Сословно представительная монархия примеры стран. Сословно-представительная монархия – кратко. Средневековый мир в терминах, именах и названиях

При описании политической системы и институтов европейских держав в Средние века мы нередко сталкиваемся с понятием «сословная монархия». Такая форма государственного устройства была характерна для Франции, России, Германии и т. д. В данной статье обсудим, что такое «сословная монархия», рассмотрим ее особенности и воплощение на примерах средневековых стран.

Определение понятия

Монархия - это форма управления государством, при которой верховная власть находится в руках одного человека и передается по наследству. Традиционно она делится на несколько видов: абсолютная, раннефеодальная, вотчинная, сословно-представительная, теократическая. Итак, что такое сословная форма управления государством, которая была распространена в западноевропейских державах в Средние века. Она характеризуется участием представителей разных (или одного) сословий в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и совещательные функции.

Характеристика

1. Ограниченность власти монарха.
2. Деление населения государства на сословия.
3. Централизация управления.
4. Наличие политически активных выходцев из различных сословий.
5. Разграничение функций по управлению государством между монархом и представительным органом.

Для того чтобы лучше понять, что такое сословная монархия, следует рассмотреть ее характеристики на примерах средневековых стран.

Сословная монархия в Англии

Данная форма управления сложилась в Англии к XIII в. До этого времени в стране уже оформились феодальные сословия. Верхушка общества состояла из баронов. Значительную роль в экономической жизни Англии начало играть дворянство. Кроме того, свои позиции усилили джентри и городская верхушка. При Иоанне Безземельном феодальные сословия начали борьбу против верховной власти. Уже в 60-е гг. XIII в. она переросла в гражданскую войну. Итогом этой борьбы было создание в 1295 году «Образцового» парламента. В его состав входили крупные духовные и светские феодалы. В период сословно-представительной монархии функции английского парламента заключались в определение размера податей и в контроле за высшими должностными особами. Позднее этот орган участвовать в принятии законов. В XIV в. при Эдуарде III парламент был разделен на две палаты: общин и лордов. Первая состояла из рыцарей и мещан, вторая - из баронов или наследственных пэров (в более поздний период).

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. С 1484 года он стал называться Генеральными штатами. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. В составе Генеральных штатов были представлены все три французских сословия (духовенство, дворянство и «третье»). Король, как правило, использовал Генеральные штаты для поддержки в разных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласие или утверждение данного органа. также могли обращаться к представителю высшей власти с просьбами или протестами. Выходцы из разных сословий собирались и обсуждали вопросы раздельно. Это не исключало конфликты между социальными группами. С конца XIII в. во Франции начинают собираться провинциальные (местные) штаты. Большую роль среди них в XV в. играл Парижский парламент.

В России такая форма управления возникает в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские соборы не ограничивали власть царя. Этот орган власти включал в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных лиц из числа мещан и дворян. Органы сословной монархии в России созывались особым приказом царя. были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов вступили на престол по приглашению Земского собора.

С 30-х годов XVI в. в России существовала Активнее всего она формировалась в период Приказы были и судебными, и административными органами власти и создавались во всех территориальных единицах.

Сословная монархия в Германии

Главным сословно-представительным органом власти в Германии был Рейхстаг. В отличие от подобных учреждений в Англии и Франции, он состоял исключительно из «имперских чинов», которые не могли стать выразителем интересов всего народа. Рейхстаг оформился к XIV в. и включал в себя три курии: имперских князей, курфюрстов, имперских городов. Главную роль в жизни государства играла первая. Курия не имела решающего голоса в каких-либо вопросах. Ее деятельность была подчинена политике князей.

Рейхстаг созывался императором два раза за год. Представители разных курий собирались и принимали решения отдельно. Строго определенных функций у Рейхстага не было. Этот орган совместно с императором обсуждал внешнеполитические, военные, финансовые или территориальные проблемы. Однако влияние его на государственные дела было минимальным.

