Всемирный конгресс финно угорских народов. Всемирные финно-угорские конгрессы: почему они бесполезны и что с ними делать? Примечания к заключению

Конгрессы финно-угорских народов как форма объединения родственных народов на общественно-политическом уровне возникли на определенном этапе исторического развития Российского государства, в изменившейся системе международных отношений.

Стремительная консолидация финно-угорских народов России с одной стороны, и выход Российской Федерации как самостоятельного государства из состояния «закрытого общества», на международную арену с другой - стали теми тенденциями, на пересечении которых воплотилась в реальность идея духовного объединения всех финно-угорских народов.

В начале 1990-х гг. в финно-угорских регионах РФ уже ярко проявили себя национальные движения, нацеленные на возрождение языков и поддержание культур финно-угорских народов. В достижении этих целей использовались различные формы общественно-политической деятельности. Достаточно успешно национальное движение действовало в Коми, где сложилась сплоченная группа единомышленников из числа ученых, общественных деятелей, писателей, журналистов.

Комитет возрождения коми народа вышел с инициативой создания Ассоциации финно-угорских народов России. В феврале 1992 г. в г.Сыктывкаре состоялась встреча ряда полномочных представителей национальных съездов, общественно-политических и национально-культурных движений финно-угорских регионов России, созванная по инициативе Комитета возрождения, на которой и была учреждена Ассоциация. А в мае того же года в г.Ижевске прошелI Всероссийский съезд финно-угорских народов.

Стремление к объединению было столь сильным, что на съезде в Ижевске было окончательно принято решение о проведении Всемирного конгресса финно-угорских народов в конце 1992 г. в г. Сыктывкаре. Место проведения конгресса было выбрано не случайно. В 1992 г. в республике были приняты законы о государственных языках, о статусе съезда коми народа, что для других финно-угорских регионов было только отдаленной перспективой. Комитет возрождения коми народа вступил в тесный контакт и процесс диалога с органами власти республики.

В Коми стремительно развернулась подготовка к Конгрессу. Основная организационная нагрузка выпала на Комитет возрождения коми народа. Верховный Совет Коми ССР (Председатель Президиума - Спиридонов Ю.А.) поддержал эту инициативу.

Особую поддержку и помощь организаторам конгресса оказало Общество дружбы народов Финляндии и Советского Союза (генеральный секретарь - Мерья Ханнус) и чрезвычайный и полномочный посол Венгерской Республики в РФ Д.Нановски.

I всемирный конгресс финно-угорских народов.

На нем присутствовало 14 делегаций народов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, три парламентские делегации. В работе конгресса приняло участие 278 делегатов. Очень широко была представлена Российская Федерация: Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Кировская, Пермская, Тюменская, Ленинградская, Вологодская, Свердловская области.

Основная тема конгресса была: «Финно-угорский мир: реальность и перспективы». Делегаты конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой заявлялось, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является открытым для всего мира добровольным объединением равноправных родственных народов, которые перед всем мировым сообществом намерены отстаивать свои жизненные интересы, опираясь на принципы европейского гуманизма и международного права.

В Декларации наравне с выражением стремления финно-угорских народов к сотрудничеству, к совместному развитию национальных традиций, языков и культуры, была провозглашена цель «реализации международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека».

На конгрессе было принято «Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав». Учитывая особенности политической жизни России, обращение было принято только делегатами от Российской Федерации.

На конгрессе было принято решение создать Консультативный комитет финно-угорских народов. Задача Консультативного комитета - координировать действия национальных организаций для достижения общих целей и защиты интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН. На первом заседании Консультативного комитета финно-угорских народов 22 февраля 1993 г. в г.Сыктывкаре его председателем был избран председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков.

Первый конгресс финно-угорских народов знаменовал собою начало нового этапа финно-угорского сотрудничества. После конгресса активизировались научные, культурные и общественные контакты между финно-угорскими регионами и странами. Значительным событием в этот период явилась поездка президента Венгерской Республики А.Генца по финно-угорским регионам России (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО). Визит президента Венгерской Республики стал исключительно важным для финно-угорского мира, так как поднял международные связи финно-угорских регионов России на совершенно новый уровень.

II всемирный конгресс финно-угорских народов.

Место проведения конгресса было обусловлено тем, что в 1996 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения венграми родины. На конгрессе с приветственной речью выступил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

В работе второго конгресса приняло участие 18 делегаций народов. На конгрессе помимо пленарных заседаний была организована и работа шести секций: политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, средств массовой информации, молодежной (заседание Совета Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Конгресс выработал рекомендации секций и заключительный документ - Резолюцию.

Второй всемирный конгресс подвел итог за прошедший период, дал высокую оценку первому Всемирному конгрессу в г.Сыктывкаре как событию исторического масштаба. Конгресс подтвердил важность для финно-угорских народов обеспечения права на национальное самоопределение в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами. Предметом особого внимания и заботы, подчеркнул конгресс, остаются процессы возрождения и развития культур и языков, национального самосознания финно-угорских народов. На конгрессе была дана высокая оценка работе Консультативного комитета.

III всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более шестисот делегатов от финно-угорских народов, представителей официальных правительственных структур, международных организаций. В Хельсинки собралась 21 делегация финно-угорских народов, на три больше, чем на II конгрессе в Будапеште. В работе конгресса приняли участие: президент Финляндии Тарья Халонен, президент Венгрии Ференц Мадл, президент Эстонии Леннарт Мери. На конгрессе было зачитано обращение к участникам конгресса президента России Владимира Путина. Впервые на конгрессе присутствовали официальные представители европейских структур - ЮНЕСКО, ЕС, депутаты Европарламента.

Главная тема третьего конгресса - «Финно-угорский мир в III тысячелетии - перспективы развития». Работа конгресса проходила по четырем секциям: политика, культура и образование, экология и здравоохранение, медиа и информационные системы. Одновременно в эти же сроки в Хельсинки проходил Конгресс МАФУН.

В отчете Консультативного комитета на конгрессе прозвучало, что объединение финно-угорских народов в рамках конгресса позволило намного продвинуться вперед в решении проблем всех финно-угорских народов. Как позитивный момент было отмечено, что финно-угорские национальные организации в России сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления, пошли по пути поиска компромисса и много в этом направлении добились. Было подчеркнуто, что одной из главных задач для финно-угорских народов РФ остается противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции.

На конгрессе была отмечена большая помощь, которая оказывается правительствами Финляндии, Венгрии, Эстонии в поддержке языков и культур финно-угорских народов России. Во всех этих странах приняты государственные программы поддержки финно-угорских народов РФ.

В заключении работы третьего конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В резолюции конгресс поставил задачу просить Венгрию, Финляндию, Эстонию и Российскую Федерацию объявить международное десятилетие финно-угорских народов.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором в третий раз его председателем был избран В.П. Марков.

IV Всемирный конгресс финно-угорских народов.

Главной задачей конгресса являлось сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодежи к своей культуре, языку и истории.

Работа конгресса проходила по четырем секциям: СМИ и информционных систем; культуры; здоровья, демографии и экологии; языка и образования.

В 2004 году Консультативный Комитет пополнился новыми членами. На заседании ККФУН в Выру (апрель, 2004 г) были приняты членами комитета квены (Норвегия) и сету (Эстония и Россиия), которые ранее имели статус наблюдателя.

На конгрессе отмечалось, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.

В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.

Конгресс рекомендовал Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс отмечал, что обнадеживающим событием стало присоединение к Европейскому Союзу Эстонии и Венгрии. Развивающийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией также открывает новые перспективы для сотрудничества между всеми финно-угорскими и самодийскими народами. Активное вовлечение в эти процессы молодежи придает новый импульс всему нашему движению.

V Всемирный конгресс финно-угорских народов

С 28-30 июня 2008 года в г. Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация) состоялся V Всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более 300 делегатов от 21 финно-угорского и самодийского народов, представителей властных структур, международных организаций, работников СМИ, учёные, деятели культуры и искусства. В работе конгресса приняли участие президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. Это явилось ярким свидетельством значимости финно-угорского сотрудничества.

Главная тема конгресса - «Идентичность и изменяющийся мир». Работа конгресса проходила в пяти секциях: «Этнополитика и право», «Культура», «Язык и образование», «Медиа и СМИ», «Здоровье, демография и семья».

Во время работы конгресса участниками были отмечены многие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы. Конгресс показал актуальность и конструктивность выбранного курса на сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества.

По итогам работы V Всемирного конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В ней подчёркивается, что неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов, становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в финно-угорских странах.

В резолюции отмечается, что, несмотря на многие позитивные сдвиги, происходит сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире. С учётом анализа ситуации конгрессом предложено принятие определённых решений в области этнополитики и права, языковых прав и образования, культуры, СМИ и информационных систем, демографии, здравоохранения и экологии.

Конгресс признаёт, что огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира.

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором его председателем был вновь избран В.П. Марков.

VI Всемирный конгресс финно-угорских народов

В городе Шиофок (Венгрия) прошел VI Всемирный конгресс финно-угорских народов, главной темой которого стало обсуждение вопросов сохранения языков финно-угорских народов.

Форум собрал около 600 представителей народов этой языковой ветви из России, Эстонии, Финляндии и Венгрии. А мордовская делегация оказалась самой многочисленной.

С приветственными словами к участникам конгресса обратились президенты Венгрии, Финляндии, Эстонии.

В своем выступлении Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, подчеркнул, что в России проживают представители 193 народов, которые говорят на 273 языках и диалектах.

