Католицизм в развитии национально характерных образов. Современное состояние католической церкви. Как и когда зародился католицизм

Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных её отраслей (сфер). Однако при этом необходимо учитывать духовную доминанту социокультурного процесса Средневековья, или религиозные ориентиры общества. Постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Церковь и её роль в жизни общества

Все мировоззрение феодального общества Западной Европы в эпоху Средневековья оставалось преимущественно религиозным. Средневековой образ мира был полностью основан на религии, и библейские представления занимали в миросозерцательной системе огромное место.

Христианская церковь обладала огромным экономическим и политическим могуществом. В 756 году на небольшой части территории современной Италии образовалось папское государство - Церковная область . Уже в ранний период папы настойчиво боролись за верховную власть епископата над светскими властями.

Церковь была также тесно связана с повседневной жизнью людей: именно она определяла нравственные нормы, регулирующие поведение человека в быту.

Монастыри - центры европейской цивилизации

В «великом движении за христианизацию» Европы самое активное участие приняли монахи. Монастыри готовили и посылали миссионеров в различные страны Европы. Особенно много монастырей было в Ирландии, которую называли «островом святых». Монастыри, являясь средоточием религиозной жизни, были и центрами средневековой цивилизации. В своих мастерских монастырь сохранял прежние ремесла и искусства, в библиотеках - христианскую литературу. Здесь развивалась латинская письменность, которая в тот период носила международный характер и способствовала культурным связям со странами континента, здесь учили псалмам, письму, счету, грамматике и заботились о переписке книг.

В монастырях жили и творили наиболее образованные люди той эпохи, оставившие немалый след в истории европейской культуры. Монахи переписывали древние рукописи, писали иконы. Некоторые монахи становились епископами, а позднее и папами. Одним из таких пап был Сильвестр II, разносторонне образованный человек, хорошо разбирающийся в математике, астрономии, музыке и способствующий усилению и распространению христианства.

Христианская философия.

За тысячелетнюю историю Средневековья христианское вероучение прошло большой путь, изменяясь само и вызывая изменения в различных сферах жизни общества.

Духовными зачинателями Средних веков многие ученые с полным основанием считают богословов . Их исключительная роль заключалась не только в том, что они развивали религиозное учение, но и в том, что они спасли основное наследие из античной культуры, изложили его в доступной для средневековой мысли форме и придали ему необходимое для того времени христианское обличье.

Один из наиболее известных философов Средневековья Беда Достопочтенный (673-735) в наиболее завершенном виде изложил теорию четырех смыслов Священного Писания, занимался разбором и толкованием Библии.

До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.

Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.

Догматические расхождения

Православие

Католицизм

Учение о Троице

Святой Дух исходит от Бога Отца

Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»).

Учение о Чистилище

Отсутствует

Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души.

Учение о «сверхдолжных заслугах».

Отсутствует.

Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве.

За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом.

Учение о Пресвятой Богородице.

Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей».

Учение о верховенстве папы Римского.

Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.

Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной в своих внутренних делах.

Важные вопросы церковной жизни решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это было во времена апостолов.

Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали.

Учение о благодати

Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком.

Другие различия

Крещение

Осуществляется полным погружением в воду

Осуществляется обливанием или кроплением

Причастие

Употребление для Причастия пресного и квасного хлеба, которые символизируют две природы Христа: божественную и человеческую.

  • · Причащение мирян Телом и Кровью Христа.
  • · Причащение младенцев.
  • · Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня).
  • · Употребление для Причастия только пресного хлеба.
  • · Причащение мирян только Телом Христовым.
  • · Отказ причащать младенцев.
  • · Пост перед Причастием – 1 час.

Священство

  • · Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей).
  • · Отсутствует сан кардинала.
  • · Целибат (безбрачное духовенство).
  • · Введен дополнительный сан кардинала.

Понятие и периодизация средневековья. Распад Римской империи и поиск новых оснований культурного единства европейских народов. Феодальная иерархия, корпоративность и христианская религиозность как специфические черты средневековой культуры. Попытка восстановления Римской империи в период Каролингского ренессанса. Реформа папы Григория VIIи укрепление Католической церкви; борьба за инвеституру, целибат. Церковная оппозиция феодальной идеологии: доктрина Страшного суда, паломничество. Становление общеевропейской интеллектуальной элиты: университеты, латинский язык и межнациональное общение, жанр «суммы» и универсализм схоластического мышления.

Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М., 2002; Берман Г. Западная традиция права: Эпоха формирования. М., 1998.

