Большинство важных бумаг было утеряно при стихийных бедствиях, пожарах и войнах.

Конечно, некоторые вопросы просто и не требовали документального оформления, если носили тайный или частный характер. Например, такие, как организация торжества при дворе. Но если обсуждались вопросы учредительного характера, то все детали тщательно готовились и прописывались - составлялись проекты, справки, постановления. Также существовала и конфиденциальная переписка, и специальные записи по особым государственным деятелям, что являлось прототипом досье.

Основная часть времени заседания боярской думы посвящалась слушанию докладов комиссий. В зависимости от важности вопроса дела на рассмотрение могли поступить следующими путями: царю с боярами, боярам без царя, царю без бояр и царю в присутствии бояр. Каким способом доклад будет предоставлен, окончательное решение принимал Большой московский разряд. Это отделение, через которое проходили все документы. И оно выступало в роли посредника между верховной властью и приказами.

Итоговыми документами собрания становились царский указ и приказы боярской думы. На важных документах обязательно ставилась государственная печать, изображающая двуглавого орла. Все протоколы заседания вносились в опись архива и тщательно хранились в специальных переплетах.

Эпоха Ивана Грозного

Отрочество Ивана IV проходило в среде ожесточенной борьбы боярских родов за политическое влияние и главенство в думе. Шуйские, Глинские, Бельские, Телепневы-Оболенские, не гнушаясь никакими методами, старались прорваться к власти. Этот период охарактеризовал боярство как антигосударственную силу: казна постоянно разворовывалась, многочисленные казни, ссылки, смещения с постов. Как следствие, международная позиция государства существенно ослабла, а на внешних границах шли войны.

Неспокойное время оставило отпечаток на юном государе и в дальнейшем определило его отношение к боярству. В начале своего правления Иван Грозный применяет меры, чтобы ослабить позиции бояр старой аристократии, значительно увеличивая состав боярской думы. Царь также выделяет из нее верных людей, с которыми решает самые важные дела правления. Этот круг лиц называют «ближней думой».

С 1547 по 1560 год при Иване IV действует неофициальный совет, с помощью которого он проводит значимые реформы и на какое-то время оттесняет боярскую думу от управления и законодательства.

Земский собор и дума

Во времена правления Ивана Грозного появляется новый государственный орган - Земские соборы. Есть предположение, что идея организации собора принадлежит духовенству близкого окружения царя. Достоверную информацию о цели созыва первого Земского собора 1549 года источники не раскрывают. Исходя из документированной речи царя можно сделать вывод, что он был призван для стабилизации общества после всех предшествующих неурядиц. Конечно, только этой задачей собор не ограничивался. Он должен был поддерживать действующую политику власти и служить своего рода проводником между ней и народом.

К середине XVI века Земский собор и боярская дума - это два важных государственных органа власти при царе. В отличие от боярской думы собор до 1598 года имеет совещательное значение с редкими исключениями. Но в эпоху Смутного времени его роль значительно возрастает, он обладает реальной политической силой со всеми полномочиями.

Если первоначально Земский собор и боярскую думу представляли одни и те же лица с небольшой разницей, то в дальнейшем в составе собора будут находиться уже представители всех слоев населения.

С 1613 по 1622 год в условиях восстановления государства Земские соборы становятся постоянным действующим органом власти. Но к концу XVII века их значение постепенно ослабевает, на смену приходят односословные комиссии. За всю историю своего существования Земский собор собирался более 50 раз.

Смутное время

Период времени конца XVI - начала XVII века, после кончины Ивана Грозного, отмечается тяжелым кризисом в государстве, который затем выливается в Великую Смуту. Среди бояр опять начинается жесткая борьба за власть. За короткий срок сменяются несколько правителей. Приходящие на трон не желали считаться с управлением боярской думы, поэтому долго там не задерживались. Все это сопровождается упадком хозяйства, продолжительными неурожаями, голодом, народными волнениями и погромами.

