Полет Гагарина в космос: неизвестные факты о самом важном событии XX века. Интересные факты о первом полете человека в космос Факты про полет в космос после 1987

первый успешный полет человека в космос, Юрий Гагарин — он сказал «Поехали»

История космонавтики, первые полеты в космос. Кто летал в космос до Гагарина. Первые полеты в Космос — территории холода и невесомости, и мира больших тайн. 12 апреля, официальный праздник космонавтики, в честь первого полета Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, космонавт Советского Союза, совершил первый пилотируемый полет в космос , продолжавшийся 108 минут. Это был огромный успех. Колоссальный шаг в освоении космического пространства.

Это было время великих достижений советских ученых. Советский космонавт Юрий Гагарин совершает пилотируемый полет в космос на орбите Земли! Вся страна ликовала и праздновала!

Так это и запомнилось в истории освоения космоса ….

Полет Ю. Гагарина в космос, был крайне важен для Союза, ведь шла гонка космических завоеваний двух супердержав, СССР и США. И надо было доказать всему Миру, что только в Союзе все самое передовое, и только под управлением компартии вершатся великие дела.

Но прежде чем первый космонавт, совершил исторический полет, в космосе первыми побывали животные. Это известные на весь мир собачки, Белка и Стрелка. Совершившие первый орбитальный полет вокруг Земли, и проведя в условиях невесомости сутки. Но как рассказывает академик Олег Георгиевич Газенко, сотрудник специальной лаборатории Института авиационной медицины ВВС, и они были не первыми кто отправился в космос.

— В 1948 году, перед спецлаборотирией была поставлена задача подготовить собак к полетам в космос. Для этого животных отлавливали на улицах, подбирая по весу 4-5 килограмм. И уже в 1951 году мы вплотную приступили к работе. Это многоуровневые системы подготовки, — привыкание собачек к ношению жилета с датчиками снятия биопараметров.

Приучить их к тесноте кабины корабля, чтобы у животных не было боязни клаустрофобии. Практически всевозможные тесты, которые можно было предвидеть при запуске, и полете ракеты в космосе, конечно кроме условий невесомости. Именно невесомость немало беспокоила ученых, каким будет ее влияние на организм. На этот вопрос и отвечали подопытные животные.

Но до успешного полета Белки и Стрелки, многие вспомнят, что на орбиту в 1957 году отправлялась Лайка. Подготовка к этому полету шла в течении 10 лет. Но искусственный спутник не был оборудован системой спуска на Землю, и собака погибла.

А первыми в космосе побывали собаки Цыган и Дезик, правда на высотной ракете, но полет собак прошел успешно, и они благополучно вернулись на Землю. Вспоминает Олег Георгиевич и собачку Жульку, которая трижды побывала в космосе . Это мало кому известная, беленькая и пушистая героиня космонавтики . Два раза она успешно стартовала в космос на высотных ракетах. В третий раз, Жулька отправилась на орбиту в декабре 1960 года, на корабле предшественнике корабля Гагарина.

Но в этот раз, на ее долю выпало много опасностей. Из-за сбоев технического оборудования, корабль не достигает орбиты. В этом случае, предписывалось уничтожение корабля. Но снова происходит осечка в работе систем, подрыва корабля не происходит. И спутник падает на Землю, на просторах Сибири, в районе Подкаменной Тунгуски. Два дня, спасательная команда добиралась до упавшего аппарата.

Все это время, Жулька, пережившая все перипетии падения космического аппарата, находилась на морозе, без еды и питья. Но выжила, и затем была «списана» из участников космической программы. Олег Георгиевич пожалел отважную космонавтку, и забрал собачку к себе домой, где Жулька и прожила еще около 14 лет.

Надо сказать, что в космосе побывали не только собаки и мыши, но даже черепахи. Кстати говоря, малоизвестный факт, но именно черепахи были первыми кто совершил облет Луны, на советском аппарате «Зонд-5». Черепахи благополучно вернулись на Землю, приводнившись в Индийском океане.

А непосредственно перед полетом старшего лейтенанта Гагарина, в космос отправилась собака по имени Звездочка. На старт корабля в марте 1961 года, со Звездочкой на борту, были приглашены все будущие космонавты. Чтобы посмотреть и убедится, развитие космической техники, позволяет человеку совершить благополучный полет в космос. Присутствовал при этом и Юрий Гагарин, успешный полет которого состоялся в апреле.

