Декларация парламентской ассамблеи обсе. Парламентская ассамблея обсе (па обсе) Мнение спикера па обсе

В своей деятельности Парламентская ассамблея ОБСЕ (далее - ПА ОБСЕ) призвана поддерживать межпарламентский диалог, представляющий собой важный аспект общих усилий по преодолению вызовов демократии на всем пространстве ОБСЕ. Посредством регулярного и подробного обсуждения текущих вопросов международной безопасности, экономики, окружающей среды и прав человека Ассамблея разрабатывает необходимые рекомендации для высших органов ОБСЕ, которые способствуют осуществлению поставленных перед Организацией задач и целей.

Одним из приоритетов для ПА ОБСЕ является содействие развитию институциональных структур ОБСЕ и обеспечение должного уровня сотрудничества с парламентскими институтами стран -- участников Организации.

Являясь важнейшим структурным институтом ОБСЕ, действующим на политическом уровне, Ассамблея посредством деклараций и рекомендаций распространяет новые идеи и помогает ОБСЕ адаптироваться к современным вызовам и угрозам. ПА ОБСЕ привносит в работу Организации важное демократическое и парламентское измерение. На протяжении последних 15 лет особую роль Парламентская ассамблея играет в области наблюдения за выборами, внося крупный вклад в развитие демократии в различных регионах, чем завоевала уважение и признательность всех участников Организации как с правительственной, так и с парламентской стороны.

Необходимо отметить, что одной из задач, стоящей перед Казахстаном как Председателем ОБСЕ, является проведение всестороннего анализа особенностей работы структур ОБСЕ. Это повысит возможность эффективно использовать механизмы и инструменты данной Организации. Исходя из этого, следует рассмотреть результаты деятельности ПА ОБСЕ на ежегодных сессиях Организации, в особенности работу по практической реализации основных направлений, отраженных в Астанинской декларации. Важно подчеркнуть, что прошедшая с 29 июня по 3 июля 2008 г. в Астане 17-я сессия ПА ОБСЕ явилась первым мероприятием подобного рода на территории Центральной Азии. Хотя декларация сохранила свой традиционный формат, тем не менее проведение совещания такого уровня в Казахстане говорит о признании инициатив страны в области развития межгосударственного сотрудничества и демократизации общественных отношений.

Проведение 17-й сессии ПА ОБСЕ в Астане в 2008 г. демонстрирует желание организации быть более вовлеченной в процессы, происходящие на евразийском континенте. Отметим, что Астанинская декларация содержала привычный для подобных документов набор элементов, включающих преамбулу, основной тест декларации, посвященный политическим вопросам и безопасности, экономическим вопросам и окружающей среде, гуманитарным вопросам и правам человека, а также ряд резолюций по актуальным проблемам международных отношений.

Основной целью проведения 17-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ, на которой была принята Астанинская декларация, была оценка положения и вызовов в области безопасности и сотрудничества, особенно в отношении транспарентности в рамках ОБСЕ.

Отмечая изменение международной обстановки и появление новых угроз, которые повышают потребности государств в сфере обеспечения безопасности, Ассамблея признает необходимость соблюдения права стран - участников ОБСЕ реагировать на возникшие кризисные явления, при этом не нарушая условий международных обязательств. Рассматривая вопросы в сфере обеспечения военно-политической стабильности, особое внимание парламентарии уделили возможности привлечения частных военных компаний и частных охранных компаний к осуществлению программ обороны, развития и безопасности. При этом ПА ОБСЕ отметила, что применение частных военных и охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов и в постконфликтном урегулировании осложнено отсутствием в международном праве какой-либо особой нормативной базы, регулирующей деятельность данных учреждений .

Исходя из этого, было предложено провести с участием всех соответствующих субъектов подробное обсуждение вопросов применения частных военных компаний и частных охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов и в постконфликтных ситуациях. ПА ОБСЕ также высказала мнение о необходимости оценки потенциала подобного использования частных военных и охранных компаний в условиях военно-политических кризисов.

