Роль жанра путевых заметок в отображении национальных характеров. Путевые заметки: как воссоздать точную картинку Как писать путевые заметки

Путевые заметки (Занятия 23-24)

Путевые заметки, как и очерк, создаются на основе наблюдений автора над фактами реальной действительности, но содержат (включают в себя) не только воспроизведение увиденного, но и мысли и чувства автора в связи с увиденным. Как писал К. Паустовский, "факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол".

Путевые заметки и очерки помогают увидеть, как преображается наша страна, где и как строятся заводы и электростанции, растут города, осваивается космос, изменяется природа, быт людей и меняется сам человек.

Воспитательное воздействие путевых заметок заключается в том, что в них правдиво и образно отражается жизнь, что в них не только утверждается положительное, но и вскрываются недостатки и трудности - этот жанр является важным средством активного вмешательства автора в жизнь, в различные явления повседневной действительности.

В путевые заметки включаются описание местности, пейзаж, портреты персонажей, элементы повествования и рассуждения, диалоги.

Занятие 23

Цель занятия

Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить учащихся с их особенностями и структурой.

Оборудование

Книги (например, В. Канторович. "Заметки писателя о современном очерке"; Ю. Смуул. "Ледовая книга"; Н. Н. Михайлов. "У карты родины", "Земля русская", "Я иду по меридиану"; В. Солоухин. "Владимирские проселки"; В. Конецкий. "Соленый лед", а также А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву", А. С. Пушкин. "Путешествие в Арзрум", А. П. Чехов. "Остров Сахалин" и др.

Основные этапы работы

Это занятие можно начать по-разному: с беседы, с анализа путевых заметок или очерков, имеющихся в книге для учащихся "Развивайте дар слова" (см. упр. 87-89 и др.) или собранных самостоятельно, с краткого вступительного слова учителя и т. д.

Последовательность и разнообразие этапов и форм работы зависят от конкретных условий, в которых происходят занятия, от состава факультативной группы, ее интересов и возможностей, от имеющихся в распоряжении учащихся средств обучения (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, фотоаппарат и др.). Очень хорошо, если во время подготовки к данному занятию учащиеся совершат интересные прогулки и экскурсии, зафиксируют свои наблюдения и впечатления, произведут фотоснимки местности, исторических памятников и укромных уголков природы, запишут на магнитофонную ленту или в дневники интересные встречи, голоса птиц и животных, "деревенские голоса" и звуки большого города, железнодорожной станции, речного вокзала и т. д.

Рассмотрим содержание некоторых этапов занятия более подробно.

Выборочное чтение и анализ путевого очерка В. Пескова "Речка моего детства" можно начать с ответов на вопросы, которые предлагаются в задании к упр. 87 в книге "Развивайте дар слова". А можно - и с краткого сообщения о самом авторе: чем интересен, что написал, о чем любит рассказывать (вспомнить "Шаги по росе", передачи "В мире животных"). Вскрыть истинный смысл выражения В. Пескова "У каждого из нас есть "своя речка" поможет прослушивание созвучных данной теме песен, просмотр слайдов или кинофрагментов "По родному краю", зарисовок учащихся и фотографий.

Руководитель факультатива вместе с активом учащихся заранее подбирает интересную для данной группы песню, и она звучит на определенном этапе занятия. Предлагаем на выбор несколько песен (конечно, учитель и учащиеся вправе их заменить или дополнить):

"Родина моя" (сл. Е. Евтушенко, муз. Б. Терентьева),

"Я Россию люблю" (сл. П. Черняева, муз. А. Новикова), "Край родной" (сл. В. Татаринова, муз. Е. Птичкина),

"Я пою о Москве" (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова), "Морское сердце" (сл. С. Острового, муз. Б. Терентьева), "Цветы луговые" (сл. С. Красикова, муз. Г. Пономаренко). После прослушивания одной-двух песен (большее количество песен может отвлечь от решения главной задачи) анализ путевых заметок и очерков может быть продолжен. Следует обратить внимание на композицию анализируемого текста (с чего начинается, чем кончается, на какие части делится, почему события излагаются в данной последовательности и т. д.) и особенности языка автора.