Выводы

Таким образом, чтобы понять, что такое сословная монархия, необходимо проанализировать ее функционирование на примерах разных стран. В рассмотренных государствах власти сложились к XIII - XV вв. В их состав, как правило, входили представители всех сословий. Однако во время принятия каких-либо решений главное слово было за дворянством и духовенством.

Форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в XIII-XIV вв. в ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства в Западной Европе (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). В России сословное представительство существовало в виде Земских соборов XVI-XVII вв. Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.


Смотреть значение Сословная Монархия (сословно-представительная Монархия) в других словарях

Монархия — ж. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино- или само- державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх м. единодержавный........
Толковый словарь Даля

Монархия — монархии, ж. (греч. monarchia - единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при к-рой верховная........
Толковый словарь Ушакова

Монархия Ж. — 1. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю - монарху. 2. Государство с такой формой правления.
Толковый словарь Ефремовой

Власть Представительная
Политический словарь

Демократия Представительная — - опосредованное участие граждан в принятии решений, выбор ими своих представителей в органы власти.
Политический словарь

Монархия — (от греч. monarchia - единовластие) - государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или........
Политический словарь

Монархия Абсолютная характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,........
Политический словарь

Монархия Дуалистическая — - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентской. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. При М.д. власть........
Политический словарь

Монархия Конституционная
Политический словарь

Монархия Парламентская — - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция........
Политический словарь

Абсолютная Монархия — - разновидность монархической формы правления,
государство, в котором
монарх (
царь, король,
император, шах) в своей высшей власти не ограничен конституцией,........
Экономический словарь

Монархия — -и; ж. [греч. monarchia - единовластие]
1. Форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха. Абсолютная, конституционная........
Толковый словарь Кузнецова

Дуалистическая Монархия — (от лаг dualis -двойственный) - в науке конституционного
права - один из видов конституционной монархии, исторически переходная
форма от абсолютной монархии к парламентарной.........
Экономический словарь

Конституционная Монархия — - разновидность монархической формы правления,
государство, в котором
власть
монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом).........
Экономический словарь

Монархия — (греч. monarchia - единовластие) -
форма правления, при которой верховная
власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в
руках единоличного главы........
Экономический словарь

Парламентарная Монархия — - один из двух видов конституционной монархии (
наряду с дуалистической). П.м. характеризуется тем, что
монарх выполняет свои функции чисто номинально.
Правительство........
Экономический словарь

Представительная Власть — - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном........
Экономический словарь

Абсолютная Монархия — - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной,........
Юридический словарь

Демократия Прямая И Представительная — - две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти........
Юридический словарь

Дуалистическая Монархия — (от лат. dualis - двойственный) - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. также Монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной........
Юридический словарь

Конституционная (ограниченная) Монархия — - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые........
Юридический словарь

Конституционная Монархия — - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно........
Юридический словарь

Монархия — (гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия........
Юридический словарь

Ограниченная Монархия
Юридический словарь

Ограниченная Монархия — - см. Конституционная монархия.
Юридический словарь

Парламентарная Монархия — - один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической монархией). Характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство........
Юридический словарь

Представительная Власть — - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном........
Юридический словарь

Представительная Демократия — - см. Демократия.
Юридический словарь

Сеньориальная (феодально-раздробленная) Монархия — Форма правления феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета - вассалитета, при которой политическая власть была разделена между монархом и феодалами........
Юридический словарь

Сословно-представительная Монархия — - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI - сер. XVII вв.
Юридический словарь

Существует две формы государственного правления: республика и монархия.

Сословно-представительная монархия это форма феодальной монархии, при которой власть правителя сочетается с органами сословного представительства.

Западно-европейские сословные органы в основном сформировались в XII–XV вв.

Смотри; Таблица. Европейские сословно-представительные органы

В XVI-XVII вв. сословно-представительная монархия сменяется абсолютизмом.

В России органами сословного представительства были Земские соборы .