При этом особо подчеркивалось стремление Ассамблеи включать в контракты между государствами и частными военными и охранными компаниями пункты о соблюдении обязательств по международному гуманитарному праву и в отношении прав человека, а также заострить внимание на значении транспарентности для выполнения частными военными и охранными компаниями возложенных на них обязательств.

Значительную обеспокоенность Ассамблея выражает в связи с последствиями, которые обостряют угрозы безопасности, вызванные изменением климата, включая, в частности, засухи, нехватку воды и опустынивание. По мнению парламентариев ПА ОБСЕ, решающее значение для сохранения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ и за его пределами имеет эффективное управление водными ресурсами. В особенности это относится к странам, на территории которых берут начало водные потоки, и государствам, находящимися ниже по течению. Отсутствие координации в действиях между данными странами способно спровоцировать экологическую катастрофу, что напрямую повлияет на экономическую ситуацию в регионе. Исходя из этого, ПА ОБСЕ выдвинули идею о централизованном управлении водосборными бассейнами и развитии трансграничного сотрудничества, а также создании сети наблюдения и предупреждения в отношении наводнений и засух.

Помимо этого, Ассамблея продолжила обсуждение актуальных экологических проблем, связанных с интенсивным сельским хозяйством, неконтролируемой индустриализацией и промышленными или ядерными авариями, представляющих растущую угрозу для окружающей среды. Также парламентарии сосредоточили свое внимание на проблемах нехватки продовольствия и высоких цен на него, что провоцирует социальную напряженность во всем мире. С особой тщательностью представители ПА ОБСЕ подошли к обсуждению возможности расширения использования возобновляемых источников энергии и поощрения исследований и разработок технологий, являющихся менее углеродоемкими и более энергосберегающими.

В гуманитарном измерении ПА ОБСЕ акцентировала внимание на важности дальнейшей демократизации и повышении транспарентности.

Парламентарии выражают уверенность в том, что улучшение данных показателей будет способствовать:

Повышению качества образования, в особенности исторического;

Осуществлению прав на свободу слова, СМИ и самовыражения, а также религии или вероисповедания;

Более полному осуществлению прав на свободу создания политических партий, НПО и организаций гражданского общества;

Усилению эффективности борьбы с коррупцией .

Одним из ключевых вопросов повестки дня ПА ОБСЕ остается проблема реформирования ОБСЕ, разрешение которой будет способствовать дальнейшей демократизации, транспарентности и подотчетности. Посредством усиления роли Парламентской ассамблеи и повышения эффективности ее деятельности, а также расширения сотрудничества между ПА и исполнительными структурами, включая ее участие в процессе принятия решений, ОБСЕ и впредь сможет играть ключевую роль в укреплении стабильности и безопасности в Европе.

Предоставление права выступать и делать политические заявления от имени ОБСЕ Генеральному секретарю, а также Действующему председателю Парламентской ассамблеи;

Наделить ОБСЕ правосубъектностью;

Внести корректировки и интегрировать ПА ОБСЕ в процедуры принятия решений в Организации.

Помимо этого, ПА ОБСЕ выступает за более тесное сотрудничество с БДИПЧ, что позволит обеспечить независимость деятельности ОБСЕ по наблюдению за выборами. Отмечая существующие сложности в данном направлении, Ассамблея предлагает проводить оценку выборов и в западных демократических государствах, избегая при этом применения двойных стандартов. Таким образом, в целях повышения эффективности ОБСЕ Ассамблея продолжает поднимать вопросы о трансформации не только структур ОБСЕ, но и подходов Организации к проведению мониторинга выборного процесса.

Подчеркивая важность поддержания запрета на использование, разработку, производство и приобретение кассетных боеприпасов, ПА ОБСЕ предлагает государствам-участникам принять все надлежащие национальные меры по уничтожению находящихся под их юрисдикцией и контролем кассетных боеприпасов.