В 1610 году к власти приходит боярская дума. И правление государства сосредоточивается в руках семи думских лидеров, которые никак не могли определиться в отношениях друг с другом в борьбе за власть. Их управление носило весьма противоречивый характер: принятые постановления постоянно менялись, передергивались, перекраивались. Бояре не могли совместно работать и сотрудничать. В какой-то момент даже было принято решение о передаче российского престола полякам. И этот факт показал всю несостоятельность думы. Ее авторитет как органа власти был сломлен. У общества не могло быть доверия к такой боярской думе, что добровольно отдавала престол иноземцу ради соблюдения своих интересов.

Решением Земского собора в 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смутному времени и стало компромиссом, который устроил всех.

Прекращение деятельности боярской думы

Ближе к середине XVII века боярская дума теряет свое былое значение и изживает себя. И если первый Романов на престоле еще как-то опирался на этот орган, то последующие цари все меньше прислушиваются к боярам и принимают самостоятельные решения. Россия становилась самодержавием. Таким образом, созданный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году приказ «Тайных дел» не подчиняется боярской думе и связанные с ним вопросы решаются без ее участия. Это была царская тайная канцелярия, осуществлявшая надзор за гражданскими и военными делами.

После отмены местничества в 1682 году роль боярской думы в системе государственной власти бесповоротно снижается. Из законодательного органа она становится бюрократическим, и ее правление при царе носит уже только формальный характер.

Окончательно свое существование боярская дума прекратила при правлении Петра I, когда столица была переведена в Петербург. Появление Сената в 1711 году лишь подчеркнуло ее ненадобность. Отмирающий бюрократический орган не нашел себе места в прогрессивном новом государстве.

БОЯ́РСКАЯ ДУ́МА , выс­ший со­вет при рус. князь­ях и ца­рях в 10 – нач. 18 вв. Тер­мин вве­дён в на­уч. обо­рот рос. ис­то­ри­ка­ми 18–19 вв. Сло­ва «ду­ма», «со­вет» (в ука­зан­ном зна­че­нии) и про­из­вод­ные от них «ду­мать», «со­ве­то­вать», «ду­мец», «со­вет­ник», а так­же «дум­ни­ца», «со­вет­ни­ца» (по­ме­ще­ние, где про­ис­хо­ди­ло за­се­да­ние Б. д.) и др. поя­ви­лись в ис­точ­ни­ках с 11 в. при опи­са­нии уч­ре­ж­де­ний или со­бы­тий, ко­то­рые бы­ли свя­за­ны с их дея­тель­но­стью, в т. ч. в бо­лее ран­ний пе­ри­од (на­чи­ная с 10 в.).

В Др.-рус. го­су­дар­ст­ве 10 – нач. 12 вв. на со­ве­ща­ни­ях ки­ев­ских кня­зей со стар­шей дру­жи­ной, а так­же с пред­ста­ви­те­ля­ми ро­до-п­ле­мен­ной зна­ти («стар­цы град­ские») об­су­ж­да­лись ме­ж­ду­кня­же­ские и ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ния, су­деб­но-адм. уст­рой­ст­во го­су­дар­ст­ва (в т. ч. при­ня­тие Рус­ской прав­ды ), во­про­сы о при­ня­тии хри­сти­ан­ст­ва и обес­пе­че­нии Церк­ви и т. п. На важ­ней­ших за­се­да­ни­ях при­сут­ст­во­ва­ли цер­ков­ные ие­рар­хи. Со­став, пре­ро­га­ти­вы и функ­ции, пе­рио­дич­ность и ме­сто со­зы­ва та­ких со­ве­тов оп­ре­де­ля­лись кня­зем-сю­зе­ре­ном, а так­же тра­ди­ци­ей в со­от­вет­ст­вии с об­стоя­тель­ст­ва­ми и кон­крет­ны­ми це­ля­ми. Чле­ны со­ве­тов уча­ст­во­ва­ли в кня­же­ских пи­рах, при­двор­ных це­ре­мо­ни­ях, при­сут­ст­во­ва­ли на кня­же­ском су­де, при пе­ре­го­во­рах кня­зей и за­клю­че­нии со­гла­ше­ний ме­ж­ду ни­ми. Раз­дроб­ле­ние Др.-рус. го­су­дар­ст­ва в 12 – нач. 13 вв. на са­мо­стоя­тель­ные кня­же­ст­ва (а по­след­них на удель­ные кня­же­ст­ва) во гла­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми разл. вет­вей ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей , ста­нов­ле­ние в кня­же­ст­вах бо­яр в ка­че­ст­ве гос­под­ство­вав­ше­го со­сло­вия ук­ре­пи­ли зна­че­ние Б. д. Ду­мы по­пол­ня­лись ли­ца­ми из бо­яр­ской эли­ты (в т. ч. ты­сяц­ки­ми ), в свя­зи с чем дея­тель­ность Дум ста­ла бо­лее ре­гу­ляр­ной.