В этом полете, старший лейтенант Гагарин, произнес известное нескольким поколениям землян слово «Поехали «. Приземлился Гагарин уже будучи майором. Некоторые и сейчас высказывают сомнения, — сам ли Юрий произнес «Поехали «, или это так было «надо». — Но разве это важно для истории космонавтики? Мне думается нет.

Некоторые исследователи, пристально разглядывая историю советской космонавтики, говорят и о других космонавтах. Которые якобы отправлялись в космос до Гагарина, но погибли, при неудачных запусках, сгорая в космических кораблях.

по мнению исследователей, архивные документы, прячут фамилии и лица людей, которые никогда не увидят свет софитов. Это люди, совершившие полеты в космос еще до Гагарина. Это они, были первопроходцами, первыми из людей преодолевавшими силу притяжения Земли.

Но имена первых космонавтов, искавших тропы космических дорог не звучат среди имен космонавтов. Они погибли в космических аппаратах в поисках пути на орбиту. А неудачные запуски космических ракет для истории не нужны, — как и люди. — считают исследователи.

Я конечно сейчас забегу немного вперед, но хочу сразу сказать официальную точку зрения по этому вопросу. Как официальных лиц, так и историков.

Вот что об этом говорил А. Первушин, — «возможно секретность окружавшая космическую программу не слишком оправдана. И породила множество слухов и домыслов. Но в истории советской космонавтики не существует и не существовало скрытых трупов». И называет это «плодом буйной фантазии, порожденной строгим режимом секретности» а так же — » как бы это цинично не прозвучало, но интерес представляло не удачное возвращение космонавта, — это не имело значения, в условиях гонки было главным заявить о собственном приоритете «

Об этом же говорят и историки. Как уже говорилось, в космической гонке с американцами, было очень важно, чтобы первым в космос полетел советский космонавт. В качестве примера, опровергающего неизвестные полеты, приводится документ ЦК КПСС, подписанный за 9 дней до старта Гагарина, — 3 апреля 1961 года. Документ предписывал подготовить два сообщения ТАСС, о запуске пилотируемого корабля.

Одно из них было хвалебное, об успешном запуске советского корабля с пилотом на борту, и великом достижении СССР. Другое сообщение, было о гибели Гагарина. То есть, никакого сокрытия информации, при любом исходе полета и речи не было. Согласно историкам, допущенных к изучению документов, фамилий нередко упоминаемых погибших космонавтов Ледовского, Шиборина, Миткова и Громову, в реальности не существовало, это вымышленные неизвестно кем имена. Во всяком случае, по словам историков, связи со стоящими за этими фамилиями людей не нашлось.

История погибших космонавтов, якобы совершивших первые полеты в космос до Гагарина.

Начать наверно надо с известной фотографии на обложке журнала «Огонек» от октября 1959 года. На изображении пять человек, Качура, Михайлов, Завадовский, Белоконев, Грачев, — испытатели из Института космической медицины. На фотографии они в гермошлемах, — и многие решили что это и есть будущие космонавты. Однако, их фамилии не встречаются среди имен космонавтов. И западная пресса выдвигает версию что они погибли при первых полетах в космос.

Якобы космонавты Грачев и Белоконев, отправились в космос в сентябре 1961 года, с целью совершить облет Луны на двухместном космическом корабле. По версии журналистов(в частности западной прессы) на корабле происходит поломка, и космонавты не могут вернуться. Корабль с космонавтами на борту, потеряв управление, превращается в космического странника, теряясь в холодной глубине космоса. — Трагическая история гибели.

Однако, на тот период, космические технологии не позволяли совершить пилотируемые полеты к Луне. Иначе СССР победила бы США в освоении Луны. Но это не смущает журналистов, главное побольше дыма на территории идеологического противника. Гибель Геннадия Михайлова и вовсе приурочили к неудачному запуску автоматического венерианского зонда. 4 февраля 1961 года, запуск станции был неудачным, из-за аварии в разгонном блоке, автоматическая станция «зависла» на околоземной орбите.

Правда иногда встречаются записи что так погиб Качура. Но станция была беспилотная, полностью автоматическая. Впрочем тут и так все ясно, из названия Института понятно чем занимались упомянутые люди. К тому же, в рамках все того же режима секретности, лица «засветившиеся» на обложках журнала, не могли участвовать в космических полетах.

