Склонность к импульсивному поведению. Экстраверсия - интроверсия. Защита дипломной работы – миссия выполнима

Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.

Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.

В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.

Импульсивное поведение и его виды

Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:

  • клептомания – болезненная тяга к воровству;
  • игромания – патологическое влечение к азартным играм;
  • импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
  • пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
  • импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
  • импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.

Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.

Импульсивное поведение в детском возрасте

Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.
В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.

Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.

Выявление

Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:

  • импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
  • пациент не может контролировать собственное поведение;
  • больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
  • после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.

Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.

Методы борьбы

Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.

Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.

Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.

Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.

Инстинкты механическая память ценностные ориентации музыкальный слух

Отрицанием регрессией вытеснением подавлением

А.Н.Леонтьев С.Л.Рубинштейн К.К.Платонов А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это: воспитанность авторитет задатки равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в гештальтпсихологии в гуманистической психологии в бихевиоризме в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: интровертированного экстравертированного интропунитивного шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности: интропунитивный интровертированный экстравертированный экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: рационализацией идентификацией сублимацией вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно» «Я» «Сверх-Я» «Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности: психогенетический социогенетический биогенетический двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует: уровень притязаний локус контроля самооценка самоотношение

Индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

В приписывании другим людям собственных чувств в ориентации поведения на доступную цель в отрицании реальных фактов в выборе поведения, противоположного подавленному

К.Роджерс А.Маслоу Г.Олпорт З.Фрейд

Г. Олпорт Г. Айзенк К. Роджерс К. Левин

Мотив потребность интерес склонность

Гештальтистов фрейдистов бихевиористов когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует: индивидуальный стиль деятельности креативность мотивационная направленность средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это: темперамент характер способности направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию: психогенетическому социогенетическому биогенетическому двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются): темперамент характер способности направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт-это: холерик меланхолик сангвиник флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это: индивид личность субъект деятельности индивидуальность

2 индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

2 убеждения мировоззрение установка интерес

2 А.Маслоу Д.Мак-Клелланда А.Акоффа Ж.Годфруа

2 влиянием мировоззрение личностным смыслом потребностью

2 установка притязание мировоззрение личностный смысл

БИЛЕТ №11

1. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении, называют:

2. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется:

3. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

1. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:

2. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

· способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия

· совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе

· совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов

· индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности

1. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:

2. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

3. После употребления алкоголя

1) Время реакции увеличивается

2) Время реакции уменьшается

1. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:

2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

3. Факторы риска при вождении автомобиля

Использование телефона во время движения

Виды и методы борьбы с импульсивным поведением

Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.

Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.

В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.

Импульсивное поведение и его виды

Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:

  • клептомания – болезненная тяга к воровству;
  • игромания – патологическое влечение к азартным играм;
  • импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
  • пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
  • импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
  • импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.

Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.

Импульсивное поведение в детском возрасте

Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.

В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.

Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.

Выявление

Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:

  • импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
  • пациент не может контролировать собственное поведение;
  • больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
  • после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.

Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.

Методы борьбы

Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.

Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.

Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.

Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.

Психология. Личность, её структура и направленность. Тест для самопроверки

Решение тестов онлайн

На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине «Психология».

Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов».

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами - это:

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, - это:

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

в гуманистической психологии

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

14. Суть проекции заключается:

в приписывании другим людям собственных чувств

в ориентации поведения на доступную цель

в отрицании реальных фактов

в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

16. Основоположником теории черт является:

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

19. Человека как индивида характеризует:

индивидуальный стиль деятельности

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, - это:

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт-это:

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» - самым широким по содержанию является понятие:

26. Высший регулятор поведения – это:

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

Диплом на заказ из социальных сетей

Социальные сети стали не только средством общения, но и средством заработка. Набрав в поиске социальной сети «диплом на заказ», мы получим несколько десятков, а может и сотен предложений. Попытаемся разобраться у кого из них можно заказывать работы, а у кого - нет.

Рецензия на диплом онлайн

Ищите образец рецензии к диплому? Вы на верном пути! Наш бесплатный сервис “Рецензия на диплом онлайн” позволяет создать образец внешней рецензии за 5 минут. Для этого Вам достаточно заполнить необходимые поля и нажать клавишу “Сформировать”.

Тесты онлайн сдаем самостоятельно

В одной из своих статей я уже писал об электронных тестах или как их еще называют тесты онлайн. Здесь хотелось бы дать несколько полезных советов студентам, сдающим тесты РАНХиГС (ВВАГС).