Самостоятельная работа учащихся на факультативных занятиях должна быть целенаправленной и конкретной. Учащимся предлагаются дифференцированные задания по одному тексту или, наоборот, аналогичные задания по нескольким заметкам или очеркам. Вот, например, какие вопросы и задания могут быть предложены учащимся при работе над путевым очерком В. Пескова "Речка моего детства":

1. Как описывает автор свою любимую речку в начале очерка по воспоминаниям детства? ("...Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой... Соловьиная трель по ночам... Плавать мы... учились так же естественно, как учатся в детстве ходить... А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка!" и т. д.) Как выражаются чувства автора при виде "речки без воды"? ("Речка была без воды... (ср. дом без окон, лес без деревьев)... травяной призрак реки... А ниже плотины лежал сухой и черный каньон...красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки... Особенно грустным был час, когда я дошел наконец к местам особенно мне дорогим...")

Как изменяется настроение автора, когда он видит знаменитый Усманский бор, разрезаемый полноводной Усманкой? ("Сердце у меня притихло от радости, когда уже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы... И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам... На берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди... При свете фонарика я записал в дневнике: "Заповедные плесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве"...)

2. Объясните значение непонятных слов и выражений, имеющих важное значение в раскрытии содержания текста (каньон - глубокая узкая долина, размытая рекой; плес - широкое водное пространство на реке или озере; пойма - заливаемая во время половодья и паводков низкая часть речной долины, где растут хорошие травы, заливной луг). Дайте объяснение, как образованы местные слова и выражения: топтуха, лохмотник, потное место; найдите в толковом словаре объяснение значения слов: бочаг, колдобина, чаплыги и др.

3. Найдите в тексте слова, обозначающие названия растений, кустарников, деревьев (камыш, тальник, лозняк, ветла, хмель, осока, таволга, болиголов, ольха, черемуха), названия животных, птиц, рыб (скопа, коростель, бобер, цапля, кулик, козодой, зимородок, налим, окунь, щуренок, язь). Какие из названных растений и животных вам известны? Что вы можете рассказать об их повадках и особенностях?

4. Произведите словообразовательный анализ слов, обозначающих названия населенных пунктов: Московка, Безымянка, Приваловка, Желдаевка, Лукичевка, Енино, Красино, Горки, Пушкари, Стрельцы, Сторожевое, Красное. Найдите в "Кратком топонимическом словаре" В. А. Никонова и других пособиях происхождение названий (топонимы) городов, рек и сел: Москва, Смоленск, Тула, Псков; Горки, Красное, Усмань, Плес; Елань, Угра, Унжа, Усолье, Починок, Прилуки, Ямская. Попытайтесь объяснить название села, поселка, деревни, города, где вы живете.

Самостоятельная работа учащихся может быть продолжена на материале других упражнений (см. пособие для учащихся "Развивайте дар слова").

Вопросы-задания к текстам упражнений направляют внимание школьников на связь между содержанием и формой путевых заметок и очерков, ориентируют на целостное восприятие текста.

Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов можно начать с просмотра слайдов, фотографий, рисунков, сделанных ребятами в походе, на экскурсии, с прослушивания дневниковых записей и черновых заметок. Во время обсуждения выясняется, что затруднило учеников в начатых ими путевых набросках, что удалось пронаблюдать, какие мысли и чувства вызвали картины природы и как это "ложится на бумагу", отражено и зафиксировано юными путешественниками. Учащиеся читают свои записки и поясняют, почему выбрано такое начало, в чем смысл данного описания, с какой целью в текст включен диалог или лирическое отступление, чем предполагается закончить путевые заметки и как озаглавить. Как показывает опыт, юные авторы путевых заметок уделяют мало внимания обоснованию цели путешествия. Отсутствие мотивировки затрудняет восприятие текста, понимание авторской позиции. Нередко учащиеся избегают описаний природы и местности, а если и вводят их, то неумело, формально, иногда отсутствует аргументация.