Но все же есть один случай о неизвестных космонавтах, на который могут указать исследователи темных углов космонавтики. Это Владимир Илюшин, сын известного конструктора, на него указывают как на первого космонавта. Официально, Илюшин угодил в автокатастрофу за несколько месяцев до запуска на орбиту Гагарина.

После излечения на Родине, отправился в Китай, для поправки здоровья с помощью восточной медицины. Его проблемы со здоровьем, тут же засчитали за неудачный полет в космос. Якобы корабль завершая свой полет, совершил неудачную посадку, в которой пострадал космонавт. А в угоду все той же, пресловутой секретности, травмы космонавта официально «записали» как автокатастрофу.

Однако подобная версия не выдерживает критики, мало того что в ней отсутствует логика, так она еще и смешна. Что тут можно скрывать? Даже в этой версии, запуск корабля был успешным, — проще скрыть его трудную посадку — и можно смело сообщать на весь мир о достижениях советских ученых.

Петр Долгов, летчик-испытатель, сгорел в корабле при неудачном запуске в сентябре 1960 года. Да погиб, однако не при старте на орбиту. А два года спустя, в ноябре 1962 года, совершая прыжок с борта стратостата с помощью парашюта. Предположительно погиб проводя испытание новой модели скафандра.

Другие факты, приводимые исследователями альтернативной истории космонавтики, и тайно закопанных погибших космонавтов идентичны. Но потери среди 20 космонавтов «гагаринского» набора были. Это отчисленные из отряда за сопротивление армейскому патрулю в пьяном виде Григорий Н. , Иван А. , и Валентин Ф. (фамилии не указаны исходя из норм этики).

Известно, что Григорий Н. проходя службу на Дальнем Востоке в обычном авиаполку, рассказывал что именно он должен был лететь в космос вместо Гагарина. Правда сослуживцы ему не верили. В 1966 году Григорий погиб, угодив под поезд. Осталось неизвестным, -это было несчастным случаем, самоубийством, или как задаются вопросом исследователи, — его настиг режим секретности.

Еще одна, история гибельных «до гагаринских» запусков, а также и впоследствии погибших космонавтов, рассказана итальянцами, — братьями Кордилья . Начну с технических возможностей братьев. Может быть сейчас инженеры — конструктора и засмеются, но братья Кордилья, в одиночку, пользуясь только фотографиями наземных станций слежения НАСА, смогли собрать собственное устройство. С помощью которого они прослушивали переговоры космонавтов на орбите с ЦУПом.

Это братьям удалось совершить невозможное, в то время как все страны, следи за действиями советских космонавтов пытаясь прослушать эфир, сделать это смогли только братья Кордилья. В частности, только им удалось услышать, как погибающие космонавты переговариваются с Землей в последние секунды жизни. В прессе, в том числе и по телевидению, историю братьев Кордилья достаточно подробно пересказывают.

Поэтому не будем подробно останавливаться на том, сколько сигналов о бедствии на орбите, криков и стонов погибающих космонавтов зафиксировали итальянцы Кордилья. Но даже человек не знакомый с подробностями устройств спецсвязи, знает, прослушивать канал связи на «закрытой» частоте невозможно, даже обладая трижды суперкомпьютером будущего, «сесть» на прослушку этого канала не получиться. Здесь можно добавить, что работа применяемой спецаппаратуры, разительно отличается от известных сейчас скремблеров(устройство шифрования информации от не авторизованных лиц).

Так неужели в рамках космической программы , военные использовали открытые частоты для связи? И обнаружить это смогли, только братья Кордилья , а технические сотрудники спецлужб других государств оказались абсолютно некомпетентными? При этом итальянцы прослушивали переговоры еще со времен полета Лайки. Но вот информацией они поделились только в 2007 году, опубликовав свой дневник наблюдений.

Но что любопытно, как сообщают братья итальянцы, первый полет в космос совершила собака Лайка, чью работу сердца им удалось зафиксировать. И действительно, они не могли знать что в космосе побывали собаки Цыган, Дезик, Жулька, это информация в виду отсутствия какой либо важности не имела распространения. И братья об этом не могли знать. А значит и все остальное можно считать выдумкой.