Мы рассматриваем каждый народ как коренной, - подчеркнул он. - Главное - не противопоставлять один народ другим. Наша страна отличается своей полиэтничностью, и финно-угры являются важной государствообразующей частью Российской Федерации. И государственная политика нацелена по поддержку, сохранение и развитие языков и самобытной культуры всех народов, населяющих Российскую Федерацию.

В качестве примера Мединский привёл Мордовию, где ведется активное строительство объектов культуры и искусства. Построен Национальный театр оперы и балета и Национальный драмтеатр, где уже ставятся мюзиклы на мордовском языке. Действует Институт национальной культуры с обширной современной инфраструктурой. Возведена современная Национальная библиотека, оснащенная компьютеризированной техникой с выходом в Интернет. Строится Музейно-архивный комплекс и многое другое.

Также ведётся целенаправленная работа по развитию этнической культуры в Марий Эл, сохранения самобытности малых народов - сету в Псковской области, ханты, манси и других.

Возглавлявший делегацию Мордовии Председатель Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, мэр Саранска Петр Тултаев подтвердил, что в последнее время в Российской Федерации многое сделано для развития финно-угорских народов.

На пленарном заседании он, выступая, кстати, на родном, мокшанском языке, от имени Главы Республики Мордовия выразил самые добрые пожелания в адрес участников Форума. Говоря о республике, он подчеркнул: - Мордовия - регион с богатой историей и культурой, обладает значительным экономическим потенциалом, располагает современной социальной инфраструктурой, которая обеспечивает комфортные условия для жизни, труда и отдыха людей. Все это способствует повышению интереса населения, особенно молодежи, к родному языку, своим корням. Пётр Тултаев отметил, что учить детишек родным языкам в республике начинают с дошкольных учреждений. Мордовские языки и литература также включены в основную общеобразовательную программу средней школы. А два государственных вуза - университет и пединститут готовят квалифицированные кадры учителей-словесников не только для республики, но и для других регионов.

Мордовский народ - самый крупный по численности среди финно-угорских народов России. В Саранске открыт Поволжский центр культур финно-угорских народов, и в его составе - Межрегиональный научный центр финно-угроведения, издаются общероссийская «Финно-Угорская газета», журнал «Финно-угорский мир». И не случайно именно в Мордовии осенью 2011 года прошел XII Российско-Финляндский культурный форум.

Важным событием в общественно-политической жизни республики и страны в целом стали подготовка и празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Немалую роль в повышении самосознания мордвы, проживающей за пределами республики, оказали Дни Мордовии, прошедшие в 35 регионах Российской Федерации.

Вместе с тем, Петр Николаевич подчеркнул, что судьба мордовского народа тесно связана с российской историей. «Именно созидательное взаимодействие мордовского народа с другими российскими народами способствовало развитию их культур, в частности национальной письменности, а в условиях глобализации только объединение усилий институтов гражданского общества и властей помогут сохранить язык и народ».

На секционных заседаниях «Этнополитика и право», «Язык и образование», «Культура», «Информационные технологии и СМИ», «Здоровье, демография и экология» участники конгресса детально обсудили перспективы дальнейшей работы. Также состоялся «круглый стол» по вопросам молодёжи.

По итогам многосторонних обсуждений делегаты приняли Резолюцию Конгресса, и определили новый состав Международного консультативного комитета финно-угорских народов, членами которого избраны четыре представителя от мордовского народа - Петр Тултаев, Михаил Мосин, Зинаида Акимова и Михаил Якунчев. В новый состав консультативного комитета также вошли и многие другие представители Совета Ассоциации финно-угорских народов России.

Международный конгресс финно-угроведов (англ. International Congress for Finno-Ugric Studies , латинский: Congressus Internationalis Fenno-Ugristarum ; CIFU ) - самое крупное научное совещание финно-угроведов разных стран, проводимое каждые пять лет. Первый конгресс был организован в 1960 г. в Будапеште , а юбилейный десятый в столице Марий Эл , в Йошкар-Оле .

О конгрессе

Международный конгресс финно-угроведов (МКФУ , CIFU ) - форум научной общественности финно-угроведения, а в широком смысле уралистики. На совещаниях принимают участие представители учёных кругов как финно-угорских, так и не финно-угорских народов. На первом конгрессе в 1960 г. присутствовало менее ста участников, на десятом в 2005 г. уже около шестисот. В тематике конгрессов ведущее место традиционно занимает лингвистика, но включены и другие разделы финноугроведения (уралистики), как этнография, фольклор, археология, антропология, история, литературоведение, культурология.

Каждый конгресс, как правило, начинается пленарными заседаниями с выступлением ведущих ученых. Работа продолжается в секциях, проводятся симпозиумы, организуются круглые стола. Научная работа сопровождается культурными мероприятиями, концертами, экскурсиями. Тексты докладов, прочитанных на совещаниях, печатаются и издаются в специальной серии МКФУ. Например, тексты докладов 10-го конгресса заполнили шесть томов.