Тема 8. Секуляризация и современные тенденции в культуре. Эпоха Возрождения

Понятие и периодизация Ренессанса. Италия в период позднего средневековья: расцвет городской культуры, византийское влияние, античное наследие. Особенность ренессансного гуманизма и его значение в процессе формирования ментальности новоевропейского человека: гуманист как ученый, гуманизм как антропоцентризм, феномен титанизма, имморализм как теневая сторона ренессансного гуманизма. Иллюзионизм и прямая перспектива как основополагающие принципы новой живописи и нового менталитета.

Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. М., 1991.

Тема 9. Секуляризация и современные тенденции в культуре. Реформация и генезис светской культуры

Понятие Реформации. Идея реформы Католической церкви в период позднего средневековья. Религиозные, политические и экономические причины Реформации. Мартин Лютер – основоположник Реформации, рождение протестантизма. Принципы оправдания верой, высшего авторитета Писания, всеобщего священства. Мистические истоки Реформации и принцип религиозной автономии личности. Свобода вероисповедания и секуляризация политики. Кальвинистская версия Реформации: идея абсолютного предопределения и буржуазная трудовая этики; новые принципы церковного устройства и корни западноевропейской демократии. Роль идеи божественного избранничества в формировании западного менталитета.

Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006; Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М., 2002.

Тема 10. Особенности российской культуры

Формирование Русского централизованного государства в XV–XVIвеках. Роль православия в становлении русской культуры; спор осифлян и нестяжателей как выбор модели культуры. Включение народов Поволжья и Сибири в орбиту российской культуры. Гибель Византии и влияние Западной Европы на интеллектуальную культуру России. Интеграция России в Европейскую экономическую систему («мир-экономику»). Социокультурный смысл реформы патриарха Никона. Вестернизация российской культуры вXVII–XVIIIвв. и ее противоречивые последствия; осмысление этих противоречий в культурфилософских дискуссияхXIXвв. Проблема согласования модернизации и культурной идентичности России. «Советский проект».

Литература . Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2006;

Современное состояние католической церкви

Максим Козлов

По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) – это около 15% населения Земли. Из них:

католических епископов 3500 чел. (с униатами);

пресвитеров около 400 000 чел.;

членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.;

кардиналов около 250 чел.

В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.).

На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм – наиболее растущая конфессия (в 1945 г. – 15% населения католики, в 1987 г. – 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ – католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притеснениям.

На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики.

В Индии около 7 млн. жителей католики.

В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае).

Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии – 1 млн., также много католиков на Шри Ланке.

В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел.

Папа – глава современной католической церкви

В РКЦ папа – последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима".

Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra).

Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же.

Папе усваивается право церковного учительства (magisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения.

Избрание папы

В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые – в IX в.).

Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа – в XIV веке.

Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становится носителем папской власти, а интронизация – лишь обряд.

В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия".

В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день.

Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето).

Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу – народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу).

Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остается лишь окно для передачи питания.

Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов – Григорий XVI (1831 г.).

Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава.

Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было).

Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы).

После избрания следует адорация – поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы.

Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы.

Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей – символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава".

В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы.

В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения).

Папские мессы и папские храмы

Папский цвет – красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор – палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы – жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год).

На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом.

Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке – под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест.

Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими:

Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла;

Ватиканский храм Св. Апостола Петра;

Базилика Св. Марии Большей;

Базилика Св. Апостола Павла вне стен;

Базилика Св. Лаврентия вне стен.

В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций.

Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) – дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке.

Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан – часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/

Католицизм и православие являются основным ветвями христианской религии. Истоки католицизма исходят от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века.

Окончательный раскол произошел в 1274 г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния. Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики становится наиболее сильной.

Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное с различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов - это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.

Католицизм - самое крупное направление в христианстве. Оно преимущественно распространено в Юго-Западной, Западной и Центральной Европе (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Бельгия, Австрия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), в США и Латинской Америке. Данной религии придерживается треть населения Африки.

Католицизм также исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Белоруссии. Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения. Содержание Священного Предания у католиков отличается от православных: если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.). Также в Священное Предание включены суждения пап римских по церковным и мирским проблемам.

Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об и схождении Святого Духа. Католическая церковь утверждает, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от Бога Сына («филиокве» «и сына»). Восточная же (православная) церковь признает и схождение Святого Духа только от Бога Отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым.

Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов наследников апостолов совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога.

Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверх должных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами . Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы. В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей. В 1854 г. появился догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. утвержден догмат, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Присно дева после окончания ее земного пути была взята на небо "с душой и телом для Славы Небесной". В честь этого в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес" Деве Марии.

Похожие статьи