Диплом на заказ в правильной организации

Прочитав данную статью, Вы сможете: понять как выбрать исполнителя, который поможет Вам написать диплом; на что нужно обратить внимание при заключении договора. И, главное, у кого ни в коем случае не стоит заказывать написание диплома.

Как написать диплом не выходя из … Интернета?!

Ещё несколько лет назад, чтобы написать диплом нужно было сходить в читальный зал, перечитать десятки книг, журналов, выписать нужный материал для дипломной работы или купить недостающий материал в книжном магазине. Словом потратить много времени, денег и собственных сил.

Защита дипломной работы – миссия выполнима!

Кульминацией любого образования является получение документа, свидетельствующее об этом. Для любого студента защита дипломной работы – итог нескольких лет учебы, открывающий двери в самостоятельную рабочую жизнь.

Правильная организация работы над дипломом

Материал о целесообразности и необходимости заказать написание дипломной работы в специализированной фирме. Обоснование преимуществ в части экономии времени.

ООО «АССИСТЕНТ ГРУПП» | Полное или частичное копирование контента сайта запрещено!

Приднестровский государственный университет им Т.Г. Шевченко

Методические материалы по педагогической психологии.

Анализ фильма «Хористы».

Рефлексия курса «педагогической психологии».

Альтернативное решение - одно из возможных решений некоторой проблемы, столь же правдоподобное, как и другие решения.

Абсорбция Абсорбция (от лат. absorptio поглощение) характеристика личности. Восприимчивость индивида к особым состояниям сознания (гипнозу, наркотикам, медитации). В обычных ситуациях проявляется в повышении уровня фантазирования. Показано, что абсорбция связана с другими личностными характеристиками (положительно с разноплановостью мотивов, социальной приспособляемостью, образностью мышления, коммуникативностью, тревожностью, а также со слабостью и динамичностью нервной системы; отрицательно с самоконтролем, социальным статусом в малой группе, уровнем притязаний, а также с подвижностью нервной системы). Литература. ГримакЛ.П. Моделирование состояний человека в гипнозе.

Альтруизм- моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе других людей, готовность жертвовать для них личными интересами.

Апатия - состояние безразличия, отсутствие интереса, равнодушие.

Бихевиоризм Бихевиоризм (от англ. behaviour поведение).В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какимилибо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Ведущая деятельность Ведущая деятельность теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1.Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2.Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве; 3.Сюжетноролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность школьников; 5.Профессионально-учебная деятельность.

Внимание Внимание процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых

раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Внушаемость - особая податливость человека внушению - воз­действию окружающих людей, без критической оценки этого воздействия.

Воображение Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности

Воспитание - процесс передачи старшими поколениями соци­ально-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки к жиз­ни и самостоятельному труду.

Гештальт. Гештальт (от нем. gestalt форма, структура) основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов расчленения психологического поля.

Гностическая деятельность - направленная на познание окружающего мира.

Детство. Детство- этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Деятельностный подход в психологии Деятельностный подход в психологии система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20егг. ХХв. В 30егг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской

деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Деятельность Деятельность активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочноисследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие.

Задатки Задатки анатомофизиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1.Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2.Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Игра Игра активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

Индивидуальность. Индивидуальность (от лат. indiduum неделимое, особь) понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Когнитивная психология Когнитивная психология направление в психологии, возникшее в начале 60хгг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Метод - широкий класс МЕТОДИК, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется ВАЛИДНОСТЬ данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется "ТЕХНИКОЙ".

Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном ПСИХИЧЕСКОМ СВОЙСТВЕ (ПРЕДМЕТ обследования) у конкретного контингента испытуемых (ОБЪЕКТобследования) в определенной классе СИТУАЦИЙ (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Мышление Мышление процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Наблюдение Наблюдение восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс.

Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). Различают перцептивные, двигательные и интеллектуальные навыки; вариантом последних являются УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ (см.). На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация и ОБУЧАЕМОСТЬ субъекта, уровень его развития (наличие определенных предварительных знаний и УМЕНИЙ, полнота уяснения содержания материала, овладение которым происходит при выработке навыка, и т.д.

Педагогическая психология Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.

Педагогическая культура - составная часть общей куль­туры учителя, характеризующаяся степенью глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии; умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в процессе организации воспитательной работы.

Принцип - основное исходное положение, основополагающая идея в теории, науке; основное правило деятельности, поведения.