Органы, организация

Конгрессы проводятся в разных городах, поочередно, в странах с финно-угорским населением. Место и научная программа конгрессов определяется Международным комитет ом, а организационные (в том числе финансовые) вопросы решаются местным Организационным комитет ом очередного конгресса.

Международный комитет конгрессов финноугроведов (МККФУ, ICFUC ) - неправительственная и некоммерческая организация, не юридическое лицо. Его основной задачей является обеспечение регулярности, преемственности и высокого научного уровня конгрессов. МККФУ действует в тесном контакте с отдельными национальными комитетами финноугроведов.

Комитет состоит из действительных и почетных членов. Кооптация новых действительных членов осуществляется путём тайного голосования.

Заседание комитета проходит во время работы очередного конгресса. На заседании сроком на пять лет в составе пяти членов избирается Исполнительный комитет , который работает между конгрессами. Один из членов Исполнительного комитета избирается Президентом МККФУ, он же будет Президентом очередного конгресса.

История

Создание

Идея создания международного научного форума финно-угроведов возникала уже в 1930-х годах. В 1947 г. в Советском Союзе была организована первая Всесоюзная Конференция Финно-угроведов. В 1955 г. в венгерском городе Сегед , а в 1958 г. в городе Хельсинки состоялись конференции с участием зарубежных финно-угроведов. Международный конгресс по инициативе венгерских и финских ученых, общественных деятелей впервые удалось организовать в 1960 г. Тогда же был создан Международный комитет (МККФУ) в составе десяти членов: Paul Ariste, Péter Hajdú, Erkki Itkonen, György Lakó, Майтинская, Клара Евгеньевна, Gyula Ortutay, Paavo Ravila, Серебренников, Борис Александрович , Wolfgang Steinitz, Kustaa Vilkuna.

Конгрессы

  • , CIFU I. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU II. Финляндия , Хельсинки .
  • , CIFU III. СССР , Эстонская ССР , Таллин .
  • , CIFU IV. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU V. Финляндия , Турку .
  • , CIFU VI. СССР , Коми АССР , Сыктывкар .
  • , CIFU VII. Венгрия , Дебрецен .
  • , CIFU VIII. Финляндия , Ювяскюля .
  • , CIFU IX. Эстония , Тарту .
  • , CIFU X. Россия , Марий Эл , Йошкар-Ола .
  • , CIFU XI.

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Всеми́рный конгре́сс фи́нно-уго́рских наро́дов - «форум представительства финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год). Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.

В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии.

При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».

  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -7 сентября года - Венгрия, город Шиофок .
  • VII. 15-17 июня года - Финляндия, город Лахти .
    Организатор: Общество «Финляндия-Россия». На открытии присутствовали президент Финляндии Саули Нийнистё , президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и президент Венгрии Янош Адер .

Напишите отзыв о статье "Всемирный конгресс финно-угорских народов"

Примечания

Литература

  • Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов. Будапешт, 1996. - Дебрецен, 1999
  • Мишанина В. И. Марстонь пичефкст - марстонь тефт // Мокша. - 2000. - № 6.
  • Энциклопедия Мордовия , О. А. Богатова.

Ссылки

  • (рус.) . Fenno-Ugria. Проверено 3 февраля 2012. .
  • (рус.) . Fucongress.org. Проверено 3 февраля 2012. .

Отрывок, характеризующий Всемирный конгресс финно-угорских народов

И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.

«1. Общие положения: 1.1.Всемирный конгресс финно-угорских народов (далее Конгресс) является форумом для представителей финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий, и который в своей деятельности опирается на «Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира. (Сыктывкар, 1992).

Утверждение “независимо от правительств” является фальшивым. Как мы все знаем, единственный путь проведения Всемирных конгрессов, а также финансирования деятельности Консультативного комитета – это финансовая поддержка со стороны правительств. Правительства принимающей страны обеспечивают основное финансирование Всемирных конгрессов, в то время как правительства Эстонии, Финляндии и Венгрии финансируют работу Консультативного комитета (ККФУН). Хотя само по себе это не означает, что обсуждение вопросов на Всемирных конгрессах так или иначе идёт в пользу преимущественно этих стран, но это означает, что само существование Всемирных конгрессов во многом зависит от правительств.

Более важно то, что, особенно в России, власти всех уровней оказывают влияние на состав делегаций финно-угорских народов России, особенно в этом году, что делает зависимым от правительств, по крайней мере, состав делегатов, а тем самым и содержание дискуссий. Подробнее об этом позже. Давайте сейчас посмотрим на формальные цели Всемирных конгрессов.

2. Цели Конгресса :

2.1. Содействие развитию сотрудничества между финно-угорскими народами, а также между финно-угорскими и другими народами в области культуры, науки, образования, информации, права, экологии, социально-политических вопросов и экономики;

2.2. Содействие в развитии языков и культур, а также этнической идентичности финно-угорских народов;

2.3. Содействие в реализации международных норм в области прав человека, прав народов на самоопределение и прав коренных народов “.