Обсуждая вопросы региональной безопасности, особо подчеркивалось значение разрешения афганской проблемы. Парламентская ассамблея стремится усилить борьбу с такими угрозами всеобъемлющей безопасности, как терроризм, экстремизм и незаконный оборот наркотиков. Государства -- члены ОБСЕ и парламентарии ПА ОБСЕ обеспокоены ситуацией, сложившейся в Афганистане, подрывающей усилия страны по восстановлению и развитию.

Ассамблея приветствует действия международного сообщества по оказанию донорской помощи Афганистану, так как это способно положительным образом отразиться на внутренней стабильности и социально-экономическом прогрессе государства, отмечая также, что устойчивые успехи в таких областях, как безопасность, управление и развитие, а также в таком междисциплинарном вопросе, как борьба с наркотиками, являются взаимодополняющими .

ПА ОБСЕ рассчитывает на усиление роли парламента Афганистана в выработке политики и осуществлении внутреннего контроля, для чего призывает прилагать все международные усилия на основе принципа руководства и соучастия афганской стороны в мерах по реконструкции и реформированию. При этом отмечается значение действий соседних государств, таких, как Иран и Пакистан, а также стран -- участников Организации в установлении в Афганистане атмосферы безопасности и стабильности.

Парламентарии ОБСЕ подчеркивают необходимость создания условий для обеспечения безопасности на границах, подготовки сотрудников полиции и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

При этом отмечалось, что одним из путей возможной стабилизации Афганистана является продолжение диалога и политическое примирение с умеренными талибами, которые готовы отказаться от ведения боевых действий, признав власть правительства и Конституцию Афганистана.

Помимо этого, было заостренно внимание на том, что, выделяя значительные средства на политическое реформирование и экономическую реабилитацию Афганистана, мировое сообщество нуждается в более эффективных механизмах контроля над распределением финансов помощи.

В своей региональной политике ПА ОБСЕ уделяет внимание и экономическому аспекту межгосударственного взаимодействия.

Следует отметить, что для ПА ОБСЕ одним из приоритетов является создание зон свободной торговли, которые бы гарантировали поступательное развитие международной экономики. Ассамблея выступает за развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами -- участниками ОБСЕ в различных областях экономической деятельности, особенно в сельскохозяйственном секторе и сфере интеллектуальной экономики. Активизируя усилия по реализации озвученных ПА ОБСЕ инициатив, государства -- члены и государства -- партнеры Организации будут способны адекватно отвечать на возникающие на современном этапе вызовы глобальной экономике. Исходя из этого, ПА ОБСЕ стремится к либерализации торговли и ликвидации барьеров, ограничивающих доступ к международным рынкам.

Прослеживая зависимость между проблемами природных ресурсов и спорами или конфликтами внутри государств и между государствами, Парламентская ассамблея выдвигает ряд инициатив, направленных на разрешение общих экологических проблем.

В первую очередь, ПА ОБСЕ поощряет разработки долговременных природоохранных стратегий, направленных на содействие миру и стабильности как на региональном, так и на субрегиональном уровнях.

Возникающий перед странами -- участниками ОБСЕ вопрос доступа к водным ресурсам также нуждается в скорейшем регулировании. Существующая система использования водных ресурсов, по мнению Ассамблеи, является нерациональной для здоровья людей, окружающей среды, устойчивости биоразнообразия и водных и земельных экосистем. Проблема нехватки водных ресурсов, с которой сталкиваются государства в регионе ОБСЕ, является отражением неконтролируемой социальной и экономической деятельности человека, включающей развитие городов, промышленности и сельского хозяйства. Ярким примером обострения экологической ситуации является отсутствие координации в действиях между странами, на территории которых берут начало водные потоки, и государствами, находящимися ниже по течению. Исходя из этого, ПА ОБСЕ выдвинула идею о централизованном управлении водосборными бассейнами и развитии трансграничного сотрудничества, а также создании сети наблюдения и предупреждения в отношении наводнений и засух. При этом парламентарии рекомендовали расширять взаимодействие в данной области на национальном, региональном и местном уровнях посредством разработки более эффективных стратегий, основанных на совместной работе с различными региональными и международными учреждениями и организациями.