Психология - наука о закономерностях развития и функциони­рования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психопатия - патология характера, при которой у субъекта на­блюдается практически необратимая выраженность свойств, препятст­вующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.

Умения - это обобщенные способы действия, позволяющий осуществлять действия с заданным результатом в широком спектре разнообразных, меняющихся условий. Если частный НАВЫК тесно связан с определенными условиями и при их нарушении может быстро разрушиться, умения более универсальны и устойчивы к смене условий деятельности. Умение базируется, как правило, на обобщенных образно-концептуальных моделях задачи, или, как это называл П.Я.Гальперин в своей теории планомерного формирования умственных действий, - на обобщенной ориентировочной основе.

Характер. Характер (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Эксперимент Эксперимент исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за какимлибо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания

Экстраверт – человек,которому свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, быстрая социальная адаптированность.

Эпатия– способность человека идентифицировать (условно отождествлять) себя с воспитанниками, встать на их позицию, разделять их интересы и заботы, радости и огорчения и т.д.

Эмоциональная устойчивость– способность мастера к саморегуляции, владеть собой.

2)Анализ фильма «Хористы».

психологический портрет учителя музыки.

Действия происходят во Франции в 1949. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков, где прибегают к жестоким «воспитательным мерам» прибегает ректор этого заведения Рашан. Главный принцип его работа «действия - противодействий», смысл которого сводится к жестокому обращению к детям, после любых их действий. Чем больше издевается Рашан над мальчиками, тем агрессивнее они становятся. Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но открыто протестовать он не в состоянии.

В первый же день Матье понимает с чем он столкнулся. Несправедливое отношение к детям было уже обыденным делом и никого не смущает. Жестокость детей распространялась на всех педагогов, включая и ново- пришедшего учителя. Агрессия в его сторону оказалась безнаказанной, в следствии чего он начал защищать мальчиков, договариваясь с мальчиками о их о примерном поведении. Добивался учитель своей цели не спеша, думая о последствиях и в какой то момент он нашёл точку прикосновения с ребятами, а именно он решил организовать детей на одно дело. Музыка-это зов души, без неё жизнь не красочна и однообразна. И тогда ему, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор. Эта идея изменила жизнь и детям, и Матье. Их отношения складывались как нельзя лучше и с каждым днём он «одёрживал новые победы». Хотя некоторые проблемы и не исчезали, а порой появлялись новые, но учителя это не страшило, ведь у него уже был хор и во главе него стоял мальчик с невероятно красивым, ангельским голосом, которого звали Пьер Моранж.

Складывались их взаимоотношения достаточно сложно продолжительное время, пока Матье не услышал пение, но не просто пение мальчишки, он услышал в голосе Пьера талант, являющийся одним на миллион. Долгое время Матье обучал подростка нотам, высоте голоса, тембру и многому другому, о чём ранее не слышал этот юный ангел. Матье долгое время не верил, что у каждого из его класса ужасные характеры, как на пример называли Пьера: «мальчик с ангельским лицом и дьявольским характером».Учитель знал, что каждый из них нуждается в семье, добрых отношениях к ним, каждый из них нуждается в том, чтобы кто то в них верил, ведь им этого не хватает.

Отношения между педагогом и мальчиком проходили хорошо, но у всего есть конец.

После того, как Матье покинул интернат, начались изменения, но с тех пор музыкант и солист хора Пьер больше не виделись. Однажды изменив жизнь друг друга, они потеряли связь …

3) Рефлексия курса по «педагогической психологии»:

1) Понравился ли вам курс по «педагогической психологии»?

2) Какие знания кажутся вам полезны для практической деятельности? Аргументируйте свой ответ.

3) Что нового вы узнали на курсе: «педагогическая психология»?

4) Как вы считаете, чем нужно дополнить этот курс?

5) Какие затруднения вы испытывали при изучении курса?

1) курс по педагогической психологии мне очень понравился. Приятная атмосфера, к любой теме приводятся примеры, что хорошо влияло на стремление к изучению. Предмет восприимчивым для всей группы.

2) Я уверена, что многие, приобретённые знания помогут нам в нашей профессиональной деятельности, например разрешения различных конфликтов с родителями, коллегами, администрацией, а так же с др. личностями.

3) На курсе педагогическая психология расширила свой кругозор знаний, узнала много нового и поняла, что не всё бывает так просто, как кажется.

4) На мой взгляд курс достаточно объёмен и в меру усвояемый. Нет ничего лишнего, а так же не вижу потребности добавлять

5) Не всё легко давалось, но и основных трудностей не было. Считаю, что курс по педагогической психологии прошёл успешно.