А повторение известных случаев гибели космонавтов, в плане сокрытия космических тайн «до гагаринских» полетов, интереса не представляет, они общеизвестны.

Вспоминается космическая история Америки. Ведь как встречается в прессе, в германии еще в 1945 году осуществили пилотируемый запуск ракеты.Это произошло под руководством известного изобретателя Фау, доктора фон Брауна. Якобы последний вариант ракеты Фау-2, представлял собой полноценный космический корабль. На нем то и отправился один из пилотов в космическое пространство. Причем в последствии он благополучно приземлился.

Другая презабавная история, рассказывает как в середине 80-ых, в прибрежные воды поблизости от Майями, иногда упоминаются Канарские острова, падает космический аппарат. Прибывшие к месту приводнения полицейские замирают, перед ними находятся трое человек, одетые в немецкую форму. и они подтверждают, — да они являются пилотами великой Германии. И были запущены на орбиту в 45-том году. Но из-за неисправности анабиозной камеры их сон продлился на большее время.

Таким образом они также претендуют на роль первых космонавтов. Однако в действительности надо обратить внимание на один факт, и тогда все эти историю лопаются проще мыльного пузыря. Доктор фон Браун, перешел на сторону США, и принял участие в космической гонке против Советского Союза. Тогда почему, изобретатель уже отправивший на орбиту космонавтов, еще не один десяток лет кропотливо работает над созданием пилотируемого корабля. Ответ прост, не было необходимых технологий, и все истории вымысел.
***
Конечно, неудачные запуски советских космических аппаратов были. И при неудачных запусках погибло много космонавтов. Но ни кто их имен не скрывал. Другое дело, что об этом мало говорилось, но это совсем другая история.

Интересны некоторые достижения космической техники и для использования в повседневной жизни, так сказать в гражданской. К примеру космический костюм «Пингвин», разработанный для борьбы космонавтов с невесомостью, впоследствии применялся для излечения от детского церебрального паралича.

Другой космической разработкой, является «Бифидум-бактерин», шагнувший на прилавки магазинов. Изначально он разрабатывался для космонавтов, как профилактическое средство дисбактериоза.

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин


На пыльных тропинках

Далёких планет

Останутся наши следы

«Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..»,- так начал своё сообщение 12 апреля 1961 года диктор Всесоюзного радио - Юрий Левитан. Это сообщение о первом полете человека в космос ознаменовало начало новый эры в истории человечества – начало пилотируемой космонавтики.

Издревле человека волновала и манила бездонная высь неба, усыпанная мириадами звезд. Они (звезды) указывали путь мореходам и путешественникам, давали вдохновение поэтам. Их движение и влияние на жизнь на Земле изучали ученые. Но это было на земле…а так хотелось ввысь, поближе к звездам! Складывались легенды о полетах в космос (легенда об Икарусе и Дедале), писались многочисленные художественные произведения о межпланетных путешествиях («Полет на Луну» Ж. Верна), о контактах с инопланетянами («Аэлита» А.Толстой) и др.

Однако, лететь к иным мирам легко и просто было только в фантастических произведениях. В жизни путь человечества к первому полету в космос занял многие столетия.

Как известно, преодолеть силу притяжения Земли возможно, только развив скорость летательного аппарата да первой космической скорости (7,910 км/с), позволяющей телу стать её искусственным спутником. Чтобы улететь к другим планетам, необходимо развить вторую космическую скорость (11,190 км/с).

Достижение таких скоростей возможно только при движении с использованием силы тяги, создаваемой при истечении продуктов сгорания топлива из полузамкнутого сосуда (камеры). Этот принцип использовался человечеством уже около трёх тысяч лет тому назад, в древнем Китае. В древних рукописях этой страны упоминаются «огненные стрелы», представлявшие собой обычные стрелы, оснащенные пороховым ракетным двигателем, изготовленного из бамбука.

Первое использование боевых зажигательных ракет в Европе относится к 1421 году при осаде города Саанце. В России применение пороха и пороховых ракет началось с ХV века, но только с середины ХIX века начались теоретические исследования по проектированию и использованию боевых ракет. Одним из самых выдающихся специалистов в ракетном деле тех времен были А.Д.Засядко, К.И.Константинов и др.Особенно следует упомянуть о русском революционере Н.И.Кибальчиче, который в 1881году, находясь в заключении в Петропавловской крепости, накануне казни предложил «Проект воздухоплавательного прибора», движущегося с помощью порохового ракетного двигателя.