По п. 2.1: Есть множество хороших примеров сотрудничества во многих этих областях, особенно в области культуры и науки (в том числе в финно-угроведении, этнологии и т.д.), однако почти все это не имеет никакого отношения к Всемирным конгрессам. В определённой степени сотрудничество между финно-угорскими народами происходит несмотря на, а не благодаря Всемирным конгрессам. За эти последние 6 лет я не слышал ни об одной инициативе Всемирного конгресса или Консультативного комитета, которая бы “содействовала дальнейшему сотрудничеству между финно-угорскими народами” в этих областях. Вместе с тем я увидел примеры, как проваливалось такое “содействие дальнейшему сотрудничеству». Не понаслышке, а «из первых рук», своими глазами я видел, как новые инициативы «взлетали», развивались и становились устойчивыми без всякой связи и поддержки со стороны Всемирных конгрессов – будь то Фестиваль финно-угорских фильмов, семинары финно-угорской Википедии или Культурные столицы финно-угорского мира.

Позвольте мне начать с примера Программы «Культурные столицы финно-угорского мира». На последнем Всемирном конгрессе в Шиофоке (Siófok) я выступал от имени МАФУН об этой программе, которая тогда находилась в стадии разработки, и в ходе работы Секции культуры нам удалось внести её в качестве рекомендации в итоговый документ Секции культуры. Правление МАФУН предполагало, то это будет основой для сотрудничества между МАФУН и ККФУН, с тем чтобы расширить базу поддержки этой программы. Однако вначале координаторы ККФУН не нашли время в своем плотном графике, чтобы обсудить это. Позднее, после многочисленных усилий со стороны руководства МАФУН, ККФУН на своём заседании формально одобрил программу и согласился создать совместную рабочую группу. Но после этого всё сломалось. После того, как МАФУН отправил ККФУН письмо с конкретными предложениями о том, как работать вместе, не пришло никакого ответа. Не было ответа и на второе, и на третье письмо. Тогда, в конце концов, МАФУН отказался от координации своей деятельности с ККФУН и сделал все в одиночку. В настоящее время это устойчивая финно-угорская межкультурная программа, которую даже Специальный докладчик ООН по вопросу о правах коренных народов, г-жа Виктория Таули-Корпуз (Ms. Victoria Tauli-Corpuz), назвала хорошим примером защиты и продвижения культурных прав коренных народов в мире. С другой стороны, время, которое МАФУН и я потратили на привлечение ККФУН, просто потеряно впустую. А тот факт, что в одном из документов секции Конгресса была упомянута эта инициатива, уже не имеет значения, так как это ничего не изменило.

По п.п. 2.2. и 2.3.: Именно они вызывают наибольшую критику системы Всемирных конгрессов. В принципе, оба они являются важными целями. Любые виды моральной, политической и практической помощи со стороны международного финно-угорского движения конкретным финно-угорским народам при решении стоящих перед ними конкретных вопросов должны быть в верхней части повестки дня финно-угорского движения. Именно здесь должна быть общая финно-угорская солидарность. Однако, это именно та область, где система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания наиболее сильно.

Очевидно, что “помощь” в этом контексте не может означать только мероприятия, которые проводятся в ходе Всемирных конгрессов или резолюции конгресса в качестве официальных результатов-«продуктов» Всемирных конгрессов. Выступления, дискуссии и резолюции сами по себе никому помочь не могут. Поэтому единственной помощью, которую система Всемирных конгрессов в теории может оказать, является советы и консультации ККФУН по актуальным проблемам-вопросам отдельным финно-угорским народам, их организациям и активистам между Всемирными конгрессами, но в соответствии с решениями-резолюциями Всемирного конгресса. Но даже этого не происходит. За прошедшие годы я снова и снова слышал о тех случаях, когда активисты или организации, наивно думая, что KKFUN может действительно оказать хоть какую-то поддержку, на деле не получили никакой помощи. Их либо оставляли без ответов на их письма (наиболее типичный сценарий), или им неофициально говорили, что ККФУН в действительности не может влиять на что-либо, и что народы должны сами решать свои вопросы-проблемы. Тот факт, что ККФУН принимает решения на основе консенсуса, также не помогает ему выполнять свою совещательно-консультативную роль.

Позвольте мне показать несколько конкретных примеров того, как ККФУН не оправдал надежд – не смог помочь финно-угорским народам:

· Закрытие марийской школы в Васькино (). Это была школа с этнокультурным компонентом в селе Васькино Пермского края, в котором имеется этническое марийское население. После того, как местные власти решили закрыть школу, жители села начали активную кампанию: в средствах массовой информации, с органами власти и т.д. Они несколько раз обращались в ККФУН с просьбами о помощи, консультациями, однако ККФУН хранил молчание.