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

6. Высший регулятор поведения – это:

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б)личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

16. Основоположником теории черт является:

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

19. Человека как индивида характеризует:

Раздел 3 Психические процессы

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. Н. Узнадзе).

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это - организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.

Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.

Сосредоточенность - концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.

Физиологические механизмы внимания

Физиологические механизмы внимания описаны в работах известных физиологов. Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов . Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый данный момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения.

Эти теоретические положения получили в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».

Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Ретикулярная формация тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.

Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления: соответствующие мимика и движения, избежание лишних движений, задержка дыхания.

По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание делят на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Условие возникновения непроизвольного внимания - действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.)

Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные, разбросанные)

Отношение раздражителя к потребностям (внимание прежде всего привлекает то, что соответствует потребностям).

Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.

Произвольное внимание - деятельность, которая направляется на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что направляется на объект под влиянием принятых решений и сознательно поставленных целей. Произвольное внимание является проявлением воли человека. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.

Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание нельзя отождествлять с непроизвольным, так как оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, оно не может быть сведено и к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.

Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами:

Объем внимания - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

Устойчивость внимания - длительность сосредоточения внимания на объекте;

Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение внимания от отвлечения внимания);

Концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются все виды и свойства, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

В курсе общей психологии ощущения и восприятия изучаются как отдельные психические процессы, а представления обычно рассматриваются в главах, посвященных памяти и воображению. Важно при этом сохранить связь, динамику образов чувственного отражения действительности, поскольку знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Именно в нем совершается «переход энергии внешнего мира в акт сознания». Информационный голод, связанный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной изоляции, приводит к дезорганизации личности. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ всегда служит сигналом и имеет психологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения с раздражителем или ухода от него, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию.

Ощущения являются источником нашего знания о мире, основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая возможность ориентироваться в окружающем. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс;

Чувственных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;

Центра анализатора - специализированного участка коры мозга.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

По месту расположения рецептора и характеру отражения можно выделить следующие виды ощущений:

Интерорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения).

Экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела:

а) контактные, возникающие при непосредственном контакте с воздействующим на организм раздражителем (вкусовые, тактильные, температурные);

б) дистантные, возникающие под воздействием удаленных от организма объектов (слуховые, зрительные, обонятельные);

Проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения характеризуются специфичностью строения анализатора, но наряду с этим они обладают и общими свойствами.

Качество (модальность) - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя какое-то время. Этот отрезок времени называется латентным (скрытым) периодом. Он различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек.).

Пространственная локализация раздражителей означает, что любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителей в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более распространены (болевые ощущения).

Активность и направленность личности

Активность личности - это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в различного рода деятельности. Основным источником активности являются потребности, которые по своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда связана с осознанием нужды в чем-то;

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;

Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, то есть непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Многое в своей жизни человек совершает под влиянием неосознанных мотивов, которые характеризуются влечениями и установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим. Направленность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Убеждения - важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, а, во-вторых, теснейшей

связью с миром чувств. Это - система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - эта образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ "Я" - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

Когнитивный компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

Эмоционально-оценочный компонент - переживание отношения к себе (самокритичность; самоуважение; себялюбие и т.д.);

Поведенческий (волевой) компонент - стремление быть понятым; завоевать симпатии; уважение, повысить свой статус и т. д.

Степени адекватности "Я-образа" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это - наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, - снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

Развитие личности, его процесс и результат;

Целенаправленное воспитание личности.

Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты б) механическая память

в) ценностные ориентации г)музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием б) регрессией в)вытеснением г) подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в)К.К.Платонов г) А.С.Ковалев

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

а) индивида б)личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

6. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения б) мировоззрение в)установка г) интерес

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в)А.Акоффа г) Ж.Годфруа

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а)влиянием б) мировоззрение в)личностным смыслом г) потребностью

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка б) притязание в)мировоззрение г) личностный смысл

10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому б) социогенетическому

в) биогенетическому г) двухфакторному

12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:

а) темперамент б)характер в) способности г) направленность

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б)личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в)Г.Олпорт г) З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт б)Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

а) Мотив б) потребность в)интерес г) склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г)когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность

в) мотивационная направленность г) средний рост

20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а)Психогенетический б) социогенетический

б) в) биогенетический г)двухфакторный

22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а)уровень притязаний б)локус контроля в) самооценка г) самоотношение

23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид б) личность в) субъект деятельности г)индивидуальность