Рассматривая проблему дефицита энергетических ресурсов, ПА ОБСЕ концентрирует свое внимание на развитии транспарентности в нефтяной и газовой промышленности, в особенности это касается стран -- экспортеров природного сырья. Подобные меры позволят уменьшить уровень коррупции и предотвратить концентрацию доходов от продажи энергоносителей в руках меньшинства. Помимо этого, транспарентность в добывающей промышленности предполагает открытый доступ к отчетности иностранных фирм, работающих в добывающей отрасли на территории богатых полезными ископаемыми государств. Однако для реализации подобной инициативы необходимо разработать и внедрить в национальные законодательства соответствующие нормативные положения, предусматривающие обнародование информации о доходах подобных компаний.

ПА ОБСЕ также выражает свою озабоченность относительно долгосрочного характера последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, которая явилась одной из крупнейших техногенных катастроф и повлекла за собой гуманитарные, экологические, социальные, экономические и медицинские проблемы. Ассамблея приветствует усилия межправительственных и неправительственных организаций по минимизации последствий чернобыльской катастрофы, а также двустороннюю деятельность по разработке конкретных проектов и мобилизации ресурсов для восстановления земель, загрязненных в результате аварии.

Приоритетной целью для парламентариев Ассамблеи является деятельность по предотвращению нарушений прав человека.

Одним из приоритетных направлений в целях обеспечения мира, устойчивой демократии и экономического развития в странах - членах ОБСЕ является защита прав женщин и детей. ПА ОБСЕ настоятельно призывает активизировать международное сотрудничество в целях искоренения насилия в отношении женщин и детей, а также соблюдать положения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и протоколы к ним.

Помимо этого, члены Ассамблеи стремятся противостоять дискриминации, расизму и ксенофобии, при этом особое внимание уделяют лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам и мигрантам. ПА ОБСЕ предпринимает меры по повышению информированности общественности об обогащающем вкладе мигрантов и рабочих-мигрантов в общество. В своей резолюции Ассамблея подчеркивает, что мигранты выполняют жизненно важную роль в развитии рынка труда и вносят значительный вклад в экономику государств -- участников ОБСЕ, так как денежные переводы мигрантов в некоторых случаях превышают объемы международной помощи в целях развития и содействуют улучшению экономического положения многих стран происхождения мигрантов. Исходя из этого, деятельность ПА ОБСЕ в сфере миграционной политики направлена на эффективное использование потенциала общин мигрантов, а также на углубление их экономической, образовательной, гражданской и социальной интеграции посредством повышения уровня их профессиональной квалификации и предоставления им возможностей обучения на курсах подготовки к получению гражданства.

Внимание государств -- участников ОБСЕ Парламентская ассамблея пытается привлечь и к проблеме проявления нетерпимости и антисемитизма. Парламентарии призывают продолжить работу ОБСЕ и БДИПЧ в рамках Программы по толерантности и недискриминации и поддерживают дальнейшее проведение совещаний экспертов по данному вопросу .

Таким образом, ПА ОБСЕ стремится разработать рекомендации по наиболее актуальным проблемам международных отношений, сформировав целостную систему противодействия современным вызовам и угрозам.

Состоявшаяся в Астане в 2008 г. 17-я сессия Ассамблеи свидетельствует о стремлении ОБСЕ укрепить свое влияние на территории государств Евразии. Астанинская декларация рассматривала не только проблемы общего характера, но и вопросы, непосредственно относящиеся к политико-экономической жизни стран СНГ. Кроме этого, следует выделить следующие характерные особенности данного документа:

Повышение уровня конкретизации положений декларации в сравнении с предыдущими документами;

Применение критического подхода для оценки результатов деятельности ПА ОБСЕ.