Тексты упражнений и задания к ним призваны помочь учащимся выбрать место, с которого хорошо просматривается улица города или поселка, речка или озеро, колхозные поля, т. е. необходимые для путевых заметок "объекты описания". Но не только на недостатках следует фиксировать внимание учащихся.

Следует поощрять юных авторов, которые отразили в своих записях живые впечатления, выразили свое отношение к описываемому факту и событию; включили собственные раздумья и размышления в связи с увиденным; сумели недвусмысленно выразить гражданскую позицию.

Подводя итог обсуждению собранных материалов, руководитель факультативных занятий указывает на то, что путевые заметки и очерки помогают читателю увидеть, как преображается наша страна: растут города, строятся заводы и электростанции, поднимаются высотные дома, прокладываются железные дороги и новые линии метрополитена, осваиваются целинные земли. А вместе с тем преображается и сам человек, строитель и созидатель новой жизни.

Доработка учащимися собранных материалов. Данный этап работы можно провести в форме консультации с отдельными учащимися. Руководитель отвечает на вопросы по содержанию и форме путевых заметок, помогает советами улучшить композицию сочинения, указывает на погрешности языка и стиля, дает конкретные советы и рекомендации.

Рекомендуются консультации с группами учащихся, работающими над близкими по тематике путевыми заметками. Руководитель может предложить отдельным учащимся прочитать уже законченные части текста, готовые фрагменты работы и даже, если позволит время, целые сочинения. Внимание пишущих обращается на то, как выражена основная мысль (идея) путевых заметок, ясна ли она самому автору и доведена ли до сознания читателя, чему учит данное произведение, хорошо ли построены путевые заметки (нет ли чего лишнего, что недосказано и недоказано), каков язык автора. При необходимости и на данном этапе работы возможно еще раз обратиться к анализу текстов, включенных в пособие для учащихся "Развивайте дар слова" (см., например, упр. 88 и задание к нему).

Занятие 24

Цель занятия

Проверить, как учащиеся овладели сочинениями в форме путевых заметок.

Основные этапы работы

Самостоятельная письменная работа учащихся.

Обсуждение написанных сочинений и подготовка материалов к выпуску очередного номера бюллетеня "По родному краю".

Постановка задачи: 1) двум-трем ученикам предлагается подготовить сообщения "М. Горький об очерке" и "Воспоминания Г. Медынского об очерке" (см. упр. 94, 95); 2) несколько учащихся получают задания рассказать о том, как писатели-очеркисты собирают материал для своих очерков (см. упр. 98).

Цель публикации - пополнить копилку сайта отзывами и статьями о путешествиях, достопримечательностях и связанных темах. И нашим авторам, чьи материалы подходят под условия публикации, мы с радостью и благодарностью выдадим электронное свидетельство о публикации на нашем сайте СМИ образовательного характера.

Примеры путевых заметок

Изложение идет от первого лица (я поехала, мы увидели), допускаются высокая эмоциональность изложения и проч. - просто публичная дневниковая запись о своих путешествиях. Форма изложения и объем публикации - свободные.

  • Путешествие по Карелии:
  • Путешествие по Башкирии:
  • Поездка в с. Варнавино:

Примеры описания достопримечательностей

  • Красноярские столбы:
  • Достопримечательности Калининграда:
  • Достопримечательности Нюрнберга:

Примеры справочной информации

  • Аквапарки Анапы:
  • Как доехать до замков Нойшванштайн и Хоэншвангау из Мюнхена:
  • Как добраться из Кельна в Брюссель:

Требования к туристическим материалам

  • Объем текста - от 1500 знаков без пробелов.
  • Уникальность текста - от 70% по text.ru или ETXT антиплагиат. Проверить уникальность текста можно онлайн, вставив текст на сайте http://text.ru/ . Увеличить уникальность можно удалив фрагменты ранее опубликованного текста; переписав их "своими словами", добавив авторский текст.
  • Количество фотографий: не менее 1, не более 30. Фотографии можно высылать только сделанные вами лично, фотографии из интернета или сделанные другими людьми без их явного поручения не высылайте.
  • Фотографии можно (и желательно) не сжимать, высылать прямо с фотоаппарата, как есть. Вы можете наложить на фото свой вотермарк.