Но основные работы по развитию ракетной техники и воздухоплавания в целом начались в начале ХХ века.

Неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники внёс выдающийся русский (простой житель г. Калуга) Константин Эдуардович Циолковский. Целый ряд идей К.Э.Циолковского и до сих пор находят применение при создании современных ракетных двигателей и космических аппаратов.

Советская власть всегда поддерживала работы ученых в создании ракетной техники, и после окончания Великой Отечественной Войны в эту отрасль науки и промышленности были привлечены огромные средства и миллионы людей, трудящихся под руководством коллектива выдающихся ученых: А.И.Тихомиров, В.П.Глушко, Ю.А.Победоносцев и др. Возглавлял все работы такого типа в стране выдающийся ученый и организатор – академик Сергей Павлович Королев, которого страна после первого полета человека в космос знала под титулом «Главный конструктор».

С.П.Королёв(1906-1966) – крупный советский ученый в области ракетной техники, основоположник практической космонавтики. Он внёс, в свою очередь, неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники. В 1929г. С.П.Королёв познакомился с трудами К.Э.Циолковского и под их влиянием решил посвятить сою жизнь делу ракетной и космической техники. Оценивая роль Королева в зарождении и становлении советской ракетной техники, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал, что с именем Королева связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения

человечеством космического пространства. До того

трагичного года - 1966 - смерти академика - все работы по созданию мощных ракетных систем и по освоению космоса, в том числе и первый полет человека в космос, проводились в стране под непосредственным руководством С.П.Королева.

Советское правительство высоко оценило заслуги С.П.Королева, сделав его академиком АН СССР, лауреатом Ленинской премии. Он был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Когда в 1966 году С.П.Королев скоропостижно скончался, весь мир увидел всенародную любовь к выдающемуся ученому и благодарность за его труды. Попрощаться с ним пришли тысячи и тысячи москвичей и множество делегаций из других городов. Многокилометровая очередь из желающих проститься с ним протянулась к Колонному залу, где лежало тело Королева. Тем самым народ стремился выразить благодарность за все то, что академик сделал для нашей Родины.

Начало практического освоения космоса.

4.10.1957 г в 22ч 28мин по московскому времени был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ-1). Это событие считается началом новой космической эры человечества. Спутник представлял собой шар с торчащими антеннами общей массой 83,6 кг. Спутник находился на орбите до 4.01.1958 г, совершив 1440 оборотов вокруг Земли.

Запуск первого спутника и его полет произвел ошеломляющий мировой резонанс. Практически вся мировая пресса говорила об этом событии, а население страны, над которой пролетал спутник, ночами с восторгов вглядывалось в звездное небо, надеясь увидеть маленькую светящуюся движущуюся точку. По приемникам слушали сигналы спутника – «Пи-пи-пи».


Следующим этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами – они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний.

Они были обязаны долго находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, позволяющим записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.» После приземления 20.08.1960 года простые русские дворняги Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь Мир, стали всеобщими любимцами. В последствии Стрелка дважды приносила здоровых щенят приобрести которых мечтал, наверное, каждый житель Земли.

6.03.1960 года был сформирован первый отряд советских космонавтов, куда вошли 20 молодых летчиков. Они прошли специальный отбор. Их предупредили об опасности, которая их может подстерегать. Они были согласны лететь в космос. Среди этих летчиков был и будущий космонавт №1 – Ю.А.Гагарин.

Ю.А.Гагарин и С.П.Королёв

12.04.1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту – «Восток». Пилотом-космонавтом этого корабля являлся летчик Ю.А.Гагарин.

Гагарин первым из землян осуществил мечту человечества – увидел нашу родную Землю с космоса: «Внимание! Вижу горизонт Земли! Такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красиво..» Через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле колхоза “Ленинский путь”.

Человечеству очень повезло, что на крутом повороте к звездам из его рядов на самый краешек Земли вышел именно Гагарин – наш соотечественник Первым! Среди миллиардов землян!

Волненья бьет, как молоток по нервам;

Не каждому такое по плечу:

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу.

(Константин Симонов).

Гигантское напряжение воли и мысли великих ученых прошлого – Архимеда и Коперника, Галилея и Бруно, Ломоносова и Ньютона, Аристотеля и Коперника, Кибальчича и Циолковского, осуществил Юрий Гагарин крылатой фразой: “Поехали”. Так начиналась космическая эра.