Необходимо отметить, что рекомендации Астанинской декларации направлены на выявление первопричин существующих конфликтов в сфере безопасности, при этом была использована критическая оценка уже проведенных мероприятий и планируемых действий ОБСЕ. Подобный подход способен модифицировать методы разрешения конфликтных ситуаций в структуре институтов ОБСЕ, что позволит разработать пошаговый комплекс мероприятий по устранению причин и последствий современных конфликтов.

Исходя из этого, Астанинская декларация может положительно повлиять на дальнейшее развитие постконфликтного регулирования, а также раннего предупреждения конфликтов.

Таким образом, Астанинская декларация представляет собой логическое продолжение курса ПА ОБСЕ по оценке вызовов и угроз в области безопасности, рассматривая ключевые вопросы международного сотрудничества . Резолюции 17-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ сконцентрировали внимание на различных аспектах межгосударственного взаимодействия, анализируя современное состояние социокультурных отношений в сфере миграции, а также в сфере борьбы с дискриминацией и нетерпимостью. В экономической области поднимались вопросы относительно возможности расширения международной торговли. Помимо этого, в резолюциях нашли свое отражение проблемы, связанные с разоружением и контролем над распространением кассетных боеприпасов.

Следует отметить, что принятие подобного документа на территории Казахстана подчеркивает соблюдение принципа паритета между государствами -- членами ОБСЕ, свидетельствует о закреплении позиций РК в качестве равноправного члена мирового сообщества, а также об интеграции страны в процессы международного регулирования современных противоречий и конфликтов в сфере безопасности.

Выступая на сессии Парламентской ассамблеи в Астане, Президент РК Н. Назарбаев подчеркнул, что Казахстан являет собой пример государства, которое вносит реальный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности. РК продолжает оставаться активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное разоружение и нераспространение, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами. Помимо этого, страна является неотделимой частью региональных и глобальных экономических процессов, а также важным элементом системы глобальной энергетической инфраструктуры . В условиях мирового продовольственного кризиса Казахстан обладает необходимым потенциалом для увеличения объемов поставок многих сельскохозяйственных культур, а также представляет собой благодатную почву для лучших аграрных технологий и новых инвестиций.

Таким образом, очередная сессия Парламентской ассамблеи, проходившая в Астане с 29 июня по 3 июля 2008 г., стала первым мероприятием подобного рода, проведенным на территории Центральной Азии. Это обстоятельство имеет большое значение для председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 г., так как позволит повысить международный авторитет республики в мировом сообществе. Помимо этого, необходимо отметить, что основные установки по обеспечению мер безопасности, а также приоритетные направления по предупреждению и регулированию конфликтов, закрепленные в Астанинской декларации, способны оказать значительное влияние на характер деятельности РК на посту Председателя ОБСЕ.

БЕРЛИН, 11 июля. /ТАСС/. Глава российской делегации на сессии Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что российские парламентарии в среду покинули заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Берлине из-за грубого нарушения регламента при рассмотрении антироссийских резолюций.

Эти нарушения первый зампредседателя комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров назвал политическим шулерством со стороны украинской делегации и председателя ассамблеи, а депутат Госдумы Артем Туров - балаганом.

Ранее делегация РФ заявила о нарушении регламента при рассмотрении двух антироссийских резолюций на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Берлине и потребовала отложить голосование по этим документам, которые были вынесены на заседание, в котором не участвовали украинские парламентарии, поставившие под ними свои подписи и не уведомившие главу ассамблеи письменно о своем отсутствии.

Тем не менее резолюции были приняты уже без российских парламентариев и включены в итоговую декларацию сессии, в голосовании по которой они также не принимали участия.

Нарушение регламента

"Российская делегация считает, что отсутствие ряда депутатов-авторов резолюций, которые направлены против нашей страны, не было надлежащим образом оформлено, как это предусмотрено регламентом. В издевательской манере господин [представитель Грузии Георгий] Церетели говорил нам о том, что его могут уведомить почтовым голубем, с помощью мессенджеров и так далее об отсутствии депутатов. Мы так не считаем, это грубое нарушение регламента, оно ставит под сомнение смысл и количество легитимных подписей под резолюцией. Российская делегация не даст оскорблять себя и РФ с помощью таких псевдорегламентных трюков, которые допускает господин Церетели", - заявил Толстой журналистам в среду.

