Развитие равновесия у детей младшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений для развития ходьбы и равновесия (средняя группа) Игры на развитие равновесия у дошкольников

Материал оформлен в таблице:

Методика обучения сохранению равновесия

Разделы таблицы

1. Возраст
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст

2. Возрастные особенности выполнения движения детьми

Здесь, например, в методике обучения сохранению равновесия младших дошкольников:Из-за низкого расположения центра тяжести тела и небольшого двигательного опыта детям трудно дается сохранение равновесия как в статических позах, так и в динамических упражнениях.

3. Задачи обучения

В этой графе обозначены задачи обучения, в продолжение темы для старшего возраста: Познакомить детей со способами страховки. Формировать умение быстро действовать в тех случаях, когда теряется равновесие

Здесь, например для среднего дошкольного возраста: Возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Обращается внимание на уверенное выполнение статических поз. Освоенная детьми ходьба по скамейке проводится с различными заданиями: пройти с мешочком на голове, на ладони, перешагивая через кубики; двоим детям по двум скамейкам, взявшись за руки, двоим детям разойтись на скамейке, идя по ней с двух сторон навстречу друг-другу

Материал удобно использовать при планировании занятий.

Выглядит так:



Далее следует таблица:

Примерные упражнения в равновесии

В ней перечислены виды упражнений в равновесии для детей разного возрасти.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ

Космынина Елена Анатольевна – инструктор по физкультуре,

МБДОУ Детский сад №72, г. Бийск, Алтайский край, Россия

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

(В. А. Сухомлинский)

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием .

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. По утверждению В. В. Гориневского ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития .

Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.

Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.



Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время .

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного характера.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие .

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

ü удлинение времени сохранения позы;

ü исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

ü уменьшение площади опоры;

ü увеличение высоты опорной поверхности;

ü введение неустойчивой опоры;

ü введение сопутствующих движений;

ü создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

ü упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

ü упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).

Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера , которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий).

Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

Литература

1. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / А.В. Кенеман, Д.В., ХухлаеваМ.: Просвещение, 1985. – 271с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.:ПросвещениеФизкультура и спорт, 1999. – 320с.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http://pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html

4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

5. Паженская М.А., Теория и практика физической культуры [Текст], 1937, №1; Валентин Владиславович Гориневский, М., 1957.

Педагогическая наука говорит о необходимости развития у детей раннего и дошкольного возраста сенсорного восприятия и, соответственно, органов чувств, отвечающих за это развитие: зрение, слух, обоняние, чувство вкуса, осязание.

О значении этих чувств говорил ещё Аристотель, живший в 384-322 годах до н.э. Однако наука движется вперёд, и уже в конце XIX - начале XX века Ч. Шеррингтон, М. Мерло-Понти, Р. Штайнер заговорили о том, что количество чувств, при помощи которых человек воспринимает окружающий мир, намного большее.

К ним, кроме пяти названых, относятся:

— витальное чувство (чувство жизни);

— чувство движения;

— равновесия;

— чувство теплоты;

— восприятие сообщаемых мыслей и восприятие чужого «Я».

Как отмечает доктор В. М. Ауэр, из всех областей чувств три последние особенно мало исследованы. Таким образом, вопрос развития чувственной сферы ребёнка по-прежнему остается актуальным.

Физическое и психическое здоровье человека является самым главным природным ресурсом человечества в целом и каждого отдельного индивида в частности. В основе здоровья и любой деятельности человека лежит движение. Природа ребёнка дошкольного возраста тем более требует постоянного движения. Но реалии современной жизни свидетельствуют о том, что двигательная активность детей становится всё меньшей. Врачи и педагоги бьют тревогу по этому поводу.

Малоподвижный образ жизни семьи и чрезмерная опека ребёнка взрослыми приводит не только к недостаточной двигательной компетенции, но и к недостатку общения со сверстниками, отсутствию чувства товарищества, развитию неуверенности в себе.