В статье в нужном месте указываете название фотографии:

Фотографии нумеруете и прикладываете отдельными файлами. Желательно в текст статьи фотографии не вставлять. Однако, если вы затрудняетесь с приклеплением фотографий, вставьте их в текст статьи в нужных местах.

План статьи

  • Название материала
  • Анонс - краткая информация, о чем пойдет речь дальше. Примерно 4-7 строк.
  • Сам материал. При описании достопримечательностей приветствуется:
    • указание названия;
    • краткая история, чем знаменита достопримечательность или то место, которое Вы описываете;
    • адрес, телефон, график работы, стоимость посещения, ссылка на официальный сайт;
    • фотографии.

Обратите внимание

При подготовке статьи обратите внимание, что главная часть материала - текст и информация о достопримечательностях и вашем путешествии, а не фотографии (хотя они тоже важны). Текст стоит писать таким образом, чтобы он был полезен тем путешественникам, кто планирует поехать в то же место: расскажите свои впечатления, расскажите, как доехать до места, на что обратить внимание и другие тонкости.

Как отправить статью к публикации?

Все работы отправляются электронную почту Письмо оформляется строго по шаблону:

  • Тема письма "ОПУБЛИКОВАТЬ ЗАМЕТКУ"
  • Тело письма содержит информацию об авторе:
    • Фамилия, имя, отчество автора без сокращений в именительном и дательном падеже (выдано кому...) или псевдоним.
  • Далее к письму прикрепляются:
    • текстовый файл в формате Word с текстом путевой заметки;
    • фотографии в формате JPG, названия которых изменены на: Фото 1, Фото 2, Фото 3 и т.д. Пожалуйста, если у Вас много фотографий, не загружайте их на файловые хралища типа Яндекс.Диск или Mail.Облако - просто вышлите все фотографии частями: например, в одном письме по 5-10 фотографий. Это связано с тем, что со временем файлы удаляются из файловых хранилищ.
  • Должность автора или класс , название учреждения, в котором работает автор - с целью оформления максимально информативного документа участника, а также списка участников конкурса.
  • Номер телефона - для коммуникации с Пользователем по вопросам оплаты, участия в конкурсе/акции, а также с целью информирования о других подобных мероприятиях.
  • Иные сведения по усмотрению Пользователя, если он считает, что они необходимы для максимально полного и качественного оказания услуги.