"Только в одной из резолюций не хватает трех, а может быть, и пяти подписей. Таким образом, их становится недостаточно для автоматического принятия", - констатировал глава делегации РФ.

"Когда мы обратили внимание председателя на это несоответствие, он [Церетели] счел возможным воспринять нашу претензию по регламенту как некий добрый совет и попытался дальше продолжил заседание", - сказал депутат.

"Мы считаем, что это грубое нарушение регламента ПА ОБСЕ и издевательство над здравым смыслом", - подчеркнул политик. "Российская делегация против рассмотрения этой резолюции и следующей, касающейся российского Крыма и русского города Севастополя. Мы считаем, что в данном случае нарушен регламент нашей ассамблеи", - сказал Толстой. "Отсутствие депутатов, которые подписывали эти резолюции и выдвигали голословные обвинения против моей страны, является нарушением регламента нашей ассамблеи", - повторил он.

"Вряд ли кто-то из вас согласится с тем, что мы все должны здесь присутствовать, а есть отдельные депутаты, у которых есть телефон господина Церетели и которые могут ему звонить и по телефону сообщать о том, что их не будет на том или ином заседании", - продолжил Толстой. Он напомнил, что "существует регламент, в котором сказано, что член ассамблеи должен в случае своего отсутствия надлежащим образом уведомить председателя". "Не по мобильному телефону, а письменно", - акцентировал внимание глава делегации РФ. "В связи с этим делегация РФ категорически возражает против включения в итоговую декларацию [подписей] госпожи [шведского депутата Маргареты] Седерфельт и господина [главы украинской делегации Артура] Герасимова, которые отсутствуют на сегодняшней сессии", - заключил он.

Последняя капля

В свою очередь член делегации РФ, депутат Госдумы Николай Рыжак заявил, что "это была последняя капля, потому что документы, которые были представлены на рассмотрение, носят глубоко политизированный и направленный против интересов России характер".

"Нашему долгому терпению наступил конец, - отметил он. - Мы больше не можем участвовать в этом политическом балагане. Надо принимать меры по пересмотру порядка проведения сессий".

Мнение спикера ПА ОБСЕ

Со своей стороны спикер Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгий Церетели, переизбранный в среду на эту должность, утверждает, что все подписи под резолюцией "сохраняют силу". "Даже если бы мы не получили письменного отказа от приезда сюда, тем не менее есть возможность направить целый ряд различных посланий и сообщений. Может, поручить украинской делегации разъяснить эту ситуацию, но, мне кажется, мы можем хоть час это обсуждать", - сказал он.

Церетели указал на то, что в соответствии с регламентом "в случае, если член делегации зарегистрировался, но не может присутствовать на ежегодной сессии в силу непреодолимых обязательств, его или ее подписи сохраняют силу при условии, что председатель ПА был соответствующим образом уведомлен об этом главой делегации". "Здесь нигде не разъяснятся, что значит "соответствующим образом": может, голубь принесет это письмо, извините за шутку, можно уведомить в письменном виде, по мессенджеру, по электронной почте", - добавил он.

"Я сам считаю, наши эксперты считают, что информация была соответствующим образом доведена [до сведения]. Если мы будем выяснять, что означает "соответствующим образом уведомлен", то мы никуда не придем", - заключил Церетели.

Антироссийские резолюции

Одна из резолюций с антироссийским содержанием была внесена украинской делегацией. Документ посвящен "нарушению прав человека и основных свобод" в Крыму. Он состоит из 17 требований, среди которых призыв прекратить "искоренение образования на украинском языке и отменить решение об объявлении "Меджлиса [крымско-татарского народа]" экстремистской организацией" (организация запрещена в РФ). Авторы потребовали также создать "благоприятные условия" для независимой работы журналистов, правозащитников и адвокатов.