Ус­та­нов­ле­ние за­ви­си­мо­сти рус. кня­жеств и зе­мель от Зо­ло­той Ор­ды и их ос­лаб­ле­ние по­влия­ли на судь­бу Б. д. В Сев.-Вост. Ру­си сер. 13 – сер. 15 вв. рез­кое со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти слу­жи­лых бо­яр, по­гиб­ших в пе­ри­од пан­де­мий и ор­дын­ских на­бе­гов 13–15 вв . (в осо­бен­но­сти до 1430-х гг.), а так­же ли­к­ви­да­ция к кон. 14 в. ин­сти­ту­та ты­сяц­ких в боль­шин­ст­ве кня­жеств при­ве­ли к уси­ле­нию ро­ли кня­зя-сю­зе­ре­на в оп­ре­де­ле­нии со­ста­ва, пред­ме­та и по­ряд­ка за­ня­тий Б. д. Раз­ви­тие кня­же­ско­го хо­зяй­ст­ва ук­ре­пи­ло в Б. д. по­зи­ции долж­но­ст­ных лиц, воз­глав­ляв­ших от­дель­ные его от­рас­ли, или пу­ти , – ко­ню­ше­го, столь­ни­ка, лов­че­го и др. По­сте­пен­ное оформ­ле­ние к кон. 14 в. ари­сто­кра­тич. вер­хуш­ки не­ти­ту­ло­ван­но­го бо­яр­ст­ва за­кре­п­ля­ло на­след­ст­вен­ный ха­рак­тер уча­стия её пред­ста­ви­те­лей в Б. д. и в гос. управ­ле­нии («ве­ли­кие», или «вве­дён­ные», боя­ре). На ан­нек­си­ро­ван­ных Ве­ли­ким кня­же­ст­вом Ли­тов­ским в кон. 13 – нач. 15 вв. рус. тер­ри­то­ри­ях (пре­им. за­пад­ных, юго-за­пад­ных, позд­нее – цен­траль­ных) Б. д. со­хра­ня­лись толь­ко в не­боль­ших удель­ных кня­же­ст­вах, при­над­ле­жав­ших князь­ям-Рю­ри­ко­ви­чам. В Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке и Псков­ской рес­пуб­ли­ке в от­сут­ст­вие на­след­ст­вен­ной кня­же­ской вла­сти не сфор­ми­ро­ва­лись и Б. д., из­вест­ной ана­ло­ги­ей им был Со­вет гос­под .