· Другой пример из Пермского края. Одним из наиболее организованных и наиболее эффективных финно-угорских инициатив прошлых лет были финно-угорские социально-экономические форумы в Пермском крае. В то время как организаторы приглашали членов ККФУН принять участие в качестве экспертов, просили ККФУН направить форумам официальные приветствия, ККФУН никогда даже не ответил. А когда местные власти эффективно отменили 3-й Международный форум в 2011 году, отключив отопление в единственном отеле в Кудымкаре, организаторы обратились в ККФУН за поддержкой, но не получили никакого ответа.

· И третий пример – от ижор. В 2014 году ижорские и водские общины начали кампанию протеста против планируемого строительства карбамидного завода около порта Усть-Луга. Одно из первых писем было адресовано ККФУН 20 января 2014 года от имени ижорской организации “Шойкула” и Водского культурного общества. Они попросили сотрудничество и конкретную помощь. Тем не менее, они так и не получили никакого официального ответа на их письмо, не говоря уже о какой-либо помощи. Один из членов Консультативного комитета, г-н Петр Тултаев, даже умудрился посмеяться над ижорами и водью, говоря, что он на самом деле не понимает их озабоченность, и что мордва, с другой стороны, была бы счастлива, если такой карбамидный завод был бы построен на их землях. В любой другой части мира такая позиция рассматривалось бы как неприемлимо оскорбительно-возмутительной, особенно если бы нечто подобное заявил какой-нибудь защитник коренных народов или прав национальных меньшинств. А в “финно-угорском мире» никто даже не заметил, не говоря уже о протестах.

Это всего лишь несколько примеров, но все они являются частью общей картины поведения ККФУН – который на деле не оказывает помощи, не оказывает поддержку тем, кто её просит. Когнитивный диссонанс между заявленными целями Всемирных конгрессов и реальностью ошеломляют.

Кроме того, я считаю, это особенно странно читать о приверженности Всемирного конгресса к праву на самоопределение народов, в свете следующей темы – формирование делегаций.

“3. Делегаты, участники Конгресса

3.1. Делегаты съезда свободно выбираются народами , механизм формирования делегации не регламентируется.

3.2. – / … / Процедуры формирования делегаций должны быть прозрачными и принимать во внимание законодательство указанной страны в отношении НКО / … /

Что касается “свободно выбираются народами”. Что значит “свободно”? Для меня это означает «свободный от вмешательства со стороны властей (национальных, региональных, местных)». Но тот, кто следит за событиями в прошлом, и, особенно, за этим Всемирным конгрессом знает, что это просто не соответствует действительности, по крайней мере, когда речь идет о России.

В то время как в прошлом это вмешательство было сфокусировано на формировании состава делегаций, в этом году дополнительный аспект является их размер . Были скоординированы усилия по сокращению размеров делегаций до абсолютного минимума. В целом эта стратегия сработала:

· удмурты: от разрешённых 20 – до 5

· мари: от разрешённых 20 – до 7

· мордва: от разрешённых 20 – до 6

· карелы: от разрешённых 20 – до 13

· коми-пермяки: от разрешённых 20 – до 1 (!!!)

Почему я так уверен, что это была скоординированное вмешательство государства, а не свободное и добровольное решение народов (их представительных органов)? Ключом для понимания этого является то, какую “новую” роль самостоятельна приняла на себя Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации (АФУН РФ) в планировании текущего Всемирного конгресса. Несмотря на то, что АФУН РФ совсем недавно получила статус ЭКОСОС НКО, она не представляет гражданское общество, но является инструментом российского правительства, в частности, Федерального агентства по делам национальностей. Членство АФУН не имеет демократического мандата какого-либо народа. Самое главное, что у АФУН РФ формально нет какой-либо роли в процессах системы Всемирный конгресс/Консультативный комитет, судя по документации последних. Тем не менее, АФУН РФ, казалось бы из ниоткуда возникла в 2015 году с обращением к российским организациям финно-угорских народов избегать прямого контакта с Консультативным комитетом по вопросам подготовки Всемирного конгресса и работать только через АФУН РФ. В то же время АФУН РФ начал делать свои собственные запросы Консультативному комитету, чтобы формировать повестку дня Всемирного конгресса, добавив такие темы, как “борьба с угрозой фашизма в некоторых странах финно-угорских народов”. Существует письменное свидетельство всего этого.

Кто-нибудь на самом деле думает, что подобные идеи приходят от самих финно-угорских народов, по их собственной инициативе? Ничем, кроме как указаниями со стороны властей, нельзя объяснить такого рода поведение отдельных побочных представителей финно-угорских народов, так использующих право участия в этих процессах. Другим примером агрессивного поведения и вмешательства АФУН РФ в этот процесс является тот факт, что, например, удмуртская делегация каким-то образом должна была быть сформирована только из числа представителей АФУН РФ, что действительно является очень странным требованием. В результате, АФУН РФ фактически узурпировала планирование конгресса в этом году в некоторых, если не в большинстве финно-угорских регионов России и, таким образом, был обеспечен значительный контроль государства над составом делегаций. Результатом этого является Конгресс с нейтрализованными делегациями нескольких финно-угорских народов России, которые состоят из делегатов, которые никогда не будут публично выражать какую-либо критическую мысль, и, возможно, будут вообще без единой мысли на этом съезде.