В резолюции, которая была внесена шведской делегацией, содержится призыв к России принимать законы, "направленные на борьбу с преступлениями на почве ненависти", и обеспечить справедливое судебное разбирательство в соответствии с гарантиями Европейской конвенции о правах человека. Шведский депутат Маргарета Седерфельт, подготовившая проект, просит РФ освободить всех, кто был задержан за "мирное осуществление прав на свободу выражения мнений, собраний".

Еще одну резолюцию, касающуюся приближающегося 10-летия событий в Южной Осетии, внесла Грузия. Председатель комитета по внешним отношениям парламента Грузии Софико Кацарава, подготовившая документ, призывает к мирному разрешению конфликта в соответствии с международным правом и Хельсинкскими принципами, а также к полному выполнению соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ) создана на мадридской конференции парламентариев государств - участников СБСЕ (2-3 апреля 1991 г.) в рамках реализации соответствующих положений Парижской хартии для новой Европы, принятой в 1990 г.

Ассамблея является самостоятельной парламентской структурой, которая обсуждает круг вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принимает по ним резолюции и рекомендации, не имеющие обязывающего характера для правительств государств- участников.

Сессии Ассамблеи (продолжительностью до 5 дней) проводятся ежегодно на основе ротации в одном из государств - участников ОБСЕ, обычно в первой декаде июля. Первая сессия состоялась 3-5 июля 1992 г. в Будапеште, вторая - 6-9 июля 1993 г. в Хельсинки, третья - 5-8 июля 1994 г. в Вене, четвертая - 4-8 июля 1995 г. в Оттаве, пятая 5-9 июля 1996 г. в Стокгольме, шестая - 5-9 июля 1997 г. в Варшаве, седьмая - 7-10 июля 1998 г. в Копенгагене, последняя, восьмая сессия ПА ОБСЕ прошла 6-10 июля 1999 г. в Санкт-Петербурге. Девятая сессия пройдет в Бухаресте 8-10 июля 2000 г.

Работа сессий ПА ОБСЕ проходит в трех общих комитетах (по политическим вопросам и безопасности; по экономическим вопросам, науке, технологии и окружающей среде; а также по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам) и на пленарных заседаниях.

Председателем ПА ОБСЕ на копенгагенской сессии избрана Хелле Дайн (Дания) (на сессии в Санкт-Петербурге переизбрана). У нее девять заместителей: от Российской Федерации Г.Н.Селезнев (до конца сессии 2000 г.).

Председатель, его заместители и казначей (бюджет Ассамблеи определяется отдельно от основного бюджета ОБСЕ) образуют Бюро ПА ОБСЕ.

Члены бюро, главы национальных делегаций и председатели общих комитетов Ассамблеи образуют Постоянный комитет ПА ОБСЕ.

По предложению Бюро Постоянный комитет назначает Генерального секретаря ПА ОБСЕ. С сентября 1992 г. Генеральным секретарем ПА ОБСЕ является Р.Спенсер Оливер (США). На сессии в Санкт-Петербурге принято решение о продлении срока его пребывания на этой должности еще на 5 лет.

Секретариат ПА ОБСЕ расположен в Копенгагене.

ПА ОБСЕ в настоящее время состоит из 315 парламентариев. Распределение мест осуществляется в соответствии с утвержденной шкалой, согласно которой 17 мест имеют США, 15 - Россия , по 13 - Германия, Франция, Италия и Великобритания, затем по убывающей до двух мест у таких стран, как Сан-Марино и Лихтенштейн. Ватикан направляет в Ассамблею двух представителей со статусом специально приглашенных.

ПА ОБСЕ поддерживает тесные связи с другими межпарламентскими организациями, в том числе с Межпарламентской Ассамблеей СНГ.

Создана в 1991 году на Мадридской конференции парламентариев государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе для исполнения положений Парижской хартии для новой Европы 1990. Является самостоятельной парламентской структурой. В задачи ПА ОБСЕ входит оценка выполнения целей ОБСЕ, обсуждение вопросов, поднимаемых на саммитах и заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, разработка механизмов предупреждения конфликтов, поддержка демократических институтов в государствах-участниках, развитие институтов Организации.