24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии

в) в бихевиоризме г) в психоанализе

26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного б) экстравертированного

в) интропунитивного г) шизоидного

27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный б) интровертированный

в) экстравертированный г)экстрапунитивный

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г)вытеснением

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность

б) экстраверсия/интроверсия

в) экстрапунитивность/интропунитивность

г) психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты б) механическая память

в) ценностные ориентации г) музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием б) регрессией в) вытеснением г) подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в) К.К.Платонов г) А.С.Ковалев

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

а) индивида б)

6. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения б) мировоззрение в) установка г) интерес

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в) А.Акоффа г) Ж.Годфруа

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а)влиянием б) мировоззрение в) личностным смыслом г) потребностью

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка б) притязание в) мировоззрение г) личностный смысл

10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому б) социогенетическому

в) биогенетическому г) двухфакторному

12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б) личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Г.Олпорт г) З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт б) Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

а) Мотив б) потребность в) интерес г) склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г) когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность

в) мотивационная направленность г) средний рост

20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а)«Оно» б) «Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»

21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а)Психогенетический б) социогенетический

б) в) биогенетический г) двухфакторный

22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а)уровень притязаний б) локус контроля в) самооценка г) самоотношение

23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид б) личность в) субъект деятельности г) индивидуальность

24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии

в) в бихевиоризме г) в психоанализе

26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного б) экстравертированного

в) интропунитивного г) шизоидного

27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный б) интровертированный

в) экстравертированный г) экстрапунитивный

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г) вытеснением

Раздел 3 Психические процессы

Тема 6. Внимание

Общая характеристика

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. Н. Узнадзе).

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это - организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.

Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.

Сосредоточенность - концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.

Физиологические механизмы внимания

Физиологические механизмы внимания описаны в работах известных физиологов. Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов . Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый данный момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения.

Эти теоретические положения получили в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».

Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Ретикулярная формация тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.

Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления: соответствующие мимика и движения, избежание лишних движений, задержка дыхания.

Виды внимания

По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание делят на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Условие возникновения непроизвольного внимания - действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.)

Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные, разбросанные)

Отношение раздражителя к потребностям (внимание прежде всего привлекает то, что соответствует потребностям).

Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.

Произвольное внимание - деятельность, которая направляется на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что направляется на объект под влиянием принятых решений и сознательно поставленных целей. Произвольное внимание является проявлением воли человека. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.

Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание нельзя отождествлять с непроизвольным, так как оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, оно не может быть сведено и к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.

Качества внимания

Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами:

Объем внимания - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

Устойчивость внимания - длительность сосредоточения внимания на объекте;

Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение внимания от отвлечения внимания);

Концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются все виды и свойства, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Тема 7. Ощущения

Общая характеристика

В курсе общей психологии ощущения и восприятия изучаются как отдельные психические процессы, а представления обычно рассматриваются в главах, посвященных памяти и воображению. Важно при этом сохранить связь, динамику образов чувственного отражения действительности, поскольку знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Именно в нем совершается «переход энергии внешнего мира в акт сознания». Информационный голод, связанный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной изоляции, приводит к дезорганизации личности. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ всегда служит сигналом и имеет психологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения с раздражителем или ухода от него, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию.

Ощущения являются источником нашего знания о мире, основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая возможность ориентироваться в окружающем. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс;

Чувственных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;

Центра анализатора - специализированного участка коры мозга.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

Виды ощущений

По месту расположения рецептора и характеру отражения можно выделить следующие виды ощущений:

Интерорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения).

Экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела:

а) контактные, возникающие при непосредственном контакте с воздействующим на организм раздражителем (вкусовые, тактильные, температурные);

б) дистантные, возникающие под воздействием удаленных от организма объектов (слуховые, зрительные, обонятельные);

Проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения характеризуются специфичностью строения анализатора, но наряду с этим они обладают и общими свойствами.

Качество (модальность) - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя какое-то время. Этот отрезок времени называется латентным (скрытым) периодом. Он различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек.).

Пространственная локализация раздражителей означает, что любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителей в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более распространены (болевые ощущения).

«Я просто должна это купить, сопротивляться невозможно!» «Я так жалею, что сказал это…» Знакомо? Такие слова мы слышим ежедневно и зачастую произносим их сами. Можем мы ли мы автоматически регулировать или контролировать наши действия, слова и поступки, т.е. в какой степени мы способны сдерживать свои эмоции и порывы и противостоять им? В этой статье вы узнаете о том, что такое импульсивность и каковы причины и симптомы импульсивного поведения. Также мы расскажем как можно оценить уровень импульсивности.