Земский собор собрание, созванное царем для обсуждения важных вопросов жизни страны и состоявшее из высших церковных иерархов («Освящённый собор»), бояр (Боярская дума) и высокопоставленных чиновников (думных дворян и дьяков и начальников приказов, дворецкого, казначея и др.), а также в ряде случаев дворян, горожан (в XVII в.) и казаков (представители Земли) .

Первый созыв –1549 г. или 1550 г.

Последний:

- 1653 г. полноценный, когда присутствовали все сословия собора (о принятии в состав России Левобережной Украины);

- 24.04.1682 (для утверждения царем Петра I), 26.05.1682 (для утверждения царями Петра I и Ивана V)или 1683-1684 гг. (о вечном мире с Польшей)– когда были приглашены только представители определенных сословий.

В состав соборов XVI в. включались лица по своему служебному положению и принадлежащие к тому сословию, чей вопрос рассматривался. Государь сам перечислял те сословия, которые он хотел бы видеть на соборе.

Соборы XVII в. созывались по царским грамотам, рассылавшимся по городам к воеводам или губным старостам, с призывом прислать в Москву выборных людей для совета (от горожан, казаков и дворян).

Вскоре выборные люди уже не представляли определенную местность, а только информировали царскую власть о положении дел на местах (XVII в.) .

Смотри: Таблица. Типы вопросов, решавшихся на Земских соборах в России в XVI-XVII вв.

Российские Земские соборы середины XVI–XVII вв. следует сравнивать не с современными им западноевропейскими представительными учреждениями, а с теми же органами XIII–XV вв. Потому, что сословно-представительная монархия формируется в период образования централизованных государств и помогает монархам укрепить их власть. В Европе это – XIII–XV вв.

В России Земские соборы появились при Иване IV, пытавшимся уничтожить последние уделы, а в XVII в. земские собрания помогали восстановить ослабленную в результате Смуты центральную власть.

Общие черты российских и европейских сословно-представительных органов :

1. Отсутствие четких законов (хартий), регулировавших созыв и деятельность представительных органов. Исключение – Англия.


2. Условная сословная представительность из-за отсутствия представителей крестьянства . Исключение – Испания.

3. Принятие решений о внешнеполитической, налоговой и законодательной деятельности, как правило, одобрявших решение монарха .

Особенности Земских соборов:

1. Отсутствие четкой организационной оформленности . В Европе «третье сословие» составляло отдельную палату, в России выборные делегаты обсуждали вопросы по группам («статьям»): стольников, московских дворян, стрельцов и и.д. А Освященный собор и Боярская дума функционировали как в составе от земского собора, так и независимо от него.

2. Земские соборы – условные органы сословного представительства из-за окончательного оформления сословий только во 2/2 XVIII в. (в Жалованных грамотах Екатерины II).

3. кратковременность существования: 100 лет (1549/1550–1653 гг.) или чуть более 130 лет (1549/1550–1684 гг.) .

Пройдя процесс легитимации, т.е. получив общественную поддержку, монархия перестала опираться на Земские соборы и Патриарх Никон посоветовал Алексею Михайловичу их больше не созывать, т.к. «умаляют они достоинство царское». Со второй половины XVII в. начинает формироваться и оформляется в начале XVIII в. абсолютная монархия.

– тип государства, основанного на разделении подданных на известные разряды, отличающиеся друг от друга правами и обязанностями. Не говоря уже о монархиях древнего мира , сословными являлись все средневековые европейские государства с их феодальными привилегиями, городскими вольностями, закрепощенным крестьянством и рабством.

Сам характер правления при этом может быть далеко не одинаков.Сословные начала могут сильно проникнуть в жизнь как при монархии абсолютной , так и ограниченной идаже при республиканском устройстве; пример последнего представляет польская Речь Посполитая, целиком построенная на исключительно шляхетских привилегиях, на политическом всемогуществе военно-землевладельческого сословия, присвоившего себе одному именование народ и принизившего остальную массу населения.