Руководящий орган ПА ОБСЕ - Постоянный комитет, управляющий ее работой между сессиями и состоящий из членов Бюро, глав национальных делегаций и председателей общих комитетов Ассамблеи. Председатель ПА ОБСЕ избирается тайным голосованием сроком на один год, с правом переизбрания еще на один срок. У Председателя ПА ОБСЕ 9 заместителей, которые избираются на трехлетний срок с правом на одно переизбрание. Председатель наделен правом назначать на соответствующем уровне своих представителей. Бюро ПА ОБСЕ состоит из Председателя, его заместителей и казначея. На Бюро возлагается обязанность обеспечивать выполнение решений Постоянного комитета и эффективное функционирование Ассамблеи между заседаниями Постоянного комитета.

Председатель ПА ОБСЕ избирается тайным голосованием на 1 год и может быть переизбран только один раз. У Председателя 9 заместителей. С июля 2018 г. Председателем ПА ОБСЕ является Георгий Церетели (Грузия).

Генеральный секретарь ПА ОБСЕ избирается Постоянным комитетом по предложению Бюро на 5 лет большинством в две трети поданных голосов при тайном голосовании. Назначение может быть дважды продлено большинством голосов Постоянного комитета. С января 2016 года Генеральным секретарем ПА ОБСЕ является Роберто Монтелла (Италия). Международный секретариат ПА ОБСЕ находится в Копенгагене и выполняет административно-организационные функции. В феврале 2003 г. в Вене открылось представительство ПА ОБСЕ. Его возглавляет посол Андреас Нотелле (Германия).

Парламентская ассамблея собирается три раза в год: на ежегодные сессии, а также осенние и зимние заседания. Ежегодные сессии проводятся ротационно в одном из государств-участников, в ходе которых принимаются резолюции, которые носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для правительств государств-участников. На них же избирается председатель Ассамблеи и его 9 заместителей. Зимние сессии проходят в Вене для подведения итогов работы в предшествующем году и определения ориентиров работы Ассамблеи на текущий год. Осенние сессии представляют собой конференции парламентариев, посвященные 1–2 наиболее актуальным проблемам региона ОБСЕ.

Кроме того, Ассамблея проводит семинары, конференции и межпарламентские форумы по конкретным темам или отдельным регионам. «На полях» осенних сессий обычно проходит средиземноморский форум.

Работа сессий ПА ОБСЕ состоит из пленарных заседаний, заседаний Постоянного комитета и трех Общих комитетов, тематика которых соответствует трем «корзинам» ОБСЕ: политические вопросы и безопасность; экономические, научно-технические и экологические вопросы; вопросы демократии, прав человека и гуманитарные проблемы.

По линии Парламентской ассамблеи ОБСЕ активно осуществляется наблюдение за выборами в государствах-участниках Организации. ПА ОБСЕ сотрудничает с межпарламентскими организациями: МПС, МПА СНГ, ПА НАТО, ПАСЕ. Совместно с ПАСЕ, Европарламентом и ПА НАТО формируются т. н. объединенные международные миссии по наблюдению за выборами.

В составе Ассамблеи 323 парламентария из 57 государств : Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия /с 1990 года/, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Федеральное Собрание Российской Федерации представлено делегацией в количестве 15 человек (5 от Совета Федерации и 10 от Государственной Думы). Главой российской делегации в ПА ОБСЕ с января 2017 г. является заместитель Председателя Государственной Думы П.О.Толстой, его заместителем - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М.Джабаров.

В состав делегации Совета Федерации входят:

- Джабаров Владимир Михайлович – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, руководитель делегации

- Журавлев Николай Андреевич – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

- Мамедов Сергей Валерьевич – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

- Гехт Ирина Альфредовна – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

- Нарусова Людмила Борисовна – член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Похожие статьи