Клас­сич. об­лик Б. д. по­лу­чи­ла на за­вер­шаю­щем эта­пе об­ра­зо­ва­ния Рус. гос-ва в фор­ме мо­нар­хии с со­слов­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом (сер. 15 – сер. 16 вв.). Транс­фор­ма­ция Б. д. ста­ла со­став­ной ча­стью кар­ди­наль­ных пе­ре­мен в об­ще­ст­вен­но-гос. уст­рой­ст­ве стра­ны и в то же вре­мя – след­ст­ви­ем та­ких пе­ре­мен. С кон. 15 в. Б. д. – по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий выс­ший со­вет при го­су­да­ре. Её дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­лась в различ­ных фор­мах, функ­ции ка­са­лись всех сфер уп­рав­ле­ния, она име­ла об­шир­ные пре­ро­га­ти­вы. Сло­жи­лась ие­рар­хическая струк­ту­ра Б. д., по­сте­пен­но фор­ми­ро­ва­лись про­це­ду­ра её по­пол­не­ния и пра­ви­ла про­дви­же­ния по карь­ер­ной ле­ст­ни­це в Б. д., чле­ны Б. д. об­ла­да­ли фик­си­ро­ван­ным ста­ту­сом и ма­те­ри­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Вплоть до нач. 18 в. Б. д. за­ни­ма­ла выс­шую по­зи­цию в струк­ту­рах Го­су­да­ре­ва дво­ра . В сер. 16 – по­след­ней четв. 17 вв. «дум­ные чи­ны» со­став­ля­ли осо­бую, наи­бо­лее пре­стиж­ную и ак­тив­ную ку­рию зем­ских со­бо­ров . Б. д. бы­ла яд­ром со­ве­ща­ний бо­лее уз­ко­го со­ста­ва во гла­ве с мо­нар­хом по ост­рым во­ен­но-по­ли­тич., эко­но­мич. и др. про­бле­мам («вой­ско­вых» со­бо­ров 1471, 1550–70-х гг. и др.; «цер­ков­но-зем­ских» со­бо­ров 1580, 1584 и др.; со­ве­ща­ний 1660, 1662, 1663 с пред­ста­ви­те­ля­ми при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го ку­пе­че­ст­ва и го­ро­жан, и т. п.).

На­зна­че­ние в Ду­му («ска­зы­ва­ние» дум­но­го чи­на) её чле­нов за­кре­пи­лось с ру­бе­жа 15–16 вв., са­ма про­це­ду­ра фик­си­ру­ет­ся в ис­точ­ни­ках с кон. 16 в. В Б. д. с по­след­ней четв. 15 в. по на­зна­че­нию вхо­ди­ли боя­ре (выс­ший дум­ный чин), околь­ни­чие (сле­дую­щий по зна­чи­мо­сти чин), а по долж­но­сти – дво­рец­кие (ру­ко­во­ди­те­ли центр. ве­домств – Боль­шо­го двор­ца, позд­нее Боль­шо­го двор­ца при­ка­за и т. н. об­ла­ст­ных двор­цов ), обыч­но имев­шие чин боя­ри­на или околь­ниче­го, ка­зна­чеи, по­стель­ни­чие, лов­чие и др., со 2-й тре­ти 16 в. – крав­чие. В 16 в. для по­пол­не­ния Б. д. близ­ки­ми со­вет­ни­ка­ми мо­нар­ха из не­знат­но­го дво­рян­ст­ва и из чис­ла при­каз­ных дея­те­лей бы­ли вве­де­ны чи­ны дум­ных дво­рян (с 1517 из­вест­ны «де­ти бо­яр­ские, ко­то­рые у го­су­да­ря в ду­ме жи­вут», с 1551 – «стряп­чий в ду­ме», с 1564 – «дво­ря­не, ко­то­рые в ду­ме жи­вут») и дум­ных дья­ков (с 1532 из­вест­ны «ве­ли­кие дья­ки», с 1562 – «дум­ные дья­ки»). Дум­ный чин со 2-й пол. 16 в. имел и го­су­да­рев пе­чат­ник (хра­ни­тель цар­ской пе­ча­ти). В 17 в. в Б. д. по долж­но­сти вхо­ди­ли так­же ясель­ни­чие, стряп­чие с клю­чом и др. Дум­ные чи­ны по­лу­ча­ли в пер­вую оче­редь важ­ней­шие на­зна­че­ния вое­вод. С 16 в. они име­ли наи­выс­шие нор­мы «по­ме­ст­ных дач» (в т. ч. под­мос­ков­ных по­мес­тий) и ре­гу­ляр­но­го де­неж­но­го жа­ло­ва­нья. Тра­ди­ци­он­ным бы­ло пра­во дум­цев на су­деб­ное со­бор­ное раз­би­ра­тель­ст­во при уго­лов­ных и по­ли­тич. об­ви­не­ни­ях, за­фик­си­ро­ван­ное ца­рём Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем Шуй­ским в тек­сте кре­ст­ной гра­мо­ты 1606 и рас­ши­рен­ное им за счёт ря­да до­пол­ни­тель­ных га­ран­тий.