Юрий Гагарин не просто поднялся над планетой, не просто возвысился над Человечеством, а возвысил всех землян на уровень задачи, до него казавшейся невыполнимой. И дань признательности, которую отдавали ему все люди без исключения, была столь сердечной и искренней потому, что выражала их совсем необычное, новое к самим себе уважение, уверенность в человеческом достоинстве и могущества. Первый полет Юрия Гагарина не только стал первой звездной трассой во вселенную, это - полет в вечность, объединивший на основе величайших культурных ценностей лучших представителей прошлого, настоящего и будущего.

Детство Юры прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем – в небольшом городке Гжатске. Отец и мать, так же как и деды и бабки, - крестьяне. Юрий Гагарин от души смеялся, когда узнал, что за границей кто-то распустил слух, будто я происхожу из знатного рода князей Гагариных, которые до революций владели дворцами и крепостными крестьянами…

Его родители, они родились еще до победы Советской власти. Поэтому образования получить не могли. Ведь до 1917 года даже четыре класса школы были доступны далеко не всем крестьянским детям. В деревне говорили: “Золотые руки у Алексея Гагарина!”

Мама удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой его вопрос. Юре она казалась неиссякаемым источником мудрости.

К учению он относился серьезно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. На самом деле, в клушинской школе, порог которой Юра переступил 1 сентября 1941 года, дневников не было и в помине. Шла война. В одной небольшой классной комнате одновременно занимались два класса – первый и третий. Потом, во вторую смену, - второй и четвертый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев…

С войной пришлось столкнуться рано.

“Сам погибай, а товарища выручай” – эту пословицу ему пришлось не раз слышать позже от бывших фронтовиков, от инструкторов в аэроклубе, от командиров в авиационных частях, в которых он служил.

В техникуме в Саратове пришлось изучать физику на высоком уровне. В физическом кружке он подготовил и сделал два доклада. Первый – о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Тема второго выступления называлась “К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях”. Чтобы подготовится к докладу, пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Циолковского и много других книг.

Лет двенадцати он, как и все ребята, зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в гжатской библиотека была очередь. Ребята их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто прочитал книгу первым.

Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и начались “космическая” биография Гагарина. Занятия в аэроклубе, полеты на планере, прыжки с парашюта, Оренбургское авиационное училище - так продолжалась жизнь и учеба будущего первого космонавта.

К величайшему сожалению Ю. Гагарин ушёл из жизни очень рано. 27 марта 1968 года он разбился во время тренировочного полёта вместе с полковником В. Серёгиным вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Но с его гибелью эпоха космических достижений не окончилась.

Следующим космонавтом – космонавтом №2 был Герман Титов. Затем первый групповой полёт в космос (космонавты Андриан Николаев и Павел Попович, август 1962 года на корабле «Восток -3»), первый выход человека в космическое пространство А. Леонова 18 марта 1965 года. Затем полетела в космос первая женщина – Валентина Терешкова.

Первых космонавтов весь мир знал по именам. Затем полёты стали всё более обычными и заурядными явлениями. В настоящее время (даже 10 – 15 лет назад) только специалисты могут перечислить все имена космонавтов и даты их полётов.

Однако, следует отметить, что слова из песни, выписанные в эпиграфе, очень быстро осуществились: американцы произвели первый полёт человека на Луну. Этим человеком был Н. Армстронг, первым вступивший на поверхность Луны, оставивший на ней свои следы.

На сегодняшний день уже осуществлён первый полёт космического туриста. Недалеко то время, когда полёт в космос, по крайней мере в пределах Солнечной системы, станет таким заурядным событием, как полёт на самолёте через океан.

С окончанием века завершился первый этап космических свершений. Навсегда в историю ХХ века и мировой цивилизации вошли имена К. Циолковского и Р.Годдарда, Г.Оберта и Р.Эно-Пельтри, Ф.Цандера и Ю.Кондратюка, С.Королёва, В.фон Брауна, В.Глушко, ну и, конечно, Ю.Гагарина, В.Терешковой, А.Леонова, Н.Армстронга и др.