Правила публикации материалов

  • Отправляя работы в адрес сайта, пользователь тем самым высказывает свое согласие с Правилами публикации материалов, изложенными на этой странице. Если Вы не согласны с правилами, пожалуйста, не высылайте материал.
  • Отправляя заявку/работку на конкурс, Пользователь тем самым выражает ознакомление и согласие с настоящим договором-офертой участия в Конкурсе/Акции, выражает свое ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности Сайта и Согласием на обработку персональных данных , а также согласен с Политикой конфиденциальности SendPulse (рассылки и информирование). В случае несогласия с Договором, не высылайте заявку на участие и не предоставляйте данные.
  • Автор предоставляет к публикации собственный, авторский, разработанный самостоятельно материал или высылает материал по поручению третьего лица. Допускается обобщение работы других людей, опубликовавших свои наработки в интернете или печатных изданиях.
  • Запрещено вставлять фотографии людей, кроме своих личных, реальные ФИО других людей (можно заменить на: "Ученик 1", "Ученик 2" и т.д.).
  • Каждый автор подписывается на рассылку нашего сайта. В любой момент автор может нажать кнопку "Отписаться" в любом письме от нашего сайта.
  • Возраст авторов: взрослые, подростки. Язык публикации: русский. Место проживания авторов: без ограничений.
  • Туристические заметки принимаются с марта 2015 г. На каждый опубликованный материал выдается электронное свидетельство о публикации на страницах СМИ образовательного характера Вектор-успеха.рф бесплатно.
  • Пользователь разрешает редакции сайта удалить в исключительных случаях материал с сайта по любым веским, по мнению редакции, причинам. В то же время автор должен понимать, что материалы условно неотзывны, то есть их нельзя опубликовать и попросить удалить в короткий срок. Все материалы сайта проверяются его сотрудниками или волонтерами, которые затрачивают время на публикацию материалов, и мы не готовы публиковать и удалять материалы по необоснованным причинам. Все вопросы удаления материалов решаются путем обращения в редакцию сайта. Удаление статей с сайта платное - 400 рублей, стоимость удаления разработки решается в индивидуальном порядке.
  • Правила публикации, изложенные на этой странице, могут быть изменены редакцией сайта в одностороннем порядке, однако все новые правила публикуются здесь, в открытом доступе для всех желающих.
  • Мы уважаем права авторов и приложим все усилия для создания положительного имиджа автора, максимального распространения его работы, окажем помощь и содействие в публикации материала.
  • Пользователь разрешает редакции частично или полностью безвозмездно использовать свой авторский продукт (конспект урока, презентацию и проч.): публиковать на страницах сайта в открытом доступе или, наоборот, разрешать доступ к материалу только после регистрации на сайте. При этом сайт никогда не введет плату за просмотр и скачивание авторского материала (исключение могут составить специально созданные материалы, а также материалы, опубликованные после введения соответствующего Правила публикации).
  • Пользователь разрешает редакции сайта вносить корректорские и редакторские правки в материал, которые не приводят к изменению сути материала, его содержания. В частности, в разделе Разработки (load) редакция сайта, как правило, ограничивается правками названия материала, его краткого и полного описания, и только в исключительных случаях редактирует опубликованные автором файлы.
  • Пользователь разрешает редакции сайта указывать на странице материала на сайте ФИО автора, должность, место работы и другие данные, предоставленные самим автором в момент заполнения формы отправки материала или по электронной почте.
  • Пользователь, отправляя работу в редакцию, тем самым заявляет, что автором материала является он сам, все заимствованные фрагменты взяты на правах цитирования, указаны источники информации. Пользователь, отправивший работу на сайт, несет персональную ответственность по любым вопросам третьих лиц об авторстве материалов и прочих вопросах, связанных с материалом. При этом редакция сайта оказывает содействие обеим сторонам для урегулирования любых спорных ситуаций. Редакция сайта считает своим долгом противодействовать распространению плагиата, незаконных материалов, однако не имеет возможности досконально изучить каждый материал перед публикацией на страницах сайта.
  • Автор материала выражает свое согласие на получение электронных писем от редакции сайта, в частности, о результатах рассмотрения материала, с дополнительными вопросами автору, а также рассылку-информирование авторам сайта. В любой момент в любом массовом письме автор материала может отписаться от получения таких писем, нажав кнопку "Отписаться". Мы исключительно против спама, но должны заручиться Вашим согласием на информирование автора о судьбе его материала.

Сроки рассмотрения публикаций

Заметки о путешествиях достаточно сложны в плане публикации на сайте: требуется хотя бы минимальная обработка фотографий, правка текста и верстка статьи на сайте, поэтому мы публикуем заметки о путешествиях примерно в течение месяца. Когда-то быстрее, когда-то дольше, но публикуем материалы в порядке очереди, регулярно.

Путевые заметки - одна из разновидностей путево­го очерка - жанра художественной публицистики. Это

зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях - всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного - позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование, в котором отражается переме-


щение автора во времени и в пространстве; преоблада­ют же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обосно­ванием оценки или рассуждения-объяснения.