В кон. 15 в. чис­лен­ность Б. д. не пре­вы­ша­ла 15–18 чел. (с учё­том долж­но­ст­ных лиц), в прав­ле­ние вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча при не­зна­чит. рос­те чис­ла чле­нов Б. д. в ней сло­жи­лись про­пор­ции чи­нов (пре­об­ла­да­ли боя­ре, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1509–1518) и ге­неа­ло­гич. со­ста­ва (от 60 до 90% бо­яр бы­ли из ти­ту­ло­ван­ной зна­ти; сре­ди околь­ни­чих гос­под­ство­ва­ла не­ти­ту­ло­ван­ная знать моск. и твер­ских ро­дов). В сер. 16 в. Б. д. рез­ко рас­ши­ри­лась, ге­неа­ло­гич. про­пор­ции со­хра­ни­лись (при не­ко­то­ром умень­ше­нии до­ли бо­яр): в 1560–62 в ней со­стоя­ло бо­лее 60 чел. Каз­ни и ре­прес­сии зна­ти в го­ды оп­рич­ни­ны и дея­тель­но­сти осо­бо­го дво­ра ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го поч­ти вдвое со­кра­ти­ли со­став Б. д. Вме­сте с тем в ней рез­ко уси­ли­лись по­зи­ции не­знат­ных дум­ных дво­рян: в мар­те 1584 их бы­ло око­ло тре­ти в объ­е­ди­нён­ной ду­ме (об­ра­зо­ва­на при слия­нии осо­бой дво­ро­вой Б. д. Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и зем­ской Б. д., дей­ст­во­вав­шей в 1565–84 на тер­ри­то­ри­ях, не вклю­чён­ных ца­рём в со­став оп­рич­ни­ны), все они по­лу­чи­ли дум­ные чи­ны в осо­бом дво­ре или в оп­рич­ной ду­ме, ку­да вхо­ди­ли фа­во­ри­ты ца­ря в чи­не бо­яр или дум­ных дво­рян. В кон. 16 в. чис­лен­ность Б. д. поч­ти вос­ста­но­ви­лась (ок. 60 чел. в 1598), так же, как и её ге­неа­ло­гич. со­став (ти­ту­ло­ван­ных лиц бы­ло ок. 40%, воз­рос­ла до­ля ста­ро­мос­ков­ской не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти). Пред­ста­ви­те­ли бо­лее 110 фа­ми­лий по­лу­чи­ли в те­че­ние 16 в. на­зна­че­ния в Б. д., ок. 50% из них – ти­ту­ло­ван­ные ли­ца се­ми кня­же­ских до­мов Рю­ри­ко­ви­чей (кня­зья Обо­лен­ские и Чер­ни­гов­ские, Рос­тов­ские, Ря­зан­ские, Суз­даль­ские, Ста­ро­дуб­ские, Твер­ские, Яро­слав­ские), вы­ход­цы из не­ко­то­рых ли­ний смо­лен­ских Рю­ри­ко­ви­чей и че­ты­рёх вет­вей ли­тов. Ге­ди­ми­но­ви­чей . Пред­ста­ви­те­ли ок. 30 кня­же­ских фа­ми­лий по­лу­ча­ли толь­ко бо­яр­ский чин, ли­ца из не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти на­чи­на­ли карь­е­ру в Б. д. с чи­на околь­ни­че­го. К кон­цу Смут­но­го вре­ме­ни по­зи­ции и ав­то­ри­тет Б. д. рез­ко ос­лаб­ли и вос­ста­но­ви­лись лишь в 1620-е гг. Во 2-й пол. 17 в. чис­лен­ность Б. д., в си­лу раз­но­на­прав­лен­ных по­ли­тич. фак­то­ров, не­ук­лон­но рос­ла (59 чел. в 1648/49, 79 чел. в 1662/63, 108 чел. в 1675/76, 180 чел. в 1688/89) на фо­не опе­ре­жаю­ще­го рос­та чис­ла околь­ни­чих, дум­ных дво­рян и дья­ков (в це­лом в 1670–80-е гг. со­став­ля­ли бо­лее 60% Ду­мы), зна­чит. «ухуд­ше­ния» её ге­неа­ло­гич. со­ста­ва (св. 20 фа­ми­лий ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти по­лу­ча­ли в 17 в. толь­ко бо­яр­ский чин, в Ду­му вхо­ди­ли ещё ок. 15 «дум­ских» по тра­ди­ции фа­ми­лий, при этом вы­дви­ну­лись де­сят­ки вто­ро- и третье­сте­пен­ных в 16 в. фа­ми­лий и ро­дов) и но­во­го по­сте­пен­но­го об­ще­го па­де­ния ро­ли Б. д. в жиз­ни го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при од­но­вре­мен­ном воз­рас­та­нии ро­ли мо­нар­ха. Для лиц из но­вых фа­ми­лий (осо­бен­но фа­во­ри­тов) бы­ла ти­пич­ной по­сле­до­ва­тель­ная карь­е­ра от дум­но­го дво­ря­ни­на до боя­ри­на.