Если с такими основными движениями, как ходьба и бег, дело обстоит более-менее благополучно, то прыжки, лазание (ползание, подлезание, перелезание), метание и равновесие тихо исчезают из жизни детей дошкольного возраста. Им постоянно запрещают прыгать, лазать по деревьям, ходить по брёвнам, доскам, тротуарной бровке, сдерживая их желание и интерес к таким видам движений.

Известно, что к основным регуляторам равновесия специалисты относят мышечный и вестибулярный аппараты.

Природа распорядилась таким образом, что дети интуитивно стремятся к развитию и мышечной силы, и вестибулярного аппарата. Удовольствие, полученное от катания на качелях, кружения, прыгания на одной или двух ногах, побуждает детей вновь и вновь повторять эти действия. В результате постоянного движения ребёнок становится крепче, сильнее, успешно развивается физически. Но наряду с физическим развитием взрослые должны заботиться о моральном развитии малышей, формировании системы ценностей, с которыми они будут жить.

Равновесие - достаточно сложное чувство, которое даёт ребёнку возможность почувствовать не только собственное тело, но и дружескую поддержку, руку помощи (опоры) в трудной ситуации, успех как результат совместных усилий, уверенность в себе.

На значение чувства опоры ребёнку должен указать взрослый. Далее он сам определяет, что или кто может служить ему опорой при выполнении сложных (или новых) физических упражнений либо других действий. Так, с детского возраста закладывается и развивается понимание ценности дружбы, поддержки, взаимопомощи.

Обучая детей ходьбе в равновесии, мы сначала предлагаем им пройти по нарисованной на земле (полу) прямой узкой дорожке, верёвочке, канату. Поначалу сделать это достаточно трудно. Но предложите ребёнку руку помощи - он легко справится с заданием.

В детском саду мы просили детей помогать друг другу при ходьбе по канату или верёвке. В результате они не только овладели навыком ходьбы в равновесии, но и убедились, что поддержка за руку с одной стороны - хорошо, а с двух - отлично! Можно не только идти, но даже бежать. На начальном этапе обучения дети нуждались в физической поддержке, далее их удовлетворяло просто присутствие товарища рядом.

Мы отмечали, что овладение навыком в таком случае происходит быстрее и лучше, дети чувствуют себя увереннее, эмоционально реагируют на собственные успехи и не менее эмоционально на успехи других.

Для формирования чувства равновесия у детей дошкольного возраста мы поэтапно использовали игры и игровые упражнения на:

  • удерживание устойчивой позы в статическом положении («Замри!», «Море волнуется», «Балерины и оловянные солдатики», «Аист на охоте»);
  • удерживание равновесия во время перемещения по прямой («Пройди по тропинке», «Через речку»);
  • сохранение равновесия во время перемещений между предметами («Полоса препятствий», «Быстрый Заяц и хитрый Лис», «Лабиринт»);
  • удерживание равновесия во время перемещений на изменённой площади опоры: доске, скамейке, бревне, положенными прямо и под углом («Муравьишки», «Спасатели», «Пройди через болото»).

Ширина пособий (доски, скамейки, брёвна) с возрастом детей постепенно уменьшалась и к старшей группе составляла всего 10 см. Высота постепенно увеличивалась от 10 до 40 см.

Во время ходьбы по канату, который был положен на полу, сначала мы учили детей выполнять движение индивидуально. Затем усложняли задание - предлагали пройти по канату, ведя за собой за руку товарища, потом несколько детей, затем всю группу. Канат выкладывали по кругу и зигзагообразно.

Таким образом ведущему легко было видеть тех, кто идёт за ним. Ребёнок мог увеличить или замедлить темп движения если видел, что кто-то из ребят чувствует себя неуверенно и не попадает в такт движения всей группы.