4 октября 1957 года - день начала космической эры, 12 апреля 1961 - день первого в мире пилотируемого полёта в космос, 18 марта 1965 года – день, когда впервые стало ясно, что люди могут работать и в открытом космосе, 20 июля 1969 года – день, когда первый в мире землянин ступил на Луну, а затем – запуск первой орбитальной станции, первый международный космический полёт, первый полёт многоразовой космической системы, эпопея станции «Мир» и, наконец, начало строительства международной космической станции. Эти вехи освоения космоса навсегда войдут в учебники истории земной цивилизации.


Список использованной литературы

1. Виницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. Москва 1973год

2. История России ХХ век. Учебник. Москва 2001год

3. Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. ред. В.П.Глушко. Москва 1970год

4. The Yonge Street Review. Проф. Г.Хозин. Сверхвзгляд Юрия Гагарина

Творческая работа по физике

на тему:

«Первый полет человека в космос. (Вехи большого пути)»

Ученицы 9-а класса

МОУ «Лицей-4»

Назаровой Анастасии

Красногорск 2005г.

Ровно 56 лет назад человечество сделало первые шаги к освоению космоса. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин впервые облетел Землю на корабле "Восток" и успешно вернулся обратно.

Корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту провел в околоземном космическом пространстве 108 минут, выполнив за это время один оборот вокруг планеты. Затем спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут по московскому времени на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Как готовили Гагарина

Претендентами на первый полет в космос были двадцать человек. Они не были лучшими пилотами страны. Их отбирал сам руководитель полета Сергей Королев, важен был рост, вес и здоровье.
В 1959 году в научном институте авиационной медицины был создан отдел по отбору и подготовке космонавтов.

Первого космонавта обследовали долго и множеством способов. В частности, проводились вестибулярные пробы на вращающемся кресле и специальных качелях.

Возможности организма Гагарина были отличные. На всех нагрузочных функциональных пробах у него были высокие результаты, свидетельствующие о хорошей приспосабливаемости к различным воздействиям - вибрация, перегрузки, гипоксия.

Также Гагарину пришлось пройти сложнейшую антиортостатическую пробу. Его плотно пристегнули к столу ремнями, и в течение 10 минут он спокойно лежал в горизонтальном положении. Лаборантка записывала физиологические показатели. Затем стол вместе с Гагариным перевернули в вертикальное положение и 20 минут регистрировали показатели организма. А потом перевернули его вниз головой (наклон 60°). Испытывали Гагарина на вибростенде, поднимали в барокамере, вращали на центрифуге, проверяли память и способность сосредоточиться. Также проверяли устойчивость к гипоксии - нехватке кислорода. И один из важнейших тестов - центрифуга. Первый этап испытания — воздействие перегрузок в направлении от головы к тазу в три, пять, семь единиц (в течение 30 с каждая). В последней серии обследований на центрифуге создавались поперечные перегрузки в направлении грудь — спина при угле наклона спинки от вертикали в 65°.

Проводилось и психологическое обследование. Гагарину пришлось работать с таблицами, аппаратурой, психологическими тестами, ответить на множество вопросов, подвергнуть проверке память, сообразительность, быстроту интеллектуальной и эмоциональной реакций, находчивость, предприимчивость. Гагарин проявил отличную способность оценивать имеющееся время и планировать свои действия, способность принимать решения при недостатке информации и времени. Также проводились испытания в камере тишины. Будущий космонавт 10 суток находился в изоляции. Он делал зарядку, вел дневник, читал, а врачи наблюдали за его состоянием.

12 апреля в 8:55 медики еще раз провели запись физиологических показателей. Гагарин доложил, что к старту готов. В 9:07 "Восток" вышел на легендарную гагаринскую орбиту. В 9:48 Гагарин передал: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое". В эти минуты мир уже слышал голос Юрия Левитана: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту".

Интересные факты о полете

Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте - это имитация, сделанная в более поздний период. В реального старта было не до съемок. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: "Я горю, прощайте, товарищи!". Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, увидев в иллюминаторе огонь, предположил, что корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полете.

За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передали после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

Земля - не круглая!

И один дополнительный факт. Все мы видели фото из космоса и знаем, что Земля выглядит как немного сплюснутый с полюсов шар. Но на самом деле наша планета выглядит вот так. А сглаживается ее форма благодаря атмосфере.

Прямая трансляция - вид Земли из космоса с МКС.

Похожие статьи