Б. д. за­се­да­ла ре­гу­ляр­но, обыч­но во гла­ве с го­су­да­рем (напр., от 3 до 5 дней в не­де­лю в сер. 17 в.). В пол­ном со­ста­ве за­се­да­ния Б. д. про­ис­хо­ди­ли за­мет­но ре­же, чем со­ве­ща­ния мо­нар­ха с бо­лее уз­ким кру­гом при­бли­жён­ных со­вет­ни­ков – Ближ­ней ду­мой . По­ве­ст­ка за­се­да­ний фор­ми­ро­ва­лась го­су­да­рем, а так­же за­про­са­ми из при­ка­зов . Б. д. не име­ла кан­це­ля­рии, отд. де­ло­про­из­вод­ст­ва, её ре­ше­ния (а по­рой и осн. точ­ки зре­ния при об­су­ж­де­нии) за­пи­сы­ва­лись дья­ка­ми при­ка­зов, по­дав­ших за­прос. На за­се­да­ни­ях Б. д. её чле­ны со­вме­ст­но с го­су­да­рем при­ни­ма­ли «при­го­во­ры». Дей­ст­во­ва­ли так­же «дум­ские» ко­мис­сии (со­стоя­ли це­ли­ком из чис­ла дум­цев или воз­глав­ля­лись чле­на­ми Б. д.), дум­цы воз­глав­ля­ли ряд при­ка­зов (к кон. 16 в. – ок. 15 при­ка­зов, с сер. 17 в. – бо­лее 25). «Дум­ские» ко­мис­сии ру­ко­во­ди­ли об­щи­ми и уезд­ны­ми во­ен. смот­ра­ми, где про­ис­хо­ди­ло «вер­ста­ние» зе­мель­ным ок­ла­дом и де­неж­ным ок­ла­дом слу­жи­лых дво­рян, ка­за­ков и др. (1552, 1555–56, 1598, 1605–06 и др.); под­го­тав­ли­ва­ли с пред­ва­рит. ут­вер­жде­ни­ем ус­тав сто­ро­же­вой служ­бы (1571 и др.), про­ек­ты со­ору­же­ния за­сеч­ных черт (со 2-й пол. 16 в.); фор­ми­ро­ва­ли пол­ки но­во­го строя (2-я треть 17 в.); при­ни­ма­ли ре­ше­ния по строи­тель­ст­ву кре­по­стей. «Дум­ской» ко­мис­си­ей яв­ля­лась и дей­ст­во­вав­шая в кон. 17 – нач. 18 вв. Рас­прав­ная па­ла­та.