Мы отметили, что упражнения в равновесии очень нравятся детям именно в групповом исполнении. Они позволяют воспитывать чувство ответственности за других, развивают эмпатию, умение синхронизировать свои движения с движениями других детей. В дальнейшем эти чувства и умения закрепляются и помогают ребёнку налаживать контакты с людьми: видеть их, слышать, понимать, взаимодействовать и достигать запланированного результата.

В первую очередь это отражается на успешности в разных видах деятельности каждого ребёнка и взаимоотношениях в группе детей в целом.

Таким образом, физическое чувство равновесия способствует формированию психического равновесия человека. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.

Между гармонией физического тела и равновесием духовным, стрессоустойчивостью существует тесная взаимосвязь. Поэтому чувство равновесия необходимо развивать с детства. В дальнейшем оно проецируется на психическую сферу человека и даёт ему спокойствие, уверенность, независимость, помогает быть сильнее любой ситуации.

Дружеская и приятная обстановка в ходе игр и игровых упражнений в равновесии для детей дошкольного возраста способствует формированию физического и психического здоровья ребёнка и выступает одним из основных условий устойчивого психосоциального прогресса личности.

Равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от :

Функциональной активности организма;

Двигательного опыта.

Средствами , способствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

Ходьба и бег по узенькой дорожке;

На одной ноге;

Остановка по сигналу во время кружения;

Приземление в обозначенное место;

Ползанье по скамейке;

Ходьба на лыжах;

Передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

Высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

Способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

Угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

Сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

Положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

Используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины - приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины - приставным шагом правым боком, далее поворот на 180 0 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).


Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

Поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

Фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

1. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: AcademiA, 2002. - 316 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 95 с.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию новую рубрику моего сайта. Называется она «Мои занятия». В этой рубрике я буду выкладывать статьи-рассказы о моих занятиях по физике в детском развивающем центре. И сама лучше запомню, что и как проходило, и вам, надеюсь, будет интересно. Может, повторите и улучшите?

Сегодня расскажу о занятии по теме «Равновесие». Проходило оно у нас в форме путешествия в сказку.

Началось с того, что у дверей мы встретили канатоходца, стоящего на носу на тоненькой верёвке. Даже при попытке расшатать его, он не падал, а продолжал устойчиво стоять.

На вопрос о пом, как это у него получается, канатоходец ответил, что он много тренировался, развивал равновесие, а ещё он видел волшебную синюю птицу, и его желание научиться так делать (то есть стоять на носу) исполнилось.

Мы тоже стали тренироваться. Сначала стояли на одной ноге с открытыми, а потом и с закрытыми глазами.

Канатоходец, увидев наше старание, указал нам тропинку, которая приведёт к синей птице. Только с тропинки нельзя никуда сворачивать.

И вот мы отправились по тропинке. Она была такая узкая, что идти приходилось практически по одной линии.

По пути нам попался спящий медведь. Чтобы его не разбудить, мы, в добавок пошли по тропинке на цыпочках, сохраняя равновесие.

Тропинка привела нас в лес, на поляну. Поляна была со всех сторон окружена высокими деревьями. Куда идти дальше? Неизвестно. Но мы нашли на поляне много брусков и решили построить из них высокую башню, чтобы забраться наверх и увидеть синюю птицу. она же где-то рядом.

Однако, башня получилась не очень высокая. Тогда мы стали аккуратно вытаскивать из неё брусочки и класть их наверх. при этом башня, конечно, не должна была упасть. Равновесие должно было быть сохранено. Так мы увеличили высоту башни почти в два раза. Но, только собрались на неё забраться, как она рухнула!

Что делать? У кого спросить?

И тут мы увидели лисичку, которая внимательно на нас смотрела и совсем не пугалась, не убегала. Решили спросить у неё, не видела ли она синюю птицу?

И что же услышали? Оказывается, лисичка не только её видела, но она же птицу и спрятала в сундук, чтобы та не улетела и исполняла только её желания! Правда, ничего у лисички из этого не вышло. Птичка тихо сидела в сундуке, а желания не исполнялись:(Вот так-то.