©> 187. Прочитайте текст.

РЕКА И ЖИЗНЬ

Осень - пора подведения итогов походов и экспеди­ций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.

«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.

Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, дру­гой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воз­душный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с пер­вого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...

Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над во­дой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумруд­ными челночками проносились над гладью плёсов ры­баки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.



Правый высокий берег почти везде покрыт дубня­ком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на кото­ром царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.

Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обшир­ные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы пре­вращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.


В этих местах особо чувствуешь живительную необ­ходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синев­шей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песча­ных сухих возвышениях - сосны.

Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем про­падает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зо­вут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже на­поить огромный индустриальный Воронеж.



Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государ­ства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и поды­малась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдлан­ный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблю­датель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огнен­ный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-


крепостях, а войско вовремя выступало навстречу на­лётчикам.

Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древ­ний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, при­земистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.

На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...

(В. Песков, В. Дёжкин)

Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.

План анализа текста определённого жанра

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказыва­ния.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выражен­ный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 при­мерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с дру­гом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих про­странство (где? к у д а?). Другими словами, выясни­те, как развёртывается текст: во временной или в про­странственной перспективе.


©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).

2. Определите тип речи.

3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркни­те их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.

4. Какие синтаксические средства создают изобразитель­ность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значени­ем; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.

5. Укажите, какой частью речи являются выделенные сло­ва, объясните их правописание.

©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и ти­пологическую схему.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путе­шественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассужде­ний, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. До­стигает ли высказывание цели, если оно выполнено только по­средством повествования?

Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный марш­рут к «Северным островам». Нам очень хотелось побы­вать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и ста­ли ждать, когда же наступит август.

Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто пу­тешествовали год!

Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купа­лись в Белом море, совсем как в Чёрном.

Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петрог­лифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисто­рического человека. Пешком ходили на реку Охту, зна­менитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -


в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Хо­дили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.

На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.

Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, ка­чало, заливало водой. Плохо было...

Затем нас полоснула казематным сервисом соловец­кая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходи­лось на ночь натягивать на себя всю шерстяную налич­ность.

Остальное же было чудесно: монастырская кре­пость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных ва­лунов; суровая архитектура соборов и служб (одна тра­пезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...

Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём боль­ше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скром­ная природа острова.


1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в ос­новной части путевых заметок; в какой перспективе развёрты­вается текст - в пространственной, временной или пространст­венно-временной.

2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывает­ся значение названий отдельных местных достопримечатель­ностей. Как вводится другая информация поясняющего ха­рактера?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка ис­пользованы в тексте? Назовите их.

4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.

190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рас­сказать о Кйжах по фотографиям.

Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о де­ревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мель­ницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.

191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в ка­никулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые уви­дели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие син­таксические конструкции, слова и выражения помогут вам свя­зать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повест­вовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.

Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.

Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.

Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.

Вариант 2

Мой отец - большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.

Это были осенние каникулы и я умолял папу, чтобы он взял меня с собой, я даже сказал, что мне не нужен подарок на новый год, так сильно я хотел понять, что же влечет отца, что он с таким счастливым лицом покидает родной дом и спешит уйти. Следующим утром я проснулся раньше, чем даже отец, собрал свой небольшой рюкзак, оделся и стал ждать в коридоре. Спустя полчаса, отец в полной готовности направился в сторону выхода, но тут я преградил ему путь. Я хотел начать умолять его взять меня с собой, но он приставил палец к своему рту и сказал «шшш», взял меня за руку и мы вышли из дома вместе.

На улице было тихо и туманно. Мы молча дошли до станции вокзала, сели в электричку и я тут же уснул. Когда электричка остановилась, я приоткрыл глаза и увидел, что папа уже снимает наши рюкзаки с верхних полок, я вскочил и стал ему помогать. Мы вышли из электрички и сразу же направились в густой лес. Мне стало немного страшно, лес был такой огромный, везде что-то шуршало, падало и кричало, но увидев спокойное лицо отца, я немного успокоился, а после того, как он глянул на меня и весело сказал: «Дыши глубже!», мне стало совсем спокойно и радостно. Немного спустя, мы пришли в лагерь, который уже развели папины друзья. Там горел большой костер, вокруг него стояли палатки, а между ними на натянутых веревочках, сушились разные грибы.

Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.

Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.

Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.

Сочинение в жанре путевых заметок 9 класс

5:00 понедельник

Выезжаем. Ура! Даже не верится, что я способен проснуться в половину пятого. Но ради приятного путешествия – с удовольствием. Вчера ещё не получилось пораньше лечь, хотя мама советовала, но мне нужно было кое-какие дела доделать, собрать чемодан. Всё равно отосплюсь в машине!

Понедельник, вечер

Приехали! Ура-ура! Дорога прошла хорошо. Почти всё время спал. Пару раз останавливались на заправках. Все они похожи друг на друга. Кофе невкусный… Из машины смотрел в окно (пару раз ма разрешила мне ехать на «штурманском»), грустный пейзаж, но такой русский. Наша печальная природа осени. Голые ветки, серое небо, морось. Но чем дальше мы ехали на юг, тем больше становилось разноцветных листьев на ветвях – тут они еще не облетели. И трава зеленая, и солнце проглядывает… Немного мы постояли в пробках, на ремонте мостов, немного поплутали. Но приехали, уф.

Это был день для отдыха. Город, где живёт бабушка, это городок, скорей. Он от завода, а завод работает уже плохо. Там почти все старики… Молодежь вся уехала в «столицу» региона. Центр города – один ресторанчик быстрого обслуживания, церковь и магазин – просто большой, а не торговый центр даже. Общаемся с родственниками – ходим по гостям.

Сегодня мы сходили в музей. Было интересно! Немного всё намешано, правда. Музей до шести, но в половину шестого все его работники стояли уже в куртках и осуждающе смотрели на нас.

Вот мы добрались до главного города области. Тут размах! И суши-бары, и дискотеки. Пышные здания, много машин, народ-народ. Мы погуляли по улицам, по набережной. Вот только уже осень, там никого особо нет, кафе закрыты. Но и в этом какая-то особая атмосфера.

Сегодня, наоборот, день мы провели в станице. Ходили на речку! Смотреть, конечно, не купаться. Погуляли в лесу – даже грибов собрали, а отец ловил рыбу. Тут ещё столько хризантем.

Станица большая, зажиточная. Много кирпичных домов, виноградники, огороды. Народ веселый.

Опять в дорогу. Каникулы скоро заканчиваются… Жаль, я б ещё недельку тут погулял.

Мы ехали намеренно мимо городов – всё по окружным, но проехали, конечно, через много деревень. Деревянные домики, не очень яркие, как и природа.

Воскресенье

Вот мы и дома! Столько впечатлений привезли, гостинцев. Хорошо, что мы в те выходные дома всё сделали, теперь не нужно даже уже в школу на завтра собираться. А там мы, наверняка, напишем сочинение, как я провёл каникулы. Хорошо!

  • Сочинение Живое пламя Носова рассуждение о книге

    Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну.

  • Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

  • Анализ произведения Дубровский Пушкина

    Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.

  • Однако понятно - жанр «путевых записок» или «дневников путешественников» возник не сегодня, а имеет давнюю традицию. Интерес к «иному» был наиболее ярко выражен в ХІХ в., в эпоху романтизма. Конечно, на то существовали свои причины, ведь это было время формирования наций и создание коллективных идентичностей, которым для самоопределения были необходимы другие группы культуры: идентичность группы всегда определяется при помощи того, чем эта группа не является - другими словами, с помощью тех, кто не принадлежит к этой группе. Таким же образом можно было бы с уверенностью сказать, что этот процесс установления и самоопределения опирается на мифическую матрицу, выраженную в бинарной оппозиции «мы» - «они», то есть «наше» - «чужое», причем то, что есть «нашим» почти всегда лучше, удобней; это порядок, плановая структура против «чужого», которое является аморфным, хаотичным . Жанром, в котором картина «другого» предстает наиболее ярко, лучше всего, без сомнения, являются дорожные заметки.