Чле­ны Б. д. со 2-й пол. 15 в. при­сут­ст­во­ва­ли на су­де ве­ли­ко­го или удель­но­го кня­зя, со­став­ляя су­деб­ную ку­рию при нём. Но ча­ще (не позд­нее 2-й тре­ти 16 в.) в ка­че­ст­ве выс­шей су­деб­ной ин­стан­ции в Мо­ск­ве вы­сту­па­ли суд­ные «бо­яр­ские ко­мис­сии», раз­би­рав­шие де­ла в за­ви­си­мо­сти от адм.-терр. при­над­леж­но­сти «тя­жу­щих­ся» сто­рон («боя­ре, ко­то­рым ко­то­рые го­ро­ды при­ка­за­ны») или же от юри­дич. ква­ли­фи­ка­ции («боя­ре, ко­то­рым раз­бой­ные де­ла при­ка­за­ны»). Дум­цы уча­ст­во­ва­ли в Сто­гла­вом со­бо­ре 1551, на ко­то­ром, по­ми­мо соб­ст­вен­но тек­ста Сто­гла­ва, бы­ли ут­вер­жде­ны Су­деб­ник 1550 (см. в ст. Су­деб­ни­ки 15–16 вв .) и ус­тав­ная зем­ская гра­мо­та. Со­глас­но Су­деб­ни­ку 1550 (ст. 88), Б. д. в обя­за­тель­ном по­ряд­ке со­уча­ст­во­ва­ла в про­цес­сах за­ко­но­твор­че­ст­ва и ко­ди­фи­ка­ции пра­ва. Она вме­сте с цер­ков­ны­ми со­бо­ра­ми при­ня­ла уло­же­ния 1580, 1584 о судь­бах церк. зем­ле­вла­де­ния. Осо­бые ко­мис­сии во гла­ве с дум­ца­ми го­то­ви­ли текст Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 , про­ек­ты ре­форм «го­су­да­ре­вых рат­ных и зем­ских дел» (1681–82) и т. п. Дум­цы ру­ко­во­ди­ли так­же ра­бо­та­ми по ко­ди­фи­ка­ции пра­ва в рам­ках ком­пе­тен­ции ру­ко­во­ди­мых ими центр. ве­домств, в ре­зуль­та­те со­став­ле­ны «су­деб­ные», «ус­тав­ные» и «указ­ные» кни­ги сер. 16 – сер. 17 вв. Чле­ны Б. д. по­сто­ян­но уча­ст­во­ва­ли во всех двор­цо­вых це­ре­мо­ни­ях и приё­мах. При дли­тель­ных по­езд­ках мо­нар­ха в 16–17 вв. (по мо­на­сты­рям, двор­цо­вым име­ни­ям, во вре­мя во­ен. по­хо­дов) часть Б. д. со­про­во­ж­да­ла его, а на­зна­чен­ная го­су­да­рем ко­мис­сия из чле­нов Б. д. (до 1569 не­ред­ко во гла­ве с удель­ным кня­зем из моск. вет­ви Рю­ри­ко­ви­чей) воз­глав­ля­ла те­ку­щее уп­рав­ле­ние и бы­ла выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей. На за­се­да­ни­ях Б. д. (по­рой пред­ше­ст­во­вав­ших зем­ским со­бо­рам, напр., в 1566, 1621, 1653) рас­смат­ри­ва­лись клю­че­вые во­про­сы вой­ны или ми­ра (пе­ре­ми­рия), круп­но­мас­штаб­ных во­ен. дей­ст­вий, го­су­да­ре­вых по­хо­дов и др. Ди­пло­ма­тич. пе­ре­го­во­ры с иностр. де­ле­га­ция­ми в Мо­ск­ве, на разл. по­соль­ских съез­дах ве­лись ко­мис­сия­ми (с пра­вом за­клю­че­ния пред­ва­рит. со­гла­ше­ний), со­сто­яв­ши­ми из чле­нов Б. д. Дум­цы раз­но­го ста­ту­са воз­глав­ля­ли обыч­но рус. по­соль­ст­ва в др. го­су­дар­ст­ва. Б. д. уча­ст­во­ва­ла так­же в цер­ков­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях (ос­но­ва­ние Ка­зан­ской епар­хии в 1555, уч­ре­ж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва и рас­ши­ре­ние чис­ла ка­федр в 1589, осу­ж­де­ние и ли­ше­ние са­на пат­ри­ар­ха Ни­ко­на , об­су­ж­де­ние во­про­сов внут­рен­не­го цер­ков­но­го уст­рой­ст­ва на цер­ков­ном со­бо­ре 1666–67 и др.). В Смут­ное вре­мя, по­сле свер­же­ния ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го, «се­ми­бо­яр­щи­на» , со­сто­яв­шая из вид­ных пред­ста­ви­те­лей Б. д., на­хо­див­ших­ся то­гда в Мо­ск­ве, ре­аль­но (июль – окт. 1610), а за­тем и фор­маль­но (ко­нец окт. 1610 – окт./но­яб. 1612) яв­ля­лась выс­шим ин­сти­ту­том гос.-по­ли­тич. вла­сти в стра­не. «Се­ми­бо­яр­щи­на» 17(27).8.1610 за­клю­чи­ла до­го­вор о при­зна­нии рус. ца­рём польск. ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (бу­ду­ще­го польск. ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV ).