Лисичка пообещала нам птицу отдать, если мы ответим на три её вопроса. Что делать, согласились.

1 вопрос лисы: Назовите мне 3 состояния устойчивого равновесия.

Я подсказала ребятам, что устойчивое равновесие — это такое равновесие, что если из него тело немного отклонить, то оно назад вернётся.

Тогда они смогли набрать 3 такие положения. Это маятник часов (колеблется, но всегда в положение равновесия возвращается); второе — это канатоходец, которого мы в начале встретили (сколько мы канат ни шатали, он не падал); а третье — это положение лёжа на полу) Не сразу, конечно, мы эти положения набрали, но набрали.

второй вопрос лисы: Назовите 3 положения неустойчивого равновесия.

Опять я немного подсказала, объяснив ребятам, что неустойчивое положение равновесия — это такое равновесие, при котором если тело вывести из этого равновесия, то назад оно уже не вернётся, а упадёт или укатится прочь.

Тут уж ребята быстро наговорили лисе даже не три, а больше вариантов неустойчивого равновесия. Когда на одной ноге стоишь, когда с закрытыми глазами идёшь, башню нашу вспомнили, яблоко, падающее с дерева…..

третий вопрос лисы: Почему устойчивое равновесие так устойчиво?

Ну, этот вопрос только ко мне. Хорошо, что ребята не одни с лисой встретились. Я ответила лисе, что устойчивое равновесие потому устойчиво, что вся тяжесть тела при нём, очень низко находится (центр тяжести расположен близко к точке опоры, или даже ниже точки опоры. Это самое устойчивое).

Когда мы лежим на полу, вся тяжесть на полу и лежит, никуда упасть не может, да уже и некуда. Центр тяжести наш (почти в пупке) близко к полу расположен. Когда канатоходец на носу стоит и не падает, у него в руках гири тяжёлые, которые основную тяжесть низко опускают, ниже точки опоры, каната. А у маятника основная тяжесть в массивном шаре, диске, и оно тоже в самом низу тела. Поэтому, когда мы маятник отклоняем из положения равновесия, он назад стремится.

Похожие статьи

  • Готовим желе с желатином и замороженными ягодами

    Необходимые ингредиенты для простого желе из замороженных ягод: 300 грамм любых замороженных ягод; 20 грамм желатина; 100 миллилитров простой воды; Столовая ложка сахарного песка (для сладкоежек можно добавить больше); Лимонная кислота....

  • Приготовление домашней окрошки по вкусным рецептам

    Квас для окрошки можно конечно купить в магазине. Но если честно, то я не встречала такого магазинного кваса, с которым окрошка показалась бы мне вкусной. Поэтому квас для окрошки я готовлю сама (рецепт смотрите после статьи)....

  • Желе из красной смородины — рецепт

    Насыщенное и ароматное ягодное желе – это очень простой и вкусный десерт, несущий в себе частичку богатого дарами солнечного лета. Желе из натуральных фруктов и ягод – это не только очень вкусно, но и очень полезно. Есть несколько способов...

  • Кекс из ржаной муки с семечками

    В нашей семье нет праздника без перника. Даже , я не всегда пекла на рождественские праздники, а вот эта классическая польская пряная выпечка, у нас дома обязательно должна быть. Даже больше, с обязательно начинается этот самый вкусный...

  • Шашлык из свинины барбекю

    Описание Когда Вы соберётесь на пикник, предлагаю приготовить над костром барбекю на решётке. Тонкие кусочки мяса с ароматным румяным лучком - отличная альтернатива традиционным шашлыкам . Как замариновать стейк свинины для барбекю? Есть...

  • Значение карт ленорман в любовных раскладах

    Любовь и личные отношения - это то, что волнует каждого из нас. Кто-то влюбляется, но не знает, испытывает ли интересующий его человек ответные чувства, у кого-то есть постоянный партнёр, но во взаимоотношениях не всё так гладко. И все они...