Импульсивность и причины импульсивного поведения

Что такое импульсивность? Импульсивность — это особенность поведения и восприятия окружающего мира, выражающаяся в склонности действовать и реагировать на событие, ситуацию или внутренние переживания быстро и необдуманно под влиянием эмоций или обстоятельств. При этом главным признаком является ошибка аналитического суждения, при которой последствия своих действий не оцениваются , что часто приводит к тому, что в дальнейшем импульсивный человек раскаивается в своих поступках.

Причины импульсивного поведения

Нейроучёные с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии ) обнаружили путь, по которому проходит в мозге импульс или мысль, превращаясь в повторяющуюся компульсию, и объяснили почему некоторым людям так трудно контролировать возникающий взамен на вознаграждение или долгосрочную цель импульс .

Каковы причины импульсивного поведения? Импульсивность или импульсивное поведение тесно связаны с — веществом, задействованным в процессах обучения и вознаграждения.

Другими словами, с целью получения скорейшего вознаграждения происходит некое отклонение в работе мозговых ядер, отвечающих за анализ и принятие наиболее подходящих ситуации и обдуманных решений. Учёный Джошуа Букхольц из Университета Вандербильта в 2009 году предположил, что у импульсивных людей понижено количество активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, связанной со способностью принимать логические и обдуманные решения, что также может увеличить риск депрессии и импульсивного поведения. Т.е. чем меньше число активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, где расположены синтезирующие дофамин нейроны, тем больше дофамина выделяется и тем больше степень импульсивности.

Очень часто импульсивные люди раскаиваются в своём поведении , при этом не прекращая его. Часто оно становится повторяющимся и компульсивным, как в случае пристрастия к психоактивным веществам, азартным играм, компульсивным покупкам, курению, алкоголю и т.д.

Симптомы импульсивности

С другой стороны, ряд исследователей (Michalczuk, Bowden-Jones, Verdejo García, Clark, 2011) назвали четыре основные характеристики импульсивности:

  • Неспособность к планированию и прогнозированию : действуя под влиянием импульсов, мы не можем предвидеть ожидаемые и логические последствия, любой результат является «сюрпризом».
  • Низкий уровень контроля: ещё одна сигарета, кусочек торта, неуместный комментарий… «без тормозов» и самоконтроля.
  • Недостаточное упорство: , откладывание неинтересных задач. Только поиск ярких и острых эмоций.
  • Постоянный поиск новых впечатлений и потребность в срочном их получении , под которым понимается склонность действовать под влиянием интенсивных положительных или отрицательных эмоций и состояний, искажающих способность принимать взвешенные альтернативные решения и тем самым избежать постоянных раскаяний и угрызений совести, очень типичных для импульсивных людей.

Импульсы бывают разных видов и имеют различные последствия — сравните: съесть лишний кусочек торта и что-то украсть, разбить или нанести вред себе или окружающим.

Обратите внимание, ключевую роль в данном случае играет эмоциональное состояние , при этом рассмотренные выше процессы, которые происходят в мозге, провоцируют возникновение эмоций, затуманивающих восприятие реальности , и стремление во что бы то ни стало получить их становится непреодолимым.

Как диагностируется импульсивность?

Если для вас характерно подобное эмоциональное состояние и вы страдаете от его последствий, не говоря уже о том, что оно может быть связано с другими серьёзными расстройствами, такими как , СДВГ или болезнь Паркинсона, за диагностикой необходимо обратиться к специалисту, который определит степень тяжести и тип импульсивного поведения и предложит эффективные терапевтические меры (в том числе психотропные средства), инструменты и специальные тесты. Кроме того, вы также можете пройти нейропсихологическое тестирование CogniFit , которое станет дополнительной помощью при постановке диагноза специалистом.

Перевод Анны Иноземцевой

Источники

Celma Merola, Jaume. Bases teóricas y clínica del comportamiento impulsive. Colección digital Profesionalidad. Ed. San Juan de Dios. Barcelona (2015).

Shalev, I., & Sulkowski, M.L. (2009). Relations between distinct aspects of self-regulation to symptoms of impulsivity and compulsivity. Personality and Individual Differences, 47,84-88.

Why Are You so Impulsive? Self-regulation and symptoms of impulsivity. Timothy A Pychyl Ph.D. Don’t Delay. Psychology Today, Posted Jun 23, 2009

Похожие статьи