    Причина этого заключается в том, что концепт дороги побуждает к размышлению, провоцирует мышление, развивает мысль, формирует новые модели психики. Кто путешествует, тот не может не рефлексировать, ведь в том жизнь и состоит - в перемене, в диалоге, порой даже с самим собой. Поэтому этот жанр характеризуется активным авторским началом .

    Дорожные (или путевые) заметки - это заметки путешественника, которые содержат дорожные впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений, и которые претендуют на сообщение читателю новых сведений о малоизвестных или новооткрытых странах. Однако нет единства среди специалистов относительно четкой дефиниции жанра путевых заметок. «Путешествие» - это собирательная форма, включающая в себя на правах целого элементы различных жанровых образований .

    Путешественник вносит организующее начало в жизненный хаос (знаком которого является уже сам выбор маршрута), преобразуя его в особый культурный мир своего путешествия. Таким образом, всякое путешествие является аналогом познавательной человеческой деятельности вообще, если та осуществляется с определённой культурной позиции, имеет заданный культурный характер. Путешествие подчиняется в сущности той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни: переход от одного впечатления к другому, появление новых картин и персонажей. Но если процесс познания как таковой не требует обязательной фиксации познанной и освоенной действительности в виде её модели, закреплённой в той или иной форме, то созданный путешественником мир закономерно должен «материализоваться» и приобщиться в этом качестве к объективным ценностям культурного ряда .

    Как идея свободы была осознана главная жанровая идея «путешествий». Поэтому «путешествие» понималось как литературная форма, обладающая максимумом возможностей для ничем не ограниченного выбора предметов изображения и столь же свободного, по воле автора, перехода от одного такого предмета к другому. Идея свободы пронизывает все уровни художественной структуры «путешествия» и закрепляется в его конструктивной основе как принцип свободного, бессюжетного повествования.

    Путевая заметка - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь» .

    На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна .

    Можем назвать еще несколько ярких примеров путевых заметок в мировой литературе.

    В 1826-1831 годах Гейнрих Гейне пишет «Путевые картины». Это такая себе последовательность связанных тематически художественных очерков. На первый план в произведении автор помещает самого себя, однако роль любознательного, энергичного обсерватора ему очень идет. Странствие Гейне по горам Гарц лежит в основе сюжета. Примечательно, что поэт не просто описывает увиденное, а и высказывает критические мысли относительно общественной, политической и культурной жизни родной ему Германии .

    Чрезвычайно интересными для любознательного читателя могут быть также дорожные очерки «Впечатление и картины» Федерико Ґарсия Лорки, которые вышли в 1918 году. Эмоциональность и естественность Лорки объединяются здесь с его глубинной простотой.

    Зарождение путевой заметки в России было обусловлено также насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н.М. Карамзину в «Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.

    Путевая заметка прошла долгий путь своего становления и развития. При этом она явила себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

    Ведь именно путевая заметка является одной из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в ней в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. П. .

    Глубоким потрясением для путевых заметок явилась революция 1917 года. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.

    Жанр путевой заметки развивался, однако с распадом Советского Союза он потерял популярность. Основную причину кризиса жанра специалисты усматривют во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Путевым заметкам на газетной полосе не нашлось достойного места .

    Однако при всем этом мы не можем утверждать, что путевая заметка является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И путевая заметка, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму .

    Рассматривая путевую заметку в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В.Я. Канторовича: «определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество» .

    Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевой заметки, то они никогда не отличались устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным .

    Во все времена автор путевой заметки должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку» .

    Качество же путевой заметки, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно» .

    Сама по себе работа над путевой заметкой складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.

    Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления .

    Путевая заметка «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину «кусочка жизни»» . В этом как раз и заключается ценность путевой заметки как жанра.

    Похожие статьи