В пе­ри­од ста­нов­ле­ния са­мо­дер­жа­вия зна­че­ние Б. д., ко­то­рая по спо­со­бу фор­ми­ро­ва­ния бы­ла ин­сти­ту­том пред­ста­ви­тель­ст­ва ти­ту­ло­ван­ной и не­ти­ту­ло­ван­ной ари­сто­кра­тии, па­да­ло, её за­се­да­ния про­ис­хо­ди­ли зна­чи­тель­но ре­же, умень­шил­ся чис­лен­ный со­став Б. д. (138 чел. в 1696/97, 48 чел. в 1713). В 1713 Б. д. пе­ре­ста­ла функ­цио­ни­ро­вать (ли­к­ви­да­ции Б. д. спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­ние в 1711 Се­на­та ). Впо­след­ст­вии со­ве­ща­тель­ные функ­ции при рос. мо­нар­хах ис­пол­ня­ли Вер­хов­ный тай­ный со­вет (1726–30), Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41 , Кон­фе­рен­ция при Вы­со­чай­шем дво­ре (1756–1762),

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.3 Сущность Боярской Думы

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Компетенции Думы

2.2 Состав Боярской Думы

2.3 Порядок заседания и принятия решений

2.4 Документирование деятельности Думы

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства

3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства. В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что произошедшее уже более десяти лет назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-политическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

Исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.


ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси

В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.

1.2 Боярская Дума как сословный орган

Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия Боярской Думы позволяет некоторым исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Даже в начале каждого закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.» Т.е. указывал все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались 1 . Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса. 2 Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

На первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно- монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в.делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.

Таким образом, все выше указанные предпосылки ведут к созданию в середине XVI в. в России сословно- представительной монархии, где функции сословно - представительного органа выполняли Земские соборы.

Сословно - представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил - дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.

Похожие статьи