Точную степень этого вмешательства трудно измерить, но лично я убежден, что, по крайней мере делегации удмуртов, мордовских народов, карелов, марийцев и коми-пермяков – как с точки зрения размера, так и состава – были тщательно соркестрированы местными властями. Это несколько самых крупных финно-угорских народов России. Единственным возможным исключением из этого правила является делегация Коми, которая, по крайней мере, не была значительно уменьшена в размерах.

Таким образом, положение, что делегации “свободно избираются народами” абсурдно, почти полностью противоположно реальности. Тем не менее, все эти делегации тепло приветствовались здесь в Лахти в Сибелиус-Тало, рассматриваются в качестве законных представителей своих народов. Они едят, пьют и наслаждаются великолепной культурной программой, разработанной хозяевами за счет государства Финляндии. В то же время многие из лучших и наиболее эффективных финно-угров, некоторых из которых я имею честь знать, никогда не имели возможность стать членами делегаций своих народов. Моя финно-угорская солидарность – с ними, вот почему я не принимаю участие в этом 7-м Всемирном конгрессе.

Основываясь на этом, должен спросить, в какой степени Всемирный конгресс и Консультативный комитет действительно уважает принцип самоопределения народов, как указано в п. 2.3 «Целей», так как нет никакого самоопределения в формировании этих делегаций.

По п. 3.2. Формирование делегаций не является прозрачным, и это не только российская проблема. Это также стало проблемой в Венгрии, где некоторые из наиболее эффективных финно-угорских активистов не получили четких ответов, почему они не могут присоединиться к делегации своего народа, и в результате они остались дома.

В заключение по этому вопросу: система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания как в своих общих положениях, целях (во всех 3 из них), так и в формировании делегаций. Она не выполняет свои собственные цели.

Сторонние выгоды от Всемирного конгресса?

Следующий вопрос – есть ли какие-то дополнительные преимущества в системе Всемирных конгрессов, которые делают целесообразным её поддержание.

Общение/Нетворкинг – это, наверное, главная практическая польза от Всемирных конгрессов. Но может ли это событие быть оправдано только этим? Не убежден, так как есть также много и других мест для таких связей, хотя, возможно, не так много из финансируемых государством.

Символизм – Аргумент гласит, что символически Всемирный конгресс является важным событием, демонстрацией солидарности/единства финно-угорских народов и мира. Эта символизм усиливается участием глав государств, министров, депутатов. Однако символы представляют ценность, если они должным образом представляют собой лежащую в основе состояние «истины». В нашем случае, Всемирные конгрессы больше похожи на искажение реальности. Они создают иллюзию единства/солидарности, когда на самом деле делегаты глубоко разделены с точки зрения ценностей и идеологий. Например, я не уверен, что делегаты согласятся даже на фундаментальное понятие самоопределения финно-угорских народов (как указано в п. 2.3 «Целей»), на равенство финно-угорских народов между собой и со всеми народами мира, и на то, что народы не должны получать ордера от органов власти. Тем не менее, без такой системы общих ценностей мало что может быть достигнуто такими конгрессами. Не стоит давать символ иллюзии.

Традиция – есть аргумент, что это традиция, восходящая еще до Второй мировой войны (конгрессы финно-угорской культуры), но стоит ли сохранить эту традицию, и стоит ли тратить на неё деньги налогоплательщиков? Потому что давайте не будем забывать, что в качестве чисто гражданской, самофинансируемой инициативы она не будет жизнеспособной.

Вредны ли Всемирные Конгрессы финно-угорским народам?

Заключительный тест: ДАЖЕ если Всемирный конгресс в реальности не достигает своих целей, и ДАЖЕ если есть немного добавленной стоимости/сопутствующих эффектов, есть что-нибудь вредное/негативное/проблематичное у Всемирных конгрессов (для финно-угорских народов)? Потому что если нет, то почему бы не оставить происходящее на автопилоте, в конце концов, не так уж и дорого всё это поддерживать?

На первый взгляд ответ будет “нет”. Выглядит как довольно безвредная система. Не теряются жизни, не вызывает никаких физических страданий. Но если заглянуть поглубже, можно обнаружить несколько негативных “подводных течений”.

· ЧУВСТВО НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Вмешательство властей создает ощущение несправедливости среди законных активистов, которые заслуживают того, чтобы быть на конгрессе, они хотели бы, но не могут представлять интересы своего народа. Здесь много недовольства, однако часто скрытого, так как люди боятся говорить публично.

· НЕДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. Демократия – это не только власть большинства. Она также включает в себя некоторые виды практики, которые приняты в качестве демократических, один из таких – ограничение сроков. Тем не менее, председатель ККФУН г-н Валерий Марков в настоящее время завершает свой 6-й срок. Это можно квалифицировать как демократия в Зимбабве, но не в финно-угорском мире.

· ЭРОЗИЯ ДОСТОИНСТВА. Государственное регулирование формирования делегаций народов является нарушением основного права этих народов на самоопределение, если они действительно считают себя самостоятельными народами. Всемирные конгрессы являются напоминанием о том, что они не являются субъектами с коллективными правами, но, наоборот, объектами и инструментами государственной политики.

На основании вышесказанного, я делаю вывод, что система Всемирных конгрессах серьезно нарушена. Это приводит к следующему вопросу: может ли она ещё быть восстановлена или она уже вне точки спасения? Объективный ответ на этот вопрос, может, и невозможен, но моя личная точка зрения на сегодняшний день такова: система Всемирных конгрессов не подлежит ремонту. Причина в том, что некоторых из наиболее фундаментальных элементов этой системы просто нереально достичь. Это включает:

· Требование представительности финно-угорских народов на Всемирных конгрессах – не представляется возможным из-за вмешательства государства и из-за дополнительных социально-экономических факторов.

· Консультативный комитет как реакционный, внутренне-ориентированный орган не способен мобилизовать себя для решения конкретных проблем конкретных финно-угорских народов

· Маргинализация Всемирного конгресса, его уход в сторону от реальных и позитивных изменений и инициатив финно-угорского мира – всё это зашло слишком далеко.

В результате, на мой взгляд, Всемирные конгрессы следует прекратить или, по крайней мере, приостановить на некоторое время. Нет необходимости проводить 8-й Всемирный конгресс финно-угорских народов в Тарту или где-нибудь еще. Но что может занять их место? Что было бы конструктивной альтернативой?

Я вижу большой потенциал в Открытом финно-угорского форуме заинтересованных лиц – представляющих себя и, возможно, свои организации. Это позволит избавиться от ложного требования представительности, связанного со Всемирными конгрессами. Такие форумы не будут иметь отвлечённые возвышенные цели, ни пафоса, ни президентов или министров, ни квоты для участников. Они могут быть именно теми центрами, где можно будет не только делиться опытом, обсуждать, устраивать дебаты, но и прославлять разнообразные финно-угорские культуры и великую гуманистическую идею финно-угорской идентичности и солидарности. Этим форумам следует стремиться стать самофинансируемыми, однако финансовая поддержка со стороны принимающих государств, регионов или городов будут приветствоваться. Такие форумы не будут принимать каких-либо официальных решений, которые впоследствии так или иначе не будут реализованы. Вместо того, чтобы проводиться каждые 4 года, они могут проходить ежегодно, создавая тем самым еще более прочные связи между участниками, а также реагируя на текущие события как на локальном, так и на глобальном уровнях.

Похожие статьи

  • Программа помощи ипотечным заемщикам от государства

    С ухудшением экономической обстановки в 2014 году и падением доходов у населения, большинство россиян, оформивших заем на жилье, оказались в неблагоприятной ситуации. Объем просрочек и невыплат резко возрос. Поэтому правительство РФ...

  • Кредит военнослужащим по контракту сбербанк

    23 Ноябрь, 2017 | 6:31 2 676 Кредит военным — где и как получить Потребительские кредиты выдаются банками различным категориям населения. Банковские ссуды помогают людям разрешить ситуации с нехваткой средств, осуществить давние мечты,...

  • Как работнику поменять зарплатный банк

    В данной статье мы узнаем как осуществляется выплата заработной платы наличными и какие существуют для этого процедуры у ИП и ООО. Также мы рассмотрим отказ работодателя от выплаты заработной платы наличными, разберем типичные ошибки и...

  • Федеральная служба государственной статистики индексы потребительских цен

    Оценить рост благосостояния населения страны – непростая задача. Растут доходы граждан, но в то же время растут и цены. Какая страна может похвастаться более высоким ростом доходов – Россия, или, скажем, Швейцария? Чтобы ответить на этот и...

  • Зарплатный проект в сбербанк бизнес онлайн

    Нас часто спрашивают, как получить зарплатную карту Сбербанка, и всегда мы говорим «В рамках зарплатного проекта». Сегодня будем расшифровывать этот термин подробно.Сначала определимся с самим понятием «Зарплатная карта». Как правило, это...

  • К чему снится искать — толкование сна по сонникам

    искать во сне к чему этоСнится, что Вы в поисках работы - не теряйте бдительности, так как выпадет шанс улучшить материальное положение. Ищете человека во сне - значит хотите решить какую-то проблему в реальной жизни. Если неоднократно...