Открытие сословно-представительного собрания - генеральных штатов - 5 мая 1789, в начале Французской революции. Картина Огюста Куде, 1839

В средневековой Англии стремление к насильственным захватам со стороны королей-норманнов и Плантагенетов вызвало совместный отпор феодального рыцарства и горожан и создало парламентское правление, воплотившее в себе сословно-представительный принцип. При Иоанне Безземельном (в 1215 г.) была издана Великая Хартия , ограничивающая королевскую власть в пользу аристократии. При следующем короле, Генрихе III , предводитель недовольных баронов, Симон Монфор , уже призывает в парламент не только вельмож духовных и светских (верхняя палата лордов), но также представителей низшего дворянства и городов (нижняя палата общин).

Во Франции обстоятельства, наоборот, способствовали упрочению неограниченной королевской власти (осторожный образ действий королей, рознь между дворянством и городами); но и здесь мы видим сословное представительство в лице государственных чинов или генеральных штатов (états généraux), игравших видную политическую роль в XIV в. (эпоха внутренних смут и несчастных войн с Англией) и затем не созывавшихся с 1614 по 1789 г., когда сословное представительство (дворянство, духовенство, города, – noblesse, clergé, tiers-état) уже обращается во всенародное .

Такой же характер уже в XIX веке путем мирных преобразований постепенно приобретает английская палата общин через расширение избирательного права на новые слои населения (городские рабочие, крестьянство).

Система сословного представительства существовала также в Нидерландах, в Испании (кортесы ), в различных владениях Габсбургов (Австрия, Богемия и т. д.) и повсюду более или менее преобразовалась позднее в современный парламентаризм.

Земский собор - сословно-представительный орган Московской Руси. Картина С. Иванова

Сейм Царства Польского , созданный царём

Большую часть своей задокументированной истории развитые государства управлялись той или иной формой монархии. В начале древние племена принимали все важные решения на племенных советах, в которых на равных условиях участвовала большая часть жителей. Но с развитием поселений чаще всего получалось так, что власть принимали (а зачастую и брали силой) лидеры, которые и становились первыми монархами.

Небольшие и простые по своему устройству протогосударства вполне могли управляться одним человеком. Однако рост их территорий, населения, а также структуры, создавали необходимость в разделении обязанностей. Так появляются классы, из которых позже сформируются сословия. Одним жителям государства предстояло возделывать землю, другим - охранять государство, третьим - вести судебные дела, четвертым - заниматься , пятым - торговать. Высшая власть при этом по-прежнему принадлежала верховному правителю, то есть монарху.

Вместе с усилением страны росло и влияние классов/сословий, однако они по-прежнему не имели прямых управления государством. Причем отдельные представители сословий сосредотачивали в своих руках огромную власть. История знает немало примеров, когда армии отдельных дворян во времена превосходили по силе королевские армии, а обычные торговцы с легкостью ссужали деньги на жизнь беднеющего королевского двора. При этом, никто по-прежнему не был застрахован от принятия монархом непопулярных решений, которые могли нанести ущерб благосостоянию и даже жизни жителей страны. В этот момент возникают предпосылки для появления сословно-представительской монархии.

Как работает сословно-представительская монархия?

Сословно-представительная - самый органичный способ передачи части власти лишенным ее. Способы достижения этой цели могут быть разными: как мирными, так и военными. Таким образом, в результате реформ, дворцовых переворотов или вооруженных восстаний, возникают сословно-представительские монархии.

При сословно-представительской монархии верховный правитель уже не обладает всей полнотой власти. Управление государством разделяется с представителями сословий. Формы и степень их влияния на принятие решений могут быть разными.

В одних случаях монарх устраняется от решения важных государственных вопросов совсем и эта обязанность ложится на постоянно функционирующий орган власти (парламент, Генеральные штаты, сейм и т. д.), в который входят выборные представители всех или только наиболее влиятельных сословий.

В других случаях собрание представителей сословий имеет временный характер: они могут собираться периодически, только для принятия важнейших решений. Первым примером возникновения такой формы правления в России стало царствование Ивана Грозного, который собрал Земский собор, участниками которого стали представители всех слоев общества, исключая крепостных крестьян.

Похожие статьи